Слова с чередованием согласных букв в корнях
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Слова с чередованием согласных букв в корнях
В русском языке встречаются однокоренные слова с чередованием согласных букв на конце корня. При этом смысл, заключенный в корне, у этих слов одинаков, поэтому они являются родственными, и такие слова могут быть использованы в качестве проверочных слов для разных орфограмм.
Эти чередования называются историческими, они возникли сначала в устной речи, а затем закрепились и в письменной. Такие чередования надо запомнить.
Чередование согласных букв в корнях:
- Г / Ж / З — подруга — дружить — друзья; мажет — мазь
- Д / Ж / ЖД — ходить — хожу — хождение; езда — заезжий
- СК / СТ / Щ — блеск — блестящий — блещет; свист — свищу
- Т / Ч / Щ — свет — свечка — освещать
- Х / Ш — пух — пушок; петух — петушок
- С / Ш — косить — кошу; весы — ве́шу
- П / ПЛ — храп — храплю; сопение — со плю
- Б / БЛ — скорбить — скорблю; любовь — люблю
- М / МЛ — сломить — сломлю; корм — кормлю
- В / ВЛ — ловит — ловля; молва́ — мо́лвлю
- Ф / ФЛ — графа́ — разграфлю
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 69, Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 108, Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 141, Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 7, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 22, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 60, Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 42, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 129, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 210, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 211, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 95, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 212, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 213, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 100, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 506, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Задачки стр. 53, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 166, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 560, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 561, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 27, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.
com, 2022Пользовательское соглашение
Copyright
Как показать чередование согласных в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №29
г. Сочи
Конспект урока по русскому языку 2 класс. УМК «Школа России»
Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. Москва «Просвещение».
Педагог Нагабедян Сусанна Ашотовна
Тема: «Правописание корня. Чередование согласных звуков в корне слова »
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные;
тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
Задачи:
Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий
Регулятивные – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
Познавательные – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», индивидуальные карточки для учащихся. доска, интерактивная доска
Ход урока
1. Проверка готовности к урокуНа доске «рассыпавшаяся» пословица– труд, к, счастью, и,ведут, учение.
Для прочтения пословицы восстановите порядок слов
Работа над техникой речи
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
У чение и труд к счастью ведут— Запишите ее в тетрадях
Какие орфограммы встретились вам при написании пословицы?
Как проверить обе орфограммы? (надо подобрать однокоренное слова)
Какие слова называют однокоренными?
3.Работа по карточкам
Запишите однокоренные слова, выделите корень.
Как пишутся корни однокоренных словах?
Совершенствование
интонационных умений
Пишут в тетрадях
2. Фронтальная работа с комментированием
На доске.
В е дут (вел)
Тру д (труды)
Определите орфограммы, подберите проверочные слова.
Найдите общее в орфограммах (подбор однокоренных слов)
Свет, светит, светлый,свеча, освещение
Выделите корень в данных словах.
Можете ли вы доказать, что выделили корень верно?
С какой трудностью столкнулись?
Уровень текста в развитии
речи младших школьников
3.
Постановка цели и задач
урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся
1 Выявление места и причины затруднения.
Почему возникло затруднение?
Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? (Мы не знаем точных границ корня)
Вывод:
СОГЛАСНЫЕ в корнях МЕНЯЮТСЯ -чередуются
Это и есть тема нашего урока
Чередующиеся согласные в корне слов
Сформулируйте цель нашего урока
Должны узнать о чередующихся согласных
и точно выделять корень.
Произносительный
(совершенствование
интонационных умений)-
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с этапом-картинкой
Как определить чередующую согласную в корне?
Составление плана нахождения чередующихся согласных в корне
1. Подберу однок. Словок данному слову.
2.Определю границу корня в слове.
3.Выделю корень
4.Подчеркну чередования
5.Вывод: согласные в корне чередуются……..
5 . Реализация построенного проекта.
Работа на интерактивной доске.
Выделите корень в словах, используя план
— Работа с учебником
Где можно найти подтверждение новым знаниям?
Откройте учебник на стр.94.Прочитайте правило ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Верно ли ваше рассуждение?
Для чего вам нужно новое знание
Работают по плану
Выписывают чередования Т//Ч//Щ
В учебнике посмотреть
Да,верно
Правильно выделять корни однокоренных слов
Находить чередующиеся согласные в корне
Произносительный (работа над орфоэпией)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Фронтальная работа:
1.Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.
Сады, сажать, рассада…..
Река, речка, речной Работа в парах: по вариантам с взаимопроверкой
Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Запиши рядом чередующиеся согласные
Пух, пуховый… Друг, дружок…
Снег,снежок, снегирь.
Лексический (обогащение и активизация словаря учащися)
7 физкульт минутка
А теперь все тихо встали…
— А сейчас мы в лес пойдём…
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Подчеркни чередующиеся согласные, выдели корень, допиши еще слово.
Дом.домище,домовой
У кого получился другой ответ – поставьте «?»,
Выделите орфограмму зелёной ручкой.
Подчеркните слова в написании которых вы сомневались
Над чем надо поработать?
Грамматический (работа с предложением)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какая сегодня была тема урока?
Какую цель вы поставили перед собой?
С какой сложностью вы столкнулись?
Что научились делать?
Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными?
Произносительный (совершенствование интонационных умений)
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: выучить чередования согласных и упр 20 стр 95
11. Рефлексия.
1-2
Фразы для рефлексии записаны на доске: Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (-лась)…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что
11. Подведение итогов урока.
1-2
Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какими членами предложений мы сегодня работали? Чему научились? Что было самым трудным? Самым интересным? — Назовите ключевые слова темы. — Всем спасибо за урок.
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его применения на практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского язык в 5 классе
Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы
е, и
в корнях с чередованием
Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников
Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.
Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»
Тип урока: комбинированный.
- I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
- II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока
Задание учащимся.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог — пирожок , горох — горошек . Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?
1. Слово учителя.
План лекции учителя
2) Буквы е, и в корнях с чередованием.
2. Работа с текстом.
(М. Панов )
4. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
1. Тренировочное упражнение.
е в корне; во 2-й — с и .
3. Работа в малых группах.
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)
- V. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнение
1. Заключительное слово учителя.
Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.
2. Беседа с учащимися.
Какие гласные чередуются в русском языке?
Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
Какие согласные чередуются в корнях слов?
Приведите примеры чередования согласных в русском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: сне г — сне ж ок, б е ру — заб и раю .
2) Буквы е, и в корнях с чередованием.
Поговорим о корнях с чередованием е/и : бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная е : расст и лать — расст е лить . Исключения: соч е тать, соч е тание .
3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Чередующиеся звуки | Примеры |
Чередование гласных | |
о — а | покл о н — кл а няться |
о — ноль звука | р о т — рта |
е — ноль звука | д е нь — дня |
е — о | н е су — н о сить |
е — и — ноль звука | соб е ру — соб и рать — собрать |
о, е — ё | в е сло — в ё сла |
Чередование согласных | |
г — ж | бе г у — бе ж ишь |
г — з | дру г — дру з ья |
к — ч | пе к у — пе ч ёшь |
х — ш | у х о — у ш и |
з — ж | во з ить — во ж у |
с — ш | но с ить — но ш у |
т — ст | пле т у — пле ст и |
д — ж — жд | во д ить — во ж у — во жд ение |
т — ч — щ | све т — све ч а — осве щ ение |
к — ц — ч | ли к — ли ц о — ли ч ный |
ск — ст — щ | пу ск ать — пу ст ить — пу щ у |
б — бл | лю б ить — лю бл ю |
п — пл | ку п ить — ку пл ю |
м — мл | уто м ить — уто мл ю |
в — вл | ло в ить — ло вл ю |
ф — фл | гра ф ить — гра фл ю |
- III. Восприятие и усвоение учебного материала
2. Работа с текстом.
Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.
Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.
(М. Панов )
- IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочное упражнение.
Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.
2. Распределительный диктант.
Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и .
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
3. Работа в малых группах.
1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.
Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев ) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин ) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький ) Солнце сквозь окно бл. .стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь ) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин )
2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.
Образец: сжечь — сжигать.
Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .
3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.
В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.
Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб. .рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.
В русском языке распространено такое явление, как чередование гласных в корне слова (вариантов чередования и корней с ним очень много), но встречаются и корни с чередующимися согласными. Есть несколько наиболее характерных разновидностей смены согласных и определенное объяснение данного явления в целом. Оно заслуживает отдельного внимания, поскольку такие чередования обязательно нужно запомнить.
Чередование согласных в корне слова: какие из них чередуются между собой и почему
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з — друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Прежде, чем закрепиться в письменной речи, то есть стать грамматической нормой языка, такие чередования возникли в устном общении людей.
Что мы узнали?
Кроме корней с чередующимися гласными, которых в русском языке очень много, если и корни с чередующимися согласными. Они образуют не только пары, но и тройки чередования, при этом меняется только форма корня, но не его значение. То есть получается, что слова, в которых корни имеют одно значение и отличаются только согласной, являются такими же родственными как и те, в которых корни имеют одинаковый вид. Чередование согласных в корне является следствием разнообразных исторических процессов, которые в итоге привели к упрощению произношения и утрате согласными своего изначального значения. Первоначально изменения произошли в устной речи, а потом закрепились и кодифицировались в письменной, став нормой русского языка.
Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.
Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т. е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?
Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г — Ж — З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).
Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г — Ж » (Друг иня — Друж ина) и «Д — Ж » (Оруд ие — Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.
Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.
В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ — Ружъ — Рузъ» в чередовании согласных «Г — Ж — З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га — «движение, путь», Жа — «живое начало», За — «вслед за данным».
Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.
Аналогичная картина и в чередовании «К — Ч — Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь — результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .
Конечно же, корни «Ликъ — Лицъ — Личъ» в чередовании согласных «К — Ц — Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко — «оболочка, поверхность», Цо — «полное соединение», Чи — «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).
Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.
Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать — изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.
И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :
Пах ать — Паш у, Паш ет .
Так получается чередование «Х — Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш — это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем …
Есть же такие примеры еще.
Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .
(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу. )
Отсюда получается чередование «С — Ш ».
С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК — Щ » (лоск — лощ еный) и «СТ — Щ » (мост — мощ еный). На ощупь «лощ еный » — значит, что «с лоск ом». При этом Лоск — нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный — уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.
Так же и в других примерах: куст иться — кущ ение , прост ить — прощ ение и т.д.
Кстати говоря, чередование «СТ — Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь — сухощ авый, худост ь — худощ авый.
Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения — уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).
На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…
В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), — это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. — все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.
Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.
Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.
А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).
А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К — Ч.
Вот примеры: Резк о — Резч е, Жестк ий — Жестч е, Бороздк а — Бороздч атый, Веснушк а — Веснушч атый и т.п.
По смыслам звуков, К — показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч — неограниченное, полное.
Конспект урока русского языка
3 класс, «Школа России»
Тема урока:
Чередование согласных в корне слова.
Подготовила и провела:
Головатюк В. В.
Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;
Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;
Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;
Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;
Воспитывать уважение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готово.
2.Чистописание.
— Начнем с чистописания.
— Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:
Хохлатый хилый хорек,
хрумкая хвощ,
хвастался холеным хвостом.
На доске записывается буква
У Маши на кармашке
Расцвели ромашки.
На доске записывается буква
— Посмотрите на эти буквы.
— Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?
— Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.
3.Подготовка к изучению новой темы.
— Отгадайте загадку:
Смех-смех
Летом снег.
Вихрем в воздухе летает.
Почему же он не тает?
-Что это?
-Правильно, это пух.
-Запишите это слово в тетради.
-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).
Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.
Выделим корень.
— Что вы заметили? (ш и х меняются).
— Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.
(Учитель записывает тему на доске).
-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )
Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.
-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.
4. Работа по теме урока.
1. На доске слова:
Снег
Берег
Пирог
Сапог
-Что общего у этих слов?
— Объясните написание парной согласной на конце.
— Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.
Какие слова получатся?
— Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.
— В какой части слова это происходит? (в корне слова).
— Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.
5. Закрепление.
1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.
— Прочитайте слова:
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.
— Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?
-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.
— Какие звуки чередуются в этих корнях?
Д-ж, к-ч.
ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет!
Работа по учебнику.
— Упражнение 74 на стр. 119.
— Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.
-Вставьте пропущенные буквы.
— Какие буквы вставили? Почему?
-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.
— Ответьте на вопросы:
1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):
Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.
2)Что лежит под высокой березкой?
Под высокой березкой лежит снежок.
3) Что сбросит сорока с веток?
Сорока сбросит с веток снежный ком.
-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?
-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….
-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)
— А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.
3. Словарная работа.
Мороженое-
Огуречный-
Столичный-
Яблочный-
-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.
Проверка :-Какие буквы подчеркнули?
— Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).
— И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.
6. Письмо по памяти.
-Прочитайте маленькое стихотворение.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
— Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).
-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?
-Что значит «гуськом».
— Как вы представляете себе «гусиное войско»?
-Что значит «гусиным шажком»?
-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.
-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.
Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.
Взаимопроверка.
7. Итог урока.
— Итак, подведем итог.
— Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).
-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?
-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Стр. 120 упр.78.
— Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.
1. Корень. Однокоренные слова. Чередования согласных в корнях
Здравствуй. На очередном нашем занятии изучим, что такое корень, однокоренные слова и чередования звуков в корнях.
В словах можно выделить такие значимые части, как приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Мы начинаем изучать значимые части слова с корня.
Корень — общая часть близких по значению слов.
Сад, садовый, садовник, посадить — корень сад–.
Рис, рисовый — корень рис–.
Гулять, прогулка, прогулять, прогул — корень гул–.
Слова, которые имеют один корень, называются однокоренными, или родственными.
Чтобы выделить в слове корень, необходимо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Однако следует помнить, что одинаковые корни могут быть у разных по лексическому значению слов (речь и речушка, носить и нос, гора и гореть).
Кроме этого, в однокоренных словах могут быть не совсем одинаковые (отличаются одной или несколькими буквами) корни. В этом случае говорят о чередованиях звуков в корнях слов:
[г] // [ж] — нога и ножка, рога и рожок;
[х] // [ш] — соха и сошка, муха и мушка;
[з] // [ж] — друзья и дружить, сказал и скажу;
[г] // [з’] — подруга и друзья;
[к] // [ч’] — рука и рученька, жук и жучок;
[ж] // [з’] — погружение и грузить, мажу и мазь;
[с’] // [ш] — просить и прошу, носить и ношу;
[ц] // [ч’] — огурец и огуречный, отец и отеческий.
Обрати внимание!
1. Родственными (однокоренными) называются слова, у которых одинаковые корни (общая их значимая часть).
2. Иногда слова могут иметь одинаковые корни, но не являться родственными (имеют различные лексические значения), а также разные корни (с чередующимися согласными), но быть однокоренными.
Онлайн тест по Русскому языку по теме Чередование согласных в корне слова
Великолепие и богатство русского языка складывалось веками. Его словарный запас – это длительный исторический процесс, в результате которого возникло чередование согласных букв в главной части всех родственных слов. Тест является хорошим помощником в усвоении рядов чередующихся согласных в корневой части существительных, прилагательных, глаголов.
Повторение темы тестированием, которую начали изучать еще во втором классе и продолжили до пятого, поможет объяснить, как и в результате какого процесса, возникли эти ряды согласных.
Задания теста направлены на распознавание слов с чередующимися согласными, на применение этих знаний на практике путем составления рядов с чередованием букв. Их подбор помогает ученикам увидеть, как меняется звуковой облик слова. Конечным итогом прохождения является закрепление и правильное восприятие материала. Чередующиеся звуки возникли первоначально в устной речи, а затем закрепились на письме, правила их написания нет. И тест направлен на простое запоминание, узнавание этих чередований. Игровая форма составления пар-троек слов побуждает школьников к новым поискам таких сочетаний букв. Составленные примеры помогают увидеть родство слов, одинаковый смысл, определить их как однокоренные.
Это поможет находить и правильно выделять корень многих частей речи, подбирать родственные однокоренные. Найденные и составленные цепочки показывают детям, что чередование происходит в конце корня, перед суффиксом или окончанием.
Ответив на вопросы теста, школьники смогут правильно объяснить понятие «чередование», привести примеры самых распространенных чередующихся согласных букв. Трудности, которые появляются у детей, при определении корня в словах с видоизменяющимися согласными исчезнут, потому что тест научил определять принадлежность различных звуков одинаковым корням.
Пройти тест онлайн
Может быть интересно
Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.
Написать комментарий
Спасибо за комментарий, он будет опубликован после проверки
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
Русский язык СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ Урок 13. Тема: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне Цель: – развитие умений находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 3 Проверка домашнего задания. • Блицопрос. – Что такое корень слова? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов © ООО «Баласс», 2013 1 делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. – Какие слова называются однокоренными? – Что такое чередование согласных звуков? – Где оно наблюдается? – Почему появляются чередующиеся согласные в корне? – Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ]) – Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков. П – Приведите из стихотворений примеры слов с чередованием согласных звуков в корне. – Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные? (У этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками.) • Словарная работа. – Выпишите те слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами. Сапоги, колесо, обед, мороз, осина. Образец записи: Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж]. II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. 1 3 3 4 1. Наблюдение над звуками, которые могут чередоваться в корнях слов (с. 43–44). – Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43. – Какие согласные чередуются в корне? – Запишите эти чередования в тетрадях. ([г//ж], [х//ш]) – Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44. – Назовите звуки, которые чередуются в словах 1й группы ([к//ч]), 2й Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую © ООО «Баласс», 2013 2 группы ([с//ш]), 3й группы ([д//ж]). – Запишите в тетрадях эти чередования звуков. Ученики в тетради делают запись: к//ч, с//ш, д//ж. – Какие ещё варианты чередований согласных звуков вы наблюдали? ([з//ж]: мороз – мороженое.) Примечание. Выделить пары чередующихся согласных звуков ученики могут самостоятельно и свой результат сверить с материалом учебника. – На основе записей в тетради сделайте вывод о теме сегодняшнего урока. (Будем находить чередования согласных г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. 2. Постановка проблемного вопроса. – Всегда ли слова, в которых есть чередования согласных звуков, являются однокоренными? 3. Поиск решения. Упр. 43 – развивается умение наблюдать над словами, в которых есть чередования, и отличать однокоренные слова от слов со сходными корнями. Ученики находят «лишние» слова в ряду однокоренных. – Почему эти слова не являются однокоренными с другими? – Какие звуки чередуются в однокоренных словах? – Что такое просо? Какие ещё виды злаковых растений вы знаете? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3 ΙΙI. Развитие умений – применение знания. (Гречиха, овёс, рис.) Вывод. Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным. Лишние слова: сажа, речь, ручьи, ручей, просо. 1 5 4 2 1 Работа по учебнику. • Упр. 44 – развивается умение находить в тексте однокоренные слова с чередованием согласных в корне. – Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упр. 20 из «Дидактического материала». Образец записи: Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята. Шажком, шагает. Разбор слов по составу ученики выполняют самостоятельно. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьейто помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013 4 – В каком корне есть чередующиеся согласные? • Упр. 45 – развивается умение подбирать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, называть и записывать эти чередования. Выполняется самостоятельно с выборочной проверкой. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьейто помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. • «Договори словечко». – Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне. Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок – … (бочок), друг – … (дружок), Ухо – … (уши), пух – … (пушок), Пущу – … (пускать), лечу – … (летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. (Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) © ООО «Баласс», 2013 5 VΙ . Итог урока. – Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете? Сверьте свои ответы с записью ключевых чередований звуков в тетрадях и на слайде. На слайде появляется ряд чередований: г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч//щ, з//ж. 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? V. Домашнее задание. 1. Упр. 2, с. 41. 2. Задания № 1, 2, тема 2 в «Рабочей тетради». Деятельность учеников: – Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. – Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. © ООО «Баласс», 2013 6
Чередование звуков — Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с видами чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; научить распознавать чередование гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов, подбирать слова с чередующимися гласными и согласными.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
“Кто больше?” В домашнем упр. 417 использовалось слово посадка. Подберите к нему однокоренные слова с той же приставкой, глагол употребите в форме 1-го л. ед. ч. (посажу, посаженный, посад, посадский, посажёный). Что происходит в корне слова? Как называется это явление? Значение последних трёх слов комментируется.
II. Изучение темы урока.
1. Чтение теоретического материала, работа с таблицей упр. 421, составление плана рассказа о чередовании звуков, устное выступление по плану. Работа может быть организована по вариантам: 1-й вариант готовит материал о чередованиях при образовании слов; 2-й — при изменении форм слов. Подбираются примеры: чем больше примеров, тем выше оценка работы варианта.
Учитель дополняет подобранный материал словами с чередующимися гласными. Используется встречавшийся ранее материал (заря — зорька, гореть — загар), имеющийся в учебнике (выравнивать — выровнять; к глаголам скакать — скачет добавляется слово вскочить), а также дополнительный: опоздание — опаздывать; оспорить — оспаривать; порхать — вспархивать; звон — звенеть; копать — вскапывать; бросать — забрасывать и др.
2. Упр. 423; 424 — групповое. В упр. 423 следует обратить внимание на слова земля (оземь, земель) и ледяной (льда), поскольку материал о чередовании гласных с нулём звука будет представлен на следующем уроке.
III. Закрепление изученного материала.
1. Объяснительный диктант (подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные): дразнить — раздражать — подражание; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать; увлекаться — увлечение.
2. Выборочный диктант: выписать из предложений только слова, в которых есть чередование.
1) И снегом он обносит берлогу медвежонка. (Л. Мей)
2) Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса. (А. Пушкин)
3) И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М. Лермонтов)
IV. Подведение итогов урока в форме взаимопроверки.
V. Домашнее задание. Упр. 422.
Чередование звуков в корне слова
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся гласные в корнях.
Носить — нести, возить — везти, выбросить — выбрасывать, прикасаться — прикоснуться, рост — растёт, загар — загореть, зорька — заря, поклон — кланяться, плавать — пловец, вытирать — вытереть, прибирать — приберу.
2. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся согласные в корнях.
Рука — ручка, река — речной, нога — ножка, берег — прибрежный, снег — снежинка, друг — дружить — друзья; враг — вражеский, телега — тележка, ухо — уши, сухой — сушить, водить — вожу.
3. Обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся гласные одной чертой, согласные — двумя.
Излагать — изложение, предлагать — предложение, сложение — слагаемое, выросли — выращивать, скакать — выскочить, скакун — выскочка.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Выписать выделенные слова, обозначить в них корни и подчеркнуть чередующиеся гласные.
Однако за время пути
Собака могла подрасти!
***
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
***
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол…
Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!
***
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
***
Берёте книгу и тетрадь.
Садитесь вы за стол.
***
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник. (С. Маршак)
***
Разлилась по небу зорька.
На заре проснулась Зойка
И спросонья закричала:
— Раньше всех я нынче встала!
Но насмешница-зарянка
Просвистела ей в окно:
— Ошибаетесь, гражданка,
Я не сплю давным-давно.
***
Мама спит,
А мне не спится:
Я смотрю исподтишка,
Как зарница-озорница
Зажигает облака.
(И. Смольников)
2. Выписать выделенные слова, подобрать к ним однокоренные и подчеркнуть чередующиеся согласные.
Гулял по улице щенок —
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепёк,
И под дождём гулял и мок,
И, если даже шёл снежок,
Гулял по улице щенок.
***
Идёт по дорожке серьёзный индюк,
Везёт на тележке железный сундук.
***
Когда я мальчишкой на речку ходил,
Неся котелок и сачок,
Мне часто встречался
У чистой воды
Весёлый и добрый бычок.
Смотрел на меня
Дурачок дурачком,
Молчал, и жевал, и хрустел,
И рыжие уши стояли торчком,
И нос, будто блюдце, блестел.
(В. Левин)
Таалпортал | Ударение в словах с префиксом
Во многом основано на Booij (1995), мы делим нативные префиксы на три основных класса по отношению к их стрессовое поведение. Некоторые родные префиксы привлекают основное ударение, когда они сочетаться с существительным; поэтому такие префиксы ведут себя как независимые просодические слов, так как они получают основное сложное ударение (по крайней мере, в сочетании с существительные, которые отображают подавляющее большинство соответствующих слов). С другой стороны, есть родные префиксы, которые никогда не несут ударения; эти префиксы образуют глаголы, и они также встречаются как частицы или предлоги. Также существует небольшая группа префиксы, которые при использовании с основными глаголами располагаются между стресс-привлекающие и стресс-избегающие; они иногда притягивают стресс: мы называем эту группу промежуточной.
Эти префиксы обычно сочетаются с существительными и привлекают основное ударение (Booij 1995). В результате этого они ведут себя как составные существительные и получают начальное сложное напряжение. Рассмотрим следующий обзор (взято из Booij 1995:121): В голландском есть два типа (вербализирующие) приставки, никогда не привлекающие ударения. Первый состоит из префиксы, у которых единственная гласная — шва; поскольку шва никогда не несет ударения, эти префиксы соответственно никогда не переносите стресс (обзор от Booij 1995:122):Пример 5
до- | /бə/ | бедийк | [бə.ˈdɛik] | до дамбы | |
э- | / ɛr / | эрваар | [ɛr. ˈvar] | испытать | |
гэ- | /xə/ | гелооф | /xə.любовь / | [xəˈlof] | верить |
до | /ɔnt/ | онтмоэт | [ɔнт. ˈmut] | для встречи с | |
версия | /vɛr/ | Вертроу | [vɛr.ˈtrɑu] | доверять |
Вторая группа безударных нативных префиксов содержит префиксы, возникают независимо как предлоги. Все они содержат полную гласную: следовательно, они сами по себе отвечают требованиям образования просодических слов.Поскольку они не получают первичного сложного напряжения, мы можем сделать вывод, что они не ведут себя как большинство номинальных соединений (которые показывают сильно-слабую модель). Их схема стресса скорее напоминает модель слабого-сильного, встречающуюся в различных прилагательные соединения. Однако при этом прилагательное соединения часто демонстрируют сдвиги ударения в атрибутивной позиции, такое ударение сдвигов не происходит для префиксных глагольных форм.Обзор взят из Буидж (1995:122):
Пример 6
aan- | /ан/ | анварард | /ан.вард/ | [анварт] | принять |
ахтер- | /ɑx. tər/ | ахтерхаал | [ɑx.tər.ˈhal] | открыть | |
дверь- | /дор/ | дверная петля | [дор.ˈлоп] | пройти | |
ее- | /час/ | гербау | [ч. р.ˈbɑu] | восстановить | |
неправильно- | /мɪс/ | мидрааг | [мɪс.Дракс] | плохо себя вести | |
ом- | /ɔм/ | омклем | [ɔм.ˈklɛm] | понять | |
на заказ- | /ɔn. dər/ | ондерстейн | [ɔн.dər.ˈstøn] | для поддержки | |
сверх- | /o.vər/ | надземная | [о.vər.ˈstrom] | до переполнения | |
том- | / vɔl / | волдоен | [vɔl. ˈдун] | вместо | |
воор- | /вор/ | воорком | [вор.ˈkɔm] | для предотвращения | |
мыр- | /эр/ | Вершпигель | [эр.ˈspi.xəl] | для отражения |
(PDF) Распространение согласных в арабских основах
для любого морфологического анализатора.
1.2 Взаимодигигитация как пересечение
Морфология с конечным числом состояний основана на
утверждении, что и морфотактика, и фонологическая
кал/орфографическая вариация правил, т.е.е. отношение лежащих в основе форм к поверхностным формам может быть формализовано с помощью автоматов с конечным числом состояний (Ka-
plan and Kay, 1981; Karttunen, 1991; Kaplan
and Kay, 1994). Хотя наиболее доступные компьютерные реализации (Koskenniemi,
1983; Antworth, 1990; Karttunen, 1993)
морфотактик с конечным числом состояний были ограничены
построением слов посредством конкатенации морфем, сама теория не имеет этого ограничения.В семитской морфотактике корневые и патерновые морфемы (и, согласно одной из теорий, возможно, отдельные морфемы вокализации)
естественным образом формализуются как обычные языки,
и основы образуются путем пересечения, а не
, чем объединение этих
обычных языков. Подобные анализы были изложены в другом месте (Kataja and Koskenniemi, 1988; Beesley,
1998a; Beesley, 1998b) и не могут быть повторены здесь
.Для настоящих целей достаточно рассматривать
морфофонемные (лежащие в основе) основы как
, образованные пересечением корня и
шаблона, где шаблоны содержат гласные и слоты C
, в которые входят корневые радикалы, интуитивно говоря, «закупоренный», как в следующих примерах формы I per-
~ct активных и пассивных глаголов.
root:
drsktbqti
drsktbqti
Узор: Cacac Cacac Cacac
Стебель: Daras Katab Qatal
Root:
CUCTBQT 1
Узор: CUCIC CUCIC CUCIC
Стебель: Duris Kutib Qutil
префиксов и суффиксов ConcateNate основы
обычным образом образуют полные, но все же морфо-
фонемные слова; затем применяются правила
вариации с конечным числом состояний для отображения
микрофонных строк морфофона в строки поверхностных фонем или
орфографических символов. Обзор этого подхода см. в Karttunen, Kaplan and Zae-
hen (1992).
Следуя Harris (1941) и Hudson (1986),
и в отличие от McCarthy (1981), мы также допускаем, что образцы
содержат нерадикальные согласные как
в следующих совершенно активных формах VII, Form
VIII
и примеры формы X.
Форма VII Форма VIII Форма X
КТБКТБ KT B
KTBKTB KT B
Узор: NCACAC CTACAC Staccac
Стебель: NKAT AB KTATAB STAKTAB
В этой формализации
в этой формализации существительные работы работают EX-
. Как в следующем EX-
MPLS:
:
ROOT:
KTBKTB KT B
Шаблон: CICAAC CUCUC MACCUUC
Стебель: Kitaab Kutub Maktuub
ГЛОСС:
«Книга» Книги «
» Письмо »
Там, где такое прямое пересечение
корней и узоров в стебли может
разрушиться, это происходит в случаях удвоения и рас-
2 Арабский согласный удвоение и
Распространение
2. 1 Удвоение в формах II и V
Некоторые глагольные и существительные основы обнаруживают двойную ре- распространение на уровне поверхности
лица. Глядя сначала на удвоение, лучше всего
известно из глагольных основ, известных в европейской
традиции как формы II и V, где средний радикал
удваивается.В обозначении шаблона Кея (1987)
используется символ G перед слотом C, который
необходимо удвоить. 4
3Gemination в арабских словах можно альтернативно анализировать как удлинение согласных, как у Harris (1941) и
, как предполагает Holes (1995). Это решение очень привлекательно, если целью является создание полностью гласных орфографических
поверхностных строк арабского языка, но для фонологических
примеров в этой статье мы принимаем представление удвоения, как это используется фонологи, такие как Маккарти (1981).
4 Механизм построения основы Кея, использующий многоленточный преобразователь
, реализованный на Прологе, видит G на ленте шаблона
и записывает копию среднего радикала на ленту основы
, не потребляя ее. Затем следующий C выполняет
то же самое, но потребляет радикальный символ обычным способом
. Анализ Кея фактически абстрагируется от вокализы Бакаири и основного голоса
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > ручей 2015-04-01T14:34:24-03:002015-04-04T09:36:52-03:00pdftk 2.02 — www.pdftk.comitext-paulo-155 (itextpdf.sf.net-lowagie.com)application/pdf
Двухбуквенные слова Scrabble — Aa, Ab, Ad, Ae, An, Ag и Ah — наберите «D» для Dungeon Master
Аа
Заглавная буква А, строчная буква а — это грубое, похожее на камень вещество, образовавшееся после остывания лавы. Слово происходит от гавайского слова ʻAʻā. Вы знаете, что у инуитов должна быть сотня слов для снега? Что ж, английский позаимствовал изрядную долю гавайских слов, потому что туземцы знали о вулканах больше, чем капитан Джеймс Кук и его команда.Коренные гавайцы могли бы сказать вам, например, что аа создается «шаровой лавой»: «По мере того, как шар перегретой жидкой породы катится вниз по склону, горячая лава со дна потока поднимается вверх, чтобы она могла охладиться, затем снова опускается на дно, образуя жесткую колючую поверхность. Когда лава остывает, чтобы образовать аа, эффект на местности может быть коварным. Поля с полевыми цветами и красивые пешеходные дорожки в одночасье превращаются в смертельные ловушки. Фотография, которую я выбрал, помогает контрастировать черную пепельную аа рядом с голубыми волнами океана, и мы все еще можем понять, насколько зазубренная аа, но имейте в виду, что океан выдержал эту лаву.По новой аа нельзя было ходить, ничего не сломав.
Между прочим, если вы играете в Скрэббл, кто-то угрожает бросить вам вызов из-за слова «аа», и вы хотите с ними пошутить, скажите им, что аа — это противоположность «Пахохоу» (произносится как «Па-хо- ай-хо-ай»). Pāhoehoe — это очень гладкое, похожее на камень вещество, созданное из остывшей лавы, но вам не нужно говорить им об этом. Пусть попотеют. Кроме того, если вам нужна помощь, чтобы вспомнить, что АА — это остывшая лава, просто представьте, что две буквы «А» представляют собой кальдеру великого вулкана, извергающего лаву, которая превращается в колючий АА.
~
Аб
Мышца живота. Ребро стиральной доски. Банка из-под шести упаковок. Хотя в области живота есть несколько мышц, когда люди говорят о своем прессе, они, скорее всего, имеют в виду прямую мышцу живота. Пресс помогает вам «хрустеть», позволяя наклоняться или подтягивать ноги к телу в положении лежа, что означает, что они также играют роль в беге, так как без напряжения, которое обеспечивает пресс, ваша грудь отлетела бы назад, как как только ваши ноги прыгнули вперед.Они также важны для дыхания, давая вам дополнительную силу при выдохе, и они надежно удерживают ваши кишки внутри вашего тела. Это кажется важным.
Конечно, люди — не единственные животные с прессом. Если вы хотите подлизаться к сладкому прессу, обратите внимание на семейство раков и омаров. Когда лобстеру угрожает что-то, с чем он не может бороться, он сталкивается со своим врагом, хрустит мышцами живота и снова и снова ударяет хвостом по воде, летя по морскому дну.Вы когда-нибудь видели, как плавают лобстеры? Вот, я дам вам ссылку на видео. Они могут не выглядеть так, но у лобстеров крепкий как камень пресс.
~
Объявление
Сокращение от объявления, которое является сокращением от рекламы. С этим словом происходит забавная избыточность, поскольку мы, вероятно, не использовали бы слово «реклама», если бы слово «реклама» не так часто использовалось в рекламе.
Кстати, ожидайте увидеть изрядное количество «газетных слов», висящих вокруг двухбуквенного списка слов.Вы ведь помните, какие были газеты? Стопки бумаги с большим количеством чернил на них? Вы не могли нажать на слово, чтобы перейти на новую страницу, вам нужно было схватить страницу за угол и перевернуть, подобно тому, как вы переходите на следующую страницу книги, если вы читаете ее с помощью сенсорного экрана iPhone. экран? Ах, вы бы узнали его, если бы увидели.
Как бы то ни было, газеты дали нам некоторое количество сокращенных слов, чтобы они могли публиковать заголовки (или «Хедс». Нет, правда.) с максимально сжатой информацией и самым крупным шрифтом, привлекая наше внимание сенсационными и вводящими в заблуждение новостями.Часто заголовки имели смысл только для местных жителей, которые и так покупали вашу газету. «Reps Hit in Hub House» выглядит тарабарщиной, если только вы не знаете, что Reps означает Республиканская партия, Hit означает «получить удар» или потерять много мест, House означает Палату представителей, а Hub — это прозвище Бостона. и во многих других городах, хотя многие люди в Бостоне не узнают это слово. Тот факт, что большинство газетных изданий в Бостоне используют «Хаб», доказывает потенциальную ценность каждого письма.
Теперь, когда газетная индустрия приходит в упадок, мы не увидим, как много необычных новых новостных слов появляются регулярно (на этот раз «хит» означает «становится популярным»). Не волнуйтесь, Web 2.0 заполнит этот пробел. Merriam-Webster уже принял «твит» и «влог». Как вы думаете, сколько времени пройдет, прежде чем текстовые сообщения дадут нам новые двухбуквенные слова?
~
Ае
Один. Преимущественно шотландский. Если вы не возражаете, позвольте мне взять еще одно слово из дальнего списка, пока мы говорим об AE…
Ан
Один. В основном все остальные.
Знаете ли вы, что слово АН старше слова А? Это так. Ан является прямым потомком слова «он», которое было древнеанглийским словом «один». Если вы хотели ограбить деревню, но у вас не было оружия, вы могли зайти в ломбард и сказать: «Сделай мне топор и кинжал ». Я также мог бы использовать двадцать стрел и лук ». Однако постоянное повторение согласного звука перед согласным звуком приводит к тому, что многие ленивые лингвисты искажают слово как «а».Правило того, используете ли вы A или AN, остается прежним. Используйте AN перед гласным звуком, например, «Это займет час», и используйте A перед согласным звуком, например, «Я хочу покататься на одноколесном велосипеде». Была тенденция ставить букву А перед некоторыми словами с гласным звуком; наиболее распространенным является «честь», как в «Это была честь». Не слушайте тех, кто утверждает, что это правильно. Они пытаются сделать слово более важным за счет неправильного произношения.
Возвращаясь к AE, если вы хотите вбить это слово себе в голову, вы всегда можете послушать песню «Ae Fond Kiss» (или подумать об одноименном фильме), пока оно не приживется.Хотя они оба слишком сочные, на мой вкус. Что меня смущает, с моей невежественной американской точки зрения, так это то, что я не могу понять, почему шотландцы цепляются за AE, если все словари, которые я посещаю, говорят мне, что оно имеет то же произношение, что и слово A, и выполняет ту же функцию. Кто-нибудь из Скоттов хочет мне помочь? Буква Е нужна для того, чтобы выглядеть круто, или она придает слову особую изюминку?
~
Аг
Относящийся к сельскому хозяйству. Хотя я не могу этого доказать, я предполагаю, что это слово пришло из газет.Тем более, что Merriam-Webster говорит, что годом его происхождения является 1912 год. Это конкретная дата, которая имела бы смысл, если бы Merriam-Webster использовала газеты для отслеживания частоты появления слова AG, и в 1912 году произошел внезапный поддающийся вычислению всплеск. Возможно, из-за Вудроу Внимание Уилсона к сельскому хозяйству во время «Новой свободы»?
Однако вместо сельского хозяйства я пойду здесь зигзагом и выкопаю использование слова AG в южноафриканском английском. Викисловарь говорит нам, что AG «выражает раздражение, раскаяние, удивление и т. д.; ой. ах». Аг, подожди, это позволит мне сделать и это:
Ач
Вернемся к АГ, однако Викисловарь дает нам предложение из книги Нельсона Манделлы Долгий путь к свободе, в качестве скучной цитаты. В нем есть еще одна цитата, более выразительная, но в ней есть слово на букву «F», и я постараюсь сохранить здесь PG. Вместо этого я укажу на песню Джереми Тейлора Ag, pleez deddy как на источник доказательства.
«Ag» — это голландское междометие, которое пробилось через африкаанс и вошло в обычное английское употребление в Южной Африке, потому что это высказывание, а основные междометия выходят за рамки языка.Оно происходит от голландского слова «ach», имеющего тот же корень, что и немецкое слово «ach».