Что пифагор настоятельно советовал сразу же омывать в реке забвения – Чем философ Пифагор советовал смывать нанесенную обиду? Vovet.ru

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения. (Пифагор): stranniksenya

6 апреля 1157 года умер Ричард Львиное Сердце – английский король из династии Плантагенетов.
Он родился 8 сентября 1157 года в замке Бьюмонт (Оксфорд). Ричард был третьим сыном английского короля Генриха II и герцогини Алиеноры Аквитанской. Так как на корону претендовали старшие братья, Ричард не предназначался в наследники и получил от матери огромное герцогство Аквитанское. В юности он носил титул графа де Пуатье. Ричард был красив – голубоглаз и светловолос, и очень высок — 193 сантиметра, т.е. по меркам Средневековья настоящий великан. Он умел писать стихи, был хорошо образован для своего времени.
Возможно, именно то, что он был младшим и не предназначался в наследники, усилило рыцарское воспитание Ричарда – королём он оказался плохим, а рыцарем – знаменитым. Все сыновья Генриха II находились под влиянием матери, Алиеноры Аквитанской, женщины незаурядной и властной. В 1173 году сыновья Генриха II подняли против него мятеж. Генрих II, впрочем, остался жив, его соправителем стал старший сын. После смерти старших братьев Ричард начал подозревать, что отец хочет передать трон младшему сыну, Иоанну. Тогда, объединившись с французским королём, Ричард предпринял поход против отца и «восстановил справедливость». Генрих II согласился на коронацию Ричарда и иные условия, а вскоре скончался.
В 1189 году Ричард был коронован. В Англии из 10 лет своего правления он провёл всего полгода. Управление страной свелось к выколачиванию налогов, торговле государственными землями, постами и иную «подготовку» к Крестовому походу. Вскоре после коронации Ричард отправился в Третий крестовый поход, где и стяжал историческую славу. Что сборы в поход, что возвращение короля-рыцаря обернулись для народа непомерными налогами – но в рыцарственном эпосе Ричард Львиное Сердце занял одно из центральных мест наряду с Роландом и королём Артуром.
Крестовые походы… Сколько бед и несчастий принесли они Европе, но в то же время сколько полезного перекочевало с Востока погрязшую в невежестве. Для европейцев походы несомненно оказали большое влияние на культурный, политический и общественный строй Европы, но какой ценой?

Если у вас есть желание поближе познакомиться с одним из самых последних походов, то возьмите в руки роман «Правдивая ложь», который с первых страниц погрузит вас с настоящее Средневековье…

stranniksenya.livejournal.com

Цитаты Пифагора

Земледелие покоряется свободолюбивым рукам. Не доверяй свою землю невольникам или рабам. Возделывай пашню с любовью и добрым сердцем.

Чтобы тебя помнили и почитали, стань хорошим семьянином и напиши добродетельную книгу. Продолжатели рода твоего должны быть почтительными людьми и с крепкой семьей. – Пифагор

Пусть жрецы исследуют божественные деяния, сам же познай сердце человеческое.

Найди себе друга верного, ибо счастье не бывает одиноким – оно удел двоих.

Людей с гладким лбом обходи стороной – мыслей умных от них не услышишь. Морщат лоб редко – разум свой не напрягают, мысли без тренировки умными не бывают.

Пифагор: Человек – это сеятель. Идет по полю уверенно, как хозяин. Вырывает с корнем сорняки, добавляет удобрений, передвигается смело на своей земле, наводя кругом порядок. Народные обычаи – самые строгие и важные правила и догмы людские.

Сборище ученых мужей вскорости теряет квалификацию, превращаясь в вече простолюдин.

Боги, по-мнению старцев, пожалели, что создали человека, теперь люди жалеют, что поклоняются идолам, мудрецам и жрецам.

Продолжение цитат читайте Пифагора на страницах:

Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Делай великое, не обещая великого.

Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.

Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

Говори мало, пиши еще менее.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни — дружба.

Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам.

Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.

Статую красит вид, а человека его деяния.

Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Если спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Мудрый! Будучи обязан жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с ней.

Прежде всего прочего удерживай язык свой.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, в особенности юность.

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать?

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Нужно отстаивать правду, даже принимая муки, но не стоит доводить защиту истины до нетерпимости.

На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены только до первого случая.

Глупцы во время распития спиртного пьянеют, а когда приходит беда, так и вовсе лишаются разума.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Учитесь понимать человеческую природу. Понимание человека принесёт больше пользы, чем познание разнообразных божеств.

Если спросят: что есть добродетель? Ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.

Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе.

Делай великое, не обещая великого.

Статую красит вид, а человека — его деяния.

Если спросят: что есть древнее богов? Ответствуй: страх и надежда.

Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.

Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Важно быть царём в первую очередь для себя. Владычествуя над собой и правильно управляя собственными поступками, в твоих руках будет великолепная вотчина и наиглавнейшая должность.

Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

Совесть да будет единственным твоим божеством.

Старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем, прежде чем заснуть, спроси себя: Что я сделал?

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать? Вечером, прежде чем заснуть: Что я сделал?

Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.

Тело не должно быть усыпальницей души. В пьяном виде не приступай к зачатию будущего поколения.

Повинующийся разуму повинуется богам.

Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.

Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.

Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.

Как ни коротки слова да и нет, все же они требуют самого серьезного размышления.

Добрые и прекрасные люди появились на земле не для того, чтобы почивать и предаваться развлечениям, они – опора слабым и обиженным.

Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли.

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…

Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.

Начало есть половина всего.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит ее во зло.

Природа едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой, она есть Божество богов.

Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.

Вечером, слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости есть молчание.

Молчи или говори то, что лучше молчания.

Не почитай знания за одно с мудростью.

Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Даже при большом желании уснуть, не смыкай глаз, пока не проанализируешь всё, что содеял за этот день.

Собака есть изображение друга.

Гражданин без собственности не имеет отечества.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждой.

icitata.ru

Пифагор

    Проект «Пантеон великих»               

                                                             Пифагор

 

                     

 

               

Пифагор

Музыка и числа (манускрипт)

           На рубеже 5 и 6 веков до нашей эры на Апеннинском полуострове возникла наиболее просвещенная и наиболее таинственная философская школа, родоначальник которой был настолько скрытен, что жизнь его стала легендой, учение же, напротив, необычайно популярным, а ученики и последователи пришли к власти во многих италийских городах. Влияние этого закрытого секретного сообщества настолько напугало  ограниченных обывателей одного из городов южной Италии, что они подожгли здание, где собирались ученики Великого Мастера.

 

Войдя в историю как величайший духовный лидер Человечества, основатель религиозно-философского братства, он ушел из этого мира так же необычно, как и возник, оставив свое настоящее имя сокрытым, символически зашифровав суть своего учения посредством чисел. «Его ученики стали первыми математиками… и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле… более того, видели, что ноты и аккорды, заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом».  (Аристотель).

 

Его называли нравственным реформатором, великим политическим деятелем, создавшим первую партию мыслителей; превосходным математиком, открывшим «гармонию сфер» —  интервалы музыкальной шкалы; магом и волшебником, после первого публичного выступления которого 2000 человек с семьями последовали за ним для образования нового государства — «Великая Греция»; глубочайшим философом, находившим взаимосвязи явлений во всех сторонах мироздания, связывая музыку с математикой, геометрию с медициной, психологию с религией, политику с космологией.

 

Созданный этой личностью Союз Философов представлял собой религиозно-политическое братство, которое настолько обширно и проникновенно изучало мир, что в дальнейшем составило множество выдающихся учений, названия которых говорят сами за себя:

 

О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

О РОДСТВЕ ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

О МУЗЫКАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ СТРУКТУРЕ КОСМОСА

О СИМВОЛИЧНОСТИ ВСЕГО СУЩЕГО

О ФИЛОСОФСКОЙ КОСМОЛОГИИ

О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ, ТРАНСМИГРАЦИИ  И ВРОЖДЕННОЙ ПАМЯТИ

О НЕОБХОДИМОСТИ ВЕГЕТАРИАНСТВА ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА

О ТРОЙСТВЕННОСТИ ДУШ

О БЕЗГРАНИЧНОМ И ОГРАНИЧЕННОМ БОЖЕСТВЕННОМ ВОЗДУХЕ

О МУЗЫКАЛЬНОМ НАСТРОЕ ЗДОРОВЬЯ

О ГАРМОНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.

 

С соблюдением строжайшей секретности учения передавались только членам братства, и только изустно, под лозунгом — «Мастер сказал так». Все непосвященные  довольствовались моральными наставлениями и политическими программами братства в русле традиционных религиозных представлений. В качестве просветительской деятельности среди народа  наставлялись  принципы «социальной гармонии», подобной конфуцианству, где основой полагалась религиозность, подчинение вышестоящим, уважение к старшим и почитание умерших. Порядок, мораль, здравый смысл – вот что в первую очередь необходимо было соблюдать для достижения общественной гармонии.  «Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы. Ведь нравы – суть самые первые законы».

 

Для обеспечения сокрытости смысла своих учений, участники тайного союза  показывали досужим наблюдателям лишь мистическую сторону  собственных изысканий, оставляя в глубине настоящее философское обоснование строения мира и гармонии космоса, где именно Числа представлялись как выразители реальной сущности вещей, символическое отражение явлений. «Все есть число»,- объявляли они суть своего учения. В философской концепции величайшего мыслителя центральное место занимала теория познания абсолютной истины путем ее выведения из математических формул. »Все вещи состоят из чисел», — учил Мастер. Числа 1 и 2 не шли в расчет, они представляли собой две надмирные сферы. Счет начинался с 3, то есть треугольника, далее шел квадрат – 4 и прочие фигуры, образующие углы, сложение которых и отражало космические цифры. Сложенные между собой 4, 3, 2 и 1  в сумме составляло 10 – великое число всех вещей – «…архетип Вселенной… Он разделил Вселенную на три части, которые называл Высочайший Мир, Высший Мир и Низший Мир. Высший Мир является обиталищем бессмертных. Это также и место архетипов или печатей; их природа ни в коей мере не сходна с земной материальностью, но они, отбрасывая свою тень в глубину (Низший Мир), осознаются только через свои тени….

     Три мира были названы вместилищами. Первый был вместилищем принципов, второй — разума, третий – низший – вместилищем количеств…» (Мэнли Холл).

 

Сам Мастер и его последователи стали основателями нумерологии (науки о цифрах), обозначая буквы в виде цифр и выводя слова в числовом отображении, определяя »вибрацию» имен в совокупности с датой рождения, числовые ряды которых могли раскрыть предрасположенность и судьбу человека.

«…Открытие того, что в основе всего лежит математическая регулярность, т.е. числовая, повлекло за собой такое необычное изменение перспективы познания, которое ознаменовало собой фундаментальный этап в духовном развитии западной культуры. Было открыто также, что звуки и музыка, которой они много занимались как средством ощущения, катарсиса, переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длин этих струн…

…Не менее важным было открытие числовых пропорций в универсальных феноменах: год, сезон, месяцы, дни и так далее. Инкубационные периоды зародышей животных, циклы биологического развития, оказывалось, также регулируются числовыми законами». (Дж. Реале и Д. Антисери)

Мастер убеждал учеников своей необычайной жизнью, творческим, мистическим подходом ко всему, что окружает человека. Он учил даже в вое собаки слышать голоса умерших людей, а состояние тела и здоровье человека определять и настраивать подобно настройке инструментов по музыкальной шкале. 

Он создал теорию о том, что каждая планета имеет свою музыкальную ноту, космос является живым организмом и создает »музыку сфер», космическую музыку, слышать которую могут лишь посвященные. Каждый человек имеет индивидуальную ноту, с которой созвучна планетная система, присущая ему с рождения. Ведь  душа человека дается Космосом и забирается обратно после смерти тела, чтобы затем воплотить ее в более или менее совершенном создании – в зависимости от деяний предыдущей жизни.

 

Для своих  последователей Мастер провозглашал принципы, ведущие к торжеству духа:

Именем клятву даю открывшего нам четверицу,

Неиссякаемый жизни источник. Берись за работу,

Лишь помолившись богам о ее окончании. Помни,

Так мирозданья бессмертных и смертных устройство постигнешь,

Что в вещах преходяще и  что в вещах неизменно,

Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы,

Мысли пустые оставишь и скрытое прежде откроешь.

Станет понятно: несчастные люди приносят страданья

Сами себе, они слепы и глухи, хотя им доступен

Путь совершенства, и мало кто знает спасенье от бедствий.

Эта несчастная участь лишает смертных рассудка,

Злая судьба постоянно бросает их с места на место.

Скрытый раздор, этим людям присущий, сопутствует бедам,

Губит их. Не вызывай его, но избегай, уклоняясь.

Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от бедствий,

Если раскрыл бы у каждого высшей природы начало!

Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,

Им, возвещая, священная все открывает природа.

Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,

Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.

Яства, сказал я, оставьте, что я указал в очищеньях

И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем

И руководствуйся подлинным знаньем – лучшим возничим.

Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,

Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.

 

Каждого вступающего в созданное им духовное братство он проверял путем испытаний его характера, через ритуал посвящения – приходящие должны были хранить обет молчания от 2 до 5 лет, для сосредоточенности на размышлениях, после чего становились слушателями (акусматиками) и изучали классические науки – математику, риторику, геометрию. «Все явленное ему его последователи полагали законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя, благоговея перед божественным, накладывали обет молчания, ибо внимали священным тайнам», — сообщал древний историк Флавий Филострат.

 

Только после дополнительных испытаний Мастер открывал ученикам сокровенную эзотерическую мудрость и преподавал жизненные наставления – как правильно вести себя с народом, чтобы тот, в свою очередь, почитал правителя и не избегал справедливого управления:

 

«Прежде всего, почитай бессмертных богов, соблюдая

Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,

Славных героев, подземных демонов чти по закону,

Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,

С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.

Делать старайся полезное людям и следуй советам.

Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,

Где, как известно, необходимость, там и возможность.

Ибо возможность близка к воплощенью в людских отношеньях.

Все это так и запомни. И не предавайся обжорству.

Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.

Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.

 

Пусть, — что важнее всего, — твоим главным судьей станет совесть.

Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым

И никогда старайся себя не вести безрассудно,

Но запомни, что неотвратима от смертных кончина.

И что богатство то прибывает, то убывает.

Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья –

Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,

Ты ж  свою долю, какая досталась, неси без роптаний.

И утешенье себе постарайся найти, если можешь».

 

Последователи заявляли, что Великий Учитель произошел из семени лучшего, нежели человеческое.  Что он является очередным воплощением Аполлона и Богом Мудрости.  Представляли его беседующим со зверями и усмиряющим хищников. Но доподлинно известно, что он первым ввел термин – философия, обосновав свои рассуждения любовью к мудрости.

 

Итак, эта личность уже известна вам. Можем назвать его прозвище, которое он себе придумал – Пифагор – мыслитель, ставший для потомков эталоном мудреца, философа, Учителя.

  

«Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), сидя на золотом триподе над зияющим отверстием оракула, не ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе дитя и что у них родится сын, который превзойдёт всех людей в красоте и мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества…» (Мэнли Холл).

 

Вот как жизнь и творения Пифагора описывал Диоген Лаэртский:

 

Пифагор, сын Мнесарха — камнереза, родом самосец  или тирренец с одного из тех островов, которыми завладели афиняне, выгнав оттуда тирренцев.

Переехав на Лесбос, он через своего дядю Зоила познакомился там с Ферекидом. Изготовив три серебряные чаши, он отвез их в подарок египетским жрецам.  Юный, но жаждущий знания, он покинул отечество для посвящения во все таинства, как эллинские, так и варварские: он появился в Египте, он выучил египетский язык, он явился и к халдеям и к магам. Потом на Крите он вместе с Эпиминидом спустился в пещеру Иды, как и в Египте в тамошние святилища, и узнал о богах самое сокровенное. А вернувшись на Самос и застав отечество под тиранией Поликрата, он удалился в италийский Кротон; там он написал законы для италийцев и достиг у них великого почета вместе со своими учениками, числом до трехсот, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит  «владычество лучших». О себе он говорил, что некогда он был Эфолидом и почитался сыном Гермеса; и Гермес предложил ему на выбор любой дар, кроме бессмертия, а он попросил оставить ему и живому и мертвому память о том, что с ним было. Пифагором написаны три сочинения – «О воспитании», «О государстве»  и «О природе». Он первый сказал: «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство». И впрямь, его ученики сносили все свое добро воедино. Видом, говорят, был он величествен, и ученикам казалось, будто это сам Аполлон. Это он довел до совершенства геометрию после того, как Мерид открыл ее начатки.

Философ запрещал убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животное имеет душу, как и мы. Говорят, он первый заявил, что душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь; первый ввел у эллинов меры веса.

На ночные его рассуждения сходилось не менее шестисот слушателей, а кто удостаивался лицезреть его, те писали об этом домашним как о великой удаче.

Он довольствовался только медом или хлебом, вина в дневное время не касался, на закуску обычно ел овощи вареные и сырые, а изредка – рыбу. Одежда его была белая и чистая, постельная ткань – белая шерстяная. В излишествах он никогда не был замечен; воздерживался от смеха и всяких потех, вроде издевок и пошлых рассказов; не наказывал ни раба, ни свободного, пока был в гневе. И Аристипп Киренский в книге «О физике» говорит, будто Пифагором его  звали потому, что он вещал истину непогрешимо, как пифия. Ученикам своим, говорят, он предписывал всякий раз, входя в свой дом повторять: «Что я совершил? и в чем согрешил? и чего не исполнил?»

«Живет все, что причастно теплу, поэтому живыми являются и растения; душа, однако, есть не во всем.

Душа – не тоже, что жизнь: она бессмертна, ибо то, от чего она оторвалась, бессмертно. Душа человека разделится на три части: ум (nous), рассудок (phrēn) и страсть (thymos). Ум и страсть есть и в других  живых существах, но рассудок – только в человеке.

Разумное бессмертно, а остальное смертно.

Питается душа от крови.

Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не только людям, но и овцам и прочим скотам».

Главное для людей, говорил Пифагор, в том, чтобы наставить душу к добру или к злу.

Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет.

Справедливость сильна, как клятва.

Добродетель есть лад, здоровье, всякое благо и бог.

Здоровье есть сохранение образа, болезнь – его разрушение.

Соль, говорил он, нужно ставить перед собою, чтобы помнить правду, ибо соль сохраняет все, что ни примет, а рождается от чистейшего солнца и чистейшего моря.

Погиб Пифагор вот каким образом. Он заседал со своими ближними в доме Милона, когда случилось, что кто-то из не допущенных в их общество, позавидовав, поджег этот дом. Пифагора схватили, когда он выходил, — перед ним оказался огород, весь в бобах, и он остановился: «Лучше плен, чем потоптать их, — сказал он, — лучше смерть, чем прослыть пустословом».

Здесь его настигли и зарезали; здесь погибла и большая часть его учеников.

 

У Пифагора была жена по имени Феано. Она могла продать его сочинения за большие деньги, но она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет, а ведь она была женщина. Она, говорят, на вопрос «На который день очищается женщина после мужчины?», сказала: “После своего мужа – тотчас, а после чужого – никогда». Женщине, которая идет к своему мужу, она советовала вместе с одеждою совлекать и стыд, а вставая, вместе с одеждою облекаться и в стыд.

Пифагор первый назвал небо мирозданием, а землю – шаром.

Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он уже изострил свой дух до предела; а философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».

(Диоген Лаэртский)

 

«Пифагор был первым, у кого мы находим учение о метемпсихозе (трансмиграции, перевоплощении), согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа (не только в форме людей, но и животных), чтобы искупить свою вину…

…Цель жизни – освободить душу от тела через очищение ее…

Пифагорейцы путь очищения видели преимущественно в науке более чем в суровой моральной практике…»

…Так как конечной целью было возвращение к жизни среди Богов, пифагорейцы понимали человека как ученика и последователя Бога, готовили его к союзу с божеством. Пифагорейцы учили, как надо и как не надо поступать в виду соединения с божественным: это принцип и вся их жизнь, быть ведомым божеством», — свидетельствует древний источник.

 

Пифагорейцы были инициаторами такого типа жизни, который они сами называли «Биос теоретикус», «созерцательная жизнь», т.е. жизнь, проводимая в поисках истины и блага, путь познания, которое и есть высшее очищение (соединение с божественным).

(Дж. Реале и Д. Антисери. Из исследования «Пифагорейцы и Число как начало» в книге «Античность»).

Пифагор считал, что самым совершенным из человеческих взаимоотношений является дружба, искренняя и благородная. Ведь в природе, по его мнению, все дружит со всем, не позволяя себе фальшивить, все приводя в гармонию – тело с душой, богов с людьми, идею с практическим воплощением. Человеческое тело совершенно, справедливо полагал Пифагор, ссылаясь на весь тот путь,  что проделала природа, трансформируя материю из простейших форм в наиболее гармонично организованные; отсюда и вмешательство в изменение естественного хода развития тела, называемое сейчас хирургией,  называл неприемлемым — все должно идти своим чередом, по установленному природой порядку. «Пифагор также учил, что каждый вид существ имеет то, что он называет печатью, данной существу Богом, и что физическая форма каждого из них является оттиском этой печати на воске физической субстанции. Таким образом, каждое тело отмечено достоинством, идущим от божественного образца…» (Мэнли Холл).

 

В то же время высшим выражением сути природы Пифагор считал сознательную деятельность человека, приводящую его к созданию и развитию общества и философскому осмысливанию миропорядка.

 

«Пифагор верил, что человеческие отношения являются по своей природе больше умственными, нежели физическими, и что незнакомец, ему симпатичный с интеллектуальной точки зрения, ближе к нему, нежели кровный родственник, не разделяющий его точку зрения. Пифагор определял знание как плоды умственного накопления. Он считал, что оно может быть добыто множеством путей, но главным считал наблюдение…» (Мэнли Холл).

 

Много стран посетил этот легендарный мыслитель, еще при жизни ставший святым человеком для современников, подобно Будде для индоарийцев. Огромное влияние оказало на него учение Заратуштры, многое для организации своего тайного сообщества почерпнул он у египетских жрецов, в Вавилоне узнал через халдеев о магии, а у иудеев о сотворении бытия Богом. Полагаю, что определяющими идеями его философского учения можно считать следующие:

 

«Мысль превыше всего между людьми на Земле».

«Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; представь ему руководить собой».

«Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: ЭТО САМАЯ ПЕРВАЯ И ВАЖНЕЙШАЯ ИЗ НАУК».

 

Великолепны этические установки Пифагора, и мы убеждаемся в том, что необходимость и ценность его изречений с течением  времени лишь возрастает.

 

 

Изречения великого мыслителя, сохраненные для нас его преданными учениками:

 

«Воздержи себя от убийства животных».

 

«Любите в жизни только один раз: это есть закон Природы и Совет разума».

 

«Никогда не давай полной воли твоему воображению: оно произведет чудовище».

 

«Берегите слезы ваших детей, чтобы они могли проливать их на вашей могиле».

 

«Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать».

 

«Прежде всего не теряй самоуважение!»

 

«Пьянство есть упражнение в безумии».

 

«Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть».

 

«Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения».

 

«Благопристойная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтобы он ни в каком ином месте не находил столько приятностей, удовольствия, скромности и нежности».

 

«Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей».

 

«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

 

«Для того, чтобы жить долго, прибереги для себя старого вина и старого друга».

 

«Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места».

 

«Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким».

 

«Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих».

 

«И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного».

 

«Самое легкое – жить по привычке».

 

«Не лги, не лжесвидетельствуй».

 

«Не ешь сердца» (то есть не удручай себя скорбными мыслями).

 

«Избегай торных дорог, ходи тропинками».

 

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом».

 

«Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.

Много люди слышат и добрых и злых разговоров –

Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,

Не раздражайся, что обман принимают за правду.

То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:

Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,

Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.

Прежде, чем делать,  — подумай, иначе получится глупо.

Бедные люди ведут себя порой неразумно,

Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться не будешь.

То лишь ты делать решайся, о чем сожалеть сам не будешь.

Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,

Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.

Должно оставить беспечность, коль дело идет о здоровье.

Меру важно во всем соблюдать – в еде и в напитках

И упражнениях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Образ жизни старайся вести не роскошный и чистый.

Остерегайся деяний, которые вызовут зависть.

Не допускай непомерных расходов, как низкий душою,

Но и не слишком скупись. Основа всего – это мера.

Все дела сначала обдумай, чтоб не было худо.

В успокоительный сон не должно тебе погружаться,

Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:

В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?

Перебери все в уме, начиная с начала и после.

Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.

Сладкому сну усталые очи не дай смежить прежде,  

Чем обсудишь дневные дела свои, так вопрошая:

Что преступил я? Что натворил? Какого не выполнил долга?

Первым начавши, припомни ты все по порядку, а после,

Коль дела дурны, — о них сокрушайся, добрым же рад будь.

Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,

Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств».

 

«Пифагор  учил, что Бог есть дух, который пребывает в природе всех вещей. Пифагор ближе всего подошел к истине, считая, что познание этой первопричины, этой сущности всего сущего, не подлежит никакому ограничению, никакими предписаниям и никакому внешнему выражению, ибо это познание есть не что иное, как крайнее усилие нашего воображения, стремящегося к совершенству, причем каждый по своим способностям составляет себе идею этого существа», — так через тысячу лет высказался о мыслителе величайший гуманист нашей эпохи Мишель Монтень.

 

Материал подготовлен А. Хафизовым специально для проекта  Международного фонда Паравитта – Пантеон Великих.

         Вернуться на страницу «Пантеон великих»

www.paravitta.com

Загробный мир 7. Река забвения

Река служила одним из тех путей,  по которому умершие  могли прибыть в загробный мир. Обтекая землю мертвых, эта же Река образовывала границу между миром живых и миром мертвых. Считалось что душа умершего, перейдя ее, уже никогда не сможет возвратиться. В мифологических представлениях древних греков таких рек было несколько, но только воды одной из них — Леты — обладали свойством стирать в памяти испившего их воспоминание о прожитой жизни, о своей личности,  привязанностях, способностях и накопленном жизненном опыте. Из Энеиды Вергилия нам известно, что в представлениях древних греков, души умерших в загробном мире сохраняли память о себе и  прожитой ими жизни, друзьях и близких, с которыми они ее разделяли. А где же воды реки, дающей забвение? Все там же, в загробном мире, однако служили они совсем другой цели. Вот как пишет об этом Вергилий: «Тут увидел Эней в глубине долины сокрытый / Остров лесной, где кусты разрослись и шумели вершины: / Медленно Лета текла перед мирной обителью этой, / Там без числа витали кругом племена и народы /…/ Что за река там течет – в неведенье он вопрошает/…/Молвит родитель в ответ: «Собрались здесь души, которым /Вновь суждено вселиться в тела, и с влагой летейской / Пьют забвенье они в уносящем заботы потоке»».  Разгадка в том, что души умерших пьют воду забвения не с тем, чтобы навсегда остаться в мире мертвых, а для того, чтобы забыв свою прожитую жизнь, получить возрождение в новом теле.

 

Возможно, это воды Леты пробивались родником забвения  в сумрачной киммерийской пещере, где обитал бог сна Гипнос,  сын Ночи и брат Смерти. Кроме этого родника был известен и другой источник забвения — в Беотии.  Согласно сообщению Павсания в  Лейбадее находилась пещера Трофония, и пришедшие вопросить оракул предварительно пили воду из двух источников: Леты — забвения, чтобы забыть о заботах и волнениях, и Мнемосины — памяти, чтобы запомнить услышанное и увиденное в пещере.

Греческой мифологии известен образ еще одной реки, которая в отличие от подземной Леты, давала забвенье, не от прожитой жизни, а от любви. По свидетельству того же Павсания, в Элиде, у развалин города Аргиры протекал ручей Аргира и река Селемн, впадающая в море. По поводу этого ручья и реки существует миф, приводимый автором: Аргира была морской нимфой, Селемн — влюбленным в нее юношей, который постарев, потерял расположение нимфы и умер от любви. Афродита обратила его в реку, «дав ему, как реке, забвение об Аргире. …воды Селемна полезны для мужчин и женщин тем, что излечивают их от любви: те, кто омоется в этой реке, получают забвенье от любви».  

В русской мифологии известна река Забыть, отделяющая тот свет от этого. Именно так она называлась в Вологодском  крае. Считалось, что   перейдя в 40-й день Забыть реку, умерший забывал все, что с ним было на этом свете.

В мифологических представлениях других народов  река забвения  заменяется  просто напитком забвения, без указания на то, откуда он взят. Только в орочской мифологии воды забвения все еще текут ручьем, испив  из которого душа умершего забывает все о своей прожитой жизни. 

В германо-скандинавской мифологии известен напиток забвения: только испив его, Гудрун соглашается на новый брак с Атли. После того как он убил ее братьев, она убивает их общих сыновей и подает Атли блюдо, приготовленное из их сердец, а потом убивает его самого, предав огню его палаты со всеми обитателями.

В Китае под влиянием буддизма возникло учение о  10 залах подземного судилища (Диюй), в котором умершему назначали одну из 6 форм перерождения.  Безгрешные получали право нового рождения и отправлялись на границу между адом и землей, к духу Фэнду-шэню.  Здесь души попадали в павильон богини Мэн  («тетушки Мэн»), где им давали выпить напиток забвения. В мифологических представлениях вьетов душам, уходящим из загробного царства, тоже подносят кашицу забвения, чтобы они не помнили виденного в царстве.

В мифологии тибетских и монгольских тюркоязычных народов известен образ Гесера, победившего демона севера —  людоеда Лубсана (бурят. Лобсоголдой Хара мангадхай). Победу герою удается одержать с помощью  Мезы Бумджид (монг. Тумен Джаргалан, западнобурятская Тумен Яргалан), супруги демона. По некоторым вариантам, она была бывшей женой самого Гесера, похищенной демоном. Меза Бумджид  подносит герою «напиток забвения», испив который, он остается на севере. Иногда сам Гесер представляется властителем севера.  Первоначальное ядро сказания сложилось, по-видимому, на северо-востоке Тибета. В шаманских призываниях его называют сыном неба, обитающим поверх высокой, белой,  горной вершины,  в доме из облаков и туманов. 

 

 

Использованные материалы:

  1. Вергилий. Энеида IV;
  2. Мифы народы мира, т. I,II;
  3. Павсаний. Описание Эллады. кн. IX, 39,8 и кн. VII, 23,2;
  4. Березницкий С.В. Мифология и верования орочей.

www.a700.ru

Пифагор — Викицитатник

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Некоторыми античными авторами причислялся к семи мудрецам.

  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
  • Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
  • Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
  • В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.
  • Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
  • Делай великое не обещая великого.
  • Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
  • Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.
  • Дружба есть равенство.
  • Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.
  • Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
  • Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
  • Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.
  • Законодательство должно быть голосом разума, а судья — голосом закона.
  • Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
  • Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
  • Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
  • Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
  • Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
  • Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…
  • Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
  • Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
  • Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
  • Начало — половина целого.
  • Не гоняйся за счастьем: о

ru.wikiquote.org

Пифагор: цитаты, афоризмы и высказывания | Мир Бога

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.

По словам античных авторов, Пифагор встретился со многими известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание.

В 530 до н. э. Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали.

Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов «философия» и «философ».

Всё сущее есть число.

Не делай никогда того, что тебе не знакомо, но научись всему, что следует знать.

Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство.

Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведет чудовищ.

Есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии.

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком другом месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Если можешь стать орлом, не стремись стать первым среди галок.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Статую красит вид, а человека — его деяния.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Не делай ничего постыдного, ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Для познания нравов, какого ни есть народа, старайся прежде изучить его язык.

Делай великое, не обещая великого.

Миром правят цифры!

Привычка и с рабством примирит.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих…

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Тело своё не делай гробом своей души.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

 

www.mirboga.ru

Афоризмы Пифагора (философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос)

(VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос

Числу все вещи подобны.

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.

Гармония есть (…) согласие разногласного.

Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (…) А философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

Жизнь (…) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Дружба есть равенство.

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

[Пифагор] запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.

Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: «Двадцать лет – мальчик, [еще] двадцать – юнец, [еще] двадцать – юноша, [еще] двадцать – старец».

«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.

«Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.

«Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.

Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видит и все слышит,прочее же и слепо и глухо.

Где (…) необходимость, там и возможность.

Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.

Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.

Чаще теряют меру в питье, чем в еде.

Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).

Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Статую красит вид, а человека – деяния его.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Делай великое, не обещая великого.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

vsebasni.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *