11 класс русская литература – Русская литература. 11 класс | Скачать

Программа по русской литературе 11 класс

скачать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС

(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю).

Целями изучения литературы в 11 классе являются

— воспитание духовно развитой личности , готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

— формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе;

— совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели литературного образования определяют характер задач, которые решаются на уроках литературы:

— сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и мира;

— осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

— освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

— овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке худ. произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

— воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

— использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

В связи с тем, что 11-б класс является классом естественнонаучного профиля особое внимание предполагаю уделять закреплению умения давать логически обоснованный ответ на вопрос. Для этого помимо обязательных программных сочинений в конце каждого урока планируется давать пятиминутное эссе, письменный ответ на вопрос или фрагмент теста.

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения:

письменных работ- 6 часов;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




Тема

Количество часов

1

Русская литература 20 века.

2

2

И. А. Бунин.

4

3

А. И. Куприн

4

4

Л. Андреев

2

5

М. Горький

12

6

Поэзия Серебряного века

6

7

А.А. Блок

9

8

В. В. Маяковский

5

9

С. А. Есенин

5

10

А. А. Ахматова

3

11

М. И. Цветаева

4

12

Литература 30 -40-х годов

2

13

А. Н. Толстой

2

14

М. А. Шолохов

7

15

Б. Л. Пастернак.

4

16

А. П. Платонов

2

17

В. Набоков

2

18

Литература Великой Отечественной войны

2

19

А. Т. Твардовский.

2

20

Литературный процесс 50х-80х гг.

7

21

В. М. Шукшин

2

22

А. И. Солженицын

2

23

Новейшая русская проза и поэзия.

3

24

Современная литературная ситуация.

2

25

Итоговая письменная работа

2

26

Резерв

1

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

К –во часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

1-2

2

Русская литература 20вв. (лекция) 2 часа.

И. А. Бунин. 4 часа

3

1

Творчество И. А. Бунина

4

1

Лирика И. Бунина.

5

1

Тема «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан – Франциско»

6

1

Рассказ И. Бунина «Легкое дыхание»

А. И. Куприн. 4 часа

7

1

Проза А. Куприна

8

1

«Любовь настоящая, вечная» в рассказе «Гранатовый браслет»

9

1

«Природный человек в повести «Олеся».

10

1

Письменная работа по творчеству Бунина и А. Куприна.

Л. Андреев. 2 часа.

11

1

Л. Андреев. Особенности творческой манеры.

12

1

Евангельский сюжет в рассказе «Иуда Искариот»

М. Горький. 12 часов

13

1

М. Горький. Жизнь и творчество.

14

1

«Старуха Изергиль». Композиция, сюжет, признаки романтизма.

15

1

«На дне». Сценическая история пьесы.

16

1

Конфликт пьесы «На дне».

17

1

Система действующих лиц пьесы.

18-21

4

«На дне». Работа над содержанием.

22

1

Горький – публицист (семинар)

23

1

Письменная работа по творчеству М. Горького

Серебряный век русской поэзии. 6 часов

24

1

Серебряный век русской поэзии (лекция)

26

1

Поэзия В. Брюсова.

27

1

Анализ лирического произведения.

28

1

Н. Гумилев. Особенности тематики и мироощущения в стихах Гумилева.

29

1

Экзотика и романтизм в поэзии Гумилева

30

1

Звук, цвет и смысл в поэзии Гумилева.

А. Блок. 9 часов

31

1

А. Блок. Жизнь и творчество.

32

1

Символизм как основа ранней лирики Блока.

33

1

«Трилогия вочеловечения» Теза.

34

1

«Трилогия вочеловечения» Антитеза. Синтез.

35- 36

2

«Соловьиный сад» (семинар)

37

1

Тема России в творчестве Блока

38

1

«Двенадцать». Работа над содержанием.

39

1

А. Блок и русская поэзия.

В. Маяковский. 5 часов

40

1

Поэзия В. Маяковского. «Я поэт…»

41

1

Ранняя лирика. «Послушайте!»

42

1

Тема «Художник и революция» в лирике В. Маяковского

43

1

Четыре «долой» поэмы «Облако в штанах»

44

1

Новаторство поэзии Маяковского

С. Есенин. 5часов

45

1

Жизнь и судьба С. Есенина

46

1

«Буйство глаз и половодье чувств» в поэзии Есенина.

47

1

«Сорокоуст». Работа над содержанием.

48

1

Есенин и революция.

49

1

Тема любви в лирике Есенина . «Анна Снегина»

А. Ахматова. 3 часа.

50

1

Трагичность судьбы поэта. А. Ахматова.

51

1

Особенности поэтического языка Ахматовой.

52

1

«Реквием» История создания. Работа над содержанием.

М. Цветаева. 2 часа + 2 часа Рр =4 часа

53- 54

2

Лирика М. Цветаевой. Особенности поэтического языка. Мотивы лирики М. Цветаевой.

55

1

Письменная работа по творчеству поэтов серебряного века.

56

1

Проверочный тест

Литература 30 – 40-х годов. 2 часа.

57-58

2

Литературный процесс 30 – 40х годов.(лекция)

А. Н. Толстой. 2 часа.

59

1

Историческая проза А. Толстого. Петровская тема в русской классике.

60

1

Роман А. Толстого «Петр 1»

М. А. Шолохов. 7 часов

61

1

М. А. Шолохов. Жизненный и творческий путь.

62

1

«Тихий Дон». Картины жизни донского казачества в романе.

63

1

Революция и гражданская война как общечеловеческая трагедия в романе Шолохова.

64

1

«Казачий Гамлет» Григорий Мелехов. Пути исканий героя.

65

1

Женские образы в романе. Идея святости домашнего очага.

66

1

Художественно – стилистическое своеобразие романа Шолохова

67

1

Письменная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков,6 часов

68

1

Жизнь и творчество М Булгакова.

69

1

«Мастер и Маргарита» — «роман – лабиринт».

70

1

«Ершалаимские» главы романа

71

1

Сатирическая «дьяволиада» в романе.

72

1

Тема любви и творчества в романе Булгакова.

73

1

Письменная работа по творчеству М. Булгакова.

Б. Пастернак . 4 часа

74

1

Единство человеческой души и мира в поэзии Пастернака.

75

1

Роман «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе.

76 – 77

2

Стихотворения Юрия Живаго. Финальный аккорд романа.

А. Платонов. 2 часа

78

1

Повесть «Котлован».Философская многозначность произведения.

79

1

Художественная система произведения Платонова.

В. Набоков 2 часа

80

1

Своеобразие творческой манеры В. Набокова.

«Машенька» Герои, Сюжетно – временная организация повествования.

Литература периода ВОВ. 2 часа.

81- 82

2

Литература периода ВОВ. (Лекция с элементами эвристической беседы.

А. Т. Твардовский. (2ч)

83 — 84

2

Теплота лирической интонации стихотворений Твардовского. Гражданственность лирики поэта.

85

1

Поэма «По праву памяти». Работа над содержанием.

Литературный процесс 50-х – 80-х годов.7 часов.

86- 87

2

Литературный процесс 50 -80х г. «Оттепель». Громкая» и «тихая «лирика. (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский)

88- 89

2

«Окопный реализм» писателей – фронтовиков.

В. Быков, Б. Васильев, В. Некрасов.и др.



90 -91

2

«Деревенская проза» 50-80гг. В. Овечкин, Ф. Абрамов, В. Белов.

92

1

Авторская песня. Б. Окуджава. Ю. Визбор, А. Галич, В. Высоцкий.

93

1

Поэзия Н. Заболоцкого.Вечные вопросы о сущности красоты в лирике поэта.

В. Шукшин (2ч)

94

1

Колоритность и яркость шукшинских героев- «чудиков»

95

1

Тема города и деревни в рассказах Шукшина.

А. И. Солженицын (2ч)

96

1

Отражение лагерных будней в повести «Один день Ивана Денисовича»

97

1

«Архипелаг ГУЛАГ» как приговор репрессиям.

98-100

3

Новейшая русская проза и поэзия 80 – 90х гг. Обзор.

101 -102

2

Современная литературная ситуация (урок- обобщение)_.

103 -104

2

Итоговая письменная работа

104- 105

2

Резервные уроки

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

знать, понимать:

— образную природу словесно искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей — классиков 19 -20 вв.;

— основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;

— основные теоретико – литературные понятия;


уметь:

— воспроизводить содержание литературного произведения;

— анализировать, интерпретировать лит. произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

— раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание лит. произведений; выявлять «ключевые»темы и ключевые проблемы русской литературы;

— определять род и жанр произведения;

— сопоставлять литературные произведения;

— выявлять авторскую позицию;

— выразительно читать лит. произведения и их фрагменты;

— аргументировано формулировать свое отношение к лит. произведению;

— писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

— использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. Участия в диалоге и дискуссии, самостоятельного знакомства с явлениями худ. культуры и оценки их эстетической значимости, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

— поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого и выделение характерных причинно – следственных связей;

— сравнение, сопоставление, классификация;

— самостоятельное выполнение различных творческих работ;

— способность устно и письменно передавать содержание текста;

— осознанное беглое чтение, проведение анализа текста, использование различных видов чтения ;

— составление плана, тезисов, конспектов;

— подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письм. речи результатов своей деятельности;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

— самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


  1. Ефремова Л. Р.. Постовалова Г. М. Литература 10 -11 классы. Рабочие программы по учебникам В. И. Сахарова, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – Волгоград, 2012.

  2. Программа по литературе для 10-11 классов. авт.-сост. В. И. Чалмаев. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Литература. Программа 5-11 классы. – М. : ООО «ТИД» «Русское слово – РС». 2011.

  3. Чалмаев В. И. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. В. И. Чалмаев, С. А. Зинин. М.2011.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


  1. Чалмаев В. И. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. В. И. Чалмаев, С. А. Зинин. М.2011.

  2. Литература 20в.11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М. 2011.

  3. Михайлова И. М. Тесты. Литература 9-11классы. – М.2002.

Интернет –ресурсы

Сайты: http://lit.1september.ru

http://litera.edu.ru

http://www.bibliogid.ru и т. п.

скачать

nenuda.ru

Учебники и учебные пособия по литературе

Учебники и учебные пособия по литературе — 11 класс

учебники

тесты и ГИАдля учителя
  • 10000 самых лучших сочинений — Самый полный сборник — Все классы — Все темы — Ерышева О.П., Карпенко Е.Л., Конева А.Ф. и др.
  • 800 современных сочинений по русской и мировой литературе — 5-11 класс — Белик Э.В., Музычук С.В.
  • 800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов — Белик Э.В., Музычук С.В.
  • Анализ произведений русской литературы XIX века, 11 класс, Иванова Е.В., 2012
  • Анализ произведений русской литературы XX века, 11 класс, Иванова Е.В., 2012
  • В мире литературы, 11 класс, Кутузов А.Г., 2006
  • Все произведения школьной программы в кратком изложении, 11 класс, 2008
  • Все произведения школьной программы в кратком изложении, 11 класс, Федорова Т.Л., 2008
  • Все произведения школьной программы в кратком изложении, 11 класс, Федорова Т.Л., 2008
  • Литература, 11 класс, в 2 частях, часть 1, Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А., 2008
  • Литература, 11 класс, В 2 частях, Часть 2, учебник для общеобразовательных учреждений, Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А., 2008
  • Литература, 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях Часть 2, Чалмаев В.А., Зинин С.А., 2012
  • Литература, 11 класс, Часть 1, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., 2015
  • Литература, 11 класс, Часть 1, Журавлев В.П., 2012
  • Литература, 11 класс, Часть 1, Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., 2008
  • Литература, 11 класс, Часть 1, Сухих И.Н., 2011
  • Литература, 11 класс, Часть 1, Чалмаев В.А., Зинин С.А., 2009
  • Литература, 11 класс, Часть 2, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., 2015
  • Литература, 11 класс, Часть 2, Журавлев В.П., 2012
  • Литература, 11 класс, Часть 2, Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., 2008
  • Литература, 11 класс, Часть 2, Сухих И.Н., 2011
  • Литература, 11 класс, Часть 2, Чалмаев В.А., Зинин С.А., 2009
  • Литература, 11 класс, Часть I, Чалмаев В.А., Зинин С.А., 2012
  • Новейшие сочинения, Все темы 2014, 10-11 класс
  • Новейшие сочинения, Все темы 2015, 10-11 класс
  • Поурочные разработки по русской литературе ХХ века, 11 класс, 1 полугодие, Егорова Н.В., 2005
  • Поурочные разработки по русской литературе ХХ века, 11 класс, 2 полугодие, Егорова Н.В., Золотарева И.В., 2004
  • Русская литература XX века, 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, В 2 частях Часть 1, Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М., Пронина Е.П., Журавлева В.П., 2004
  • Русская литература в таблицах и схемах, 9-11 класс, Крутецкая В.А., 2010
  • Русская литература, 11 класс, Мищенчук Н.И., Мушинская Т.Ф., 2010
  • Русская литература, 9-11 класс, Сочинения на отлично, Чумакевич Э.В., 2011
  • Русский язык и литература, Литература, 11 класс, Базовый уровень, Часть 1, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А., 2015
  • Русский язык и литература, Литература, 11 класс, Базовый уровень, Часть 2, Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А., 2015
  • Русский язык и литература, Литература, Базовый уровень, 11 класс, Часть 1, Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б., 2014
  • Русский язык и литература, Литература, Базовый уровень, 11 класс, Часть 2, Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б., 2014
  • Сочинения на отлично, Русская литература, 9-11 класс, Чумакевич Э.В., 2011

x-uni.com

Литература 11 класс

Литература   5 — 11   класс

Русский язык 5 — 11 класс

Литература

    Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
             (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало.
             (А. Ф. Писемский).

Цитаты     Афоризмы

Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.

Эмиль Золя


Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

Вторая Екатерина Великая


Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Михаил Васильевич Ломоносов


Если мы будем излагать историю литературы той или иной эпохи, не зная экономической и политической истории этой эпохи, то наше изложение сведется в лучшем случае к водянистым эстетически-филологическим рассуждениям.

Франц Меринг


В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Франческо Петрарка


Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.

Иоганн Готфрид Гердер


Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Рене Декарт


Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать.

Рене Декарт


Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.

Клод Адриан Гельвеций


Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней.

Максим Горький


Литература — это новости, которые не устаревают.

Эзра Паунд.


Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Сомерсет Моэм.


Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.

Дмитрий Иванович Писарев


Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Джозеф Аддисон


Литература придает жизни форму.

Жан Ануй


Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок


Хорошая книга — просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький


Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.


Федор Михайлович Достоевский


Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма


Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм


Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен


Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг


Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

www.rus.fizolimpiada.ru

Литература 11 класс в электронном виде

Литература 11 класс — учебники в электронном виде PDF, которые можно скачать бесплатно и читать (смотреть) в режиме онлайн.

загрузка…

Язык учебника: Русский.

Издательство: Москва, «ЛадКом».

Год издательства: 2008

Количество страниц: 640

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С.

Издательство: Москва, «Дрофа».

Год издательства: 2006

Количество страниц: 463

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Сигов В.К., Ломилина Н.И.

Издательство: Москва, «Дрофа».

Год издательства: 2015

Количество страниц: 240

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издательства: 2012

Количество страниц: 399 — 455

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

Язык учебника: Русский.

Авторы учебника: Чалмаев В.А., Зинин С.А.

Издательство: Москва, «Русское слово».

Год издательства: 2012

Количество страниц: 456 — 464

Учебник в формате: PDF Читать дальше »

wordgdz.ru

Литература 11 класс. Часть 1. Под редакцией В. П. Журавлева ОНЛАЙН

  • Главная
  • О сайте
  • Карта сайта
  • Обратная связь
  • ЕГЭ, ОГЭ 2018
  • ЗНО, ДПА 2018
  • Культура
    • Искусствоведение
    • Культурология для студентов
    • Культурология для школьников
  • История
    • Археология
    • Архивоведение
    • Всемирная история
      • Всемирная история для абитуриентов
      • Всемирная история для школьников
      • Всесвітня історія
    • Другие разделы истории
    • История России
      • История России для студентов, аспирантов и научных работников
      • История России для учителей и преподавателей
    • История стран Азии и Африки
    • История стран Европы и Америки
    • История Украины и Беларуси
      • Історія України для абітурієнтів
      • Історія України для вчителів та викладачів
      • Історія України для студентів та аспірантів
      • Історія України для школярів
    • Краеведение
  • Литература
    • Без категории (литература)
    • Теория литературы
    • Зарубежная литература
      • Зарубежная литература для студентов и аспирантов
      • Світова література для школярів
      • Світова література для вчителів
    • Русская литература
      • Литература для абитуриентов
      • Литература для школьников
    • Украинская литература
      • Українська література для абітурієнтів
      • Українська література для школярів
      • Українська література для студентів та аспірантів
  • Языки, языкознание
    • Русский язык
      • Русский язык для абитуриентов
      • Русский язык для школьников
      • Русский язык для учителей и преподавателей
      • Російська мова для школярів та вчителів
    • Перевод и переводоведение
    • Английский язык
      • Английский для абитуриентов
      • Английский для студентов, аспирантов, специалистов
      • Английский для школьников
      • Английский язык для учителей и преподавателей
      • Англійська мова для школярів
    • Другие языки
    • Искусственные языки
    • Испанский язык
      • Іспанська мова
    • Итальянский язык
    • Китайский язык
    • Латинский язык
    • Украинский язык
      • Українська мова для абітурієнтів
      • Українська мова для студентів та аспірантів
      • Українська мова для школярів
    • Немецкий язык
      • Немецкий для школьников
      • Немецкий язык для абитуриентов
      • Немецкий язык для студентов
      • Немецкий язык для учителей и преподавателей
      • Німецька мова для школярів
    • Французский язык
      • Французский для школьников
      • Французский язык для студентов
      • Курсы французского языка
      • Французька мова
    • Лингвистика
  • Педагогика, психология
    • Педагогика
      • Методики преподавания
      • Образовательные технологии
      • Общая педагогика
      • Воспитательный процесс
      • Педагогика высшей школы
      • Дошкольное образование
      • Начальная школа
      • Початкова школа
      • Специальная (коррекционная) педагогика
      • Другие разделы педагогики
      • Логопедия
    • Психология
      • Общая психология
      • Практическая психология
      • Возрастная психология
      • Психодиагностика и психологический практикум
      • Психология личности
      • Психология управления
      • Другие разделы психологии
      • Психотерапия
      • Семейная психология
      • Социальная психология
      • Клиническая психология
    • Социальная работа
  • Право, политология
    • Правоведение для школьников и абитуриентов
  • Социология, журналистика

hum.edu-lib.com

Учебники по литературе за 11 класс

Показано 1 — 12 из 12

В учебном пособии рассматриваются узловые произведения историко-литературного процесса XX века. В нем представлены как произведения, созданные в России, так и шедевры литературного творчества, изданные в эмиграции. Некоторые из них принадлежат к так

Учебник создан на основе оригинальной авторской программы под редакцией А.Г. Кутузова для 10-11 классов средних учебных заведений гуманитарного профиля на основе государственного стандарта. Методический аппарат учебника ориентирован на формирование л

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит краткое изложение литературных произведений отечественных и зарубежных авторов, изучаемых в 11 классе. Издание будет полезно не только учащимся школ, но и абитуриентам, студентам высших учебных заведений,

1994 год В пособии представлен обширный материал по истории западной литературы, как единое проблемное поле. Принцип выборки обусловлен как европейской культурной традицией, так и актуальностью современной их огласовки. Замысел книги — проследить

1 Часть Данный учебник для учащихся 11 класса завершает линию учебников, созданных по единой программе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы), составленной Т.Ф.Курдюмовой, и соответствует требованиям федерального компонента государственн

1 Часть Если вы хотите познакомиться с новым взглядом на отечественную литературу XX столетия, если вас интересуют драматические судьбы крупнейших русских писателей нашего века, если вам необходима книга, написанная научно, содержательно и одновре

1 Часть Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях. ЧАСТЬ 1 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

2 Часть Учебник И.Н. Сухих дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития русской литературы XX в., ее главных проблемах, направлениях, именах. Главы о писателях строятся как драматические очерки, эссе. Разборы кон

2 Часть Учебник И.Н. Сухих дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития русской литературы XX в., ее главных проблемах, направлениях, именах. Главы о писателях строятся как драматические очерки, эссе. Разборы кон

2 Часть Данный учебник для учащихся 11 класса завершает линию учебников, созданных по единой программе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы), составленной Т.Ф.Курдюмовой, и соответствует требованиям федерального компонента государственн

2 часть Если вы хотите познакомиться с новым взглядом на отечественную литературу XX столетия, если вас интересуют драматические судьбы крупнейших русских писателей нашего века, если вам необходима книга, написанная научно, содержательно и одновре

2 Часть Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях. ЧАСТЬ 2 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕС

Показано 1 — 12 из 12

proresheno.ru

Читать книгу Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1 Коллектива авторов : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 23 страниц]

Литература (русская литература XX века). 11 класс. Часть 1
Под общей редакцией В. В. Агеносова

Слово к молодому читателю

Двадцатое столетие для России ознаменовалось двумя мировыми войнами, тремя революциями, Гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принесших народу неисчислимые страдания.

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Сегодня, в самом начале XXI века, можно уже отчетливо разглядеть те основные явления русской культуры, которые играли, играют и будут играть особую роль в сохранении и развитии духовного облика россиян и – более того – оказывают и будут оказывать влияние на мировую культуру, демонстрируя нравственную силу России.

Именно об этих явлениях (правда, только в одной области культуры – в литературе) авторы книги, которую вы держите в руках, и собираются рассказать.

При этом авторы исходили из того, что XX век стал преемником всего многообразия традиций русской культуры, а литература отразила все богатство русского национального характера.

Героико-патриотическое, активно-творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа и воплотившееся в былинах и древнерусских героических повестях, народных песнях о Степане Разине и революционных сочинениях А. Радищева, в вольнолюбивой лирике молодого А. Пушкина и Н. Некрасова, в прозе А. Герцена и Н. Чернышевского, в XX веке нашло свое продолжение в творчестве М. Горького, B. Маяковского и А. Толстого, Н. Островского, А. Фадеева и А. Гайдара, А. Твардовского и М. Шолохова, в произведениях других советских писателей. Целые поколения воспитывались на их книгах. И вычеркивать их из литературы, как это пытаются делать некоторые критики и литературоведы, – значит вновь искажать историю в угоду очередным идеологическим схемам.

Однако было бы неверно сводить всю литературу XX века к революционным традициям. Русская созерцательность, углубленность в познание Бога и самопознание, стоицизм, воплотившиеся в житиях русских святых, в лирике А. Пушкина, нравственных исканиях Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, в XX веке получили развитие в творчестве А. Блока и русских символистов, А. Ахматовой и акмеистов, в книгах И. Шмелева и М. Пришвина, Л. Леонова и М. Булгакова, в поэзии Б. Пастернака, О. Мандельштама, И. Елагина, И. Бродского, в прозе А. Солженицына, В. Распутина и многих других мастеров слова.

Философские раздумья о жизни и смерти, о бренности и трагичности бытия, составляющие сущность поэзии Г. Державина, позднего А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, мы встречаем в произведениях И. Бунина,C. Есенина, В. Набокова, М. Шолохова, М. Алданова, Г. Иванова, Б. Поплавского и других писателей.

В литературе XX столетия не остались без продолжения и литературные традиции, связанные с неизбывным оптимизмом русского народа, его умением смеяться над трудностями жизни и над самим собой, широко используя озорное и меткое русское слово. Игра словом в фольклоре (загадки, скороговорки, частушки), смеховое начало в древней литературе, сатирических повестях XVII века, в комедиях Д. Фонвизина, баснях И. Крылова, озорных стихах и поэмах А. Пушкина по-новому воплотились в словотворчестве футуристов, в изысках Д. Хармса и его друзей, в детской поэзии К. Чуковского и С. Маршака, в литературе постмодернизма.

Литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и литература андеграунда.

Именно в этот многообразный мир художественного слова и приглашают вас авторы, которые рассказывают об основных явлениях русской литературы, о самых значительных произведениях XX столетия.

Структура учебника довольно проста. Обзорные статьи представляют информацию о литературном процессе определенных периодов истории литературы. В них показаны не только главные тенденции, характерные для художественной литературы того или иного периода, но и место этой важной отрасли культуры в историческом контексте. Что, по мнению авторов, поможет глубже понять индивидуальность, неповторимость писателей, творчество которых рассматривается в отдельных главах учебника: сначала приводится краткая биография писателя, затем характеристика его художественного мира в целом. И наконец, на примере одного-двух произведений авторы доказывают (филология, как и математика, требует доказательств), что эта характеристика соответствует действительности. После этого учащимся предлагается самостоятельно убедиться в справедливости выводов авторов учебника. А литература, как известно, предполагает множественность решений, или интерпретаций.

Творчество всякого большого мастера дает глубокие и разнообразные возможности для интерпретации, однако границы разного рода толкований все-таки определены содержанием произведения. Разные трактовки могут сильно отличаться, что само по себе нормально, если при этом основой для интерпретации остается авторский текст, а предварительно как можно полнее изучены творчество писателя в целом, историко-биографический контекст его работы и общие эстетические закономерности данной литературной эпохи. Всего изучить и узнать невозможно, но даже если представить себе фантастическую ситуацию всезнания, рассчитывать на «самую верную» и тем более «исчерпывающую» интерпретацию не приходится.

Хорошо, если трактовки не будут абсолютно походить друг на друга: каждое индивидуальное сознание опирается на свою иерархию важного и второстепенного, для людей разных поколений на первый план выступают разные проблемы, и обсуждаются они в разных социально-исторических и общекультурных условиях. Человек не может не быть субъективным, не перестав быть человеком, и в этом не только причина драматизма истории, но и залог богатства и уникальности жизни личности. Впрочем, спорить о трактовках, отстаивать свою точку зрения на произведение можно и даже необходимо, если аргументом при этом будет не бездоказательное «я так чувствую» или «я так считаю», а конкретное, обогащенное анализом знание и понимание текста.

Для тех же, кто заинтересуется литературой в более широком объеме, в конце каждой главы дается аннотированный список литературы, в котором приведены основные работы отечественных и зарубежных литературоведов по той или иной проблеме.

Для самостоятельной работы мысли (а без этого литературный курс невозможен) каждая глава завершается заданиями и вопросами. Кроме того, вам предлагаются и примерные темы сочинений. Само собой разумеется, что вы вместе с учителем можете изменять их в зависимости от ваших интересов.

Выпускной класс предполагает знание не только конкретного материала, но и теоретических понятий. С этой целью в конце учебника помещен краткий перечень основных терминов, которые используются авторами и знать которые необходимо каждому культурному человеку.

Итак, в путь!

Русская литература конца XIX – начала XX века (1890–1916)

Последнее десятилетие XIX века открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап. В течение примерно четверти века – с начала 1890-х годов до октября 1917-го – радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х годов новая стадия историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. По темпам и глубине перемен, а также по катастрофичности внутренних конфликтов Россия в это время опережала любую другую страну.

Поэтому переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирным характером общекультурной и внутри-литературной жизни, неожиданно быстрой – по меркам XIX века – сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу использовалось для характеристики вершинных проявлений поэтической культуры начала XX века – творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термином «серебряный век» стали определять ту часть всей художественной культуры России конца XIX – начала XX века, которая была связана с символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и частично футуристической литературой. Сегодня многие литературоведы сделали из определения «серебряный век» синоним понятия «культура рубежа веков», что, разумеется, неточно, так как ряд существенных явлений рубежа веков (прежде всего связанных с революционными теориями) вряд ли может быть сопоставим с тем, что изначально называлось искусством серебряного века.

Новым по сравнению с XIX веком было на рубеже двух веков прежде всего мироощущение человека. Крепло понимание исчерпанности предшествующей эпохи, стали появляться прямо противоположные оценки социально-экономических и общекультурных перспектив России. Общим знаменателем мировоззренческих споров, разгоревшихся в стране к концу XIX века, было определение новой эпохи как эпохи пограничной: безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, решительно пересматривалась сама система духовных ценностей. Кризисностъ – ключевое слово эпохи, кочевавшее по страницам публицистических и литературно-критических статей (часто использовались и близкие по значению слова «возрождение», «перелом», «перепутье» и т. п.).

В обсуждение актуальной проблематики быстро включилась художественная литература, традиционно для России не стоявшая в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность проявилась в характерных для той эпохи заголовках произведений. «Без дороги», «На повороте» – называет свои повести В. Вересаев; «Закат старого века» – вторит ему заголовком романа-хроники А. Амфитеатров; «У последней черты» – откликается своим романом М. Арцыбашев. Осознание кризисности времени, однако, не означало признания его бесплодности.

Напротив, большая часть мастеров слова ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, когда значение литературы в жизни страны резко возрастает. Потому столь большое внимание стало уделяться не только собственно творчеству, но и мировоззренческой и общественной позиции писателей, их связям с политической жизнью страны.

При всей разнице позиций и взглядов было в мировосприятии писателей рубежа веков нечто общее, что блестяще уловил в свое время выдающийся знаток литературы профессор Семен Афанасьевич Венгеров в предисловии к задуманной им трехтомной «Истории русской литературы XX века» (1914). Ученый отметил, что объединяющим общественника М. Горького и индивидуалиста К. Бальмонта, реалиста И. Бунина, символистов В. Брюсова, А. Блока и А. Белого с экспрессионистом Л. Андреевым и натуралистом М. Арцыбашевым, пессимиста-декадента Ф. Сологуба и оптимиста А. Куприна был вызов традициям обыденщины, «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Другое дело, что пути развития новой литературы писатели представляли себе по-разному. В XIX веке русская литература обладала высокой степенью мировоззренческого единства. В ней сложилась довольно четкая иерархия писательских дарований: на том или ином этапе нетрудно выделить мастеров, служивших ориентирами для целого писательского поколения (Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой и т. д.). А вот наследие рубежа XIX–XX веков не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова и логику литературного развития той поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого.

Приступая к изучению литературы рубежа веков, не обойтись без краткого обзора социального фона и общекультурного контекста этого периода (контекст – окружение, внешняя среда, в которой существует искусство).

Наука, социальные теории и культура рубежа веков

Последнее десятилетие XIX века ознаменовало в русской, да и в мировой культуре новый этап.

Фундаментальные естественно-научные открытия, в том числе теория относительности А. Эйнштейна, резко поколебали прежние представления о строении мира, сформированные в традициях европейского Просвещения и основанные на однозначных закономерностях, на фундаментальном принципе предсказуемости того или иного природного явления. Повторяемость и предсказуемость процессов рассматривались как родовые свойства причинности вообще. На этой основе сформировались позитивистские принципы мышления, господствовавшие в мировой науке XIX века. Эти принципы распространялись и на социальную сферу: жизнь человека понималась как полностью обусловленная внешними обстоятельствами, той или иной цепочкой действующих причин. Хотя не все в жизни человека удавалось объяснить, подразумевалось, что наука когда-нибудь достигнет универсального всеведения, сумеет понять и подчинить человеческому разуму весь мир. Новые открытия резко противоречили представлениям о структурной завершенности мира. То, что прежде казалось стабильным, обернулось неустойчивостью и бесконечной подвижностью. Выяснилось, что любое объяснение не универсально и требует дополнений – таково мировоззренческое следствие принципа дополнительности, рожденного в русле теоретической физики. Более того, под сомнением оказалась считавшаяся прежде аксиомой идея познаваемости мира. Кризис классического естествознания выразился в широко распространившейся в то время формуле «материя исчезла».

Еще более радикальные поправки в прежние общемировоззренческие представления внесли открытия А. Эйнштейна. Оказалось, что любая система отсчета неабсолютна, сфера ее применения ограничена рамками частного случая. Центр и периферия процессов относительны, меняются местами. Объектом внимания физики и механики в этой связи становятся массы, движущиеся одна относительно другой.

Усложнение представлений о физической картине мира сопровождалось и переоценкой принципов понимания истории. Прежде незыблемая модель исторического прогресса, основанная на представлениях о линейной зависимости причин и следствий, сменялась пониманием условности и приблизительности любой историософской логики. Кризис исторических представлений выразился прежде всего в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Емкой формулой этого кризиса стала знаменитая фраза немецкого философа и филолога Ф. Ницше: «Бог умер» (обратите внимание на смысловое сходство естественно-научной и этико-исторической формул эпохи: «материя исчезла» и «Бог умер»). Обе фразы фиксируют исчезновение прочной мировоззренческой опоры, обозначают наступление эры релятивизма, выражают кризис веры в единство миропорядка.

Во второй половине XIX века получили распространение самые различные теории общественного развития. В частности, марксизм, делавший ставку на рост промышленности и появление нового революционного класса – пролетариата, свободного от собственности, объединенного условиями общего труда в коллективе и готового идти до конца в борьбе за осуществление извечной народной мечты об обществе справедливости, равенства и свободы. В политической сфере это означало отказ от просветительства ранних народников и терроризма поздних и переход к организованной борьбе масс вплоть до насильственного свержения существующего строя и установления диктатуры пролетариата над всеми другими классами.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю получает развитие в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера. Любимым героем Горького был новгородский полулегендарный купец Васька Буслаев и библейский персонаж Иов, бросившие вызов самому Богу. Герои романов, повестей и пьес писателя – бунтари («Фома Гордеев», «Мещане», «Мать»), отвергающие христианские идеи Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Вместе с тем Горький считал, что революционная деятельность по перестройке мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Так, героиня его романа «Мать» Пелагея Ниловна, став участницей революционного движения, испытывает материнское чувство любви не только к своему сыну, но и ко всем угнетенным и бесправным людям.

С появлением Горького существенно изменились и отношения художника и общества. Литература (как и все искусство) становилась «частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком одного-единого, великого социал-демократического механизма» (В. И. Ленин).

Несколько по-иному, более анархично проявилось бунтарское начало в ранней поэзии В. Маяковского, в стихах и поэмах В. Хлебникова, А. Крученых, Д. Бурлюка, не приемлевших бездуховность и меркантильность XX столетия и противопоставлявших (по крайней мере в манифестах и декларациях) прошлому материалистически-индустриальные утопии.

Еще одна большая группа писателей, убедившись после трагических событий 1 марта 1881 года (убийство царя Александра II) и – особенно – после поражения революции 1905 года в бесчеловечности радикальных мер борьбы, пришла к идее духовной революции, к пристальному вниманию к индивидуальному миру человека. Недосягаемым идеалом для них стала пушкинская идея внутренней гармонии человека («Пора, мой друг, пора…», «Полководец», «Из Пиндемонти», «Памятник»), близкими по духу – писатели постпушкинской поры: Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Достоевский, ощущавшие трагедию разрушения гармонии, но тоскующие по ней и верящие в ее восстановление в будущем. Именно этих писателей, которые видели в пушкинской эпохе золотой век, а свой, двадцатый, воспринимали, как менее драгоценный, но тяготеющий к золотому, видимо, и следует называть художниками серебряного века.

Впрочем, было и нечто объединяющее представителей разных направлений: осознание кризиса, переходности эпохи, необходимости возрождения на новом уровне духовной жизни.

Плюрализм политических и философских взглядов привел и к кардинальному изменению картины художественных направлений и течений. Прежняя плавная стадиальность, когда, например, классицизм в литературе уступал место сентиментализму, а тот, в свою очередь, сменялся романтизмом; когда на каждом этапе истории литературы господствующее положение занимало какое-нибудь одно направление, – такая стадиальность ушла в прошлое. Теперь одновременно существовали разные эстетические системы.

Параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом, развивались реализм и модернизм – самые крупные литературные направления. Но при этом реализм не был однородным в стилевом отношении образованием, а являл собой сложный комплекс нескольких «реализмов» (каждая разновидность требует от историка литературы дополнительного определения). Модернизм, в свою очередь, отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались, объединялись и дифференцировались. «Литература разручеилась», – заметил один из популярных критиков начала XX века.

Новая ситуация создала почву для самых неожиданных комбинаций и взаимодействий: появлялись промежуточные в стилевом отношении произведения, возникали недолговечные объединения, пытавшиеся совместить в своей художественной практике принципы реализма и модернизма. Вот почему по отношению к искусству начала XX века классификация явлений на основе «направлений и течений» носит заведомо условный, неабсолютный характер.

Литературные направления

В конце XIX – начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного быта вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире.

Реализм

Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов.

Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и – менее заметно – в драматургии.

Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова.

Вспомните, что нового внес в русскую литературу этот писатель. Какова типология характеров в прозе и драматургии А. П. Чехова? Как выглядит на фоне предшествующей традиции чеховский тип конфликта?

Чеховский мир включает в себя множество разнообразных человеческих характеров, но при всем своеобразии его герои схожи в том, что всем им недостает чего-то самого важного. Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но, как правило, так и не обретают искомой духовной гармонии. Ни любовь, ни страстное служение науке или общественным идеалам, ни вера в Бога – ни одно из прежде надежных средств обретения цельности не могут помочь герою. Мир в его восприятии утратил единый центр, этот мир далек от иерархической завершенности и не может быть объят ни одной из мировоззренческих систем.

Вот почему жизнь по какому-либо идеологическому шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе социальных и этических ценностей, осмысляется Чеховым как пошлость. Пошлой оказывается жизнь, повторяющая заданные традицией образцы, лишенная духовной самостоятельности. Ни у одного из чеховских героев нет безусловной правоты, поэтому непривычно выглядит чеховский тип конфликта. Сопоставляя героев по тому или иному признаку, Чехов чаще всего не отдает предпочтения ни одному из них. Ему важно не «моральное расследование», а выяснение причин взаимного непонимания между людьми. Вот почему писатель отказывается быть обвинителем или адвокатом своих героев.

Внешне неострые сюжетные ситуации в его зрелой прозе и драматургии призваны выявить заблуждения персонажей, определить степень развитости их самосознания и связанную с ней меру личной ответственности. Вообще разнообразные нравственные, идеологические и стилевые контрасты в мире Чехова утрачивают абсолютный характер, становятся относительными.

Одним словом, мир Чехова – это мир подвижных отношений, где взаимодействуют разные субъективные правды. В таких произведениях повышается роль субъективной рефлексии (самоанализа, размышлений героев, осмысление ими своих поступков). Автор хорошо контролирует тональность своих оценок: она не может быть безусловно героизирующей или безоглядно сатирической. Как типично чеховская тональность воспринимается читателем тонкая лирическая ирония.

Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма – с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью и авторефлексией.

Щедро пользуясь частью чеховских находок, реалисты рубежа веков далеко не всегда обладали последним из упомянутых качеств художника. Там, где Чехов видел разнообразие и относительную равноценность вариантов жизненного поведения, его молодые последователи увлекались одним из них. Если Чехов, скажем, показывает, насколько сильна жизненная инерция, часто сводящая на нет первоначальное стремление героя измениться, то реалист горьковского поколения порой абсолютизирует сам волевой импульс человека, не проверяя его на прочность и потому подменяя реальную сложность человека мечтой о «сильных людях». Там, где Чехов предсказывал длительную перспективу, призывая по капле «выдавливать из себя раба», писатель-«знаньевец» давал гораздо более оптимистический прогноз «рождения человека».

Тем не менее чрезвычайно важно, что поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности. В чем же главные особенности реализма конца XIX – начала XX века?

iknigi.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *