Чередование гласных -о- и -а- в корнях слова | Учеба-Легко.РФ
В корнях с чередованиями -кос-/-кас- и -лаг-/-лож- пишется «а», если за корнем следует суффикс -а- (касаться – прикосновение; излагать – изложение).
В корнях с чередованиями -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -гор-/-гар- без ударения пишется только «о» (наклоняться – кланяться; творение – тварь; гореть –
загар).
Запомните исключения: утварь, выгарки, изгарь, пригарь.
В корне с чередованием -зар-/-зор- без ударения пишется только «а» (заря – зори).
Запомните исключения: зорянка, зоревать.
В корне с чередованием -плав-/-плов- почти всегда пишется буква «а» (плавать), только в двух словах пишется «о»: пловец и пловчиха, в слове плывун и образованных от него словах пишется «ы». Буква «ы» пишется также в словах, образованных от глагола плыть (выплывать).
В однокоренных словах встречаются чередования -раст-/-ращ-/-рос- (растение).
Запомните исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
В корне с чередованием -равн-/-ровн- «а», как правило, пишется в словах, которые связаны по значению со словом равный в смысле одинаковый (равномерное движение).
«О» преимущественно пишется в словах, связанных по значению с ровный, т. е. гладкий, прямой, например: ровнять дорогу.
Но так как встречается много слов-исключений (равнение, равняйсь, поравнялся, равнина и т. д.), то в случае затруднения лучше обратиться к орфографическому словарю.
В корне с чередованием -мак-/-мок- пишется «а» в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость»: макать хлеб в молоко.
«О» пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.
В корне с чередованием -скак-/-скоч- в безударном положении «а» пишется перед «к», а перед «ч» – «о»: прискакать.
Запомните исключения: скачок, скачу, скачи (повелительное наклонение).
uclg.ru
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
www.russiantests.narod.ru
Правописание корней с чередованием гласных О-А.
Разделы: Русский язык
ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение материала.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
знать:
- понятие «орфограмма»
- понятие «чередование»; виды чередований
- условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-,
- лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, — зар-/-зор-;
понимать:
- условия возникновения орфограммы
- условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием
уметь:
- объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
- применять в разных условиях;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Коммуникативная:
- учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах ;
Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, опорные схемы, тексты (на партах).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
Этап целеполагания
Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
На доске пословицы:
- Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
- Росточком с мышь, а храбрый малыш.
- От желанья к исполненью приложи уменье.
- Правда в воде не тонет, в огне не горит.
- Кто не горит, тот небо коптит.
— Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались?
— Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам?
(учащиеся определяют тематику пословиц и их значение). Мы пришли к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя.
— Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? (приходим к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой).
— Давайте подумаем, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы обобщить полученные ранее знания ? (учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок).
Опираясь на ответы детей и учитывая поставленные цели, учитель предлагает систему вопросов.
Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)
Цель
— Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете?
— Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова?
— Что такое чередование?
— Какие вы знаете виды чередования?
Этап осмысления учебного материала
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно—обобщающего характера.)
1) Разделяясь на группы, дети получают задание : составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.
- 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-»
- 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
- 3-я группа. «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
- 4-я группа. «Чередование букв А-О в корне –гар-/ -гор-»
- 5-я группа. «Чередование букв А-О в корне –зар-/-зор»
2) Из схем отдельных групп складывается общий стенд-плакат ( можно взять форму цветка или солнышка), иллюстрирующий написание букв А-О в корнях с чередованием.
Этап закрепления учебного материала.
Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий
— Произведите защиту плакатов, ответьте на вопросы одноклассников.
Этап применения знаний в новой ситуации
Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации.
3) Работа по парам. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О | А | О | Слова-исключения |
— лаг-/ -лож- | |||
— кас-/ -кос- | |||
— гар- / -гор- | |||
— зар- / -зор- |
Работы сдаются на проверку учителю.
Этап проверки и оценки результатов
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями , проверка умения нахождения изученного явления на уровне связного текста.
4) Раскрасим текст. Выделите в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами: зелёным – с корнем – раст-/ -ращ-/ -рос-; синим – с корнем –лаг- / -лож-; фиолетовым – с корнем- -кас-/ -кос-; розовым – с корнем –гар/-гор; жёлтым – с корнем –зар-/-зор-;
Если в тексте встретятся слова с другими чередованиями, выделите их коричневым цветом.
Сколько превосходных слов есть в нашем языке для названия природных явлений!
З_рница – долгий отблеск далёких молний. Чаще всего они разг_раются в июне, блистают и затухают. Существует поверье, что з_рницы « з_ рят хлеб», — и от этого он р_стёт быстрее.
В одном поэтическом ряду с з_ рницей стоит слово « з_ ря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зар_слями деревенского сада простирается чистая и слабая синева.
Вот на бревенчатые стены л_ жатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг_ раются , как янтарь. Восходит солнце.
З_ ря блещет не только утром, но и вечером. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.
Текст раздаётся каждому ученику. Взаимопроверка качества выполнения работы.
— Назовите слова, встретившиеся вам с другими чередующимися гласными в корнях? ( учащиеся называют встретившиеся в тексте слова с чередующимися гласными Е/И в корнях). Мы встретимся с таким видом чередований на следующих наших уроках.
5) Составление устного высказывания на грамматическую тему.
Можно ли, на ваш взгляд, упростить правила написания корней с чередующимися гласными О-А?
Учитель и учащиеся оценивают логичность, последовательность, связность ответа, соответствие устного высказывания предложенной теме и намечают перспективу дальнейшей работы.
Этап подведение итогов.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления.
— Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме : « Правописание корней с чередованием гласных О – А»).
— Как мы это делали? ( мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)
— Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе ?
Домашнее задание.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Составить текст на зимнюю тему , используя изученное правило. Разукрасьте текст (по примеру аналогичной работы в классе).
Список литературы:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования; под редакцией В.В. Козлова, А.Н.Кондакова – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
- Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Метод. пособие / сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус,2007.- 256с. (Новый образовательный стандарт)
- Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож
Рейтинг: 1 / 5
Конспект урока в 5 классе
Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож
Шатковская Ирина Гарриевна,
учитель русского языка ГБСКОУ школы №3
Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ
Задачи: обучающая — научить детей применять изученное правило в словах на данную орфограмму
развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти; обогащать словарный запас
воспитывающая – бережное отношение к языку, аккуратность, умение работать в паре
Тип урока: сообщение новых знаний
Тип урока по содержанию: орфография
Ход урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
а) словарный диктант с комментарием (угадать слово и правильно его записать)
-народное празднество с шествием, уличным маскарадом (карнавал)
— впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление)
— цифра, изображающая число один/ самая низкая школьная отметка (единица)
-условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема)
-находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (центральный)
-человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник)
— древний, сохранившийся с давних времен ( старинный)
3. Подготовка к восприятию нового
-Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы их можно разделить? (обратим внимание на безударные гласные)
-Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением. А какие слова отнесем в другую группу?
ð есть безударные гласные, проверяемые ударением и не проверяемые ударением.
-Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные. Почему они так названы? В этих корнях гласные проверить ударением нельзя, т.к. под ударением одна гласная, а без ударения другая (происходит чередование). Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы с вами поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе выявить это условие и сформулировать правило.
4. Этап наблюдения
-Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова: предлОжение
излАгать
улОжить
слАгаемое
— Какие корни здесь выделены? Что происходит с гласными в корнях? Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней).
— Попробуйте сформулировать правило (дети воспроизводят правило)
-Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на с.175, прочитайте правило. (запись в теоретическую тетрадь). Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. (коллективное проговаривание правила)
5. Объявление темы и целей урока (дети формулируют самостоятельно)
6. Первичное закрепление материала
а) комментированный диктант (упражнение для наблюдения)
б) диктант с сигнальными карточками
записать прилагательное, занимать высокое
положение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, полагаться на друзей, положить на стол
(1-дети записывают словосочетания, выполняют графический комментарий; 2-проверяем диктант, используя сигнальные карточки с буквами А-О)
в) разгадывание кроссворда в парах (раздаточный материал)
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросы: 1. прибавить одно число к другому (сложение)
2. синоним слов пересказ (изложение)
3. бывает сложное и простое (предложение)
4. название одного из чисел при сложении (слагаемое)
5. часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)
7. Домашнее задание
8. Подведение итогов, оценивание.
9. Рефлексия
ext.spb.ru
Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож
Конспект урока в 5 классе
Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож
Шатковская Ирина Гарриевна,
учитель русского языка ГБСКОУ школы №3
Санкт-Петербурга
Цель: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ
Задачи: обучающая — научить детей применять изученное правило в словах на данную орфограмму
развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти; обогащать словарный запас
воспитывающая – бережное отношение к языку, аккуратность, умение работать в паре
Тип урока: сообщение новых знаний
Тип урока по содержанию: орфография
Ход урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
а) словарный диктант с комментарием (угадать слово и правильно его записать)
-народное празднество с шествием, уличным маскарадом (карнавал)
— впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление)
— цифра, изображающая число один/ самая низкая школьная отметка (единица)
-условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема)
-находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (центральный)
-человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник)
— древний, сохранившийся с давних времен ( старинный)
3. Подготовка к восприятию нового
-Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы их можно разделить? (обратим внимание на безударные гласные)
-Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением. А какие слова отнесем в другую группу?
ð есть безударные гласные, проверяемые ударением и не проверяемые ударением.
-Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные. Почему они так названы? В этих корнях гласные проверить ударением нельзя, т.к. под ударением одна гласная, а без ударения другая (происходит чередование). Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы с вами поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе выявить это условие и сформулировать правило.
4. Этап наблюдения
-Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова: предлОжение
излАгать
улОжить
слАгаемое
— Какие корни здесь выделены? Что происходит с гласными в корнях? Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней).
— Попробуйте сформулировать правило (дети воспроизводят правило)
-Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на с.175, прочитайте правило. (запись в теоретическую тетрадь). Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. (коллективное проговаривание правила)
5. Объявление темы и целей урока (дети формулируют самостоятельно)
6. Первичное закрепление материала
а) комментированный диктант (упражнение для наблюдения)
б) диктант с сигнальными карточками
записать прилагательное, занимать высокое
положение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, полагаться на друзей, положить на стол
(1-дети записывают словосочетания, выполняют графический комментарий; 2-проверяем диктант, используя сигнальные карточки с буквами А-О)
в) разгадывание кроссворда в парах (раздаточный материал)
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросы: 1. прибавить одно число к другому (сложение)
2. синоним слов пересказ (изложение)
3. бывает сложное и простое (предложение)
4. название одного из чисел при сложении (слагаемое)
5. часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)
7. Домашнее задание
8. Подведение итогов, оценивание.
9. Рефлексия
2018ext.spb21.ru
Правописание корней с чередованием гласных А-О
Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Цели урока:
знать:
— условия выбора букв a-о в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;
уметь:
- — объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;
- -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;
- -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по данному началу;
- -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;
— -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группе.
Оборудование: таблица, опорные схемы.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.
- Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос.
- Какие орфограммы — гласные вы знаете?
- Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?
- Что такое чередование?
- Какие вы знаете чередования?
- Перечислите корни с чередованием гласных а-о.
- Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)
Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?
3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.
1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.
- я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»
- я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»
- я группа. «Чередование букв a-о в корне -кас- //-кос-»
- я группа. «Чередование букв a-о в корне -гар- // -гор-»
- я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»
2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.
Сформулируйте ответ на вопрос:
1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?
2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?
3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)
Корни с чередованием гласной а-о
А
О
-раст-//-ращ-//-рос-
-лаг-//-лож-
-кас-//-кос-
-гар-//-гор-
-зар-//-зор-
Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.
4.Диктант «Проверь себя».
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
Куда я зашел? Как найти дорогу?
Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.
5. Творческая работа.
Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.
Вариант работы:
Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».
Репка.
Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.
6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.
Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.
Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.
4. Подведение итогов урока учителем.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
5.Домашнее задание.
По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями — лаг-//-лож-, -кас- //-кос-, раст-//-ращ-//-рос-, -гар- //-гор,-зар- //-зор-.
Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных А-О»
Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Цели урока:
знать:
— условия выбора букв a-о в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;
уметь:
— объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;
-группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;
-составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по данному началу;
-правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;
— -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группе.
Оборудование: таблица, опорные схемы.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос.
Какие орфограммы — гласные вы знаете?
Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?
Что такое чередование?
Какие вы знаете чередования?
Перечислите корни с чередованием гласных а-о.
Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)
Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?
3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.
1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.
я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»
я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»
я группа. «Чередование букв a-о в корне -кас- //-кос-»
я группа. «Чередование букв a-о в корне -гар- // -гор-»
я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»
2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.
Сформулируйте ответ на вопрос:
1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?
2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?
3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)
Корни с чередованием гласной а-о | А | О |
-раст-//-ращ-//-рос- | ||
-лаг-//-лож- | ||
-кас-//-кос- | ||
-гар-//-гор- | ||
-зар-//-зор- |
Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.
4.Диктант «Проверь себя».
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
Куда я зашел? Как найти дорогу?
Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.
5. Творческая работа.
Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.
Вариант работы:
Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».
Репка…
Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.
6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.
Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.
Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.
4. Подведение итогов урока учителем.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
5.Домашнее задание.
По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями — лаг-//-лож-, -кас- //-кос-, раст-//-ращ-//-рос-, -гар- //-гор,-зар- //-зор-.
kopilkaurokov.ru
Таблица «Чередующиеся гласные О-А»
Просмотр содержимого документа
«Таблица «Чередующиеся гласные О-А»»
Чередующиеся гласные а — о
Корни
Лаг-лож
Правило
Раст-ращ-рос
Гласная а пишется перед г , а гласная о — перед ж
Примеры
Скак-скоч
Гласная а – перед ст и щ , а гласная о –перед- с . Исключения :росток, ростовщик, отрасль, Ростов
прилагать,
приложение
Гласная а- перед к ,гласная о- перед ч.
Исключения: скачок, скачу.
Кос(н)- кас
Выращивать, подрасти, выросли, заросли
Если после корня согласование Н , пиши о , если нет — а
Скакать, подскочить
Гор-гар
Касаться, коснуться,
прикосновение
Без ударения пиши о ,
Под ударением- а
Загар, загорелый,
угореть
Зор-зар
Без ударения пиши а ,
Под ударением – о .
Исключение: зорянка(птица)
Клан-клон
Твар-твор
Заря, зарница, озарить ,зорька
Без ударения пишется о , под ударением –так, как слышится.
Мак-мок
Поклон, кланяться, приклонить, тварь, сотворить, творчество
а в корне пишется в словах со значением ,,погружать в жидкость ” ;
о в корне пишется в словах со значением ,,пропускать жидкость ”
Равн-ровн
Обмакнуть кисточку, вымокнуть под дождём
а в корне пишется в словах со значением ,,равный, одинаковый ,наравне ”
Уравнение, сравнивать, подравнять, выравнен
multiurok.ru