Деспотии востока 10 класс конспект – Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: презентация к уроку истории в 10 классе «Цивилизации Востока.Деспотия». | скачать бесплатно

Урок изучения нового материала «Деспотии Востока»

Деспотии Востока

Целоусова Г.И. учитель истории МБОУ «Школа №190» г.Н.Новгорода

Цель урока

Знать : особенности возникновения государств Древнего Востока Уметь : сравнивать события, делать выводы, обобщать учебный материал Понять : что по типу создаваемые государства могли быть только деспотиями

№ 1 (10 минут)

  • Открой учебник на стр. 57-59. Прочитай текст пункта.
  • Ответь на вопросы самоконтроля: а)Перечисли известные тебе признаки государства б) Заполни схему:

в)Каковы причины возникновения государства в Египте?

3. Дополнительно

: проведи взаимопроверку в парах: оцени работу соседа по парте. Поставь оценку в тетрадь.

№ 2 (15 минут)

  • Прочитай пункт на стр.59—62
  • Составь вопросы ( 3-4 ) к тексту, которые начинались бы со слов «кто» и «почему».
  • Дополнительно : покажи свои вопросы товарищу по парте. Ответь на его вопросы. По необходимости помоги ему.
  • Сформулируй общий вывод: почему рабство было присуще всем древним государствам? Вывод запиши в тетрадь.
  • Найди в данном тексте не менее 5 исторических терминов. Письменно объясни их.

№ 3 (7 минут)

  • Прочитай текст на стр.63 – 66.
  • Устно ответь на вопросы: а) каким образом мир отражался в сознании древнего человека? б) чем такое восприятие отличается от современного? в) каково значение культурных достижений египтян?

№ 4 (8 минут)

  • Ответь на вопросы : А) Что такое деспотия? Б) Какие основные функции выполняла власть в государствах Древнего Востока?
  • Сделай обобщающий вывод по данной теме.
  • Самостоятельно оцени, достиг ли ты цели. Для этого вернись к началу урока и прочти их.

Домашнее задание

§6. Подготовиться к зачёту по вопросам данной темы.

videouroki.net

Разработка урока в 10 классе «Восточная деспотия»

Законы вавилонского царя Хаммурапи.

Фрагмент

Я – царь могучий среди царей. Мои слова изрядны, моя премудрость несравненна. По повелению

Шамаша, великого судьи неба и земли, да воссияет моя правда стране; по воле Мардука, моего владыки, да не будет того, кто бы удалил мой памятник. В Эсагиле, которую я люблю, моё имя должно помниться вечно во благо. Утеснённый должен подойти к моему изображению, как царя правды, прочесть надпись, внять моим драгоценным словам, и мой памятник должен прояснить ему его дело; он должен найти своё право, его сердце должно радоваться… Во веки веков, навсегда, царь, который будет в стране, должен соблюдать слова, начертанные на моём камне. Закон страны, который дал я… он не должен удалять с моего памятника. Если это государь премудр и может держать страну в порядке, он должен соблюдать слова, начертанные на памятнике…сообразно им он должен управлять подданными, судить их, давать им решения, истреблять в стране злодеев и преступников, создавать своему народу благосостояние…

Хозяйство.

§7. Если человек1 купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить…

§ 53. Если человек полениться укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделываемая земля (общины, то) человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил…

§ 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, (то) он должен отмерить зерно в соответствии (с урожаем) его соседей…

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, то он должен отвесить ½ мину2 серебра…

§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадёжно, так, что судно в том же году станет течь (или) получит (другой) недостаток, (то) корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за свой счёт и отдать прочное судно хозяину судна…

§ 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым (другим) грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нём (было), (то) лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и всё, что он погубил в нём…

§ 259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей3 серебра.

§ 260. Если он украл сошник или борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.

§ 261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, (то) он должен платить ему по 8 гуров4

зерна в 1 год…

§ 274. Если человек нанимает мастерового, то наёмную плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату камнереза… плату кузнеца… плату столяра… плату кожевника… плату плотника… плату корзинщика… плату строителя… в день он должен давать.

Наказания.

§ 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он сказал, не доказал, (то), если это дело – дело о жизни, человек этот должен быть казнён…

§ 6. Если человек украл имущество бога или дворца, (то) этот человек должен быть казнён…

§ 14. Если человек украл малолетнего ребёнка (другого) человека, (то) он должен быть казнён…

§ 21. Если человек сделал пролом в доме (другого человека), (то) перед этим проломом его следует убить и закопать…

§ 195. Если сын ударил своего отца, (то) ему должны отрубить руку…

§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, (то) должны выколоть ему глаз…

§ 197. Если он переломил кость человеку, (то) должны переломить ему кость…

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, (то) должны ему выбить зуб…

§ 202. Если человек ударил (по) щеке человека, высшего (по положению), чем он сам, (то) он должен быть отхлёстан в собрании воловьей плетью 60 раз…

§ 203. Если сын человека ударил (по) щеке сына человека. Равного ему, (то) он должен отвесить одну мину серебра…

§ 205. Если раб человека ударил (по) щеке сына человека, (то) ему должны отрезать ухо…

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу не прочно, так, что построенный им дом обвалиться и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Долговая кабала.

§ 115. Если человек имеет за человеком (долг) хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, (то) это не основание для претензии.

§ 116. Если заложник умрёт в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и если (взяты в залог) – сын человека, (то) должны казнить сына ростовщика…

§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвёртый год должно отпустить их на свободу.

1 — полноправный житель Вавилонского царства.

2 — мина – 0,5 кг

3 — сикль – 8,4 г

infourok.ru

Модульный урок по всеобщей истории в 10 классе Деспотии Востока

Тема урока в 10 классе:
«Деспотии Востока».
Триединая цель урока.
В конце урока ученик должен:
знать особенности возникновения государств в Древнем Востоке;
уметь сравнивать события, делать и аргументировать выводы; применять полученные ранее знания; обобщать учебный материал.
понять и осознать, что по типу создаваемые государства могли быть только деспотиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Примененная педагогическая технология: модульная.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Номер
УЭ*
Учебный материал с указанием задания.
Управление обучением.

УЭ1
Цель:
1. Научиться применять полученные ранее знания.
3. Формировать умение делать выводы.

1. Открой учебник на стр. 57-59. Прочитай текст пункта «Предпосылки возникновения государства».
2. Ответь на вопросы самоконтроля.
А) Перечисли известные тебе признаки государства.

Б) Заполни схему.

Географическое ? Занятия
положение

В) Каковы причины возникновения государства в Египте?

3. Проведи взаимопроверку в парах: оцени работу соседа по парте. Поставь оценку в тетрадь.

Письменно ответь на поставленные вопросы.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

Время выполнения УЭ1 – 10 минут

УЭ2
Цель:
1. Знать социальную структуру древнеегипетского общества.
2. Уметь анализировать события, аргументировать свое мнение.

1. Открой учебник на стр. № 59. Прочитай текст пункта «Рабовладение и общественные отношения в древних государствах».
2. Составь вопросы (3-4) к тексту, которые начинались бы со слов «кто» и «почему».
3. Покажи свои вопросы товарищу по парте. Ответь на его вопросы. По необходимости помоги ему.
4. Сформулируй общий вывод: почему рабство было присуще всем древним государствам? Вывод запиши в тетрадь.
5. Согласен ли ты с фразой: «Общество в древних государствах было иерархическим?»

6. Найди в данном тексте не менее 5 исторических терминов. Письменно объясни их.
Если чувствуешь затруднения, пригласи учителя.

Взаимопроверка.

При затруднении используй схему на стр. 52.

Время выполнения УЭ2 – 15 минут.

УЭ3
Цель: 1. Знать основные культурные достижения Древнего Египта.
2. Уметь формулировать значение исторического явления, развивать способность быстро запоминать учебный материал.

Прочитай текст «Культура и верования в Древнем Египте» на с.63
2. Устно ответь на вопросы.
Каким образом мир отражался в сознании древнего человека?
Чем такое восприятие отличается от современного?
Каково значение культурных достижений древних египтян?

.

·

Если чувствуешь затруднение, пригласи учителя.

Самоконтроль.

Время выполнения УЭ3 – 7 минут.

УЭ4
Завершающий контроль.

1. Ответь на вопросы:
Что такое деспотия?
Какие основные функции выполняла власть в государствах Древнего Востока?
Сделай обобщающий вывод по данной теме.
2. Подготовься к зачету по вопросам данной темы.
Работа в группе из 4 человек.

Помните, что, работая в группе, вы не должны мешать окружающим.
 
Время выполнения УЭ4 – 8 минут.

УЭ5
Рефлексия.
Самостоятельно оцени, достиг ли ты цели. Для этого вернись на начало модуля и прочти, какие перед тобой стояли цели.

Контрольное задание.
Я надеюсь, что при выполнении контрольного задания ты успешно применишь свои знания.
Удачи!
Уровень 1.

schoolfiles.net

Презентация по всеобщей истории на тему «Деспотии Востока» (10 класс)

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по всеобщей истории на тему «Деспотии Востока» (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Деспотии Востока 10 класс

2 слайд Описание слайда:

Основной формой государственной организации древневосточных государств была деспотия (от греческого слова «despotos» — хозяин, господин)

3 слайд Описание слайда:

Деспотии Востока: Древний Египет Междуречье Древняя Индия Древний Китай

4 слайд Описание слайда:

Признаки восточной деспотии: неограниченная власть наследственного монарха, обожествление его лица и сосредоточение в его руках религиозной власти, признание монарха верховным собственником земли, единственным законодателем и высшим судьей, централизованное государство с тоталитарным режимом и разветвленным чиновничьим аппаратом.

5 слайд Описание слайда:

Функции первых государств: организация общественных работ, взимание налогов, строительство ирригационных сооружений, обеспечения обороны от внешних врагов, захвата других народов Отсюда и три основных ведомства, которые существовали в этих странах: ведомство внутренних дел; ведомство военных дел; ведомство публичных работ.

6 слайд Описание слайда:

Власть над подчиненными содержалась не через посредство закона, а путем запугивания.

7 слайд Описание слайда:

Господствующая идеология: поддержка культа богов, строительство колоссальных культовых сооружений, большой штат жрецов, которые осуществляли правосудие.

8 слайд Описание слайда:

Древний Египет Образовался как единое государство в III тысячелетии до н.э. Основа хозяйства: земледелие, ремесла, рабовладение.

9 слайд Описание слайда:

Огромное влияние языческой религии. Иерархическая структура общества. Основной металл-бронза Огромное влияние языческой религии. Иерархическая структура общества. Основной металл-бронза

10 слайд Описание слайда:

Социальная структура

11 слайд Описание слайда:

Фараон Считался живым богом. Его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Долгое время власть передавалась по женской линии.

12 слайд Описание слайда:

Жрецы Пользовались значительным влиянием Наблюдали за погодой, затмениями, рассчитывали разливы Нила, строительство пирамид. Проводили похоронный ритуал Осуществляли правосудие

13 слайд Описание слайда:

Религия древнего Египта Боги олицетворяли различные силы природы. Наиболее почитаемые: Ра — Бог Солнца, Осирис — Бог земледелия и царства мертвых, Хаппи — Бог Нила. Вера в загробную жизнь

14 слайд Описание слайда:

Ведение войн Войны обеспечивали Египет рабами, новыми землями, золотом, скотом. Походы в Эфиопию, Ливию, Нубию, Палестину, Сирию.

15 слайд Описание слайда:

Пирамида Хеопса Высота-146,6м, ширина каждой стороны-230 м., общий вес каменных глыб- 750 тыс. тонн.

16 слайд Описание слайда:

Культура в Древнем Египте Широко распространена грамотность -иероглифы Развитие медицины Математические знания Развитие химии

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Военные деспотии в Малой Азии Ассирия X-VII вв. до н.э. Персидская держава VI- IV вв. до н.э.

20 слайд Описание слайда:

Древняя Индия Разделение общества на касты Брахманы Воины Земледельцы Слуги Неприкасаемые Слабость центральной власти

21 слайд Описание слайда:

Древний Китай Сильная императорская власть II до н.э.-III н.э. Государственный контроль над землёй, ремеслами, торговлей. Долговое рабство

22 слайд Описание слайда:

Первые письменные законы Законы защищали все слои общества, отражали традиции, сформировавшиеся в глубокой древности. Шумеры ХХ в до н.э. Хаммурапи ( Вавилон) 1792-1750гг.до н.э.

23 слайд Описание слайда:

Интересно знать! Замена смертной казни альтернативными наказаниями в странах Древнего Востока иногда зависела от имущественных состояний осужденного. Так, в Индии высшая мера наказания могла быть заменена в ряде случаев выплатой высшего штрафа — 1000 пан(средний штраф 500 пан, ниже 250 пан), что, по мнению историков права, ставило в неравное положение бедного и богатого преступника. Государство не только защищало так сказать «социальноблизких» правонарушителей, но и имела свой материальный интерес. Если состоятельный преступник откупался от казни значительной для него суммой, это не только служило ему и другим оговоркой на будущее, но и существенно наполняло государственную казну. Зато казнь правонарушителя не оставляла властным структурам ничего, кроме, возможно, моральной сатисфакции.

24 слайд Описание слайда:

Интересно знать! Интересно, что в Законах Хаммурапи принцип талиона (а, следовательно, и возможности применения смертной казни) распространялся даже на лиц, никоим образом не причастных к преступлению. Так, в случае избиения беременной женщины, повлекшее ее смерть (и, очевидно, гибель плода), убить надо дочь того, кто нанес побои. Смерть под развалинами здания сына заказчика наказывается смертной казнью сына строителя.

25 слайд Описание слайда:

Задание: Отнесите перечисленные положения к: А) причинам образования государства; Б) к признакам государства. 1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти. 2. Появление законодательства. 3. Наличие определенной территории. 4. Необходимость удержания в повиновении народа. 5. Необходимость защиты от врагов. 6. Наличие центров ремесла и торговли. 7. Появление аппарата управления.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-249072

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока «Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации»

Тема урока: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

  • осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

  • рассказать об особенностях деспотической власти

  • закрепить навыки делать выводы из выученного материала

  • научиться работать с видеоматериалом

  • закрепить знания по теме

Ход урока.

  1. Приветствие и мотивация

Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма

  1. Изучение нового материала (презентация)

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

К.Ясперс, современный немецкий философ

— Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

…История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К.Ясперс, современный немецкий философ

— Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).

— Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

  • ремесло отделилось от сельского хозяйства;

  • ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;

  • появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;

  • образовались государства — система органов управления обществом и его подавления;

  • создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

  • появились города.

— Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IVI тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации — египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).

…Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И.Мечников, русский историк, XIX века

— Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

— Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

  • Деспоти́зм— неограниченная власть.

  • Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном). Славянский аналог термина «деспот» — термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».

  • Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

  • Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.

— Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

— (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

— Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

— (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

— Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах.

Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:

1 группа – Египетская цивилизация

2 группа – Индийская цивилизация

3 группа – Китайская цивилизация

(

  1. Закрепление пройденного на уроке

Отнесите перечисленные положения к:

А) причинам образования государства;

Б) к признакам государства.

1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти.

2. Появление законодательства.

3. Наличие определенной территории.

4. Необходимость удержания в повиновении народа.

5. Необходимость защиты от врагов.

6. Наличие центров ремесла и торговли.

7. Появление аппарата управления.

Тест “Что такое цивилизация?”.

  1. Древние государства появлялись:

    • по всей земле одновременно;

    • только на океанском побережье;

    • постепенно в долинах крупных рек.

  2. На территории древних государств были:

    • города, окруженные крепостными стенами;

    • отдельные дома жителей;

    • поселения жителей.

  3. Жители в древних государствах:

    • были равны перед законом;

    • все считались рабами правителя;

    • были неравны, то есть были богатые и бедные.

  4. Главой государства был:

    • старейшина избранный всеми;

    • царь, получивший власть по наследству;

    • религиозный служитель “по воле бога”.

  5. Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:

    • тайная полиция;

    • законы и письменность;

    • подарки всем жителям;

    • грамотные чиновники.

  1. Домашнее задание.

Параграф 7

Нарисовать иллюстрацию к теме « Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации»

infourok.ru

Восточные государства-деспотии


 Хотя локальные цивилизации разнообразны и многолики, еще с древних времен наметились два их основных региона со своими особыми историей и судьбой — Восток и Запад. Как известно, на Востоке преобладало ирригационное земледелие. Для создания искусственных оросительных систем требовалось организовать совместный труд сотен и тысяч людей, а без сильной власти это, как правило, было невозможно. Данное обстоятельство и стало одной из причин возникновения в древних восточных цивилизациях особой формы государства — деспотии.
Суть деспотий при всех внешних различиях была единой: во главе их стоял полновластный правитель (деспот), владевший всей землей. Он осуществлял свою власть через широкую сеть чиновников, которые собирали налоги, организовывали сельскохозяйственные и строительные работы, следили за состоянием оросительной системы, за своевременным пополнением войска, вершили суд и т. д. Власть восточных деспотов была неограниченной (с греческого «деспотия» так и переводится — «неограниченная власть»). За ними было последнее слово во всех вопросах — военных, хозяйственных, юридических и пр.
Считалось, что власть деспотов имеет божественное происхождение, а сами они в глазах населения были наместниками богов на земле. Так, в Египте фараон носил титул владыки Обеих Земель (т. е. Южного и Северного Египта) и считался живым воплощением Бога. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а в древнеиндийской религиозной книге «Веды» говорится, что царь создан из частиц тела разных божеств. Вера в божественное происхождение правителей укрепляла их власть и помогала держать народ в полном повиновении.
В восточных обществах довольно рано сложилась жесткая иерархия: все социальные слои занимали определенное положение в обществе, которому строго соответствовали их обязанности, права и привилегии. По мере возникновения различных профессий происходила своего рода социальная сортировка новых общественных слоев — за каждым закреплялось особое место.
Пирамида власти в древних восточных цивилизациях выглядела примерно так. На вершине находился правитель-деспот, чуть ниже — высший слой знати: жрецы, родовая и военная аристократия. Еще ниже располагался многочисленный аппарат чиновников. Здесь уже главную роль играли не знатное происхождение и милости правителя, а профессиональные знания. В привилегированном положении находились также купцы и воины: первые укрепляли экономическую, а вторые — военную мощь государства. Ближе к основанию «пирамиды» находились ремесленники и свободные общинники — наиболее многочисленный слой общества. На протяжении почти всей истории цивилизаций, вплоть до XIX в., сельская община была главной производственной ячейкой. А корни ее уходили в первобытную эпоху, когда люди объединялись в родовые, а затем соседские общины. На основе последних и возникли сельские общины, в которых нередко сохранялись как семейные, так и соседские связи.
Сельская община была экономически замкнутым организмом: натуральное хозяйство обеспечивало ее членов всем необходимым, а государство вмешивалось в жизнь общины, как правило, лишь при необходимости собрать налоги или пополнить войско. В остальном община была самоуправляемой, все спорные вопросы решались на собраниях общинников. Самым страшным наказанием для общинника было изгнание из общины — отторжение от привычного социального организма, вне которого он не мыслил существования.
В древних цивилизациях Востока существовало и рабство. Его источником были военнопленные, а также должники, которых по мере социального расслоения общины становилось все больше. Рабы обычно трудились в составе больших патриархальных семей, реже — на государственных работах или на землях и в мастерских, принадлежавших знати. Но главную роль на Востоке играл труд свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

www.examen.ru

Trojden | Деспотии Востока: Загладин Н. В.

Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В IV—II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период раннего Древнего мира). В конце II—I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних государств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти государства вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира — античной Греции и Древнего Рима.

Предпосылки возникновения государства

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались непосредственно его членами. При возникновении споров выход находили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с другими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была ограниченной. Их власть распространялась на узкий круг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого институтам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение которого обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку — на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей — чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы содержать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения государства. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние государства развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли, но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала ценностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства — Нижний и Верхний Египет. В 3118 г. до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним. Столицей нового государства стал город Мемфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем I династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (его иногда называют также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др.). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2316—2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, царствовавшую полтора столетия.

На рубеже III—II тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (находилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних государствах

В условиях родонлеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, где они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большого значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регулярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину, Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им своим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Завоевательные походы египетских фараонов

Принадлежность к общине давала определенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменного строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

Схема

Социальная структура Древнего Египта

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов — пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в XXVII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид — Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны — 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, — около 5 млн. 750 тыс. тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, ведущих к гробнице фараона. После его смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупного государства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей XXI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безграничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то Ка остается на земле и вселяется в мумию покойного или его статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании Ка мог выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена грамотность. Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, где рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

Французский ученый Ж. Шампольон (1790—1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

Значительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства. Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.

§ 6 Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия государственной власти от родоплеменного устройства. Перечислите признаки государства.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

4. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.



trojden.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *