Что такое психология кратко и понятно – Дайте определение понятию «психология». Раскройте краткую историю развития психологии как науки. Аргументируйте значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

Содержание

это что такое? Основные функции и виды психологии

В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная практика специалистов этой области существует уже довольно давно. В России же это относительно новое направление. Что же такое психология? Каковы ее основные функции? Какими методами и программами пользуются психологи для помощи людям в трудных ситуациях?

Понятие психологии

Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

Психология – это то, что помогает нам глубже познать себя, разобраться в своих проблемах и их причинах, осознать свои недостатки и сильные стороны. Ее изучение способствуют развитию в человеке моральных качеств и нравственности. Психология – это важный шаг на пути к самосовершенствованию.

Объект и предмет психологии

В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет — это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

Основные функции психологии

Одной из важнейших задач психологии является изучение особенностей сознания людей, формирование общих принципов и закономерностей, по которым действует индивид. Эта наука выявляет скрытые возможности психики человека, причины и факторы, влияющие на поведение людей. Все вышеперечисленное представляет собой теоретические функции психологии.

Однако, как и любая наука, психология имеет практическое применение. Ее значение заключается в помощи человеку, выработке рекомендаций и стратегии действия в различных ситуациях. Во всех сферах, где людям приходится взаимодействовать друг с другом, роль психологии неоценима. Она позволяет человеку правильно выстроить отношения с окружающими, избежать конфликтов, научиться уважать интересы других людей и считаться с ними.

Процессы в психологии

Психика человека представляет собой единое целое. Все процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. Именно поэтому деление их на группы очень условно.

Принято выделять следующие процессы в психологии человека: познавательные, эмоциональные и волевые. Первые из них включают в себя память, мышление, восприятие, внимание и ощущения. Их главная особенность состоит в том, что именно благодаря им мозг человека реагирует и отвечает на воздействия со стороны внешнего мира.

Эмоциональные психические процессы формируют отношение человека к тем или иным событиям, позволяют оценивать себя и окружающих. К ним относятся чувства, эмоции, настроение людей.

Волевые психические процессы представлены непосредственно волей и мотивацией, а также проактивностью. Они позволяют человеку контролировать свои действия и поступки, управлять поведением и эмоциями. Кроме того, волевые процессы психики отвечают за способность добиваться поставленных целей, достигать желаемых высот в тех или иных сферах.

Виды психологии

В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на житейскую и научную. Первый вид основывается прежде всего на личном опыте людей. Житейская психология имеет интуитивный характер. Чаще всего она очень конкретна и субъективна. Научная психология — это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений. Все ее положения продуманы и точны.

В зависимости от сферы применения выделяют теоретический и практический типы психологии. Первый из них занимается изучением закономерностей и особенностей психики человека. Практическая психология ставит в качестве основной задачи оказание людям помощи и поддержки, улучшение их состояния и повышение продуктивности деятельности.

Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют биографический метод. Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

fb.ru

определение. Психология как наука :: SYL.ru

Наука о психологии появилась в середине XIX века. Она прошла долгий и непростой путь в изучении душевного состояния личности. С помощью этой науки определяется характер, внимание, память человека. Многим нравится психология. Она помогает понять не только окружающих людей, но и себя. Психология очень обширная. О ней можно писать и говорить очень много. В этой статье мы рассмотрим некоторые важные аспекты психологии социальных групп и личности.

Психология как наука

Сознание, внимание, память, воля, душа человека – это целая наука о личности. Она называется психология. Только благодаря этой науке человек познаёт себя и окружающих. Не каждый понимает, что такое психология. Определение довольно простое. Это наука, которая изучает поведение, мысли, процессы как человека, так и животного. Хорошие знания психологии помогают понять любую личность. Ведь каждому интересно, например, что движет ребёнком, когда он совершает какое-нибудь непонятное для родителей действие. Или хочется понять, какой внутренний мир у вашего начальника.

На все вопросы, касающиеся души человека, ответит психология. Эта наука поможет правильно понять своего любимого, ребёнка, директора или подчинённого. Для того чтобы разобраться в себе или в близком человеке, некоторые люди посещают психолога по собственной инициативе. Только потому, что хотят быть счастливы. Однако кто-то боится обращаться к психологу, а зря. Если не получается у вас, специалист вам обязательно поможет понять проблему и разобраться в ней. Вот мы и разобрались с вопросом, что такое психология как наука. Теперь можно разобраться в тонкостях личности.

Понимание личности в психологии

Человек – индивидуальность. Вряд ли кто-то задаётся вопросом: «Что такое личность в психологии?». Это самая молодая психологическая наука. Она очень обширная. Остановимся на главном.

Никто даже не задумывается, что с человеком надо общаться лояльно, даже с маленьким ребёнком. Он в первую очередь личность, которая заслуживает к себе нормального отношения. Ведь один человек может не обратить на ваши слова внимания, другой, наоборот, пропускает через себя даже мимику, не то что слова.

Как вы уже догадались, психология имеет прямое отношение к личности. Человек мыслит, уделяет вам внимание, умеет выслушать, управляет своими эмоциями, характером, чувствами и др. Всем этим управляет личностная психология. Человек услышал плохие или хорошие новости, соответственно проявил в это время определённые эмоции. Любая непредсказуемость влияет на душевное состояние очень сильно. Поэтому, если вы не можете справиться с собой, вас что-то гложет, постарайтесь для начала разобраться в себе. Может, у вас на днях был стресс или превысили радостные эмоции, переключитесь на хорошую, позитивную, но спокойную книгу или просто сходите прогуляться. Вам это поможет отвлечься и разобраться в своём внутреннем мире. Теперь вы имеете представление, что такое личность в психологии? Она имеет некоторые подразделы: характер, состояние души, внимание, мышление и др.

Представление памяти в психологии

Память – это в некотором роде запоминающее устройство, которое сохраняет, а со временем озвучивает какие-то события или факты. Она может быть кратковременная или долговременная.

Психологи определили несколько видов памяти:

  1. Зрительная – увидел и запомнил.
  2. Слуховая – услышал, запомнил, через время озвучил.
  3. Двигательная – запоминание движений.
  4. Осязаемая – запоминание на ощупь.
  5. Образная – даже через определённое время всплывает в памяти увиденный образ.
  6. Эмоциональная – человек помнит пережитые ранее им чувства.

В принципе, все понимают, что такое память в психологии. Это очень сложный и тяжёлый процесс. Именно память помогает передавать нашим детям, внукам свой опыт и знания. Это самый длительный процесс. Ведь не зря бабушка, которой 80 лет, вспомнит свой опыт того времени, когда ей было всего 25 или 30. Довольно часто человек может и не помнить какие-то события из своей жизни. В основном это бывает, когда информация прошла очень болезненно, и память стирает этот процесс на подсознательном уровне.

Проявление внимания в психологии

Если человек сосредоточен на одном объекте и за ним наблюдает, что это означает? Конечно же, внимание. Без этого психологического аспекта тяжело было бы человеку существовать. Давайте обратимся к терминологии, чтобы понять, что такое внимание в психологии. Это реакция живого организма на внешние раздражители. Когда психологи проводили анализ по видам внимания, они сделали вывод: есть избирательное внимание (когда имеется возможность выбирать объект внимания), распределённое (сосредоточенность одновременно на нескольких объектах), переключаемое внимание (внимание не постоянное). Что происходит с человеком, когда он выбирает объект внимания? Возьмём, например, ребёнка, которому показали зелёный квадрат, и воспитатель спросила: «Какой цвет?». Вы думаете, он ответит по существу? Возможно. Однако ещё в обязательном порядке будет замечено, что это квадрат, который имеет углы и т. д. Внимание не будет заострено только на цвете. Так же и со взрослым человеком. Например, вы встретите своего старого знакомого, остановитесь пообщаться и в любом случае на какую-то мелочь будете отвлекать своё внимание. Поэтому при разговоре можете упустить важную деталь. Внимание не может быть равномерно распределено на каждый объект. Так функционирует наш мозг.

В принципе, что такое внимание в психологии стало понятно. Просто многие не задумываются над такими вопросами, а это очень важно. Особенно для родителей, которые воспитывают малышей и сердятся на них за невнимательность. Прислушайтесь к психологам.

Способности личности в психологии

Многие родители с рождением ребёнка понимают, что его нужно ставить на ноги. Что это означает? Вырастить само собой, а ещё дать ему достойное образование. С дошкольного возраста дети начинают ходить в секции, для того чтобы понять, какие способности у них есть, и начать их развивать. Это могут быть художественная или музыкальная школы, плавание, танцы и мн. др.

Ребёнок же не может с рождения взять кисть в руки и рисовать, но, возможно, у него есть к этому задатки. Их необходимо развивать. Если родители пойдут путём, что нравится только им, ребёнок не сможет воспользоваться своими способностями. Поэтому необходимо предоставить своему малышу возможность заниматься тем, что ему нравится. Только тогда у него будет шанс развиваться в нужном направлении и стать великим художником или композитором. Талант есть абсолютно у каждого человека. Одному родители смогли открыть его в раннем детстве, другому не смогли.

Темперамент личности в психологии

Характер – это индивидуальная черта каждого человека. Под темпераментом понимают поведение человека. И. П. Павлов разработал очень давно основные черты темперамента и поделил их на 4 вида:

1. Сангвиник – жизнерадостный человек, не задерживает своё внимание на одном объекте. Общительный, но не засиживается долго на одном месте работы. Не любит однообразие. Новая обстановка для него только в радость, он идёт с удовольствием на контакт с незнакомыми людьми.

2. Флегматик – медлительный, спокойный, бурные эмоции проявляет крайне редко. К любому делу подходит очень продуманно. Никогда не сделает неверный шаг. Никогда никто не знает истинных чувств флегматика.

3. Холерик – очень подвижный, эмоции всегда переполняются через край. Не умеет сдерживать себя, может вспылить из-за пустяка. Как быстро холерик берётся за новую работу, так же быстро она ему и надоест. Иногда окружающие тяжело переносят холерика за его чрезмерную подвижность.

4. Меланхолик – пассивный человек, который не любят интересоваться ничем новым. Чувства и эмоции замедленного действия. Очень быстро обижается, огорчается, хотя и не показывает этого. Он замкнут и больше предпочитает одиночество, нежели шумные компании. Меланхолики в привычной для себя обстановке чувствуют спокойствие, уверенность.

В любой работе необходимо знание темпераментов. Так будет легче общаться с людьми.

Психология эмоций

Очень часто люди не знают, что такое чувства. Это эмоциональное состояние души человека, которое выражается определёнными движениями тела, мимикой или голосом.

С самого детства мы слышим о прекращении эмоций, о том, что надо меньше выражать свои чувства. Однако психологи утверждают обратное. Каждый человек должен уметь выбрасывать эмоции, а не накапливать их годами. От чего происходят заболевания, психические расстройства? От того, что человек годами сдерживает все свои чувства и эмоции в себе. Нужно уметь высказывать своё мнение везде: на работе, дома, в общении с окружающими. Благодаря эмоциям человек быстрее определяет для себя все необходимые ему потребности. Не бойтесь выплёскивать свои чувства и эмоции наружу. Тот круг, которому вы нужны, примет вас такого. Другим же доказывать ничего не стоит. Ведь здоровье дороже.

Потребность в психологии

Человек не всегда догадывается о том, в чём он нуждается. Потребность – это то, в чём личность испытывает острую необходимость. Есть 3 вида:

1. Трудовая потребность – личность нуждается в познании мира, в работе.

2. Развивающая потребность – личность обучается, самореализовывается.

3. Социальная потребность – человек нуждается в общении с друзьями, коллективом и др.

Это социогенные потребности. Потребность заканчивается тогда, когда цель достигнута. Тогда у человека появляется что-то другое, в чём есть необходимость. Потребность – это весь механизм в психике человека. Другими словами, потребности – это психическое душевное состояние личности. Благодаря им человек стремится к своей цели, чтобы добиться желаемого, то есть становится более активным, а пассивность исчезает практически совсем.

Вам стало понятно, что такое психология, определение теперь можно дать более точное. Потребность, внимание, память, эмоции – вот что такое психология человека.

Социальная психология как наука

Каждый человек живёт в мире, где у него есть много родных, близких, знакомых, друзей, коллег и т. д. Для этого и нужна человеку социальная психология. Благодаря ей люди познают друг друга и взаимоотношения. Развиваются отношения не только между двумя индивидами, но и между целыми группами. Вы, наверное, догадались, что такое социальная психология. В этом предмете переплелись две науки. Социология и психология. Поэтому здесь изучаются отношения не просто между людьми, а различаются такие виды: социальные, экономические, политические и много других. Социальная психология в обществе позволяет занимать определённое место среди людей. Разделяют в социальной психологии 3 вида личности:

1. Пикники – они хорошо адаптируются в социальной среде. Стремятся выгодно построить отношения с нужными людьми. Они умеют отстаивать свои интересы без конфликтов.

2. Атлетики – общительные, любят обращать на себя должное внимание, доминирующая личность.

3. Астеники – им в обществе находится нелегко. Они не общительны, замкнуты, сдержанны.

Каждому человеку своё. Одни любят находиться в центре внимания в обществе, другим нравится больше находится в тени. С этим ничего не поделаешь. Надо принимать личность такой, какая она есть. О том, что такое социальная психология, можно много писать. Так как это не книга, а всего лишь статья, даются самые важные определения и понятия.

www.syl.ru

Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии

1.1. Что изучает психология

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее

предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

  • нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

  • стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

  • опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

  • тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века —интеллекта, творческих способностей и пр.;

  • изучение продуктов деятельности — количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

studfiles.net

Что такое Психология? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Evgeniy в . Опубликовано Психология 101 Последнее обновление: 19/08/2012

Вопрос: Что такое психология?

Вильгельм Вундт

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами — «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология — это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология — широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология — изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.

Биологическая психология, также известная как биопсихология, изучает, как биологические процессы влияют на сознание и поведение. Эта область связана с неврологией и использует такие инструменты, как МРТ и ПЭТ для диагностики травм или аномалий головного мозга.

Клиническая психология занимается оценкой, диагностикой и лечением умственных расстройств.

Когнитивная психология — изучение процессов человеческого мышления и познания. Психологи этого направления изучают внимание, память, восприятие, принятие решений, решение проблем и процесс изучения языка.

Сравнительная психология — ответвление психологии, связанное с изучением поведения животных. Исследования могут привести к более глубокому пониманию психологии человека.

Психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни.

Судебная психология — прикладная область, ориентированная на использование психологических исследований и принципов системы правосудия.

Индустриально-организационная психология — область, использующая психологические исследования для увеличения производительности труда, подбора сотрудников, улучшения дизайна продукции и повышения полезности.

Психология личности рассматривает разные элементы, являющиеся составными частями отдельно взятой личности. Известные теории личности — структурная модель личности Фрейда и пятифакторная модель личности.

Педагогическая психология — ответвление психологии, которое работает в системе образования с целью помочь детям с эмоциональными, социальными и учебными проблемами.

Социальная психология — дисциплина, использующая научные методы для изучения социального влияния, социального восприятия и социального взаимодействия. Социальная психология изучает различные вопросы, включая поведение групп, социальное восприятие, лидерство, невербальное поведение, конформизм, агрессию и предрассудки.

Теги: Вундт


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Психология человека

Вся наша жизнь — это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека – это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире – это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков – умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями — знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» — это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Оглавление:

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология человека является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное – это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Урок 1. Общая психология. Человек очень многогранен и его личность обладает огромным количеством уникальных особенностей. Но для того, чтобы мы могли жить в мире более гармонично и осознанно, а также имели возможность помогать и себе и другим людям, нам нужен какой-то инструмент, который поможет лучше узнать и понять человека. И таким инструментом как раз и является психологическая наука.

Что такое психология человека как явление и как наука? Какие существуют методы психологии? Как понять, что управляет действиями и поступками людей? Какими свойствами и характеристиками обладает человек как личность? Какие существуют формы психической активности? Ответы на эти и некоторые другие важные вопросы вы найдёте в первом уроке.


Урок 2. Методы психологии. Для того чтобы мы имели возможность применять психологические знания в своей жизни, нам нужно знать о том, какие вообще существуют методы психологии, что из арсенала психологических методов лучше использовать в разных жизненных ситуациях и какие правила нужно соблюдать, чтобы эти методы давали практические результаты и были эффективными.

В представленном уроке будут рассмотрены основные методы фундаментальной и практической психологии, их специфика, характеристика и классификация. Для лучшего усвоения материала описание каждого метода снабжено примером для применения в реальной жизни. Информация данного урока – это начало долгого и захватывающего пути познания внутреннего мира человека.


Урок 3. Личность в психологии. Стремление к улучшению жизни и эффективному взаимодействию с окружающими людьми – это естественная потребность большинства людей. Но как эту потребность удовлетворить? Как достичь действительно глубокого понимания человека? Что нужно делать для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а мы сами и близкие нам люди чувствовали радость и получали удовольствие от общения друг с другом?

Усвоить основные принципы устройства внутреннего мира человека вам поможет данный урок. Из него вы узнаете о том, что такое личность человека, какова её структура и какими свойствами она обладает. После изучения этого урока вы станете лучше разбираться в людях, т.к. узнаете о них много нового. Также в этом уроке вы коснётесь темы развития личности и познакомитесь с самыми популярными направлениями в области исследования личности и их смысловым содержанием. Возможно даже, что вы откроете для себя такое направление, которое вызовет у вас наибольший интерес и будет способствовать ещё более успешному внедрению практической психологии в свою жизнь.


Урок 4. Мотивация человека: теории и методы. Каждый из нас к чему-то стремится и желает чего-то достичь. Но, к сожалению, не все люди способны понять, что же им нужно на самом деле и, тем более, найти в себе силы двигаться только вперёд по пути развития, преодолевая препятствия на своём пути и расширяя свои границы.

Что заставляет людей идти вперёд? Почему одни ставят перед собой серьёзные цели и успешно достигают их, а другие, в это же время, не могут добиться даже самых скромных и посредственных результатов? Что «зажигает» человека – мотивирует его? В чём смысл всех его поступков? Что такое мотивация, и какие существуют виды мотивации? Как её сохранить и повысить? Об этом и множестве других интересных вещей вы узнаете из представленного урока.


Урок 5. Психология развития и возрастная психология. Кто может ответить нам на вопрос о том, какими вырастут, к примеру, наши дети? Кто мог знать, какими вырастем мы? Что влияет на то, станет ли человек успешной, самостоятельной личностью и состоится в жизни, или же превратится в зависимого, слабого и инфантильного взрослого ребёнка, не способного чего-либо достичь? Мы можем ответить на эти вопросы. И даже больше – мы можем на это повлиять.

Но в этом случае нужно знать следующее: как происходит развитие человека и становление его личности; какие факторы влияют на его развитие и каковы закономерности и принципы этого процесса; какие существуют возрастные группы и чем они отличаются друг от друга? Важно также знать и особенности психологии развития как науки, иметь представление о методах этого раздела психологии и способах их использования. С этими знаниями вас познакомит именно этот урок нашего курса.


Урок 6. Социальная психология: отношения, взаимодействие и общение людей. Пожалуй, одной из главнейших тем не только в психологии, но и в жизни, можно назвать тему взаимоотношений людей. Человек – часть общества: он взаимодействует с окружающими и выполняет определённую социальную функцию. И чтобы человек мог выстраивать свои отношения с другими людьми, группами людей и обществом в целом наиболее эффективно, ему следует изучить и усвоить информацию об отношениях, взаимодействии и общении людей.

Последний урок курса «Психология человека» посвящён именно теме взаимодействия человека и социума. В нём рассматривается социальная психология как наука, её задачи и методы и т.д. Но главное – приводятся основные законы и закономерности социальной психологии, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь и взаимоотношения людей. Данный урок станет для вас настоящим помощником в овладении мастерством выстраивания отношений с другими людьми и адаптации к жизни в любых социальных условиях.

Автор уроков: Кирилл Ногалес +

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день – изучение материала, 2 дня – проверка на практике, 1 день – выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека – это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

Книги, учебники, журналы

К этой категории дополнительных материалов относятся любые печатные издания, посвящённые теме психологии человека. В них содержится огромный объём полезной теоретической и практической информации, на изучение которой могут уйти многие месяцы и годы. Авторами книг, учебников и статей в журналах могут быть как специалисты-профессионалы в области психологии, так и исследователи-любители. Важно уметь выбрать из всего многообразия существующих изданий самые качественные, т.е. информативные, удобочитаемые и пользующиеся успехом у читателей.

Психологические эксперименты

Психологическими экспериментами называют проводимые в социальных условиях опыты для получения новых психологических знаний. Эксперименты могут проводиться и учёными-специалистами и обычными людьми, желающими получить какие-то знания по психологии. При проведении экспериментов важно, чтобы они имели конкретную цель и были безопасны для окружающих. Самыми же известными, но, к сожалению, не самыми гуманными психологическими экспериментами принято считать:

Психологические эффекты

Психологические эффекты представляют собой устойчивые и легко определяемые закономерности, которые отражают межличностные отношения людей в группе и раскрывают специфику процессов, характеризующих параметры взаимодействия и общения людей. Психологические эффекты уже не раз доказали свою эффективность. Их можно часто наблюдать и в реальной жизни и специально воссоздавать с целью эксперимента. Наиболее известными психологическими эффектами являются:

Психологические тесты

Психологические тесты – это различного рода сборники специальных упражнений/вопросов/испытаний, созданные для выявления психических особенностей, закономерностей, явлений и свойств людей. Такие тесты широко применяются исследователями в специализированных заведениях и в обычных условиях. Также тесты нашли широкое применение во многих сферах жизни человека: науке, образовании, трудовой деятельности, бизнесе и других. Самыми распространёнными являются тесты на определение уровня интеллекта, способностей, личных качеств, интересов, склонностей, профориентацию и т.д.

Видеоматериалы по психологии

К списку видеоматериалов можно отнести документальные фильмы по психологии, художественные фильмы с психологическим уклоном, вебинары, записи лекций, тренингов, семинаров, различные видеоролики и т.д. Видеоматериалы хороши тем, что многие аспекты психологии человека показываются наглядно, т.е. человек получает визуальное подтверждение полученной информации, примеры применения знаний на практике, может видеть реакции людей и т.п. Видеоматериалы по психологии в свободном доступе находятся в Интернете, и обратиться к ним может любой желающий.

Цитаты о психологии

По поводу психологии высказывались многие великие люди и сами знаменитые психологи. Эти цитаты выражают их отношение к психологической науке и то, какое значение она для них представляла. Ниже в качестве дополнения мы приводим несколько таких цитат.

«Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить»Джон Голсуорси

«Психотерапевты – это люди, которые лучше других научились ладить со своим безумием»Эрих Фромм

«Психолог — человек, который смотрит на всех остальных, когда красивая девушка заходит в комнату»Альфред Адлер

«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»Теодор Рузвельт

«Магический — просто другое слово для обозначения психического»Карл Густав Юнг

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации»Абрахам Маслоу

«Вы представляете собой психологическое среднее тех пятерых человек, с которыми чаще всего общаетесь»Джим Рон

«Хороший психолог легко введет тебя в свое положение»Карл Краус

«У психологии длинное прошлое, но короткая история»Герман Эббингхаус


Желаем вам успеха в освоении навыка психологии человека!

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

4brain.ru

Давайте разберемся, что изучает психология

Психология как самостоятельная наука возникла относительно недавно – в XIX веке. Зародилась же она ещё более 2 тыс. лет назад. Термин «психология» был введён немецким философом Х. Вольфом в 1732 г. Переводится он как «psyche» — душа, «logos» – учение, слово, наука. Исходя из этого, становится понятным, что изучает психология – душу людей и животных. А если точнее, то изначально учёные действительно искали душу человека, но, так и не найдя (вернее, не сумев доказать, где она находится, измерить её или как-то выделить), они занялись изучением психики, так как это оказалось более возможным.

Что такое психика

Человек не просто существует в мире, а постоянно взаимодействует с ним. А для этого необходим инструмент. Психика – это способность мозга анализировать и синтезировать информацию, которая поступает из окружающей среды посредством органов чувств, и соответствующим образом реагировать на неё. Пример её действия – получение ощущений, эмоциональная реакция на происходящие события. То есть она является инструментом взаимодействия. Темперамент, характер и способности также зависят от индивидуальных особенностей психической работы. Это тоже относится к тому, что изучает психология.

Отрасли психологии

Для того чтобы разобраться в особенностях поведенческих реакций того или иного индивида или даже группы людей (возрастных, социальных), мало одной отрасли. Поэтому психология как наука, изучающая человека, разделяется на несколько направлений. Например:

  • общая психология, которая обобщает теоретические и экспериментальные исследования о психологии личности и познаваемых ею процессов;
  • социальная психология (синтез социологии и психологии), занимающаяся социальными исследованиями. Изучает массы, толпу, нации, группы, межличностные взаимоотношения, лидерство;
  • психодиагностика – связана с изучением методов распознавания психики человека, её особенностей.

Кроме общих существуют также прикладные и специальные отрасли. Так, выделяют возрастную, педагогическую, военную, медицинскую, психологию управления и много других. Возможно, именно поэтому многие задают вопрос:  «Что изучает психология?»

Практическое применение

Сегодня предметом изучения данной науки являются сотни различных направлений. Конечно, базой для всех является общая психология. Но за последнее время в ней появились не столько самостоятельные направления, сколько синтез или слияние с другими науками (медициной, инженерией, педагогикой, социологией и др.). Понимание вопроса «что изучает предмет психология» даёт возможность её широкого применения. При внедрении новых методов и технологий (например, при обучении в школе) психология учитывает особенности возраста детей, правильное распределение нагрузок, чтобы не переутомлять нежную психику. Психологи помогают разрешать конфликты на предприятиях, иногда способствуют внедрению тренингов для лучшей подготовки персонала. Есть и семейные психологи, которые занимаются спасением отношений или помогают пережить расставание, развод. Управленческая психология занимается лидерством, изучая, какие свойства личности выделяют человека из толпы.

Важно

Главное, что изучает психология, – свойства, особенности темперамента, склонности и способности личности. Таким образом, она помогает человеку понять себя. Эта наука также оказывает помощь в выборе профессии, позволяет более эффективно взаимодействовать с людьми. Со знанием психологии легче понимать других, мотивы их поведения, желания. А помогая другим людям в достижении цели, трудно не стать успешным человеком, не так ли?

fb.ru

Что такое психология?

Чем сложнее и многограннее жизнь, тем больший интерес мы проявляем к своему внутреннему миру, пытаясь понять и познать всю его глубину, закономерности развития и становления личности и способы взаимодействия с окружающей средой, чтобы наша жизнь была более гармоничной и успешной. Наверное, поэтому интерес к психологии как науке о человеке, его личностных особенностях, не только не утихает, а напротив, постоянно возрастает. Что такое психология? Что же это за наука, пытающаяся разгадать тайну человеческой души?

Изучая психологию, одни люди пытаются таким образом больше узнать о самих себе, другие, возложив на себя роль «врачевателей души», стараются овладеть методами и методиками воздействия на человека, чтобы помочь ему разобраться в своих жизненных проблемах. Но для выполнения этих сложных задач необходимы глубокие знания, постоянное и методичное исследование механизмов поведения, разработка научных методов познания внутреннего мира человека и стимулов для его развития и совершенствования. Что такое психология? Это обширная теоретическая база, накопленная долгими годами экспериментальных исследований и эмпирических наблюдений, которые описаны, систематизированы и обобщены учеными-психологами различных школ и направлений. Психология – это и практическая деятельность: психолог-практик в консультационном кабинете старается помочь своим советом людям с проблемами социального, интеллектуального и эмоционального планов. Кроме того, психологи-практики все чаще присутствуют на предприятиях и в школах, где участвуют в организации трудовой, педагогической и управленческой деятельности. Эти специалисты используют накопленные и обобщенные теоретические знания, выявляя на практике и в непосредственном взаимодействии с людьми их слабые места.

При ответе на вопрос, что такое психология практическая, нужно выделить и описать все прикладные области этой науки.

Клинический психолог работает с людьми, испытывающими различные фобии, невротические состояния, тревогу, которые мешают им в нормальной повседневной жизни. С помощью бесед и психологических методик специалист выявляет эти проблемы, с тем чтобы выбрать правильную психотерапию.

Основная задача психолога-консультанта — помочь людям в межличностных отношениях, семейных, групповых, в конфликтных ситуациях. Данные специалисты работают в школах и на предприятиях, в кризисных центрах помогают людям, попавшим в непростые жизненные ситуации. Психологи-консультанты очень востребованы в юридической сфере, помогая при раскрытии преступлений, в адвокатской деятельности, при работе с заключенными.

Военная психология уделяет внимание совершенствованию методов командования, укреплению групповых взаимоотношений. Особое место здесь занимают исследования, связанные с посттравматическим синдромом — тяжелым психологическим состоянием лиц, участвовавших в военных действиях.

Спортивная психология разрабатывает рекомендации спортсменам, помогая им достичь высоких результатов в спорте. Ведь известно, что не только хорошая физическая подготовка, но и определенный психологический настрой очень важен для победы спортсмена.

Еще одной важной отраслью практической психологии является психология рекламы. Основные ее задачи – помочь специалистам по рекламе создать наиболее действенные механизмы продвижения и продажи на рынке товаров и услуг, где очень важную роль играет психология восприятия цвета, формы, звуков.

Прикладных областей психологии существует много. Чем динамичнее развивается общество, тем шире становится поле психологической деятельности. Но кроме прикладных, есть еще значительное количество теоретических направлений науки, каждое из которых имеет свои методы постижения и изучения личности и общества, свою теоретическую базу и свой особый взгляд на модели поведения человека. Самые основные из них – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная, экзистенциальная и гуманистическая психология и т.д. Итак, что такое психология? Ответить на этот вопрос достаточно трудно, ведь за простым определением скрывается очень обширный пласт деятельности людей, пытающихся понять себя и окружающий мир.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *