Чередование гласных о а – «Чередование гласны х Е//И, А//О в корне слова. Чередование гласных А//О в зависимости от Последующих букв -лаг-//-лож; -раст-//-ращ-//рос; -кас-//-кос-;». Скачать бесплатно и без регистрации.

Чередование гласных -о- и -а- в корнях слова | Учеба-Легко.РФ

В корнях с чередованиями -кос-/-кас- и -лаг-/-лож- пишется "а", если за корнем следует суффикс -а- (касаться – прикосновение; излагать – изложение). 

 

В корнях с чередованиями -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -гор-/-гар- без ударения пишется только "о" (наклоняться – кланяться; творение – тварь; гореть – 

загар).

   

Запомните исключения: утварь, выгарки, изгарь, пригарь. 

 

В корне с чередованием -зар-/-зор- без ударения пишется только "а" (заря – зори).

 

Запомните исключения: зорянка, зоревать. 

 

В корне с чередованием -плав-/-плов- почти всегда пишется буква "а" (плавать), только в двух словах пишется "о": пловец и пловчиха, в слове плывун и образованных от него словах пишется "ы". Буква "ы" пишется также в словах, образованных от глагола плыть (выплывать). 

 

 

В однокоренных словах встречаются чередования -раст-/-ращ-/-рос- (растение).

   

Запомните исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. 

 

В корне с чередованием -равн-/-ровн- "а", как правило, пишется в словах, которые связаны по значению со словом равный в смысле одинаковый (равномерное движение).

 

"О" преимущественно пишется в словах, связанных по значению с ровный, т. е. гладкий, прямой, например: ровнять дорогу.

 

Но так как встречается много слов-исключений (равнение, равняйсь, поравнялся, равнина и т. д.), то в случае затруднения лучше обратиться к орфографическому словарю.

 

В корне с чередованием -мак-/-мок- пишется "а" в словах со значением "опускать или опустить что-либо в жидкость": макать хлеб в молоко.

 

 "О" пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают. 

 

В корне с чередованием -скак-/-скоч- в безударном положении "а" пишется перед "к", а перед "ч" – "о": прискакать.

   

Запомните исключения: скачок, скачу, скачи (повелительное наклонение). 

uclg.ru

Корни с чередованием гласных о//а

1. В какой строке во всех словах следует писать букву О?
выр..сший, неприк..сновенный, к..сается
пол..жить, р..стовщик, разг..релся
заг..релся, водор..сли, прил..гательное
нар..стающий, выр..сший, предпол..гать,
2. В какой строке во всех словах следует писать букву А?
з..рница, неук..снительно, предпол..гать,
подр..стал, возл..гать, скл..нение
р..стение, оз..рение, р..сточек
ср..щение, прик..саться, предл..гать
3. В каких  словах следует писать букву А?
оз..рить
приг..рело
притв..рился
безотл..гательно
неприк..саемые
4. В каких  словах следует писать букву 0?
к..сательная
откл..нение
пор..сль
прил..гать
притв..рить
5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
проскл..нять, г..рный, оз..ренный
выг..рело, запл..тить, накл..няется
р..сточек, неприк..сновенный, раств..ритель
предл..гать, пог..рельцы, заг..родить 
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
отр..стил, с..наторий, отв..дить
притв..ряться, м..лодой, к..питан
к..рабль, пок..риться, к..сается
ур..нить, к..рзина, выл..жить

www.russiantests.narod.ru

Правописание корней с чередованием гласных О-А.

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение материала.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

знать:

  • понятие «орфограмма»
  • понятие «чередование»; виды чередований
  • условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-,
  • лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-;

понимать:

  • условия возникновения орфограммы
  • условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием

уметь:

  • объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
  • группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
  • применять в разных условиях;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Коммуникативная:

  • учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
  • аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах ;

Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Регулятивная:

учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, опорные схемы, тексты (на партах).

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.

Этап целеполагания

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

На доске пословицы:

  • Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
  • Росточком с мышь, а храбрый малыш.
  • От желанья к исполненью приложи уменье.
  • Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  • Кто не горит, тот небо коптит.

- Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались?

- Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам?

(учащиеся определяют тематику пословиц и их значение). Мы пришли к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя.

- Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? (приходим к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой).

- Давайте подумаем, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы обобщить полученные ранее знания ? (учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок).

Опираясь на ответы детей и учитывая поставленные цели, учитель предлагает систему вопросов.

Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)

Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

- Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете?

- Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова?

- Что такое чередование?

- Какие вы знаете виды чередования?

Этап осмысления учебного материала

Цель: структурирование информации.

(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.)

1) Разделяясь на группы, дети получают задание : составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.

  • 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-»
  • 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
  • 3-я группа. «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
  • 4-я группа. «Чередование букв А-О в корне –гар-/ -гор-»
  • 5-я группа. «Чередование букв А-О в корне –зар-/-зор»

2) Из схем отдельных групп складывается общий стенд-плакат ( можно взять форму цветка или солнышка), иллюстрирующий написание букв А-О в корнях с чередованием.

Этап закрепления учебного материала.

Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий

- Произведите защиту плакатов, ответьте на вопросы одноклассников.

Этап применения знаний в новой ситуации

Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации.

3) Работа по парам. Заполните таблицу своими примерами.

Корни с чередованием гласной А-О А О Слова-исключения
- раст-/ -ращ-/ -рос-      
-- лаг-/ -лож-      
- кас-/ -кос-      
- гар- / -гор-      
- зар- / -зор-      

Работы сдаются на проверку учителю.

Этап проверки и оценки результатов

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями , проверка умения нахождения изученного явления на уровне связного текста.

4) Раскрасим текст. Выделите в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами: зелёным – с корнем – раст-/ -ращ-/ -рос-; синим – с корнем –лаг- / -лож-; фиолетовым – с корнем- -кас-/ -кос-; розовым – с корнем –гар/-гор; жёлтым – с корнем –зар-/-зор-;

Если в тексте встретятся слова с другими чередованиями, выделите их коричневым цветом.

Сколько превосходных слов есть в нашем языке для названия природных явлений!

З_рница – долгий отблеск далёких молний. Чаще всего они разг_раются в июне, блистают и затухают. Существует поверье, что з_рницы « з_ рят хлеб», - и от этого он р_стёт быстрее.

В одном поэтическом ряду с з_ рницей стоит слово « з_ ря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зар_слями деревенского сада простирается чистая и слабая синева.

Вот на бревенчатые стены л_ жатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг_ раются , как янтарь. Восходит солнце.

З_ ря блещет не только утром, но и вечером. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.

Текст раздаётся каждому ученику. Взаимопроверка качества выполнения работы.

- Назовите слова, встретившиеся вам с другими чередующимися гласными в корнях? ( учащиеся называют встретившиеся в тексте слова с чередующимися гласными Е/И в корнях). Мы встретимся с таким видом чередований на следующих наших уроках.

5) Составление устного высказывания на грамматическую тему.

Можно ли, на ваш взгляд, упростить правила написания корней с чередующимися гласными О-А?

Учитель и учащиеся оценивают логичность, последовательность, связность ответа, соответствие устного высказывания предложенной теме и намечают перспективу дальнейшей работы.

Этап подведение итогов.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления.

- Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме : « Правописание корней с чередованием гласных О – А»).

- Как мы это делали? ( мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)

- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе ?

Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Составить текст на зимнюю тему , используя изученное правило. Разукрасьте текст (по примеру аналогичной работы в классе).

Список литературы:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования; под редакцией В.В. Козлова, А.Н.Кондакова – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
  2. Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Метод. пособие / сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус,2007.- 256с. (Новый образовательный стандарт)
  3. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005
  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож

Рейтинг:  1 / 5

Конспект урока в 5 классе

Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож

Шатковская Ирина Гарриевна,
учитель русского языка ГБСКОУ школы №3
Санкт-Петербурга

Цель: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ

Задачи: обучающая - научить детей применять изученное правило в словах на данную орфограмму

развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти; обогащать словарный запас

воспитывающая – бережное отношение к языку, аккуратность, умение работать в паре

Тип урока: сообщение новых знаний

Тип урока по содержанию: орфография

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

а) словарный диктант с комментарием (угадать слово и правильно его записать)

-народное празднество с шествием, уличным маскарадом (карнавал)

- впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление)

- цифра, изображающая число один/ самая низкая школьная отметка (единица)

-условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема)

-находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (центральный)

-человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник)

- древний, сохранившийся с давних времен ( старинный)

 

3. Подготовка к восприятию нового

    -Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы их можно разделить? (обратим внимание на безударные гласные)

    -Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением. А какие слова отнесем в другую группу?

    ð  есть безударные гласные, проверяемые ударением и не проверяемые ударением.

    -Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные. Почему они так названы? В этих корнях гласные проверить ударением нельзя, т.к. под ударением одна гласная, а без ударения другая (происходит чередование). Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы с вами поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе выявить это условие и сформулировать правило.

     

    4. Этап наблюдения

    -Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова: предлОжение

    излАгать

    улОжить

    слАгаемое

    - Какие корни здесь выделены? Что происходит с гласными в корнях? Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней).

    - Попробуйте сформулировать правило (дети воспроизводят правило)

    -Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на с.175, прочитайте правило. (запись в теоретическую тетрадь). Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. (коллективное проговаривание правила)

     

    5. Объявление темы и целей  урока (дети формулируют самостоятельно)

     

     

    6. Первичное закрепление материала

    а) комментированный диктант (упражнение для наблюдения)

    б) диктант с сигнальными карточками

    записать прилагательное, занимать высокое

    положение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, полагаться на друзей, положить на стол

    (1-дети записывают словосочетания, выполняют графический комментарий; 2-проверяем диктант, используя сигнальные карточки с буквами А-О)

    в) разгадывание кроссворда в парах (раздаточный материал)

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    вопросы: 1. прибавить одно число к другому (сложение)

    2. синоним слов пересказ (изложение)

    3. бывает сложное и простое (предложение)

    4. название одного из чисел при сложении (слагаемое)

    5. часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)

     

    7. Домашнее задание

     

    8. Подведение итогов, оценивание.

     

    9. Рефлексия

    ext.spb.ru

    Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож

    Конспект урока в 5 классе

    Чередование гласных а-о в корнях лаг-лож

    Шатковская Ирина Гарриевна,
    учитель русского языка ГБСКОУ школы №3
    Санкт-Петербурга

    Цель: познакомить учащихся с правописанием чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ

    Задачи: обучающая - научить детей применять изученное правило в словах на данную орфограмму

    развивающая – способствовать развитию логического мышления, памяти; обогащать словарный запас

    воспитывающая – бережное отношение к языку, аккуратность, умение работать в паре

    Тип урока: сообщение новых знаний

    Тип урока по содержанию: орфография

     

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Повторение изученного материала

    а) словарный диктант с комментарием (угадать слово и правильно его записать)

    -народное празднество с шествием, уличным маскарадом (карнавал)

    - впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление)

    - цифра, изображающая число один/ самая низкая школьная отметка (единица)

    -условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема)

    -находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (центральный)

    -человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник)

    - древний, сохранившийся с давних времен ( старинный)

     

    3. Подготовка к восприятию нового

      -Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы их можно разделить? (обратим внимание на безударные гласные)

      -Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением. А какие слова отнесем в другую группу?

      ð  есть безударные гласные, проверяемые ударением и не проверяемые ударением.

      -Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные. Почему они так названы? В этих корнях гласные проверить ударением нельзя, т.к. под ударением одна гласная, а без ударения другая (происходит чередование). Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы с вами поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе выявить это условие и сформулировать правило.

       

      4. Этап наблюдения

      -Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова: предлОжение

      излАгать

      улОжить

      слАгаемое

      - Какие корни здесь выделены? Что происходит с гласными в корнях? Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней).

      - Попробуйте сформулировать правило (дети воспроизводят правило)

      -Давайте проверим, верно ли мы сформулировали правило. Откройте учебники на с.175, прочитайте правило. (запись в теоретическую тетрадь). Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы. (коллективное проговаривание правила)

       

      5. Объявление темы и целей  урока (дети формулируют самостоятельно)

       

       

      6. Первичное закрепление материала

      а) комментированный диктант (упражнение для наблюдения)

      б) диктант с сигнальными карточками

      записать прилагательное, занимать высокое

      положение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, полагаться на друзей, положить на стол

      (1-дети записывают словосочетания, выполняют графический комментарий; 2-проверяем диктант, используя сигнальные карточки с буквами А-О)

      в) разгадывание кроссворда в парах (раздаточный материал)

      1

       

       

       

       

       

       

       

       

      2

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      3

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      4

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      5

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      вопросы: 1. прибавить одно число к другому (сложение)

      2. синоним слов пересказ (изложение)

      3. бывает сложное и простое (предложение)

      4. название одного из чисел при сложении (слагаемое)

      5. часть речи, которая обозначает признак предмета (прилагательное)

       

      7. Домашнее задание

       

      8. Подведение итогов, оценивание.

       

      9. Рефлексия

      2018ext.spb21.ru

      Правописание корней с чередованием гласных А-О

      Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

      Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

      Цели урока:

                    знать:

                         - условия выбора букв a в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;

                     уметь:

      •      - объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;
      •       -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;
      •       -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по дан­ному началу;
      •        -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;

      -                         -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, уча­ствуя в диалоге, работая в группе.

      Оборудование: таблица, опорные схемы.

      Ход урока

      1. Организационный момент.

      Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.

      1. Проверка домашнего задания:

      Фронтальный опрос.

      • Какие орфограммы - гласные вы знаете?
      • Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?
      • Что такое чередование?
      • Какие вы знаете чередования?
      • Перечислите корни с чередованием гласных а-о.
      • Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)

      Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?

      3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.

      1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.

      • я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»
      • я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»
      • я группа. «Чередование букв a в корне -кас- //-кос-»
      • я группа. «Чередование букв a в корне -гар- // -гор-»
      • я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»

      2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.

      Сформулируйте ответ на вопрос:

      1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?

      2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?

      3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)              

      Корни с чередованием гласной а-о

       

      А

       

      О

       

      -раст-//-ращ-//-рос-

       

       

      -лаг-//-лож-

       

       

      -кас-//-кос-

       

       

      -гар-//-гор-

       

       

      -зар-//-зор-

       

       

       

       

      Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.

      4.Диктант «Проверь себя».

      Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

      Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

      Куда я зашел? Как найти дорогу?

      Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

      Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

      Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.

      5. Творческая работа.

      Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.

      Вариант работы:

      Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».

      Репка.

      Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.

      6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.

      Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.

      Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.

      4. Подведение итогов урока учителем.

      Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.

      5.Домашнее задание.

      По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями - лаг-//-лож-, -кас- //-кос-,          раст-//-ращ-//-рос-,   -гар- //-гор,-зар- //-зор-.

       

      Просмотр содержимого документа
      «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

      Урок усвоения новых знаний по теме «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

      Тип урока: Повторительно-обобщающий урок

      Цели урока:

      знать:

      - условия выбора букв a в корнях с чередованием гласных -раст- //-ращ-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас- // -кос-, -гар- // -гор, -зар- // -зор-;

      уметь:

      • - объяснять написание букв э-о а корнях с чередованием;

      • -группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам;

      • -составлять устные высказывания по изучаемой теме, письменные тексты по дан­ному началу;

      • -правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста;

      - -аргументированно отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую, уча­ствуя в диалоге, работая в группе.

      Оборудование: таблица, опорные схемы.

      Ход урока

      1. Организационный момент.

      Приветствие учащихся класса Сообщение темы, целей и плана урока.

      1. Проверка домашнего задания:

      Фронтальный опрос.

      • Какие орфограммы - гласные вы знаете?

      • Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне сло- I проверяемой безударной гласной а корне слова?

      • Что такое чередование?

      • Какие вы знаете чередования?

      • Перечислите корни с чередованием гласных а-о.

      • Что необходимо знать при написании буквы в корне с чередующейся гласной а-о? (усвоения в выборе буквы а-о в конкретном корне с чередованием гласных)

      Каковы условия написания буквы а в корнях с чередующейся гласной?

      3. Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.

      1.Составьте опорные схемы (в любом варианте), отражающие условия написания букв корнях с чередованием, и зарисуйте их на плакате. Произведите их защиту.

      • я группа. «Чередование букв э-о в корне -раст-//-ращ-//-рос-»

      • я группа. «Чередование букв a-о в корне -лаг-//-лож-»

      • я группа. «Чередование букв a в корне -кас- //-кос-»

      • я группа. «Чередование букв a в корне -гар- // -гор-»

      • я группа. «Чередование букв a-о в корне -зар- //-зор-»

      2.Из схем отдельных групп составляется общий стенд-плакат, иллюстрирующий напи букв a-о в корнях с чередованием.

      Сформулируйте ответ на вопрос:

      1 -й вариант. При каких условиях пишется буква а в корнях с чередованием?

      2-й вариант. При каких условиях пишется буква о в корнях с чередованием?

      3.Заполните таблицу собственными примерами (работа по парам)

      Корни с чередованием гласной а-о

      А

      О

      -раст-//-ращ-//-рос-

      -лаг-//-лож-

      -кас-//-кос-

      -гар-//-гор-

      -зар-//-зор-

      Контроль за качеством выполнения работы осуществляют консультанты.

      4.Диктант «Проверь себя».

      Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

      Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше ст^ возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне. ны белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

      Куда я зашел? Как найти дорогу?

      Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

      Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теп узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

      Взаимопроверка качества выполнения работы. Текст записан до урока на доске.

      5. Творческая работа.

      Продолжите рассказ (2-3 предложения) на букву Р (К, Л, Г, 3), используя как можно больше с чередованием гласных в корнях -раст-//-раиц-//-рос-, -лаг-//-лож-, -кас-//-кос-, -гар-//-гор, -зар-//- зор-. Обозначьте данную орфограмму.

      Вариант работы:

      Ростислав Романович Ростовцев растил репу. Работал раз Ростислав Романович, рассажи вал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятишкам раздам, расправятся с радостью».

      Репка...

      Чтение и обсуждение составленных текстов. Ученики находят недочеты в работах друг д исправляют их.

      6. Составление устного высказывания на грамматическую тему.

      Попытайтесь доказать, что слова, имеющие корни с чередованием, нарушают общее прав- единообразном написании морфем.

      Учитель и учащиеся оцениваются логичность, последовательность, связность ответа, coop ствие устного высказывания предложенной теме.

      4. Подведение итогов урока учителем.

      Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.

      5.Домашнее задание.

      По фотографиям из семейного архива составить предложения, используя слова с корнями - лаг-//-лож-, -кас- //-кос-, раст-//-ращ-//-рос-, -гар- //-гор,-зар- //-зор-.

      kopilkaurokov.ru

      Таблица "Чередующиеся гласные О-А"

      Просмотр содержимого документа
      «Таблица "Чередующиеся гласные О-А"»

      Чередующиеся гласные а - о

      Корни

      Лаг-лож

      Правило

      Раст-ращ-рос

      Гласная а пишется перед г , а гласная о - перед ж

      Примеры

      Скак-скоч

      Гласная а – перед ст и щ , а гласная о –перед- с . Исключения :росток, ростовщик, отрасль, Ростов

      прилагать,

      приложение

      Гласная а- перед к ,гласная о- перед ч.

      Исключения: скачок, скачу.

      Кос(н)- кас

      Выращивать, подрасти, выросли, заросли

      Если после корня согласование Н , пиши о , если нет - а

      Скакать, подскочить

      Гор-гар

      Касаться, коснуться,

      прикосновение

      Без ударения пиши о ,

      Под ударением- а

      Загар, загорелый,

      угореть

      Зор-зар

      Без ударения пиши а ,

      Под ударением – о .

      Исключение: зорянка(птица)

      Клан-клон

      Твар-твор

      Заря, зарница, озарить ,зорька

      Без ударения пишется о , под ударением –так, как слышится.

      Мак-мок

      Поклон, кланяться, приклонить, тварь, сотворить, творчество

      а в корне пишется в словах со значением ,,погружать в жидкость ;

      о в корне пишется в словах со значением ,,пропускать жидкость

      Равн-ровн

      Обмакнуть кисточку, вымокнуть под дождём

      а в корне пишется в словах со значением ,,равный, одинаковый ,наравне

      Уравнение, сравнивать, подравнять, выравнен

      multiurok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *