Таблица по биологии 10 класс органоиды – Таблица по биологии «Строение и функции органоидов клетки» скачать

Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Презентация Органоиды клетки 10 класс

Слайд 1

органоиды клетки

Слайд 2

Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.

Слайд 3

ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ НЕМЕМБРАННЫЕ МЕМБРАННЫЕ Одномембранные Двумембранные Рибосомы Клеточный центр Микротрубочки Микрофиламенты Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи Лизосомы Вакуоли Митохондрии Пластиды

Слайд 4

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) Система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки Соединена с ядерной мембраной. Транспорт веществ в клетке Разделение клетки на отсеки ЭПС Гладкая Шероховатая Синтез углеводов Синтез белков и липидов

Слайд 5

Комплекс Гольджи Функции Накопление органических веществ «Упаковка» органических веществ Выведение органических веществ Образование лизосом Окруженные мембранами полости (цистерны) и связанная с ними система пузырьков.

Слайд 6

Лизосомы Мембранные пузырьки величиной до 2 мкм заполненные ферментами Участвуют в формировании пищеварительных вакуолей, разрушении крупных молекул клетки, р азрушение отмерших органоидов клетки, у ничтожение отработавших клеток.

Слайд 7

Вакуоли Мембранные полости содержащие клеточный сок, могут содержать пигменты Накопление запасных питательных веществ Резервуар воды Поддержание тургорного давления в клетке

Слайд 8

Митохондрии Двумембранные органоиды продолговатой формы. Внутренняя мембрана образует выросты – кристы. Внутреннее полужидкое содержимое – матрикс , содержит ДНК, РНК и рибосомы. Синтез АТФ Являются энергетическими станциями клеток. Полуавтономные органоиды клетки, способны к самостоятельному делению

Слайд 9

Пластиды Различают три типа пластид: Хлоропласты – зеленые, осуществляют фотосинтез Хромопласты – цветные, окрашивают части растения (цветки, плоды) Лейкопласты – бесцветные, содержат запасы углеводов Хлоропласты Хромопласты Лейкопласты

Слайд 10

Овальные тельца, имеющие форму выпуклой линзы Двумембранные органоиды, наружная мембрана – гладкая, внутренняя – складчатая с гранами В мембранах гран находится пигмент – хлорофилл Содержат ДНК, РНК и рибосомы Осуществляют синтез АТФ и углеводов Хлоропласты

Слайд 11

Рибосомы Тельца сферической или слегка овальной формы, состоящие из большой и малой субъединиц Субъединицы синтезируются в ядрышке Большинство прикрепляются к шероховатой ЭПС, часть лежит свободно в цитоплазме Функция – синтез белка

Слайд 12

Клеточный центр Органоид расположенный вблизи ядра клеток животных и растений (исключение высшие растения) Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу, каждая из которых состоит из белковых микротрубочек Участвует в образовании веретена деления клетки

Слайд 13

Микротрубочки Полые цилиндрические структуры Образуют цитоскелет клетки, веретено деления, центриоли, жгутики и реснички Микротрубочки обозначены зеленым цветом

Слайд 14

Микрофиламенты Сократимые элементы цитоскелета, образованы нитями актина и других сократительных белков Участие в формировании цитоскелета клетки, амебоидном движении и др. Микрофиламенты окрашены в красный цвет

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (10 класс) на тему: методическая разработка по биологии раздела "Клетка" для 10 класса

тема урока:        Эукариотическая клетка. Цитоплазма и органоиды.

Задачи урока:

- сформировать знания об основных частях клетки: мембране, цитоплазме, органоидах клетки, выполняемых ими функциях в связи с особенностями строения.

- сформировать умение находить на таблицах органоиды в растительной и животной клетках.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: методы контроля (тест), словесно-наглядные (рассказ с демонстрацией ОМС модулей и таблиц),  частично-поисковые.

Ожидаемые результаты:

В ходе урока обучающиеся должны знать: особенности строения мембранных и немембранных компонентов клеток и ее основных частей.

Уметь: находить на таблицах различные органоиды клетки.

Оборудование: ПК, проектор, ОМС модуль «Мембранные органоиды»,  таблицы по биологии.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания – тест «Нуклеиновые кислоты» (4 варианта)
  3. Изучение нового материала:
  1. Общие черты строения эукариотической клетки (рассказ с составлением на доске схем). Учащиеся  в процессе рассказа переносят схемы в свои тетради.

                                             

        

        

  1. Наружная плазматическая мембрана:

Состав:

- двойной слой липидов;

- белки;

- углеводы.

Функции:

- ограничение внутренней среды клетки;

- сохранение формы клетки;

-защита;

- регуляция поступления ионов в клетку;

- выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ;

- объединение отдельных клеток в ткани;

- обеспечение фаго- и пиноцитоза.

  1. Органоиды клетки:  (рассказ с демонстрацией ОМС модуля «мембранные органоиды»,  работа с текстом и рисунками таблицы и учебника. Составление таблицы.

Органоид

Строение

Функции

1.рибосомы

Не имеют мембранного строения, состоят из двух частей или субъединиц.

Универсальные органоиды всех клеток животных и растений. В них синтезируются белки.

2. клеточный центр

Не имеет мембранного строения. Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу.

Принимает участие в деление клеток животных и низших растений.

3.микротрубочки

Не имеет мембранного строения. Состоят из субъединиц глобулярного белка- тубулина.

Образуют внутренний каркас. Поддерживают форму, образуют нити веретена деления, входят в состав ресничек и жгутиков.

4.эндоплазматическая сеть (ЭПС)

Система мембран, имеющих универсальное строение (такое же , как наружная мембрана). Гранулярная ЭПС несет рибосомы, гладкая лишена их.

Обеспечивает транспорт веществ, делит  клетку на отдельные секции. Гранулярная ЭПС участвует в синтезе белка. В каналах ЭПС образуются сложные молекулы белка, синтезируются жиры, транспортируется АТФ.

5.аппарат Гольджи

Одномембранный органоид, состоящий из стопочки плоских цистерн

В цистернах накапливаются продукты синтеза и распада веществ и вещества поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Упакованные в пузырьки, они поступают в цитоплазму; одни используются, а другие выводятся наружу.  Из пузырьков в дальнейшем образуются лизосомы.

6.лизосомы

Одномембранные органоиды, в которых находятся ферменты, синтезированные на рибосомах.

Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при пино- и фагоцитозе. Переваривание отмерших частей клетки.

7.митохондрии

Имеют двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует выросты – кристы.

Дыхательная и энергетическая.

8.лейкопласты

Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2-3 выроста. Бесцветны.

Присутствуют в растительных клетках, служат местом отложения запасных питательных веществ.

9. хлоропласты

Имеют двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин – тилакоидов стромы и тилакоидов гран

Характерны для растительных клеток. Органоиды фотосинтеза. Синтез собственных белков.

10.хромопласты

Имеют двухмембранное строение. Содержат красящие пигменты – красные, оранжевые, желтые.

Характерны для растительных клеток. Придают окраску лепесткам цветков.

  1. Закрепление:

В модуле ОМС: пункт «Что вы запомнили?»

Вопросы:

  1. Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Митохондрий в этих же клетках значительно меньше. Объясните эти факты с точки зрения функций, выполняемых данными органоидами.
  2. Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных и нетренированных людей?
  3. Что произойдет в клетке при разрушении мембраны лизосом?

5.    Подведение итогов урока: (в форме беседы)

Формулирование выводов о наличии этих органоидов в клетках всех организмов как доказательстве единства их строения.

  1. Домашнее задание: п. 2.7.

nsportal.ru

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему: Биология в таблицах

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………............................………4

Уровни организации живой материи……………………………………………………………...5

Основные свойства живых систем………………………………………………………………..6

Молекулярный уровень организации живой природы ……… ……………………………….7

Неорганические вещества………………………………………………………………………….8

Органические вещества        Углеводы и жиры…………………………………………………9

Органические вещества     Белки…………………………………………………………………10

Нуклеиновые кислоты –ДНК…………………………………………………………………….. .11

Рибонуклеиновая кислота – РНК, АТФ ………………………………………………………….12

Структурная организация клетки………………………………………………………………….13

Структурная организация клетки продолжение…………………………………………………14

Прокариотические и эукариотические клетки ………………………………………………….15

Обмен веществ (метаболизм) …………………………………………………………………….16

Способы питания клеток (формы ассимиляции) ………………………………………………17

Обмен веществ и энергии у автотрофных и гетеротрофных клеток. Фотосинтез ………19

Жизненный цикл клетки. Митоз …………………………………………………………………...20

Характеристика форм размножения ……………………………………………………………..21

Гаметогенез …………………………………………………………………………………………..22

Оплодотворение. Эмбриональное развитие. …………………………………………………..23

Литература ……………………………………………………….................................................24

                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие «Биология в таблицах и схемах» адресовано студентам 1 курса всех специальностей.

В данную работу включены таблицы и схемы, в которых в сжатой и лаконичной форме изложены сведения по биологии в объеме, соответствующем программе по биологии.

Материал в пособии расположен сообразно рабочей программе по разделам: «Учение о клетке» и «Размножение и индивидуальное развитие».

Таблицы и схемы этих разделов представляют сведения о веществах, образующихся или входящих в живые системы; характеристику строения клетки и важнейших процессов, происходящих в ней: обмен веществ и энергии, фотосинтез, биосинтез, деление клетки; дают представления о размножении и развитии организмов.

Пособие можно рассматривать как один из вариантов систематизации биологических знаний.

Данное методическое пособие может быть использовано учителями на уроках, а также учащимися при самостоятельной работе на уроке и дома.

nsportal.ru

План-конспект урока по биологии (10 класс) по теме: План-конспект урока биологии на тему «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

План-конспект  урока

по биологии в 10 классе МБОУ «Седельниковская СШ №2» Седельниковского района Омской области

на тему «Мембранные органоиды клетки»

Разработала: Дербенева К.А.

слушатель курсов профессиональной переподготовки  «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверила: Мутовкина Э.Э.

с. Седельниково, 2017


Тема: «Мембранные органоиды клетки» в 10 классе

Цель: изучить мембранное строение основных органоидов растительной, животной и бактериальной клетки, а также выделить их отличия.

Задачи:

- общеобразовательная: дать представление об отличиях растительной,  животной и бактериальной клетке, мембранном строении органоидов.

- воспитывающая: формировать экологическую культуру.

- развивающая: продолжать развивать умение анализировать, сопоставлять информацию по биологии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в группах.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.

Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.

Предметные: повторение особенностей строения и выполняемых функций органоидами клетки,  продолжение изученя клеточного уровня организации жизни. Формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.

Тип урока: изучение нового материала. 

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, учебник Биология.10класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., раздаточный материал, опорный конспект.

Основные понятия: эукариоты, прокариоты, клеточная мембрана, комплекс Гольджи, гладкая ЭПС, шероховатая ЭПС, вакуоль и лизосома, ядро, пластиды, рибосомы, органоиды движения, митохондрии, немембранные, одно- и двухмембранные органоиды.

План:

1. Организационный момент (2 мин.)  

2. Проверка д/з (7 мин.)

3.Мотивация (2 мин.)

4. Изучение нового материала (19 мин.)

5. Закрепление изученного материала (8 мин.)

6. Подведение итогов (2 мин.)

7. Рефлексия (3 мин.)

8. Домашнее задание (2 мин.)


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (2 мин.)  

Приветствие, проверка присутствующих.

Приветствие учителя, называют фамилии отсутствующих обучающихся

2. Проверка д/з

(7 мин.)

Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках?

Верно, и сейчас мы проверим ваши знания о строении эукариотической клетки.

Задание: «Ученик 9 класса подготовил реферат по теме: «Особенности строения эукариотической клетки», а утром он обратил внимание на то, что страницы лежат неровной стопкой, а некоторые валяются на полу. Только теперь он вспомнил, что не пронумеровал страницы. Колонки с названиями органоидов, с определением их функций были перепутаны. Вся информация, наверное, теперь не соответствовала действительности. Как теперь установить это несоответствие?»

Итак, на экране представлены термины, а на карточках (приложение 1) их определения и функции, ваш задача в ваших тетрадях сопоставить цифру арабскую, букву и цифру римскую так, чтобы получилось верная характеристика органоида. На работу у вас 5 минут. Время пошло. (слайд 1)

Ответы: 1-А; 2-Б; 3-Е; 4-Г; 5-Д; 6-В; 7-Ж.

А теперь проверим, поменялись тетрадями с соседом по парте. Итак, верные ответы. (слайд 2)

А сейчас поднимите руки, кто получил отметку «5»? ….. «4»?.... «3»? … «2»?

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемый ответ: Мы говорили об особенностях и функциях органоидов клетки.

Выполняют задание, после чего выполняют взаимопроверку и выставляют отметку.

3.Мотивация (2 мин.)

По наличию или отсутствию мембраны в своей структуре органоиды можно разделить на 2 группы. Какие?

Верно, а мы с вами говорили о том, какие из органоидов относятся к каждой из групп? Тогда, как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (слайд 3)

Запишите число и тему урока и подумайте, какую цели мы поставим сегодня перед собой? (записывается на доске)

Отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемый ответ:

- Мембранные и немембранные.

Определяют тему урока, записывают её в тетради, ставят цель урока.

4. Изучение нового материала (19 мин.)

Предлагаю сейчас поработать самостоятельно с учебником. Откройте их на странице 46. Итак, по мере чтения §9, вы заполняете столбики схемы, которая представлена  на экране. (слайд 4)

А чтобы нам быстрее с этим справиться, работаем по группам: 1й ряд формулирует определение понятию «немембранные органоиды клетки», а также выписывают органоиды относящиеся к этой групп себе в тетради, 2й ряд –одномембранные, 3й –двумембранные. После чего мы все вместе восстанавливаем эту схему. На это у вас 5 минут, время пошло.

Время вышло, проверяем. Итак, выступающий от 1го ряда? 2го ряда? 3го ряда?

Немембранные органоиды — это органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны.  

Скажите, пожалуйста, а для чего мембрана самим органоидам, как вы думаете?

 А разве у клетки нет мембраны? Для чего она отдельным органоидам? И почему некоторые прекрасно существуют без нее?

Итак, давайте посмотрим, все ли основные органоиды мы записали?

 Верно, на странице 51 вашего учебника прочтите и скажите, к какой группе нам следует дописать этот органоид?

Правильно. А теперь давайте вспомним, у всех ли клеток есть ядро? А у каких нет? Как они называются?

Вы правы. Давайте вспомним, из чего состоит ядро? .(слайд 5)

А скажите, какова функция ядра? .(слайд 6-7)

Хорошо, а как же тогда существуют прокариоты? У них нет в клетке наследственной информации?

Верно, а кроме как в ядре, в клетках ещё есть органоиды с наследственной информацией? Если да, то какие?

Посмотрите на схему. К какой группе относятся органоиды, содержащие в себе наследственную информацию?

Вы правы. Мы говорили о прокариотах, а скажите мне, пожалуйста, как называются клетки с оформленным ядром?

Верно, а если я скажу, что все эукариоты практически идентичны друг другу, я буду права?

Тогда назовите мне отличия?

Давайте подробнее разберем этот вопрос и выполним Лаб. работу №3. В своих тетрадях записываем название лабораторной работы и внимательно изучаем задание на экране.(слайд 8-9)

На эту работу у вас 7 минут. После чего сдаем тетради.

Выполнение Лабораторной работы №3.

Тема: Строение растительной, животной и бактериальной клеток.

Цель: Изучение строения  растительной, животной и бактериальной клеток. Удостовериться в многообразии клеток, их морфологических особенностей, функций, а также в единстве строения клеток.

Оборудование: Микроскоп, готовые микропрепараты растения (клетки кожицы лука),  тканей человека (рыхлая соединительная ткань), бактерий.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты различных клеток под микроскопом.
  2. Определите сходство и различия в строении.
  3. Результаты наблюдения внести в таблицу.

Сходства

Различия

  1. Сделать выводы по наблюдениям.

Итак, время вышло. Сдаем тетради.

Заполняют самостоятельно в группах по учебнику схему «Немембранные, одно- и двухмембранные органоиды клетки». По желанию, подняв руку, выступающие от каждой группы восстанавливают схему на экране. Остальные дописывают в своих тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемый ответ:

- Нет, в то схеме не отнесено ни к одно из групп ядро.

- Мембрана нужна для защиты.

- У клетки есть плазматическая мембрана, мембраны органоидов схожи, но отличаются по химическому составу и выполняют другие функции: ограждение цитоплазмы от содержания органоидов.  

- Нет, мы не записали в эту схему ядро.

- К двумембранным.

- Нет, не у всех. Такие клетки называют доядерные или прокариоты.

- Ядрышко, хроматин, ядерная оботочка.

- Хранение и передача наследственной информации.

- У прокариотов наследственная информация представлена в нуклеоиде в виде кольцевой хромосомы.

- Да, это хлоропласты и митохондрии.

- Все 3 органоида относятся к группе двумембранных органоидов.

- Эукариоты.

- Нет, потому что клетки эукариоты имеют различное строение в зависимости от принадлежности к определенному царству живой природы.

- (называют отличия клеток растений, грибов и животных)

Выполняют Лабораторную работу №3.

5. Закрепление изученного материала (8 мин.)

Предлагаю закрепить изученный материал, выполнив задания дифференцированной сложности по карточкам (приложение 2).

Итак, выберете и выполните те задания, которые вам, как вы считаете, по силам.

Верно выполнив карточку 1 вы получаете отметку «3». Карточку 2 - отметку «4». За верное выполнение карточки 3 вы можете получить отметку «5». (слайд 10)

На работу у вас 7 минут. Время пошло.

Время вышло. Верные ответы вы видите на экране, проверьте ручкой другого цвета правильность выполненных вами карточек и оцените вашу работу по критериям на доске.

Кто выполнил на «5»? … на «4»? …. «3»?.... «2»?

Выбирают одну из 3х разноуровневых карточек, выполняют её, осуществляют самопроверку и оценивают свою работу по предложенным критериям оценивания.

Поднимают руку на вопрос учителя об отметке.

6. Подведение итогов

Достигли ли мы поставленной на сегодня цели урока?

Анализируют достижение цели.

7. Рефлексия

(«Рефлексивный экран» на слайде 11:

1) сегодня я узнал…

2) было интересно…

3)было трудно…

4)я выполнял задания…

5) я понял, что…

6) теперь я могу…

7) я почувствовал, что…  

8) я приобрел…

9) я научился…

10) у меня получилось …

11) я смог…

12) я попробую…

13) меня удивило…

14) урок дал мне для жизни…

15) мне захотелось…)

На экране вы видите начала предложений, я предлагаю вам продолжить их опираясь на свои ощущения от сегодняшнего урока. Кто первый?

Производят рефлексию.

8. Домашнее задание

(Домашнее задание на экране: §9, ? 1-5 устно, §10, ? 1-3 устно, 4 письменно, схема в тетради (слайд 12)

На экране вы видите домашнее задание, откройте дневники и запишите его. Откройте учебники и посмотрите ваше домашнее задание, у кого-либо есть по нему вопросы? Кому-то непонятно, что необходимо сделать к следующему уроку?

Записывают домашнее задание в дневники,  просматривают его в учебнике и  спрашивают, если что-то непонятно.


Приложение 1

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков

Проверка домашнего задания

Строение

А. разветвленную сеть каналов и полостей в цитоплазме

Б. образование в  виде микротрубочек и пучков белковых волокон

В. сферические частицы, состоящие из двух субъединиц

Г. состоят из двух мембран – наружной и внутренней. Наружная -  гладкая, а от внутренней отходят перегородки - тиллакоиды

Д. состоит из матрикса и кристы

Е. небольшие овальные тельца, содержащие набор ферментов, разрушающих органические вещества

Ж. образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков


Приложение 2

Карточка 1

Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.

1. К эукариотам не относятся:

а) растения;             в) сине-зеленые водоросли;

б) грибы;                  г) животные.

2. Мембрана не выполняет функцию:

а) хранение наследственной информации;          в) транспортную;

б) соединение клеток друг с другом;                    г)защитную.

3. Плазматическая мембрана образована:

а) одним слоем липидов;                                    в) слоями углеводов;

б) одним слоем белков;                                       г) двумя слоями липидов и погруженными

молекулами белков.

4. Ядро выполняет функцию:

а) транспортную;                                                   в) питательную;

б) хранение наследственной информации;        г) защитную.

5. В состав ядра не входят:

а) хромосомы;            в) лизосомы;

б) хроматиды;             г) ядрышко.

Карточка 2

Задание 1. Выберите один верный вариант ответа.

1. К эукариотам не относятся:

а) растения;             в) сине-зеленые водоросли;

б) грибы;                  г) животные.

2. Мембрана не выполняет функцию:

а) хранение наследственной информации;          в) транспортную;

б) соединение клеток друг с другом;                    г)защитную.

3. Плазматическая мембрана образована:

а) одним слоем липидов;                                    в) слоями углеводов;

б) одним слоем белков;                                       г) двумя слоями липидов и погруженными

молекулами белков.

4. Ядро выполняет функцию:

а) транспортную;                                                   в) питательную;

б) хранение наследственной информации;        г) защитную.

5. В состав ядра не входят:

а) хромосомы;            в) лизосомы;

б) хроматиды;             г) ядрышко.

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Клеточный центр

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

Ответ запишите в виде таблицы.

Карточка 3

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Клеточный центр

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

Ответ запишите в виде таблицы.

Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.

2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?

3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?

4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?

5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?

Карточка 3

Задание 2.Установите соответствие между органоидами клетки и группами, на которые их делят в соответствии с их структурой.

ОРГАНОИДЫ

ГРУППА

1. Рибосомы

А. Одномембранные органоиды

2. Комплекс Гольджи

Б. Двухмембранные органоиды

3. Митохондрии

В. Немембранные органоиды

4. Хлоропласты

5. Цитоскелет

6. Лизосомы

7. ЭПС

8. Реснички и жгутики эукариот

9. Клеточный центр

Ответ запишите в виде таблицы.

Задание 3.Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы.

1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.

2. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки?

3. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название «клеточная энергостанция»?

4. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку?

5. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?


Список использованной литературы:

1. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

2. Биология.10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

3. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.

nsportal.ru

Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы

Слайд 1

ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ОРГАНОИДЫ ЦИТОПЛАЗМЫ. УРОК БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ: КОРШУНОВА О.В.

Слайд 4

Свободноживущие клетки

Слайд 5

Эукариотические клетки. Животная и растительная клетки.

Слайд 8

В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА

Слайд 9

1. Ограничение внутренней среды организма; 2. Сохранение формы клетки; 3. Защита; 4. Регуляция поступления ионов в клетку; 5. Выведение из клетки конечных продуктов обмена веществ; 6. Объединение отдельных клеток в ткани; 7. Обеспечение фаго- и пиноцитоза; 8. Транспорт веществ через цитоплазму. ФУНКЦИИ ЦИТОПЛАЗМАТИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ

Слайд 17

Одномембранные: Аппарат Гольджи; Лизосомы; ЭПС; Вакуоли. Двумембранные: Митохондрии; Пластиды Ядро. Органоиды мембранного строения

Слайд 18

ЗАДАНИЕ №1 Соотнесите названия органоидов с выполняемыми функциями. 1. Митохондрия. А. Синтез АТФ, участие в клеточном дыхании. 2. Хлоропласт. Б. Расщепление органических веществ. 3. Лизосома. В. Синтез белка. 4. Рибосома. Г. Фотосинтез. 5. Комплекс Гольджи. Д. Транспорт продуктов биосинтеза к поверхности клетки, образование лизосом. Ответ: 1 - А; 2 - Г; 3 - Б; 4 - В; 5 - Д.

Слайд 19

ЗАДАНИЕ №2 Выпишите номера суждений, которые относятся к эукариотам. Есть ядро, окруженное ядерной мембраной. Ядра нет, есть нуклеарная область. Внутри клетки отсутствуют мембранные структуры: митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи. Имеются митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи. Есть рибосомы. Только одноклеточные. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы. Ответ: 1, 4, 5, 7.

Слайд 20

Ответьте на вопрос. Какие клеточные структуры есть во всех животных клетках и редко встречаются в растительных? Ответ: клеточный центр, лизосомы.

Слайд 21

ЗАДАНИЕ №3 Назовите клеточные органоиды, встречающиеся только в растительных клетках Ответ: центральная вакуоль, пластиды.

Слайд 22

ЗАДАНИЕ №4 Соотнесите описание функций мембраны с их названиями Функции Описание 1. Барьерная. А. Световые реакции фотосинтеза в хлоропластах, окислительное фосфорилирование при дыхании в митохондриях. 2. Регуляторная. Б. Отделяют клетку от внешней среды. 3. Разграничивающая. В. Делят клетку на стенки (компартменты). 4. Энергетическая. Г. Регулируют обмен между клеткой и внешней средой. Ответ: 1 - Б; 2 - Г; 3 - В; 4 - А.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (10 класс) на тему: Урок "Эукариотическая клетка. Органоиды, цитоплазма"

Организационный момент

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок биологии?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Зарядитесь энергией хорошего настроения на весь урок.

Слайд 1

Слайд 2

I. Стадия вызова

1. Давайте вспомним слова песенки, которую мы пели с вами в 6 классе)

Мы без клетки лестничной не войдем в квартиру

В лифте заночуем плача от тоски.

Не бывать бы Карпову Чемпионом мира

Если бы не клетки шахматной доски.

Так и у растений все с клетки начинается,

А простая клетка устроена хитро

В ней и оболочка, в ней и цитоплазма,

В ней и вакуоли, и ядро.

А о каком  типе клеток в зависимости от генетического материала идет речь в стихотворении? Эукариотическая клетка

Формирование темы и целей урока

Как вы уже поняли наш урок сегодня будет посвящен  

ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ  КЛЕТКЕ. ЦИТОПЛАЗМЕ. ОРГАНОИДАМ

Слайд 3

Что хотели бы узнать о них? Чему сегодня на уроке можно научиться?

ЦЕЛИ:

Расширить знания об основных частях клетки и ее органоидах.

Показать взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией.

Научиться распознавать органоиды клеток.

Слайд 4

        НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Из числа сильных учащихся класса назначаются два эксперта, которые в течение урока будут отслеживать активность и правильность ответов одноклассников.

II.        ОСМЫСЛЕНИЕ

XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.

Слайд 5

Слайд  6

Вопросы: 

1) Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам?

2) Рассмотрите  на слайде примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.  

(Мембрана, цитоплазма, ядро)

Задание в тетради №2 стр.48

Заполнение кластера о структурных элементах эукариот

Слайд 7

Сейчас давайте вспомним, из каких органоидов состоят клетки

I вариант описывает растительную, II вариант животную клетку

Задание в тетради №5 стр.49

На рисунке-схеме подписать все известные органоиды

(обмен тетрадями  -взаимопроверка)

Строение и функции мембраны

Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что, клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран.

Просмотр мини ролика с мультимедийного сопровождения к учебнике  о строении мембраны. Автор Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Мы узнали о строении мембраны. Давайте подумаем какую она выполняет функцию в клетке.

Задание в тетради №6 стр. 50

Заполнить кластер о функциях мембраны

Обсуждение кластера, проверка.

Ребята, вспомните, как называются процессы, при помощи которых вещества попадают в клетку и наоборот выделяются из нее?

(Экзоцитоз, эндоцитоз)

Просмотр мини ролика с диска навигатора о фагоцитозе и пиноцитозе

Слайд 8

Диск к учебнику

Слайд 9

Слайд 10

Диск навигатор раздел 2.7

Эмоциональная разрядка и повторение различий растительной и животной клеток

Двое учащихся разыгрывают мини сценку. На груди у них прикреплены изображения клеток

Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...


Цвет-не тот, характер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.


-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!


-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала


-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?

О чем свидетельствует сходство в строении клеток?

        Обсуждение вопроса        

Слайд 11

Установите соответствие между группами и отдельными органами

При изучении информации о функциях органоидов вы обратили внимание на то, что они имеют разное строение.

Соотнесите понятия из разных колонок. При выполнении задания разрешается пользоваться учебниками

Учащиеся получают карточки

Работа в группах по 4 человека

органоиды

группы

Митохондрии

ЭПС

Клеточный центр

Вакуоль

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Рибосомы

Пластиды

Одномембранные

Двумембранные

Немембранные

Проведение коллективной проверки

Слайд 12

Домашнее задание: &2.7; №18, 17

Дополнительно  №7, составить синквейн

Слайд 13

III. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивная лабораторная работа.

Обучающий интерактив для выявления степени усвоения материала и как способ дополнительного закрепления . Один учащийся выполняет работу за компьютером остальные помогают, корректируют, проверяют.  Каждый раздел работы выполняет новый ученик.

Диск навигатор

Раздел 2.7

Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке?  Что делали? Чему научились?

Модельные ответы:

клетки эукариот имеют сходные органоиды;

обеспечивают себя необходимыми веществами;

обменные процессы идут на уровне клетки;

с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни.

Саморефлексия (5 пальцев)

После урока я стал знать больше.

Углубил знания по теме, могу применить их на практике.

На уроке было над чем подумать.

На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.

Работал добросовестно и достиг цели урока.

Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик.

Слайд 14

Слайд 15

        Заслушивание решения экспертов.

Выставление оценок.

Прощание с классом.

Слайд 16

nsportal.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о