Стихотворение 5 класс по литературе – Стихи Пушкина для 5 класса: детские стихотворения

Материал по литературе (5 класс) на тему: стихи

МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Стихотворение

«Кто всех красивей и прекраснее на свете?»

Автор: Тремаскина Александра, ученица 5 класса МБОУ «Примокшанская СОШ»

Руководитель: Видякова Наталья Сергеевна

Кто всех красивей и прекраснее на свете?

Кто всех добрей, заботливей, нежней?

Кто нам сияет ясным лучиком на свете?

Кто нас всегда поддержит и простит?

Бесспорно, это мама. Моя мама

Ее люблю всем сердцем и душой.

Я  жизнь свою отдам, не пожалею

За мамочку любимую мою.

Благодаря тебе живу как в сказке.

В тепле, заботе, мире, ласке.

И для меня ты — драгоценный бриллиант,

Что не погаснет в дождь и снегопад.

Сейчас тебе я посвящаю эти строки

Хочу, чтоб знала милая, тебя я так люблю.

И если будет трудно, чтоб ты понимала

Тебе я дам заботу, нежность и уют.

МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Сочинение

«Мама- самый дорогой человек»

Автор: Козюкова Анастасия, ученица 7 класса МБОУ «Примокшанская СОШ»

Руководитель: Видякова Наталья Сергеевна

  Человек появился на этой земле, чтобы взглянуть на мир, чтобы удивиться и удивлять других. Рождения его – это мир на земле, это праздник в доме, это новая звездочка на небе…

  Каким будет этот человек? Сможет ли он понять истину жизни?

  На все эти вопросы сможет ответить самый близкий человек, который всегда рядом, который всегда придет на помощь — это,  моя мама!

С  самого рождения я помню удивительные руки мамы, всегда мягкие, ласковые и нежные. Руки, которые качали мою колыбель, сжимали мою ладонь, когда я впервые переступила порог родной школы. Помню, возвращаюсь со школы, замерзла, казалось, ничто меня не сможет согреть. А не тут-то было. Руки мамы настолько были теплы, что я сразу же согрелась от их ласкового прикосновения. Поистине, волшебные руки.

  А как мама рисует! Особенно у нее получаются природные изображения. Вот осень бродит по лесной опушке. Непревзойденная красота весны. Всё оживает в руках мамы. Волшебницы, да и только.

  Удивительные мамины руки могут всё: готовить, стирать, заниматься спортом, возиться в огороде, а вечером играть на пианино, когда вся семья собирается у камина, чтобы слушать её, любоваться ею – моим близким человеком, моей мамой.

А как она поёт! Залюбуешься. Ее голос заставляет нас забыть про все трудности и невзгоды, забыть минутные неприятности в школе. Песня уводит в удивительный мир, мир сказки и романтики. Голос мамы завораживает. Но он может быть и требовательным, властным. И в этом тоже проявляется моя мама. Человек, который хочет, чтобы я выросла и была честной, справедливой, видела и ценила добро.

Мы всегда вместе, у меня нет от мамы никаких секретов, ведь она самый близкий мне человек. Человек, которого я очень люблю.

  Глаза – это душа человека. Видели бы вы глаза моей мамы! Это глубокое небо, это лучистое солнце – это глаза доброго человека. Даже когда она сердиться, все равно,  глаза остаются добрыми, теплыми, милыми. Боже мой, как я люблю их, когда мама веселая, когда в семье всё хорошо.

  Вот она – моя мама! Мой самый близкий и дорогой человек. Человек, который всегда рядом. Рядом…и чуть впереди!

nsportal.ru

Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине» в 5-м классе в форме литературной гостиной

Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос  автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Занятие строится по следующему плану:

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.
  2. Значение термина «родина».
  3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее.
  4. Родина и история – две темы близкие друг другу.
  5. Тема природы соприкасается с темой родины.
  6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине).
  7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции.
  8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины.
  9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность  к своей родине.
  10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных.
  11. Обмен мнениями.

Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама собой.

Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Наглядность: Приложение 1 – слайд-презентация, рисунки учеников о природе, книжка-раскладка со стихами детей о Родине, природе.

“Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”

С. Есенин

Родина

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

К. Симонов. 1941г.

– Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине.

В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения.

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее.

– Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова:

“Я должен всё переупрямить,
Всё вспомнить бывшее окрест.
Кто перечёркивает память,
Тот над грядущем ставит крест”.

– Как вы понимаете эти строки?

Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память.
Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?

О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.

О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.

Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты

Невысыхаемые слёзы.

Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.

Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом.

– Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).


С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась”.

А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:

Ностальгия – тоска по Родине.

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

Голос из далёкой эмиграции:

“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”

1934 г.

В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Родине

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.

И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей два стихотворения:

Моя Россия (1924 г.)

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!

И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Запевка (1925 г.)

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился 21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)

Россия

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск):

* * *

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

1922 г.

– Да, можно уехать, покинуть, оставить  свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь, невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти”  М. Шолохов написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.

– Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и ненависть к кому?

Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого-то сравнить с писателем, который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

– Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”)

– Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать оценку языковых средств, которые использует автор.
Далее идёт обмен мнениями.

Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием  образа родины.

urok.1sept.ru

Анализ стихотворений по плану и кратко – описание стихов поэтов русской литературы для 5-11 классов

Анализ стихотворений по плану и кратко – описание стихов поэтов русской литературы для 5-11 классов
  • 5 класс

  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Зима» Сурикова
  • Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая
  • Анализ стихотворения «Россия» Блока
  • Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета
  • Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
  • Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова
  • Анализ стихотворения «Весна» Плещеева
  • Анализ стихотворения «Помню — долгий зимний вечер» Бунина
  • Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Города и годы» Дона Аминадо
  • Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
  • Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
  • Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
  • Анализ стихотворения «Береза» Есенина
  • Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета
  • Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
  • Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского
  • 6 класс

  • Анализ стихотворения «Родное» Исаковского
  • Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
  • Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы» Фета
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонова
  • Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
  • Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «На дне моей жизни» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
  • Анализ стихотворения «Посмотри — какая мгла» Полонского
  • Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
  • Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
  • Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока
  • Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
  • Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега» Фета
  • Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник» Бунина
  • Анализ стихотворения «Ветер принес издалека» Блока
  • Анализ стихотворения «Листья» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока
  • Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бабье лето» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна, весна» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
  • Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
  • Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета
  • Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
  • 7 класс

  • Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
  • Анализ стихотворения «Родина» Бунина
  • Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Вечер» Фета
  • Анализ стихотворения «Признание» Державина
  • Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Муза» Баратынского
  • Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Птичка» Державина
  • Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Июль — макушка лета» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Зеленый шум» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба
  • Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Волчата» Сулейменова
  • Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
  • Анализ стихотворения «Родине» Белого
  • Анализ стихотворения «Снег» Анненского
  • Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
  • Анализ стихотворения «Приход весны» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого
  • Анализ стихотворения «Июль» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Еще майская ночь» Фета
  • Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
  • 8 класс

  • Анализ басни «Обоз»
  • Анализ «Туча» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Цветок» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Друзьям» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэты» Блока
  • Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Жизнь» Блока
  • Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева
  • Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
  • Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
  • Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
  • Анализ стихотворения «Поле зыблется цветами» Майкова
  • Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина
  • Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Осень» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
  • 9 класс

  • Анализ «Вечер» Жуковский
  • Анализ «Узник» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Светлана» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
  • Анализ стихотворения «Поэту» Бунина
  • Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Я вас любил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Царское село» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Цветы последние милей» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Подражания Корану» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина
  • Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока
  • Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко…» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
  • Анализ стихотворения «На холмах Грузии» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Море» Жуковского
  • Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова
  • Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета
  • Анализ стихотворения «Памятник» Державина
  • Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Завещание» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина
  • Анализ стихотворения «Воспоминание» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Арион» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Родина» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Бабушке» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока
  • Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
  • Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
  • Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина
  • Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина
  • 10 класс

  • Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» Толстого
  • Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сияла ночь луной» Фета
  • Анализ стихотворения «Я помню время золотое» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова
  • Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета
  • Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
  • Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Толстого
  • Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета
  • Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
  • Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
  • Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
  • Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной» Тютчева
  • Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Песня последней встречи» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
  • Анализ стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкина
  • Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
  • Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета
  • Анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт» Полонского
  • Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева
  • 11 класс

  • Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Скифы» Блока
  • Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны» Цветаевой
  • Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
  • Анализ стихотворения «Холмы» Бродского
  • Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
  • Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока
  • Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
  • Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского
  • Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока
  • Анализ стихотворения «Враги сожгли родную хату» Исаковского
  • Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова
  • Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого
  • Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева
  • Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова
  • Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
  • Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
  • Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
  • Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
  • Анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман» Пушкин
  • Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
  • Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
  • Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина
  • Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой
  • Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова
  • Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока
  • Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
  • Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока
  • Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
  • Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова
  • Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского
  • Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
  • Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина
  • Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева
  • Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Листопад» Бунина
  • Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» Никитина
  • Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина
  • Анализ стихотворения «Поет зима — аукает» Есенина
  • Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

obrazovaka.ru

Юмористические стихи для детей 5 класса

Если в школе перемена,
Значит, драка непременно!
Вот Попов тузит Петрова,
Треплет Кошкин Комарова,
Комаров уже пищит —
Форма новая трещит!
А на новой перемене
Выдал я Попову Гене,
А Комар напал на Кошку
И поддал ему немножко.
Для того и перемены,
Чтобы в драках были смены!

2

Дедушкам в школу
не надо ходить.
Вот бы и мне
до такого дожить.

3

Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.

Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.

Цифры. Правила. Мученья.
Свет. Окно. Мечты. Виденья.
Устный счет. Пример. Доска.
Умножение. Тоска.

Двойка. Разочарованье.
Перспектива. Наказанье.
Оптимизм. Борьба с пороком.
Шутки. Смех. Конец урокам!

Дом. Один. Ура! Игрушки.
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.

Встреча. Поцелуй. Дневник.
Ох! Ремень. Вопросы. Крик.
Оправданья. Сопли. Слезы.
Восклицания. Угрозы.

Примирение. Учебник.
— Делай сам! – Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:

4

Если сразу же начать
Лишь пятёрки получать –
Дома к ним привыкнут скоро
И не будут замечать.

Потому – мозги включи:
Пару двоек получи,
Мама будет возмущаться,
Но не спорь, а помолчи.

А потом уже опять
Получить ты можешь пять,
Мама станет непременно
Целовать и обнимать.

На неё тайком взгляни
И стони сиди, стони,
Намекай: пятёрки эти –
Ох, нелёгкие они!

5

Мы сегодня целый час
Убирали новый класс.
Сто бумажек от ирисок,
Сто огрызков и записок
Обнаружилось у нас.

Было только три урока,
А не пять
И не шесть.
Как же мы успели столько
Написать, прочесть и съесть?!!

6

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова,
к доске!

И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.

7

Моей знакомой лошади
Сегодня восемь лет.
Подарю я лошади
Цветов большой букет.

Лошадь их поставит в вазу
И не станент кушать сразу.

8

Спросил у гриба
под осиною ёж:
— Скажи, почему
ты на зонтик похож?

А гриб засмеялся:
— Вот странный вопрос!
Ведь я же в погоду
дождливую рос!

9

Плачет Киска в коридоре.
У неё
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!

10

Я могу на папе
День и ночь кататься.
Плохо, что на папе
Не за что хвататься.

Обхватитшь его сзади —
Он кричит: — Не видно! —
А за волосы — больно,
А за уши — обидно!

11

Вот пришло Восьмое марта,
Распирает счастье грудь,
Подарить мне маме надо
В этот праздник что-нибудь.

Я умоюсь ей в подарок,
Ей в подарок причешусь,
Влезу в пару лучших тапок
И духами надушусь!

12

— Стой, кто идёт!
— Бабушка и дедушка!
Мы несём тебе компот
С яблочком и хлебушком.

—Может, вы разбойники,
Вы пароль скажите!
— «Голова покойника!»
— Верно. Проходите.

13

Сотpясается весь дом.
Бьет Сеpёжа молотком.
Покpаснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Hад Сеpёжею они
Пpосто издеваются —
В стенку не вбиваются.
Хоpошо, что pуки целы.
Hет, совсем дpугое дело —
Гвозди в землю забивать!
Тук! — и шляпки не видать.
Hе гнутся,
Hе ломаются,
Обpатно вынимаются.

14

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

15

Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
» А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»

Еще стихи: 1 2 3 4 5 6

irisday.ru

Юмористические стихи для 5 класса | KidsClever

На данной странице собраны юмористические стихи для 5 класса, которые познакомят малышей и школьников со стихами на данную тематику.

 

Юмористические стихи для 5 класса

Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю и не злюсь —

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь,

Когда напьюсь — тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду…

Но вот доносится опять

Настойчивый приказ:

«А ну, сейчас же марш в кровать!

Одиннадцатый час!»

Нет, я не спорю, не сержусь —

Я не спеша на стул сажусь

И начинаю кое-как

С одной ноги снимать башмак.

Я, как герой, борюсь со сном,

Чтоб время протянуть,

Мечтая только об одном:

Подольше не заснуть!

Я раздеваюсь полчаса

И где-то, в полусне,

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов,

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри! Он сидя спит!»

Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда!) —

Всю ночь совсем не спать!

 

***

 

Скажите,

О чем непрерывно мечтают

Вороны,

Что около школы летают?

Читать научиться?

Писать научиться?

Красиво в спортзале на кольцах крутиться?

Нет!

Шуметь в перемену?

Играть и смеяться?

А может быть,

В школьной столовой питаться?

Нет!

Вороны,

Что около школы летают,

О том каждый день с нетерпеньем мечтают,

О чем их прабабушки тоже мечтали:

Вороны мечтают,

Чтоб их СОСЧИТАЛИ!

 

***

 

Много разных школ на свете.

Жалко, что средь этих школ

Нет пока что школы этой.

Вот куда бы я пошёл!

 

Звери там людей научат

Всем умениям своим.

И не будет школы лучше.

Что там? Вместе поглядим.

 

Кот-учитель нас научит

Беззаботно в мире жить:

Всё обдумывать получше

И при этом не спешить.

 

Пёс научит не сдаваться,

До последнего стоять.

А ещё научит драться

И друзей всегда прощать.

 

Зайчик выучит терпенью,

Мышка ловкость преподаст,

Попугайчик к повторенью

Всех наук приучит нас.

 

Много разных педагогов

В школе этой, ты пойми.

А предметов там немного.

Только: «Как нам быть людьми».

 

***

 

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

 

Дело было вечером,

Делать было нечего.

 

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

 

— А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

 

— А у нас сегодня гость.

А у вас?

 

— А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

 

— А у нас на кухне газ.

А у вас?

 

— А у нас водопровод.

Вот.

 

— А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из вашего окошка

Только улица немножко.

 

— Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный шар.

 

— А у нас огонь погас —

Это раз.

Грузовик привёз дрова —

Это два.

А в-четвёртых, наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется пилот.

 

С лесенки ответил Вова:

— Мама — лётчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама — милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы — инженеры.

 

А у Лёвы мама — повар.

Мама — лётчик?

Что ж такого!

 

— Всех важней,- сказала Ната,-

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

 

И спросила Нина тихо:

— Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно, не пилот.

 

Лётчик водит самолёты —

Это очень хорошо.

 

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

 

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

 

Мамы разные нужны.

Мамы всякие важны.

 

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

 

***

 

Завелся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всем

Лишь он один — НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашел

И все бумажки от конфет

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

— НИКТО — ужасный сорванец!

Сказала строго мать. —

Его должны мы наконец

Примерно наказать!

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеетесь вы?

А нам с сестрой

Ни капли не смешно!

kidsclever.ru

Литература 5 класс. План анализа стихотворения.

Литература 5 класс. План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-…

В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения.

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция.

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

5. Какие картины вам представляются?

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

infourok.ru

Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Как писать сочинение анализ стихотворения в 5-6 классах.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 15

Проект

Как писать сочинение- анализ стихотворения в 5-6 классах.

Руководитель – Чеснокова Е.И.

Участники проекта – Иванова В.,

Кузнецова Ю., Закирова Н.,

Пронина Н., Двоеглазов Е.

Тольятти-2011.

Тема. Анализ стихотворения в 6 классе.

Проблема: все ученики 5-6 классов испытывают трудности при написании сочинения по анализу стихотворений,однако в учебнике по литературе никаких рекомендаций нет.

Цель проекта: разработать практические рекомендации к написанию сочинения по анализу стихотворения для учеников 5-6 классов.

Задачи:

1)рассмотреть имеющиеся в различных источниках план анализа лирического произведения, выбрать план, приемлемый для учеников 6 класса;

2) рассмотреть методические рекомендации к написанию сочинения по лирическому произведению, выбрать или на их основе разработать свои рекомендации;

3) составить словарь терминов,используемых при анализе стихотворений для удобства работы над сочинением;

4) найти или разработать языковые клише,которые можно было бы использовать в сочинении по анализу любого стихотворения;

 5) разработать словарь,состоящий из слов чаще всего использующихся в сочинениях,помогающих точно передать замысел автора.

Введение

 

Литературное образование играет решающую роль в формировании эмоциональной культуры личности.

Цель литературного образования — овладение системой знаний о художественной литературе, совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения, воспитание ответственного отношения к чтению. Одной из важнейших задач для реализации названной цели является развитие способности эстетического восприятия учащимися явлений литературы и отраженной в ней действительности, воспитание эстетического вкуса. Эстетический вкус — способность человека по чувству удовольствия – неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.

Развивая эстетический вкус учащихся, необходимо научить их всестороннему постижению литературного произведения.

Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.

Стихи обогащают представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох. Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.

Наблюдения над отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме..

Почему такая особая роль отводится поэзии? Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.

Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.

Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Если вы освоили написание сочинения по плану, то можно искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.

Основная часть.

Глава 1. Подготовка к сочинению.

Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация.  Помочь в этом может следующий план работы.

Прочитай стихотворение несколько раз.

 Узнай сведения об авторе стихотворения.

Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

  Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).

 Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже).  В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

        

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской  лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля —

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы —

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.

 Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной,  учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2.   Эмоциональное восприятие текста.

3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).

4.  Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6.  Образ лирического героя.

7.  Собственное отношение к прочитанному.

8.   Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт – один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется отдельный абзац.

План сочинения- анализа  стихотворения.

1.  Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?  

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.

 Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской  лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…». Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я  ощущаю запах дождя.

        

Глава 2.  Речевые клише.

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Автора пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение,  автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.).  С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…

Глава 3. Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное настроение

негативное

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищается;

восторгается;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

умиротворенное;

теплое;

спокойное.

приподнятое

печалится

жалеет о …

сожалеет о…

поэту жаль …

переживает за …

негодует

расстроен

поэту больно от …,

 с болью в сердце пишет о…

грустно, с грустью говорит о…

сердито

тоскует по …

с волнением говорит о…

испытывает чувство горечи

Глава 4. Словарь терминов.

    Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.    

             

Аллегория — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

ГИПЕРБОЛА (от греч. — преувеличение) — художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр – тип художественного произведения.

Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив— устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж – (от греч. — создаю, творю) — 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия –  словесное художественное творчество.

Проза – не стихотворная речь.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом…» Н.А. Заболоцкий)

Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе  слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

ТРОПЫ (от греч. — поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

ЭЛЕГИЯ (от греч. — жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Список литературы.

1. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: Пособие для учителя / Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский и др.- М.: Просвещение, 1886.

2. Перепёлкин М.А.Анализ лирического произведения: Учебно-методическое пособие / Отв. редактор С.А. Голубков. Самара: Самарский университет, 2001.

3. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1985.

5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков._ М.:Педагогика, 1988.

Интернетресурсы

zhakulina20090612.blogspot.com/2010/07/blog-post

narod.ru/analiz.html

www.naexamen.ru

pop.penza.net/doc/PNPO/Prokina.htm

school10-mgn.ucoz.ru/load

www.openclass.ru/dig-resource

litterms.ru

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *