Trojden | Христианская церковь в раннее Средневековье: Агибалова Е. В.
Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?
1. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь быстро обогащалась, но главная её сила заключалась в духовном влиянии. Вера в единого Бога сплачивала людей. Священник мог направить их на борьбу с врагами, примирить с новыми податями; церковь укрепляла авторитет правителей среди населения. И Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой: король и дружина приняли христианство, а за ними и все остальные франки.
Короли охраняли богатства и привилегии церкви, щедро дарили ей земли и ценные вещи.
А церковь, в свою очередь, укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Меровингов; как грамотные люди, они помогали королям составлять указы и послания.
С принятием христианства в Западной Европе распространилась латинская письменность; на латинском языке велось богослужение. К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвлённой организацией (см. схему).
Организация христианской церкви
2. Духовенство и миряне. Папа римский считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.
Служители церкви представляли особый слой населения — духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами.
3. Монастыри.
Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в пустынных местах — в лесах, на островках, где создавали свои маленькие обители. Таких людей называют монахами1. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины — монастыри. В отличие от белого духовенства монахи назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).Монах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря аббату (в переводе с арамейского — отец). Они вместе молились, а в остальное время им полагалось трудиться. Все монахи считались братьями во Христе.
Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центром монастыря служил дворик, из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (отдельные жилые комнаты монахов). К внутренней ограде примыкал хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки с лекарственными травами. На территории монастыря устраивали помещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.
1 Монах в переводе с греческого — одинокий.
Макет монастыря Сен-Галлен. IX в.
Где, по вашему мнению, на этом плане находятся помещения монастыря, названные в тексте параграфа?
Во Франкском государстве было основано около 250 монастырей — мужские и женские. Убеждённые в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что её служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи1 людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за упокой души завещавшего.
1 Грех — нарушение заповедей Божьих. Нераскаянный грех обрекает, но мнению христиан, душу умершего на вечные адские муки.
Монах пишет хронику событий. Миниатюра XI в.
У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё высшее духовенство состояло главным образом из представителей знатных семей.
4. Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
В монастырях создавались скриптории — мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили христианскому вероучению. Так до нас дошли многие произведения Античности. Но неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты.
По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
1 Пергамен — специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.
Инициал с автопортретом монаха
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.
Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребёнка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.
Образование в эпоху раннего Средневековья
Для эпохи раннего Средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты — мудрецы, в чьих книгах содержится истина: например, в диалектике — Аристотель, в поэзии — Вергилий и Гораций, в прозе — Цицерон. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Над лежало твёрдо следовать поучениям Отцов церкви, мыслителей и святых первых веков христианства: святого Августина, святого Иеронима и других. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.
Науки квадривиума были слабо развиты. Счёт долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали. чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
В монастырской школе. Миниатюра XIV в.
5. «Семь свободных искусств».
При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум — первая ступень — включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. 2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству? 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение. 4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? 2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей? 3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью? 4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему? 5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ. 6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.
trojden.com
Урок «Христианская церковь в раннее средневековье» (6 класс)
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» .
духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь — мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе — «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни — в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях — монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов — бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация монастырей.
Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.
В конце IV — начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап — Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §2.
infourok.ru
План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Христианская церковь в раннее Средневековье
История Средних веков. 6 класс.
Урок 3. «Христианская церковь в раннее Средневековье».
Этап проверки домашнего задания
Первый вариант 1-ого и 3-его рядов пишут тест. Остальные работают устно.
- Великое переселение народов – это … ? Какие государства были образованы варварами? Где? (Великое переселение народов – это условное название перемещений племен с востока на запад и вторжения варварских племен на территорию Римской империи во II-VII вв; королевства остготов (Италия), вестготов (Испания), вандалов (Северная Африка), франков (Галлия), англов и саксов (Британия))
- Какие перемены произошли у франков в их обществе и управлении после завоевания Галлии? (Хлодвиг – главный правитель, принимающий решения самостоятельно, военные смотры раз в год, дружина – постоянная военная сила, назначение графов, издание Салической правды, раздача земель в награду за службу)
- Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла? К каким изменениям она привела? (Введение конного войска и жалование конным воинам участков земли с живущими на них зависимыми крестьянами; социальное неравенство)
- Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? (Наследники Хлодвига постоянно конфликтовали, были безвольными, неспособными к решению государственных дел, а знать была более предприимчивая)
Этап актуализации знаний.
Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? (В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Важнейшими событиями христианства в IV веке стали созванный римским императором Константином Великим Первый Никейский собор (325), установивший основные догматы христианской веры, и Фессалоникийский эдикт (380), утвердивший никейское христианство в качестве государственной религии Римской империи)
Этап изучения нового материала.
Хлодвиг и христианская церковь
Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви. Почему Хлодвиг принимает такое решение? Был ли их союз взаимно выгоден? Почему?
Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден | |
для короля франков | для церкви |
|
|
Проблемное задание: Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, был ли прав служитель церкви?
Таким образом, к концу Средневековья христианская церковь стала могущественной и разветвленной организацией, оказывавшей существенное влияние на жизнь человека в Средние века. В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было поделить на мирян – людей верующих, но не порывающих с житейскими делами, и духовенство – особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей. Духовенство делилось на белое и черное.
Церковная организация
Церковь имела строгую иерархию.
Церковные служащие разрабатывали важнейшие положения вероучения – догматы, проводили собрания высшего духовенства христианской церкви для решения важнейших вопросов – церковный собор.
Церковь собирала со всех верующих в свою пользу особый налог – церковную десятину.
Папа являлся главой всей церкви.
Архиепископы и епископы управляли церковными делами в областях.
Аббаты были руководителями монастырей.
Священники вели богослужение в храмах и произносили проповеди.
Монахи посвящали всю свою жизнь служению Богу.
Дьяконы были помощниками священника.
Папа римский (являлся главой всей церкви) | |
Архиепископы и епископы (управляли церковными делами в областях) | |
Белое духовенство | Черное духовенство |
Священники (вели богослужение в храмах и произносили проповеди) | Аббаты (были руководителями монастырей) |
Дьяконы (были помощниками священника) | Монахи (посвящали всю свою жизнь служению Богу, переписывали книги) |
Миряне (верующие люди) |
Христианская церковь и культура
Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. В монастырях создавались специальные мастерские по переписке рукописей – скриптории. В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных страниц пергамена. Над одной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком, другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки – инициалы, вписывая в них целые живописные сцены – миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, а цена их была велика.
Также при монастырях, храмах и соборах стали открываться соборные школы. В них не было деления на классы по возрастам, обучение шло на латинском языке. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.
«Семь свободных искусств» | |
Тривиум | Квадривиум |
Грамматика | Арифметика |
Риторика | Геометрия |
Диалектика | Астрономия |
Музыка | |
БОГОСЛОВИЕ – «царица наук» |
Этап подведения итогов.
- Расскажите, почему Хлодвиг решил принять христианство?
- Почему церковь с одобрением отнеслась к принятому Хлодвигом решению?
- Чем отличалось белое духовенство от черного?
- Были ли монастыри, храмы и соборы центрами культуры?
Этап рефлексии.
Почему церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?
Домашнее задание.
Прочитать п. 1, устно ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (1,2,4,5), выучить записи в тетради.
nsportal.ru
Христианская церковь в Раннее Средневековье
В IV—V вв. происходило становление христианского вероучения. Вырабатывались общецерковные определения истин веры. Определялись правила церковной организации и дисциплины. Началась христианизация варварских племён.
Вселенские соборы
К моменту официального признания в христианской церкви не было единства по вопросам вероучения и богослужения. Необходимо было чётко определить основные положения вероучения — догматы, выработать их систему — догматику. Это призваны были осуществить Вселенские соборы — собрания высшего христианского духовенства. Первый Вселенский собор был созван императором Константином Великим в 325 г. в Никее. В то время по всей Римской империи шли споры о том, как соотносятся в Святой Троице Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Александрийский священник Арий утверждал, что Христос — Бог Сын — по божественным свойствам и славе ниже Отца, так как является рождённым. Собор осудил арианство как ересь. Ересями официальная церковь считала религиозные учения, отклонявшиеся от утверждённой ею догматики. Тех, кто этим ересям следовал, называли еретиками.
Христиане верили, что через церковь на верующих распространяется Божья благодать. Это должно свершаться посредством церковных таинств. Древнейшими и важнейшими из таинств были крещение и причащение.
На первых двух Вселенских соборах был выработан краткий свод главных христианских догматов — Никео-Цареградский Символ веры. Он утверждал равенство и единство трёх лиц (ипостасей) Святой Троицы. Символ веры стал основой христианского вероучения, деятельности церкви и личной веры каждого христианина.
Христос Вседержитель. Икона VI в. |
Отцы церкви
В выработку и оформление христианской догматики огромный вклад внесли Отцы Церкви. Так называются учителя и толкователи христианства, которых церковь признаёт наиболее авторитетными. Вселенскими Отцами Церкви на Востоке были Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Римская церковь особо почитала святого Августина, Амвросия Медиоланского и Григория Великого. Творения Отцов Церкви входят в состав Священного Предания, которое вместе со Священным Писанием — Библией — и представляет собой христианское вероучение.
Устройство и организация христианской церкви
Одновременно с выработкой вероучения оформлялась организация христианской церкви. В церковь как общину верующих входили духовенство (клир) и миряне. Возведённые в духовный сан священнослужители имели право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства. Духовенство было выстроено в соответствии с церковной иерархией. На Западе на вершине иерархии находился папа римский, на Востоке — четыре патриарха: Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский. Ниже следовали архиепископы (на Востоке — митрополиты), епископы, священники, дьяконы. Миряне должны были отчислять в пользу церкви десятую часть своих натуральных и денежных доходов — церковную десятину. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Григорий Великий. Резьба по кости. IX в. |
Византийский монастырь в Метеорах |
Монастыри и монашество
Ещё в III в. в Египте, затем в Палестине и Сирии возникла особая форма христианского служения — монашество. На Западе монашество известно с IV в. Сложились две формы монашества — отшельничество и монастырская община. Монахи-отшельники уходили в места, удалённые от людских поселений, отказывались от общения с другими людьми. Они подвергали себя тяжким телесным испытаниям во имя веры. В монастыре монахи жили, молились и трудились сообща. Монастырь имел собственные правила (устав) и возглавлялся настоятелем (аббатом). Монастыри часто назывались аббатствами. В VI в. в Западной Европе возник первый монашеский орден — централизованное монашеское объединение. По имени своего основателя святого Бенедикта орден стал называться Бенедиктинским. Постепенно монастыри приобрели большие богатства и стали влиятельной силой в средневековом обществе.
В раннее Средневековье монастыри были центрами образования и культуры. При них существовали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки. Средневековые переписчики книг были искусными мастерами. Текст писали красивыми буквами на пергаменте. Книгу украшали цветными миниатюрами. Её переплёт делали из кожи или дорогих тканей. Книга нередко была настоящим произведением искусства.
На этой странице материал по темам:Церковь в раннее средневековье кратко
Христианская церковь средние века доклад кратко
Как вырабатывалась христианская догматика?
Кто такие Отцы Церкви?
Как была организована раннесредневековая церковь?
Что такое ересь?
Какое значение для христиан имело принятие Символа веры?
Составьте схемы церковной иерархии на Востоке и на Западе.
Какие формы монашества существовали в раннее Средневековье?
doklad-referat.ru
Церковь в средневековье кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Церковь в средневековье кратко
То влияние, которое имела церковь в средневековье, кратко описать очень сложно, слишком обширна эта тема. Фактически, она вмешивалась во все сферы жизни человека и подчиняла своим правилам.
В Средние века люди были крайне религиозными. В Бога верили все, без исключения. Жизнь была очень тяжелой, и человек не знал, что ждет его следующим днем. Защиту он мог попросить только у Бога через посредничество церкви.
Изначально христианская религия была единой и для жителей Европы, и для народов Киевской Руси, Византии, Болгарии. Но конфликт, возникший между римскими папами и константинопольскими патриархами не утихал, а только разрастался, пока в 1054 год не произошел раскол прежде единой церкви на католическую и православную.
Католическая церковь в средневековье, кратко говоря, была активным участником феодальных отношений. Было время, когда ей принадлежала треть земель в Европе. Она была самым крупным феодалом. Богатство церкви заключалось не только в земле. Все население должно было выплачивать в ее пользу десятину – десятую часть годового дохода.
Кроме того, за все церковные обряды (крещение, отпевание) нужно было платить немалую сумму денег.
В Средние века церковь строго следила за исполнением всех обрядов и за тем, чтобы ее влиянию не был нанесен урон. Несогласных с ее учением церковь жестоко преследовала и наказывала при помощи инквизиции, церковного суда. Существовала целая система наказаний. Человека, в том числе и правителя государства, могли отлучить от церкви или предать анафеме. Преследованиям не раз подвергались ученые, своими открытиями или теориями подрывавшие авторитет церкви. Несколько раз против своих врагов в той же Европе папы римские организовывали Крестовые походы. Во время одного из них был практически уничтожен Юг Франции.
Вместе с тем, в Средние века именно церковь взяла на себя задачу сохранения трудов античных авторов. Она старательно собирала все рукописи, и в специальных мастерских при монастырях они переводились и переписывались. Кроме того, существовали церковные школы для детей. В то время абсолютной неграмотности священники и монахи являлись самым образованным слоем общества.
Роль церкви в Средние века огромна. Она была носителем культуры, сохранила бесценные труды античности, дала толчок развитию архитектуры и других искусств, пыталась привить населению христианские правила поведения, выступала за сохранение института брака.
Крестовые походы кратко
antiquehistory.ru
План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ : «ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
6класс
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» .
Все служители церкви составляли особый слой населения —
духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь — мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе — «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни — в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях — монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов — бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация монастырей.
Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.
В конце IV — начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап — Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §2.
nsportal.ru
Церковь в раннее средневековье
Реферат
Церковь в раннее средневековье
Содержание
стр.
1. Роль церкви в период раннего средневековья 3
2. Христианская церковь в период раннего средневековья 4
2.1 Роль христианской церкви в эпоху феодализма 4
2.2 Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл 5
2.3 Феодальная организация христианской церкви. Возникновение папства 6
2.4 Образование папского государства 8
2.5 Разрыв между западной и восточной церквами 9
2.6 Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров 10
2.7 Клюнийское движение 11
Список литературы 14
1. Роль церкви в период раннего средневековья
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко — очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Так, в «Перечне суеверий и языческих обычаев», составленного во Франции в VIII веке, упоминаются «борозды вокруг деревень» и об «идоле, по полям носимом». Преодолеть приверженность, к такого рода ритуалам, было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии «крестного хода» по полям с молением об урожае взамен языческого «ношения идола».
2. Христианская церковь в период раннего средневековья
Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла христианская церковь в Европе. Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе.
2.1 Роль христианской церкви в эпоху феодализма
Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие.
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию.
Низкий уровень развития производительных сил в средние века (следствием чего являлась огромная зависимость основного производителя материальных благ — крестьянина от стихийных сил природы), социальный гнёт, невыносимой тяжестью лежавший на народных массах, а также культурная отсталость — всё это обусловливало господствующую роль религиозной идеологии в феодальном обществе и создавало чрезвычайно благоприятные условия для всевозможных суеверий. Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.
2.2 Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл
Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения — специфические религиозные способы идеологического воздействия.
Церковь внушала людям, что человек от природы склонен к греху и не может без помощи церкви рассчитывать на «спасение», на получение «блаженства» после смерти в потустороннем мире. Библейская сказка о грехопадении Адама и Евы, соблазнённых дьяволом и ослушавшихся веления бога, за что все их потомки (т. е. всё человечество) осуждены нести на себе тяжесть этого преступления, а также учение о грехах, совершаемых каждым человеком, стали в руках церкви орудием духовного террора. Она учила (и учит), что всех людей ждут после смерти страшные кары за «грехи» и что лишь церковь обладает сверхъестественной силой («благодатью»), которая позволяет ей избавлять человека от загробных мук и обеспечивать ему райское блаженство после смерти.
Носителями этой «благодати» церковь объявляла представителей духовенства, которые будто бы получают некую «божественную» силу при посвящении их в сан. Право посвящать в сан священника имели лишь представители высшей церковной иерархии. Этим церковь ещё больше утверждала авторитет всех священнослужителей. «Благодать», согласно учению церкви, оказывает воздействие на людей при помощи особых магических действий, так называемых «таинств», которых христианская церковь признаёт семь: крещение, покаяние или исповедь, причащение, священство и др. Социальный смысл учения церкви о «таинствах» заключается в том, чтобы убедить эксплуатируемые массы в тщетности их классовой борьбы и вселить в них веру во всемогущество церкви, которая-де одна обладает средством для их «спасения».
Церковь внушала массам, что лишение человека «благодати» равносильно лишению его надежды на это «спасен
mirznanii.com