Сравнение животной растительной и грибной клетки – Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов — Википедия

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Цель: Создать условия для формирования самообразовательных и коммуникативных компетенций учащихся в процессе самостоятельной работы.

Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой природы путем изучения признаков сходства в строении клеток растений, животных и грибов.
  • Доказать, что различия в строении клеток растений, грибов и животных — есть приспособленность организмов к разным типам питания.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития самообразовательной компетенции учащихся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.
  • Создать условия для проявления творческой самостоятельности в процессе решения изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к другим людям в ходе выполнения самостоятельной работы в группах.
  • Развивать умения самоорганизации труда у обучающихся, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование и материалы: таблицы по общей биологии «Сходство и различия клеток растений и животных», микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений, грибов и животных, магнитная доска, магниты, раздаточный материал: клей, бумага (А4), в конвертах заготовки для кластеров, компьютерная презентация, видеофильм «Растительная клетка»

Технические средства обучения: ИКТ.

Ход урока

1. Активизация и проверка знаний.

Учитель: Жизнь — существование дискретных систем. Как вы это понимаете?

Ученик: Значит, что жизнь состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных или ограниченных в пространстве, но, тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.

Ученик: Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путем сохранения особей с полезными для выживания признаками и гибели или устранения от размножения неприспособленных особей. Гибель одной особи в популяции не прекращает существования самого вида, а гибель одной клетки не прекращает существование самого организма.

Учитель: Да, но клетке, прежде чем погибнуть, в начале нужно каким-то способом появиться на свет. Ведь так?

Ученик: Так. Клетки появляются на свет в результате деления — митоза.

Учитель: А после появления клетка проходит несколько стадий или периодов и только после этого клетка либо гибнет, либо вновь делится. Как называется этот отрезок времени?

Ученик: Жизненный цикл клетки представляет собой промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до последущего деления.

Учитель: Если представить, что клетки не способны были бы к делению, то что произошло бы?

Ученик: Деление клеток лежит в основе размножения организмов, поэтому без него нет и воспроизводства последущих поколений. Жизнь остановилась бы.

Фронтальный опрос.

<Приложение1. Слайд 2> «Жизненный цикл клетки»

Вопрос: Объяснить, какие процессы происходят с клеткой в каждый период жизненного цикла. ( Устный ответ у доски).

2. <Приложение1. Слайд3> «Строение эукариотической клетки»

Вопрос: Что изображено на слайде? Назовите главные части клетки. Какие функции они выполняют? (Устный ответ у доски)

3. <Приложение1. Слайд 4> таблица «Сравнение периодов жизненного цикла клетки

Задание: Сравнить хромосомный набор клетки в разные периоды клеточного цикла.

Проверочное тестирование по теме «Жизненный цикл клетки. Митоз» <Приложение 2>

Проверка тестов осуществляется сразу же взаимопроверкой учащихся. Правильные ответы иллюстрируются на слайде <Приложение1. Слайд 5>

2. Изучение нового материала.

Мотивационная беседа к изучению темы.

Учитель: Итак, тема урока «Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов». <Приложение1. Слайд 6> Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Метаморфоза», а вас прошу - постарайтесь связать смысл стихотворения с темой нашего урока, записанной на доске. Итак, закройте, глаза, я начинаю читать.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я — живой!

Ученики записывают свои мысли и ассоциируют их с темой урока. Высказывания могут быть разные, но учитель вправе скорректировать некоторые из них в более четкие формулировки, не изменяя их смысл, например:

  • клетка изначально имела единое строение: оболочка, цитоплазма, ядро. Но в процессе эволюции изменялся окружающий мир, за ним изменялась и клетка, её строение и функции.
  • какое бы название не имел организм, все равно единицей строения и жизнедеятельности является клетка.
  • клетки растений, животных и грибов хоть и различаются по строению, но имеют и некоторые сходства, связанные с общим происхождением.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы уже знаем о главных частях эукариотической клетки — оболочке, цитоплазме и ядре. Поэтому в ходе урока нам необходимо будет выяснить сходства и различия в строении растительной, животной и грибной клетки. Выяснить, почему у клеток растений, животных и грибов возникли отличительные структуры, и соотнести их строение с процессами жизнедеятельности клеток.

Объяснение учителя.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Растительная клетка», подумать и ответить на вопрос: Чем питается клетка, и какие органоиды участвуют в этом процессе?

Примечание: Просмотр видеоролика занимает менее 1 минуты.<Приложение3>

Ученики отвечают на вопрос, говорят, что клетка питается в процессе фотосинтеза (вспоминают ранее изученное в 6, 9 классах). Важной частью клетки, участвующей в фотосинтезе, являются хлоропласты — зеленые пластиды, в которых содержится хлорофилл. <

Приложение1. Слайд 7>

Учитель обращает внимание на то, что в растительной клетке, кроме зеленых пластид, находятся ещё и другие: лейкопласты — белые и хромопласты — разного цвета, от желтых до фиолетовых. Все пластиды могут превращаться друг в друга при определенных обстоятельствах. Например, что происходит с картофелем, когда он долгое время полежит на солнце? (Учитель подводит учеников к наблюдению явления и поиску условий, при которых это превращение происходит).

Учитель демонстрирует позеленевший картофель, который долгое время находился на солнечном подоконнике в классе.

Ученики: Картофель становиться зеленым.

Учитель: Как вы думаете, что произошло с его белыми пластидами?

Ученики: Превратились в хлоропласты.

Учитель: Значит, для того, чтобы лейкопласты превратились в хлоропласты, необходимо солнечный свет?

Ученики: Подтверждают данное мнение. Приводят еще примеры, доказывающие правильность суждений. Например, луковица тоже зеленеет на свету, а вот листья пшеницы без света становятся желтыми.

Учитель просит ещё подумать и привести позже такие примеры. Возвращаясь к теме урока, учитель просит учеников определить задачи урока и может скорректировать их в соответствии ответов учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Примечание: Для выполнения самостоятельной работы в группах, учитель заранее просит четверых учащихся (сильных) выполнить эти задания, дает им консультации (элемент опережающего обучения).

Примечание: Перед тем, как приступить к работе учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного поведения во время лабораторных и практических работ, дает группам задания, дает пояснения и говорит об ожидаемом результате.

1 группа.

Задание: Изучите 23 учебника. Выясните типы питания живых организмов.

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

2 группа.

Задание: Изучите 19, п.1 «Сходства в строении клеток эукариот»

Найдите доказательства родства между растениями, грибами и животными.

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

3 группа.

Задание: Изучите в 19, п.3 «Особенности клеток грибов»

Найдите их сходства с растениями и с животными?

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

4 группа.

Задание: Изучите в 19,п.2 «Различия в строении клеток растений и животных». Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке. Сделайте вывод.

Заполните таблицу. Подготовьте устный ответ.

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом»

1. Сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки на таблице, заполните соответствующую графу в таблице.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат животной клетки. Сопоставьте увиденное с изображением животной клетки на таблице, сравните с клеткой растений и заполните соответствующую графу в таблице.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат гриба мукора или пеницилла. Сравните клетку гриба с клеткой растений и животных и занесите в таблицу особенности строения клетки гриба.

4. На основании данных таблицы сделайте вывод: о чем свидетельствует сходство клеток растений, животных и грибов? О чем свидетельствуют различия в строении клеток растений, грибов и животных?

Вывод: 1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

2) Различия в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствуют о том, что они возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления к разным способам питания.

Примечание: После выполнения самостоятельной работы каждая группа учащихся, за исключением консультанта, переходит в другую группу. За 25 минут урока учащиеся должны выполнить 4 задания, следовательно, сделать по три перехода. Используя магнитную доску для демонстрации кластеров, сделанных каждой группой. Консультанты оценивают задания и выставляют оценки за правильность выполнения заданий. Оценки заносятся в оценочный лист каждого ученика.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель: приглашает по одному ученику из каждой группы для устного ответа о результатах своей работы.

Ученик: При выполнении 1 задания мы выяснили, что в природе существует два типа питания живых организмов. Автотрофный тип питания предполагает самостоятельный синтез органических веществ из неорганических веществ. Гетеротрофный тип — поглощение готовых органических веществ. По этому выводу составлен кластер. <. Приложение1. Слайд 8>

Ученик демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если они есть и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли второе задание, и нашли доказательства родства растений, грибов и животных: общий план строения клетки, принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии, кодирование наследственной информации, единство химического состава, сходные процессы деления клеток. Нами составлен кластер. <Приложение1. Слайд 9>

Учащийся демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если есть, и выставляет оценку группе.

Ученик: Изучив внимательно текст учебника (19, п.3 «Особенности клеток грибов»), мы выявили черты сходства грибов с растениями и животными. Грибы, так же как и растения имеют клеточную стенку, состоящую из хитина, они не способны к передвижению и обладают неограниченным ростом, т.е. могут расти в течение всей жизни. <Приложение1. Слайд10>

Учащийся демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если есть, и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли лабораторную работу «Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом» по инструктивной карточке. В ходе работы выявили сходства и различия между клетками растения (элодея), животного (амеба) и гриба (мукор). Заполнили таблицу и сделали выводы:

1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

2) Различия в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствуют о том, что они возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления к разным способам питания. <Приложение1. Слайд 11>

3. Закрепление изученного материала.

а) задание на различение <Приложение1. Слайд 12>

б) задания на развитие теоретического и эмпирического мышления <Приложение1. Слайд 13>

Задача 1: Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. (Что это?) Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?

Задача 2: Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. (Что это?) В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Задача 3: С приходом осени можно наблюдать изменение окраски листьев деревьев. Почему это происходит?

Осмысление полученных знаний и подведение итогов урока.

Учитель вновь обращается к стихотворению Н.Заболоцкого «Метаморфоза».

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я — живой!

Вопрос: Скажите, а почему стихотворение называется «Метаморфоза»? Что означает это слово? Давайте заглянем в словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ученик: (открывает словарь и зачитывает определение) Метаморфоза — то же, что метаморфоз (спец.). Видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.

Ученик делает вывод по уроку: Сходство клеток растений, грибов и животных доказывает единство происхождения живого мира, а черты различия свидетельствуют о метаморфозе, связанном с изменениями строения и функций клеток, появившихся как приспособления к новым условиям жизни в процессе эволюции.

Постановка домашнего задания. <Приложение1. Слайд 14.>

1. Изучить 19, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщения:

  • История открытия вирусов.
  • Д.И.Ивановский. Вклад в науку биологию.
  • Профилактика СПИД-заболевания.

Приложение 1.

Приложение 2.

urok.1sept.ru

Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

Среди растений, животных и грибов встречаются одноклеточные организмы, но большинство из них —многоклеточные. Их клетки характеризуются наличием ядра.

Общие черты строения ядерных клеток

Снаружи все ядерные клетки покрыты тончайшей мембраной, которая защищает внутреннее содержимое клеток, связывает их между собой и с внешней средой.

Важнейший органоид всех клеток растений, животных и грибов — ядро. Обычно оно находится в центре клетки и содержит одно или несколько ядрышек. В ядре имеются хромосомы — специальные тельца, которые становятся видимыми только во время деления ядра. Они хранят наследственную информацию.

Обязательная часть клеток растений, животных и грибов — бесцветная полужидкая цитоплазма. Она заполняет пространство между мембраной и ядром. В цитоплазме, кроме ядра, находятся и другие органоиды, а также запасные питательные вещества. Общие черты в строении ядерных клеток говорят о родстве и единстве их происхождения.

Отличия клеток растений, животных и грибов

Несмотря на сходство, клетки растений, животных и грибов имеют существенные различия.

В клетках растений и грибов поверх мембраны расположена плотная оболочка, состоящая из углеводов. У растений она построена из целлюлозы, а у большинства грибов — из хитина. Животная клетка имеет только клеточную мембрану. Плотной оболочки у нее нет.

Отличительная черта растительных клеток — наличие в цитоплазме особых образований — пластид. В клетках листьев пластиды зеленые. В других клетках растений пластиды могут быть бесцветными, желтыми, оранжевыми или красными (клетки плодов). Зеленые пластиды — это хлоропласты (от греч. Chloros — зеленый). Их так много, что трудно обнаружить ядро. Зеленый цвет хлоропластам придает пигмент — хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества.

Животные питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями. Вот почему в их клетках пластиды отсутствуют.

Грибные клетки, как и клетки животных, не имеют пластид. В то же время у них есть некоторые признаки, сближающие их с клетками растений. Так, в цитоплазме грибных и растительных клеток имеются вакуоли — прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком.

Ядерные клетки различаются включениями — запасными питательными веществами. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных и грибов — гликоген.

По различию в строении клеток и некоторым другим признаками ядерные организмы делят на три царства: Растений, Животных и Грибов.

Вирусы

Существуют организмы, не имеющие клеточного строения. Это вирусы. Вирусы паразитируют внутри клетки. Они способны жить и размножаться только в клетках других организмов. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. В настоящее время известно более 500 видов вирусов животных и более 300 — у цветковых растений. У человека вирусы вызывают такие заболевания, как грипп, корь, ветряная оспа, СПИД.

ebiology.ru

«Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов» (10 класс)

Урок биологии по теме:

«Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов»

Цели:

Образовательные:

— обобщение и систематизация знаний о прокариотах;

— показать место и роль дробянок в биосфере, медицине, сельском хозяйстве, промышленности.

-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной, грибной клеток и принципиальном единстве их строения.

-формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.

Развивающие:

-используя разные формы работы на занятии развивать познавательный интерес в изучении материала;

-создание условий для развития творческой личности, ее самореализации и самоопределения;

-формирование у учащихся умение находить интересную информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с текстом;

-формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;

-развивать умения сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, микроскопом;

-формирование коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познанию живой природы;

-продолжить воспитание у учащихся положительной «Я-концепции»;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Методы проведения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Оборудование: раздаточный материал, микропрепараты тканей животных, растений, мукора, микроскопы, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учащимся предлагается сформулировать цель урока:

— обобщить и закрепить знания о прокариотах.

— изучить особенности строения различных эукариотических клеток.

— выяснить сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.

Учитель: Достичь целей урока нам поможет материал по теме «Различия в строении клеток эукариот и прокариот», а так же исследовательская работа в ходе которой вы знакомитесь с теоретическим материалом, а затем выполняете лабораторную работу по теме: «Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом». Работать сегодня мы будем в группах, в каждой из них есть консультант-помощник, который будет обеспечивать обмен информацией, распределять материал для выступлений и оценивать работу учеников в группах.

Сообщение эпиграфа к уроку: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)

2.Актуализация знаний:

● Что вам известно об открытии клетки?

● Как называется наука, занимающаяся классификацией организмов?

● В каком направлении шла эволюция клетки?

● Как по-другому называют клетки эукариот и прокариот?

● В чем основная особенность строения прокариот?

● Какую роль в клетке играет ядро?

Учитель: Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки мы изучали на примере бактерий. Споры бактерий залетают на высоту 20 км. Анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км. Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре -253 С. В одном грамме бактерий свыше 600 млрд. особей. Их обнаруживали даже на стенках ядерных реакторов. В одном грамме льда Антарктиды можно найти до 100 видов бактерий.

● Что является главной причиной столь высокой их приспособляемости?

● Как вы думаете, на что указывает примитивная организация прокариот?

● Почему без бактерий невозможна жизнь?

Задание: Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком «+» органоиды, которые имеются в клетках этих организмов.

Сравнение клеток прокариот и эукариот.

Органоиды и части клетки

Прокариоты

Эукариоты

Ядро

Цитоплазма

Плазматическая мембрана

ДНК

Митохондрии

Пластиды

Аппарат Гольджи

ЭПС

Лизосомы

Рибосомы

Цитоскелет

Мезосомы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

Взаимопроверка правильности заполнения таблицы.

● Какие выводы можно сделать из анализа данной таблицы?

-В чем сходство и различие между прокариотами и эукариотами?

Учитель: Итак, мы с вами повторили и обобщили знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении прокариот.

●Сравните клетки животных, растений, грибов. Что общего в строении этих клеток?

Учитель: К общим признакам так же можно отнести единство химического состава клеток, сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке, сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.

Хотя клетки разных эукариот имеют много общего в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Эти различия возникли в процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.

В ходе самостоятельной работы в группе вам необходимо сравнить строение растительной, грибной и животной клетки.

3. Самостоятельная работа в группах:

Задача: выявление особенностей строения клеток представителей различных царств с помощью информационных карт и в ходе выполнения лабораторной работы.

Задание 1 группе: Докажите, что данная клетка является растительной.

Задание 2 группе: Докажите, что данная клетка является животной

Задание 3 группе: Укажите особенности строения грибной клетки на примере мукора

После выполнения задания каждая группа знакомит всех учащихся с информацией и результатами лабораторной работы. В ходе выступлений учащихся от групп все заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эукариот».

Учащиеся самостоятельно делают вывод:

-Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.

4.Рефлексия

— Что вы считаете для себя главным на уроке?

— Что было трудным?

6. Объявление оценок.

7. Домашнее задание: п.18,19, повторить. Подготовить сообщение и презентацию на тему: «Строение и жизнедеятельность растительной клетки», «Строение и жизнедеятельность животной клетки». Творческое задание – составить кроссворд «Клетка».

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *