Яндекс программирование для школьников – Яндекс.Лицей

Об Академии Яндекса — Академия Яндекса

Академия Яндекса — это проект для тех, кто интересуется информационными технологиями и хочет развиваться в этой области. Мы знакомим с современными подходами к разработке, дизайну и менеджменту, рассказываем о создании интернет-продуктов и анализе данных. Здесь можно записаться на курсы и в школы, подать заявку на стажировку в Яндексе или на участие в состязании программистов. Вы найдёте также множество материалов на разные темы — от тайм-менеджмента до машинного обучения.

РАЗРАБОТКА

Школа разработки интерфейсов
Лекции, учебные проекты и хакатоны для разработчиков интерфейсов.

Школа мобильной разработки
Программа для мобильных разработчиков, желающих получить новые знания.

Bootcamp для аналитиков
Базовый обучающий курс для новых аналитиков Яндекса.

Школа информационной безопасности
Курс по инфраструктурной и продуктовой безопасности для начинающих специалистов.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Школа анализа данных 
Двухгодичные курсы по машинному обучению и анализу данных для студентов и выпускников вузов.

Computer Science Center
Курсы по анализу данных, разработке ПО и информатике для студентов Санкт-Петербурга и Новосибирска.

День анализа данных
12-часовой марафон для программистов — специалистов по анализу данных и машинному обучению.

МЕНЕДЖМЕНТ

Школа продакт-менеджеров 
Курс для тех, кто хочет создавать и продвигать IT-продукты.

Школа менеджеров Яндекса
Лекции, семинары и стажировка в Яндексе для менеджеров IT-проектов.

Академия Гипербатона 
Интенсив для технических писателей и копирайтеров.

ДИЗАЙН

Дизайн-перемена
Серия однодневных воркшопов для начинающих дизайнеров.

ЯНДЕКС В ШКОЛАХ

Учебник 
Сервис для учителя начальной школы с заданиями по математике и русскому языку.

Лицей 
Двухгодичная программа для учеников 8–10 классов, которые хотят научиться программировать.

Школа программирования в Армении
Основы Python за один год: программа для учеников 8–10 классов.

Московская школа программистов 
Онлайн-курсы и очные занятия для школьников разного возраста.

Яндекс.Репетитор 
Тесты для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, ответы и разбор заданий.

Атлас вузов 
Информация об экзаменах и проходных баллах в вузах за несколько лет.

ЯНДЕКС В ВУЗАХ

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ
Подготовка разработчиков и исследователей, специалистов в области анализа данных и программной инженерии.

Базовые кафедры Яндекса
Кафедры Яндекса открыты на профильных факультетах НИУ ВШЭ и МФТИ.

Магистратура и бакалавриат
Яндекс участвует в магистерских программах МФТИ, МГУ, УрФУ, СПбГУ и НГУ, а также в программе бакалавриата СПбГУ.

Лекции
Специалисты Яндекса читают лекции в БГУ, ИТМО и Университете «Иннополис».

Стипендия и премия им. Ильи Сегаловича 
Поддержка талантливых студентов и научного сообщества в России, Беларуси и Казахстане.

ЯНДЕКС ОНЛАЙН

Практикум
Онлайн-курсы для желающих освоить новую профессию. Подготовка разработчиков и других IT-специалистов с нуля.

Онлайн-курсы
Программирование и анализ данных, менеджмент, маркетинг и дизайн.

Обучение рекламным технологиям 
Курсы, лекции и статьи по работе с Директом, Метрикой, ADFOX и другими сервисами для рекламодателей.

СОРЕВНОВАНИЯ

Алгоритм
Международный чемпионат по спортивному программированию.

Блиц
Соревнования программистов и возможность попасть на радары рекрутёров Яндекса.

Контест 
Облачная платформа для проведения состязаний программистов.

Тренировки по спортивному программированию
Регулярные тренировки, состязания и обсуждения заданий прошедших туров.

Тренировки по машинному обучению
Разбор заданий международных соревнований по программированию.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Стажировки
Работа в Яндексе для начинающих разработчиков, аналитиков и специалистов по машинному обучению.

Летняя стажировка
Программа для студентов, желающих получить полезный опыт без ущерба для учёбы.

Научная практика
Начало научной карьеры под руководством исследователей Яндекса.

academy.yandex.ru

Приглашаем в Яндекс.Лицей — Блог Яндекса

Яндекс запускает новый образовательный проект — Яндекс.Лицей. Он рассчитан на школьников, которые всерьёз хотят освоить программирование. Мы приглашаем на занятия учеников 8-9 классов — в Яндекс.Лицее они смогут научиться программировать под руководством опытных преподавателей и в компании таких же увлечённых сверстников.

Занятия в Яндекс.Лицее начнутся в октябре, обучение будет бесплатным. В этом году проект стартует в Калуге, Пензе, Саратове и Тамбове. Но это только начало — в будущем мы планируем открыть отделения Яндекс.Лицея в большинстве крупных российских городов.

Чему учат в Яндекс.Лицее

Школьники будут изучать программирование на примере Python. Это высокоуровневый язык программирования, который несложен в освоении и в то же время подходит для решения множества задач, от создания веб-приложений до научных вычислений. Python используют и в Яндексе, причём не только разработчики — например, отдел аналитики с его помощью обрабатывает большие массивы данных при подготовке исследований.

Программа Яндекс.Лицея рассчитана на два года. Первый год школьники будут изучать теорию и выполнять несложные проекты, а второй — осваивать на практике конкретные технологии. Некоторые задания предусматривают работу в команде — выполняя их, ребята смогут примерить на себя разные роли: разработчика, менеджера, дизайнера.

Выпускники Малого ШАДа — образовательной программы Яндекса для старшеклассников

Разрабатывая программу, мы опирались на опыт других образовательных проектов Яндекса — в первую очередь это Школа анализа данных и факультет компьютерных наук, который Яндекс открыл совместно с НИУ ВШЭ. Мы много работали и со школьниками: при содействии Яндекса проводятся школьные олимпиады по математике, информатике и лингвистике.

Как проходит обучение

В Яндекс.Лицее занимаются дважды в неделю, в свободное от школьных уроков время. Занятия проходят в компьютерных классах образовательных учреждений — это может быть вуз или учебный центр. Работать придётся много, причём не только в классе — преподаватели будут задавать домашние задания. В общем, всё серьёзно: ленивых мы будем отчислять.

Преподавать в Яндекс.Лицее будут учителя из городов, где стартует проект. Все они прошли обучение в Яндексе и будут работать по одной программе. При подборе педагогов мы учитывали в том числе и рекомендации яндексоидов — у нас работают сотрудники из разных городов, и многие из них поддерживают связь со своими бывшими преподавателями.

Кого готовит Яндекс.Лицей

Яндекс.Лицей готовит программистов базового уровня. Как распорядиться полученными знаниями, ребята решат сами. Кто-то, возможно, захочет сделать мобильное приложение, а кто-то — бота для Telegram. Знание Python пригодится не только технарям, но и экономистам, биологам, лингвистам — в общем, всем, кто имеет дело со сбором и анализом данных.

Студенты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, созданного при поддержке Яндекса

Как поступить

Мы приглашаем в Яндекс.Лицей ребят, которые учатся в восьмом или девятом классе. Набор будет конкурсным и пройдёт в два этапа. Первый этап — онлайн-тестирование. Для подготовки к нему необязательно штудировать гору учебников — достаточно уметь мыслить логически. Тест можно будет пройти начиная с 30 августа. Результаты мы сообщим после 15 сентября.

Тех, кто успешно справится с заданиями теста, мы позовём на собеседование с будущими преподавателями и сотрудниками Яндекса. Оно состоится в конце сентября в городах, где будет работать Яндекс.Лицей. Не нужно приносить с собой дневники: светлая голова и искренний интерес к программированию для нас гораздо важней школьных оценок.

yandex.ru

Школа разработчиков интерфейсов Яндекса снова открывает набор

До 31 января можно подать заявку в Школу разработчиков интерфейсов Яндекса. Обучение бесплатное, но входные требования довольно нетривиальные. Для приёма надо сдать тестовое задание. Чтобы его сделать, надо знать HTML, CSS и JavaScript и иметь хотя бы минимальный опыт разработки интерфейсов.

Кто такой разработчик интерфейсов? Это frontend developer, то есть тот, кто разрабатывает на HTML, CSS, JavaScript и вообще всём том, что отвечает за реализацию взаимодействия с пользователем. Обычно интерфейсы на этих технологиях мы делаем для десктопных и мобильных платформ. Но вообще проекты могут быть очень разные, например для телевизоров, как у одной из команд прошлого года.

Выпускники могут претендовать на любые вакансии разработчиков интерфейсов, например, вот на эти места в Яндексе.

Под катом чуть больше деталей про обучение и пример проекта студентов прошлого года.

Это шестая по счёту Школа разработки интерфейсов Яндекса. Обучение в Москве, нужно личное присутствие — дистанционных занятий нет, но все ключевые лекции снимаются на видео (ссылки в конце поста).

Занятия будут проходить в московском офисе Яндекса. Иногородним участникам мы оплатим проезд и проживание в хостеле.

Три занятия в неделю: по понедельникам и средам — с 19:00 до 21:00, по субботам — с 12:00 до 16:30, и если вы прошли на второй этап, то по субботам будет с 11:00 до 19:00.

Первый этап — это курс лекций и изолированных практических занятий. Примерно как в университете, только с очень чёткой направленностью на реальный мир. Лекции идут с 5 марта по 22 апреля.

Второй этап — практика. Вы объединяетесь с другими разработчиками в небольшие команды и работаете в режиме хакатона. Оценивается только готовый проект. Он разрабатывается с 23 апреля по 27 мая. Дизайнеры и проект-менеджеры команды — действующие сотрудники Яндекса, достаточно хорошие задания имеют шанс с минимальными доработками попасть в реальный продакшен, то есть у вас к выпуску может быть уже что-то значимое в портфолио.

Вопросы, связанные со Школой, можно задать в письме на адрес [email protected].

Программа первого этапа


Каждая тема — это блок теории, домашнее практическое задание и его разбор. Темы:
  • Адаптивная вёрстка
  • Работа с сенсорным пользовательским вводом
  • Новые возможности JavaScript
  • Использование Git и GitHub для работы в команде
  • Мультимедиа
  • Performance
  • Модульное и интеграционное тестирование интерфейсов
  • Инфраструктура
  • Верхнеуровневая архитектура фронтэнда
  • Node.js
  • JavaScript и типизация
  • Алгоритмы и структуры данных
  • БЭМ

Пример задания второго этапа и впечатления участников


В прошлом году была Мобилизация, поэтому в хакатон-режим заходили сразу дизайнеры из Школы, менеджеры из Школы и разработчики интерфейсов. Одна из команд присматривалась к SmartTV на TizenOS (самая популярная платформа, установленная на телевизорах Samsung). Предположение у ребят было такое: во-первых, SmartTV в целом — это очень быстро растущий сегмент выхода в интернет (примерно по 40% роста в год). Во-вторых, там пока нет особой конкуренции, и надо «застолбить» площадку. В-третьих, нельзя просто взять и портировать туда мобильное приложение — и принципы ввода, и сценарии использования очень сильно отличаются.

Команда собралась из 3 разработчиков, менеджера и дизайнера. Дизайнер на первом этапе принёс вот такой проект:

Он включал исследования и аналитику, создание прототипов, тестирование на пользователях и план по развитию продукта. Это карта приложения со сценариями. Здесь показаны базисные пути использования приложения пользователем, которые нужны были для понимания проекта, как он должен работать.

Задачей команды было оживить все эти картинки, убедиться, что продукт нормально работает на конечной платформе, а пользователи не сходят с ума в попытках всё это использовать, и написать поддерживаемый код. То есть создать реальное приложение, которым можно пользоваться.

Вот какие нюансы работы были с точки зрения студентов:

Из-за CORS-ограничений невозможно реализовать прямой запрос к API из приложения, нужно было разработать собственный прокси-сервер, который позднее стал выполнять ещё и функцию кеш-сервера. Разработанный сервер представляет собой Node.js приложение, использующее веб-фреймворк Express. Данные нормализуются с помощью normalizr для дедупликации.

Мелкие сюрпризы были на каждом этапе. Например, на деплое команда неожиданно выяснила, что сервера сервиса Heroku размещены в Европе (а API Я.Музыки работает только в пределах РФ). И им понадобился VDS в России.

Фронтенд React + архитектура Redux. Под капотом TizenOS — старый хромиум. При работе ребята заметили, что не полностью поддерживается современная спецификация Flexbox, не поддерживается calc, focus-within, есть проблемы с viewport-единицами и производительностью css-анимаций. Вот еще один пример сюрприза, как его описывала сами участники: «сначала решение по управлению с пульта определяло навигируемые элементы по классу, который прописывается в конфиге. Все DOM-элементы с такими классами попадают в «поле зрения» библиотеки. При инициализации библиотека проходит все элементы с помощью querySelectorAll, а потом с помощью getBoundingClientRect определяет положение каждого элемента, сравнивает элементы и находит ближайших соседей. К этим элементам и будет происходить переключение. Для универсальной применимости библиотека совершает этот цикл при каждом переключении, что, конечно же, неэффективно, если у нас на странице не поменялось расположение элементов. Это (и много ненужных апдейтов компонентов) вызвало проблемы с производительностью на телевизоре. Провели декомпозицию компонентов, пересмотрели движение данных и устранили часть лишних апдейтов».

«Дома — это вообще другой сценарий, вечеринки, караоке. Выделили проблемы. Напилили много идей на будущее, которые не стали сразу реализовывать, — например, управление приложением на ТВ с телефона. Режим караоке не реализован. Режим вечеринки не реализован — это когда каждый подключился со своим девайсом, все накидали треки и все тащатся, то есть не переключаются между аккаунтами и не лезут друг другу на стены Вконтакте.

Реализовали приложение под Tizen, сделали крепкий базис. Это подключение аккаунта, проигрывание музыки, плюс тянем все плей-листы юзера и так далее. До последнего спорили, что важнее: напилить фич или сделать так, чтобы всё без вопросов работало. Выбрали второе, потому что до последнего не были уверены в том, что при раскатывании на телевизоры всех моделей всё это будет нормально работать. Беспокоились за тормоза на старых ТВ, за запуск на всей линейке Tizen.

Работали в трекере, были ежедневные встречи. Учитывали, что кому интересно, и такие задачи раздавали. Делали друг другу code review, плюс помогали кураторы из Яндекса. Расписание у всех разное было. Кто-то совмещал с работой/учёбой, кто-то мог больше времени уделять проекту. Подстраивались друг под друга. Когда могли, работали в переговорках Яндекса совместно, когда-то удалённо. Встречи проводили и очные, и по скайпу. Использовали чатик в Телеграмме.

У нас была возможность использовать лабораторию Яндекса и провести полноценный тест нашего приложения на посторонних пользователях. По-моему, этот момент всем очень понравился. Было интересно понаблюдать, поспрашивать. На реальном примере мы могли наблюдать, как какие-то очевидные для нас интерфейсные вещи были не такими очевидными для пользователя.

За месяц с нуля пытались выстроить процесс. Если бы поработали ещё месяц — встало бы на стабильные рельсы. Мы одновременно пилили и новый проект, и изучали платформу, и строили процессы в команде».

Егор Свертков, проект-менеджер

«Разработке я учился дома. Начиналось как хобби — делал простые приложения по туториалам и тестовые задания на вакансии, но на работу не устраивался. Увидел вступительное задание в ШРИ и решил попробовать. Задание делал долго и отправил за 10 минут до окончания приёма. А через месяц пришёл ответ — приезжай в Москву.

В ШРИ очень быстро прогрессируешь. Когда вокруг 20 с лишним разработчиков, всегда найдётся тот, кто знает ответ на твой вопрос. И если дома я бы доходил до решения несколько часов, то в ШРИ его можно узнать за 5 минут.»

Родников Дмитрий, разработчик интерфейсов в баннерной системе, выпускник ШРИ 2017.

«Мы были очень ограничены по времени при разработке приложения. А хотелось сделать много и хорошо. Поэтому для меня весь второй этап прошёл в режиме хакатона. Мы погрузились полностью в проект и весь месяц жили буквально только им.

Нам помогали кураторы, но они никогда не говорили нам, как надо сделать, а только подталкивали к правильному решению».

Яна Зольникова, разработчик интерфейсов главной страницы, выпускница ШРИ-2017


Даже на команде из 4 человек нужно было делать нормальное документирование. Документирование ui-компонентов ребята вели с помощью Styleguidist. В каждом компоненте прописывали PropTypes — какие свойства он принимает, какого типа и какие из них являются обязательными. Часть компонентов сопровождали примерами использования. В результате у них получилась библиотека ui-компонентов. Это позволило им разделить роли: один верстает компоненты, другой настраивает движение данных между ними. А также позволило каждому разработчику в команде знать, какие есть готовые компоненты и как их использовать.

Разделение такое: команда договорилась, что каждый разработчик будет создавать новую ветку для каждой фичи, открывать pull request и, после ревью других участников команды, сливать её в dev.

В первый день работы над проектом студенты завели канал в Тelegram, в котором вели всё обсуждение. Часть команды работала удалённо, часть — в офисе Яндекса. Поэтому участники регулярно отписывались о завершённых задачах и оповещали о том, что будут делать дальше. На разных этапах проекта они объединялись в группы и решали конкретную задачу. Парное программирование помогало быстро найти проблемы и перенять опыт друг друга.

Вся работа была разбита на 4 спринта:

  • 1-й спринт — меню, страницы, навигация, знакомство с апи;
  • 2-й спринт — плеер, кеш-сервер, доработки в навигации;
  • 3-й спринт — подключение реальных данных, работа с выводом подборок по 3, навигация по клавишам, доработки в плеере, вёрстка лендинга;
  • 4-й спринт — оптимизация работы приложения, правка багов, обработка ошибок, обработка отдельных сценариев, тесты.

Ещё пара рассказов про обучение


«В ШРИ я попал спонтанно — заинтересовали тестовые задания. На них ушло где-то четыре ночи. Честно говоря, отправляя результаты, я ни на что особо не рассчитывал — просто хотелось получить отзыв. Но через пару недель пришло письмо, что я принят. Школа дала мне в первую очередь практический опыт. Я вообще не очень воспринимаю теорию: мне можно тысячу раз рассказать, как это работает, но пока я не увижу всё сам, я не пойму. Хороший разработчик интерфейсов должен не просто воплощать макеты в коде, но и видеть за проектом продукт, участвовать в создании концепции вместе с менеджером и дизайнером. Для этого нужно уметь находить с людьми общий язык — этому ШРИ тоже учит».

Тамерлан Локьяев, разработчик интерфейсов в Яндекс.Маркете, выпускник ШРИ-2017

«Я окончил физфак Пермского государственного университета. Программированием меня увлёк сокурсник, который начал изучать C#. Помню, что мне захотелось сделать свой сайт — я занимался фотографией. После вуза я какое-то время работал тестировщиком медицинского ПО, а потом перешёл в IT-компанию: сначала был верстальщиком, потом разработчиком интерфейсов. Сейчас работаю в Яндексе, сюда меня позвали после ШРИ. На мой взгляд, разработчик интерфейсов должен быть разносторонним человеком, который разбирается и в алгоритмах, и в дизайне. Нужно иметь собственное чувство прекрасного — приятно, когда ты сам внутренне согласен с происходящим, а не просто принимаешь как есть то, что приносят дизайнеры. Не стоит увлекаться фреймворками и готовыми библиотеками. Нужно понимать язык, на котором пишешь, тогда он не будет для тебя чёрным ящиком».

Максим Лыков, разработчик интерфейсов видеопоиска, выпускник ШРИ-2017


Ещё раз ссылки

habr.com

«Яндекс» открыл бесплатный «Лицей» для обучения школьников программированию

«Яндекс» запустил проект по обучению школьников программированию «Яндекс.Лицей», рассчитанный на учеников 8-9 классов. Обучение по программе бесплатное, проект работает при поддержке региональных министерств и ведомств, курирующих образование и ИТ, рассказали vc.ru в «Яндексе».

Первыми городами-участниками проекта стали Саратов, Пенза, Калуга и Тамбов. В будущем компания планирует запустить его в большинстве крупных городов России. В рамках курсов школьники будут учиться программированию на примере языка Python, востребованность которого на рынке «только увеличивается».

Обучение начнётся в октябре 2016 года и продлится два учебных года. Первый год школьники будут изучать теорию и выполнять «несложные проекты», а второй — осваивать на практике конкретные технологии, рассказали в «Яндексе». Курсы можно проходить только последовательно, поступить сразу на второй год нельзя, отметили в компании.

Занятия будут проходить в помещениях вузов, учебных центров и других образовательных организаций города два раза в неделю группами не больше 15 человек. После каждого урока ученикам предстоит выполнить практическое задание, на которое потребуется до двух часов. Преподавать в «Лицее» будут местные специалисты, прошедшие отбор и специальное обучение в «Яндексе».

Мы хотим создать в регионах условия для того, чтобы школьники могли попробовать себя в профессии программиста и понять, какие перспективы она открывает. Благодаря поддержке местных властей, которые заинтересованы в подготовке программистов для своих регионов, это вполне реально. Мы ориентируемся на города с населением от 100 тысяч человек. Сегодня мы запускаем пилотный проект в четырех городах. В следующем году, когда накопим опыт, будем двигаться дальше — в другие города.

— Елена Бунина, руководитель департамента управления персоналом «Яндекса»

Подать заявку на поступление в «Лицей» можно на сайте проекта, они принимаются с 30 августа по 15 сентября. При регистрации ученику необходимо решить тест, который можно пройти только один раз. Претендентов, справившихся с тестом, пригласят на собеседование, которое пройдёт в каждом городе-участнике с 20 по 25 сентября. Решение о зачислении в «Лицей» будет принято до 28 сентября.

#новость #яндекс #образование #программирование #обучение_программированию

vc.ru

Компания Яндекс — Главные новости — Яндекс.Лицей научит школьников программировать

Интернет, 29 августа 2016 года. Яндекс запускает проект по обучению школьников программированию — Яндекс.Лицей. Он будет работать при поддержке региональных министерств и ведомств, которые курируют образование и IT. В октябре занятия начнутся в Саратове, Пензе, Калуге и Тамбове, в будущем проект откроется в большинстве крупных городов страны.

Яндекс.Лицей принимает школьников 8–9 классов. Учиться программированию они будут на примере Python: этот язык позволяет решать множество задач и его востребованность на рынке только увеличивается. Первый год школьники будут изучать теорию и выполнять несложные проекты, а второй — осваивать на практике конкретные технологии. Программа обучения разработана в Школе анализа данных Яндекса, выпускники которой высоко ценятся на IT-рынке. Полученных в Яндекс.Лицее знаний будет достаточно, чтобы программировать на базовом уровне.

«Мы хотим создать в регионах условия для того, чтобы школьники могли попробовать себя в профессии программиста и понять, какие перспективы она открывает. Благодаря поддержке местных властей, которые заинтересованы в подготовке программистов для своих регионов, это вполне реально. Мы ориентируемся на города с населением от 100 тысяч человек. Сегодня мы запускаем пилотный проект в четырех городах. В следующем году, когда накопим опыт, будем двигаться дальше — в другие города», — рассказывает Елена Бунина, руководитель департамента управления персоналом Яндекса и руководитель Школы анализа данных.

Занятия будут проходить в помещениях вузов, учебных центров и других образовательных организаций два раза в неделю. В каждом из городов обучать школьников будут преподаватели, которые там живут и работают. Все они имеют опыт программирования и прошли подготовку в Яндексе. Набор школьников происходит на конкурсной основе. Подать заявку можно с 30 августа по 15 сентября на сайте Яндекс.Лицея.

Яндекс уже много лет занимается подготовкой специалистов для IT-индустрии. В 2007 году компания создала Школу анализа данных (ШАД), где преподают машинное обучение, компьютерное зрение, анализ текстов и т.д. В 2014 году Яндекс совместно с НИУ ВШЭ открыл факультет компьютерных наук. Базовые кафедры Яндекса есть в МФТИ и СПбГУ.

Контакты
Пресс-служба компании «Яндекс»
Ася Мелкумова, Ольга Молодан
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: [email protected]

yandex.ru

Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!

Яндекс.Лицей — это образовательный проект, где старшеклассников бесплатно учат программировать. Его запустили два года назад в Саратове, Калуге, Пензе и Тамбове (сейчас проект работает уже в 21 городе). Выпускники первого набора освоили язык Python и с его помощью сделали несколько классных проектов. Элина Винокурова побывала в московском офисе «Яндекса» и пообщалась с бывшими учениками лицея.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Два года назад я обновлял ленту во «ВКонтакте» и увидел в одном саратовском паблике объявление, что Яндекс.Лицей набирает детей на первый год обучения. Тогда лицей только-только открывался, почти никто о нём не знал. Я уже где-то полтора года изучал Java и Pascal на школьном уровне и успел понять, что программирование — это моё. Хотелось заниматься чем-то реальным, чтобы на выходе получался продукт, которым люди смогут пользоваться.

Меня зацепила фраза о том, что в Яндекс.Лицее мы будем изучать язык программирования Python. Это что-то необычное, в Саратове обычно предлагают курсы по изучению Java и С++. Мы с родителями понимали, что это бета-проект и что мы будем, так сказать, подопытными кроликами, но всё же решили попробовать. Подал заявку, прошёл собеседование. Через какое-то время мне позвонили и сказали: «Ты принят». Я, конечно был очень рад, потому что Яндекс.Лицей — это круто, это же «Яндекс»!

Занятия у нас проходят два раза в неделю. Первый год мы изучали базовые конструкции Python, на второй начали заниматься по двум направлениям — создание компьютерной игры и создание телеграм-бота. Мы делали проект по каждой из этих тем, и нужно было решить, какой будет итоговым, какое направление тебе ближе.

Выпускники первого набора Яндекс.Лицея приехали на хакатон в московский офис «Яндекса»

Компьютерные игры немного не про меня, не люблю играть. Так что проект я сделал просто ради зачёта. А вот телеграм-боты меня, наоборот, очень заинтересовали. Мы с одногруппником сделали бота под названием «Городской информер». Идея была в том, чтобы собрать сразу несколько сервисов и получать любую информацию о городе прямо в телеграме. Можно, например, смотреть прогноз погоды или то, как выглядит город со спутника. Что интересно, мы добавили туда API (программный интерфейс) «Яндекс.Расписаний». Ключа в свободном доступе нет, поэтому мы рассказали о проекте команде «Яндекса» и попросили доступ. Ребята нам его предоставили. В общем, бот мне очень нравится. Как только мы завершим мелкие доработки, сразу опубликуем его.

С тем же одногруппником мы придумали простенький телеграм-бот «Угадай за 10 секунд», @TenSecondsBot. Он как известная игра «Угадай мелодию». Бот за десятисекундный отрезок включает отрывок какой-то песни и присылает четыре варианта ответа. Вы выбираете один. Потом бот оценивает ваш результат, говорит, насколько он хорош или плох.

Мы отправили этот телеграм-бот на конкурс, на специальную номинацию от американской компании Grid Dynamics (в Саратове есть их филиал). Там уже не было деления по возрасту, свои работы присылали все ребята от 7 до 25 лет. Заняли второе место. Получили крутые призы — квадрокоптеры. Сейчас в Саратове летаем, снимаем крутые виды.


Два года назад наш учитель сказал, что открывается набор в Яндекс.Лицей и там будут учить программированию на Python. К тому времени я его не знала, мне стало интересно. Поэтому я выполнила вступительные задания на сайте. Потом меня пригласили на собеседование и, к моему удивлению, я его прошла.

Конечно, сначала показалось странным, что в нашем городе появился Яндекс.Лицей, потому что Тамбов — небольшой город. Я даже думала, что здесь есть какой-то подвох. По логике сначала он должен был открыться в Москве и Санкт-Петербурге, но никак не в Тамбове.

Мои родители обрадовались тому, что Яндекс «переехал» в Тамбов и что есть возможность там учиться. Они мне очень помогали: не знаю, проучилась бы ли я до конца, если бы не они и не их поддержка. Мои одноклассники и друзья тоже знают о том, что я хожу в Яндекс.Лицей, и всегда удивляются, как я успеваю и домашние задания делать, и на дополнительные занятия ходить.

Ксения (слева) на хакатоне в московском офисе «Яндекса» 

Мы занимаемся два раза в неделю. Занятие длится около двух часов, но мы часто сидим допоздна. Некоторые мои знакомые, узнав, что я учусь в Яндекс.Лицее, сказали, что это очень круто, и на следующий год тоже поступили.

За время обучения в Яндекс.Лицее мы должны были сделать два проекта — игру и телеграм-бота. Мне кажется, что больше удался бот. Это был проект для взаимодействия участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Каждый год они проводятся в разных городах. Если у бота спросить, допустим: «Я из 10 класса, прошла на информатику. Скажи, пожалуйста, где будет проводиться олимпиада?» — он выведет карту с местом проведения, программу мероприятий. Этот проект очень помог мне разобраться с тем, как пользоваться API Яндекс.Карт и Яндекс.Переводчика. Собственных идей для проектов на будущее у меня пока нет, пока хочется просто учиться, учиться и учиться.


Обычно в Яндекс.Лицей берут учеников 8-9 класса, а я поступил туда в шестом. Родители смогли помочь мне с тем, чтобы попасть в лицей вопреки моему возрасту. В основном я занимаюсь программированием сам: так мне проще, чем с группой. Я больше люблю ставить микрозадачи, делать микропроекты и изучать по ним программирование. Так я получаю практические навыки, которые потом реально использую.

На данный момент у меня два самых значимых проекта. Первый — умная теплица. Я разрабатывал его довольно долго. По сути это почти обыкновенная умная теплица со всеми стандартными функциями поддержания микроклимата, но, кроме этого, она социальна активна: у неё может быть собственный профиль в социальных сетях, она может публиковать туда свои фотографии и отчёты. В неё даже встроен голосовой помощник. Мне было важно, чтобы молодёжь тоже могла всем этим пользоваться. Чтобы процессом выращивания растения можно было делиться с друзьями, даже соревноваться. Пока это макет, но уже есть промышленный образец.

Хакатон в офисе «Яндекса» длился три дня

Второй проект — это мобильная квест-игра «Собери свою собственную Россию», или сокращённо «СССР». Смысл игры в том, чтобы продвигать в массы изучение истории и культуры нашей страны. Это геймификация учёбы. Вы бегаете по городу, «захватываете» памятники, культурные достопримечательности. На языке игры «захватить» что-нибудь — это сфотографировать какое-то историческое место. Чтобы это сделать, вы должны приехать в город, найти памятник, встать рядом с ним, сфотографировать его. После чего отправить фото нашему серверу. Мы определим, что это действительно то место, и только тогда вам начислится балл.

У каждого игрока свой профиль, и он передвигается по рейтингу. Рейтинг можно настроить как по России, так и по городу. Можно с друзьями соревноваться. Сейчас приложение разрабатывается, хотя все базовые вещи, которые я назвал, уже функционируют. Я планирую его опубликовать к середине лета.


Однажды на сайте одной из школ я увидел объявление о наборе в лицей. Тогда не стал на него откликаться, подумал: «Ну, фиг с ним». Потом учителя в школе сказали: «Давай ты попробуешь?». Я подумал: «А почему бы и нет». Прошёл тест, прошёл собеседование, и вот я здесь.

Меня не удивило, что Яндекс.Лицей появился в Пензе. У них на сайте было написано, что они ищут школьников из регионов. Вообще у меня все, что связано с «Яндексом», ассоциируется с чем-то хорошим и честным, поэтому сомнений не было. Родители тоже к поступлению отнеслись положительно — я ведь не за гаражами собирался прыгать. Всё-таки это большой вклад как в свои знания и навыки, так и в психологическое развитие: умение решать задачи в срок, не бояться их.

На хакатоне дети учили ездить беспилотники и работали с голосовым помощником «Алисой»

В Яндекс.Лицее мы с однокурсником сделали сюжетную игру Escape From War. Действие происходит в стране, охваченной гражданской войной. Главному герою нужно выбраться из этой страны. На первом уровне ему приходится выбираться из своего дома, потому что все двери заперты. Выход охраняет очень страшный человек, которого надо обойти или убить. Игрок, соответственно, принимает решение, проходит маленькие квесты. В итоге ему удаётся сбежать. На этом игра пока заканчивается.


Про Яндекс.Лицей я узнал совершенно случайно: в школе учительница информатики буквально поймала меня за рукав и сказала, что нужно пройти какой-то тест.

До этого я сам немного занимался программированием. Например, разбирался в теме создания игр, пытался учить С++ и другие языки. Я общался с другом, и у нас появилась идея написать собственную небольшую игру. Он не смог в этом разобраться, поэтому пришлось самому. Но учительница информатики о моих попытках не знала — она поймала меня скорее потому, что я очень хорошо знаю математику. И она решила, что отправить меня написать тест будет хорошей идеей.

Николай (по центру) чему-то удивляется

Вплоть до первого занятия я вообще не знал, куда иду и зачем. Пришёл, познакомился с ребятами, стали обсуждать, кто и как сюда попал, кто знает, чем будем заниматься. Преподаватель коротко рассказал о программе и о том, что нас ждёт. Конечно, я тогда не мог предположить, во что это выльется, что это будет так интересно и глобально.

На мой взгляд, самым интересным моим проектом в Яндекс.Лицее стал телеграм-бот «Электронный дневник». Этот бот позволяет ученикам записывать домашнее задание и получать его как будто в облако. Доступ к нему можно получить буквально в несколько кликов со смартфона или компьютера. Этот проект я внедрил в своём классе, а немного позже и в параллели в школе. Люди пользуются им (в основном, ученики, учителя не настолько разбираются во всех этих новых технологиях). Многие сказали, что это интересная задумка.

Яндекс.Лицей был запущен осенью 2016 года. Сейчас в нём изучают программирование больше 1200 школьников из 21 города России и Казахстана. Новый набор для 8 и 9 классов начнётся 30 августа на сайте Яндекс.Лицея.

mel.fm

Работа в Яндексе

  • Илья Малявин

    Москва

    Лето 2016

    Я начал задумываться о том, как мне попасть в Яндекс, еще за год до стажировки — после того, как друг, который давно работает в компании, устроил мне небольшую экскурсию по офису во время моего визита в Москву. Мне всегда нравилась веб-разработка, и я решил попробовать себя как разработчик интерфейсов во время следующей летней стажировки. Это был идеальный вариант: после проверки моих знаний все хлопоты насчет проживания и трансфера компания взяла на себя. Меня очень порадовало, что меня взяли именно в команду Маркета: особенно приятно работать над сервисом, которым каждый день пользуются миллионы людей. Стажировка дала мне неоценимый опыт — и в том, что касается разработки, и в плане работы в команде. Неудивительно, что всё это вкупе с особой свободной атмосферой работы привело меня к решению остаться работать в Маркете.

  • Шынгыс Жиенбек

    Москва

    Лето 2016

    Это лето получилось веселым и очень полезным для меня из-за стажировки в Яндексе. Я обрел много опыта в таких областях, как машинное обучение и параллельное программирование, научился кодить на питоне и баше, а также подкрепил знания в&nbsp С++. Еще более замечательным было увидеть, как Яндекс устроен изнутри, познакомиться с внутренними сервисами компании и методами разработки. У меня была отличная команда (группа генерации индекса видеопоиска), которая помогала мне в случае возникновения вопросов. Я бы хотел выделить своего ментора Григория Матвеева (руководителя нашей бригады): он был готов в любое время помочь мне и спокойно объяснял нужные вещи, даже когда я тупил. Со стороны досуга: я впервые посетил Москву и Россию вообще, обрел много новых друзей и гулял каждую неделю. Затраты были минимальные, так как Яндекс оплачивал перелет в обе стороны, проживание, питание в офисе, и еще платил неплохую зарплату! В заключение хочу сказать спасибо HR-департаменту за организацию и помощь в ознакомлении с Яндексом!

  • Карим Искаков

    Москва

    Лето 2016

    Привет, меня зовут Карим. Я стажируюсь в команде Яндекс.Погоды, занимаюсь тут машинным обучением, и это мое лучшее лето. Казалось бы, как оно может быть лучшим? Я же работаю!.. не отдыхаю где-то на морях, не путешествую по миру (как все эти люди из ленты в Инстаграме). Ответ простой, и он состоит из 3 пунктов. Интересные задачи. Это счастье — приходить на работу и знать, что ты сейчас будешь делать что-то, что тебе интересно. Люди. Не знаю, как в других отделах Яндекса, команда Яндекс.Погоды — это очень дружный и веселый коллектив. Очень приятно работать среди таких людей. Яндекс-комьюнити. Здесь очень много умных и интересных людей. Если тебе нужна помощь с каким-то вопросом, тебе обязательно помогут. В голове последние несколько дней крутится фраза, которая хорошо описывает Яндекс: «Как бы парадоксально это не звучало, но Яндекс начинается не с «Я», а с «МЫ».

  • Ирина Книжник

    Москва

    Лето 2016

    Когда я ездила на сборы по программированию в МФТИ, в один из выходных дней у нас была экскурсия в Яндекс. Думаю, каждый побывавший там согласится, что это офис мечты. Тогда казалось практически невозможным, что я могу работать там. В то же время шел прием заявок на стажировку. Я выполнила тестовое задание и прошла несколько собеседований. И вот, в июле, когда казалось, что уже нет шансов попасть на летнюю стажировку, мне написали из HR с вопросом, когда я смогу приступить к работе. В Яндексе я работала в группе разработки «блендера» — он занимается подмешиванием колдунщиков (картинок, видео, карт и пр.) в органическую выдачу. Если конкретнее, я работала над различными метриками для контроля качества поиска. Я узнала много интересных вещей по специальности, научилась работать с огромным количеством людей в большой компании и приобрела новых друзей. И, думаю, самое важное, что я получила, — это понимание того, где и кем я хочу быть в будущем. Яндекс — это удивительная команда.

  • yandex.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *