Структурализм в социологии – Структурализм в социологии

Структурализм в социологии

СТРУКТУРАЛИЗМ в социологии- применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение находит к середине 60-х гг. в работах таких франц. исследователей, как Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фукс, Ж. Деррида и др.; они изучают этнографические, психологические, историко-научные, историко-культурные, эстетические образования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, смысл к-рых определяется не их собственным содержанием или внешними связями, но их местом в социальной системе. С. как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и об-ва. В социальных феноменах С.- в противовес своему непосредственному предшественнику и антиподу — экзистенциализму и др. субъективистским течениям — пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность С. усматривает в структурах: они не зависят от сознания, воплощают устойчивый момент действительности и создают тем самым возможность научного исследования.

В социологии С. снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно к к-рым субъективное выступает только как эпифеномен. Объективность в социуме, по мнению представителей С., представлена языком, в к-ром структуры существуют и функционируют изначально и формируются независимо от воли и желания людей. Т. обр., на практике структурный анализ в социологии — это поиск аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их нек-рыми разделами математики. Старшее поколение представителей С.- Леви-Стросс и Лакан — используют структурный метод в этнографии и психоанализе. Для Леви-Стросса исследование систем родства, тотемизма, мифов, ритуалов, масок как особого рода языков становится средством постижения в многообразии, казалось бы, несходных явлений общих структур человеческого духа. Лакан пытается проникнуть в структуры бессознательного в человеческой психике, исходя из гипотезы о том, что бессознательное структурировано как язык, а значит, предоставляет субъекту набор возможностей для выражения его желаний, стремлений, побуждений.

Структуралисты следующего поколения — Барт, Фуко, Деррида — углубляют анализ языковых феноменов и само понимание пронизанности всех социальных явлений знаково-символическими механизмами, хотя субъективно они не всегда разделяют принципы С. и зачастую (Фуко, Деррида) протестуют против отнесения себя к С. Работы Бар-та сосредоточены вокруг определения социального смысла семиологии. Начав с утверждения, что наука о знаках может и должна активизировать социальную критику, показывая искусственность, «произведенность», «произвольность» якобы естеств. стереотипов языка, мысли, восприятия, он в поздних своих работах обосновывал идеи «политической семиологии», возлагая на язык ответственность за неискоренимую вездесущность власти, поскольку власть, по Барту, изначально вписана в язык. Для Деррида, к-рого в известном смысле можно отнести уже к постструктуралистам, главное — это «деконструкция» текстов культуры (прежде всего философских), т. е. выявление в них незаметных на первый взгляд внутр. противоречий. Фуко исследует дискурсивные

(Дискурс) формации в психиатрии, медицине, гуманитарных науках, т. е. изучает способы восприятия, классификации, распределения «здоровья», «знания» в социальном пространстве.

Любое разграничение здоровья — болезни, нормы — патологии, истины — лжи зависит, по Фуко, от распределения «символической собственности» или иначе — от права различ. социальных групп говорить, называть, высказываться о чем-то. Именно эти возможности высказывания, сосредоточенные в различ. «рчагах власти», лежат в основе всякой теории и всякой практики — всего, что воспринимается и осознается в данный исторический период. Концепция речи (дискурса) как того общего, на чем основываются отношения между языком, соц. реальностью и опытом, определяет собой творчество Фуко 60-х гг. В более поздних работах, посвященных истории пенитенциарных систем и сексуальности в Европе, на первый план выходят отношения власти и знания. Поскольку самый смысл социальности — ее историчность — не может быть адекватно отображен посредством структуралистских методов, предпринимались попытки преодолеть изначальную ограниченность С. и приспособить его к исследованию социальных процессов

{Генетический структурализм Гольдмана и др.). Представители С. продолжают оказывать влияние на совр. развитие франц. обществ, мысли («новая философия», политология, социология, социальная психология и др.). Существует амер. вариант С.
(Структуры социальной концепции).

Лит.: 1) Грецкий М. Н. Французский структурализм. М., 1971, 2) Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. 3) Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 4) Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 5) Structuralism and scince from Levi-Strauss to Derrida/Ed. by J. Sturrock. Oxf., 1982.

www.examen.ru

Структурализм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Структурали́зм — междисциплинарное направление в социальных науках ХХ века, объединившее различные течения на основе изучения структур, использования лингвистических моделей для анализа общества и культуры, на принципах объективизма и холизма. Структурализм включал общефилософские, эпистемологические и социально-критические аспекты, его разновидности различались в зависимости от дисциплин.

Структурализм вырос из структурной лингвистики, у истоков которой стоял Фердинанд де Соссюр. Французские структуралисты провозгласили научную революцию в гуманитарных науках, их реорганизацию и интеграцию с помощью лингвистических методов. Структурализм заявил о приоритете бессознательных структур над субъектом и сознанием, отношений над элементами, синхронии над диахронией, холизма над атомизмом. Культура рассматривалась как знаковая система, а общество — как символический порядок. Структуралистские идеи применялись в антропологии, психоанализе, семиотике, литературоведении, религиоведении, истории, социологии и других областях.

Во Франции в 1950-е и 1960-е годы структурализм имел беспрецедентный успех в научном сообществе и массмедиа, после 1968 года его популярность снизилась, а к 1980-м годам сошла на нет. Структурализм не смог реализовать заявленные цели, сциентистские и универсалистские амбиции, но оказал заметное влияние на дальнейшее развитие гуманитарных наук. Основными фигурами в истории движения считаются Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, Жак Лакан, Мишель Фуко.

ru.wikipedia.org

Структурализм в социологии | Понятия и категории

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — применение структурного анализа к социологическим явлениям, главным образом к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах французских структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различные социокультурные феномены (этнографические, психологические, эстетические, правовые) как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: социальные структуры рассматриваются как совокупность знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа социальных явлений служат законы структурной лингвистики — науки, в которой впервые (в 20-х годах 20 века) структурализм был разработан как метод. Поэтому важнейшей из знаковых систем, согласно структурализму, является язык. Так, например, Барт в 1950-х годах вводит понятие «письмо», прослеживая его роль как исходной «клетки», отправной точки функционирования таких социальных явлений, как произведения художественной, публицистической и научной литературе («язык»).

Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетических установок, бытового поведения. Вводятся понятия «язык» визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включая природный союз чел. существ в символический мир культуры (Леви-Стросс). «Дискурсия» (буквально: речь) — это вся совокупность социального сознания и поведения в каждую данную эпоху (Фуко). Язык — антагонист индивидуальному «стилю» конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных «непрозрачных» знаковых систем-посредников (Барт). Психические механизмы — это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологического анализа те области, которые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Лакан). Положительной стороной структурализма является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия социально-культурных образований как знаковых систем, вскрыть некоторые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы социального действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности структурализма как социологического метода.

С.М. Митина

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 507.

Литература:

Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Автономова Н.С. Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Зап. теор. соц-я. СПб., 1996; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М„ 1998; Т. 4. СПб., 2000; Structuralism and Science from Levi-Strauss to Derrida. Oxford, 1982.

ponjatija.ru

25. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (к. ЛевиСтросс, м. Фуко, ж. Деррида).

 Структурализм, как совокупность направлений в целом ряде наук (лингвистика, литературоведение, этнография, история, эстетика, искусствоведение, психология, социология, философия), объединяемых общими философско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывался в период с начала ХХ века и по 40-е годы включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е годы во Франции.

На самом общем уровне это – социологический подход, в основании которого находится понятие соц. структуры и идея первичности общества по отношению к индивидам. В узком смысле, существует ряд ненаблюдаемых социальных структур, порождающих наблюдаемые социальные феномены.

Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях. | Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого «скелета» объекта, а как совокупность правил, следуя которым, можно из одного объекта получить второй, третий и т.д.

Ведущие французские структуралисты К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт изначально исходили из неосознаваемого характера глубинных структур, предопределяющих развитие языка, искусства, науки, религии, культуры, истории, человека и общества в целом как определенных систем знаков.

К. Леви-Стросс (1908-2010г.г) (структурная антропология): написал множество произведений, ктр посвящены его экспедициям по изучению первобытных племен. Изучал брачно-родственные отношения, мифологию, способы мышления первобытных племен( в основном индейских). С именем этого представителя структурализма связан радикальный прорыв в изучении примитивных культур. Переход от природно-инстинктивного к примитивно-культурному человеку совершается, по Леви-Строссу, через запрет инцеста (Инце́ст, кровосмешение — половая связь между близкими кровными родственниками) — схему, общую для всех культур. Вырастающие из запрета инцеста отношения между людьми образуют исходную социокультурную организацию (структуру), регулирующую практику. 

На примере тробрианцев(Меланезия)- (нарисовала криво-косо,но тем не менее думаю понятно)

Схема следующая: отецΔ = мать Δ брат матери

Δ сын

По мнению Леви-Стросса, это объективный и необходимый процесс, трансформирующий естественно-инстинктивную сферу человека в новое качество.

Структура(по Леви-Строссу)-это система, состоящая из элементов, где изменение одного элемента влечет изменение всех остальных. Модель структуры должна построена таким образом, чтобы охватывать все наблюдаемые явления.

Касаемо культурных форм, в особенности мифов, следует сказать о том, что они принимают форму сочетания противоположных качеств – бинарные оппозиции (сладкое-кислое). Анализ мифов, литературных текстов демонстрирует проявление бинарных оппозиций. Объяснение формы, которую принимает миф необходимо искать в неизменных структурах человеческого разума. Леви-Стросс показывает, что мифологическ.мышление носит бинарный характер и это все универсальное мышление человека. Мифы не содержат сообщение, которое стремятся расшифровать антропологи. Например, миф об Эдипе – вариант сочетания муж/жена, любовь/ненависть.

Говоря о Леви-Строссе нельзя не сказать о понятии «коллективное бессознательное».Бессознательное нах-ся вне разума. Это бессознательное –основа жизни. В мифологии, тотемизме Леви-Стросс ищет ментальные структуры, неосознаваемые человеком, но которые заложены в его мышлении. Не думая о согласовании, например времени и падежей в жизни, так и в мифологии человек создает по законам и в категории своего об-ва мифолог.сюжеты, религиозные догмы и т.д. Эти законы не осознаются, но они заданы социумом и почти не соблюдаются. Бессознательное, таким образом, всегда социально ­– это и есть коллективн.бессознательное.

Мишель Фуко: Как определенное прочтение текста влияет на человеческое поведение, что может использоваться социальными элитами для усиления власти. Ввел понятие дискурса – подчиняющее правило изложения высказываний, тезисов, теорий, которые вместе взятые образуют отчетливо выраженные представления о чем-либо.

«Слова и вещи»:3 эпистемы (исторически изменяющиеся системы структуры, которые определяют условия возможности мыслей, теорий, наук в исторический период. Главный принцип каждой эпистемы – соотнесение слов и вещей):

-ренессансная (16 век) — слова и вещи тождественны (слово-символ).

-Классическая (рационализм 17-18 век) слова и вещи лишаются непосредственного сходства и соотносятся опосредованно через мышление. (слово-образ)

-Современная (с конца 18 века) слова и вещи опосредованы языком, жизнью трудом, вышедшими за рамки пространства представлений (слово-знак в системе знаков).

В новейшей литературе язык все больше замыкается на самом себе, обнаруживает свое самостоятельное бытие.Каждая эпистема предполагает определенный тип мышления.

Отношения «слов» и «вещей» расположены между эмпирическим и теоретическим уровнями, в «основополагающем» пространстве, предшествующем «словам, восприятиям и жестам». Продуцируемый этой областью порядок признается как очевидный, сопрягается с пространством и временем и связывается с тем, что та или иная культура считает для себя истинным. Однако в связи с действием скрытых структур сознания происходит «проблематизация» каких-либо вещей, фокусирующих на них особое внимание.

Постструктурализм – форма анализа, используемая в рамках литературной критики и связываемая, прежде всего, с именем фр. философа Жака Деррида. Постструктурализм изучает многомерную, диахроническую глубину текста произведения( картина, текст и т.д). Структурализм объясняет текст, постструктурализм изучает множественность этого прочтения. Противопоставляется принцип однозначного структурн.объяснения принципу множественного прочтения.

Постструктурализм часто противопоставляется структурализму, хотя Деррида полагает, что его работы следуют фундаментальным структуралистским принципам. Реальность невозможно постичь без вмешательства языка, поэтому приоритет отдается исследованию языка или текстов. Тексты можно понять только в отношении к другим текстам, а не к внешней реальности, относительно которой они могли проверятся или измеряться. По принципу интертекстуальности, смысл текста производится в соотнесении с другими текстами.

Деррида пытается найти нечто фундаментальное, чем знаковая система и что существовало до знаков системы, нечто неразделимое и невыразимое => выдвигает ряд новых понятий «деконструкция», «след», «различения» и т.д. Именно для эстетики и искусства постмодернизма символом веры стали идеи деконструкции контекста, исходя из неизбежной разницы контекстов чтения и письма, Деррида заключает, что любой элемент художественного языка может быть свободно перенесен в другой исторический, социальный, политический, культурный, эстетический контекст либо процитирован вообще вне всякого контекста.

Наиболее отчетливые формы деконструкционизм Деррида приобретает при анализе им постмодернистской архитектуры. Примером постмодернистской архитектуры Деррида считает творчество Б. Чюми, осуществившего в Париже свой проект «Безумия». В основе проекта — точки-магниты, объединяющие фрагменты расколотой парковой системы — аттракционы, игры, экологические артефакты. Прерывистые красные точки нацелены на связывание энергии безумия и ее семантическую перезарядку. В этом эксперименте Деррида усматривает единство деструкции и реконструкции: разрушение традиций французского садово-паркового искусства ведет не к хаосу анархии или новому порядку, но к эстетическому сдвигу, рождающему синтез удовольствия и культурного, игрового, педагогического, научного, философского применения.

В 90-е годы Деррида уделяет пристальное внимание проблемам европейской культурной идентичности. Культура, подчеркивает он, не может быть самоидентична, замкнута на себе, моногенеалогична. Не случайно его так волнует тема слепоты и прозрения как философско-эстетических феноменов. Множественность источников европейской культуры, ее капиллярность, способствующая взаимоорошению культур, обеспечивает идентификацию с культурой другого, ту открытость, которая так необходима для плодотворного диалога мировых культур

Постструктурализм отличает антигуманистическая позиция, критическое отношение к гуманизму социальной теории, ставящей речь выше письма. Радикальные постструктуралисты считают, что социология не может более существовать как дисциплина, т.к. основывается на устаревших представлениях и социальном. Иначе говоря, постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на недифференцированности, самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится новый понятийный аппарат, концепции, подходы,эмоциии аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции.

studfiles.net

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ — это… Что такое СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ?


СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
— применение структурного анализа к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах франц. структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различн. социокультурные аспекты этнографич., психологич., эстетич., правовые, как целостные структуры, элементы к-рых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц. структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа соц. явлений служат законы структурной лингвистики — науки, в к-рой впервые (в 20-х гг. ХХ в. был разработан как метод. Поэтому из знаковых систем, согласно С., является язык. Так, напр., Р.Барт в 50-х гг. вводит понятие «письмо» (словесности), прослеживая его роль как исходной «клетки», отправной точки функционирования таких соц. явлений, как произведения художественной, публицистич. и научн. литературы («язык»). Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетич. установок, бытового поведения. Вводятся понятия «языка» визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления об-ва, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (К. Леви-Стросс). «Дискурсия» (буквально — речь) — это вся совокупность соц. сознания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко). Язык — антагонист всему индивидуальному «стилю» конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных «непрозрачных» знаковых систем-посредников (Р. Барт). Психич. механизмы — это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологич. анализа те области, к-рые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Ж. Лакан). Положительной стороной С. является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия соц.-культурных образований как знаковых систем, вскрыть нек-рые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы соц. действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности С. как социологич. метода. Его представители не только подверглись критике со стороны многих философов и социологов, но и сами, каждый по-своему, пришли к осознанию внутренней противоречивости метода. Осмысление рационализма гуманитарного знания о человеке и об-ве, его сближения с естественными и точными науками происходило у структуралистов в рамках картезианско-кантианской традиции с привнесением элементов позитивизма и неофрейдизма. Лит.: Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Structuralism and science from Levi-Strauss to Derrida. Oxf., 1982. С.М. Митина.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • СТРУКТУРА
  • СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Смотреть что такое «СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ» в других словарях:

  • Структурализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Структурализм (значения). Структурализм  направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции… …   Википедия

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — направление в философии и конкретно научных исследованиях, возникшее в 1920 1930 е гг. и получившее широкое распространение в 1950 1960 е гг., особенно во Франции. Первоначально С. сложился в языкознании и литературоведении в связи с появлением… …   Философская энциклопедия

  • СТРУКТУРАЛИЗМ ЛАКАНА —         Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — (structuralism) Теория, в соответствии с которой структура системы или организации более важна, чем индивидуальное поведение ее элементов. Структурное исследование имеет глубокие корни в западной философской мысли и может быть прослежено до… …   Политология. Словарь.

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — англ. structuralism; нем. Strukturalismus. 1. Ряд направлений в гуманитарном знании XX в., получивших различные филос. и идеологические интерпретации. Основу структурного метода образует выявление структуры (единых структурных закономерностей),… …   Энциклопедия социологии

  • СТРУКТУРАЛИЗМ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ — англ. structuralism, genetic; нем. Strukturalismus, genetischer. Концепция (Ж. Пиаже, Л. Гольдман), разрабатывающая метод структурного исследования психол. и социокуль турных явлений для анализа взаимозависимости структуры и генезиса этих явлений …   Энциклопедия социологии

  • структурализм — Франц. structuralisme, англ. structuralism, нем. strukturalismus. Комплекс направлений в целом ряде наук, объединяемых общими философско эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывавшийся в… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • СТРУКТУРАЛИЗМ — метод, используемый рядом наук и позволяющий воспринять человека как практику (а не объект или понятие), как целостность или структуру с внутренне присущим ей смыслом. Элементы такой структуры обладают смыслом лишь в отношении друг к другу или к… …   Философский словарь

  • Структурализм — направление в гуманитарном науках (лингвистике, этнографии, лите­ратуроведении, социологии, истории и др.), сформировавшееся в 1920‑х годах и связанное с использованием структурно аналитического метода, моделирования, элементов семиотики,… …   Экология человека

  • История социологии — История науки …   Википедия


sociologicheskaya.academic.ru

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ это что такое СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ: определение — Социология.НЭС

СТРУКТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

применение структурного анализа к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах франц. структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различн. социокультурные аспекты этнографич., психологич., эстетич., правовые, как целостные структуры, элементы к-рых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц. структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа соц. явлений служат законы структурной лингвистики — науки, в к-рой впервые (в 20-х гг. ХХ в. был разработан как метод. Поэтому из знаковых систем, согласно С., является язык. Так, напр., Р.Барт в 50-х гг. вводит понятие «письмо» (словесности), прослеживая его роль как исходной «клетки», отправной точки функционирования таких соц. явлений, как произведения художественной, публицистич. и научн. литературы («язык»). Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетич. установок, бытового поведения. Вводятся понятия «языка» визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления об-ва, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (К. Леви-Стросс). «Дискурсия» (буквально — речь) — это вся совокупность соц. сознания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко). Язык — антагонист всему индивидуальному «стилю» конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида. Этот антагонизм порождает необходимость возникновения разнообразных «непрозрачных» знаковых систем-посредников (Р. Барт). Психич. механизмы — это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологич. анализа те области, к-рые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Ж. Лакан). Положительной стороной С. является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия соц.-культурных образований как знаковых систем, вскрыть нек-рые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы соц. действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам свидетельствует об ограниченности С. как социологич. метода. Его представители не только подверглись критике со стороны многих философов и социологов, но и сами, каждый по-своему, пришли к осознанию внутренней противоречивости метода. Осмысление рационализма гуманитарного знания о человеке и об-ве, его сближения с естественными и точными науками происходило у структуралистов в рамках картезианско-кантианской традиции с привнесением элементов позитивизма и неофрейдизма. Лит.: Грецкий М.Н. Французский структурализм. М., 1971; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983; Structuralism and science from Levi-Strauss to Derrida. Oxf., 1982. С.М. Митина.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

voluntary.ru

Социологический словарь — значение слова Структурализм В Социологии

— применение структурного анализа  к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах  франц. структуралистов (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко,  Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева и др.). Они исследуют различн. социокультурные аспекты этнографич., психологич., эстетич., правовые, как целостные структуры, элементы  к-рых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц. структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем. Ведущими принципами структурного анализа соц. явлений служат законы  структурной лингвистики — науки, в к-рой впервые (в 20-х гг. ХХ в. был разработан как метод.  Поэтому из знаковых систем, согласно С., является язык.  Так, напр., Р.Барт в 50-х гг. вводит понятие  «письмо»  (словесности), прослеживая его роль  как исходной «клетки», отправной точки функционирования таких соц. явлений, как произведения художественной, публицистич. и научн. литературы («язык»). Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель  коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетич. установок, бытового поведения. Вводятся понятия «языка» визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен  информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления об-ва, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (К. Леви-Стросс). «Дискурсия» (буквально — речь)  — это вся совокупность  соц. сознания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко). Язык — антагонист всему индивидуальному «стилю» конкретных авторов, антагонист всему природному, содержащемуся в сознании, психике, воображении индивида.  Этот антагонизм  порождает необходимость возникновения разнообразных «непрозрачных» знаковых систем-посредников (Р. Барт). Психич. механизмы — это также особого рода язык, и рассмотрение их под этим углом зрения позволяет включить в сферу рационального социологич. анализа те области, к-рые ранее постигались чисто эмпирически или умозрительно (Ж. Лакан). Положительной стороной С. является стремление научно, объективно объяснить взаимосвязи и взаимодействия соц.-культурных образований как знаковых систем, вскрыть нек-рые независимые от человеческого сознания и человеческой воли механизмы соц. действия. Однако сведение многообразия мира к формализованным знаковым системам  свидетельствует об ограниченности С. как социологич. метода. Его представители не только подверглись критике со стороны многих философов и социологов, но и сами, каждый по-своему, пришли к осознанию внутренней противоречивости метода. Осмысление рационализма  гуманитарного знания о человеке  и об-ве, его сближения с естественными и точными науками происходило у структуралистов в рамках картезианско-кантианской традиции  с привнесением элементов позитивизма  и неофрейдизма.  Лит.: Грецкий М.Н. Французский структурализм.  М., 1971; Фуко М. Слова и вещи. М., 1977; Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.  М., 1977; Леви-Стросс К. Структурная антропология.  М., 1983; Structuralism and science from Levi-Strauss to Derrida. Oxf., 1982. С.М. Митина.

Смотреть значение Структурализм В Социологии в других словарях

Структурализм М. — 1. Направление в гуманитарных науках, использующее в исследованиях структурный метод, моделирование, элементы семиотики, формализации, математизации и т.п.
Толковый словарь Ефремовой

Структурализм — -а; м. Направление в гуманитарных науках, сформировавшееся в 20-х годах 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации……..
Толковый словарь Кузнецова

Начальник Лаборатории (бюро) Социологии Труда — Должностные обязанности. Обеспечивает проведение исследований в области социологии, психологии и физиологии труда и управления социальными процессами, создание и……..
Юридический словарь

Социологии Институт (ис) Ран — основан в 1968 в Москве (до 1972 Институтконкретных социальных исследований; до 1988 Институт социологическихисследований).
Большой энциклопедический словарь

Структурализм — направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-хгг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования,элементов семиотики, формализации……..
Большой энциклопедический словарь

Структурализм — Существует несколько теоретических и философских направлений, которым было дано это название или которые сами себя так называли. Общим для всех них является интерес……..
Психологическая энциклопедия

Структурализм Лакана — Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и,……..
Психологическая энциклопедия

Генетический Структурализм — — постструктуралистская интегративная социологическая концепция, автором которой является Пьер Бурдье. Первые работы Бурдье связаны с этнологическими и антропологическими……..
Философский словарь

Диалогический Подход В Социологии Религии — — теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым проблема «религия — общество» сводится в своих основах к проблеме соотношения и взаимодействия культур,……..
Философский словарь

Монологический Подход В Социологии Религии — -парадигмальная установка, согласно которой научный социологический взгляд на мир «по умолчанию» основывается на монополии светского мировоззрения, принимаемого за……..
Философский словарь

Психологическая Школа В Социологии — — субъективно-идеалистические концепции об-ва, возникшие в конце 19 в. Представители П. ш. искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной……..
Философский словарь

Структурализм — — обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных……..
Философский словарь

Структурализм (в Культурологии) — — 1) применение структурного анализа к изучению проблем культуры; 2) направление в зарубежной (прежде всего франц.) антропологии, к к-рому также принято относить тартуско-московскую……..
Философский словарь

Формальная Школа В Социологии — — популярное в конце 19 — начале 20 вв. в Германии и США социологическое направление, ориентированное на исследование формальных структур взаимодействия в различных по……..
Философский словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *