ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.
В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по русскому языку, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по русскому языку, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2016.
ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.
Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.
В работе использованы два типа заданий: задания открытого типа с кратким ответом и задание открытого типа с развернутым ответом.
Большая часть заданий открытого типа с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Несколько заданий проверяет сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания открытого типа с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.
При этом есть задания открытого типа с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста.
В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности.
Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание, являясь заданием повышенного уровня сложности, проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
2) комментировать главную проблему исходного текста;
3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
4) выражать и аргументировать собственное мнение;
5) последовательно и логично излагать мысли;
6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.
Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.
ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТА ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена были заложены нормативно-правовые, содержательные и методические основы для создания стандартизированной подготовки региональных экспертов-предметников по русскому языку.
Эксперту предметной комиссиипо русскому языкунеобходимо
знать:
1) цели единого государственного экзамена;
2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:
· кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
· спецификацию экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;
· число заданий в тесте и отдельных его частях;
· порядок расположения заданий в тесте;
· типы заданий;
· общие требования задания с развернутым ответом;
3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; пропорциональную представленность в работе всех разделов школьного курса; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;
4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения задания с развернутым ответом;
5) специфические подходы к системе оценки выполнения задания с развернутым ответом по русскому языку: при проверке второй части работы следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а тот комплекс умений и навыков, который проверяется с ее помощью;
6) специально разработанную на основе действующих норм шкалу для проверки задания с развернутым ответом, максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за выполнение этой части работы;
7) классификацию ошибок и недочетов в письменной речи, критерии разграничения ошибок;
8) процедуру проверки и перепроверки экзаменационных работ;
понимать:
1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
2) специфику тестовой формы контроля; отличие тестирования от других видов контроля уровня сформированности знаний, умений и навыков по предмету;
3) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;
4) ответственность за соблюдение информационной безопасности при проверке части с развернутым ответом.
уметь:
1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки сочинений:
· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;
· правильно оформлять протоколы проверки и оценки развернутых ответов экзаменуемых;
2) проверять сочинение по следующим составляющим коммуникативной компетенции:
· умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
· умение анализировать содержание читаемого текста;
· умение выражать собственное мнение;
· умение аргументировать свою точку зрения;
· умение точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли;
· орфографические и пунктуационные умения;
· владение нормами современного русского литературного языка;
3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;
4) разграничивать ошибки и недочеты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого повторяющиеся, однотипные и негрубые ошибки,
5) правильно квалифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
6) обобщать результаты проверки работ.
infopedia.su
II. Система оценивания заданий с развернутым ответом — КиберПедия
Задания части 2 оцениваются предметной комиссией и являются сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Это связано с тем, что учащиеся часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К заданиям прилагается инструкция с эталонами ответов. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.
При оценивании задания с развернутым ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.
В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла».В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами.
В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа.
Оценка письменного ответа проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа, при этом эксперт должен ориентироваться на элементы и критерии оценки ответов, которые требуется раскрыть в задании, выявить биологические ошибки и неточности.
Следует отметить, что эталоны ответов носят примерный характер, определяют самое существенное содержание ответа, сформулированы кратко. Эксперты не должны воспринимать формулировку критериев как единственно правильную, за исключением тех случаев, когда в критериях представлена схема решения задачи. Поэтому при оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: характер информации, полнота отражения в эталоне элементов ответа, возможная вариативность ответа. Ответ выпускника может отличаться от эталона по форме, последовательности изложения элементов содержания. Учащиеся вправе изложить свой ответ другими словами, привести дополнительные сведения, которые не содержатся в эталоне. В этом случае допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла и не влияющая на оценку.
Если в ответе выпускника наряду с элементами знаний, предложенными в эталоне, содержатся сведения, превышающие требования к ответу и не включенные в эталон, то это не позволяет повысить число баллов за ответ, поскольку максимальное число баллов указано в эталоне. В каждом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа и оценить его.
Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении экспертных оценок в один балл выставляется более высокая оценка. При расхождении оценок в 2 и более баллов назначается третий эксперт.
III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с двумя элементами. Линия 22
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задания с 2-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания заданий с закрытым рядом требований
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с тремя и более элементам. Линии 23-28
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задание с 3-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Задание с 3-мя элементами ответа на нахождение ошибок в тексте
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2) 3) | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации | |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Задание с 4-мя элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
ИЛИ
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
В цитологических задачах используются критерии с закрытым рядом требований на 4 элемента ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два-три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два-три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
В генетических и цитологических задачах используются критерии с закрытым рядом требований на 3 элемента ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Задания части 2 с 5-ю и 6 элементами ответа
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
Ответ включает в себя не менее четырёх названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя не менее четырёх названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
cyberpedia.su
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года
Стр 1 из 8Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года
Х И М И Я
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
авторы-составители: Каверина А.А., Снастина М.Г.
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по химии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по химии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по химии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© Каверина А.А., Снастина М.Г., 2016
© Федеральный институт педагогических измерений, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по химии в 2016 году | |
2. | Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по химии | |
3. | Анализ данных об оценивании выполнения заданий с развернутым ответом экспертами | |
4. | Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы, критерии и шкалы оценивания) | |
5. | Примеры ответов экзаменуемых и комментарии по их оцениванию | |
Приложение 1. Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2016 года по химии |
Краткая характеристика контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ в 2016 году.
Контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ в 2016 году разрабатывались с учетом тех общих установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущих лет.
В числе этих установок отметим наиболее важные с методической точки зрения.
· Стандартизированные варианты КИМ, которые будут использоваться при проведении экзамена, содержат задания, различные по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по уровню сложности, а также способам оценки их выполнения. Задания построены на материале основных разделов курса, составляющих инвариантное ядро содержания учебных программ по химии, рекомендованных для средней школы. Поэтому, как и в прежние годы, объектом контроля в рамках ЕГЭ 2016 года является система знаний основ неорганической, общей и органической химии. К числу главных составляющих этой системы относятся: ведущие понятия о химическом элементе, веществе и химической реакции; основные законы и теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, генезисе веществ, способах познания веществ. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.
· Принципиальное значение при разработке КИМ имела реализация требований, предъявляемых к конструированию заданий различного типа. Каждое задание строилось таким образом, чтобы его содержание соответствовало требованиям к уровню усвоения учебного материала и формируемым видам учебной деятельности. Учебный материал, на основе которого строились задания, отбирался по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
· В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений выпускников КИМ ЕГЭ ориентированы на проверку освоения основных образовательных программ по химии на трех уровнях сложности базовом, повышенном и высоком.
· Выполнение заданий экзаменационной работы предусматривает осуществление определенной совокупности действий. Среди них наиболее показательным являются, к примеру, такие как: выявлять классификационные признаки веществ и реакций; определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Умение экзаменуемого осуществлять разнообразные действия при выполнении работы будет рассматриваться в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
· Равноценность всех вариантов экзаменационной работы обеспечивалась строгим соблюдением одинакового соотношения числа заданий, проверяющих усвоение ключевых элементов содержания различных разделов курса химии.
Изменения экзаменационной модели КИМ ЕГЭ по химии в 2016 году по сравнению с 2015 годом
Основанием для изменений в экзаменационной модели 2016 года послужила необходимость повышения объективности оценки учебных достижений экзаменуемых в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке выпускников средней школы.
Основной акцент был сделан на усиление деятельностной основы и практико – ориентированной направленности КИМ. Постановка этих задач обусловила корректировку подходов к построению отдельных заданий. В результате некоторые задания были представлены в экзаменационной работе в новом формате, благодаря чему достигнуто усиление их ориентации на проверку сформированности, прежде всего, тех умений (учебных действий), которые являются наиболее показательными с точки зрения полноты и успешности освоения предмета. Особого внимания среди них заслуживает умение применять знания в системе, что предполагает осуществление разнообразных действий в процессе усвоения предмета: выявление классификационных признаков веществ и реакций; объяснение сущности того или иного процесса; установление взаимосвязи состава, строения и свойств веществ; самостоятельную оценку правильности выбранного способа выполнения задания и др.
Проиллюстрируем, как был реализован описанный подход применительно к построению конкретных заданий.
В части 1 экзаменационной работы 2016 года изменён формат шести заданий базового уровня сложности. Это следующие задания:
· № 6, выполнение которого предусматривает применение обобщённых знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом выполнения этого задания является установление трёх правильных ответов из шести предложенных вариантов;
· № 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщённых знаний о генетической связи неорганических и органических веществ. Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов;
· № 24, № 25, №26 — это расчётные задачи. Ответом к этим заданиям, представленным в новой форме, является число с заданной степенью точности.
Главным результатом изменения формата указанных заданий явилось то, что их выполнение предусматривает более разнообразную последовательность учебных действий, нежели в случае традиционных заданий с выбором ответа. Так, в частности, для выбора правильного ответа, который не задаётся в виде готовых вариантов, а должен быть установлен самостоятельно, здесь требуется обязательное использование во взаимосвязи обобщённых знаний ключевых понятий и закономерностей. Это наглядно иллюстрируют приведённые ниже примеры изменений формата заданий 2015 года.
Задание № 6
2015 год
Среди перечисленных веществ:
А) | NaHCO3 |
Б) | HCOOK |
В) | (NH4)2SO4 |
Г) | KHSO3 |
Д) | Na2HPO4 |
Е) | Na3PO4 |
кислыми солями являются
1) | АГД | 2) | АВЕ | 3) | БДE | 4) | BДЕ |
Записывается номер одного из предложенных вариантов ответа.
2016 год
Из перечисленных веществ выберите три вещества, которые являются кислыми солями.
1) | NaHCO3 |
2) | HCOOK |
3) | (NH4)2SO4 |
4) | KHSO3 |
5) | Na2HPO4 |
6) | Na3PO4 |
Запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание № 11
2015 год
В схеме превращений
Fe FeCl3 Fe(OH)3
веществами X1 и X2 являются соответственно
1) | Cl2 и Cu(OH)2 |
2) | CuCl2(р-р) и NaOH(р-р) |
3) | Cl2 и NaOH(р-р) |
4) | HCl и H2O |
Записывается номер одного из предложенных вариантов ответа.
2016 год
В заданной схеме превращений
NaOH Na2CO3 Y
веществами X и Y являются:
1) K2CO3
2) MgCO3
3) NaHCO3
4) CO2
5) CO
Запишите в таблицу номера выбранных веществ.
Аналогичным образом изменён и формат заданий с порядковым номером 18, которые ориентированы на проверку элемента содержания «генетическая связь органических веществ».
Задание № 24 (расчётная задача)
2015 год
Масса нитрата калия, которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%, равна
1) | 0,3 г | 2) | 2,0 г | 3) | 3,0 г | 4) | 3,4 г |
Записывается номер одного из предложенных вариантов ответа.
2016 год
Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%.
Ответ:___________________ г (Запишите число с точностью до десятых.)
В аналогичном формате представлены задания с порядковыми номерами 25 и 26.
Наряду с изменением формата представления некоторых заданий в экзаменационной работе 2016 года проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровням сложности и видам проверяемых умений и способов действий. Результатом такой корректировки явились следующие изменения.
В части 1 работы изменён формат двух заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера 34 и 35), которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. В работе 2015 года это были задания «на множественный выбор» и, как показала практика ЕГЭ не в полной мере отвечали критериям, предъявляемым к заданиям повышенного уровня сложности. В работе 2016 года эти задания представлены в формате заданий более сложных и информационно более наполненных – «на установление соответствия между элементами двух множеств». Благодаря этому устранено существовавшее противоречие между содержанием задания и формой его представления. Ниже приведены примеры таких типовых заданий 2015 и 2016 годов.
Пример корректировки уровня сложности заданий с порядковыми номерами 34 и 35.
2015 год
Фенол реагирует с
1) | кислородом |
2) | бензолом |
3) | гидроксидом натрия |
4) | хлороводородом |
5) | натрием |
6) | оксидом углерода(IV) |
2016 год
Установите соответствие между исходными веществами и продуктами, которые преимущественно образуются при их взаимодействии с бромом.
Ответ: | А | Б | В | Г |
Ещё одним примером корректировки уровня сложности заданий явилось изменение формы представления задания, ориентированного на проверку усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение химического равновесия». Это одно из ключевых понятий в структуре содержательной линии «Химическая реакция» и потому проверка его усвоения должна осуществляться с учётом глубины изучения данного материала в курсе химии. Задания базового уровня сложности, которые в работе 2015 года были ориентированы на проверку этого элемента содержания, не обеспечивали в должной мере выполнения названного выше требования. Поэтому на основе анализа результатов выполнения таких заданий была обоснована целесообразность проверки данного элемента содержания только заданиями повышенного уровня сложности (их порядковый номер в работе — 31).
Задание № 31 (КИМ ЕГЭ 2016 г.)
Установите соответствие между уравнением химической реакции
и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Ответ: | А | Б | В | Г | ||||||||||||
Отметим, что такой подход к совершенствованию КИМ обеспечивает возможности для более объективной и дифференцированной оценки учебных достижений экзаменуемых на разных уровнях. А именно:
· на уровне овладения понятийным аппаратом курса химии, общими закономерностями и методами исследования веществ и реакций;
· на уровне применения знаний по химии в контексте повседневной жизни;
· на уровне развития интеллектуальных умений, позволяющих осмыслить реальные ситуации, использовать свой опыт для получения новых знаний, нахождения и объяснения необходимых решений.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена
Демонстрационный вариант представляет собой образец КИМ, составленный в соответствии со спецификацией. На его примере любой будущий участник экзамена и широкая общественность могут ознакомиться с тем, какие задания и в каком количестве включаются в экзаменационную работу, какие правила необходимо соблюдать при выполнении заданий, какие требования предъявляются к записи ответов на задания. Демонстрационный вариант дает возможность ознакомиться с системой оценки выполнения заданий. В его структуре присутствует инструкция по проверке и оцениванию заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами. К ней прилагаются ответы на все задания демонстрационного варианта.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ важно иметь в виду, что он не является точной копией какого-либо варианта экзаменационной работы 2015 года, а включает лишь типовые задания, причем, только те, которые уже были использованы на экзамене предыдущих лет и успешно выполнены выпускниками.
Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru)
На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ.
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ по химии 2016 года;
– учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;
– методические письма прошлых лет;
– обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;
– тренировочные задания из открытого сегмента федерального банка тестовых материалов;
– перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену; перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ.
2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена
по химии
В системе КИМ ЕГЭ по химии важная роль отведена заданиям с развернутым ответом, которые предусматривают комплексную проверку усвоения на высоком уровне сложности нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков курса по общей, неорганической и органической химии.
Проверка выполнения таких заданий может быть осуществлена только путем независимой экспертизы и на основе специально разработанной стандартизированной системы оценивания, позволяющей свести до минимума расхождения в мнениях экспертов по оценке выполнения одной и той же работы.
Создание стандартизированной системы оценивания выполнения заданий с развернутым ответом в рамках единого государственного экзамена по химии предполагало:
– определение основных требований к заданиям данного типа;
– выявление типологии основных элементов содержания и учебной деятельности, проверяемых этими заданиями;
– определение критериев и шкал для оценки выполнения заданий данного типа;
– разработку методики подготовки экспертов, осуществляющих проверку выполнения заданий с развернутым ответом.
Описание методики стандартизированной оценки заданий этого типа, необходимой для обеспечения объективности оценочных процедур ЕГЭ, является основной целью предлагаемых методических рекомендаций.
Назначение и особенности заданий с развернутым ответом
В экзаменационной работе задания с развернутым ответом самые малочисленные (их только 5 в каждом варианте работы). Наряду с тем, что они комплексно проверяют усвоение наиболее сложных элементов содержания из содержательных блоков: «Теоретические основы химии» (содержательная линия «Химическая реакция»), «Методы познания в химии. Химия и жизнь», эти задания ориентированы на проверку умений, отвечающих требованиям образовательного стандарта профильного уровня:
– объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Комбинирование проверяемых элементов содержания в заданиях с развернутым ответом осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость: последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника прочных теоретических знаний, а также сформированных умений применять эти знания в различных учебных ситуациях, последовательно и логично выстраивать ответ, делать выводы и заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.
Задания с развернутым ответом, предлагаемые в экзаменационной работе, имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов ответа. Каждый отдельный элемент ответа оценивается
в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий осуществляется экспертом на основе анализа выполнения задания экзаменуемым и его сопоставления с элементами ответа, предложенными в критериях оценивания задания.
Важно принимать во внимание, что содержание заданий с развернутым ответом во многих случаях может ориентировать экзаменуемых на использование различных способов их выполнения. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. Поэтому указания по оцениванию выполнения заданий следует рассматривать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым.
Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.
Основные элементы содержания, проверяемые заданиями с развернутым ответом
При отборе содержания для заданий с развернутым ответом учитывается в первую очередь, какие элементы содержания и умения являются наиболее важными и отвечающими требованиям образовательного стандарта профильного уровня к подготовке выпускников средней (полной) школы. К таким элементам содержания, в частности, были отнесены: реакции окислительно-восстановительные, строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы протекания реакций в органической химии, генетическая связь между классами неорганических и органических соединений, вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций.
При выполнении заданий экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сущности единства мира веществ, механизмов протекания реакций, владение умением составлять уравнения реакций, применять знания о свойствах веществ различных классов, особенностях строения веществ и др. Большая роль отведена расчетным задачам по химии. Это объясняется тем, что при их решении необходимо опираться на знания химических свойств соединений, использовать умение составлять уравнения химических реакций, т.е. использовать теоретическую базу и определенные операционно-логические и вычислительные навыки.
В экзаменационной работе используются задания, связанные с выполнением всех видов химических расчетов, которые представлены в учебных программах не только для средней (полной), но и для основной школы (см. приложение 1).
Подход к отбору содержания заданий с развернутым ответом, положительно зарекомендовавший себя в процессе проведения ЕГЭ, сохранен применительно к содержанию экзаменационной работы 2016 г.
Примеры заданий с развернутым ответом
Задание 36
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NO + КClO + …→ КNO3 + КCl + …
Определите окислитель и восстановитель.
Задание 37
Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй – раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Задание 38
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Задание 39
Смесь алюминиевых и железных опилок обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 8,96 л (н.у.) водорода. Если такую же массу смеси обработать избытком раствора гидроксида натрия, то выделится 6,72 л (н.у.) водорода. Рассчитайте массовую долю железа в исходной смеси.
Задание 40
При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите вычисления необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества;
2) запишите установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(II).
3. Анализ данных об оценивании выполнения заданий с развернутым ответом экспертами (по материалам ЕГЭ 2012 – 2015 г.г.)
Проведенный анализ работы экспертов по оцениванию работ выпускников в разные годы проведения ЕГЭ показал следующее. Наибольшее число расхождений в экспертных оценках, как правило, наблюдается по заданиям 38 и 40.
Расхождения в оценке выполнения задания 38 («цепочка превращений» органических веществ), на наш взгляд, бывают обусловлены:
· Отличиями в трактовке понятий «схема реакции», «уравнение реакции» преподавателями средней и высшей школы. Особенно это касается написания уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Так, например, окисление этилена водным раствором КМnО4 может быть записано в виде упрощенного уравнения реакции, где КМnО4 имеет условное обозначение [О] – окислитель. Такая не требующая коэффициентов запись часто используется в школе. Другой вариант, предполагающий подробную запись уравнения с расстановкой коэффициентов соответственно степеням окисления элементов, за который высказываются, как правило, преподаватели высшей школы, в школьной практике на примерах органических веществ обычно не рассматривается.
· Неоднозначным отношением к указанию (или его отсутствию) условий протекания реакций.
Оценки экспертов выполнения задания 40 (расчетная задача на вывод молекулярной формулы вещества) по отдельным работам расходились даже на 2 балла. Причинами этого могли стать:
· Отсутствие записи формулы неизвестного вещества в ответе, что многими экспертами расценивалось как невыполнение задания.
· Несоответствие решения, предложенного экзаменуемым, модели ответа, содержащейся в критериях оценивания. Это, несмотря на имеющийся правильный ответ, приводило к снятию баллов. Тем самым экспертом игнорировалась, в некотором роде, инструкция по оцениванию задания.
· Наличие свернутого решения задачи (записанного в виде одного действия), в котором эксперт не обнаружил промежуточных этапов решения и соответствующих им результатов вычислений.
· Наличие ошибок, допущенных при расстановке коэффициентов в записи уравнений реакций или при вычислениях на одном из промежуточных этапов решения задачи, что приводило к неверному числовому значению ответа при правильном ходе решения.
Подобных ситуаций можно избежать, если внимательно ознакомиться с предложенными критериями оценивания, в которых содержится фраза: «Возможны другие варианты решения, не искажающие его смысла».
Наименьшие расхождения получены при оценивании заданий С1. На наш взгляд это связано не только с тем, что максимальная их оценка составляет 3 балла, но также и с унификацией предлагаемых критериев их оценивания.
Анализ всех указанных выше причин, которые привели к расхождению в оценке выполнения заданий 36 – 40 экспертами, позволил более тщательно скорректировать критерии отбора содержания заданий с развернутыми ответами и используемые шкалы их оценивания.
Задание 36
Задания 36 ориентированы на проверку умений определять степень окисления химических элементов, определять окислитель и восстановитель, прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, устанавливать формулы веществ, пропущенных в схеме реакции, составлять электронный баланс, на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
Шкала оценивания выполнения таких заданий включает в себя следующие элементы:
— составлен электронный баланс – 1 балл;
— указан окислитель и восстановитель – 1 балл.
— определены формулы недостающих веществ и расставлены коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции – 1 балл.
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
NO + КClO + …→ КNO3+ КCl + …
Задание 37
В условии задания 37 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания сохраняется, как и в 2015 году, равной 4 баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.
Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй – раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
Задание 38
Задания 38 (С3) проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и предусматривают проверку пяти элементов содержания: правильности написания пяти уравнений реакций, соответствующих схеме – «цепочке» превращений. При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ. Наличие в ответе каждого проверяемого элемента содержания оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение таких заданий – 5.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C3H8 X1 X2 X3 ®
® глицерин ® тринитроглицерин.
Задание 39
Задания 39 – это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:
– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;
– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные в условии задачи вопросы;
– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, установить молекулярную формулу).
Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из них могут использоваться неоднократно.
Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо проверить правильность промежуточных результатов, которые использовались для получения ответа.
Смесь алюминиевых и железных опилок обработали избытком разбавленной соляной кислоты, при этом выделилось 8,96 л (н.у.) водорода. Если такую же массу смеси обработать избытком раствора гидроксида натрия, то выделится 6,72 л (н.у.) водорода. Рассчитайте массовую долю железа в исходной смеси.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) Составлены уравнения химических реакций: a) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ б) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑ в) 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2↑ 2) Рассчитаны количество вещества и масса алюминия в смеси: n(Al) = 2 / 3n(H2) = 2 / 3 · (6,72 / 22,4) = 0,2 моль m(Al) = 0,2 · 27 = 5,4 г 3) Рассчитано количество вещества железа в исходной смеси: объём водорода, выделяемый в реакции а) железом, равен V(H2) = 8,96 − 6,72 = 2,24 л n(Fe) = n(H2) = 2,24 / 22,4 = 0,1 моль m(Fe) = 0,1 · 56 = 5,6 г 4) Рассчитана массовая доля железа в исходной смеси: , или 50,9% | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | |
В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов | |
В ответе допущены ошибки в двух из названных выше элементов | |
В ответе допущены ошибки в трёх из названных выше элементов | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл | 4 |
Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. |
Задание 40
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com