Чередующиеся гласные в корне слова и е – Чередование гласных Е— И в корне слова

Чередование гласных е -и в корне слова. Видеоурок. Русский язык 5 Класс

Много времени мы посвятили изучению правописания безударных гласных в корне. Мы знаем о гласных, которые нужно проверять ударением, знаем, что написание многих слов следует запоминать. А что делать, когда в одном и том же корне могут быть разные гласные? На данном уроке учащиеся узнают о корнях, в которых происходит чередование гласных е-и, узнают о правописании этих корней

Учебное наблюдение

Обратите внимание на написание выделенных корней слов:

Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме. В данных корнях чередуются е-и, поэтому у нас не получится подобрать проверочное слово, поскольку под ударением в этих корнях может встретиться е, а может – и.

 

Следует запомнить

В корнях с чередованием е-и пишется и, если после корня идёт суффикс —а-.

Значит ли это, что теперь в каждом случае при выборе для написания е-и в корне, мы будем обращать внимание на суффикс

а? Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1). Эти корни следует запомнить:

(Запомнить: сочетание, сочетать!)

Рис. 1. Буквы е-и в корнях с чередованием (Источник).

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Домашнее задание

Задание № 1

Перепишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. Распределите словосочетания на две группы, в зависимости от гласной, которую вы вставили.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёзды забл..стали, зам..реть от восторга, небо забл..стело, разж..гать костёр, расст..лается туман, оп..раться на перила, зап..реть на ключ, ст..реть ошибку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать рисунок отч..тать за проступок.

Вставили букву е

Вставили букву и

 

 

 

 

Задание № 2

Выпишите слова с пропусками в соответствующие колонки таблицы. К словам, которые выпишете во вторую колонку, подберите проверочные, в словах, которые выпишете в третью колонку, выделите суффикс —а-, если такой в слове есть.

В народе с..нтябрь называют задумчивым. Увядшие травы покрываются бл..стящими паутинками. Природа зам..рает  перед большими переменами. Хорошим «метеорологом» можно сч..тать бурундука. Он запасает корм, как только почувствует прибл..жение осени. А сначала он проводит «ревизию» своих старых припасов, оч..щает земные кладовые, выст..лает их сухими листьями. Работает бурундук целый месяц и соб..рает до восьми килограммов к..дровых орешков, гр..бов, с..мян.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Bopre.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru (Источник).

interneturok.ru

5 класс. Русский язык. Правописание чередующихся гласных в корне слова — Чередование гласных е -и в корне слова

Комментарии преподавателя

Цель урока – дать учащимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока:

1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;

2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;

3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала

Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности; карточки с новым правилом; презентация Power Point, учебник

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил и письменные принадлежности.

Вы видите, что также на столе  вас лежат карточки. Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам позже.

2. Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)

— Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.

1 слайд презентации Power Point – слова:

Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

— Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?

(Гласные в корне слова.)

— Давайте вспомним, что как мы будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?

(Учащиеся повторяют алгоритм + заранее записан на доске)

Безударная гласная в корне слова:

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.

— Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?

Беседа с учащимися:

— Какая орфограмма объединяет все эти слова?

(Безударная гласная в корне.)

— Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)

— Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?

(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)


3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)

— Давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Поищем самостоятельно ответ на этот вопрос.

* Работа учащихся  по вопросам учебника.

 

* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?

 

Комментарий учителя:

— Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА (2 слайд презентации):

Запомните дети

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА ведь волшебник,

ИА – не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда.

 

— Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)

— Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?

(Ответы детей)

* Правило. (3 слайд презентации)

— На столе у вас лежат карточки с правилом. Возьмите их. Дома вы аккуратно вклеите их в свои тетради для правил. А сейчас просто отложите в сторону.

__________________________________________________________________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

— Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

__________________________________________________________________

4. Закрепление.

Слово учителя: — А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. Те, кто обычно работают по 1 и 2 варианту, будут работать сейчас самостоятельно. Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 группы. На 2 столбика. Какие?

(Проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне)

 

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

 

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

 

Те, кто всегда работают по 3 варианту, продолжают работать со мной.

1) Работа по группам (20 мин)

1 группа. Учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Задание: разделить на 2 столбика — проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне.

2 группа. Репродуктивная работа (по образцу)

См. образец с. 245.

Работа по 1 ученику к доске: подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, выбирать марки, заблестели огни, собираю цветы.

После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет 3 варианту новое задание: — Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.

 

В это время происходит проверка результатов работы 1 группы.

 

После того, как 2 группа закончила работу, на слайд выводится задание – текст письма. (4 слайд презентации) Сначала один ученик читает текст. Затем учащиеся, которые работали во 2 группе, по-одному называют слова с орфограммой.

 

2) Задание на развитие речи.

— Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»

На слайде слова:

 Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

(Учащиеся составляют предложения, читают их.)

— Что общего у этих слов?

(Есть суффикс а, поэтому в корне и)

6. Вывод.

— Сегодня мы с вами изучили новое правило чередования гласных в корне слова. Расскажите его. Какие корни подчиняются данному правилу?

Оценки за урок

7. Домашнее задание.

1) правило орф. № 24 с. 245

2) Упр. 655

3) нарисовать иллюстрации, в которых было бы зашифровано слово с чередованием в корне гласных е-и

 

ИСТОЧНИКИ

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/20/konspekt-uroka-dlya-5-klassa-bukvy-e-i-v-kornyakh-s

www.kursoteka.ru

Правописание чередующихся гласных в корне слова (упражнения и тест)

 Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

 

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

 

Упражнение 3.

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

 

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

 

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта… 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

 

Упражнение 6.  

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек; аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

 

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предпол..жительно, прор..стать, п..норама

 

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2)   выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зап..рать, выл..ли

4)   бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

 

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, прил..жение

 

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3)    нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, зам..рающий, сум..рки

 

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

 

6.  Из предложений 15—19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

 

7.  Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

 

8Из предложений 21—24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека — вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины — мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

 

9.   Из предложений 4—9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное — наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

 

10.  Из предложений 6—7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

                                                           

                                                  Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Чередующиеся гласные Е-И в корне слова

Дьячкова Любовь Валерьевна
ГБОУ «Костромской кадетский корпус»

Рыжакова Татьяна Игоревна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Чередование гласных Е//И в корне слова»

Тип урока: урок изучения нового материала

Образовательная: сформулировать алгоритм действия при выборе гласной в корне слова с чередованием, условия правильного написания и употребления слов, развивать навыки устранения орфографических ошибок в употреблении слов с чередующимися корнями.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление, быстроту реакции, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательная: способствовать воспитанию орфографической зоркости, интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД

Личностные УУД: формирование орфографической зоркости, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, формирование и развитие интереса к предмету.

Регулятивные УУД: осуществление первичного контроля деятельности, оценивание (сравнение с эталоном) результатов деятельности (чужой, своей).

Коммуникативные УУД: выражение собственного мнения, общение и взаимодействие с партнёрами и учителем для обмена информацией, использование речевых образцов для решения коммуникативных задач, уважать в общении партнёра и самого себя.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, сравнение различных объектов: выделение из множества одного или нескольких объектов, сопоставление их характеристик по одному или нескольким признакам.

Планируемые результаты

Предметные: знать особенности употребления слов с чередующимися корнями, уметь грамотно их использовать, самостоятельно использовать алгоритм действия при выборе гласной е или и в корне слова, исправлять ошибки в словах с данной орфограммой.

Личностные: осознание себя причастным к освещению научной картины постоянно изменяющегося мира, в том числе в обществе, оценивание важности формирования себя как личности, умение работать над собой.

Метапредметные: формулирование цели учебной деятельности, темы урока с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления, оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Технологии

Здоровье сберегающие технологии, технологии ИКТ, элементы технологии критического мышления, элементы технологии проблемного обучения, элементы игровой технологии.

Межпредметные связи

Литература

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, документкамера.

индивидуальная

Самоопределение (Л)

Самоконтроль (Л)

2. Постановка цели урока

(Целеполагание)

Просит учащихся сформулировать цель урока, назвать результат их работы на уроке.

Формулируют цель урока, называют результат.

фронтальная

Целеполагание (Р)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

3. Создание проблемной ситуации (Актуализация знаний пройденного материала)

Просит учащихся прочитать слова на экране, затем списать их, выделить кони слов, подчеркнуть чередующиеся гласные.

Учащиеся записывают слова, определяют их лексическое значение обозначают корни слов и чередующиеся гласные в них, затем выводят закономерность чередования гласных в корне.

фронтальная

Анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие (П)

Преобразование информации из одной формы в другую (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

4. Выведение алгоритма выбора буквы в орфограмме (изучение нового материала)

Ставит задачу самостоятельно назвать опознавательный признак орфограммы, обозначить суффикс –а-. Читает стихотворение, акцентирующее внимание на опознавательном признаке орфограммы.

Диктует слова с орфограммой «чередующиеся гласные е//и в корне слова».

Списывают корни слов с чередованием, обозначают опознавательный признак орфограммы. Слушают стихотворение, которое помогает запомнить правило.

Записывают слова с чередующимися гласными, обозначают орфограмму, пользуясь алгоритмом правила.

Фронтальная, индивидуальная

Логические действия (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

Самооценка (Л)

5. Динамическая пауза.

Применяет

здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Игра «Хлопок»: учитель диктует слова с чередующимися е//и в корне. Если в слове есть И – хлопок.

Выполняют упражнения, разминают мышцы, одновременно указывая слова с опознавательным признаком.

Фронтальная, индивидуальная

Игровой момент (К)

Самооценка (Л)

Самоопределение (Л)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

6. Применение знаний и умений в учебной ситуации

(распознавание корней с чередованиями)

Читает стихотворение, где есть корни слов с чередованием с тем же опознавательным признаком.

Ставит задачу найти в стихотворении слова с орфограммой, графически выделить её.

Делит детей на 5 групп, каждой группе раздаёт карточки. На карточках парами записаны предложения. Просит найти в них слова с чередующимися гласными е\\и в корнях слов и обозначить орфограмму.

Слушают стихотворение, выписывают слова с орфограммой «чередование е\\и в корне слова».

Находят слова с орфограммой, графически выделяют её, 1 человек от группы устно объясняет выбор гласной в корне слова по алгоритму.

Групповая, индивидуальная

Извлечение необходимой информации

из схемы (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К )

Коррекция (Р)

Самооценка (Л)

Самоопределение (Л)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль усвоения знаний, коррекция допущенных ошибок)

Ставит задачу применить выученное правило при самостоятельной записи слов с последующей взаимопроверкой по образцу.

Записывают слова с орфограммой, графически выделяют её, объясняя выбор гласной в корне слова по алгоритму. Проверяют друг друга по образцу.

Индивидуальная, фронтальная, в парах

Постановка и выполнение учебной задачи (П)

Способность действовать с учётом

позиций других (К)

Извлечение необходимой информации

из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция (Р)

8. Контроль усвоения

Ставит задачу самостоятельно применить выученное правило, обозначить орфограмму. Просит записать в тетрадь получившиеся предложения и сдать тетради на проверку.

Самостоятельно разбирают материал, записывают результаты в тетради, сдают тетради.

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, по вариантам

Контроль (Р)

Коррекция ( Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Извлечение необходимой информации(П)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

9. Рефлексия

Организует рефлексию. Предлагает высказать мнение об уроке и о своей работе на нём.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Оценивают свою работу. Показывают смайлы с разным выражением настроения.

Индивидуальная

Фронтальная

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха

(неуспеха) (Л)

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П)

10. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание. Для сильных учащихся дополнительное задание: написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова.

Записывают домашнее задание.

фронтальная

Самоопределение (Л)

Самоконтроль (Л)

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *