Вице-спикер Думы предложил установить день памяти распада СССР — РБК
Он отметил, что СССР первым запустил человека в космос и создал «невероятную систему безопасности», но после его развала многие не нашли себя в новой реальности, выросло число преступлений, а вместо одной страны образовались «разделенные республики и большое количество национальных конфликтов».
VideoЧитайте на РБК Pro
«К сожалению, история для нас не учительница, а строгий надзиратель, который не прощает невыученных уроков.
проводить памятные мероприятия: образовательные, просветительские. Данной теме можно посвящать эфиры, рассказывать словами о событиях и обязательно о последствиях развала этой страны», — объяснил свою инициативу вице-спикер Госдумы. Период распада: последний декабрь Союза. 8 декабря 1991 года 25 декабря 1991-го президент СССР Михаил Горбачев сложил полномочия, а на следующий день Совет республик Верховного совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.
В 2005-м, обращаясь к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века. В интервью для фильма «Россия. Новейшая история» в 2021-м он заявил, что для него прекращение существования Советского Союза стало трагедией и «распадом исторической России»: страна утратила 40% территории, производственных мощностей и населения.
«Мы превратились в другую страну совершенно. И то, что нарабатывалось в течение тысячи лет, в значительной степени было утрачено», — сказал Путин.
Сталин попал в тройку лидеров среди героев и антигероев СССРКак объясняет политолог Александр Пожалов, преобладание положительных ассоциаций соответствует исследованиям последних лет. Чем серьезнее неблагоприятные социально-экономические условия в стране сейчас, тем сильнее ностальгия по былым временам, поясняет он, отмечая, что многие россияне согласны со словами Путина о том, что развал СССР стал главной геополитической катастрофой прошлого времени, а левая оппозиция любит обращаться к идеям социальной справедливости и бесплатного доступа к здравоохранению, образованию и т.п.
История — Следственный комитет Российской Федерации
Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
Именной указ от 25 июля 1713 г. об основании |
В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.
Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».
Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.
К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).
Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.
Первый лист подлинника (РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218) | Последний лист подлинника (РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.) |
В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.
В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.
Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.
Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.
В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.
Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.
В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.
По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.
В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.
Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.
Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.
С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.
Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.
После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н. А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.
К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.
В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».
После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.
На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.
Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.
Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.
Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.
Церемония вручения знамени |
Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.
Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.
В России предложили ввести день памяти распада СССР: Политика: Россия: Lenta.ru
В Госдуму внесли законопроект, в рамках которого предложили сделать 26 декабря днем памяти о прекращении существования СССР. С инициативой ввести такую дату выступили в ЛДПР, сообщает РБК.
Поправки в закон о днях воинской славы и памятных датах предложил внести вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, родившийся в год распада СССР — 1991. В пояснительной записке к законопроекту он назвал произошедшее главной геополитической катастрофой XX века, «которая привела к дезинтеграции в различных сферах жизни общества, обострению экономического и политического кризиса, возникновению конфликтов на национальной почве».
Чернышов полагает, что необходимо установить 26 декабря как особую дату, чтобы увековечить память «о значимом событии в истории российского государства, об особой вехе, которая не должна быть забыта всеми поколениями граждан России».
Материалы по теме:
«Да, я действительно предложил такую инициативу. Причина очень проста: в этом году 30 лет со дня распада великого по своей мощи и истории государства — страны, победившей самого страшного врага на Земле», — объяснил депутат.
Вице-спикер Госдумы добавил, что СССР первым запустил человека в космос и создал «невероятную систему безопасности», но после его распада многие люди не нашли себя в новой реальности. Кроме того, возросло число преступлений, а одна страна разбилась на «разделенные республики и большое количество национальных конфликтов».
«К сожалению, история для нас не учительница, а строгий надзиратель, который не прощает невыученных уроков. Такой серьезный день как разрушение этого великого государства мы должны закрепить, чтобы вспоминать об этой трагедии,
проводить памятные мероприятия: образовательные, просветительские», — заключил Чернышов.
Ранее последний лидер СССР Михаил Горбачев ответил на вопрос о причастности Запада к развалу СССР. Он рассказал, что в высших эшелонах власти западных стран «были люди, которые потирали руки, видя наши трудности».
Советский Союз распался после заключения в декабре 1991 года Беловежских соглашений руководителями РСФСР, Украинской и Белорусской ССР, которые разделили единое государство. В ходе этих событий президент СССР Михаил Горбачев отказался от борьбы и был отстранен от власти.
Альтернативы для СССР — Ведомости
«Советский Союз можно было сохранить!» – не устает повторять его первый и последний президент Михаил Горбачев. Сегодня, через четверть века после распада СССР, этот вопрос, как ни странно, не является чисто теоретическим. С середины 2000-х гг. Российская Федерация под руководством президента Путина делает все возможное и невозможное для восстановления контроля над бывшим советским пространством, считая его неотъемлемой частью исторической территории страны, под каким бы названием она ни выступала – СССР или Российская империя. За это время Россия была вовлечена в два вооруженных конфликта – в 2008 г. против Грузии, в 2014 г. против Украины, – поддержанные большей частью российского населения.
Можно ли было избежать войн, человеческих страданий и смертей, деградации целых территорий, ставших ареной постоянных и нерешаемых конфликтов, предотвратив в 1991 г. распад Советского Союза? Реально ли было сохранить хотя бы часть его в границах реформированной, децентрализованной федерации, как это стремился сделать Горбачев в рамках ново-огаревского процесса? Представляется, что ответ на этот вопрос неразрывно связан с общей оценкой тех альтернатив развития, которые открылись перед страной в условиях перестройки.
Первая из них – так называемый китайский путь: постепенная рыночная трансформация экономики, осуществляемая под контролем государства, без потери управляемости и без радикальной реформы старой политической системы. Первоначальная стратегия Горбачева в целом укладывалась в эти рамки: объявив в 1985 г. об ускорении экономического развития, с начала 1986 г. он пытается начать экономическую реформу, направленную на децентрализацию управления экономикой, повышение самостоятельности предприятий и заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах своего труда. Это, конечно, не была рыночная реформа, на полномасштабное осуществление которой тогдашнее руководство СССР так и не решилось, но попытка приблизиться к ней, одновременно смещая баланс власти внутри правящих групп в пользу реформистской части номенклатуры. Если бы эта альтернатива реализовалась, то у Советского Союза сохранялся бы какой-то шанс на выживание. Но и при таком, китайском, варианте развития все равно оставался бы нерешенным главный вопрос: как совместить экономическую децентрализацию, неизбежную при любом варианте экономической реформы, с сохранением пусть и реформированного, но централизованного механизма политического контроля над республиками и регионами, без которого Советский Союз никогда не существовал.
Однако эта, китайская, альтернатива не реализовалась и, по-видимому, не могла реализоваться в СССР. Экономическая реформа в Китае была начата в 1978–1979 гг. с постепенной, но радикальной деколлективизации сельского хозяйства, что практически не потребовало от государства дополнительных затрат и принесло очень быстрое улучшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Денежные средства, накопленные в сельскохозяйственном секторе, стали одним из важнейших источников финансирования последующей реформы промышленности. В Советском Союзе попытались начать с ускорения в наиболее капиталоемких отраслях тяжелой промышленности, что потребовало колоссальных государственных капиталовложений, отдача от которых даже в случае успеха была бы гораздо более медленной и не сказалась бы непосредственно на экономическом самочувствии населения. В реальности же колоссальные средства, вложенные в ускорение, разбалансировали экономику и стали одним из факторов роста инфляции в конце 1980-х гг. Почему в СССР начали реформу с промышленности? Было это результатом идеологической зашоренности, порожденной статусом великой военной державы, или же неверия в то, что советское колхозное крестьянство, которому коллективизация и послевоенное восстановление сломали хребет, можно перевести на путь рыночного фермерского хозяйства?
Но даже если бы в СССР удалось провести быструю и радикальную деколлективизацию, это вряд ли привело бы к столь же быстрому, как в Китае, экономическому результату, поскольку в СССР доля сельского населения была несравненно ниже, чем в Китае, а уровень жизни гораздо выше. Кроме того, в СССР существовал огромный слой сельскохозяйственной бюрократии и партийной номенклатуры, который в случае радикальной аграрной реформы становился излишним. Его сопротивление введению арендного подряда уже в 1987 г. показало, что эти люди готовы защищать свою власть, поскольку именно с ней было связано их экономическое благополучие. Сложившуюся в СССР систему единства власти и собственности оказалось практически невозможно трансформировать по китайскому образцу – постепенно реформируя отношения собственности, что неизбежно грозило номенклатуре потерей власти, статуса и экономического могущества. Именно в этом заключается политэкономическая составляющая, блокировавшая китайский путь реформ в СССР, а вместе с ним и возможность сохранения единого государства.
Горбачев начинает реформу политической системы, не только не решив, но даже четко не сформулировав задач реформы экономической. Это был, очевидно, вынужденный шаг, попытка опереться на население, на общество, с тем чтобы ослабить власть номенклатуры, что позволило бы затем уменьшить ее экономическое могущество. Именно так выглядела ситуация в начале 1987 г., когда Горбачев объявляет на январском пленуме ЦК о повороте к гласности, о демократизации партии и общества как необходимых условиях успеха перестройки. Строго говоря, этот поворот не был вызван сопротивлением советской бюрократии и партийной номенклатуры начавшимся попыткам изменения хозяйственного механизма. В 1985–1986 гг. сопротивление если и было, то скрытое, пассивное, партийный аппарат был выстроен в строго вертикальную систему, которая тогда находилась под полным контролем генерального секретаря и где каждый знал свое место. Горбачева раздражало не сопротивление партийного аппарата, а осознанная им через год пребывания у власти невозможность опереться на него в осуществлении задуманных реформ.
Политические реформы 1988–1989 гг. (альтернативные выборы партийного руководства, демократизация избирательной системы, альтернативные выборы в советские органы) в сочетании с гласностью и активизацией общества разрушили вертикальную систему управления и организации общества. Перед партийной и советской номенклатурой встал вопрос: сопротивляться реформам, очевидно подрывавшим ее власть и экономическое могущество, или попытаться оседлать и возглавить этот процесс. Та часть партийной номенклатуры, которая не видела для себя возможности трансформации власти в собственность и личное обогащение, выступила против горбачевского курса, создав в 1990 г. собственную Коммунистическую партию Российской Федерации и предприняв в августе 1991 г. попытку государственного переворота. Другая, несравненно более многочисленная и влиятельная часть номенклатуры как в РСФСР, так и особенно в союзных республиках выбрала второй путь, путь конвертации власти в собственность. Для этого было необходимо не только удержать власть (будь то через демократические выборы, как в европейских республиках СССР, или через усиление авторитарно-традиционалистского контроля, как в азиатских), но и отобрать ее у становившегося опасным и одновременно все более слабым союзного центра. Именно этот, номенклатурный, процесс, разворачивавшийся в 1989–1990 гг., лежал в основе начавшегося распада страны, ставшего, несмотря на все усилия Горбачева, необратимым. Решающую роль в этом процессе сыграла Россия, где стремительно трансформировавшейся номенклатуре во главе с Борисом Ельциным удалось – под демократическими лозунгами – объединить вокруг себя большую часть общества.
Второй составляющей распада СССР стали национальные конфликты, возникновения и быстрого распространения которых никто в советском руководстве не предвидел. Проблема национальных отношений вообще не стояла в первоначальной повестке перестройки: национальный вопрос в Советском Союзе считался окончательно решенным. Политика гласности быстро вывела на поверхность политической жизни все заглушенные до того национальные противоречия и подспудно тлевшие национальные конфликты: когда людям позволили говорить, они, естественно, стали высказываться о том, что их больше всего беспокоило. Более того, снятие запретов с обсуждения национальных проблем невольно становилось фактором их обострения, поскольку любое публичное выступление, особенно в центральной прессе и на телевидении, неизбежно истолковывалось как поддержка той или иной стороны конфликта.
Роковую, как представляется, роль в судьбе Советского Союза сыграл первый по времени и главный национальный конфликт – начавшееся в 1988 г. столкновение Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха, приведшее к кровавым погромам, этническим чисткам и затем, после распада СССР, к полномасштабной войне, до сих пор не нашедшей своего разрешения. Существовало ли решение армяно-азербайджанского конфликта в рамках единой страны, могли ли четкие и своевременные действия центральных властей предотвратить его развитие по худшему из возможных сценариев? Наверное, немедленная и жесткая реакция на погромы и насилие, причем с обеих сторон, позволила бы если не избежать, то по крайней мере смягчить развитие конфликта. Быстро выяснилось, однако, что у союзного центра не было ресурсов, в том числе военных, которые позволили бы ему четко и деликатно действовать на опережение событий.
Вместе с тем общий ход этого конфликта был бы вне контроля центральной власти даже при самых умелых и своевременных ее действиях. Не имевший цивилизованного политического и юридического решения (армянская сторона апеллировала к принципу национального самоопределения, а азербайджанская – к принципу неизменности границ республики), карабахский конфликт стал одним из главных политических спусковых механизмов для начала процесса национальной дезинтеграции СССР и опаснейшей ловушкой для горбачевского руководства. Все более явная беспомощность центральной власти перед лицом этой проблемы во многом способствовала тому, что и другие национальные конфликты, вспыхивавшие в разных частях огромной страны (грузино-абхазский и грузино-осетинский, приднестровский, погромы в Фергане и столкновения в Оше), стали развиваться по сходному сценарию. Каждая сторона стремилась разрешать их самостоятельно, на свой страх и риск, без оглядки на общие интересы и на центральное руководство. Развитие этих конфликтов очень быстро становилось неуправляемым, ориентированным на силовые решения; политические процессы в СССР пошли вразнос.
Так реализовалась вторая из возможных альтернатив развития перестройки – неуправляемое нарастание экономических, социальных, политических и межнациональных противоречий. Советская система вертикальной организации государства и общества оказалась не в состоянии переварить и адаптировать те новые элементы экономического и политического плюрализма, которые внедрялись для ее усовершенствования. Под воздействием чужеродных факторов система начала давать сбои, вошла в кризис и затем обрушилась в 1991 г. Сохранить Советский Союз, пусть даже в уменьшенном формате (в ново-огаревском процессе участвовали только девять республик из 15), было в этих условиях совершенно невозможно. Судьба страны оказалась намертво связанной с судьбой исчерпавшей себя политической системы. Это представляется важнейшим уроком событий и процессов четвертьвековой давности.
Автор – преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук
История создания справочно-правовых систем
Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных – пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.
Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года – и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года – Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650 000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.
Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» от 25.06.1975 г.). Признавалось необходимым «ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах» (см. пункт 7). Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ) при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию нормативных актов СССР и союзных республик, создание и поддержание в контрольном состоянии правовых фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывал министерствам и ведомствам методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В 1982 г. НЦПИ была создана первая справочная правовая система «АИПС-Законодательство», предназначенная для использования в государственных структурах. Дальнейшее развитие информационная правовая система получила в созданных базе данных правовой информации «Эталон» и программно-технологическом комплексе «Фонд», предназначенных для информационно-правового обеспечения деятельности судов, органов и учреждений юстиции уже в 90-е годы.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства, одновременно широкое распространение персональных компьютеров и вместе с тем повысилась доступность законодательной базы и заинтересованность в её изучении среди населения. Многие специалисты ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в создании рынка СПС в России (как и в зарубежных странах) сыграли негосударственные компании. Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС). В 1990 году была выпущена СПС «Гарант» – разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), созданного в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания НПП «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке проекта «КонсультантПлюс». Первая версия нового программного комплекса – СПС «КонсультантПлюс» – увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине года началось ее массовое производство и распространение. Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
Диас Татьяна Николаевна
История Конституции Российской Федерации | Государственная служба Чувашской Республики по делам юстиции
Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.
В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.
Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.
После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.
Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.
Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.
31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений — разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.
5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.
Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.
Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.
14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.
12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.
нападение на СССР • Принудительный труд 1939-1945
Трое очевидцев рассказывают о том, как они пережили нападение гитлеровской Германии на Советский Союз
Нападение нацистской Германии на Советский Союз означало для советских респондентов онлайн-архива «Принудительный труд 1939-1945» оккупацию, насилие и принудительные работы. Многие до сих пор помнят этот день в мельчайших подробностях.
22 июня 1941 г.: нападение на Советский Союз
Ранним утром 22 июня 1941г. гитлеровская Германии напала на Советский Союз. Вермахт наступал широким фронтом, располагая тремя миллионами солдат. Началась истребительная война национал-социалистической Германии против советского народа: повседневным явлением стали массовые расстрелы населения и гибель советских военнопленных, мародерство. Около 2,1 миллионов человек были угнаны из Советского Союза в Германию на принудительные работы в качестве «восточных рабочих». В обязательном порядке им предписывалось ношение дискриминирующего отличительного знака «OST» на одежде, больше, чем прочие подневольные рабочие, они страдали от голода, холода и побоев.
После освобождения бывшие «восточные рабочие» подозревались в сотрудничестве с немцами. В «фильтрационных лагерях» они прошли через допросы НКВД, нередко подвергались дискриминации на протяжении десятилетий после окончания войны. Некоторые из них попали в советские трудовые лагеря.
Литература:
* Вишлев О.В. Накануне 22 июня 1941 года. Документальные очерки. — М.: Наука, 2001
* Мягков М.Ю. Грозное лето 1941 года // Новая и новейшая история. — 2011. — №2, 3
* Штрайт К. «Они нам не товарищи…» Вермахт и советские военнопленные в 1941 — 1945гг. / Пер.с нем. И. Дьяконова, предисл. и ред. И.Настенко. — М.: Русское историческое общество; Русская панорама, 2009.
Биографические сведения
Таиса Т., «восточная рабочая» из Украины.
- родилась в 1924 г. в Геническе под Херсоном, Советский Союз
- 1942 г. — угон на принудительные работы в Германию
- 1942-1945 гг. – работа в военной промышленности в ООО » Братья Тиль Зеебах» (нем.: Gebrüder Thiel Seebach GmbH) в Зеебахе, Тюрингия
- 1945 г. – освобождение американской армией
- 1946-1951 г.г. – учёба в Симферопольском педагогическом институте, затем работа в школе
- 1953 г. – замужество, 2 года спустя – рождение дочери
- интервью za314 »
- продолжительность: 5:17 ч., дата: 28.7.2005, язык интервью: русский
Александра Николаевна Г., бывшая «восточная рабочая» на АЭГ (AEG — Allgemeine Elektrizitätsgesellschaft — Всеобщая электрическая компания) в Берлине
- родилась в 1925 г. в Курске, выросла в Харькове (Советский Союз)
- 1941 г. -оккупация Харькова немцами
- апрель 1941 г. – угон в Берлин, принудительный труд на кабельном заводе в Обершпрее при AЭГ
- 1944 г. – побег из бомбардируемого лагеря в Берлин — Кёпенике, работа в качестве прислуги
- 1945 г. – работа на расчистке завалов, освобождение советскими войсками, немедленное возвращение на родину
- 1946 г. – брак с солдатом Красной Армии, с которым познакомилась в Берлине, рождение дочери
- 1959 г. – рождение сына
- работала контролёром, кассиром, стенографисткой, бухгалтером и в украинском фонде «Взаимопонимание и примирение»
- интервью za471 »
- продолжительность: 2:19 ч., дата: 8.12.2005, язык интервью: русский
Иосиф А., еврей, депортированный в Бухенвальд и Аушвиц
- родился в 1922 г. в еврейской семье в Гродно
- 1939 – вступление в Гродно советских войск
- 1941 г. – бомбёжка Гродно, разделение семьи, переселенной в два гетто, депортация в Аушвиц-Биркенау
- 1945 г. – «марш смерти» в концлагерь Бухенвальд, освобождение американскими войсками
- 1945 г. — фильтрация НКВД, каторжный труд на шахтах в Донбассе
- 1948 г. – освобождение из заключения, переезд в Минск, окончание школы
- 1950 г. – первый брак. Имеет дочь и сына
- до 1999 г. работал портным
- интервью za283 »
- продолжительность: 4:10 ч., дата: 18.6.2005, язык интервью: русский
вех: 1921–1936 гг. — Офис историка
Введение
16 ноября 1933 года умер президент Франклин Рузвельт. почти 16 лет американского непризнания Советского Союза после серия переговоров в Вашингтоне, округ Колумбия, с советским наркомом иностранных дел дел, Максим Литвинов.
Максим Литвинов
6 декабря 1917 года У.Правительство С. разорвало дипломатические отношения с Россия, вскоре после того, как партия большевиков захватила власть у царского режима. после «Октябрьской революции». Президент Вудро Вильсон решил воздержаться признание в то время, потому что новое большевистское правительство отказалось выполнить предыдущие долги перед Соединенными Штатами, понесенные царским правительством, проигнорировали ранее существовавшие договорные соглашения с другими странами и захватили американскую Собственность в России после Октябрьской революции.У большевиков тоже было в марте 1918 г. в Брест-Литовске был заключен сепаратный мир с Германией. Участие России в Первой мировой войне. Несмотря на обширные коммерческие связи между Соединенные Штаты и Советский Союз на протяжении 1920-х годов, преемники Вильсона поддержал свою политику непризнания Советского Союза.
Рузвельт настаивает на признании
Однако почти сразу после вступления в должность президент Рузвельт переехал в установить официальные дипломатические отношения между США и СССР Союз. Его причины для этого были сложными, но решение было основано на несколько первичных факторов. Рузвельт надеялся, что признание Советского Союза будет служить стратегическим интересам США, ограничивая японскую экспансию в Азии, и он считал, что полное дипломатическое признание послужит американскому коммерческому интересы в Советском Союзе, вопрос, вызывающий некоторую озабоченность у администрации борьба с последствиями Великой депрессии.Наконец, Соединенные Штаты была единственной крупной державой, которая продолжала воздерживаться от официальных дипломатических признание со стороны Советского Союза.
Президент Рузвельт решил обратиться к Советам в октябре 1933 года через два личные посредники: Генри Моргентау (затем глава Управления фермерского кредита и исполняющий обязанности секретаря казначейства) и Уильям К. Буллит (бывший дипломат, который в качестве специального помощника госсекретарь, неофициально являлся одним из главных руководителей Рузвельта. советники по внешней политике).Они подошли к Борису Швирскому, представителю Советского Союза. неофициальный представитель в Вашингтоне с неподписанным письмом Рузвельта официальному главе государства Советского Союза, Председателю Центрального исполнительного комитета, Михаил Калинин. В письме сообщалось, что правительство США быть готовыми вести переговоры об условиях признания Советского Союза, и просил Калинина направить эмиссара в Вашингтон.В ответ, Нарком иностранных дел Литвинов совершил поездку в Вашингтон в ноябре 1933 г. для того, чтобы начать переговоры.
Генри Моргентау
Разговоры Рузвельта и Ливитнова
Первоначально переговоры не продвинулись вперед из-за нескольких нерешенных вопросов: неоплаченный долг Советского Союза перед Соединенными Штатами, ограничение религиозные свободы и законные права У. С. граждане, проживающие в Советском Союзе, и участие СССР в коммунистической подрывной деятельности и пропаганде в Соединенных Состояния. После серии переговоров один на один, известных как «Беседы Рузвельта-Литвинова», однако Литвинов и Президент сработали 15 ноября было заключено «джентльменское соглашение». 1933 г., которая преодолела основные препятствия на пути признания.
По условиям соглашений Рузвельта-Литвинова Советы обязались принять участие в будущих переговорах по урегулированию непогашенной финансовой задолженности перед Соединенные Штаты.Четыре дня назад, после очередной личной встречи с Литвиновым, Рузвельту также удалось заручиться гарантиями того, что советское правительство воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Америки (т.е. Коммунистическая партия) и предоставит определенные религиозные и юридические права США. граждан, проживающих в Советском Союзе. После заключения этих соглашения, президент Рузвельт назначил Уильяма С.Буллита в качестве первого посла США в Советском Союзе.
Насилие в СССР
К сожалению, дух сотрудничества, воплощенный в отношениях Рузвельта-Литвинова соглашения оказались недолговечными. Вскоре после приезда в Москву в В декабре 1933 года Буллит разочаровался в Советах, так как соглашение о вопрос о погашении долга так и не был решен.Более того, появились доказательства что Советское правительство нарушило свое обещание не вмешиваться в дела Америки. внутренние дела. Наконец, убийство ленинградского партийного босса, Сергей Киров затеял первую из «Больших чисток», приведшую к гибели или тюремное заключение миллионов советских граждан по мере ликвидации сталинского режима любые потенциальные критики правительства. Широкие масштабы и общественный характер чистки привели в ужас как американский дипломатический персонал, дислоцированный в Советском Союзе, Союза и мира в целом.
Пакт Молотова-Риббентропа
В надежде на улучшение отношений президент Рузвельт отправил бизнесмена Джозеф Э. Дэвиса в Москву в качестве замены Буллиту в 1936 году. удалось восстановить дружеские отношения с советским руководством, его пренебрежительное отношение к чисткам оттолкнуло других американских дипломатов.Более того, Дэвис столкнулся с новыми беспрецедентными проблемами в результате ухудшения ситуации. политическая ситуация в Европе. Советско-американские отношения достигли апогея в Август 1939 года, когда Советы подписали пакт Молотова-Риббентропа с нацистами. Германии после того, как англичане и французы отвергли советские предложения о создании военный союз против Германии. Не раньше немецкого вторжения в Советский Союз началось бы в июне 1941 года, окажутся ли Соединенные Штаты и Советский Союз еще раз способ сделать общее дело по любому значимому вопросу.
1917 | Большевистская революция: царь Николай отрекается от престола; Большевики во главе с Владимиром Ильичем Лениным берут власть в свои руки; создана Российская Советская Социалистическая Республика; Капитальные шаги в Москву | ||
1918 1918 | Большевики убивают царя | ||
1918-1921 | 9002 | Red Teater: Lenin чистят коммунистической партии, социализируют экономику; 5 миллионов умирают голода | |
1921192119211921 | Lenin Inaugurates Новая экономическая политика, позволяет ограничить меры свободных рынок | ||
1922 | Россия, Украина, Белоруссия, Закавказья (современный день Армения, Грузия, Азербайджан) образуют Союз Советских Социалистических Республик | ||
1924-1929 | Иосиф Сталин укрепляет власть; провозглашает первую пятилетку, коллективизирует сельское хозяйство, индустриализирует; Голод возвращает | ||
1936 | миллионов умирает в Сталинской большой продувки (по 1953 году) | ||
1941 | |||
1945 | мировая война II заканчивается; Россия занимает восточную Европу, устанавливает правительства кукол, холодную войну принимает форму | ||
Советов взорвании атомного устройства | |||
1953 | Сталина умирает; Никита Хрущев становится первым секретарем Коммунистической партии | ||
1956 | Хрущев разоблачает Сталина | ||
1961 | Советы Первый запуск мире пилотируемого космического полета | ||
1962 | Кубинский ракетный кризис, Хрущев уходит ракет от CUBA | ||
Леонид Брежнев помогает инженеру осенью Хрущева от власти, становится первым секретарем коммунистической партии | |||
1969 | Основные пограничные столкновения С China | ||
1972 | 1972 | DTENTE: президент Ричард Никсон посещения СССР, подписывает договоры о контроллере оружия с председателем Брежнева | |
1978-1982 | Советов в Испытательный afghanistan | ||
1985-19919003-1991 | «Никто не предложил убедительного альтернативного сценария»