Название органоидов | Клетка растения | Клетка животного | Клетка гриба | Клетка бактерии |
Оболочка (клеточная стенка) | Есть целлюлоза (клетчатка) | Нет | Есть хитин | Есть муреин или слизистая капсула |
Плазматическая мембрана | Есть | Есть поверх гликокаликс | Есть | Есть |
Цитоплазма | Есть | Есть | Есть | Есть |
Ядро (ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышки, хромосомы) | Есть (кроме того кольцевые ДНК в митохондриях и пластидах) | Есть (кроме того кольцевые ДНК в митохондриях) | Есть одно, несколько, множество ядер(кроме того кольцевые ДНК в митохондриях) | Нет (ДНК замкнута в кольцо, условно называется «бактериальная хромосома») |
Эндоплазматическая сеть | Есть | Есть | Есть | Нет |
Аппарат Гольджи | Есть | Есть | Есть развит слабо | Нет |
Митохондрии | Есть | Есть | Есть | Нет |
Рибосомы | Есть | Есть | Есть | Есть мелкие |
Лизосомы | Есть | Есть | Есть | Нет |
Пластиды: хлоропласты хромопласты лейкопласты | Есть отсутствуют у некоторых водорослей — хроматофор | Нет | Нет | Нет (сине-зелёные водоросли или цианобактерии – хлорофилл) |
Вакуоли | Есть Крупные с клеточнымсоком | Сократительные, пищеварительные | Есть С клеточным соком (запас, изоляция веществ) | Есть |
Клеточный центр | Есть у водорослей и мхов | Есть (из центриолей) | Есть (у низших) | Нет |
Включения — непостоянные структуры цитоплазмы | Есть резервный углевод — крахмал | Есть резервный углевод — гликоген | Есть резервный углевод — гликоген | Есть резервный углевод — гликоген, крахмал |
Органоиды движения | Жгутики | Жгутики, реснички | Нет | Жгутики |
Споры | Для размножения | Нет | Для размножения | Для переживания неблагоприятных условий |
Сравнительная характеристика клеток растений, животных и грибов. 10 класс
Домашнее задание на07.12.2020 для 10 «Б» класса
Таблица: Сравнительная характеристика клеток растений, животных
и грибов.
Задание
1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика клеток растений, животных и грибов» (параграфы 5.1, 5.4)
2. Пояснения для составления таблицы:
— в таблице достаточно написать есть или нет органоид.
— В пункте хромосомы- написать тип хромосом (линейные или кольцевые).
— В пункте рибосомы- кроме есть/нет- тип рибосом.
— в пункте вакуоли- кроме есть/нет- двумя словами их особенности.
— В пункте включения (в скобках название резервного углевода)
— В пункте споры- кроме есть/нет ( в скобках для какого процесса нужны).
3. Зарисовать все клетки растений, животных, грибов с обозначениями.
4. Кратко законспектировать особенности строения клеточной стенки растений (см. файл ворд клеточная стенка
растений и слайд в этой презентации).
5. Рассмотреть микрофотографии и обратит внимание на то как выглядят органоиды на фотографиях ( уметь их
6. Сфотографировать работу, вставить в презентацию и отправить презентацию в элжур (принимаю работы до 12
часов утра пн. 7 декабря).
7. Смотрим видеоуроки (ссылки см. дальше).
8. В пн. 7 декабря 2020 первого урока онлайн не будет. На этом уроке вы пишите тест в гуглформе по теме про и
эукариоты, растения животные, грибы. (тест открывается в 11.30 и закрывается в 12.10).
https://forms.gle/XdKH6nasBgp8bSNp6
Уважаемые ученики 10 Б класса обращаю внимание, что фотографии вне презентации рассматривать не
буду!!!!!!!!!!!
Все необходимые ссылки
https://forms.gle/XdKH6nasBgp8bSNp6
Уроки:
https://www.youtube.com/watch?v=4kBk7doIYKw
https://www.youtube.com/watch?v=7uzCGcxqdw0&feature=emb_logo
Органоид (часть клетки)
Оболочка (клеточная стенка)
Плазматическая мембрана
Гликокаликс
Цитоплазма
Ядро
Хромосомы
Эндоплазматическая сеть
Аппарат Гольджи
Митохондрии
Рибосомы
Лизосомы
Пластиды: хлоропласты,
хромопласты, лейкопласты
Вакуоли
Клеточный центр
Включения – непостоянные
структуры (резервный углевод)
Органоиды движения
бактерии
растения
грибы
животные
Клетка животных
Клетка растений
Клетка грибов
Микрофотографии
Рис. Электронная
микрофотография
тонкого среза
типичной животной
клетки из печени
крысы — гепатоцита.
× 9600
микрофотография
Электронная
микрофотография тонкого
среза типичной растительной
клетки (клетка мезофилла
листа), × 15000.
Сравнение клеток бактерий, растений, животных и грибов (для учащихся 10 классов)
Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.
Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.
Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.
В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.
Умалатова Равганият Бийбулатовна, учитель биологии.
2.
Название ресурса
Сравнение клеток бактерий, растений, животных и грибов.
3.
Вид ресурса
Таблица.
4.
Предмет, УМК
Биология. Общая биология.
5.
Цель и задачи ресурса
Цель: проверить усвоение знаний о строении и функционировании органоидов клетки, выявить отличия и сходства в строении клеток бактерий, животных, растений и грибов.
6.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
10 класс.
7.
Программа, в которой создан ресурс
Microsoft Word.
8.
Методические рекомендации по использованию ресурса
Данный материал можно использовать при прохождении главы «Строение и функции клеток» в 10 классе. Таблицу можно использовать для закрепления главы «Строение и функции клеток», также можно использовать для подготовки ОГЭ и ЕГЭ. Таблица включает органоиды и их функции. Даются клетки бактерий, растений животных и грибов. В пустые строки таблицы надо записать, есть или нет. Если клетка содержится соответствующий органоид записывает да, если в клетке нет органоида записывает нет.
Деятельность учащихся: заполнение учащимися таблицы.
Деятельность учителя: обеспечение каждого учащегося листом с таблицей. Объяснение хода выполнения работы.
Проверка работ. Анализ ответов.
9.
Источники информации (обязательно!)
1.Общая биология: учебник для 10 кл. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. -М.: Дрофа, 2006
2.Биология 10 класс: поурочные планы.
Автор-составитель: О.Л.Ващенко,2007. Издательство «Учитель».
3.Биология.Тестовые задания с решениями/ Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский, В.В. Давыдов.-Минск:Букмастер,2013.-464 с.
4.ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург, 2017.-576 с.
§ 18. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Биология 9 класс Пасечник
1. Какие безъядерные организмы вам известны?
Безъядерной является клетка любой бактерии.
2. Что такое споры? Какова их роль?
Спора — это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.
Так размножаются некоторые животные, грибы и многие растения: многоклеточные водоросли, мхи, папоротники и др.
Вопросы
1. Какие признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами вы можете назвать?
Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной оболочки, единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки.
Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окружённые мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (её роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет пластид. Рибосомы у прокариот мелкие.
Прокариоты чаще размножаются бесполым путём, а именно делением клетки надвое. Половой процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у них встречается значительно реже.
2. Для чего бактериям споры?
Бактерия переживает неблагоприятные условия в состоянии споры, которая может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.
Выполните лабораторную работу.
Рассматривание клеток бактерий, грибов, растений и животных под микроскопом
Цель работы: выявить сходства и различия в строении клеток бактерий, грибов, растений и животных.
Ход работы
1. Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3. Сравните строение растительной и животной клеток.
В растительной и животной клетке существуют общие органоиды, такие как ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Однако растительная клетка имеет существенные отличия от животной клетки.
Растительная клетка как и животная, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных клеток.
Накапливающие клеточный сок вакуоли есть в растительных, но отсутствуют в животных клетках.
Преобладание синтетических процессов над процессами освобождения энергии — это одна из наиболее характерных особенностей обмена веществ растений. Первичный синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется в пластидах. Так, в животных клетках, в отличие от растительных, отсутствуют следующие пластиды: хлоропласты (отвечают за реакцию фотосинтеза), лейкопласты (отвечают за накопление крахмала) и хромопласты (придают окраску плодам и цветам растений)
4. Сделайте вывод.
Таким образом, основные отличия растительной от животной клетки:
1) В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы.
2) В растительной клетке есть вакуоли.
3) Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
Задания
Проанализировав содержание параграфа и результаты лабораторной работы, определите критерии (признаки) для сравнения клеток прокариот и эукариот; грибов, растений, животных. Результаты сравнения занесите в соответствующие таблицы.
Сравнение клеток прокариот и эукариот
Конспект и презентация урока «Сравнение клеток растений, животных, грибов».
Цели для учителя:
образовательные:
— создать условия для формирования у обучающихся представлений о строении животной, растительной, грибной клеток; об отличительных и сходных признаках; знать клеточные и неклеточные формы жизни;
— закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клеток;
развивающие:
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— способствовать развитию интеллектуальной сферы обучающихся (умение работать с учебником, учебным диском, «маршрутным листом»): умение находить главное, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
-развивать монологическую речь;
— содействовать развитию коммуникативных навыков через взаимоотношения ученик – ученик, ученик – учитель;
— совершенствовать работу обучающихся с ИКТ;
— поощрять творческую активность обучающихся;
воспитательные:
— формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового общения;
— воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия;
воспитывать у обучающихся уважительное отношение к людям умственного труда, учёным-исследователям, трудолюбие.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок — исследование
Организация пространства
Групповая, индивидуальная, фронтальная работа.
Опорные понятия, термины: клетка, ядро, плазматическая мембрана, цитоплазма, прокариоты, эукариоты.
Новые понятия: клеточная стенка, пластиды, вакуоль, включения.
Формы контроля: фронтальный опрос; составление и анализ «концептуальной таблицы»
Домашнее задание: учебник стр.46-47; контрольные тесты см. диск; создать модели клеток из разного материала.
Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист учащегося»
Просмотр содержимого документа
«маршрутные листы»
ГРУППА I — ботаники
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Дата ________________2016год
Тема урока __________________________________________________________________________
Задание для группы:
Используя электронный диск и учебник стр. 46-47, исследуйте строение растительной клетки.
Чем сверху покрыта растительная клетка?
Из чего состоит клеточная оболочка?
Какие виды пластид, их строение и роль для растения?
Какие по размеру вакуоли в клетке?
Какое вещество запасается в клетках растений?
Сконструируйте модель растительной клетки на доске (магнитная модель).
Заполните таблицу, наличие органоидов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие «-» во время отчета групп
Части клетки, органоиды | Растительная | Животная | Грибная |
Общие признаки:
1.
2.
3.
4.
Различия:
1.
2.
3.
4.
ГРУППА II -зоологи
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Дата ________________2016год
Тема урока __________________________________________________________________________
Задание для группы:
Используя электронный диск и учебник стр. 46-47, исследуйте строение животной клетки.
Какое вещество запасается в клетках животных?
Чем отличаются вакуоли животной клетки?
Какую роль в клетке выполняет ядро, как оно устроено?
Создайте модель-аппликацию животной клетки.
Заполните таблицу, наличие органоидов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие «-» во время отчета групп.
Части клетки, органоиды | Растительная | Животная | Грибная |
Общие признаки:
1.
2.
3.
4.
Различия:
1.
2.
3.
4.
ГРУППА III – микологи
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Дата ________________2016год
Тема урока __________________________________________________________________________
Задание для группы:
1. Используя электронный диск и учебник стр. 46-47, исследуйте строение грибной клетки.
Чем сверху покрыта клетка, из чего состоит?
Как устроена плазматическая мембрана и ее роль в клетке?
Что такое цитоплазма, из каких веществ она состоит?
Какие вещества запасаются в грибной клетке?
Создайте модель клетки гриба на компьютере.
Заполните таблицу, наличие органоидов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие «-» во время отчета групп.
Части клетки, органоиды | Растительная | Животная | Грибная |
Общие признаки:
1.
2.
3.
4.
Различия:
1.
2.
3.
4.
ГРУППА IV –Вирусологи
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Дата ________________2016 год
Тема урока __________________________________________________________________________
Задание для группы:
Строение вируса (учебник стр. 47; электронный диск)
Главное отличие от клеток растений, животных и грибов.
Где могут жить и размножаться?
Сколько видов известно?
Способ питания.
Какие заболевания вызывают вирусы.
Составьте памятку «Профилактика гриппа».
Заполните таблицу, наличие органоидов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие «-» во время отчета групп.
Части клетки, органоиды | Растительная | Животная | Грибная |
Общие признаки:
1.
2.
3.
4.
Различия:
1.
2.
3.
4.
Просмотр содержимого презентации
«клетка»
Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов
Урок биологии в 10 классе на тему: Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.Учитель: Шангареева Назифа Загитовна
Дата проведения: 29.11.2012 г.
Цель урока: обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов.
Задачи урока:
образовательные
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной и грибной клеток, принципиальном единстве их строения; формировании единой картины живой природы;
развивающие:
— развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
— развивать образное и логическое мышление, речь — словарный запас биологических знаний;
-создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность;
— совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом;
воспитательные
-формирование научного мировоззрения;
-выработка коммуникативных навыков при работе в группе;
-воспитывать интерес к познанию живой природы.
Оборудование:
-таблицы, изображающие строение клеток растений, животных и грибов;
-раздаточный материал для сбора модели клетки;
-раздаточный материал с инструкцией для выполнения лабораторной работы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент. (2мин.)
Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и начнем наш урок. А если вы посмотрели бы друг на друга через микроскоп, что бы вы увидели? (клетки) А только мы состоим из клеток? (нет) А кто ещё? (Бактерии, растения, животные, грибы) Значит все они состоят из клеток? (да) На какие две группы мы разделили эти организмы на прошлом уроке? (прокариоты и эукариоты) Давайте вспомним их особенности, выполнив самостоятельную работу.
2. Проверка домашнего задания.
Для проверки знаний приготовлены задания по вариантам трех уровней: 1,2,3 задания на оценку три, 4 задание на четверку, 5 задание на пятерку.
(Выполняется самостоятельная работа на 4 мин.)
Тема: Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.
Вариант1.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А.Оформленное ядро.
Б.Цитоплазма.
В.Митохондрии.
Г.Эндоплазматическая сеть.
2)Аппарат Гольджи не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных.
3)К прокариотам относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.
В.Бактерии.
Г.Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Кольцевая ДНК характерна для бактерий.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии не относятся к эукариотам, потому что они не имеют………..
Вариант 2.
Выбрать один правильный ответ:
1)Перечислите черты сходства клеток прокариот и эукариот:
А.Оформленное ядро.
Б.Митохондрии.
В.Эндоплазматическая сеть.
Г.Рибосомы.
2)Лизосомы не встречается в клетках:
А.Бактерий.
Б.Растений.
В.Животных.
Г.Всех перечисленных.
3)К эукариотам не относятся:
А.Грибы.
Б.Животные.
В.Бактерии.
Г.Растения.
4)Правильно ли утверждение?
Впячивания клеточной мембраны внутрь клетки бактерий называются мезосомы.
5)Вставьте пропущенное слово:
Бактерии относятся к прокариотам, потому что они не имеют………..
4.Взаимопроверка. ( 2мин.)
Поменяйтесь с одноклассником тетрадями, проверьте работу, поставьте оценку.
(Правильные ответы на обратной стороне доски. Корректировка знаний. Уточнение оценок.)
Ответы:
В1. В.2
1)Б 1)Г
2)А 2)А
3)В 3)В
4)Да 4)Да
5)Ядра 5)Ядра
5.Постановка проблемной задачи: (1мин.)
Чем же отличаются эукариоты от прокариотов? (наличием ядра)
А все эукариоты одинаковы по строению? (нет) А есть сходства? (есть) А какие различия и сходства, и чем они объясняются?
Какая же цель урока?
(На доске) Число.
Тема: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Цель урока: выяснить сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов и их причины.
(записи в тетради, 1мин.)
6. Выполнение исследовательской работы – моделирование клетки.
(выполняется по группам, для каждой группы своё задание, 5 мин; выступление 3 мин.)
Задание: 1).Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом и рисунками учебника собрать модель клетки растений (1группа), животных (2группа), грибов (3группа). 2). Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий.
3).Найденные данные вписать в таблицу.
4).Чем объясняются эти сходства и различия?
Выполнив вместе задание, мы получим ясную картину сходства и различий.
Исследовательская работа – моделирование клетки.
1группа
Растительная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки растений .
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий растительной клетки с клетками животных и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.
2группа
Животная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74) собрать модель клетки животных.
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий животной клетки с клетками растений и грибов.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Исследовательская работа – моделирование клетки.
3группа
Грибная клетка.
Задание:
1.Пользуясь знаниями, полученными при изучении строения клетки, текстом (стр.75-79), рисунками учебника №22 (стр.56) и №23 (стр.57), таблицей №3 (стр.74), рисунком клетки собрать 4.Чем объясняются эти сходства и различия?
2. Объяснить одноклассникам у доски по своей модели признаки сходства и различий грибной клетки с клетками растений и животных.
3.Найденные данные вписать в таблицу на доске и в тетради.
4.Чем объясняются эти сходства и различия?
Таблица: Сравнение строения клеток растений, животных и грибов.
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Способ питания | Автотрофы | Гетеротрофы | Гетеротрофы: сапрофиты, симбионты, паразиты |
Клеточная стенка | Есть. Клетка не меняет своей формы | Нет. Клетка может менять свою форму | Есть. Клетка не меняет своей формы |
Пластиды | Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. | Нет. | Нет. |
Вакуоли | Крупные полости, с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. | Мелкие пищеварительные, сократительные, выделительные. | Полости с клеточным соком, с запасом питательных веществ. Тургор клетки. |
Синтез АТФ | В пластидах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
Способ хранения питательных веществ | В вакуолях | В клеточных включениях | В вакуолях |
Центриоли | Нет | Есть | Есть |
Деление | Образуются перегородки между дочерними клетками | Образуются перетяжки между дочерними клетками | Образуются перегородки между дочерними клетками |
7.О чём говорит сходство и различие растительной, животной и грибной клетки?
Выводы: (1мин.)
1.Сходство указывает на принадлежность этих клеток к эукариотами и на единство их происхождения.
2. Различия указывают на то, что они относятся к разным царствам. Их эволюция шла разными путями.
7.Физкульминутка.(1мин.)
8.Решение проблемно — практических задач: ( 6мин.)
Задача 1. Семья уехала в отпуск на месяц в санаторий. Перед отъездом приспособили для комнатных растений систему полива, но забыли открыть плотные шторы на окнах. Чем же они были расстроены, когда приехали с отпуска домой? (без солнца не было фотосинтеза в хлоропластах и растения погибли от отсутствия питательных органических веществ).
Задача 2. В этом году была хорошая осень и много уродилось грибов, но когда я в лесу стала собирать грибы, то увидела повсюду пеньки от срезанных грибов и грибы, вырванные с мицелием. Будут ли расти здесь на следующий год столько же много грибов? (нет, грибы нельзя срезать, потому что оставшийся пенек будет гнить и вызовет гниение мицелия в почве; грибы нельзя и вырывать из почвы с мицелием, если мицелий разрушить, то он не образует плодового тела; грибы при сборе надо осторожно выкручивать, а ямку присыпать листвой)
Задача 3. Некоторые наши ученики не хотят кушать в школьной столовой, а некоторые капризничают и дома – вместо полноценной пищи увлекаются сладостями, едой всухомятку. К чему это может привести? (клеткам для нормального функционирования необходимы достаточное количество питательных веществ и кислорода, а если клетка будет испытывать их недостаток – то, например, митохондрии плохо будут функционировать и могут возникнуть различные заболевания)
Вывод: чтобы клетки в нашем организме хорошо функционировали, необходимо правильно питаться и достаточно гулять на свежем воздухе.
9. Закрепление знаний(10 мин.)
Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Давайте мы с вами сейчас рассмотрим клетки растений, животных и грибов под микроскопом и выполним лабораторную работу. Не забывайте при работе с микроскопом о правилах Т.Б.
Лабораторная работа:Наблюдение клеток растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах.
Цель:
рассмотреть клетки растений , животных, грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:
микроскопы,
готовые микропрепараты растительной (элодея), животной (инфузория-туфелька), грибной (плесневые грибы) клеток,
таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы.
На уроке:
-рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных, животных и грибных клеток;
-зарисуйте по одной растительной, животной и грибной клетке;
— подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
Дома:
-сравните строение растительной, грибной и животной клеток;
-о чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?
-о чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
10.Гимнастика для глаз. (1мин.)
11.Ребята, мы многое знаем про клетки, а эти знания нужны в жизни человека? (Да)
Сообщения учащихся о достижениях в изучении клетки, значении их. (5мин.)
12.Выставление оценок. (1мин.)
13. Домашнее задание: (1мин.)
1)§19.
2) Оформить лабораторную работу.
3)Подготовить сообщения о вирусах, о достижениях в изучении клетки.
14.Рефлексия. (1мин.)
Продолжите предложения — наш урок подошел к концу и я хочу сказать:
-для меня было открытием то, что ……….
-сегодня мне на уроке удалось (не удалось) …………
Урок закончен, до свидания.
Достарыңызбен бөлісу:
Методическая разработка урока биологии на тему «сходство и различия в строении клеток растений животных и грибов»
Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов»
Баламутова ТИ.
Ровеньской р — н
Мною давно замечено, что объяснительно – иллюстративный способ обучения, уроки — лекции не дают нужного результата. А знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую по мере возможности, конечно, исследовательский метод. Учащиеся работают непосредственно с природными объектами (живыми растениями и животными), гербарными экземплярами, микропрепаратами, комнатными растениями. Они анализируют их строение, сравнивают, обобщают, делают выводы. Всё это развивает мыслительную деятельность учащихся.
В качестве примера мною предложена эта разработка урока.
Тема урока: Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов
Цели урока: 1. Обеспечить знание учащимися сходства и различий в строении клеток растений, животных и грибов; особенностей строения прокариотов и эукариотов;
2. Совершенствовать навыки учащихся при работе с микроскопом;
3. Создать условия для включения учеников в активную-познавательную деятельность, исследовательскую работу;
4. Сформировать личностное отношение к содержанию урока
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: микроскоп, временные влажные препараты растительной и грибной клетки, постоянные препараты животной клетки; таблицы «Бактерии», «Строение клеток эукариот».
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Ход урока:
Организационный момент.
Этап проверки домашнего задания:
Теоретическая минутка:
— Что изучает цитология?
— Какие функции выполняет плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, г-ЭПС, ш-ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии?
2. Беседа с учащимися по вопросам:
Учащиеся отвечают, сопровождая ответы показом у доски по таблице «Бактерии»
-Чем прокариотическая клетка отличается от эукариотической?
-Какую форму имеют бактерии?
-Почему бактерии образуют споры и какова их функция?
-Как размножаются бактерии?
-Какова роль бактерий в природе и почему одних бактерий называют «друзьями» человека, а других — «врагами»?
III. Этап подготовки к изучению нового материала
Ребята, обратите ваше внимание на высказывание Аристотеля на доске: «Познание начинается с удивления». Мне тоже хочется, чтобы вы удивились.
Возьмите в руки предметные стёкла, поместите на них каплю воды. Я даю вам лист элодеи, выдержанный под исскуственным светом. Приготовьте микропрепарат. Рассмотрите под микроскопом на большом увеличении.
Скажите, что вы видите? Что отличает растительную клетку от животной? Почему движутся хлоропласты?
Какие ещё микропрепараты приготовлены у вас на столе?
Каковы же цели нашего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Изучение нового материала:
Беседа с учащимися. Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: автотрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете существуют представители нескольких царств живых существ: животных, растений, простейших, грибов. Как вы думаете, почему учёные считают, что у растений, животных, грибов, простейших общие предки?
Выполнение исследовательской работы
«Изучение строения клетки (растительной, грибной, животной) под микроскопом»
Материалы для работы: готовые микропрепараты различных видов растительных и животных тканей, одноклеточных организмов: лук, картофель, листья элодеи, гриб-мукор, клетки эпителия слизистой оболочки ротовой полости и др.
Ход работы:
Приготовление препарата чешуи кожицы лука.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных организмов, растительных и животных тканей.
Сравнить строение растительной, животной и грибной клеток.
Зарисовать клетки. Записать результаты наблюдений в таблицу «Сравнение клеток растений, животных и грибов»
Таблица №1
Признаки | Клетки растений | Клетки животных | Клетки грибов |
Рисунок клетки | |||
Клеточная стенка | |||
Пластиды | |||
Вакуоли | |||
Ядро | |||
Центриоли | |||
Способ питания | |||
Запасной углевод | |||
Синтез АТФ | |||
Деление |
Пользуясь таблицей «Строение эукариотических клеток», рисунками учебника 22 и 23 на с. 56, текстом учебника на с. 76-78 заполнить таблицу до конца и ответить на вопросы:
— Чем растительная клетка отличается от животной?
— Почему грибы учёные выделяют в отдельное царство?
3. Демонстрация учителем грибов сапротрофов, паразитов, симбионтов.
4. Работа в парах с новыми терминами (выписать новые термины и их
объяснение в тетрадь).
V. Этап проверки первичного усвоения знаний.
Тестирование. Выбери один правильный ответ
1. Выберите один из признаков, свидетельствующий о наличии общих предков у эукариот?
А. Все эукариоты имеют особые маленькие кольцевые двуцепочечные молекулы ДНК – плазмиды
Б. Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов
В. Гетеротрофное питание
Г. Автотрофное питание
2. Клетки растений не имеют:
А. Хлоропластов
Б. Митохондрий
В. Центриолей
Г. Ядра
3. Клетки животных не имеют:
А. Митохондрий
Б. Аппарата Гольджи
В. Хлоропластов
Г. Клеточного центра
4. Клетки грибов не содержат:
А. Ядра
Б. Пластид и хлорофилла
В. Оболочки
Г. Цитоплазмы
5. Клеточной стенки нет у…
А. Животных
Б. Растений
В. Грибов
Г. Растений и грибов
6. Сапротрофами называют …
А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ
Б. Грибы, питающиеся живой органикой
В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями
Г. Грибы, питающиеся и мёртвой и живой органикой
7. Паразитами называют…
А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ
Б. Грибы, питающиеся живой органикой
В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями
Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой
8. Симбионтами называют…..
А. Грибы, питающиеся органикой мёртвых существ
Б. Грибы, питающиеся живой органикой
В. Грибы, находящиеся во взаимовыгодной связи с растениями
Г. Грибы, питающиеся и мёртвой, и живой органикой
9. Нитевидные структуры в один ряд клеток, из которых построено тело гриба
А. ДНК
Б. Крахмал
В. Гифы
Г. Гликоген
10. Деление клеток осуществляется благодаря образующейся перегородки между дочерними клетками у…
А. Животных
Б. Растений
В. Животных и растений
Взаимопроверка. Убирается таблица «Строение клеток эукариот» на доске. Под ней ключ ответов. Учащиеся оценивают знания друг друга.
1-б,2-в,3-в,4-б,5-а,6-а,7-б,8-в,9-в,10-б.
VI.Этап закрепления знаний по вопросам:
— Почему клетки растений зелёные, а клетки животных и грибов не имеют
такой окраски?
— Почему животная клетка может менять свою форму, а растительная — нет?
— Каковы различия в делении растительных и животных клеток?
— Почему грибы выделены в самостоятельное царство?
— Чем растительная клетка отличается от животной?
— На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты
имели общих предков?
Этап информации о домашнем задании
П. 19, В. 1-5 с. 78.
Подготовить сообщение о природе вируса СПИДа.
Этап подведения итогов урока.
Этап рефлексии
Учитель: «Продолжите предложения. Наш урок подошёл к концу и я хочу сказать:
— для меня было открытием то, что…
— сегодня на уроке мне удалось (не удалось)…»
Резюме
Использование метода исследовательской деятельности на уроках позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета.
При разработке данного урока использовался опыт Л. П. Анастасова, В, С. Кучменко «Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы» Дрофа Москва 2002 год, опыт Е. В. Шикова «Исследовательский принцип в обучении» //Биология в школе.-1995.-№2.-с.19, опыт кандидатов педнаук: Т. В. Ивановой, Т. А. Козловой «Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии» Москва «Школа – Пресс» 1997год
1 | Фамилия Имя Отчество (полностью) автора | Баламутова Татьяна Ивановна |
2 | Название статьи ( материала) | Методическая разработка урока биологии на тему «Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов» с использованием проблемно-поискового и исследовательского методов. |
3 | Должность, предметная
область, ученая | Учитель биологии |
4 | Город, населенный пункт | Белгородская область, Ровеньской район с. Клименково |
5 | Представляемая организация | МОУ «Клименковская СОШ» |
6 | Почтовый адрес (для рассылки сборника) | 309746, Белгородская область, Ровеньской район, с. Клименково |
7 | Телефон служебный с указанием кода города | 238 – 51 – 1 – 34 |
8 | Телефон домашний с указанием кода города | 238 – 51 – 1 – 01 |
9 | Е-mail(если есть) | |
10 | Как Вы узнали о нашем сборнике? | Районный методико-информационный центр |
11 | Дата отправления материалов | 14. 12. 2006 год |
12 | Следует ли Вас информировать
о будущих | Да |
В чем разница между растениями, грибами и животными?
Эукариоты — это любой вид организмов, у которых есть сложные клетки, которые включают митохондрии, ядра и другие части клетки. Три основные группы клеток — это грибы, растения и животные. Многие грибы связаны с растениями лишь поверхностно. Они могут выглядеть как растения и иметь клеточные стенки, похожие на стенки растительных клеток, но существует древо френологии, показывающее, как грибы могут быть более тесно связаны с животными, чем с растениями.Поскольку животные в эволюционной истории ближе к грибам, чем растения, можно сказать, что гриб более близок к человеку, чем к овощам в салат-баре.
Белок
Белковые последовательности грибов больше похожи на животных, чем на растения. Например, белок клеточной слизистой плесени больше похож на животный белок, чем на растительный. Длина рибосом в грибах показывает аминокислоту, которая похожа на мышцу. Фактически, есть несколько аминокислотных последовательностей, которые похожи на белки тяжелых цепей у млекопитающих.Одна из этих аминокислот на 81 процент идентична человеческой аминокислоте.
Хлорофилл
Растительная целлюлоза отличается от грибной целлюлозы. При рентгеновском исследовании целлюлоза растений более кристаллическая, чем целлюлоза грибов. И грибы, и животные не содержат хлоробластов, а это означает, что ни грибы, ни животные не могут обрабатывать фотосинтез. Хлорофилл делает растения зелеными и обеспечивает растениям питание. Напротив, грибы поглощают питательные вещества из разлагающегося растительного материала посредством ферментативного процесса, а животные поглощают их пищу.
Хитин
Грибы и животные содержат молекулу полисахарида, называемую хитином, которой нет у растений. Хитин — это сложный углевод, используемый в качестве структурного компонента. Грибы используют хитин как структурный элемент клеточных стенок. У животных хитин содержится в экзоскелете насекомых и в клювах моллюсков. Хитин действует аналогично растительной целлюлозе, но хитин сильнее. Исследования, проведенные на полисахаридах грибов, показали, что добавление щелочи, содержащей азот, уничтожает грибы и производит уксусную кислоту.Эти химические реакции не происходили в полисахаридах растений.
Грибы — это не водоросли
Водоросли — самые простые и примитивные растения. В 1955 году доктор Джордж У. Мартин пришел к выводу, что грибы произошли от водорослей, потерявших хлорофилл. Однако гипотеза Мартина не учитывала, что атмосферные условия могли отличаться от тех, что были в 1955 году, когда зародилась жизнь. Кроме того, Мартин не принимал во внимание, что азотфиксирующие бактерии могли существовать еще до появления растений, что можно было использовать. как источник пищи для грибов.В 1966 году доктор А.С. Суссман заметил, что, хотя грибы внешне напоминают водоросли, некоторые аспекты грибов, такие как ядра клеток и их организация, не могут быть объяснены.
Стерины
Некоторые биологи отмечают, что стерины животных и грибов отличаются друг от друга, поэтому грибы не могут быть похожи на животных. Животные производят холестерин, а грибы — эргостерин. При ближайшем рассмотрении, стерины грибов и животных содержат ланостерин, а фитостерины зеленых растений содержат циклоартенол.
Своя категория?
Возможно, грибы не происходят ни от растений, ни от одноклеточных животных. Некоторые биологи утверждали, что грибы филогенетически отличаются от всех других эукариот. По-видимому, грибы уникальны тем, что сами по себе требуют фактора удлинения трансляции, называемого EF-3. Есть некоторые белковые активности, которые необходимы для удлинения трансляции in vivo.
Чем клетки растений отличаются от клеток грибов? • Earth.com
Чем отличаются растения и грибы на клеточном уровне? Plantae и Fungi — два из трех основных царств в области Eukaryota (третья группа — Animalia, в которую входят вы и я).
Многие грибы растут так же, как растения. Они населяют сходные экосистемы и могут даже образовывать симбиотические отношения вместе. Микориза — это грибок, который растет на корнях растений, помогая растениям поглощать питательные вещества из почвы, в то время как растение обеспечивает гриб сахаром. Конечно, большинство грибов не очень похожи на растения.
Но разница между грибами и растениями заключается не только в глубине кожи (или коры). Хотя грибы часто населяют экосистемы, аналогичные растениям, плесень и дрожжи еще больше отличаются от растений!
Если посмотреть на растительную клетку и клетку грибов под микроскопом, можно обнаружить некоторые интересные сходства и различия.
Сходства между растительными клетками и клетками грибовНа клеточном уровне растения и грибы действительно имеют некоторое сходство. Начнем с этого.
Как клетки растений, так и клетки грибов:
- Имеют клеточные стенки. По сути, это тонкая и прочная оболочка из сахаров, которая окружает клетку. Клетки животных (например, ваши) не имеют этой клеточной стенки.
- Имеют мембраносвязанные ядра, как у животных клеток. У прокариотических клеток их нет.
- Конденсировать ДНК благодаря гистоновым белкам (опять же, как у всех эукариот, но не у прокариот).
- Имеют органеллы, в том числе митохондрии. У нас с тобой тоже есть органеллы.
- Производят различные типы тканей. Животные тоже могут это делать.
И растения, и грибы также неподвижны во взрослом состоянии, хотя семена растений и споры грибов могут перемещаться на большие расстояния. У грибов также есть корнеподобные структуры, называемые гифами, хотя это сходство не на клеточном уровне.
Различия между растительными и грибковыми клеткамиНесмотря на все сходства между растениями и грибами, это совершенно разные группы организмов.
Различия между растительными клетками и клетками грибов включают:
- Клеточная стенка гриба состоит из трех частей: хитина, глюканов и белков. Клеточная стенка растения обычно состоит из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина, агара и других.
- Грибы поглощают пищу из субстрата, на котором они растут — будь то почва, растение, кусок хлеба или даже живое животное. Вот почему грибок может быть такой большой проблемой для сельскохозяйственных культур и вашего ящика для продуктов!
- У грибов образуются плодовые тела, называемые спорами, тогда как у большинства растений образуются семена. Исключение составляют папоротники, споры которых похожи на споры грибов, но не идентичны им.
- Некоторые грибы, включая дрожжи, имеют одноклеточные формы.
- Клетки грибов не содержат хлоропластов — органелл, которые растения используют для превращения солнечного света в энергию.
К сожалению, все эти различия не обязательно позволяют легко отличить растительную клетку от клетки гриба под микроскопом. Маловероятно, что взглянув на клетку, вы поймете, состоит ли ее клеточная стенка из хитина или хлоропласта, да и найти хлоропласт тоже непросто.
Обычно легче идентифицировать гриб или растение, глядя на весь организм, чем пытаться идентифицировать его на клеточном уровне!
Разница между растениями и грибами (с таблицей)
Их почти 8.7 миллионов видов живых существ на Земле, и изучение каждого из них по отдельности заняло бы много времени. Поэтому ученые потратили годы и годы, чтобы классифицировать виды на разные царства на основе их характеристик, и два таких царства — растения и грибы. Вначале грибы также считались растением, но позже сформировалось отдельное царство из-за его разновидностей.
Растения против грибовРазница между растениями и грибами заключается в том, что основным компонентом клеточной стенки является хитин (N-ацетилглюкозамин) у грибов, тогда как основным компонентом клеточной стенки является целлюлоза (глюкоза) у растений.Кроме того, у растений есть хлорофилл, который они используют для фотосинтеза, тогда как у грибов нет хлорофилла, поскольку они поглощают все необходимые им питательные вещества из почвы.
Таблица сравнения растений и грибовПараметр сравнения | Растения | Грибы |
Компонент клеточной стенки 10 | Компонент стенки клетки целлюлоза, которая представляет собой глюкозу.Основным компонентом клеточной стенки грибов является хитин, который представляет собой N-ацетилглюкозамин | |
Трофический уровень | Трофический уровень растений — продуценты. | Трофический уровень грибов — деструкторы. |
Тело | Тело растения состоит из корней, стеблей и листьев. | Тело гриба нитевидное, состоит из мицелия и гиф. |
Хранимая пища | В растениях хранимой пищей является крахмал. | У грибов хранимая пища — это гликоген. |
Размножение | Размножение растений семенами. | Размножаются грибами спорами. |
Наличие хлорофилла | У растений есть хлорофилл, который они используют для фотосинтеза. | В грибах нет хлорофилла, поскольку они поглощают все питательные вещества из почвы. |
Растения — это организмы из царства Plantae, которые проводят фотосинтез для производства собственной пищи.На Земле обитает более 300 000 видов. Растения очень важны для живых существ, поскольку они производят большую часть кислорода в мире. Они также важны в пищевой цепи, поскольку многие организмы полагаются только на растения в своем выживании.
Растения получают пищу посредством фотосинтеза, который представляет собой процесс производства таких питательных веществ, как сахар, из световой энергии и углекислого газа. Фотосинтез происходит в хлоропластах, содержащих хлорофилл и каротиноиды, которые поглощают световую энергию и преобразуют ее в пригодную для использования форму.
Растения необходимы, поскольку многие организмы питаются растениями, поэтому они являются основными продуцентами во многих экосистемах и ответственны за выживание всех живых организмов, поскольку они являются единственными производителями кислорода, что очень важно. Растения обладают способностью к размножению половым и бесполым путём и меняются поколениями.
Есть типы растений, это:
- Charophytes: Это сложные зеленые водоросли, в которых есть хлоропласты. Они занимаются половым размножением, а некоторые из них имеют сперматозоиды со жгутиками.
- Bryophytes: Эти растения не имеют сосудов, то есть не имеют сосудистой ткани. Сосудистая ткань — это ткань, переносящая воду и питательные вещества. Эти растения встречаются как на суше, так и в воде. У мохообразных есть части, похожие на стебли, корни и листья, но на самом деле это не корни, стебли и листья. Некоторыми примерами мохообразных являются мхи, печеночники и роголистники.
- Бессемянные сосудистые растения: Это сосудистые растения, у которых отсутствуют семена и которые размножаются спорами.Сначала эти растения были известны как птеридофиты, но позже эта группа не была признана правильной из-за различных свойств некоторых растений. Некоторые примеры этого типа растений — папоротники, хвощи, косолапости и колючки.
- Голосеменные: Семена этих растений не скрыты внутри завязи, а находятся на поверхности листьев. Некоторые примеры — хвойные деревья, гинкго и саговники.
- Покрытосеменные: Это цветковые растения, также самые распространенные.Существует более 295 000 различных видов этого типа. Их репродуктивные органы — это цветки, женские части которых — пестик, а мужские — тычинки и пыльца.
Грибы — это царство многоклеточных гетеротрофных организмов, которые играют важную роль в круговороте питательных веществ экосистемы. Грибки могут размножаться как половым, так и бесполым путем. Они также имеют некоторые общие черты с растениями и бактериями.
Грибы бывают как одноклеточными, так и многоклеточными организмами.Одноклеточные грибы известны как дрожжи. Клетки грибов имеют ядро и органеллы, подобные растениям и животным. Клеточные стенки грибов содержат хитин и лишены целлюлозы, которая является основным элементом клеточной стенки.
Большинство грибов способны размножаться как половым, так и бесполым путем. Бесполое размножение происходит за счет высвобождения спор или процесса фрагментации мицелия, который происходит, когда мицелий разделяется на множество, которые позже разрастаются отдельно.При половом размножении отдельные особи сливают свои гифы вместе.
Основные различия между растениями и грибами- Основным компонентом клеточной стенки растений является целлюлоза, которая представляет собой глюкозу, тогда как основным компонентом клеточной стенки грибов является хитин, который представляет собой N-ацетилглюкозамин.
- Трофический уровень растений — продуценты, тогда как трофический уровень грибов — деструкторы. в мировой экосистеме.
- Тело растения состоит из корней, стеблей и листьев, тогда как тело грибов нитевидное, оно состоит из мицелия и гиф.
- У растений хранимая пища — это крахмал, тогда как у грибов хранимая пища — это гликоген.
- Растения размножаются семенами, тогда как грибы размножаются спорами.
- У растений есть хлорофилл, который они используют для фотосинтеза, тогда как у грибов нет хлорофилла, поскольку они поглощают все питательные вещества из почвы.
Основным компонентом клеточной стенки является хитин (N-ацетилглюкозамин) у грибов, тогда как основным компонентом клеточной стенки является целлюлоза (глюкоза) у растений.Кроме того, у растений есть хлорофилл, который они используют для фотосинтеза, тогда как у грибов нет хлорофилла, поскольку они поглощают все необходимые им питательные вещества из почвы. Оба они способны к половому, а также к бесполому размножению.
Список литературы- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/03044157882
- https://science.sciencemag.org/content/293/5532/1129.abstract
3,2 Сравнение прокариотических и эукариотических клеток — концепции биологии — 1-е канадское издание
К концу этого раздела вы сможете:
- Назовите примеры прокариотических и эукариотических организмов
- Сравнить и сопоставить прокариотические клетки и эукариотические клетки
- Опишите относительные размеры различных типов ячеек
Клетки делятся на две большие категории: прокариотические и эукариотические.Преимущественно одноклеточные организмы из доменов Бактерии и Археи классифицируются как прокариоты ( про — = раньше; — карион — = ядро). Клетки животных, клетки растений, грибы и простейшие являются эукариотами ( eu — = верно).
Все клетки имеют четыре общих компонента: 1) плазматическую мембрану, внешнее покрытие, отделяющее внутреннюю часть клетки от окружающей среды; 2) цитоплазма, состоящая из желеобразной области внутри клетки, в которой находятся другие клеточные компоненты; 3) ДНК, генетический материал клетки; и 4) рибосомы, частицы, синтезирующие белки.Однако прокариоты несколько отличаются от эукариотических клеток.
Прокариотическая клетка — это простой одноклеточный (одноклеточный) организм, у которого отсутствует ядро или любая другая мембраносвязанная органелла . Вскоре мы увидим, что у эукариот это значительно отличается. Прокариотическая ДНК находится в центральной части клетки: затемненной области, называемой нуклеоидом.
Рисунок 3.6. На этом рисунке показана обобщенная структура прокариотической клетки.В отличие от архей и эукариот, бактерии имеют клеточную стенку из пептидогликана, состоящую из сахаров и аминокислот, а многие из них имеют полисахаридную капсулу (рис.6). Клеточная стенка действует как дополнительный слой защиты, помогает клетке сохранять свою форму и предотвращает обезвоживание. Капсула позволяет клетке прикрепляться к поверхностям в окружающей среде. У некоторых прокариот есть жгутики, пили или фимбрии. Жгутики используются для передвижения, в то время как большинство пилей используются для обмена генетическим материалом во время типа воспроизводства, называемого конъюгацией.
В природе взаимосвязь между формой и функцией очевидна на всех уровнях, включая уровень клетки, и это станет ясно, когда мы исследуем эукариотические клетки.Принцип «форма следует за функцией» встречается во многих контекстах. Например, птицы и рыбы имеют обтекаемые тела, которые позволяют им быстро перемещаться в среде, в которой они живут, будь то воздух или вода. Это означает, что, в общем, можно вывести функцию структуры, глядя на ее форму, потому что они совпадают.
Эукариотическая клетка — это клетка, которая имеет связанное с мембраной ядро и другие мембраносвязанные компартменты или мешочки, называемые органеллами , которые выполняют специализированные функции.Слово эукариотическое означает «истинное ядро» или «истинное ядро», имея в виду присутствие в этих клетках связанного с мембраной ядра. Слово «органелла» означает «маленький орган», и, как уже упоминалось, органеллы обладают специализированными клеточными функциями, так же как органы вашего тела имеют специализированные функции.
При диаметре 0,1–5,0 мкм прокариотические клетки значительно меньше эукариотических клеток, диаметр которых варьируется от 10 до 100 мкм (рис. 3.7). Небольшой размер прокариот позволяет ионам и органическим молекулам, которые входят в них, быстро распространяться в другие части клетки.Точно так же любые отходы, образующиеся в прокариотической клетке, могут быстро уйти. Однако более крупные эукариотические клетки развили различные структурные адаптации для улучшения клеточного транспорта. Действительно, большой размер этих клеток был бы невозможен без этих приспособлений. В общем, размер ячейки ограничен , потому что объем увеличивается намного быстрее, чем площадь поверхности ячейки. По мере того, как ячейка становится больше, ячейке становится все труднее и труднее получать достаточное количество материалов для поддержки процессов внутри ячейки, потому что относительный размер площади поверхности, через которую должны транспортироваться материалы, уменьшается.
Рисунок 3.7 На этом рисунке показаны относительные размеры различных типов ячеек и клеточных компонентов. Взрослый человек показан для сравнения.Прокариоты — это преимущественно одноклеточные организмы из доменов Бактерии и Археи. Все прокариоты имеют плазматические мембраны, цитоплазму, рибосомы, клеточную стенку, ДНК и не имеют мембраносвязанных органелл. У многих также есть полисахаридные капсулы. Прокариотические клетки имеют диаметр от 0,1 до 5,0 мкм.
Подобно прокариотической клетке, эукариотическая клетка имеет плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы, но эукариотическая клетка обычно больше прокариотической клетки, имеет истинное ядро (то есть ее ДНК окружена мембраной) и имеет другую мембрану. -связанные органеллы, которые позволяют разделить функции.Эукариотические клетки, как правило, в 10-100 раз больше прокариотических клеток.
эукариотическая клетка: клетка, имеющая мембраносвязанное ядро и несколько других мембраносвязанных компартментов или мешочков
органелла: мембраносвязанный отсек или мешок внутри клетки
прокариотическая клетка: одноклеточный организм, не имеющий ядра или любой другой мембраносвязанной органеллы
Клеточная стенка (растения, грибки, бактерии) — структура и функции
Определение клеточной стенки
- Клеточная стенка — это жесткий и защитный слой вокруг плазматической мембраны, который обеспечивает механическую поддержку клетки.
- Это неживая структура, образованная живым протопластом.
- Клетки животных не имеют клеточной стенки. Они присутствуют в большинстве растительных клеток, грибов, бактерий, водорослей и некоторых архей.
- В клетках растений клеточная стенка состоит из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина и белка. У многих грибов клеточная стенка состоит из хитина, а у бактерий клеточная стенка содержит комплексы белок-липид-полисахарид.
- Клеточная стенка выполняет множество важных функций в клетке, включая защиту, структуру и поддержку.
Жесткий слой полисахаридов, покрывающий мембрану растительных и прокариотических клеток; сохраняет форму клетки и служит защитным барьером.
Стенка клетки растения- Стенка растительной клетки многослойна и состоит максимум из трех секций.
- Из самого внешнего слоя клеточной стенки эти слои идентифицируются как средняя ламелла, первичная клеточная стенка и вторичная клеточная стенка.
- В то время как все клетки растений имеют среднюю пластинку и первичную клеточную стенку, не все клетки имеют вторичную клеточную стенку.
- Средняя пластинка : этот внешний слой клеточной стенки содержит полисахариды, называемые пектинами. Пектины способствуют клеточной адгезии, помогая клеточным стенкам соседних клеток связываться друг с другом.
- Первичная клеточная стенка: Этот слой образуется между средней пластинкой и плазматической мембраной в растущих клетках растений. Он в основном состоит из микрофибрилл целлюлозы, содержащихся в гелеобразной матрице волокон гемицеллюлозы и полисахаридов пектина.Первичная клеточная стенка обеспечивает прочность и гибкость, необходимые для роста клеток.
- Вторичная клеточная стенка: Этот слой образуется между первичной клеточной стенкой и плазматической мембраной в некоторых растительных клетках. Как только первичная клеточная стенка перестает делиться и расти, она может утолщаться, образуя вторичную клеточную стенку. Этот жесткий слой укрепляет и поддерживает клетку. Помимо целлюлозы и гемицеллюлозы, некоторые вторичные клеточные стенки содержат лигнин. Лигнин укрепляет клеточную стенку и способствует проводимости воды в клетках сосудистой ткани растений.
Клеточная стенка грибов представляет собой матрицу из трех основных компонентов:
- Хитин
Полимеры, состоящие в основном из неразветвленных цепей β- (1,4) -связанного-N-ацетилглюкозамина у Ascomycota и Basidiomycota, или поли-β- (1,4) -связанного-N-ацетилглюкозамина (хитозана) у Zygomycota . И хитин, и хитозан синтезируются и экструдируются на плазматической мембране.
- Глюканы
Полимеры глюкозы, которые служат для сшивания полимеров хитина или хитозана.β-глюканы — это молекулы глюкозы, связанные через β- (1,3) — или β- (1,6) — связи и обеспечивающие жесткость клеточной стенки, в то время как α-глюканы определяются α- (1,3) — и / или α- (1,4) связи и функционируют как часть матрицы.
- Белки
Ферменты, необходимые для синтеза и лизиса клеточной стенки в дополнение к структурным белкам, все присутствуют в клеточной стенке. Большинство структурных белков, обнаруженных в клеточной стенке, гликозилированы и содержат маннозу, поэтому эти белки называются маннопротеинами или маннанами.
Стенка бактериальной клеткиСтенки бактериальных клеток состоят из пептидогликана (также называемого муреином), который состоит из полисахаридных цепей, сшитых необычными пептидами, содержащими D-аминокислоты.
- Структура клеточной стенки уникальна и состоит из дисахарид-пентапептидных субъединиц. Дисахариды
- N-ацетилглюкозамин и N-ацетилмурамовая кислота представляют собой чередующиеся сахарные компоненты (фрагменты) с аминокислотной цепью, связанной с молекулами N-ацетилмурамовой кислоты.
- Полимеры этих субъединиц сшиваются друг с другом посредством пептидных мостиков с образованием пептидогликановых листов. В свою очередь, слои этих листов сшиты друг с другом, образуя многослойную сшитую структуру значительной прочности. Эта структура пептидогликана окружает всю клетку.
- Заметным различием между клеточными стенками грамположительных и грамотрицательных бактерий является существенно более толстый слой пептидогликана у грамположительных бактерий.
- Кроме того, клеточная стенка грамположительных бактерий содержит тейхоевые кислоты (т.е. полимеры глицерина или рибитолфосфата в сочетании с различными сахарами, аминокислотами и аминосахарами).
- Опора: Стенка ячейки обеспечивает механическую прочность и поддержку. Он также контролирует направление роста клеток.
- Выдерживать тургорное давление: Тургорное давление — это сила, действующая на клеточную стенку, когда содержимое клетки прижимает плазматическую мембрану к клеточной стенке.Это давление помогает растению оставаться неподвижным и прямостоячим, но также может привести к разрыву клетки.
- Регулировать рост: Клеточная стенка посылает сигналы клетке, чтобы войти в клеточный цикл, чтобы делиться и расти.
- Регулировать диффузию: Стенка клетки пористая, что позволяет некоторым веществам, включая белки, проходить внутрь клетки, не допуская проникновения других веществ.
- Связь: Клетки общаются друг с другом через плазмодесмы (поры или каналы между стенками растительных клеток, которые позволяют молекулам и коммуникационным сигналам проходить между отдельными растительными клетками).
- Защита: Клеточная стенка обеспечивает барьер для защиты от вирусов растений и других патогенов. Это также помогает предотвратить потерю воды.
- Хранение: В клеточной стенке хранятся углеводы для использования в росте растений, особенно в семенах.
- Альбертс Б. (2004). Существенная клеточная биология. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: научный паб Garland.
- Verma, P. S., & Agrawal, V. K. (2006). Клеточная биология, генетика, молекулярная биология, эволюция и экология (1-е изд.). С.Чанд и компания ООО
- Тилле П. М. и Форбс Б. А. (2014). Диагностическая микробиология Бейли и Скотта (тринадцатое издание). Сент-Луис, Миссури: Эльзевир.
- Мэдиган, Майкл Т .; Мартинко, Джон М .; Брок, Томас Д. (2005). Брок-биология микроорганизмов (11-е изд.). Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл.
- https://www.oughttco.com/cell-wall-373613
- library.open.oregonstate.edu/microbiology/chapter/bacteria-cell-walls
- https: // биология.tutorvista.com/animal-and-plant-cells/cell-wall.html
Клеточная стенка (растения, грибы, бактерии) — структура и функции
Сравнение прокариотических и эукариотических клеток
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Назовите примеры прокариотических и эукариотических организмов
- Сравнить и сопоставить прокариотические клетки и эукариотические клетки
- Опишите относительные размеры различных типов ячеек
Клетки делятся на две большие категории: прокариотические и эукариотические.Преимущественно одноклеточные организмы из доменов Бактерии и Археи классифицируются как прокариоты ( про — = раньше; — карион — = ядро). Клетки животных, клетки растений, грибы и простейшие являются эукариотами ( eu — = верно).
Компоненты прокариотических клеток
Все клетки имеют четыре общих компонента: 1) плазматическую мембрану, внешнее покрытие, отделяющее внутреннюю часть клетки от окружающей среды; 2) цитоплазма, состоящая из желеобразной области внутри клетки, в которой находятся другие клеточные компоненты; 3) ДНК, генетический материал клетки; и 4) рибосомы, частицы, синтезирующие белки.Однако прокариоты несколько отличаются от эукариотических клеток.
Рисунок 1. На этом рисунке показана обобщенная структура прокариотической клетки.
Прокариотическая клетка — это простой одноклеточный (одноклеточный) организм, в котором отсутствует ядро или любая другая мембраносвязанная органелла. Вскоре мы увидим, что у эукариот это значительно отличается. Прокариотическая ДНК находится в центральной части клетки: затемненная область, называемая нуклеоидом (рис. 1).
В отличие от архей и эукариот, бактерии имеют клеточную стенку из пептидогликана, состоящую из сахаров и аминокислот, а многие из них имеют полисахаридную капсулу (рис. 1).Клеточная стенка действует как дополнительный слой защиты, помогает клетке сохранять свою форму и предотвращает обезвоживание. Капсула позволяет клетке прикрепляться к поверхностям в окружающей среде. У некоторых прокариот есть жгутики, пили или фимбрии. Жгутики используются для передвижения. Пили используются для обмена генетическим материалом во время типа воспроизводства, называемого конъюгацией. Фимбрии — это белковые придатки, которые бактерии используют для прикрепления к другим клеткам.
Эукариотических клеток
В природе взаимосвязь между формой и функцией очевидна на всех уровнях, включая уровень клетки, и это станет ясно, когда мы исследуем эукариотические клетки.Принцип «форма следует за функцией» встречается во многих контекстах. Например, птицы и рыбы имеют обтекаемые тела, которые позволяют им быстро перемещаться в среде, в которой они живут, будь то воздух или вода. Это означает, что, в общем, можно вывести функцию структуры, глядя на ее форму, потому что они совпадают.
Эукариотическая клетка — это клетка, которая имеет связанное с мембраной ядро и другие связанные с мембраной компартменты или мешочки, называемые органеллами, которые выполняют специализированные функции.Слово эукариотическое означает «истинное ядро» или «истинное ядро», имея в виду присутствие в этих клетках связанного с мембраной ядра. Слово «органелла» означает «маленький орган», и, как уже упоминалось, органеллы обладают специализированными клеточными функциями, так же как органы вашего тела имеют специализированные функции.
Размер ячейки
При диаметре 0,1–5,0 мкм прокариотические клетки значительно меньше эукариотических клеток, диаметр которых варьируется от 10 до 100 мкм (рис. 2). Небольшой размер прокариот позволяет ионам и органическим молекулам, которые входят в них, быстро распространяться в другие части клетки.Точно так же любые отходы, образующиеся в прокариотической клетке, могут быстро уйти. Однако более крупные эукариотические клетки развили различные структурные адаптации для улучшения клеточного транспорта. Действительно, большой размер этих клеток был бы невозможен без этих приспособлений. В общем, размер ячейки ограничен, потому что объем увеличивается намного быстрее, чем площадь поверхности ячейки. По мере того, как ячейка становится больше, ячейке становится все труднее и труднее получать достаточное количество материалов для поддержки процессов внутри ячейки, потому что относительный размер площади поверхности, через которую должны транспортироваться материалы, уменьшается.
Рис. 2. На этом рисунке показаны относительные размеры различных типов ячеек и клеточных компонентов. Взрослый человек показан для сравнения.
Сводка раздела
Прокариоты — это преимущественно одноклеточные организмы из доменов Бактерии и Археи. Все прокариоты имеют плазматические мембраны, цитоплазму, рибосомы, клеточную стенку, ДНК и не имеют мембраносвязанных органелл. У многих также есть полисахаридные капсулы. Прокариотические клетки имеют диаметр от 0,1 до 5,0 мкм.
Подобно прокариотической клетке, эукариотическая клетка имеет плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы, но эукариотическая клетка обычно больше прокариотической клетки, имеет истинное ядро (то есть ее ДНК окружена мембраной) и имеет другую мембрану. -связанные органеллы, которые позволяют разделить функции.Эукариотические клетки, как правило, в 10-100 раз больше прокариотических клеток.
Дополнительный вопрос самопроверки
1. Опишите структуры, характерные для прокариотической клетки.
Ответ
1. Прокариотические клетки окружены плазматической мембраной и имеют ДНК, цитоплазму и рибосомы, как и эукариотические клетки. У них также есть клеточные стенки и может быть клеточная капсула. Прокариоты имеют одну большую хромосому, не окруженную ядерной мембраной.Прокариоты могут иметь жгутики или подвижность, пили для конъюгации и фимбрии для прикрепления к поверхностям.
царств организмов и таблица 3
— Несколько Организация
Бактерии (эубактерии)
Археи (Архебактерии) и
Eukarya (Eukaryotes; далее делится на Protista, Plantae, Животные и грибы).
Ссылка: GJ Olsen и CR Woese (1993). FASEB Journal 7: 113-123.
Шесть Королевств : Растения, Животные, простейшие, грибы, архебактерии, эубактерии.
================
Monera (включает
Eubacteria и Archeobacteria )Физические лица одноклеточный, может двигаться или не двигаться, иметь клеточную стенку, не иметь хлоропластов или другие органеллы и не имеют ядра.Монеры обычно очень крошечные, хотя один тип, а именно сине-зеленые бактерии, похожи на водоросли. Они есть нитевидные и довольно длинные, зеленые, но не имеют видимой структуры внутри клетки. Нет видимого механизма подачи. Они поглощают питательные вещества через клетку стены или производить самостоятельно путем фотосинтеза.
Протиста
Протисты одноклеточные и обычно перемещаются ресничками, жгутиками или амебоидными механизмами.Обычно клеточная стенка отсутствует, хотя некоторые формы могут иметь клеточную стенку. Они имеют органеллы, включая ядро, и могут иметь хлоропласты, поэтому некоторые из них будут будет зеленым, а другие — нет. Они маленькие, хотя многие из них достаточно велики, чтобы быть узнаваемым в препаровальный микроскоп или даже в увеличительное стекло. Питательные вещества приобретаются путем фотосинтеза, приема внутрь других организмов или оба.
Грибы
Грибы бывают многоклеточный, с клеточной стенкой, органеллы, включая ядро, но нет хлоропласты.У них нет механизмов передвижения. Грибки различаются по размеру от микроскопических до очень крупных (например, грибов). Питательные вещества усваиваются путем абсорбции. По большей части грибы получают питательные вещества от разложения. материал.
Plantae
Растения многоклеточные и большинство из них не двигаются, хотя гаметы некоторых растений перемещаются, используя реснички или жгутики. Присутствуют органеллы, включая ядро, хлоропласты, и клеточные стенки присутствуют.Питательные вещества приобретаются путем фотосинтеза (они все требуют солнечного света).
Животные
Животные многоклеточные и двигаются с помощью ресничек, жгутиков или мышечных органы на основе сократительных белков. У них есть органеллы, в том числе ядро, но без хлоропластов или клеточных стенок. Животные получают питательные вещества проглатывание.
=====================
ПОДПИСАТЬСЯ ПОЛУЧЕНО ИЗ : http: // biology.about.com/od/evolution/a/aa091004a.htm
Организмы: Метаногены, галофилы, термофилы, Психрофилы
Тип клетки: Прокариотическая
Метаболизм: в зависимости от вида — кислород, водород, углекислый газ, сера, сульфид могут понадобиться для обмена веществ.
Приобретение корма: в зависимости от вида — потребление корма может абсорбционным, нефотосинтетическим
фотофосфорилирование или хемосинтез.
Воспроизведение: бесполое двоичное воспроизведение
II. Эубактерии
Организмы : Бактерии, Цианобактерии (сине-зеленые водоросли), Актинобактерии
Тип клеток : Прокариотические
Метаболизм : В зависимости от вида — кислород может быть токсичным, переносимым или необходимым для обмена веществ.
Приобретение корма : В зависимости от вида — потребление пищи может быть поглощено, фотосинтез или хемосинтез.
Размножение : Бесполое размножение
Организмы : Амебы, зеленые водоросли, бурые водоросли, диатомеи, эвглена, слизевики
Клетка Тип : эукариотический
Метаболизм : Кислород необходим для обмена веществ.
Питание Приобретение : В зависимости от вида — потребление пищи может быть путем абсорбции, фотосинтеза или проглатывания.
Размножение : в основном бесполое размножение. Мейоз встречается у некоторых видов.
Организмы : Грибы, дрожжи, плесень
Клетка Тип : эукариот
Метаболизм : Кислород необходим для обмена веществ.
Питание Приобретение : Поглощение
Размножение : Бесполое или половое размножение происходит.
Организмы : Мхи, покрытосеменные (цветковые), голосеменные, печеночники, папоротники
Тип клеток : эукариотические
Метаболизм : Кислород необходим для обмена веществ.
Приобретение питания : Фотосинтез
Размножение : Некоторые виды размножаются бесполым путем митоза.Остальные виды демонстрируют половое размножение.
VI. Животные
.