Что характеризует деятельность 3 государственной думы в начале 20 в – 1. Третья государственная дума (1907-1912): общая характеристика и особенонсти деятельности. Третья государственная дума

Деятельность I и II Государственных дум

Таврический дворец в Санкт-Петербурге, в котором проходили заседания Гсударственной думы (1906-1917 гг.). Центральный двухэтажный корпус

Деятельность I Государственной думы (27 апреля – 8 июля 1906 г.). В I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадетов – 153, октябристов – 13, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 107, «автономистов» (депутаты национальных окраин) – 63 и 7 – прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43 %, трудовиков – 23 %, представителей националистических групп – 14 %, пятую часть депутатов представляли беспартийные. Расчеты правительства на патриархальность крестьян не оправдались. Деревня послала в думу политиков левого и либерального толка. Дума оказалась оппозиционной.

Председателем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный.

Кроме того, трудовики требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения прав Думы (установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой).

8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Деятельность II Государственной думы (20 февраля – 3 июня 1907 г.).Выборы проходили в начале 1907 г. на основестарого избирательного закона, поэтому ситуация во II Думе в общих чертах напоминала ситуацию в I Думе.

Тронная речь Николая II в Государственной думе. 1906 г.

Избирательный закон 1905 г.: при выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов.

1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим.

В Думу было избрано 518 депутатов, из них 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. 99 мест получили кадеты, 44 – октябристы, 10 – крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.

По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным.

В силу оппозиционности Думы законопроекты, поступавшие не ее рассмотрение из правительства, проваливались во время голосования, точно так же, как предложения, принятые депутатами, не могли пройти голосования в Госсовете.

3 июня 1907 г. было объявлено о роспуске II Государственной Думы и изменении системы выборов.

С прежней ставкой на крестьянина было покончено, значительно сократилось представительство рабочих и национальностей. Новое соотношение голосов выглядело следующим образом. 1 голос помещика = 4 крупным буржуа = 68 мелких городских хозяев = 260 крестьян = 543 рабочих.

Именно события 2–3 июня считаются окончанием революции. Дело в том, что в эти дни власть фактически идет на государственный переворот, нарушив закон (монарх не имел право без Думы менять избирательный закон). Однако никакой реакции общества не последовало, что позволяет делать вывод о том, что революция сошла на нет.

Третьеиюньская монархия

Внутриполитический курс, установившийся в стране после роспуска II Государственной думы и изменения избирательного закона, принято называть третьеиюньской монархией, ставшей последней фазой эволюции российского самодержавия. В политической системе этого периода сочетались элементы нового и старого, чертыпарламентаризмаи чертыклассического самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Госдумы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905–1907 гг., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше (влиять через Думу). Воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная дума, собравшаяся осенью 1907 г.

По итогам выборов правые (черносотенцы) получили 146 депутатских мест, октябристы – 155, кадеты – 108, социал-демократы – 20, трудовики – 13 мест. Председателями III Госдумы были: Н.А. Хомяков(до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 г. – март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. – 9 июня 1912 г.).

В III Думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

"Октябристский мятник". В политическом центре III Государственной думы оказалась фракция октябристов. Её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов ("маятник" клонился вправо), а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям ("маятник" клонился влево).

За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. III Госдума проработала весь положенный ей срок и завершила свою работу в 1912 г.

studfiles.net

3 И 4 государственные думы (кратко)

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

Государственная дума Российской империи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

studfiles.net

Законодательная деятельность III Государственной Думы - Российская Империя

За 5 лет своего существования III Дума проделала огромную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предположений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д. Правда, подавляющую часть рассмотренных законопроектов составляли мелкие, несущественные запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений. Но вместе с тем Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
Важным достижением Думы третьего созыва стала нормализация бюджетного процесса. Россия получила утверждаемую по закону роспись доходов и расходов. Бюджетные права Думы были утверждены Николаем II 6 марта 1906 года. Право это было не безусловное, так как значительная часть государственного бюджета была "забронирована" от обсуждения народным представительством. Все попытки депутатов добиться пересмотра правил 6 марта 1906 года, ограничивавших бюджетные права Думы, оказались безуспешными.
Одним из важнейших итогов работы III Думы стало принятие закона о местном суде, для принятия которого в трех чтениях потребовалось 22 заседания.
Сфера социального законодательства III Думы была достаточно узка. Однако принятые ею законы имели весьма существенные последствия. Прежде всего, следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года). Правительство решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли и предложило решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П.А.Столыпиным и А.В.Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины и даже некоторого административного давления на них в этом плане.
И, наконец, важным итогом деятельности III Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней, изданные 23 июля 1912 года. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Е.Е.Тизенгаузен отметил "первостепенное экономическое, общественное и государственное значение" решения рабочего вопроса.

Среди вопросов, вызвавших ожесточенные споры, оказался вопрос о сущности государственного строя России после издания Манифеста 17 октября и принятия новой редакции Основных законов. Почву для различных толкований сущности государственного устройства России давала противоречивость и нечеткость формулировок ряда важных статей Основных законов, которые должны были определять характер взаимоотношений верховной, распорядительной и законодательной властей.
Из серии законопроектов в области осуществления гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября, - свободы слова, совести, печати, союзов и собраний, неприкосновенности личности, - именно последний породил наиболее острые прения. Проект этот был внесен правительством еще во II Думу, и для его обсуждения была создана специальная комиссия, которой руководили правые. Обсуждение проекта показало, каково было состояние прав человека в России, какое важное значение имеет оно для всех сфер жизни страны, в том числе для развития экономики, но законопроект так и не вышел из стадии обсуждения.
Еще один важнейший пакет законопроектов - вероисповедальных, призванных реализовать принципы свободы совести, обещанных Манифестом 17 октября 1905 года, так и не вышел за пределы народного представительства. Законопроект, касающийся тех, кто добровольно сложил с себя сан, не стал законом, т.к. Николай II отказался его подписать (единственный случай за время работы III Думы).
Внесенный Министерством внутренних дел законопроект о волостном управлении обсуждался депутатами долго и тщательно. Однако принятый Думой законопроект так и не прошел через Государственный Совет за время существования Думы третьего созыва.
Государственная Дума третьего созыва приняла ряд законопроектов, которые не стали законами, но показали нацеленность народного представительства на реформы: об изменении и дополнении некоторых статей Уставов об акцизных сборах, о введении всеобщего начального образования в России.
Некоторые законодательные инициативы самой Думы были явными политическими жестами отдельных партий. Несмотря на броские названия и радикальное содержание, эти законопроекты не имели шансов стать законами.
Третья Дума завершила долгий процесс разработки и принятия важнейших актов, регламентирующих ее деятельность. Прежде всего, это Наказ Государственной Думы, который начал действовать с 9 октября 1909 года. Кроме Наказа Дума приняла положение о собственной канцелярии.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".

www.rusempire.ru

37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Правительство также было против перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, проработав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г.

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного законаПоложения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристыпредставители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.

8 сентябре 1911г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом.

9 июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

studfiles.net

3-й и 4-й созывы Государственной думы России

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Срочно,пожалуйстаВ2.А1. Каким государством была Россия в...

многонациональным

республиканским

демократическим

многопартийным

А2. К началу XX в. Россия была страной:

аграрной

индустриальной

крепостнической

аграрно-индустриальной

А3. На территории России проживало:

более 75 млн. человек

более 18 млн. человек

более 128 млн. человек

более 160 млн. человек

А4. Что характерно для социально-экономического развития России начала XX в.?

многоукладность экономики

проведение модернизации во всех сферах жизни общества

небольшая доля иностранного капитала в промышленности

отсутствие государственного регулирования экономики

А5. О чем свидетельствовало слияние Русско-Китайского и Северного банков в единый Русско Азиатский коммерческий банк в начале XX в.?

о создании финансовых монополий

о кризисе финансовой системы

о превращении России в мировой финансовый центр

4) о присоединении к России новых территорий в Средней Азии

А6. Какое понятие характеризует положение российского дворянства начала XX в ?

экономически господствующий класс

ухудшение экономического положения

самый большой по численности класс

основное податное сословие

А7. Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель— один из лидеров кадетской партии:

В. Чернов

Л. Мартов

П. Милюков

В. Ульянов

А8. Какую партию начала XX в. по идейной направленности можно считать социалистической?

октябристов

кадетов

меньшевиков

«Союз русского народа»

А9. Какое событие произошло позднее других?

создание Тройственного союза

Цусимское сражение

заключение Портсмутского мирного договора

сражение под Мукденом

А10. Что является причиной Русско-японской войны?

захват Японией Сахалина

начало Гаагской конференции

отказ Японии вступить в Тройственный союз

усиление военного присутствия России в Китае

А11. Что являлось итогом первой российской революции?

предоставление автономии национальным окраинам империи

создание представительных органов власти

ликвидация местничества

ликвидация монархии

А12. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:

объявлялся созыв Учредительного собрания

население получило гражданские права и свободы

впервые была введена в действие Конституция

ликвидировалось помещичье землевладение

А13. Что характеризует деятельность III Государственной думы в начале XX в.?

выработка проекта Конституции

наличие влиятельной социал-демократической фракции

полная солидарность с политикой правительства

широкое представительство правых партий

А14. Укажите важнейшее мероприятие столыпинской аграрной реформы.

отмена паспортного режима

организация переселенческого движения

ликвидация монастырского землевладения

4) передача государственной земли в частную собственность

А15. Участок земли выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением самого двора

в деревне назывался:

надел

хутор

отруб

4) поместье

А16. Какое новое течения возникают в русской литературе в конце XIX -начале XX в.?

классицизм, реализм

реализм, символизм

3) символизм, футуризм

4) футуризм, классицизм

А17. Выступления за границей русских артистов оперы и балета, организованные С.П. Дягилевым

назывались:

«Мир искусства»

«Могучая кучка»

«Русские сезоны»

«Товарищество передвижных выставок»

А18. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

в ходе войны в России произошла Первая русская революция

восстановлена монархия

А19. Что было результатом Февральской революции?

введение в стране гражданских прав и свобод

выход России из войны

установление ограниченной монархии

национализация помещичьих земель

А20. Кому совместно с Временным правительством принадлежала власть в России в период

двоевластия?

Петроградскому Совету

Государственной думе

Исполнительному

nebotan.com

Деятельность Государственной думы 1905-1917 гг

Формирование и деятельность I и II Государственной Думы

I Государственная дума, торжественно открывшаяся 27 апреля 1906 г. в присутствии императора, с самого начала оказалась в остром противостоянии с правительством. Не оправдались надежды верховной власти на политический консерватизм крестьянства. Аграрный вопрос занял центральное место в работе I Государственной думы. Крестьянские депутаты (фракция трудовиков), которые представляли вторую по численности парламентскую фракцию в Думе (102 депутата), требовали передела земли, выступив с законопроектом об отчуждении помещичьих и других частновладельческих земель, так как они превышали трудовые нормы. Предлагалось создание общенародного земельного фонда и введение уравнительного землепользования. Значительная часть парламента, в первую очередь депутаты от конституционно-демократической партии, завоевавшей большинство мест в Государственной думе (153 депутатских места), настаивали на создании правительства, ответственного перед Думой, и не желали договариваться с действующим правительством на взаимовыгодных условиях.

С первых дней работы Думы обнаружилось противостояние ветвей власти. Во многом оно было связано с упорным нежеланием власти признать состоявшимся фактом новую политическую ситуацию и найти общий язык с ею же созданным парламентом. Вопреки здравому смыслу царская власть предпочитала видеть в Думе не своего помощника, а скорее политического противника и стремилась действовать в обход или даже вопреки воле народных избранников.

Положение осложнялось деструктивной позицией, занимаемой по отношению к правительству левым большинством Государственной думы и первого, и особенно второго созыва. Для левых социалистических партий, бойкотировавших выборы в I Государственную думу и вошедших в состав II Государственной думы, парламент был скорее ареной борьбы с царской властью, а не органом власти, созданным для конструктивной законотворческой работы, к которой левые депутаты по большей части не были подготовлены. В свою очередь, депутаты от крестьянства, пришедшие в Думу с целью решения насущного для них вопроса о земле, склонны были поддерживать всех тех, кто обещал им быстро достичь заветной цели.

Из всех политических сил, представленных в I Государственной думе, только партия кадетов, основной костяк которой составляла цензовая интеллигенция, юристы, адвокаты, профессура университетов, была в должной мере подготовлена к законотворческой деятельности. В начале XX в. кадеты являлись ведущей либеральной партией в России, выступавшей за последовательное обновление страны на принципах парламентаризма и демократии. Однако в условиях России, где отсутствовал широкий средний класс, а идеи правового государства и социального реформаторства гасились традиционным радикализмом масс, дополнявшимся и усиливавшимся радикальными устремлениями большей части российской интеллигенции, шансы на успех у либералов были невелики, что уже само по себе обусловливало многие противоречия в поведении кадетов. В поисках социальной базы они вынуждены были идти на ряд программных и тактических уступок радикального характера, пытаясь соединить несоединимое – конституционный путь и путь революционный.

Кадетский либерализм существенно отличался от классического либерализма. Ранний либерализм в своих конечных устремлениях представлял ту здоровую традицию в духовном развитии России, которая искала и находила выход в разумном сочетании идей либерализма и консерватизма, была сориентирована на последовательное эволюционное преобразование существующих структур, на продолжение либеральных реформ 1860-х гг.

Хорошо подготовившись к предвыборной кампании и одержав внушительную победу над другими партиями в ходе выборов в Государственную думу, кадетская партия надеялась превратить ее в полноправный парламент. Лидеры кадетской партии не допускали мысли, что власть посмеет тронуть народных представителей. Уже спустя неделю после открытия I Государственной думы ее депутатами было составлено обращение к правительству. Принятое в ответ на тронную речь императора обращение содержало основные требования либералов, бросавшие вызов власти: введение всеобщего избирательного права, создание ответственного перед Думой министерства, наделение Думы правом пересмотра законов, ликвидация Государственного совета и установление личной ответственности министров, разработка аграрной реформы, равномерное распределение налогов, введение всеобщего бесплатного обучения, отмена смертной казни, удовлетворение требований национальных меньшинств. После категорического отказа правительства, возглавляемого И. Л. Горемыкиным, удовлетворить эти требования, Дума приняла большинством голосов вотум полного недоверия правительству и потребовала его отставки. Эта позиция кадетов во многом определила судьбу I Государственной думы, которая была распущена царским манифестом 8 июля 1906 г., проработав в общей сложности 72 дня.

Таким образом, вопрос роспуска Думы стал делом времени. Очевидный перевес левых сил в составе Думы, следовавшая из этого явная оппозиционность власти, быстро прогрессировавший конфликт между законодательной властью и исполнительной властью предопределили ее судьбу.

Около 200 депутатов, в основном члены кадетской фракции, не согласившись с императорским указом, собрались в Выборге и приняли «Выборгское воззвание», в котором содержался призыв к избирателям в знак протеста против разгона Государственной думы не платить налогов и не посылать новобранцев в армию вплоть до созыва нижней палаты. Авторы воззвания были наказаны по всей строгости: все они, включая председателя Думы С. А. Муромцева, были осуждены, приговорены к разным срокам тюремного заключения и лишены впредь права избираться в органы народного представительства.

Разогнав I Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства в системе государственной власти вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

Та же участь ожидала II Государственную думу, начавшую свою работу 20 февраля 1907 г. По своему составу она оказалась значительно левее первой в связи с участием в выборах революционных партий социал-демократов и эсеров. В новой Думе партия кадетов, подвергшаяся судебным преследованиям за подготовку после роспуска I Думы антиправительственного «Выборгского воззвания», получила только 100 депутатских мест. Несколько усилили свои позиции правительственные и правые партии, получившие в Думе 52 места (19 мест получили октябристы и 33 –монархисты). В то же время в Думу вошли более 100 депутатов-социалистов (37 эсеров и 66 социал-демократов), около 100 трудовиков, 80 депутатов от национальных меньшинств.

Хотя в отличие от прежней Думы значительная часть депутатов (кадеты и октябристы) старалась избегать конфликтов с властью и пыталась работать в рамках законности, правительство не собиралось больше терпеть непокорную Думу, и готовилась к ее роспуску.

Так же как и в I Государственной думе, в центре конфликта между правительством и новой Думой оказался аграрный вопрос. В перерыве между первыми двумя думами П. А. Столыпиным, назначенным председателем Совета министров в день роспуска I Государственной думы, была опубликована правительственная программа и подготовлен ряд законопроектов, центральное место которых занимал указ от 9 ноября 1906 г. Он разрешал свободный выход крестьян из общины с последующим закреплением за ними их земельных участков на правах частной собственности. Поощряя образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, новый земельный закон был призван отвлечь крестьянские массы от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Однако, оставляя в неприкосновенности помещичье землевладение, власть еще больше способствовала усилению борьбы крестьян на землю. Правительством П. А. Столыпина было подготовлено для обсуждения ряд законопроектов, реализация которых могла реально продвинуть Россию в сторону правового государства: о гражданском равноправии, о свободе вероисповедания, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и полицейской реформе.

Дума отказалась обсуждать и тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г., несмотря на то, что аграрная реформа уже активно претворялась в жизнь правительством. Одновременно с этим депутаты Думы решительно отвергли требование правительства осудить революционный терроризм, на чем особенно настаивал П. А. Столыпин. В противовес этому требованию 17 мая Дума проголосовала против незаконных действий полиции и резко выступила против практики военно-полевых судов.

3 июня 1907 г. на основе сфабрикованного дела о подготовке военного переворота 55 членами социал-демократической фракции указом императора II Государственная дума была распущена и назначен созыв новой, III Государственной думы на 1 декабря 1907 г. Одновременно был опубликован царский манифест об изменении Положения о выборах, имевший целью ограничить доступ к депутатским мандатам нежелательных для власти элементов. Эта мера противоречила Основным государственным законам, в соответствии с которыми царь не мог без предварительного согласия обеих палат парламента изменять избирательный закон. Решение царя единолично изменить Положение о выборах означало государственный переворот.

Таким образом, II Дума разделила судьбу своей предшественницы. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Перед верховной властью встал вопрос о целесообразности самого существования института Государственной думы, но отказаться от народного представительства вообще, вернуться к управлению страной через систему высших учреждений, существовавшую до 1905 г., самодержавие уже не могло и вынуждено было искать другие варианты приспособления парламентаризма к российской действительности.

Выход был найден. Одновременно с указом о роспуске Государственной думы 3 июня 1907 г. был опубликован императорский манифест об изменении порядка выборов в Государственную думу. И если роспуск императором Думы не противоречил законодательству, то в соответствии с манифестом 17 октября 1905 г. правом единоличного принятия закона Николай II не обладал. Манифест 3 июня 1907 г. возвращал все на исходные позиции: император единолично принял решение об изменении избирательного закона, чем фактически прекратил действие манифеста 17 октября 1905 г., а это было равносильно государственному перевороту. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньская монархия».

Власти решили положить конец созыву непослушных Дум и созвать парламент нового образца со старым названием – Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны. По новому избирательному закону 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких хозяев, 260 – крестьян и 543 – рабочих. (5, С.208)

Формирование и деятельность III и IV Государственной думы

В результате введения нового избирательного закона была создана III Дума, уже более послушная царю. В ней резко сократилось число оппозиционно настроенных самодержавию депутатов, Зато увеличилось число верноподданных избранников.

III Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Состоялось пять сессий, эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В III Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11.

Государственная дума третьего созыва законодательно закрепила пути реформирования народного образования в России, стоявшей на пути интенсивного культурно-духовного подъема.

Главной темой обсуждения стал вопрос о введении в стране всеобщего начального образования. Министерство просвещения намеревалось создать в стране единую сеть начальных народных училищ, узаконить четырехлетний срок обучения, снизить число учащихся на одного учителя.

Депутаты обсуждали проблему грамотности взрослого населения страны. Предлагалось создать вечерние и воскресные классы для желающих расширять профессиональные знания, повышать общее образование.

Работа думцев отличалась широтой обсуждаемых вопросов: сохранение культурных ценностей в музеях, архивах, библиотеках.

Выступая за поворот российской государственности на путь конституционной монархии, лидеры октябристского большинства Думы исключительное внимание уделяли и культурно-образовательной сфере.

Пятая, заключительная сессия третьего созыва Думы подвела логическую черту под всей ее работой. Но главный вопрос – о путях и средствах введения в стране всеобщего начального образования – продолжал оставаться нерешенным.

Одновременно были приняты законопроекты, положившие начало резкому увеличению сети начальных и средних учебных заведений во всех местностях Российской империи, позволившие улучшить положение, активизировать школьное правительство. В целом, создав нормативно-правовую базу для введения в стране всеобщего начального обучения, Государственная дума приступила к решению вопроса о реформировании средней школы, тем самым, показав преемственность своей законодательной деятельности.

III Государственная дума утвердила многочисленные законопроекты правительства, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии, увеличение ассигнований на строительство тюрем. Ею были приняты аграрные мероприятия Столыпина, направленные на землеустройство, переселенческую политику, расширение деятельности Крестьянского банка. Подавляющее большинство этих законопроектов были выдвинуты по инициативе министерств и главных управлений. Законодательная инициатива самой Думы была ничтожной: ею было выдвинуто 205 второстепенных проектов, (часть их была отклонена Николаем II, Государственным советом, похоронена в различных комиссиях).

Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. За пятилетие военный бюджет России возрос на 51%.

Одной из форм работы Думы были думские запросы. 45% всех внесенных в III Думу запросов исходило от социал-демократической фракции.

Таким образом, III Дума единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала срок своих полномочий и прервала свою деятельность 9 июня 1912 года. За это время ею было принято свыше двух тысяч законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

Заседания IV Государственной думы открылись 15 ноября 1912. Председателем Думы на протяжении пяти лет (до 25 февраля 1917 года) был октябрист В. М. Родзянко. IV Дума обсуждала законопроекты, рассматривала и утверждала государственные росписи доходов и расходов, обсуждала запросы членов о незаконных действиях властей. В процессе деятельности Думы было создано 36 постоянных и временных комиссий.

IV Государственная дума по своему составу не намного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристы, кадеты и национальные буржуазные партии (229 депутатов).

Мировая война, в которую вступила Россия в 1914 г., вызвала мощный патриотический подъем, внеся существенные коррективы в общественно-политическую ситуацию в стране. Партии и общественные организации за исключением социал-демократов выразили доверие правительству и отказались от оппозиционной деятельности. Дума в свою очередь также продемонстрировала полное единство фракций с правительством. Депутаты Думы единогласно проголосовали за военные кредиты.

1915 г. стал переломным в отношениях между верховной властью и народным представительством, выражавшим явное недовольство действиями правительства. На фоне неудач, на фронте, падения авторитета царской четы в связи с распутинщиной (император окружал себя людьми бездарными, в том числе лицами с сомнительной репутацией), призывы главы правительства И. Л. Горемыкина летом 1915 г. к единению Думы с правительством натолкнулись на резкую критику социал-демократов, трудовиков и вызвали явную оппозиционность со стороны буржуазных фракций. Одновременно кадетская фракция во главе с П. Н. Милюковым провела напряженную работу по скреплению образовавшегося в Думе оппозиционного большинства без крайне левых и крайне правых, получившего название «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Главным требованием блока было образование министерства общественного доверия, под которым блокисты подразумевали правительство, состоявшее из честных и компетентных бюрократов, способное руководить страной в условиях войны и разрухи. Предусматривались также изменение приемов управления, свобода вероисповедания, пересмотр земского положения, меры по поддержанию социального мира и т.д. Программа блокистов была попыткой возвращения к либеральному варианту реформ.

Для императора же переход в оппозицию большинства членов Государственной думы и части членов Государственного совета стал поводом для возврата к старым формам правления. Так, 23 августа 1915 г. он объявил себя Верховным главнокомандующим, и значительное время проводил в разъездах, в Ставке, предоставив фактически функции соправителя императрице Александре Федоровне. Именно по ее настоянию был объявлен указ о перерыве работы Думы.

3 сентября 1915 г. после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьер-министра И. Л. Горемыкина, а в начале февраля впервые сам явился в Думу. Однако одновременно с этим он провел серию мероприятий, направленных на установление в стране военной диктатуры: готовилось введение военного осадного положения, повседневной предварительной цензуры и т.д. В исполнительной вертикали власти продолжалась так называемая министерская чехарда. С осени 1915 г. сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра.

16 декабря 1916 г. она была вновь распущена за участие в дворцовом перевороте. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля Дума опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически существовала.

Таким образом, Государственная дума первых двух созывов просуществовала недлительный период. Большинство заседаний I и II Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 г. самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив II Думу.

III Дума, единственная из всех Дум, исчерпала пятилетний срок своих полномочий. Благодаря новому избирательному закону правительству удалось получить состав Думы, опираясь на который власть могла маневрировать и достигать поставленных целей. За это время было принято свыше двух тысяч законопроектов.

IV Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. В этих условиях вновь усилились противоречия между народными представителями и верховной властью.

Формирование Государственной Думы в России
Государственный строй России в период абсолютизма
Формирование городского самоуправления г. Воронежа 1870-1892 гг
Реформа 1892 года в системе городского самоуправления г. Воронежа
Организация работы городской управы г. Воронежа
Создание органов государственной власти в ПМР
Институт президентства в ПМР
Органы государственной власти ПМР
Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1991, 1995, 2000 гг
Формирование основ конституционного строя ПМР



biofile.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *