Буквы о — ё — е в корнях слов после шипящих [wiki.eduVdom.com]
subjects:russian:буквы_о-ё-е_в_корнях_слов_после_шипящих
После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё(е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется
е: шёл — шедший, жёлтый — желтеть, шёлк — шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт — вычет; щёголь — щеголять, жёлоб — желоба, жёлудь — желуде́й, чёрт — черти, шёпот — шептать и т. п.
Буква о пишется в корнях затор льда во время ледохода
), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть
), жом, (пресс
), жох (пройдоха
), джонка (лёгкое судно
), мажорный (бодрый
), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь
), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта
) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1.
Запомнитеисключения:
овчера вечером
).Примечание 2.
В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает ибез ударения:
жоке́й, жолнёр, жонглёр, шовини́зм, шокола́д, шоссе́, шофёр, Шотла́ндия;а также в производных словах:
жоке́йский, шовини́ст и т. п.
subjects/russian/буквы_о-ё-е_в_корнях_слов_после_шипящих.txt · Последние изменения: 2013/07/30 12:21 —
wiki.eduvdom.com
Украинский язык
|
na-uroke.in.ua
Чередование [о] — [а], [е] — [и], [е]
Правописание безударных [е], [и]
Дежурство — это закономерные изменения звуков в одних и тех же частях слов:
— В корнях: гром — грома, везти — возить, вскочить — скакать;
— В префиксах: улетать — одлитаты;
— В суффиксах: кол — гвоздь, ветерок — ветерка, брата — братьев;
— В окончаниях: на дальнем — на дальнем.
К древнейшим чередований гласных относятся:
о, е с и: свобода — свободный, вечер — вечера — ужин;
е с о: нести — носить, женить — женат;
е с и: беру-собираю, стелить — застилать;
е с и: лететь — летать, мести — мести;
о с а: гнать — гонять, катить — катать;
и с а: лезть — лазить, сесть — сажать.
Чередование о, е с и
При изменении слова гласные о и е в открытых складах чередуются с и в закрытых складах: стола — стол, звезда — звезда, село — сельский.
Чередование о, е с и не происходит:
— Если звуки вставные или выпадающие: земля — земель, сказка — сказок, апрель — апреля;
— В звукосочетания-оро-,-оло-,-ере-,-еле-: порох, молоко, дерева, великан; Исключения составляют слова: молодая трава, оберег, порог, пространство, они и формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных: береза — берез, борода — бород, болото — болот, голова — голов, сторона — сторон;
— В сообщениях-ов,-ев,-ор-,-ер-между согласными: шелк, определенный, морковь, отруби;
— В суффиксах-еньк,-есеньк,-оньк,-ечк,-очк-,-тель-: тепленький, красивый, рыбка, доченька, звездочка, воспитатель;
— В словах иноязычного происхождения: экзамен, спонсор;
— В сложных словах, обозначающих людей по роду деятельности, по выделенному конечным-вод,-воз,-раб,-ход,-нос: делопроизводитель, электровоз, земледелец, скороход, водонос. Но в словах обозначения предмета и в производных от них в переходит в и: водопровод, газопровод; в словообразовательных частях-ход,-рог выступает только и: пешеход, пищевод, Козерог, носорог.
В составах с безударными е и и пишется и сама буква, и под ударением: бежать — втеьча, тернистый — теьрен, кричать — криьк, ледяной — криьга.
Всегда пишется е:
1. Если при чередовании слова сомнительный звук приходится: великан (великана), сельдь (сельди), праведный (правда).
2. При чередовании с [и] звенит (колокол), грести (выгребать), луча (луч).
3. В буквосочетание-ере-,-еле-: веретено, источник, пелена.
Всегда пишется и в буквосочетание-х,-ли-между согласными в открытых слогах: глотать, греметь, кровавый, тревога.
Есть слова, в которых безударные гласные не проверяются ударением, поэтому их написание надо запомнить или проверять по словарю: делегат, карман, легенда, медаль, орден, пенал, сейчас.
Обратите внимание! Ребенок (хотя дети), свисать (хотя свесить), засыпать (хотя сплю), бренчать (хотя бренькаты), большой, помол, перина.
Правописание безударных [о], [а]
Пишется а в некоторых словах после согласных перед составом по выделенному а в словах: гаряьчий, гараьзд, кажаьн, качаьн, калаьч, багаьто, багатиьр (богач).
Пишется о в словах: каравай, крапива, крахмал, монастырь, атаман, славянин, казак, богатырь (силач).
vidminnyk.com
Чередование е — о после ж, ч, ш, щ, й — самые Распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков — СТРОЕНИЕ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ
СТРОЕНИЕ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ
Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков
Чередование е — о после ж, ч, ш, щ, и
После ж, ч, ш, щ, й:
1) пишем е перед буквами обозначения мягких согласных и складами с [е] и [ы], происходит от древнерусского и, которое без изменений сохранилось в русском языке: женыть (рус. женыть), четвертий, пшеница (рус. пшеница), щебинь, джерело, окраестьц;
2) пишем а перед буквами обозначения твердых согласных и складами с [а], [о], [у] и [ы], происходит от древнерусского ы, которое без изменения сохранилось в русском языке: жевнатий, чвтиры (рус. четыре), пшвка, щеку, бджвла, знай,омой (рус. знакомый).
Ы, и после ж, ч, ш, щ и г, к, х в корнях слов
В корнях украинских слов после ж, ч, ш, щ и г, к, х могут произноситься как [и], так и [ы], а писаться соответственно и или ы: жеинка — жеиты, ужирній — чистый, шиво — шипшина, щильно — щырый, гидний — загитить, кисть — кирпатий, хиба — хиострый.
Буква и обозначает звук [и], который в основном чередуется с [о] или [е]: бджилка — бджвла, шистсот — шестисот, щитка — щетина, міжгиря — горы, перехоид — перехоодить. Буква и обозначает звук [ы], который не чередуется: чытач, щипці, кишеня, хихотеть.
na-uroke.in.ua
Чередование е — о после ж, ч, ш, щ, й — самые Распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков — СТРОЕНИЕ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ
СТРОЕНИЕ СЛОВА. ОРФОГРАФИЯ
Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков
Чередование е — о после ж, ч, ш, щ, и
После ж, ч, ш, щ, й:
1) пишем е перед буквами обозначения мягких согласных и складами с [е] и [и], что происходит от древнерусского ы, которое без изменений сохранилось в русском языке: женыть (рус. женыть), четвертий, пшеница (рус. пшеница), щебинь, джерело, окраявляетсяц;
2) пишем а перед буквами обозначения твердых согласных и складами с [а], [о], [у] и [ы], что происходит от древнерусского ы, которое без изменений сохранилось в русском языке: жевнатий, чвтиры (рус. четыре), пшвка, щеку, бджвла, знайомой (рус. знакомый).
Ы, и после ж, ч, ш, щ и г, к, х в корнях слов
В корнях украинских слов после ж, ч, ш, щ и г, к, х могут произноситься как [и], так и [ы], а писаться соответственно и или ы: жеинка — жеиты, ужирній — чистый, шить — шыпшина, щильно — щырый, гиподсудимый — загинуть, кисть — кирпатий, хиба — хиострый.
Буква и обозначает звук [и], который в основном чередуется с [о] или [е]: бджилка — бджвла, шистсот — шестисот, щитка — щетина, міжгиря — горы, перехоид — перехоодить. Буква ы обозначает звук [ы], который чередуется: чытач, щипці, кишеня, хихотеть.
schooled.ru
— В корнях, суффиксах и окончаниях перед йотированными гласными е, ё, ю, я, и в русских и иноязычных словах вольер, шьёшь, матерью, дьяк, по-лисьи | — После русских и иноязычных приставок на согласную перед йотированными гласными е, ё, ю, я взЪерошенный, субЪективно, обЪём, адЪютант, обЪявление | — В некоторых иноязычных словах перед о бульон, павильон | — После иноязычных морфем пан- и фельд-, близких к приставкам панЪевропейский, фельдЪегерь | — В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех двухЪярусный, трёхЪязычный, четырёхЪячеистый | Не употребляется: — перед а, о, у, э (подоконник, контрудар, безапелляционный, сэкономить) — в сложносокращенных словах (горювелирторг, детясли) | Не пишется: — между двумя буквами л (аллея, интеллект) — между согласными нн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн, щн (ранний, окончить, банщик, верчу, булочная, мощность) |
studfiles.net
Правописание корней с чередованием е-и, о-а.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а».
Цель: 1) формировать умение опознавать слова, в которых есть корень с чередованием е-и;
2) вырабатывать правильный способ действя при выборе гласной е-и в корне с чередованием.
Задачи: познакомить учащихся с чередованием е-и в корне, научить отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чуткое отношение к родному слову.
Оборудование: раздаточный материал, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
— Добрый день, ребята.
II. Повторение изученного.
Сегодня мы поговорим о чередовании гласных в корне слова. Но сначала ответим на несколько вопросов:
1) Что такое корень слова?
2) Какие орфограммы в корне слова вам уже известны? (Проверяемые и непроверяемые ударением гласные, чередование а-о в корне).
У вас на партах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выполните задания (устно).
Карточка 1.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -кос- — -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс -а-).
К..саться рукой, осторожное прик..сновение, неук..снительно выполнять, провести к..сательную.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -лаг- — -лож- пишется А, если после корня стоит суффикс -а-).
Трудное изл..жение, ясно изл..гать, выгодное предл..жение, препол..гаемый результат.
Карточка 3.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -зор- — -зар- под ударением пишется о, без ударения — а).
Алая з..ря, ранняя з..рька, оз..рять небо, внезапное оз..рение.
Карточка 4.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -гор- — -гар- под ударением пишется а, без ударения — о).
Заг..релый человек, сильное возг..рание, ровный заг..р, дог..ревший костёр.
Карточка 5.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -клон- — -клан- под ударением пишется и а, и о, без ударения — только о).
Низко покл..ниться, неукл..нно выполнять, откл..нение от маршрута, прекл..нный возраст.
Карточка 6.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В корнях -раст- — -ращ- — -рос- пишется а перед ст и щ, в остальных случаях — о).
Лесные зар..сли, р..стительное масло, необычные р..стения, выр..щенные цветы.
Карточка 7.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Исключения из правила).
Приехать из Р..стова, пригласить Р..стислава, отр..сль промышленности, маленький р..сток.
Карточка 8.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Чередование зависит от лексического значения: в словах со значением «пропускать жидкость» пишется о, в словах со значением «погружать в жидкость» пишется а).
Обм..кнуть в воду, пром..кает плащ, пром..каемая ткань.
Карточка 9.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Чередование зависит от лексического значения: в словах со значением «прямой, гладкий» пишется о, в словах со значением «одинаковый» пишется а).
Подр..внять листы, разр..внять грядку, решить ур..внение, бороться за р..вноправие.
Карточка 10.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
Длинная к..са, к..сить траву, дальняя ст..р..на, прил..скать ребёнка.
Карточка 11.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (Непроверяемые безударные гласные).
Приехать на в..кзал, получить б..гаж, новый в..гон, стоять на п..рроне.
Карточка 12.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание. (В безударной позиции обычно пишется а; в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА пишется о).
Новый попл..вок, юный пл..вец, замечательная пл..вчиха.
III. Работа по теме. Мы вспомнили правила, которые вы уже изучили. А сегодня мы познакомимся ещё с одним правилом, которое вам предстоит запомнить.
На доске записаны слова:
замереть — замирать
запереть — запирать
удерёт — удирать
уберёт — убирать
протереть — протирать
расстелить — расстилать
блестеть — блистать
— Как вы думаете, с какой орфограммой нам предстоит сегодня поработать? (Чередование е — и в корне слова).
— От чего же зависит написание гласных е — и в корне слова? (От следующего за корнем суффикса).
— А теперь откройте учебники на странице 58 и ещё раз прочитайте правило. Назовите исключение (побирушка).
— А сейчас внимание на экран.
Работа с презентацией.
Задание к слайду 6. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень, обозначьте условие выбора орфограммы.
Задание к слайду 16. Из каких сказок были взяты предложения?
Задание к слайду 17. Выберите условный знак, соответствующий вашей работе на уроке. Отметьте на полях в тетради. Поднимите руки, кому всё понятно…У кого есть вопросы…Кому нужно повторить…
— А теперь обратимся к вашим учебникам. Найдите упражнение 493 на странице 174. Я попрошу вас записать предложенные словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.
— Проверим, как вы справились с заданием (коллективная проверка «по цепочке»).
— Какой общей темой объединены словосочетания? (Прогулка летом). Составьте и запишите 3 предложения с любыми из данных словосочетаний. (Проверка).
IV. Итог урока. Рефлексия.
— Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
— Чему научились?
— Запишем домашнее задание: правило на с. 58 (теория), упр.496 (практика).
— Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.
Карточка 1.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
К..саться рукой, осторожное прик..сновение, неук..снительно выполнять, провести к..сательную.
____________________________________________________________
Карточка 2.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Трудное изл..жение, ясно изл..гать, выгодное предл..жение, препол..гаемый результат.
______________________________________________________________
Карточка 3.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Алая з..ря, ранняя з..рька, оз..рять небо, внезапное оз..рение.
_____________________________________________________________
Карточка 4.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Заг..релый человек, сильное возг..рание, ровный заг..р, дог..ревший костёр.
_____________________________________________________________
Карточка 5.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Низко покл..ниться, неукл..нно выполнять, откл..нение от маршрута, прекл..нный возраст.
Карточка 6.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Лесные зар..сли, р..стительное масло, необычные р..стения, выр..щенные цветы.
______________________________________________________________
Карточка 7.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Приехать из Р..стова, пригласить Р..стислава, отр..сль промышленности, маленький р..сток.
_____________________________________________________________
Карточка 8.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Обм..кнуть в воду, пром..кает плащ, пром..каемая ткань.
_____________________________________________________________
Карточка 9.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Подр..внять листы, разр..внять грядку, решить ур..внение, бороться за р..вноправие.
____________________________________________________________
Карточка 10.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Длинная к..са, к..сить траву, дальняя ст..р..на, прил..скать ребёнка.
Карточка 11.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Приехать на в..кзал, получить б..гаж, новый в..гон, стоять на п..рроне.
______________________________________________________________________
Карточка 12.
Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их правописание.
Новый попл..вок, юный пл..вец, замечательная пл..вчиха.
_____________________________________________________________
multiurok.ru