56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
После распада СССР особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимой Чеченской республики Ичкерия. В связи с реорганизацией бывшей Советской Армии Дудаеву удалось взять под свой контроль значительную часть имущества и вооружений советских войск в Чечне, вплоть до авиации. Россия заявила о незаконности «дудаевского режима».
Вскоре среди самих чеченцев началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 году в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 года началась операция федеральных войск по захвату Грозного. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал катастрофой. Разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительны. 20% боевой техники федеральных войск в Чечне было полностью неисправно, 40% — частично неисправно. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но самое главное — Дудаев умело играл на национальных чувствах и изображал Россию врагом чеченского народа. Он сумел привлечь на свою сторону население Чечни. Дудаев превратился в национального героя. Большая часть чеченцев восприняли ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
В итоге операция по восстановлению законности, сохранению целостности России, разоружению бандитов обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной. В чеченском вопросе правительство России не проявило государственной мудрости, терпения, дипломатического мастерства, понимания исторических и культурно-бытовых традиций горских народов.
Причины чеченской войны:
1. Правительство России стремились ликвидировать «самостоятельность» генерала Дудаева, хотело сохранить территориальную целостность России.
2. С потерей Чечни терялась чеченская нефть и нарушилась подача нефти из Баку в Новороссийск. Сокращался экспорт нефти.
3. Развязыванию войны поспособствовали криминальные финансовые структуры, заинтересованные в этой войне для «отмывания денег».
Таким образом, нефть и деньги стали истинной причиной войны.
Первая чеченская война (декабрь 1994 – июнь 1996 гг.) не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основным ее виновником – кремлевскую власть. Негативное отношение резко поднялось после крупного поражения российских войск в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 гг. В январе 1995 г. поддержали применение армии в Чечне лишь 23% опрошенных при 55% против. Большинство считали эту акцию недостойной великой державы. 43% выступали за немедленное прекращение боевых действий. Через год протест против войны достиг крайне большой величины: в начале 1996 г. 80-90% опрошенных россиян относились к ней сугубо негативно. Значительная часть СМИ впервые в истории России систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные разрушения, бедствия и горе населения Чечни, критиковала власть и силовые ведомства. Против войны открыто выступали многие общественно-политические движения и партии. Настрой общества сыграл свою роль в прекращении войны.
Осознав бесперспективность военного пути решения чеченской проблемы, правительство России стало искать варианты политического урегулирования противоречий. В марте 1996 г. Б.Ельцин принял решение о создании рабочей группы по завершению боевых действий и по урегулированию ситуации в Чечне. В апреле 1996 г. начался вывод федеральных войск к административным границам Чечни. Считается, что Дудаев погиб в апреле 1996 г.
Начались переговоры между полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике Александром Лебедем (он был секретарем Совета безопасности) и руководителем штаба вооруженных формирований Асланом Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) Лебедем и Масхадовым были подписаны совместное заявление о прекращении военных действий в Чечне и Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой. Была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов. Окончательное решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено на пять лет (до декабря 2001 г.). В августе федеральные войска стали выводиться из Грозного, который сразу же захватили боевики.
В январе 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник Аслан Масхадов
Россия проиграла первую чеченскую войну, понеся существенные людские потери и огромный материальный ущерб. Было разрушено полностью народное хозяйство Чечни. Появилась проблема беженцев. Среди уезжающих было очень много образованных, квалифицированных работников, в том числе и учителей.
После подписания Хасавюртовских соглашений и прихода к власти А.Масхадова в Чечне началась подлинная катастрофа. Во второй раз за короткий срок Чеченскую республику отдали на откуп криминальным элементам и экстремистам. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство было ликвидировано и заменено шариатским правлением. Русское население Чечни подверглось дискриминации и преследованиям. Осенью 1996 г. большинство населения Чечни потеряло надежду на лучшее будущее и вместе с русскими из республики уехали сотни тысяч чеченцев.
После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе.
С конца 1996 г. по 1999 г. криминальный террор сопровождался в Чечне террором политическим. Ичкерийский парламент спешно принял так называемый закон, на основании которого преследованию подвергались не только те, кто действительно сотрудничал с федеральными органами, но и кто был заподозрен в симпатиях к России. Все образовательные учреждения оказались под жестким контролем самозванных шариатских судов и всевозможных исламских движений, которые диктовали не только содержание образовательных программ, но и определяли кадровую политику. Под флагом исламизации было прекращено преподавание ряда дисциплин как в школах, так и в вузах, но были введены основы ислама, основы шариата и т.д. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а в старших классах требовали ношение паранджи. Вводилось изучение арабского языка, причем это не было обеспечено кадрами, методическими пособиями и разработанными программами.
Боевики считали светское образование вредным делом. Произошла заметная деградация целого поколения. Большая часть чеченских детей за годы войны не училась. Необразованная молодежь способна только пополнять криминальные группировки. Неграмотными всегда легко манипулировать, играя на их национальных и религиозных чувствах.
Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, нападения на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В.Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.
Вторая чеченская война началась в сентябре 1999 г. Она явилась совершенно другой по всем главным показателям:
по характеру и методу ведения;
по отношению к ней населения, граждан РФ, в том числе мирного населения самой Чечни;
по отношению граждан к армии;
по количеству жертв с обеих сторон, в том числе, гражданского населения;
поведения СМИ и т.д.
Война была вызвана необходимостью обеспечения безопасности и спокойствия на Кавказе. 60% населения России было за войну. Это была война во имя защиты целостности страны.
Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире.
Общественное мнение западных стран по поводу второй чеченской войны расходилось с общероссийским мнением. Для западного обывателя характерно восприятие событий в Чечне как подавление Россией восстания маленького народа, а не как уничтожение террористов. Было распространено мнение, что Россия виновна в нарушении прав человека, что в Чечне «этнические чистки». При этом западные СМИ скрывали преступные действия чеченских экстремистов, похищение и торговлю людьми, культивирование рабства, средневековых нравов и законов.
Правительство России дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены, прежде всего, на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вступая во вторую чеченскую войну, Россия также учитывала тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследуют Турция, США и НАТО.
Группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20-25 тыс., основу которых составляли 10-15 тыс. профессионалов-наемников. На их стороне оказался А.Масхадов.
К марту 2000 г. активная фаза чеченской войны была завершена. Но теперь боевики активно проводили на территории Чечни теракты и диверсии, развернули партизанские действия. Федеральные силы особое внимание стали уделять разведке. Было налажено взаимодействие армии и МВД.
К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Затем основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы. Началась огромная работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Однако этому созидательному труду стали мешать остатки банд боевиков, которые укрылись в труднодоступных горных местах Чечни. Они взяли на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, систематически устраивая из-за угла взрывы на дорогах, убийства работников Администрации Чечни и российских военнослужащих. Только в первом полугодии 2001 г. было совершено более 230 терактов, повлекших гибель сотен людей.
В начале XXI века руководство России продолжило политику по налаживанию мирной жизни на чеченской земле. Была поставлена задача, в наименьшие сроки, решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. И в целом эта задача успешно выполняется.
studfiles.net
Чеченский кризис 90-х гг. ХХ
В России особую остроту, драматичность и напряженность в 90-е годы ХХ века приобрели межнациональные отношения. В нашей стране живут представители различных народов и конфессий. Русские составляют более 80% населения, а всего в ней — более 120 наций и народов.
Распад единого союзного государства, разрыв хозяйственных связей, обострение экономического кризиса, обнищание большинства населения породили межнациональную напряженность и конфликты, обострили проблему национального самоопределения отдельных субъектов, функционирующих в новом этнополитическом пространстве. Региональная партийно-хозяйственная элита, умело используя реальные факты национальной дискриминации, упрочила свое влияние на местах, в стране усилились центробежные тенденции.
На Северном Кавказе возник один из очагов межнациональных конфликтов. Осетино-ингушский конфликт из-за территориальных споров привел к вооруженным столкновениям между ингушами и осетинами, породил тяжелую проблему беженцев.
В начале 90-х гг. ХХ века вспыхнул внутренний этнополитический чеченский конфликт. Чечено-Ингушская республика была органичной частью советского государства. В ней преобладали чеченцы — 734 тыс. человек (58%), русских было более 300 тыс. чел., ингушей — 60-70 тыс., армян — 15 тыс., украинцев — 12,5 тыс. и др. Сельское население составляло около 75%, имелись избыточные трудовые ресурсы. Благодаря высоким темпам демографического роста к началу 90-х гг. ХХ века чеченцы превратились в самый крупный этнос Северного Кавказа, создались предпосылки роста этнического самосознания, переосмысления своей роли и отношения к российской истории.
В известной мере это способствовало нагнетанию в Чечне антирусских настроений, формированию под демократическими лозунгами националистических сепаратистских движений, которые стремились к разделу республики по этническому признаку. Коммунистически-консервативное руководство ЧИ АССР во главе с Д. Завгаевым утрачивало контроль над политическим процессом, вырос эмиграционный поток русских и русскоязычных специалистов из республики. Правительство РФ, проводя непоследовательную национально-государственную политику, отказало в поддержке Д. Завгаеву и всем властным структурам, что привело к распаду в 1991 году ЧИ АССР на Чеченскую и Ингушскую республики без четкого определения границы.
В октябре 1991 года Президентом ЧИР стал лидер сепарартистски настроенных радикальных чеченских националистов бывший генерал Советских вооруженных сил Д. Дудаев, с помощью незаконных вооруженных формирований разогнавший Верховный Совет ЧИР. Реализуя лозунг Б.Н. Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять» Д. Дудаев издал указ «Об объявлении суверенитета Чеченской Республики с 1 ноября 1991 года«, демонстративно заявил об отделении Чечни от России. Д. Дудаев, используя оружие, оставшееся от частей Советской Армии, выведенных в начале 90-х гг. из республики, стал усиленно формировать вооруженные отряды. Дело дошло до вооруженных конфликтов с официальными властями. Федеральные власти в течении двух лет вели переговоры с Чечней, не давшие конструктивных результатов. К середине 1993 года режим Д. Дудаева превратился в авторитарно-криминальный. В Чечне все больше разрушалась экономика и деградировали все сферы общества, дезинтегрировалась чеченская элита, шла быстрая маргинализация чеченского общества. Кризис в Чечне углублялся.
Федеральные власти и дудаевский режим оказались неспособными найти взаимоприемлемое решение конфликта. И тогда руководство страны предприняло попытку разрешить его силовыми методами. 10 декабря 1994 годав Чечню были введены подразделения Вооруженных сил России. Целью этой операции было официально объявленное восстановление конституционного порядка в Чечне и разоружение незаконных формирований. Это стало началом первой чеченской кампании, названной в народе чеченской войной. Продолжавшейся около трех лет военный действия сопровождались огромными материальными потерями, человеческими жертвами среди военных и мирного населения, нарушением прав человека воюющими сторонами. Чеченские боевики осуществили жесточайшие террористические акты в Буденовске, Кизляре, селе Первомайском. Военные действия в Чечне привели к значительным разрушениям, подрыву экономической и социальной сферы. Все это вызывало недовольство в обществе, люди хотели, скорейшего завершения войны. Политики Б. Немцов и Г. Явлинский провели кампанию по сбору подписей под обращением и Президенту Б.Н. Ельцину о прекращении непопулярной войны в Чечне. Было собрано более 1 млн. подписей.
В августе 1996 года между российским представителем генералом А. Лебедем и чеченским А. Масхадовым были подписаны Хасавюртовские соглашения о мире. Они не определили окончательного статуса Чечни, но предусматривали вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.
После вывода войск непобежденными сепаратистами в Чечне были проведены президентские и парламентские выборы по Конституции непризнанной Чеченской республики Ичкерии. В конце января 1997 года Президентом был избран А. Масхадов. Между ним и Президентом Б.Н. Ельциным в мае 1997 года был подписан договор о мире и основах взаимоотношений.
Но чеченская проблема не была решена. Более того Чеченская республика фактически стала независимым, но непризнанным государством. Президент А. Масхадов стремился создать государство, базирующееся на радикальном чеченском национализме, признании чеченской исключительности и опоре на традиционный суффийский ислам. Полевые командиры, установившие террористический контроль над «своими» территориями (Ш. Басаев, Э. Яндарбиев, М. Удугов и другие) в борьбе за власть с А. Масхадовым выдвинули проект создания Кавказского Халифата на основе идей ваххабизма, крайне ортодоксального течения ислама. В борьбе за осуществление этих проектов создания исламского государства (традиционалистского и ваххабистского) возникают параллельные органы власти (две Шуры и др.). Президент Масхадов не занимался воссозданием и налаживанием мирной гражданской жизни, а применял террористические методы шантажа.
В 1999 году взрывы жилых домов в городах Буйнакске, Москве, Волгодонске привели к острой необходимости немедленной ликвидации очага агрессии и терроризма на территории Чечни. Жизнь показала, что предоставление фактически независимой Чечне права избирать своего президента на основе собственной конституции было использовано исключительно для укрепления криминального режима. Терроризм стал главным орудием чеченских сепаратистов.
В августе 1999 года чеченские боевики напали на Дагестан, встретив ожесточенное сопротивление местного населения. Федеральное правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение о проведение антитеррористической операции на территории Чечни.
В сентябре 1999 года российская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по аэропорту г. Грозного. Началась вторая Чеченская война, поддержанная обществом, потрясенным жестокостью и фанатизмом боевиков.
В Чечне велись активные военные действия. В 2000 году большая часть ее территории была очищена от боевиков, оттесненных в горы. Против них ведутся спецоперации. В 2001 году Президент В.В. Путин принял решение о выводе ряда вооруженных армейских подразделений из Чечни, оставив там в основном внутренние войска МВД и спецподразделения. В результате разгромлены главные силы сепаратистов и базы международного терроризма. В 2002 году проведены операции по ликвидации одиозных полевых командиров Хаттаба и др.Военная стадия конфликта в основном завершена. Вместе с тем, в России происходит борьба за ликвидацию осколков террористических формирований.
Важнейшим шагом в этом направлении является проведение 23 марта 2003 год референдума по Конституции Чечни. За новую Конституцию Чечни, законы о выборах парламента и президента республики проголосовали 95% всех избирателей. Главный итог референдума: Чечня остается частью единой и неделимой России; Конституция принятая народом, должна стать основой политического регулирования в Чечне.
Таким образом, в процессе суверенизации автономной России ЧИР обрела статус самостоятельной республики в составе России. Борьба внутри республики между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу ее государственного и политического статуса привела к конституированию Чеченской Республики и Республики Ингушетия. В чеченском конфликте противостояли, с одной стороны, силы, ориентированные на сепаратизм, и с другой стороны, выступающие за сохранение целостности страны. Чеченские сепаратисты применили вооруженную силу для достижения независимости и при неофициальной поддержке Турции, Ирана, Саудовской Аравии и других стран превратили Чечню в зону нестабильности на межэтнической почве, консолидации антироссийских политических сил, одни из центров международного терроризма. Федеральные власти пошли на применение военной силы для устранения этого взрывного узла. Но проблема еще не решена. В настоящее время основной упор в урегулировании конфликта лежит в области государственного, экономического, социального строительства в Чечне.
Похожие статьи:
poznayka.org
Чеченский кризис в 1990-е годы
После распада СССР особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимой Чеченской республики Ичкерия.
В связи с реорганизацией бывшей Советской Армии Дудаеву удалось взять под свой контроль значительную часть имущества и вооружений советских войск в Чечне, вплоть до авиации. Россия заявила о незаконности «дудаевского режима».
Вскоре среди самих чеченцев началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 году в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 года началась операция федеральных войск по захвату Грозного. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал катастрофой. Разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительны. 20% боевой техники федеральных войск в Чечне было полностью неисправно, 40% – частично неисправно. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но самое главное – Дудаев умело играл на национальных чувствах и изображал Россию врагом чеченского народа. Он сумел привлечь на свою сторону население Чечни. Дудаев превратился в национального героя. Большая часть чеченцев восприняли ввод федеральных войск как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
В итоге операция по восстановлению законности, сохранению целостности России, разоружению бандитов обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной. В чеченском вопросе правительство России не проявило государственной мудрости, терпения, дипломатического мастерства, понимания исторических и культурно-бытовых традиций горских народов.
Причины чеченской войны.
1. Правительство России стремились ликвидировать «самостоятельность» генерала Дудаева, хотело сохранить территориальную целостность России.
2. С потерей Чечни терялась чеченская нефть и нарушилась подача нефти из Баку в Новороссийск. Сокращался экспорт нефти.
3. Развязыванию войны поспособствовали криминальные финансовые структуры, заинтересованные в этой войне для «отмывания денег».
Таким образом, нефть и деньги стали истинной причиной войны.
Первая чеченская война (декабрь 1994 – июнь 1996 гг.) не была поддержана российским обществом, считавшим ее ненужной, а основным ее виновником – кремлевскую власть. Негативное отношение резко поднялось после крупного поражения российских войск в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 гг. В январе 1995 г. поддержали применение армии в Чечне лишь 23% опрошенных при 55% против. Большинство считали эту акцию недостойной великой державы. 43% выступали за немедленное прекращение боевых действий. Через год протест против войны достиг крайне большой величины: в начале 1996 г. 80-90% опрошенных россиян относились к ней сугубо негативно. Значительная часть СМИ впервые в истории России систематически выступала с антивоенных позиций, показывала чудовищные разрушения, бедствия и горе населения Чечни, критиковала власть и силовые ведомства. Против войны открыто выступали многие общественно-политические движения и партии. Настрой общества сыграл свою роль в прекращении войны.
Осознав бесперспективность военного пути решения чеченской проблемы, правительство России стало искать варианты политического урегулирования противоречий. В марте 1996 г. Б. Ельцин принял решение о создании рабочей группы по завершению боевых действий и по урегулированию ситуации в Чечне. В апреле 1996 г. начался вывод федеральных войск к административным границам Чечни. Считается, что Дудаев погиб в апреле 1996 г.
Начались переговоры между полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике А. Лебедем (он был секретарем Совета безопасности) и руководителем штаба вооруженных формирований А. Масхадовым. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) Лебедем и Масхадовым были подписаны совместное заявление «О прекращении военных действий в Чечне» и «Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой». Была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборов. Окончательное решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено на пять лет (до декабря 2001г.). В августе федеральные войска стали выводиться из Грозного, который сразу же захватили боевики.
В январе 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник Аслан Масхадов – бывший начальник штаба чеченских вооруженных формирований. Он провозгласил курс на национальную независимость Чечни.
Россия проиграла первую чеченскую войну, понеся существенные людские потери и огромный материальный ущерб. Было разрушено полностью народное хозяйство Чечни. Появилась проблема беженцев. Среди уезжающих было очень много образованных, квалифицированных работников, в том числе и учителей.
После подписания Хасавюртовских соглашений и прихода к власти А. Масхадова в Чечне началась подлинная катастрофа. Во второй раз за короткий срок Чеченскую республику отдали на откуп криминальным элементам и экстремистам. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, законное судопроизводство было ликвидировано и заменено шариатским правлением. Русское население Чечни подверглось дискриминации и преследованиям. Осенью 1996 г. большинство населения Чечни потеряло надежду на лучшее будущее и вместе с русскими из республики уехали сотни тысяч чеченцев.
После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе. С конца 1996 г. по 1999 г. криминальный террор сопровождался в Чечне террором политическим. Ичкерийский парламент спешно принял так называемый закон, на основании которого преследованию подвергались не только те, кто действительно сотрудничал с федеральными органами, но и кто был заподозрен в симпатиях к России. Все образовательные учреждения оказались под жестким контролем самозванных шариатских судов и всевозможных исламских движений, которые диктовали не только содержание образовательных программ, но и определяли кадровую политику. Под флагом исламизации было прекращено преподавание ряда дисциплин как в школах, так и в вузах, но были введены основы ислама, основы шариата и т. д. В школах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, а в старших классах требовали ношение паранджи. Вводилось изучение арабского языка, причем это не было обеспечено кадрами, методическими пособиями и разработанными программами. Боевики считали светское образование вредным делом. Произошла заметная деградация целого поколения. Большая часть чеченских детей за годы войны не училась. Необразованная молодежь способна только пополнять криминальные группировки. Неграмотными всегда легко манипулировать, играя на их национальных и религиозных чувствах.
Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, нападения на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.
Вторая чеченская война началась в сентябре 1999 г. Она явилась совершенно другой по всем главным показателям:
по характеру и методу ведения;
по отношению к ней населения, граждан РФ, в том числе мирного населения самой Чечни;
по отношению граждан к армии;
по количеству жертв с обеих сторон, в том числе, гражданского населения;
поведения СМИ и т. д.
Война была вызвана необходимостью обеспечения безопасности и спокойствия на Кавказе. 60% населения России было за войну. Это была война во имя защиты целостности страны. Вторая чеченская война вызвала неоднозначную реакцию в мире. Общественное мнение западных стран по поводу второй чеченской войны расходилось с общероссийским мнением. Для западного обывателя характерно восприятие событий в Чечне как подавление Россией восстания маленького народа, а не как уничтожение террористов. Было распространено мнение, что Россия виновна в нарушении прав человека, что в Чечне «этнические чистки». При этом западные СМИ скрывали преступные действия чеченских экстремистов, похищение и торговлю людьми, культивирование рабства, средневековых нравов и законов. Правительство России дало понять мировому общественному мнению, что действия федеральных войск направлены, прежде всего, на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вступая во вторую чеченскую войну, Россия также учитывала тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследуют Турция, США и НАТО.
Группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати численность боевиков составляла 20-25 тыс., основу которых составляли 10-15 тыс. профессионалов-наемников. На их стороне оказался А. Масхадов.
К марту 2000 г. активная фаза чеченской войны была завершена. Но теперь боевики активно проводили на территории Чечни теракты и диверсии, развернули партизанские действия. Федеральные силы особое внимание стали уделять разведке. Было налажено взаимодействие армии и МВД.
К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Затем основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы. Началась огромная работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Однако этому созидательному труду стали мешать остатки банд боевиков, которые укрылись в труднодоступных горных местах Чечни. Они взяли на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, систематически устраивая из-за угла взрывы на дорогах, убийства работников Администрации Чечни и российских военнослужащих. Только в первом полугодии 2001г. было совершено более 230 терактов, повлекших гибель сотен людей.
В начале XXI века руководство России продолжило политику по налаживанию мирной жизни на чеченской земле. Была поставлена задача – в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. И в целом эта задача успешно выполняется.
studfiles.net
110. ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС. Отечественная история: Шпаргалка
110. ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС
Осенью 1991 г. из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики выделилась Чеченская Республика, во главе которой с сентября 1991 г. встал генерал Джохар Дудаев. Избранный на пост президента, в октябре он подписал указ, провозгласивший Чеченскую Республику Ичкерия независимым государством. В ответ на это Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ о введении на территории Чечни чрезвычайного положения, который, однако, не был утвержден Верховным Советом РСФСР. На протяжении последующих двух лет Чеченская Республика фактически не управлялась центральной властью, а ее руководство демонстративно уклонялось от урегулирования отношений с Кремлем. Ситуация усугублялась тем, что в руки созданных Д. Дудаевым вооруженных формирований попало большое количество военной техники и боеприпасов Советской армии.
Летом 1994 г. достигло апогея вооруженное противостояние в самой Чечне. В ходе боевых действий на стороне оппозиционных Дудаеву сил выступили и так называемые «добровольцы» из состава Вооруженных сил России. Окончательно силовой способ решения чеченской проблемы был принят Центром в декабре 1994 г., когда в республику ввели группировку федеральных войск. Однако проводившиеся в 1994–1996 гг. боевые действия не принесли решающего успеха российским Вооруженным силам. Опираясь на финансовую помощь как российских, так и зарубежных источников, чеченские вооруженные формирования под руководством Д. Дудаева, 3. Яндарбиева, А. Масхадова и полевых командиров проводили как боевые действия в Чечне, так и террористические акции в кавказском регионе (захват заложников в Буденновске и Кизляре). В этих условиях в августе 1996 г. были подписаны Хасавюртские мирные соглашения, предусматривающие вывод федеральных войск из Чечни и проведение там свободных выборов президента, а также отложившие вопрос о суверенитете республики до 2002 г. В конце 1996 г. были озвучены цифры потерь в период чеченского кризиса – до 100 тыс. человек убитыми и ранеными.
В январе 1997 г. новым президентом Чеченской Республики был избран А. Масхадов, продолживший линию на отделение Чечни от России и образование на ее территории исламского государства. При этом большинство населения республики продолжало испытывать серьезные социальные трудности – безработица достигала 90 %, была почти полностью разрушена промышленность, обнищало сельское хозяйство.
Осенью 1999 г. был организован ряд новых террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в России (взрыв жилых домов в Москве и Волгодонске). В ответ на действия боевиков федеральная власть объявила о начале контртеррористической операции и постепенно взяла под контроль практически всю территорию Чеченской Республики. В июне 2000 г. главой временной администрации Чечни был назначен муфтий А. Кадыров. Им и его сторонниками сделано немало для установления мира, однако непрекращающиеся террористические акты говорят о том, что потребуется немало времени для восстановления законности и правопорядка в республике.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Чеченский кризис
В 1991г. СССР развалился на множество отдельных государств, сначала из союза вышли самые молодые члены – страны Балтии, затем страны Средней Азии. В наши же дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально–территориальные, но и административно-территориальные образования.
Надо учесть и то, что каждая из территориальных исторически сложившихся общностей обладает особым региональным самосознанием. Это порой находит свое отражение в практике противопоставления себя другим регионам и народам местном патриотизме и предпочтениях.
Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы.
Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте, когда в результате действий национал-экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.
В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации явно националистическими. Пусть большинство из них не пользуется широкой поддержкой не исключено, что при дальнейшем ухудшении социально-экономических условий и углублении кризиса она резко возрастет.
Эта война является неотъемлемым звеном в цепи вооруженных конфликтов и войн, происходящих в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове, Таджикистане и порожденных целеустремленным возбуждением агрессивного национализма, приходом к власти социальных групп, партий и политиков, уповавших на насилие в решении назревавших проблем.
Предыстория
А началось все с Кавказской войны. С образованием в ХVIв. Московского централизованного государства русские развернули военно-колониальную экспансию8, в том числе и в кавказском направлении. Ее побудительные мотивы были связаны с геостратегическими соображениями. В эпоху ЕкатериныIIпродвижение России на юг стало особенно интенсивным. Военно-колонизаторская и классово-эксплуататорская политика России вызвала протест горских общественных «низов» против пришлых и «собственных» угнетателей. С 80-гг. ХVIIв. на территории Чечни и Дагестана подобные строения находят выход в антиколониальных и антифеодальных восстаниях под религиозным флагом.
Социальной базой войны принято считать чеченских и дагестанских общинников, главной целью – освобождение от царских колонизаторов, катализатором служили идеи мюридизма9и лозунги газавата10. В этом столкновении горцами руководили выдающиеся предводители, самым ярким из которых был имам Шамиль, глубокий знаток Корана, стратег и организатор, преданный идеалам национальной независимости с социальной справедливости. В ходе войны он сумел объединить разрозненные и враждовавшие общины, впервые создав на территории горной Чечни и Дагестана военно-теократическое11государство – имамат. Благодаря массовой поддержке и своим незаурядным качествам вождя Шамиль на долгие годы обеспечил себе стратегические преимущества над русской армией и морально-политический перевес над влиянием русского царизма на Северо-восточном Кавказе.
В августе 1859г. Шамиль с горсткой верных ему мюридов сдался главнокомандующему русской армии на Кавказе Барятинскому.
Завершение Кавказской войны позволило России прочно утвердиться на Северном Кавказе, который, сохраняя яркое своеобразие, постепенно становился неотъемлемой административно-политической и экономической частью империи.
Кавказская война имела огромные геополитические последствия. Установились надежные коммуникации между Россией и ее закавказской периферией. России удалось, наконец, прочно обосноваться в самом уязвимом и стратегически очень важном секторе Черного моря – на северо-восточном побережье.
ВОЙНА
Военно-полицейская операция по устранению криминального режима Дудаева, разоружению и задержанию бандитов неожиданно обернулась войной. Неожиданностью для военно-политического руководства России явилось наличие в Чечне хорошо подготовленной армии.
Чеченские вооруженные силы, включая армию, войска МВД и департамента госбезопасности, ополчение, отряды самообороны и личной охраны высокопоставленных лиц, к началу событий имели 13 тыс. человек. В республике находилось еще 2500 добровольцев и наемников, преимущественно из соседних регионов России и стран СНГ. Здесь же было накоплено много оружия и боеприпасов. В целом вооруженные формирования были хорошо вооружены и подготовлены.
Судя по всему, неожиданным оказалось для наших политиков и генералов выступление населения Чечни против ввода российских войск. Большая часть населения (до 80–90% жителей) восприняла ввод российских войск как вторжение враждебной армии, стремящейся покорить народ, отнять у него свободу и природные богатства, заставить жить по чуждым правилам. Можно упрекать чеченцев в непослушании, выступлении против своих же интересов. Но международное право признает законность подобных выступлений, когда народ берется за оружие, отстаивая свою свободу, интересы.
Протест и обида чеченцев, их стремление защитить святые ценности многократно усилились чувствами возмущения, гнева, мести за тысячи безвинно убитых, десятки тысяч раненых и разоренную жизнь сотен тысяч мирных жителей, а также за разрушение Грозного и других населенных пунктов. В Чечне сработали и «синдром депортации 1944 г.», и исторические и психологические особенности чеченского народа. Отсюда упорство военного и невоенного сопротивления Чечни.
Кремлевские власти изначально ожидали эффектных, победоносных действий российских войск. Ведь к Чечне были стянуты значительные по численности и оснащенности силы – бронетанковые, артиллерийско-ракетные, мотострелковые, воздушно-десантные, а также части и подразделения МВД, спецназа, ОМОНа и т.п. Кроме этого, российские генералы могли применять авиацию, тяжелую штурмовую технику. По данным зарубежной печати, группировка российских войск, привлеченных к действиям в Чечне, достигла к началу операции 35–40 тыс. человек, т.е. в три раза превосходила вооруженные силы Чечни. По мере нарастания трудностей и неудач российское руководство непрерывно наращивало группировку войск в Чечне за счет частей и подразделений не только из ближайших военных округов, но и из Уральского, Сибирского, Дальневосточного, а также с Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов. Война потребовала участия в ней практически всех видов российских Вооруженных Сил, исключая лишь ракетные войска стратегического назначения. По неутонченным данным, в войне с обеих сторон участвовало до 100–120 тыс. человек. Боевые действия приобрели исключительно ожесточенный характер.
Ход вооруженной борьбы в декабре 1994г. – первой половине января 1995г. сопровождался для российских войск серией неудач, а ночной штурм Грозного в новогоднюю ночь стал военной катастрофой. По зарубежным данным, из 250 единиц бронетехники большая часть была уничтожена, сотни российских военнослужащих погибли, многие попали в плен.
Неудачи боевых действий российских войск во многом объясняются тем, что перед ними ставились такие задачи, решение которых армии не свойственно. Государство не смогло организовать материально-техническое, политико-моральное, информационное и иное обеспечение войск. Генералы не смогли убедить руководство страны в том, что военно-полицейская операция требует времени для подготовки войск к боевым действиям в особых условиях, отбора для этого наиболее подготовленных военнослужащих, отработки и координации действий органов управления частей и соединений, участвующих в этой операции.
В эскалации12военных действий обнаружилось три этапа.
Первый– сосредоточение усилий сторон в борьбе за Грозный с эпизодическими всплесками стычек на коммуникациях, а также у других крупных населенных пунктов.
Второй– продолжение борьбы за Грозный, распространение действий на всю территорию республики, подготовка войсками условий для продолжения операций и боев после взятия российскими войсками Грозного.
Третий– смещение центра тяжести боевых действий на пространство гор, речных долин, ущелий, больших и малых сел, на линии стратегических систем передач энергии и энергоносителей, коммуникаций, инфраструктур жизнеобеспечения войск и др.
Разумеется, Россия, обладая несравненно большими людскими, материально-финансовыми и военными возможностями, может при сохранении политической стабильности и невмешательства других стран добиться своих целей и утвердить силой свое господствующее положение.
В настоящее время бои в Чечне утихли. Жизнь возвращается в обычное русло, но Россия столкнулась с еще более жестоким сопротивлением чеченского народа – терроризмом, который уносит большое количество жизней не только в России, но и во всем мире. За 2003 год в России зафиксировано более 5 террористических актов и наиболее известный из них – Норд Ост, унесший более 100 жизней.
studfiles.net
Чеченский кризис
Руководство Чечни во главе с пришедшим к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым сразу же провозгласило важнейшей задачей своей политики выход из состава России. Избранный по инициативе Исполкома Общенационального конгресса чеченского народа 27 октября 1991 г. на пост президента Дудаев подписал указ о национальном суверенитете Ичкерии. Переговоры с Чечней, которые представители федеральной власти пытались вести на протяжении последующих двух лет, не давали положительных результатов. И тогда в Москве возобладал силовой подход к решению этой проблемы. В соответствии с секретными указами Президента РФ и правительства РФ «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности РФ, законности прав и свобод граждан, разоружении незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней районов Северного Кавказа 10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Целью военной операции федеральных сил официально объявлялось разоружение чеченских боевиков, блокада Грозного и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Однако предпринятая федеральным руководством крупномасштабная военная акция не принесла ожидаемых результатов. Вместо разоружения боевиков российские войска оказались втянутыми в затяжные кровопролитные военные действия и лишь к концу февраля 1995 г. им удалось очистить столицу Чечни от отрядов Дудаева. Грозный был превращен в груду развален, а мирное население, не по собственной воле оказавшееся в зоне боевых действий, осталось без крова и средств к существованию. Для налаживания мирной жизни в столице Чечни и в других районах республики, занятых федеральными войсками, в декабре 1994 г. было объявлено о создании правительства «национального возрождения» Чеченской Республики во главе с С. Хаджиевым. В 1995 г. в рамках восстановления разрушенной за годы правления Дудаева экономики республики из федерального бюджета были выделены значительные финансовые средства.
В середине 1995 г. официально было объявлено о прекращении военной операции федеральных войск в Чечне, а окончательная стабилизация положения препоручалась силам МВД РФ.
С самого начала проведение в Чечне полномасштабной военной акции по «восстановлению конституционного порядка» внесло раскол в общественно-политическое движение в стране. Против действий Президента и правительства РФ активно выступили известный правозащитник, уполномоченный по правам человека при Президенте РФ и в Госдуме С. А. Ковалев, лидер партии «Демократический выбор. России» Е. Т. Гайдар и многие другие. Их позиция нашла поддержку ведущих международных организаций, таких как Европарламент, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы. В стране развернулось активное антивоенное Движение солдатских матерей.
Президент и правительство РФ оказались в весьма сложной политической ситуации. Несмотря на то что и столица Чечни, и большая часть ее территории формально находились под контролем федеральных войск, вооруженные силы Дудаева продолжали сопротивление, пользуясь все более растущей поддержкой местного населения. Фактически военная акция по «умиротворению» Чечни переросла в гражданскую войну, которую чеченские сепаратисты вели под лозунгами борьбы за национальное освобождение. Проведение этой военной акции обернулось не только огромными материальными затратами, тяжким бременем легшими и на без того крайне ослабленную российскую экономику, но и страшными человеческими жертвами как среди военных, так и среди мирного населения.
Поворотным пунктом в развитии чеченского кризиса стала трагедия в г. Буденновске Ставропольского края, свидетельствовавшая о переходе режима Дудаева к тактике террористических диверсионных акций за пределами Чечни. В июне 1995 г. отряд боевиков во главе с Ш. Басаевым осуществил фактический захват города и затем удерживал в заложниках почти 2 тыс. мирных жителей в здании местной больницы. После неудачного штурма здания больницы и переговоров с террористами заложники были освобождены, а отряд Басаева получил возможность беспрепятственно вернуться в Чечню.
Драма в Буденновске стоила жизни более 100 ни в чем не повинным россиянам. Эти события подтолкнули российское руководство; к началу переговоров с режимом Дудаева. В ходе переговоров в Грозном при посредничестве ОБСЕ был достигнут ряд соглашений по военному, блоку вопросов, но в политическом отношении чеченский кризис так и не был разрешен. Более того, после «избрания» поддержанного Москвой главой Чеченской Республики Д. Завгаева вооруженная конфронтация вновь обострилась. В декабре 1995 г. федеральным войскам пришлось проводить операцию по очищению от боевиков Дудаева захваченного ими г. Гудермеса, а в январе 1996 г. боевики С. Радуева захватили больницу в дагестанском городе Кизляре. Операция федеральных войск по освобождению заложников вновь привела к человеческим жертвам и среди военнослужащих, и среди мирных жителей.
В результате всех этих событий чеченский кризис обрел некий алгоритм своего существования: попытки его урегулирования в ходе российско-чеченских переговоров чередовались с военными действиями и террористическими актами, превращая регион в очаг незатухающего межнационального конфликта на территории России.
В ходе развернувшейся в России весной 1996 г. кампании по выборам Президента скорейшее урегулирование кризиса в Чечне, прекращение кровопролитной и бесславной военной акции стало важнейшей политической задачей руководства страны»
В рамках предвыборных мероприятий Б. Н. Ельцин 31 марта 1996 г. обнародовал президентский план умиротворения Чечни, предусматривавший поэтапный вывод федеральных войск и установление в республике гражданского правления. Однако в процессе реализации этого плана при выводе из Чечни 245-го полка Московского военного округа произошла трагедия: колонна федеральных войск 16 апреля 1996 г. попала в засаду в Шатойском ущелье и была разгромлена. Общие потери составили около 300 человек убитыми и ранеными. После этой драмы вооруженная борьба на территории Чечни вновь обострилась. В конце апреля при загадочных обстоятельствах погиб первый президент самопровозглашенной Ичкерии генерал Д. Дудаев. Исполнять его обязанности стал вице-президент 3. Яндарбиев, известный своими радикальными взглядами. И все-таки, несмотря на «непримиримость» оппозиционного руководства Ичкерии, в мае 1996 г. по инициативе Кремля возобновился политический диалог с лидерами вооруженной оппозиции. По итогам переговоров 27 мая в Москве в присутствии Ельцина Черномырдин и Яндарбиев подписали соглашение о прекращении огня и перемирии с 1 июня 1996 г., то есть за две недели до выборов Президента РФ. В тот же день Ельцин объявил, что войне положен конец. Более того, пока чеченская делегация находилась в Москве, Президент России без предварительного заявления на 5 часов прилетел в Грозный, где выступил перед находившимися там военнослужащими федеральных войск.
Казалось, что мирный процесс в Чечне наконец-то приобрел необратимый характер. Но вскоре стало очевидно, что миролюбие обеих сторон носило в большей степени пропагандистский оттенок. Сразу же после избрания Ельцина на второй президентский срок вооруженная чеченская оппозиция вновь активизировалась. В августе 1996 г., накануне церемонии инаугурации Президента РФ наступил трагический финал «чеченской кампании»: в соответствии с ранее разработанным планом командования оппозиции отряды ее боевиков атаковали Грозный, Гудермес и Аргун. В ходе завязавшихся кровопролитных боев федеральные войска вынуждены были оставить Грозный, понеся значительные потери. 10 августа в России был объявлен национальный траур по погибшим в Чечне.
С середины августа в соответствии с поручением Президента РФ секретарь Совета Безопасности А. И. Лебедь начал переговоры с начальником штаба войск Ичкерии А. Масхадовым. Итогом явилось заключение 31 августа 1996 г. Хасавюртских соглашений о мире в Чечне, которые предусматривали полное прекращение боевых действий, окончательный вывод федеральных войск с территории республики до 1 января 1997 г. и проведение свободных выборов президента Ичкерии. Вопрос о полном государственном суверенитете Чечни, на рассмотрении которого настаивали сепаратисты, был отложен до 31 декабря 2000 г.
После вывода федеральных войск в соответствии с Хасавюртскими соглашениями в конце января 1997 г. в Чечне были проведены президентские и парламентские выборы, организованные непобежденной оппозицией на основе Конституции непризнанной Чеченской республики Ичкерии. Президентом Чечни по итогам выборов стал бывший начальник штаба оппозиционных вооруженных формирований А. А. Масхадов. 12 мая 1997 г. между ним и Президентом России Б. Н. Ельциным был подписан договор о мире и основах отношений. Данный акт позволил федеральному центру обеспечить правовую основу взаимоотношений с «мятежным» субъектом Федерации, открыть кредитную линию для финансирования восстановительных работ в разрушенной войной Чечне. Вместе с тем руководство самопровозглашенной Ичкерии отказывается считать республику составной частью России. Более того, внутриполитический кризис в Чечне далеко не завершен, а вновь избранные органы как исполнительной, так и законодательной власти Ичкерии до настоящего времени не могут обеспечить законность и правопорядок на ее территории. В насыщенной оружием республике обыденными явлениями стали межклановые столкновения, в которых участвуют бывшие полевые командиры, захваты заложников и похищения людей с целью получения выкупа, террористические вылазки чеченских боевиков на территориях Дагестана, Ингушетии и других соседних с Чечней регионов. Несмотря на все усилия, предпринимаемые федеральными властями для урегулирования отношений Москвы и Грозного, чеченский кризис остается, пожалуй, наиболее сложной и взрывоопасной проблемой в контексте развития российского федеративного государственного устройства.
www.examen.ru
Чеченский кризис: причины, эволюция, пути решения
Кстати, “персональный” фактор недооценивается в контексте происхождения не только человека чеченской, но и кавказской войны. Как явствует из многочисленных источников, Шамиль и его предшественники, начиная с Шейх-Мансура действовали, в принципе, в одних и тех же внутри – и внешнеполитических условиях. Однако лишь при третьем имаме события приобрели то новое качественное содержание и тот беспрецедентный размах, которые сделали кавказскую войну “кавказской”. Почти на всем ее протяжение перед Шамилем, равно как и перед его российским визави Николаем 1, возникли альтернативы, способные остановить кровопролитие. И всякий раз предпочтение с обеих сторон осознанно и добровольно отдавалось войне.
Предпосылки чеченской войны обусловили и ее соответствующее содержание, которым она тоже отличается от войны кавказской. В ней нет почти ничего антиколониального, народно – освободительного в том смысле, в каком эти категории применимы (когда они применимы) к первой половине XIX в. тем более антифеодального. По своей уникальности чеченский конфликт не укладывается в какую-то четкую типологию, образуя своеобразную, так сказать, сепаратистскую разновидность гражданской войны внутри единой страны с единой государственно-политической, экономической и общественной структурой.
По временной протяженности и по внутреннему существу кавказская война была исторической эпохой; чеченская война – скорее историческое событие. Полтора столетия назад в виду социальной односторонности Чечни масштабы ее вовлечения в движение Шамиля были огромны. В современном, глубоко иерархизированном чеченском обществе уже нет патриархального прежнего единства интересов, в том числе – в вопросе об отношению к Москве. По этому сопротивление российским войскам не припняло столь массового характера, как в первой половине XIX в., хотя кремлевское руководство сделало все, чтобы сплотить
Чечню против России.
За два столетия заметно видоизменилась роль религиозного фактора – не во внешних проявлениях, а в сущности. Главные персонажи Кавказской войны – люди набожные и посвященные – зачастую ставили во главу угла идеи ислама как основу фундаментальных общественных преобразований. Шейх-Мансур, Кази-мулла,. Шамиль требовали от горцев прежде всего принятия шариата, а затем уже уничтожения нечестивых гяуров (причем не только русских, но и своих соплеменников). За прегрешения перед верой люди подвергались жестоким наказаниям гораздо чаще, чем за лояльность к России. Расхожее, господствующее по сей день представление о мюридизме лишь как об “идеологической оболочке” или пропагандистском средстве для создания “образа врага” далеко не соответствует реальному значению этой религиозной доктрины в истории Кавказской войны.
Лидерам Чечни 90-х гг. ХХ в. с их вполне светскими натурами в целом чужд шамилевский “фундаментализм”. Они с готовностью дают присягу на Коране (иногда, между прочим, на русском языке), соблюдают мусульманские ритуалы и окружают себя необходимой атрибутикой. Однако непохоже, чтобы они были теми фанатиками, какими их порой изображают. Да и откуда им – поколению, выросшему при “развитом социализме”, — были таковыми? В противоположность Шамилю они не преследуют народную, традиционную культуру, не пытаются вытеснить ее шариатом. Для них ислам – скорее часть этой культуры, хотя им нельзя отказать в умении использовать религию в политико-идеологических целях.
С нынешними руководителями чеченского движения сопротивления все иначе. Они действуют во многом не по своей воле, а ответ на ситуацию, не ими созданную. Несмотря на их мужество, решительность и кажущуюся свободу выбора, это, по существу, — фигуры, ведомые обстоятельствами и другими людьми. Их творческий потенциал сильно ограничен необходимостью учитывать официальное и общественное мнение России, различные интересы и настроения. Поведение чеченской военно-политической элиты иногда поразительно совпадает с тем, на что рассчитывают в Кремле. Возможно, не так уж далеки от истины наблюдатели, полагающие, что чеченским кризисом управляют из Москвы.
По сравнению с тем же Шамилем лидеры Ичкерии по объективным и субъективным причинам гораздо больше зависимы от своего общества, которое они не в состоянии контролировать. Если имам (и в этом его заслуга) превратил патриархальный “хаос” в исламский порядок, то нынешние чеченские реформаторы (и в этом не только их вина) превратили советский “порядок” в исламский хаос.
Куда беднее “персональное” обеспечение чеченской войны со стороны Москвы. Здесь вообще незаметно выдающихся деятелей, сопоставимых с Ермоловым, Воронцовым, Барятинским, Милютиным… да и с Николаем 1. Конечно, не потому, что потенциально таких личностей не может быть в современной российской армии и в российской политике. Дело в другом. В первой половине Х1Х в. по сугубо техническим причинам (отсутствие быстрой связи между Петербургом и Тифлисом) кавказским наместникам предоставлялись довольно широкие полномочия, стимулировавшие инициативу и гибкое, стратегической мышление. Сегодня, когда расстояния упразднены, исполнитель лишен прежних преимуществ и остается лишь исполнителем чужих (чуждых?) приказов, нередко – непоследовательных и просто глупых.
Огромное значение фактора нравственной готовности к действию, уверенности в правоте своего дела. Для солдат и генералов русской армии на Кавказе первой половины Х1Хв. Такой проблемы не существовало. Они воспринимали свою миссию как некую естественную, державную необходимость, исключавшую моральные терзания. Отношение рядовых российских солдат и командующего состава к чеченской войне иное. Никакая политико-воспитательная робота не в состоянии придать ей справедливый, патриотический смысл, убедить людей в том, что это не роковая ошибка. Глубокие сомнения на этот счет присущи и российскому общественному мнению. На момент ввода войск в Грозный (декабрь 1994г.) было очевидно, что ситуация, по крайней мере в одном, не имеет сходства с первой половинойХ1Хв.: Чечня и Россия находились в едином государственно-цивилизационном пространстве. Возможно, они не питали друг к другу нежной, “исторической” любви, но в политике это не самое главное. “Какая ни есть – своя” — примерно такой формулой определялись их взаимные чувства. “Акция по наведению конституционного порядка” нанесла жестокий урон этому стереотипу.
В Кавказской войне победу одержала Россия. Определить номинального (“технического”) победителя в чеченской войне, которая была приостановлена, как и начата, по приказу из Москвы, но остановить гораздо труднее. Да и что это в принципе дает? Если подтверждает мысль о несостоятельности российских вооруженных сил (о чем с ликованием, достойным лучшего применения, пишут журналисты), то позволительно спросить: а какой в таком случае противник выявил эту “несостоятельность” – чеченцы с ружьями и кинжалами времен Шамиля: Или жен такая же российская армия с современным оружием, боевой подготовкой, высококлассными офицерскими кадрами, да еще и с превосходным знанием местности: Воистину “Зарница”, кабы не столько крови и горя.
До тех пор пока последствия чеченской войны не проявятся во всей полноте, сравнивать их с итогами войны Кавказской, вероятно, рановато. Но, по крайней мере, один предварительный вывод представляется уместным. Поражение Шамиля ознаменовало окончание растянувшегося на целую эпоху кавказского периода в южной экспансии Российской империи, разрешение крупной геополитической задач и начало нового этапа – государственного обустройства Чечни и Дагестана с целью интегрирования их в имперскую структуру. В чеченской войне в отличие от Кавказской нет победителей, сколько бы ни твердили обратное. В ней все – побежденные. Она, будучи результатом системного кризиса в России и в сознании ее руководителей, привела к дальнейшему ослаблению страны и создала реальную угрозу российской государственности.
mirznanii.com