Действительные и страдательные причастия схема – Русский язык в плакатах, таблицах и схемах 7 класс 1 Причастие 2 Признаки прилагательного и глагола у причастия 3 Склонение причастий 4 Причастный оборот 5 Причастия действительные и страдательные Образование и правописание действительных причастий настоящего времени (табл.1) Образование и правописание действительных причастий настоящего времени (табл.2) Образование и правописание действительных причастий прош

Действительные и страдательные причастия.

Презентация представляет собой материал к работе над схемой "Причастия" (определения, выделение суффиксов, времени).  P.s.Дальнейшее заполнение схемы роиходит на последующих уроках (Страд. прич., Действ. прич. и т.д.) Замечания: ТДО - тетральл для орфограмм.

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия.»

Действительные и страдательные причастия

  • Действительные:

действовать, действие, действительный.

  • Страдательные:

страдать, страдание, пострадавший.

Дадим определение

новым понятиям!

Страдательные (кто-то)

Нарисуем заготовку!

Действительные (сам)

Страдательное или действительное?

Поднимаемый груз, поднимающий груз.

Видимый корабль, видящий человек.

Строящий дом, построенный дом.

Надетый костюм, надевающий костюм.

Обжигающий огонь, обжигаемый в печи.

Сбивший летчик, сбитый самолет.

Разорванные брюки, разорвавший брюки.

Смазываемый маслом, смазывающий маслом

Выделите суффиксы.

Сделайте вывод.

Занесем его в схему!

Страдательные (кто-то)

Суффиксы! Фиксируем так, как на слайде!

Действительные (сам)

Наст.время.

-ущ-, -ющ-

-ом-, -ем-

-ащ-, -ящ-

-им-

-т-

-вш-, -ш-

-нн-, -енн-

(-ённ-)

Прош.время.

Запишите предложение под диктовку.

  • Поставить знаки препинания
  • Найти причастие , выделить суффикс.
  • Определить: страдательное или действительное .
  • Обозначить причастный оборот и О.С.

Домашнее задание.

Упр. 85.

  • Поставить данный в скобках причастный обороты на свое место« в тексте.
  • Обозначить тип причастие: страдательное или действительное.
  • Причастный оборот выделить на письме.

multiurok.ru

Урок «Действительные и страдательные причастия»

Дата: 12.10.17 Класс: 7a

Открытый урок

Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

Деятельностные:

развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;

развивать умение работать в парах, группах

Содержательные:

дать понятие о действительных и страдательных причастиях.

Задачи:

Формирование понятия о действительных и страдательных причастиях.

Создать условия для развития мышления, памяти, самостоятельности, умения построить речевое высказывание во время устного ответа

Способствовать формированию чувства ответственности, уверенности, настойчивости

Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся

Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку

Ключевые понятия

Действительные и страдательные причастия

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная

Методические приемы

Повторение пройденного, объяснение, беседа, тестирование, наглядный, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

различать действительные и страдательные причастия, используя алгоритм рассуждения

правильно находить границы причастного оборота

обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

объяснять постановку запятых в устной форме (рассуждение) и на письме (графически)

Личностные УУД:

формулировать и аргументировать собственное мнение;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

проговаривать алгоритм определения вида причастия;

осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

находить нужную информацию;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


 

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.

Слайд 1

Актуализация ранее изученного материала.

    - Кто мне скажет, что такое ПРИЧАСТИЕ? (причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, проявляющийся во времени, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)

    - Назовите морфологические признаки причастия. ( Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.)

    -Чем является в предложении? (в предложении причастие является определением)

    -Когда обособляется причастный оборот? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми)


     

    II Лингвистическая разминка:

    Сидят по группам. Я раздаю листочки с заданиями.

    Задание для 1-ой группы: разделить словосочетания 2 столбика, с именами прилагательными и причастиями;

    Задание для 2-ой группы: выпишите только словосочетания с причастиями

    Задание для 3-ей группы: поставить запятые при причастном обороте;


     

    Карточка №1

    Причастие

    Прилагательное

    Прочитавший книгу, брошенный вызов, идущий человек, красящий пигмент, встретивший друг, голубеющая даль

    Синяя даль, резкий поворот, любимый человек,

    деревянная ложка, огромный пузырь, мягкая подушка


     

    Карточка№2

    Ветреный день, заходящее солнце, хороший мальчик, много знающий, убранный урожай, спешащий в школу, участвующий в олимпиаде.


     

    Карточка №3

    Дорога, затененная деревьями, извивается около горы. Марья Кирилловна, взволнованная свиданием с Дубровским, возвращается из сада. Дорожка, недавно расчищенная, скоро вывела нас из липовой рощи.

    (устная проверка, выступает один ученик)


     

    Слайд 2

    Объяснение нового материала.


       


       


       

       

      Солнце, нагревающее землю. Земля, нагреваемая солнцем.


       

      - Назовите причастия в предложениях. (нагревающее, нагреваемая)

      - Смотрим на рисунки, какое причастие обозначает признак действия того предмета, который сам производит действие?

      - Какое причастие обозначает признак действия того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?

      В первом случае причастие действительное, так как обозначает признак предмета, который сам совершает действие, а во втором – страдательное, так как обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета.

      - Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь.

      Слайд 3

      Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»

      -Открываем тетради, пропускаем две строчки от предыдущей работы, пишем дату 12 октября, классная работа. Тема урока: Действительные и страдательные причастия.

      -Открываем учебники на странице 44, находим правило в зеленой рамочке. А правило для всех нас прочтет Степанова Катя.(читает). Спасибо.


       

      IV.Закрепление материала.

      -Ребята, действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов:

      Слайд 4

      Изучение таблицы.

      Причастие

      Настоящее время

      Прошедшее время

      Действительное

      -УЩ-, -ЮЩ-

      - АЩ- , -ЯЩ-

      -ВШ-

      -Ш-

      Страдательное

      -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-

      -НН-, -Т-, -ЕНН-


       

      Слайд 6

      Найдите в данных предложениях причастия и определите действительное или страдательное:

      1.«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бекон

      «Книги – корабли мысли, странствующие (ДП) по волнам времени и бережно несущие (ДП) свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон

      2. «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в

      типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное» М.Горький

      «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный (СП) в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее (ДП), чудесное». М.Горький

      3.Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся у работников типографии. Е.В. Михайлов

      Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся (ДП) у работников типографии.

      Словарная работа

      -типография и наборщик объединены одной темой книгопечатанье, давайте познакомимся с лексическим значением слов

      1 ТИПОГРА́ФИЯ, -и, жен. Полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты и другую печатную продукцию. (Толковый словарь Ожегова)

      2 НАБО́РЩИК, -а, муж. Рабочий, специалист по типографскому набору.

      3 КЛИШЕ 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания


       

      Практика под руководством учителя (на слайде и на листочках)


         

        1. Работа в группах

        -Теперь работа в группах. Возьмите листочки с заданиями. Первой команде надо найти словосочетания со страдательным причастием. Вторая и третья команда находят словосочетания с действительным причастием.


         

        Слайд 7

        1-ая группа:

        страдательные

        2-ая группа

        Действительные

        3-я группа

        действительные

        ожидающий пассажир,

        уважающий старших,

        написанная учеником,

        одеваемая кукла,

        выращенный лес

        написанная учеником,

        тающий снег,

        распиленная плотником,

        уснувший ребенок,

        опрокинутый котенком

        плескавшиеся волны

        переданная людям

        проверенная учителем

        летящий самолет

        сидящая девочка


         

        Слайд 8

        - Поскольку причастие имеет признаки и глагола и имени прилагательного, то физкультминутка будет направлена на отличие причастия от этих частей речи

        Физкультминутка.

        Глагол - руки вверх

        Прилагательное - в стороны

        Причастие - перед собой

        (бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)

        Слайд 10

        3. Творческая работа

        Создание сочинения-миниатюры «Золотая осень» с использованием действительных и страдательных причастий.

        Опорные слова: упавшие, капающая, желтеющие, улетающие, покрытая, бегущие, шуршащие.

        пишут под музыку Чайковского

        Слайд 11

        4. Тестирование

        Какое слово является причастием?

          а) деревянный в) зеленый

          б) тонущий г) длинный

          2. Укажите словосочетание с причастием.

          а) серебряный колокольчик в) смотрящий в окно

          б) отсутствовать на уроке г) волшебный предмет

          3. Найти словосочетание со страдательным причастием

          а) на пестреющем лугу в) опавшие с тополя

          б) отнятая мальчишкой игрушка г) о движущемся предмете

          4. Найти словосочетание с действительным причастием

          а) летящий самолет в) опрокинутый котенком

          б) написанная учеником г) распиленная плотником

          Слайд 12

          Самопроверка

          б

          в

          б

          а

            Слайд 13

            Подведение итогов урока.

              - Какое причастие называется действительным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)


               

              - Какое причастие называется страдательным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие). -


               

              -Оцените свою работу на уроке.

              Слайд 14

              Рефлексия

              Выставление оценок.

              Слайд 15

              Домашнее задание дифференцированное

                Параграф 16, опоры повторить,

                1. Упр. 101.

                2. Сочинение «Это удивительное причастие»

                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                Действительные и страдательные причастия

                Описание презентации по отдельным слайдам:

                1 слайд Описание слайда:

                МАОУ «СОШ №30» г. Перми Презентация для урока русского языка по теме «Действительные и страдательные причастия» Автор: Шипицова Ю.Л Пермь,2017

                2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:

                Спасибо за внимание!

                Найдите материал к любому уроку,
                указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

                Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

                Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

                Выберите учебник: Все учебники

                Выберите тему: Все темы

                также Вы можете выбрать тип материала:

                Общая информация

                Номер материала: ДБ-210671

                Похожие материалы

                Вам будут интересны эти курсы:

                Оставьте свой комментарий

                infourok.ru

                Действительные и страдательные причастия.

                ·                   Сегодня мы узнаем, что такое действительные причастия.

                ·                   Выясним, что такое страдательные причастия.

                ·                   Научимся различать действительные и страдательные причастия.

                Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

                Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

                Девочка учит уроки. Она это делает сама.

                Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.

                Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.  

                Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

                Мороженое быстро съедается (мальчиком).

                 

                Одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.

                Однажды Маша разбила вазу. Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

                Сравним два словосочетания с причастиями:

                разбившаяся внезапно ваза

                разбитая девочкой ваза

                В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

                Разбившаяся – это действительное причастие

                Разбитая – это страдательное причастие.

                Действительное причастие (от слова «действовать») обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

                Бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

                Бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

                Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

                Собака, встречающая хозяина – та, которая встречает – тоже действительное причастие.

                Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

                 Страдательное причастие (от слова «страдать») – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

                Страдательное причастие чем-то похоже на старичка, который уверен, что все в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если яблоко лежит – стало быть, оно кем-то непременно туда положено, а если цветок растет – то он непременно кем-то посажен.

                Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

                Сваренная в кипятке вишня. Вишня пострадала – ее сварили.

                 Пойманный в море осьминог. Осьминог тоже пострадал – его поймали.

                Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания. Оно может быть и СОстрадательным.

                Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

                Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

                 Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

                Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

                сваривший (кто?) – волшебник, сваривший зелье.

                сваренное (кем?) – зелье, сваренное волшебником.

                Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

                Состарившийся башмак состарился сам. Это действительное причастие.

                А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

                Можно, наконец, просто обратиться к своему воображению.

                Например, у нас есть причастие «укушенный». Что может быть укушенным? Ну, хотя бы нога.

                Но если укушенная – действительное причастие, то получается, что нога вдруг сама начала кусаться!

                 

                 А вот если укушенная – страдательное причастие, значит, нога была укушена кем-то, например, собакой.

                Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

                Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

                Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие.

                Строитель, построивший дом (можно поставить вопрос кто?) – действительное причастие

                Построенный строителем дом (можно поставить вопрос кем?) – страдательное причастие.

                Кидающийся на людей зверь (зверь кидается сам) – действительное причастие.

                Кидаемый по кругу мяч (мяч вряд ли начнет собой бросаться) – страдательное причастие.

                 Что же нам требуется запомнить?

                 Причастия бывают действительными и страдательными.

                Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета.

                 Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.

                 Действительные причастия можно узнать, потому что они любят действовать. Они хорошо уживаются с существительными И. п., и к ним можно подставить местоимения «сам, сама, само, сами».

                Страдательные причастия ужасно ленивы и любят, чтобы все делали на них. К ним часто присоединяются существительные в форме творительного падежа.

                 Определить, действительное перед вами причастие, или страдательное, можно несколькими способами:

                ·                   преобразовать причастие обратно в глагол и поставить вопрос. Если вы спросили: «Кто это сделал или делает?» – перед вами действительное причастие. Если вы спросили: «Что с ним (или с ними) сделали или делают?» – то перед вами страдательное причастие.

                 разозлившаяся – та, которая (что сделала?) разозлилась.

                 разозлённая – та, которую (что сделали?) разозлили

                ·                   можно попытаться подставить к причастию слово «сам» или существительное в Тв. п.

                порхающий (мотылек порхает сам) – действительное причастие.

                пойманный (мотылька поймали сачком) – страдательное причастие.

                ·                   можно обратиться к своему воображению и представить: может ли названный предмет сам приобрести этот признак? Или он приобретает его только с чьей-то помощью? В первом случае перед вами действительное причастие, а во втором – страдательное.

                упавшее дерево (может упасть без помощи) – действительное причастие.

                срубленное дерево (дерево само себя срубить не может) – страдательное причастие.

                videouroki.net

                "Действительные и страдательные причастия" (7-й класс)

                Разделы: Русский язык


                Цели и задачи урока:

                • дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
                • продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.

                Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.

                Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.

                Ход урока

                1. Организационный момент.

                2. Лингвистическая разминка (групповая работа).

                – В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?

                1 группа 2 группа
                а) т...лежка, к…мпьютерный
                б) с…деющий, к…дировать
                в) пол…жение, прод…вать
                г) к…мпания (людей), докр...сна
                а) ст…нционный, пол…скать
                б) т…мнота, к...юта
                в) к.роткий, проб.рать
                г) ф…гурный, св...зать

                – В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?

                3 группа 4 группа
                а) р…скошный, в…риант
                б) к…мпьютер, пр...цедура
                в) д...агностика, амн...стировать
                г) проф…ль, в...льсировать
                а) р...вноправие, ин...циатива
                б) д...фицит, л…гион
                в) бл…стеть, натв...рить
                г) пл...вчиха, предпол...гать

                (Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)

                3. Презентация нового материала.

                1) Опрос-повторение.

                – Что такое причастие?

                – Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?

                2) Постановка целей урока.

                – Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.

                3) Практикум.

                Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.

                а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

                б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.

                – Назовите причастия (покрывающих, приправленных).

                – Кто совершает действия в каждом причастии?

                1. Сам предмет.
                2. Действует другой предмет.

                – Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.

                4) Чтение правила в учебнике на странице 38.

                – Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.

                – При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)

                – Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)

                – Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:

                Таблица

                Причастие Настоящее время Прошедшее время
                Действительное -УЩ-; -ЮЩ-
                -АЩ-; -ЯЩ-
                -ВШ-
                -Ш-
                Страдательное -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- -НН-; -Т-
                -ЕНН-; -ЕНН-

                Продолжение таблицы

                Примеры

                  Несущий, дышащий Засеявший, несший
                  Ведомый, гонимый Читанный, увиденный, сжатый

                – Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.

                – Перепишите таблицу в общую тетрадь для ЕГЭ.

                4. Практика под руководством учителя.

                1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.

                Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.

                2) Выполнение упражнения 83.

                3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).

                1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

                а) на пестреющем лугу;
                б) о движущемся предмете;
                в) опавшие с тополя;
                г) отнятая игрушка;
                д) разлившаяся по небу.

                2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

                а) написанная учеником;
                б) распиленная плотником;
                в) ведущая в парк;
                г) посаженные весной;
                д) опрокинутый котенком.

                3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.

                а) плескавшиеся волны;
                б) построенный дом;
                в) проверенная учителем;
                г) летящим самолетом;
                д) переданная людям.

                4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.

                а) засыпанные аллеи;
                б) покрашенный забор;
                в) сидящая девочка;
                г) борющийся за свободу;
                д) рассказывающий о путешествии.

                5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.

                6. Подведение итогов урока.

                – Какие причастия называются действительными?

                – Какие причастия называются страдательными?

                – От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

                7. Домашнее задание. § 14, упражнение 84.

                Поделиться страницей:

                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия"

                Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»

                Цели урока:
                дать понятие о действительных и страдательных причастиях;

                формировать навык различения действительных и страдательных причастий;

                уметь правильно употреблять действительные и страдательные причастия в речи.

                Задачи урока:
                повысить теоретический уровень знаний учащихся по русскому языку;

                содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

                Ожидаемый результат: синквейн «Причастие», опорные схемы «Действительное и страдательное причастие».

                Коллаборативная среда: «Ладошки»

                Рефлексия: «Допиши предложение»


                Ход урока.

                Создание коллаборативной среды. Прием «Ладошки» (каждый пишет свое имя и одно прилагательное о себе, остальные в группе добавляют по одному прилагательному).

                1. Вызов.

                Синквейн в группах «Причастие». Формативное оценивание (стикер той группе, которая правильно, интересно, точно, с научной точки зрения, выполнила работу).

                «Мозговой штурм»

                - Что такое причастие?

                - Как отличить причастие от прилагательного?

                - Приведите примеры.

                - Какие глагольные признаки определяем у причастия?

                - Какие признаки прилагательного определяем у причастия?

                Самостоятельная работа. Определите у причастия морфологические признаки. (Учащиеся берут листок со словосочетанием того же цвета, что и «ладошка»)

                1. Актуализация знаний.

                - Прочитайте тему урока.

                - Сформулируйте цели нашего урока.

                - Выскажите свои предположения: какие причастие будут действительными, а какие – страдательными.

                Видео «Действительные и страдательные причастия» http://www.youtube.com/watch?v=oQyd4kUO8dI

                - Были ли верными ваши предположения?

                Работа в группах.

                1 группа. Составьте опорную схему «Действительные причастия»
                2 группа. Составьте опорную схему «Страдательные причастия»

                3 группа. Найдите действительные причастия

                4 группа. Найдите страдательные причастия

                5 группа. Придумайте сами по 5 причастий (Д. и С.)

                Выступление спикеров.

                Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки препинания.

                1. Берёзы  окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень.

                2. Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья.

                3. В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом куста.

                4. Подгоняемые ветрами и озарявшие (озаряемые) солнцем облака плавно движутся по небу.

                5. Я увидел острый гребень скалы  поднимаемый (поднимающийся) к самым облакам.

                6. Небо, охватившее (охваченное) заревом, сегодня было особенно красиво.

                7. Свиньи, отправляющиеся (отправленные) на убой, нагуляли много жира.

                1. Рефлексия.

                Рефлексия

                Продолжи предложение

                1.На уроке я работал

                2. Своей работой на уроке я 

                3.Урок для меня показался

                4.За урок я 

                5. Материал урока был мне

                Пассивно/активно

                Коротким/длинным

                Не устал/ устал

                Понятен /не понятен

                Полезен /бесполезен

                Интересен/ скучен

                Легким /трудным

                1. Домашнее задание. Упражнение № 85.

                Приложения.

                Кошка, укравшая сосиску

                Сосиска, украденная кошкой

                Снег, засыпавший дворец

                Дворец, засыпанный снегом

                Улица, вымытая дождем

                Дерево, сломанное грозой

                Конь, закусивший удила

                Жар-птица, вылетевшая из клетки

                Сказочник, сочинивший сказку

                Сказка, сочиненная сказочником

                Стреноженный конь

                Зажженный огонь

                Забитый гвоздь

                Засидевшийся гость

                Оторванный хлястик

                Оторвавшаяся пуговица

                Расколовшаяся чашка

                Расколотое зеркальце

                Уснувший малыш

                Убаюканный малыш

                Дайте определение

                Действительное причастие –

                От какого слова образовано?

                Как различить?

                1 способ: отвечает на вопрос

                2 способ: слова-подсказки

                3 способ - ?

                Приведите 3-4 своих примера

                Дайте определение

                Страдательное причастие –

                От какого слова образовано?

                Как различить?

                1 способ: отвечает на вопрос

                2 способ: слова-подсказки

                3 способ - ?

                Приведите 3-4 своих примера

                Сияющим дождем, оторвавшаяся пуговица

                __________________________________________________

                Орущей кошкой, расколовшаяся чашка

                ___________________________________________________

                Стреляющим воином, проснувшаяся девочка

                ___________________________________________________

                Парящим орлом, возвратившийся солдат

                __________________________________________________

                Сверкающей молнией, свалившаяся с лестницы

                __________________________________________________

                Сияющим дождем, оторвавшаяся пуговица

                __________________________________________________

                Орущей кошкой, расколовшаяся чашка

                ___________________________________________________

                Стреляющим воином, проснувшаяся девочка

                ___________________________________________________

                Парящим орлом, возвратившийся солдат

                __________________________________________________

                Сверкающей молнией, свалившаяся с лестницы

                __________________________________________________

                Рефлексия

                Продолжи предложение

                1.На уроке я работал

                2. Своей работой на уроке я 

                3.Урок для меня показался

                4.За урок я 

                5. Материал урока был мне

                Пассивно/активно

                Коротким/длинным

                Не устал/ устал

                Понятен /не понятен

                Полезен /бесполезен

                Интересен/ скучен

                Легким /трудным

                Рефлексия

                Продолжи предложение

                1.На уроке я работал

                2. Своей работой на уроке я 

                3.Урок для меня показался

                4.За урок я 

                5. Материал урока был мне

                Пассивно/активно

                Коротким/длинным

                Не устал/ устал

                Понятен /не понятен

                Полезен /бесполезен

                Интересен/ скучен

                Легким /трудным

                ________________________________________________________________

                Рефлексия

                Продолжи предложение

                1.На уроке я работал

                2. Своей работой на уроке я 

                3.Урок для меня показался

                4.За урок я 

                5. Материал урока был мне

                Пассивно/активно

                Коротким/длинным

                Не устал/ устал

                Понятен /не понятен

                Полезен /бесполезен

                Интересен/ скучен

                Легким /трудным

                videouroki.net

                как образуются и чем отличаются :: SYL.ru

                Все части речи в русском языке разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

                А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

                Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

                Тип причастия

                Глагол

                Объект/ субъект действия

                Пример

                Действительное

                Читать

                Мальчик/книга

                Мальчик, читающий книгу.

                Страдательное

                Книга, читаемая мальчиком.

                Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

                Действительные причастия настоящего времени

                Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или –ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

                Действительное причастие прошедшего времени

                Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов –ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом –ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

                Страдательные причастия

                Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать – сказанный (суффикс –нн), раскалить – раскаленный (суффикс -ённ). Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы –ем (-ом) или –им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») – глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом –ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться – забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

                www.syl.ru

                Author: alexxlab

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *