Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ и аргументы
Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ».
Будут использованы следующие аргументы:
– К. Г. Паустовский, «Телеграмма»
– И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
В матери от природы заложено стремление оградить своего ребенка от всех бед и забот, окружить заботой и лаской. Материнское сердце бесконечно прощает и несмотря ни на что считает свое дитя самым лучшим. Проблема отношения к матери является актуальной по сей день, так как полноценно отвечать взаимностью на все проявления материнской любви способен не каждый.
В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» мы можем проследить яркий пример невнимательного отношения к матери. Катерина Петровна проживает в селе Заборье, в старом доме, который построил её отец. Единственными гостями старушки являются знакомый сторож Тихон и дочь сапожника Манюшка, они помогают ей по дому и стараются как-то скрасить её одиночество. Катерина Петровна ценит их помощь, испытывает искреннюю благодарность, но ничто не может отвлечь её от тоски по дочери – единственному родному человеку. Настасья Семёновна живет в Ленинграде и уже три года не приезжает к матери. Настя периодически присылает деньги маме, но даже написать полноценное письмо у нее нет времени. Она работает в Союзе художников, устраивает конкурсы и выставки, обыденность и ответственная должность поглощают девушку целиком.
Безграничная любовь Катерины Петровны к своей дочери не позволяет ей обижаться на неё, она понимает новый склад жизни Насти и смиренно ждет писем. Но увидеться им больше не суждено – старушка вскоре умирает. Анастасия не успевает приехать даже на похороны матери и муки раскаяния преследуют девушку до конца дней.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» одним из второстепенных персонажей является Арина Власьевна. Она живет в своем имении вместе с мужем, Василием Базаровым, в глубинке России. Арина Базарова пожилая дворянка, набожная и мнительная, добрая и боязливая. Она очень любит своего единственного сына Евгения, одновременно боится его и старается во всем понять, даже в нигилистических взглядах. После долгой разлуки она плачет и обнимает “Енюшку”, не желает отходить от него, постоянно смотрит и вздыхает.
Отношение Базарова младшего к матери не назвать примерным, он не показывает своих чувств и редко обращается к ней. Проявление нежностей для него неприемлемо, он не выказывает бурных эмоций сам и запрещает это делать своей матери. Арине Власьевне тяжело сдерживаться, но она покорно слушается и старается никак не обременять сына своим вниманием и заботой.
Судя по словам Евгения своему другу Аркадию, он ценит своих родителей и уважает их, но проявить чувств не может, не считает необходимым. Его признанием в любви к ним можно расценить слова «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». К сожалению, показать свое искреннее отношение к матери и отцу Евгения заставляет лишь скорое приближение смерти.
Мама является самым близким и родным нам человеком , она чувствует нашу боль и переживания, смену настроения и все страхи. Сердце матери невозможно обмануть, но очень легко задеть. Она не покажет обиды, никогда не будет держать зла или обвинять своего ребенка. К сожалению, многие не замечают острых слов, что говорят матери, пользуются бесконечным пониманием, а со временем уделяют все меньше внимания. Мы не должны допускать этих ошибок, чтобы не жалеть когда станет слишком поздно.
Сегодня мы поговорили на тему «Проблема отношения к матери: сочинение ЕГЭ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
egeshik.ru
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема материнства. Каким предстает перед нами образ матери? Что значит сила материнской любви?
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема материнства. Каким предстает перед нами образ матери? Что значит сила материнской любви? — Сочинения, Рефераты, Доклады- С. Есенин — стихотворение «Письмо матери». Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он — хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов — возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь — образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».
- А.А. Ахматова — поэма «Реквием». В 1935 году был арестован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием», — поэму обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает трагедию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматривает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страдания всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания, становится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе становится у Ахматовой символом горя общенародного и общечеловеческого.
- В.А. Сухомлинский — статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее сердце. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.
referat5top.ru
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема материнства. Каким предстает перед нами образ матери? Что значит сила материнской любви?
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?») Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жизненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству требует от человека самоотдачи,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник?») • С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?». В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно. Однако С. Львов надеется, что когда-нибудь привычка посещения…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, исследующими жизнь, события, людей, в романе являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает высшей духовной гармонии с самим собой и миром. Также…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского характера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества счастье с Онегиным для нее становится невозможным, точно так же, как…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
«…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих? А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом стихотворении заключена мысль о великой силе красоты, о заключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и страстей», выше людской суеты. Это величайшая загадка и величайшая…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
• С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоминания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, который и его направил бы на правильный, скорейший, кратчайший путь и,…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка». Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в движеньях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в…
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
• Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфония (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего…
shollklass.ru
Проблема невнимательного отношения детей к родителям — готовые аргументы и тезисы
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:
Проблема отношения детей к родителям
Проблема неблагодарного отношения детей к родителям
Проблема отсуствия внимания по отношению к родителям со стороны детей
Возможные тезисы:
К сожалению, вырастая, некоторые люди не балуют родителей вниманием и заботой
Некоторые дети вырастают неблагодарными и не зоботятся о своих родителях
Некоторые люди стараются «откупиться» от родителей деньгами и подарками, не задумываясь о том, что в первую очередь старики нуждаются в общении и заботе.
К счастью, большенство людей помнят обо весм, что сделали для них родители, и ценят это.
Аргументы:
К. Г. Паустовский, рассказ «Телеграмма»
Для героини рассказа забота о матери была далеко не на первом месте. Погруженная в работу, Настя не могла найти время, чтобы навестить в селе одинокую старушку. Она лишь высылала маме деньги, а та, в свою очередь, мечтала увидеть дочь. Катерина Петровна умерла, так и не увидев Настю, чего девушка не смогла себе простить.
Б. П. Екимов, рассказ «Говори, мама, говори!»
Вовремя опомнилась дочь героини рассказа. Старушка жила далеко от города, и дочь купила ей мобильный телефон. Однако тариф был недешевым, поэтому женщина, звоня матери, всегда поторапливала ее, а пожилой Катерине так хотелось поделиться всем происходящим. К счастью, дочь осознала, что забота о матери важнее денег, и стала слушать ее внимательнее.
А. А. Фадеев, роман «Молодая гвардия»
У Олега Кошевого были исключительно теплые воспоминания о матери. Мысли о ней были пропитаны любовью и благодарностью. Особенно терпетно герой отзывался о маминых руках, которые так много сделали для него. Кошевой призывает относиться бережно к тем, кто подарил нам жизнь, ведь они невечны.
Ю. П. Казаков, рассказ «Запах хлеба»
Дуся не виделась с матерью пятнадцать лет. Покинув родную деревню, она забыла о прошлой жизни. Известие о смерти мамы не тронуло героиню, было лишь немного грустно. Думая, что наследство растащит родня, Дуся отказалась ехать на похороны. Но, когда выяснилось, что все вещи целы, женщина все же поехала на малую родину. В материнском доме на нее нахлынули чувства, Дуся пошла на кладбище и долго плакала на могиле. Однако уже на следующий день она уже пребывала в хорошем настроении.
Ф. А. Абрамов, рассказ «Алька»
Героиня покинула деревню, поддавшись соблазну городской жизни. Мать Альки умерла, девушка не успела с ней попрощаться. И лишь через два года после похорон осознала, что совершила ошибку. Мама была строгой, часто ругала отца и саму Альку, и все же никто не смог бы заменить самого родного человека.
Сергей Есенин, стихотворение «Письмо матери»
Трогательное стихотворение переполнено нежностью и любовью поэта к матери. Он просит свою старушку не беспокоиться о нем зря и обещает навестить ее:
…Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом…
А. С. Пушкин, рассказ «Станционный смотритель»
Не лучшим образом поступила Дуня, дочь станционного смотрителя. Старик очень любил свою дочь, но девушка, не задумаваясь о чувствах самого близкого человека, покинула его, сбежав с гусаром. За несколько лет Дуня ни разу не навестила отца. Смотритель спился от тоски, что привело к его смерти.
И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети»
Не баловал вниманием пожилых родителей и Базаров. Приехав в отчий дом после трехлетней разлуки со стариками, Евгений задержался всего на три дня: общестов отца и матери наскучило молодому ученому. Герой осознавал, каким ударом станет для родителей новость о скором отъезде сына, но даже не думал о том, чтобы уделить им чуть больше времени.
Не очень ласков был с родителями Базаров. Старики души не чаяли в «Енюше», но им приходилось сдерживать эмоции после долгой разлуки, т. к. молодому ученому были не подуше объятия и любые проявления чувств. Он знал, насколько это важно для родителей и мог «подыграть», однако оставался верен своим принципам.
supersoch.ru
Проблема родительской любви
Проблема родительской любви.
Что такое родительская любовь? Вот, пожалуй, главный вопрос, который поднимает в своем тексте А.Владимиров.
Писатель раскрывает проблему на примере отношений между животными и людьми. Мы искренне сочувствуем отцу Савушкину, который не смог помочь своей больной дочери. Эта помощь стоила бы ему смерти антилопы. А ведь на тоже мать. «Миленькая»,- так называет Савушкин не только свою дочь, но и антилопу. Отдельного внимания заслуживает то, с чем автор сравнивает опеку и любовь Савушкина к его дочери.«На голову ребенка ,будто фиолетовое покрывало ,легла прохладная тень». Так автор пытался показать нам ,что наши родители ,окружая нас заботой и вниманием ,хотят укрыть нас от внешних угроз.
Но таким же сравнением описана материнская любовь антилопы к детенышу . Значит автор считает ,что независимо от того ,животный это мир или человеческий, родительская любовь горит в сердцах каждого папы и мамы .Ведь это именно то , что соединяет как нас ,людей ,так и животных.
Я соглашусь с автором .Раньше я не задумывалась над этой проблемой ,но автор убедил меня в том ,что все живое связано нитями такого чувства как любовь родителей. Именно это чувство сопровождает с раннего детства и помогло нам стать такими какие мы есть.
Яркий тому пример семья Болконских из романа Л.Н. Толстого «война и мир». С детства отец Марьи Болконской учил ее чести ,терпению, нравственности. Благодаря этому Марья умной, скромной, преданой женщиной.
Любовь к детям, бывает, требует жертв .И любящие родители идут на эти жертвы. Это еще раз подтверждает высокую ценность, значимость родительской любви. Так в рассказе И .А .Бунина «лапти» исполнение желания больного ребенка стоило смерти .В бреду ребенок просил красные лапти. «Значит ,надо добывать .Значит ,душа желает.»- решил Нефеда и ,несмотря на вьюгу и большое расстояние ,пошел за лаптями .Это стоило ему смерти .Вот яркий пример того, что ради спасения детей по-настоящему любящий человек пойдет на многое .
Вот что такое родительская любовь .Это прежде всего забота, ответственность и самопожертвование .
Исходный текст:
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно антилопу видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад…
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце
и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая?
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
(По А. Владимирову*)
Добавить комментарий
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема материнства. Каким предстает перед нами образ матери? Что значит сила материнской любви? (1/1) — Примеры сочинений
С. Есенин — стихотворение «Письмо матери». Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он — хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов — возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь — образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».А.А. Ахматова — поэма «Реквием». В 1935 году был арестован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием», — поэму обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Поэма раскрывает трагедию матери, потерявшей сына. Причем Ахматова рассматривает этот сюжет сквозь призму мифологии, истории. Страдания всех матерей в поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча переносящей свое горе. Мотив материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания, становится в произведении определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, Атуда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». Материнское горе становится у Ахматовой символом горя общенародного и общечеловеческого.
В.А. Сухомлинский — статья «Рождение добра». В этой статье В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын, подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее сердце. Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В этой легенде автор говорито силе материнской любви, о всепрощающем сердце матери.
retsepty-vkusno.ru
Аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому по проблеме: Отцы и дети
Одной из самых популярных проблем в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку является конфликт поколений. Именно этому вопросу посвящены данные аргументы из литературных произведений. Мы надеемся, что они помогут вам в написании качественного эссе.
- Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
- А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Отцы и дети — это не только семейные узы, но и разные промежутки жизни, разные склады ума. Их мы наблюдаем в произведении Грибоедова. Век нынешний и век минувший сталкиваются, когда Чацкий приезжает в места, где провел свое детство. Поездка показала ему другую жизнь, но кто-то как был ограничен в своих суждениях, так и остался. Это конфликт передовых и новаторских идей Александра Андреевича, против старого, засидевшегося на своих местах консервативного дворянства. Чацкий называет их лизоблюдами и чинопочитателями. Но подсказку к его разрешению нам дает сам автор, если на сцене Чацкий один, то за ее пределами существуют его единомышленники, вроде родственника скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Дети все равно сменят отцов, но, совсем потеряв связь с прошлым, они едва ли смогут сами наладить диалог с будущим, когда придет их черед уступить дорогу молодым.
- А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Петруша Гринев в самом начале произведения не слишком симпатичен нам. Его поведение и детские шалости в 17 лет вынуждают отца отправить сына на службу, которая должна остепенить его. Когда он прибывает в Белгородскую крепость, в которой со своей семьей живет Маша, она и становится одной из главных причин изменения нашего героя. Однако в герое изначально была крепкая нравственная основа, заложенная родителем: «Береги честь смолоду». Если в самом начале молодой человек видится нам «недорослем» и совсем еще ребенком, то испытания, которые он преодолел во имя любви и своей чести, превращают его в настоящего мужчину. Теперь он способен постоять не только за себя, но и за свою любовь. Если мальчишке отец отказал в праве на женитьбу, но ветерану сражений не смог препятствовать. Конфликт отца и сына в конце произведения находит свое логическое завершение, после благословения родителей, уже не Петруши, а Петра Гринева на свадьбу с Машей.
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
- А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Пьеса Островского — это такой же пример конфликта, несколько семейного, сколько конфликта поколений. Катерина — это девушка мечтательная и открытая, не способная на притворство и грубость. Но Кабанова и ее дети жили и росли в других условиях, хозяйка семейства привыкла все брать в свои руки, бить слуг, решать все за детей. Ее ласка, как и ласка Тихона для Катерины, «хуже побоев». В этой семье царит не любовь, а «жестокие нравы», как выражается Кулигин. И эти жестокие нравы никак не могут перестать мучить Катерину. Марфа Игнатьевна привыкла жить по собственным правилам, которые она, если нужно, легко меняет, и «заедать домашних». Ее невестка не выдерживает такого напряжения, и решает, что бороться не смысла. Однако после ее гибели молодое поколение поднимает бунт против деспотизма «отцов» и открыто выказывает неповиновение. Замалчивание конфликта всегда ведет к грозе, которая сметает вековую пыль и очищает атмосферу для нового времени.
- И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
- С. Есенин «Письмо матери». В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
- М. Цветаева, «Бабушке». Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
Автор: Елизавета Приставка
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru