Что такое непроизносимые согласные в корне слова – Непроизносимые согласные в корне слова: примеры, правило. Непроизносимые согласные в корне слова: 3 класс

Непроизносимые согласные

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед гласным звуком.

Например, вестник – известие, окрестность – перекресток, свистнуть – свистеть, свист, честный – с честью, яростный – яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце – солнечно, грустный – грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется – блестеть, плеснуть – плеск, лестница – лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес­ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

В устной разговорной речи есть такие слова, которые образованы от различных корневых основ, но совпадают по своему звучанию. При их правописании, когда непроизносимые согласные не слышны, но и неизвестно, есть ли они вообще, нужно учитывать контекст или словосочетание. Например, константа (неизменная величина) и констатация (констатация факта), искусный (умело приготовленный) – искусственный (ненатуральный), косный (отсталый) – костный (образовано от слова «кость»), шествовать (гордо идти) – шефствовать (патронировать).

Неодинаково пишутся и те слова, которые близки по звучанию, например, чувствовать (ощущать) – участвовать (быть в общем деле), экскаватор (землеройная техника) – эскалатор (двигающаяся лестница), яство (изысканная еда) – явственный (явный), ровесник (одинакового возраста) – сверстник (от древнерусского исчезнувшего слова «съвьрстьный»).

Богатый во всех смыслах русский язык наполнен и словами, в которых сочетаются не два, а несколько согласных звуков, один из которых не произносится, а значит, и не слышен. Это такие «хитренькие» совокупности букв, как «стн», «лнц», «здн», «вств», «рдц», «ндск», «нтск» в таких словах, как доблестный, солнце, поздний, здравствуйте, сердце, голландский, дилетантский.

Всем, кто хочет грамотно писать по-русски, нужно знать: есть три особенных слова – лестница, чувство и праздник, к которым невозможно отыскать проверочное родственное слово.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

— лесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

— празДник – это День раДости и поДарков;

— чуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

fb.ru

§28. Непроизносимые согласные в корне слова / Русский на 5

Название правила «Непроизносимые согласные» — дань традиции. Точнее было бы сказать так: «Проверяемые непроизносимые согласные». Тогда оба важных признака этой орфограммы были бы налицо: согласный не произносится, его можно проверить.

Подбери слово
для проверки

Подбери проверочное слово, в котором непроизносимый согласный будет ясно слышен:

сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, безмолвствовать – молва, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гиган

тский — гигант, голландский – Голландия, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.

Запомни 

В проверочных словах непроизносимый согласный в сильной позиции. Сильная позиция для пороверки непроизносимых согласных:

  • перед гласными:  безмолвствовать – молва, молвить, 
  • перед непарными звонкими согласными: солнце – солнышко, солнечный (перед [н]),  счастливый – счастье (перед [й’]),
  • на конце слова –  гиган
    т
    ский – гигант.

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

 

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю!» Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие? Здравие – это здоровье. А здравствовать – означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

 

Здравствуйте, здравствовать – так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

 

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

 

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

 

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

 

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

 

Весть, известие, вестник, известный, известно.

 

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.     

       

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

 

Грусть, грустит, грустно, грустный.

 

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

 

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

 

вестник – весть

 

грустный – грусть

 

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

 

вестник – известие

 

грустный – грустит

 

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

 

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками,

надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

 

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

 

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

 

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

 

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

 

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

 

чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

 

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах

свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

 

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

 

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

 

звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

 

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

 

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

 

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

 

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

 

звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

 

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

 

грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

 

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

 

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

 

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

 

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

 

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

 

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

 

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

 

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

 

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

 

Окрестность можно проверить словом окрест.

 

Какие сочетания звуков при письме опасны?

 

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

 

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

 

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

 

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

 

Запоминаем способы проверки:

 

Властный, радостный, несчастный,

 

и прелестный, и ненастный,

 

доблестный, бескорыстный, честный.

 

Этих слов не забывайте.

 

При письме в них Т вставляйте.

 

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

 

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

 

властный – (что?) власть

 

радостный – (что?) радость

 

несчастный – (что?) несчастье

 

прелестный – (что?) прелесть

 

ненастный – (что?) ненастье

 

бескорыстный – (что?) корысть

 

доблестный – (что?) доблесть

 

честный – (что?) честь

 

Вкусный, гласный, интересный,

 

безопасный и небесный,

 

и чудесный, и прекрасный,

 

и ужасный, и напрасный.

 

Этих слов не забывайте,

 

букву Т в них не вставляйте.  (Н. Бетенькова)

 

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

 

вкусный – (каков?) вкусен

 

гласный – (что?) глас

 

интересный – (каков?) интересен

 

безопасный – (каков?) безопасен

 

небесный – (что?) небеса

 

чудесный – (что?) чудеса

 

прекрасный – (каков?) прекрасен

 

ужасный – (каков?) ужасен

 

напрасный – (каков?) напрасен

 

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

 

Размышляем над транскрипциями слов:

 

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

 

[л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

 

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

 

Слово лестница проверить нельзя.

 

Местный проверим словом место.

 

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

 

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

 

Заключение:

 

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Правописание согласных в корне слова

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Например:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (много) блузок

шляпка – шляпки – (много) шляпок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шапка – шапочка

подушка – подушечка

березка – березонька

игрушка – игрушечка

Или наоборот:

блюдце – блюдо

погодка – погода

травка – трава

Бывают слова,  в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом.

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

 

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

устный – уста

здравствуй – здоровый

капустный – капуста

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесный – чудеса

опасный – опасаться

ужасный – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (блестеть)

словесный

яства

ровесник

наперсник

 

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Спасибо, что Вы с нами!

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Непроизносимые согласные в корне слов

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мы с вами поговорим о звуках, которые умеют мастерски играть в прятки. И прятаться у них получается так здорово, что эти звуки ищут многие тысячи мальчишек и девчонок, а также взрослых тёть и дядь.

А что же это за звуки такие?

Давайте прочитаем с вами вот эти слова: хруст, честь, звезда. Выделим в них корень.

Хруст – хрустит. Корень хруст. А ещё есть слово «хру[сн]ул». Стоп-стоп. В словах «хруст» и «хрустит» мы видим букву Т и слышим звук [т]. А вот в слове «хру[сн]ул» этого звука нет. Но корень в однокоренных словах должен быть одинаковым. Так понятно звук [т] спрятался. А вот буква Т в слове «хрустнул» должна встать на своё место. Хруст-нул.

Слово «честь». Однокоренное к нему – «честен». Корень честь или чест. Но если мы произнесём слово «честный», то в нём тоже исчезнет звук [т].

Звезда – звёздочка. Корень звезд или звёзд. Звёздный. Ну вот спрятался звук [д].

Друзья мои, обратите внимание! В середине слова «хрустнул» пишутся три согласные буквы подряд – С, Т, Н. И в слове «честный» тоже стоят три эти буквы. И в слове «звёздный» есть три согласные буквы подряд – З, Д, Н.

А если попробовать произнести такие сочетания согласных слитно? Стн, здн Попробуйте сами. Трудно произносятся? Конечно! Попробуем выговорить их в словах. ХрусТнул, чесТный, звёзДный. Звуки [т] и [д] приходится буквально выталкивать. Гораздо проще произнести эти слова без звуков [т] и [д]. Вот они и прячутся, когда мы произносим слова. Но буквы Т и Д в словах «хрустнул», «честный» и «звёздный» писать надо обязательно!

Да, в русском языке довольно много слов, в которых стоят три или даже четыре согласных подряд. Например, в словах «солнце», «сердце», «здравствуй», «чувство», «лестница» и во многих других Именно в таких сочетаниях из трёх или четырёх рядом стоящих согласных часто один из звуков прячется – тесно ему среди такого количества согласных, и расталкивать их он не хочет. Поэтому скромно за ними прячется. Называются такие «скромные», играющие в прятки звуки, непроизносимыми согласными. А находятся они чаще всего в корнях слов.

Как же определить, есть в слове непроизносимый согласный или нет?

Давайте прочитаем несколько слов и определим, какое одинаковое сочетание звуков у них есть:

Счастливый, честный, местность, прелестный, лестница. Ну что, вы услышали? В каждом из этих слов есть сочетание букв С, Т, Н. А звучит это сочетание вот так: [сн] или [сн].

Теперь прочитаем следующую группу слов: поздно, звёздный, выездной, праздник.

В этих словах сочетание букв З, Д, Н произносится как [зн] или [зн]. Ну а в таких словах, как «чувство», «здравствуйте» есть сочетание четырёх согласных подряд – В, С, Т, В. А звучит это сочетание так: [ств]. В нём прячется первый согласный [в].

В слове «сердце» – буквы Р, Д, Ц. Прячется звук [д]. И сочетание звуков здесь – [рц].

В слове «солнце» три буквы подряд – Л, Н, Ц. Но мы слышим два звука – [нц].

Итак, друзья мои, если в слове вы слышите сочетания [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц] и некоторые другие, будьте осторожны. Такие звуковые сочетания нам подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой.

Как же узнать, есть ли в словах с такими сочетаниями непроизносимый согласный? Ну конечно же, подобрать проверочное слово, в котором этот согласный хорошо слышен. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное. Давайте найдём проверочные к тем словам, которые уже прозвучали на уроке.

К слову «хрустнул» отлично подойдёт проверочное слово «хрустит», в котором слышен звук [т]. .

Счастливый. Проверочное слово «счасТье».

Честный – проверочное слово «чесТен».

Местность – месТо.

Прелестный – прелесТи.

Лестница… м-м-м. Несмотря на то, что есть слово «лесенка», в котором буква Т не пишется, в слове «лестница» её надо писать. Это словарное слово. Его просто надо запомнить. Предполагают, что произошло слово «лестница» от слова «лезТь». Лезть по лестнице. Но в слове «лезть» стоит буква З, хотя и слышим звук [с], а в слове «лестница» – буква С. И буква Т в нём сохранилась.

Рассмотрим следующую группу слов.

Поздно. Проверочное слово «опозДать».

Слово «звёздный» проверяем словом «звезДа».

Выездной. Проверочное слово «езДить».

Ну а слово «ПРАЗДНИК» вы, конечно, помните. Это словарное слово.

Проверяем дальше.

Сердце – серДечко.

Солнце – соЛнышко.

Слово «здравствуйте». Друзья мои, мы недавно говорили про исконно русские слова с сочетанием -оро- и подобные древнеславянские слова с сочетанием -ра-. Город – град, ворота – врата. Когда мы говорим: «Здравствуйте!», мы желаем человеку здоровья. А вот солдаты, например, здороваются так: «Здравия желаем!».

И слово «здравствуйте» можно проверить словом «здраВие».

А вот слово «чувство» надо запомнить. В нём, как и в слове «здравствуйте», есть непроизносимый согласный В.

Ну, пожалуй, на этом и остановимся.

Ой, я вспомнил.

Я вам рассказал, что если в слове мы слышим сочетания звуков [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц], то надо быть очень внимательными. Ведь они подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой. Я сказал «возможно», а не «обязательно». Ведь существуют и такие слова, в которых слышны такие же сочетания звуков, но непроизносимого согласного там нет. Например, слова «опасный», «ужасный», «чудесный», «прекрасный» и некоторые другие. При проверке в этих словах звук [т] не появляется.

Опасный – опасен, ужасный – ужасен, чудесный – чудесен, прекрасный – прекрасен. Я с этими словами даже вот такие строчки сочинил:

«Я думал, что лес ужасный, опасный.

Но оказалось – чудесный, прекрасный».

Или, допустим, слово «вкусный», которое проверяется словом «вкусен», «интересный – интересен».

Конечно, это далеко не все слова, в которых мы слышим сочетание [сн], и букву Т в них писать не надо. Только проверочные слова помогут вам разобраться – есть в слове непроизносимый согласный, или его нет.

А сейчас давайте повторим то, что вам надо сегодня запомнить.

Правописание слов, в которых слышим сочетание звуков [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц] и др. надо проверять.

Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное.

Если в проверочном слове появится ещё один согласный, значит, в проверяемом слове есть непроизносимый согласный.

Если в проверочном слове нет ещё одного согласного, значит, его нет и в проверяемом слове.

А ещё, друзья мои, постарайтесь запомнить словарные слова лесТница, чуВство и интЕресный.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

videouroki.net

Непроизносимые согласные в корне слова. 3-й класс

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. Пожмите друг другу руку. Пожелайте удачи и вспомним наш девиз “У нас всё получится!”

— Урок русского языка. Он посвящён открытию нового знания.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока) Запись числа и классной работы в тетради

Словарная работа: помидор, морковь, картофель, огурец, яблоко, капуста. Назовите лишнее слово. Почему?

Составить семейку однокоренных слов с последним словом. Какие слова называем однокоренными?

Капуста, капустный, капустница.

— Охарактеризуйте 6 звук первого слова, 6 звук второго слова и 6 звук третьего слова.

Что вас удивило, что интересного заметили?

— Сформулируйте тему урока.

Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке… Из всего выше сказанного возникает вопрос (какой?) Как не ошибаться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Какова цель нашего урока?

 

 

Видят слова: капуста, капустный, капустница

Читают.

Характеризуют, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Везде “Т” пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)

— Тема урока: “Непроизносимые согласные”.

—  Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

Но я предлагаю, сначала узнать: в какой ситуации возникает опасность правописания?

Для этого сделаем следующую работу. Запишите ещё одну семью слов:

Вести, известие, вестник, известный, известно.

— Попробуем ответить на вопрос: “Почему в некоторых словах “Т” не произносится?”

Какие есть гипотезы? Предположения?

— А где же стоит непроизносимый “Т”?

— К какому же выводу вы пришли?

— Сверьте ваше предположение с учебником на странице 117, прочитав текст в рамке.

— Подтвердилось ваше предположение?

— Между согласными. (Решающая гипотеза)

— Можно подчеркнуть буквы, между которыми стоит “Т” (план проверки).

— “Т” не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях “Т” произносится (аргумент).

“Т” не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).

Читают вывод в учебнике, стр. 117

— Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка.
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в группах).

Какой возникает следующий вопрос?

Цель: Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? И как?
Для этого выполним задание в группах. (Раздаю листы с заданиями) Звуковую схему переведите в буквенную, подбирая несколько проверочных слов. Вывод делает один из группы.

1 группа: [грусный],

2 группа: [чесный],

3 группа [свиснут],

4 группа [звозный],

5 группа [позний].

Выводы детей. Каким способом вы подбирали проверочное слово? (Однокоренное слово, где непроизносимый звук слышен чётко, или после него стоит гласный) Сверка с учебником, стр. 118

Итак: Если в слове непроизносимый согласный звук, то Необходимо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.
Помогите мне подобрать проверочные слова к этим словам:

Праз?ник, лес?ница,чу?ство. ( Невозможность выполнения задания и вывод ЗАПОМНИТЬ!!!)

Развитие речи: У лодыря всегда праздник. Когда так говорят? Как понимаете эту поговорку. Найдите синонимы к слову лодырь (лентяй, лоботряс, бездельник). Дайте определение понятия “синоним”. (Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию или написанию, но совпадающее или близкое ему по значению)

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

Творческое задание (парная работа: дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

— А сейчас, творческое задание. У каждой пары на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Определите тему текста. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение.

— Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Позади веселое лето.
Прошла красивая золотая осень.
Стоят дождливые дни глухой осени. 

радостное
чудесная
ненастные
поздней

Проверка на слайдах (приложение 1)
— Какое синоним, на Ваш взгляд здесь лишний? (Чудесная) Почему? (Нет непроизносимого согласного) Стр. 119 “Обратите внимание!!!”
Рефлексия учебной деятельности, самооценка.

— Назовите ключевые слова урока. (Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..) Что нового узнали на уроке? Какую цель мы ставили на уроке? Оцените свою деятельность на уроке.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми… (Кол-во рук) Я могу проверить написание непроизносимой согласной… (Кол-во рук)

Дополнительно, если останется время. Любящий повелевать; приветствие при встрече; окружающее пространство, имеющее отношение к звездам; печальный рассказ; шумное торжество; хмурые дни; яркое светило; центральный орган кровообращения; приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

(Властный, здравствуй, звёздный, грустный, праздник, ненастные дни, солнце, сердце, лестница)

Объяснение домашнего задания: Стр. 119, упр. 228

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Непроизносимые согласные в корне слова

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

ЗЕМЛЯ НОЧНОЙ
ЗВЕЗДА НЕБЕСНЫЙ
РАКЕТА ЗЕМЛИСТЫЙ
ДОЖДИ ОРАНЖЕВЫЙ
НЕБЕСА ДОЖДЛИВЫЙ
СТОЯНКА КОСМИЧЕСКИЙ

Что общего у слов каждого столбика (имя существительное и прилагательное) (безударные согласные в корне слова).

Что называется именем существительным? И именем прилагательным? Как проверить безударную гласную в корне?

Левый борт найдите слово, в котором буквой Я – обозначаем один звук. Правый борт найдите однокоренное слово (земля – землистый). Какие слова называют однокоренными?

А теперь, пусть каждый найдет на своем борту лишнее слово (ракета, оранжевый -словарные).

Молодцы! Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные. Впереди планета. Жители этой планеты прислали нам поздравление.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТОРЖЕСТВЕННЫМ ДНЕМ. ЭТО ВАШ САМЫЙ РАДОСТНЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ. У ВАС СЕГОДНЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ.

Каким словом можно заменить эти словосочетания? ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ – ПРАЗДНИК (словарная работа).

Сколько в этом слове букв и звуков. Какой звук в этом слове не произносится. Как проверить слово праздник. Не можем проверить. Если слово нельзя проверить, надо запомнить его написание. Запишите в тетрадь.

Подберите однокоренные слова (празднуют, праздничный, празднично). Составьте с одним из слов предложение (запись в тетрадь).

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Полет продолжается. Впереди планета. Предлагаю поприветствовать жителей этой планеты. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

ЗДРАВСТВУЙ

Какая удивительная планета. На что она похожа?

НА СОЛНЦЕ.

Как радостно бьется наше

СЕРДЦЕ

На доске вывешиваются карточки со словами:

ЗДРАВСТВУЙ ЗДРА[СТ]ВУЙ
СОЛНЦЕ СО[НЦ]Е
РАДОСТНО РАДО[СН]О
СЕРДЦЕ СЕ[РЦ]Е

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре. Сравните произношение и написание.

У. Какой согласный не произносится, а буква пишется (каждое слово разбирается отдельно.

У. Как называются согласные которые пишутся, но не произносятся? Д.(Непроизносимые согласные).

Запись в тетрадь слов.

У. Вот мы и узнали жителей этой планеты (вывешиваются карточки с буквами на планету). Выделим корень в словах. Определите, в какой части слова находятся непроизносимые согласные. (В корне слова).

РАДОСТНО – Иногда непроизносимые согласные встречаются на стыке двух суффиксов. Дайте название этой планете (открывается тема на доске).

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

У. Как проверить непроизносимые согласные?

Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко.

Открываем учебник и читаем правила.

На доске

Солнце Здравие
Солнышко Здравствовать
Солнечный Здравствуй
Радость Сердечко
Радостно Сердце
Радостный Сердечный

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Запишите проверочные слова в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

Отправляемся в полет. Сколько нас открытий ждет. Дружно, в ногу, мы идем.. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Вот проверили осанку. Мы свели лопатки. Сели и продолжаем полет.

Работа с учебником. Прочитайте слова.

Доблес_ный, чес_ный, поз_ний, облас_ной

Как проверить слова?

Доблестный-доблесть (сообщение из этимологического, толкового словаря – ученик)

Честный – честь
Поздний – опоздать

Областной – область (исследовательская работа ученика, сообщение из этимологического словаря)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А сейчас непроизносимые согласные хотят проверить, что мы узнали и чему научились.

Работа по карточкам.

Задание. Образуй словосочетания с именами прилагательными. Запиши, подчеркни орфограмму непроизносимого согласного. Работа по карточкам.

(Известие) человек – известный человек
(звезда) небо
(ненастье) погода
(счастье) мгновение

Задание. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика.

Печальный Яростный
Гневный Грустный
Веселый Радостный
Знаменитый Известный

У. Как называются слова близкие по значению? Д. Синонимы.

Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название космического корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

БУРЕВЕСТНИК (Исследовательская работа-сообщение).

Какая согласная в слове не произносится?

Согласная Т.

Подберите проверочное слово.

Известие, весть.

ИТОГ УРОКА.

Как называют обитателей планеты, на которой мы побывали?

Непроизносимые согласные.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д.. Подобрать проверочное слово, в котором звуки слышатся отчетливо.

Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Домашнее задание. Составить 3-4 предложения о вашем самом любимом празднике.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о