Школьный этап олимпиада по биологии 11 класс – 500 Internal Server Error

Олимпиада по биологии 10-11 класс школьный этап

Задания школьного этапа олимпиады по биологии

10-11 класс

Часть 1. На каждый вопрос выберите только один ответ из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

1. Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов - это:
а) азотное;
б) калийное;
в) навоз;
г) фосфорное.

2. Орган слуха пресмыкающихся:

а) внутреннее и среднее ухо со стремечком;

б) внутреннее и среднее ухо, разделенное барабанной перепонкой;

в) только внутренне ухо с барабанной перепонкой;

г) внутреннее, среднее и наружное ухо.

3. Устьице листа герани состоит из:

а) из основных клеток и устьичной щели;

б) из волосков;

в) из камбия и устьичной щели;

г) из замыкающих клеток и устьичной щели.

4. Половое поколение у растений – это:

а) спорофит;

б) гаметофит;

в) спорангий;

г) антеридий

5. В клетках высших растений отсутствуют:

а) пластиды;

б) клеточный центр;

в) лизосомы;

г) митохондрии.

6. Признак не характерный для травянистых растений:

а) зеленые стебли;

б) наличие одревесневшего стебля;

в) ежегодное отмирание наземных органов;

г) стебель покрыт первичной покровной тканью.

7. Красные водоросли отличаются от зеленых и бурых тем, что:

а) не содержат хлорофилла;

б) не имеют дифференцированных клеток;

в) не содержат фикоцианина;

г) не имеют жгутиковой стадии в жизненном цикле.

8. Тканью, из которой формируются длинные жесткие волокна в стебле сельдерея, является:

а) эпидермис;

б) колленхима;

в) склеренхима;

г) паренхима.

9. Обязательный фактор свертывания крови:

а)фтор;

б) гемоглобин;

в) ион кальция;

г) хлористый натрий.

10. Нервная система планарии состоит из:

а) нервной трубки;

б) нервного узла с отходящими от него двумя стволами;

в) брюшной нервной цепочки;

г) трех пар нервных узлов.

11. Размножение шизогоний малярийного плазмодия в крови человека происходит в:

а) лейкоцитах;

б) лимфоцитах;

в) тромбоцитах;

г) эритроцитах.

12. Аквариумная рыбка, способная к яйцеживорождению:

а) скалярия;

б) бойцовская рыбка;

в) меченосец;

г) барбус.

13. Кислород, приносимый кровью в ткани кольчатых червей расходуется в:

а) полостной жидкости;

б) митохондрии клеток;

в) выделяются наружу;

г) лизосомах.

14. Австралийская большеногая курица инкубирует яйца:

а) насиживает;

б) закапывает в кучу гниющего мусора;

в) прикрывает от перегрева листьями растений;

г) закапывает в горячий песок.

15. Стадии развития с неполным превращением претерпевают:

а) мухи;

б) тараканы;

в) пчелы;

г) бабочки.

16. Феромон – это:

а) химическое вещество, содержащее преимущественно соединения железа, из которых строится покров тела насекомых;

б) вещество, опосредующее связи между индивидами одного вида насекомых;

в) химический краситель на базе железа, придающий металлическую окраску некоторым группам насекомых;

г) вещество, опосредующее связи между индивидами разных видов насекомых.

17. Взрослый овод питается:
а) нектаром;
б) кровью теплокровных животных;
в) другими насекомыми;
г) ничем не питается.

18. Во время фазы общего расслабления сердца его клапаны:

а) полулунные – открыты, створчатые – закрыты;

б) полулунные – открыты, створчатые – открыты;

в) полулунные – закрыты, створчатые – открыты;

г) полулунные – закрыты, створчатые – закрыты.

19. Нервная структура, регулирующая гормональную функцию и эмоции:

а) ретикулярная формация;

б) гипоталамус;

в) таламус;

г) четверохолмие.

20. Человекообразные обезьяны и человек сходны:

а) в выражении эмоций;

б) наличие II сигнальной системы;

в) умственной деятельностью;

г) в поступках.

21.Транскрипция это:

а) триплетная программа;

б) ферментативный синтез;

в) биосинтез молекул РНК, осуществляется на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза;

г) синтез полипептидных цепей белков, осуществляется в рибосомах.

22. В клетках человека АТФ синтезируется:

а) в митохондриях;

б) в митохондриях и цитоплазме;

в) в ядре, митохондриях и цитоплазме;

г) в хлоропластах и митохондриях.

23. Аппендикс человека, представляющий собой отросток слепой кишки, является примером:

а) атавизма;

б) рудимента;

в) адаптации;

г) дегенерации.

24. Если кровь человека Р содержит антитела к резус-фактору, то происходит агглютинация при смешивании:

а) сыворотки крови человека Р с красными клетками резус-отрицательной крови;

б) сыворотки крови человека Р с красными клетками резус-положительной крови;

в) красных клеток крови человека Р с сывороткой резус-отрицательной крови;

г) красных клеток крови человека Р с сывороткой резус-положительной крови.

25. Введение инсулина в кровь человека:

а) уменьшает синтез гликогена;

б) увеличивает потребление глюкозы клетками;

в) усиливает распад гликогена;

г) увеличивает концентрацию глюкозы в крови.

26. При увеличении артериального давления частота сердечных сокращений рефлекторно:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) увеличивается, затем уменьшается.

27. К тканевому уровню биологической организации относят:
а) кровь и лимфу;
б) лимфу и устьица;
в) подкожную жировую клетчатку и мышцу;
г) мышцу и межклеточное вещество.

28. Не имеют мембран:

а) митохондрии;

б) рибосомы;

в) лизосомы;

г) пластиды.

29. Третичная структура белка стабилизируется:

а) водородными связями;

б) ковалентными связями;

в) водородными, ионными и гидрофобными связями;

г) водородными, ионными, гидрофобными и ковалентными связями.

30. Ламарк считал, что движущие силы эволюции это:

а) отбор;

б)конвергенция;

в) наследственность;

г) дивергенция.

31. Согласно теории самопроизвольного зарождения жизнь:
а) занесена на нашу планету извне;
б) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
в) возникала неоднократно из неживого вещества;
г) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

32. Гликокаликс - это:

а) оболочка растительных клеток;

б) оболочка животных клеток;

в) структурный компонент ЭПС;

г) часть ядра.

33. Все виды РНК выполняют:

а) одинаковые функции;

б) разные функции;

в) сходные функции;

г) имеют одинаковое строение.

34. Лизосома имеет:

а) двухслойную мембрану;

б) одну мембрану;

в) прерывистую мембрану;

г) целлюлозную оболочку.

35. Мендель описал:

а) кроссинговер;

б) правило доминирования;

в) мутации;

г) механизмы поведения половых пар хромосом.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание) Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

1. Сходство животных и грибов состоит в том, что:

I) у них гетеротрофный способ питания;

II) у них автотрофный способ питания;

III) клеточная клетка грибов и покровы членистоногих содержат хитин;

IV) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком;

V) их тело состоит из тканей.

а) I, III

б) IV, V

в) III, IV

г) I, II, V

2. Видоизменения корня:

I) корневые клубни;

II) столоны;

III) ходульные корни;

IV) корневище;

V) корнеплоды.

а) I, II, III

б) IV, V

в) III, IV

г) I, III, V

3. В метафазе 1 деления мейоза:

I) достраивается веретено деления;

II) прикрепляются хромосомы к нитям веретена деления;

III) гомологичные пары с хроматидами располагаются парно по экватору;

IV) идет расхождение пар;

V) веретено деления разрушается.

а) I, II, III

б) IV, V

в) III, IV

г) I, III, V

4. В световую фазу фотосинтеза образуются:

I) CO2;

II) O2;

III) НАДФ+Н2;

IV) АТФ;

V) С2 Н12 О6;

а) I, II, III

б) IV, V

в) II, III, IV

г) I, III, V

5. Вирусы:

I) внутриклеточные паразиты;

II) переходная форма;

III) неклеточная форма;

IV) содержат нуклеиновую кислоту;

V) имеют белковую оболочку.

а) I, II, III

б) IV, V

в) II, III, IV

г) I, III, IV, V

Задание 3. Дайте название термину. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (по 3 балла за каждое задание)

  1. Совокупность физиологических и поведенческих реакций рыб, связанных с размножением - ….

  2. Явление, при котором происходит многократное увеличение количества хромосом в геноме - …...

  3. Форма организации шаровидных клеток бактерий, при которой они образуют цепочки - …..

  4. Многоступенчатый процесс бескислородного расщепления молекулы глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты в животных клетках, при котором синтезируется две молекулы АТФ - …..

Задание 4. Решите задачу. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4

Задача 1.От брака чернокожих и людей с белой кожей рождаются мулаты (промежуточный цвет кожи). Анализ потомства большого числа браков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные и белые потомки, мулаты, а также темные и светлые мулаты.

Определите:

Количество генов, обусловливающих окраску кожи. Характер взаимодействия генов?

Генотипы родителей и потомков.

Как по-вашему, может ли от брака белой женщины с мулатом или с чернокожим родиться совершенно черный ребенок? Почему?

infourok.ru

Олимпиада по биологии - Биология

Школьный тур олимпиады по биологии

11 класс

2015-2016 учебный год

1. Выберите один правильный ответ.

1) В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение

а) структуры цитоплазмы б) числа хромосом

в) числа нуклеотидов в ДНК г) структуры хромосом

2) Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?

а) делает животных незаметными б) отпугивает врагов

в) привлекает особей своего вида г) обостряет внутривидовую борьбу

3) У папоротниковидных растений в отличие от покрытосеменных

отсутствуют

а) корни б) стебли в) плоды г) споры

4) Ротовое отверстие на нижней стороне головы, жаберные щели, не

прикрытые жаберными крышками, имеют

а) акулы и скаты б) сазаны и карпы

в) щуки и окуни г) осетры и белуги

5) В скелете человека с помощью сустава соединяются

а) кости таза б) теменная и затылочная кости

в) шейные позвонки с грудными г) бедренная кость с тазовой

2. Определите правильность суждений (да – нет).

1) Глюкоза в организме человека выполняет ферментативную функцию.

2) Несогласованность движений человека связана с нарушением

деятельности мозжечка.

3) Грибы в отличие от растений не имеют хлоропластов и не способны к

фотосинтезу.

4) Гидра относится к типу кишечнополостных, так как обитает в пресном

водоёме.

5) В селекции животных широко используют полиплоидию.

3. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

Характеристика

Вид обмена

А) Окисляются органические

вещества

Б) Образуются более сложные

органические вещества из менее

сложных.

В) Используется энергия АТФ

Г) Запасается энергия в молекулах

АТФ

Д) Один из этапов происходит в

митохондриях

Е) Некоторые этапы происходят в

рибосомах

1) Пластический

2) Энергетический

4. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос.

Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих

четырёхкамерного сердца в процессе эволюции?

5. Решите задачу.

Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).

6. Термины.

1) Эволюция.

2) Естественный отбор.

3) Закаливание.

4) Анализаторы.

5) Артерии.

7. Исключите лишнее.

1) Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, адаптации.

2) Маскировка, мимикрия, движущий отбор, покровительственная окраска.

3) Моховидные, папоротниковидные, водоросли, голосеменные.

4) Рыбы, земноводные, иглокожие, млекопитающие.

5) Дезоксирибоза, аденин, урацил, цитозин.

Критерии оценки 11 класс

Задание 1. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 2. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 3. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 4. 10 баллов.

Задание 5. 20 баллов.

Задание 6. 20 баллов.

Задание 7. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 8. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Ответы. 11 класс

Задание 1. 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) г.

Задание 2. 1) нет, 2) да, 3) да, 4) нет, 50 нет.

Задание 3. 1БВЕ, 2АГД.

Задание 4. В результате появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих артериальная и венозная кровь в сердце не смешивалась, и все органы, кроме лёгких, получали чистую артериальную кровь. Больший приток кислорода, более активно идут окислительные процессы, больше высвобождается энергии и, как следствие, постоянная температура тела.

Задание 5. Поскольку получено 4 фенотипических формы организмов, следовательно, родители были гетерозиготны. Их генотипы: ♀АаВв и ♂АаВв. Генотипы потомков: чёрные хохлатые А-В-; бурые хохлатые ааВ-;

чёрные без хохла А-вв; бурые без хохла аавв.

Задание 6.

1) Эволюция – процесс исторического развития организмов.

2) Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных.

3) Закаливание - постепенное приспособление организма к неблагоприятным

факторам среды, в первую очередь к холоду.

4) Анализаторы – системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и

центров в коре головного мозга.

5) Артерии - сосуды, несущие кровь от сердца.

Задание 7. 1) адаптации, 2) движущий отбор, 3) водоросли, 4) иглокожие,

5) урацил.

Время на выполнение работы – 2 часа (120 минут).

multiurok.ru

Олимпиадные задания по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Материал для проведения школьного этапа олимпиады по биологии

Задания I школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Биология 10 класс.

    Уважаемые участники олимпиады, теоретическая часть включает 4 части. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения заданий.

Часть 1.

Вам предлагаются 30 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов

а) наличие одного или нескольких жгутиков

б) отсутствие оформленного ядра

в) наличие клеточной мембраны (стенки)

г) постоянная форма.

2. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод                     б) слоевище                   в) гаметофит                     г) спорофит.

3. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась

а) пищеварительная система                        б) выделительная система

в) кровеносная система                                 г) нервная система.

4. Наружный скелет членистоногих представлен

а) кожно-мускульным мешком                                 б) хитиновым покровом

в) известковой раковиной                                          г) поперечно-полосатой мускулатурой.

5. Среди растений исключительно на суше встречаются

а) зеленые водоросли                                  б) красные водоросли

в) голосеменные                                          г) покрытосеменные.

6. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался

а) И. П. Павлов     б) А. А. Ухтомский            в) И. М. Сеченов             г) И. И. Мечников.

7. Кости крыши черепа относятся к костям

а) воздухоносным              б) губчатым             в) плоским                г) трубчатым.

8. В сердце самая толстая мышечная стенка у

а) левого предсердия                         б) правого предсердия

в) левого желудочка                           г) правого желудочка.

9. Наиболее древним из названных ископаемых предков человека является

а) неандерталец       б) питекантроп        в) австралопитек                г) кроманьонец.

10. Из перечисленных веществ полимером является

а) цитозин                 б) глюкоза             в) АТФ                      г) ДНК.

11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных

а) жаба — кролик — крокодил — акула                 б) акула — лягушка — крокодил — кролик

в) акула — крокодил — лягушка — кролик           г) крокодил — акула — жаба — собака.

12. В основе нервной регуляции функций лежит

а) выделение гормонов            б) рефлекс            в) возбуждение               г) торможение.

13. Основная роль гемоглобина состоит в

а) переносе кислорода и двуокиси углерода             б) связывании чужеродных частиц

в) свертывании крови                                                   г) переносе питательных веществ.

14. Пищеварение у человека завершается в

а) желудке         б) тонком кишечнике     в) толстом кишечнике              г) прямой кишке.

15. Аппендикс человека является примером

а) атавизма             б) рудимента        в) адаптации                     г) дегенерации.

16. Плацента млекопитающих – это

а) орган, в котором развивается зародыш

б) орган дыхания зародыша

в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша

г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

17. ДНК содержится

а) в ядре  б) митохондриях    в) лизосомах          г) ядре, митохондриях, пластидах.

18.  Неклеточные формы жизни это:

а) черви       б) человек       в) вирусы          г) бактерии.

19. Какую железу называют «дирижером оркестра гормонов»?

а) гипофиз      б) надпочечники       в) щитовидную железу            г) поджелудочную железу.

20. Сколько пар ребер прикреплено к грудине непосредственно?

а) 7             б) 10                в) 12              г) 18.

21. Одинаковое число хромосом в ядре присуще

а) всем эукариотическим клеткам                       б) соматическим клеткам одного организма

в) фотосинтезирующим тканям растениям        г) покровным тканям животных.

22. Значение оплодотворения состоит в том, что в зиготе

а) увеличивается запас питательных веществ и воды

б) увеличивается масса цитоплазмы

в) вдвое увеличивается число митохондрий и хлоропластов

г) объединяется генетическая информация родительских организмов.

23. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот

а) фосфолипиды               б) углеводы             в) витамины    г) белки.

24. В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в

а) митохондриях     б) хлоропластах              в) лейкопластах        г) хромопластах.

25. Рибоза входит в состав молекул

а) гемоглобина              б) ДНК              в) РНК             г) хлорофилла.

26. Что входит в состав желудочного сока?

а) трипсин, желчь                                  б) ферменты, слизь, соляная кислота

в) тироксин, витамины                          г) гормоны, антитела.

27. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

а) питаются сходной пищей                            б) имеют примерно одинаковые параметры тела

в) имеют немногочисленное потомство        г) относятся к классу млекопитающих.

28. К продуцентам  в экосистемах относятся

а) голосеменные        б) сапротрофные бактерии       в) травоядные животные        г) грибы.

29. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука

а) систематика          б) экология          в) физиология            г) палеонтология.

30. Разделение органоидов клетки на основе их различной плотности составляет сущность метода.

а) микроскопирования                             б) центрифугирования
в) окрашивания                                         г) сканирования.

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания, имеющие несколько правильных ответов. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам

а) цветок четырехчленного типа

б) соцветие кисть

в) цветок пятичленного типа

г) соцветие корзинка

д) плод стручок или стручочек

е) плод боб

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны для грибов и животных

а) отсутствие хлорофилла в клетках

б) хитинизированная клеточная стенка

в) запасное вещество — крахмал

г) запасное вещество — гликоген

д) способность к вегетативному размножению участками тела.

3. Два круга кровообращения имеют

а) хрящевые рыбы                                  б) лучеперые рыбы

в) двоякодышащие рыбы                       г) земноводные

д) пресмыкающиеся.

4. К трубчатым костям относятся

а) лучевая       б) грудина             в) пяточная            г) большая берцовая            д) лобная.

5. К отряду чешуекрылых относятся

а) тля                                           б) божья коровка                          в) комнатная моль

г) капустная белянка                 д) азиатская саранча                    е) березовая пяденица.

6. Гермафродитами являются

а) бычий цепень                    б) медицинская пиявка                      в) дождевой червь

г) нереида                          д) пескожил                                        е) человеческая аскарида

7. К светопреломляющим структурам глаза относится

а) роговица                                   б) зрачок                              в) хрусталик

г) стекловидное тело                   д) сетчатка                           е) желтое пятно

8. Условные рефлексы

а) наследуются

б) устойчивы, то есть сохраняются в течение всей жизни

в) индивидуальны

г) способствуют выживанию в изменяющихся условиях среды

д) не вырабатываются при повреждении коры больших полушарий

е) видоспецифичны.

9. Человек в отличие от животных

а) имеет кору больших полушарий

б) образует различные природные популяции

в) обладает второй сигнальной системой

г) может создавать искусственную среду обитания

д) имеет первую сигнальную систему

е) может создавать и использовать орудия труда.

10. В состав среднего уха входит

а) молоточек                                         б) слуховая (евстахиева) труба

в) полукружные каналы                      г) наружный слуховой проход

д) стремя.

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

2. Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.

3. У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа.

4. Половой процесс у инфузорий не ведет к увеличению числа особей.

5. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.

6. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.

7. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.

8. Болезненные изменения стопы, при которых уплощается свод, называют вывихом.

9. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

10. Внутренняя среда организма образована ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.

11. Из правого желудочка сердца вытекает венозная кровь.

12. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают внутривидовую борьбу.

13. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались трудовая деятельность и общество.

14. Вторичная структура белка образована пептидными связями.

15. Митохондрии участвуют в образовании АТФ в процессе дыхания.

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной и животной клеток

ОРГАНОИДЫ                                                  ТИПЫ КЛЕТОК

А) митохондрии                                           1) клетка печени животного

Б) клеточная стенка                                           2) бактериальная клетка

В) ядро        

Г) аппарат Гольджи        

Д) нуклеоид        

Е) жгутики

2. Найдите соответствие между заболеванием и дисфункцией железы

А) акромегалия                              1) гипофиз

Б) кретинизм                                   2) щитовидная железа

В) микседема                                   3) поджелудочная железа

Г) гигантизм

Д) сахарный диабет

Е) Базедова болезнь

3. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

            ПРИЗНАК РЫБ                                                                                 КЛАСС

A) жаберные щели открываются наружу                                       1) Хрящевые рыбы

Б) рот смещён на брюшную сторону тела                                      2) Костные рыбы

B) большинство представителей имеют плавательный пузырь

Г) костный скелет

Д) жабры прикрыты жаберными крышками

МАТРИЦА ОТВЕТОВ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

10 класс

Фамилия ____________________________________________________

                         

Имя         ____________________________________________________

Класс      ____________________________________________________

Школа   _____________________________________________________

Часть 1. 30 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

Часть 2. 20 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

Вопрос

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

Часть 3. 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 4. 9 баллов (по 3 балла за каждое задание).

                                                             

Вопрос

1

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 Вопрос 2

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 Вопрос 3

А

Б

В

Г

Д

 

nsportal.ru

11 класс Задания школьного этапа олимпиады по биологии

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по биологии (2015-2016 учебный год)

11 класс

Задание 1. Выберите один правильный ответ (1 балл за каждый правильный ответ).

1.Називите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:

1) Р.Гук; 2) Р.Вирхов; 3) А. Левенгук; 4) К.Бэр.

2. Эукариоты – это организмы, клетки которых:

  1) имеют четко оформленное ядро;     3) имеют удвоенное число хромосом;

2) не имеют четко оформленного ядра; 4)не имеют рибосом.

3. В состав нуклеотида ДНК входит углевод:

  1) рибоза;   2) сахароза;  3).дезоксирибоза 4) глюкоза

4. РНК содержится в эукариотической клетке:

  1) только в ядре,   3) на мембранах органоидов

2) в ядре и цитоплазме; . 4) в ядре, в цитоплазме, в митохондриях;

5. Удвоение молекулы ДНК в клетке происходит:

   1) в момент ее деления;     3).незадолго до ее деления;

  2).после ее деления;      4) нет верного ответа

6.  Где в клетке протекает кислородный этап энергетического обмена?  

1).на плазматической мембране;    3) в цитоплазме

2) на рибосомах;    4) в митохондриях

7. Ферменты по своей структуре являются:

  1) белками;    2) жирами;    3) углеводами; 4) нуклеиновыми кислотами

 8. Пиноцитоз - это:

   1) движение цитоплазмы   3) разрушение клетки;

2) поглощение клеткой жидкости;   4) поглощение клеткой твердых частиц.

9. Функция гормонов – это:

1) образование ферментов; 3)формирование безусловных рефлексов;

2) обеспечение организма энергией ; 4) регуляция процессов жизнедеятельности

10. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

1) производители органического вещества; 3) разрушители органического вещества;

2) потребители органического вещества; 4) разрушители неорганического вещества.

 11. Видом называется группа особей:

  1. обитающая на обширной территории;

  2. созданная человеком на основе отбора;

  3. появившаяся в результате отбора;

  4. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.

12. Изгибы позвоночника человека связаны с :

1) прямохождением; 3) формированием грудной клетки;

2) трудовой деятельностью; 4) развитием большого пальца кисти.

13. У млекопитающихся газообмен происходит в:

1) трахеях; 2) бронхах; 3) бронхиолах; 4) альвеолах.

14. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных изменений органического мира?

1) адаптации; 2) мутации; 3) модификации; 4) наследственность.

15. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии:

1) слизь; 2) инсулин; 3) желчь; 4) соляная кислота.

16. Гладкой мышечной тканью образованы:

1) желудочки сердца; 2) стенки желудка; 3)мимические мышцы 4) бицепс и трицепс.

 17. Процесс окончательного переваривания и всасывания питательных веществ происходит:

1) в желудке; 2) ротовой полости; 3) в толстой кишке; 4) в тонкой кишке.

18. Органом дыхания не является:

1) гортань; 2)трахея; 3) ротовая полость; 4) бронхи.

19. Целостной структурной единицей почки является:

1) нейрон; 2) нефрон; 3) капсула; 4) извитой каналец;

20. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:

1) желтый костный мозг; 3) надкостница;

2) красный костный мозг; 4) губчатое вещество.

21. Эпидермис выполняет функцию:

1) защиты от бактерий; 3) накопления жира;

2) образования пота; 4) образования кожного сала.

22. Большой круг кровообращения начинается:

1) в правом желудочке; 3) в левом предсердии;

2)в правом предсердии; 4) в левом желудочке.

23. Симптомом инфекционного заболевания может служить повышение в крови:

1) эритроцитов; 2) тромбоцитов; 3) лейкоцитов; 4) глюкозы;

24. Общим свойством всех прокариотических и эукариотических организмов является способность:

1) к фотосинтезу; 3) к обмену веществ;

2) к гетеротрофному питанию; . 4) к спорообразованию.

25. К плесневым грибам относится:

1) пеницилл; 2) дрожжи; 3) бледная поганка; 4) фитофтора.

26. Организмы, питающиеся органическими веществами мертвых тел, относятся к:

1) фотоавтотрофам; 2) хемотрофам; 3) сапротрофам; 4) симбионтам.

27. Все зеленые растения способны к:

1) двойному оплодотворению; 3) хемосинтезу;

2) семенному размножению; 4) образованию крахмала в листьях.

28. У Простейших нет:

1) тканей; 2) органоидов; 3) обмена веществ; 4) полового размножения.

29. Кальмар – представитель:

1) брюхоногих; 2) головоногих; 3) двустворчатых; 4) слизней.

30.Четырехкамерное сердце есть у:

1) черепахи; 2) голубя; 3) окуня; 4) жабы.

Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

31. Для хвощевидных характерны следующие признаки

I. улиткообразное почкосложение

II. членистый стебель

III. сорусы

IV. спороносные колоски

V. споры с элатерами

1) II, IV; 2) II, IV, V; 3) I, II, IV; 4) II, III, IV, V.

32. Какие кости из перечисленных относятся к длинным трубчатым костям?

I. большая берцовая II. лопатка III. позвонок IV. лучевая V. височная

1) II, IV; 2) I, IV, V; 3) I, IV; 4) II, III, IV, V.

33. Выберите признаки, которые характеризуют паразитических червей:

I. наличие кутикулы

II. развитые органы чувств

III. простой жизненный цикл развития

IV. очень высокая плодовитость

V. сложный жизненный цикл развития

1) I, IV;V; 2) I, V; 3) II,III; 4) III, V.

34. Какие признаки имеет личинка лягушки – головастик?

I.один круг кровообращения

II. два круга кровообращения

III. двухкамерное сердце

IV. трехкамерное сердце

V. органы дыхания – легкие

VI. органы дыхания - жабры

1) I, IV; 2) II,IV; 3) I,III,VI; 4) III,IV, V.

35. Выберите из списка органоидов те, которые встречаются в прокариотической клетке

I .рибосомы

II. цитоплазматическая мембрана

III. митохондрии

IV. плазмиды

V. пластиды.

1) I, II,III; 2) II, V; 3) III, IV,V; 4)I,II, IV.

36. Какие из признаков человека НЕ наследуются

I. речь

II. дыхание

III. питание

IV. мышление

V. коллективный труд

1) II, IV; 2) I, III, V 3) I, IV,V; 4) II, III, IV, V.

37. Выберите признаки, характерные только для насекомых:

I. тело разделено на голову, грудь и брюшко

II. дышат легкими и трахеями

III. имеют три пары ног

IV. имеют хелицеры и педипальпы

V. кровеносная система незамкнутая

1) II, IV; 2) I, III; 3) I, II, IV; 4)I, II, III, IV, V.

38. Из названных веществ гормонами являются:

I. гемоглобин

II. гепарин

III. инсулин

IV. тироксин

V. норадреналин

1) I, III; 2) I, V; 3) II,IV; 4) III, IV, V.

39. Выберите вещества, участвующие в процессе фотосинтеза:

I. целлюлоза

II. хлорофилл

III гликоген

IV углекислый газ

V. кислород

1) I, IV; 2) II,IV; 3) I,II,V; 4) III,IV, V.

40. Выберите функции хлоропластов:

I. образование лизосом

II. синтез глюкозы

III. синтез РНК

IV синтез АТФ

V. клеточное дыхание

1) I, II; 2) II, IV; 3) III, IV,V; 4) I,II,IV, V.

Задание3. Установите правильность суждений( 1 балл за каждый правильный ответ).

  1. Микориза является примером симбиоза.

  2. Основная функция рибосом – трансляция.

  3. Ястреб-перепелятник имеет непрямой тип развития.

  4. Яйцеклетка имеет запас питательных веществ и неподвижна.

  5. К специализированным частям тела растения, обеспечивающим вегетативное размножение, относится цветок гладиолуса.

  6. В клетках прокариот ядерное вещество представлено в виде кольцевой ДНК.

  7. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ.

  8. Партеногенез – это вариант полового размножения.

  9. Хромосомы не могут превращаться в хлоропласты.

  10. Кефир образуется в результате деятельности молочно-кислых бактерий.

  11. Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.

  12. При полном расщеплении одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ.

  13. Ядерная оболочка образована двумя мембранами, имеет поры.

  14. Гидрофобную основу клеточной мембраны составляют белки.

  15. В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит.

Задание4. Установите соответствие (за каждый верный ответ 2 балла, 1балл, если допущена одна ошибка).

56. Установите соответствие между органоидом и его строением

Органоид клетки Строение

А) вакуоли 1- одномембранный

Б) митохондрии 2- двумембранный

В) клеточный центр 3- немембранный

Г) рибосомы

Д) лизосомы

Е) аппарат Гольджи

А

Б

В

Г

Д

Е

57. Установите соответствие между особенностями процессов

Особенности процессов Процессы

А) завершается образованием углеводов 1. Биосинтез белка

Б) исходные вещества - аминокислоты 2. Фотосинтез

В) в основе лежат реакции матричного синтеза

Г) исходные вещества – углекислый газ и вода

Д) АТФ синтезируется в ходе процесса

Е) АТФ используется для протекания процесса

А

Б

В

Г

Д

Е

58. Установите соответствие между заболеванием и его возбудителем:

Заболевание Возбудитель

А) СПИД 1. Вирусы

Б) грипп 2. Бактерии

В) оспа

Г) туберкулез

Д) холера

Е) герпес

А

Б

В

Г

Д

Е

59. Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом.

Свойство или функция Вид веществ

А.растворимы в воде 1.липиды

Б .гидрофобны 2.моносахариды

В.составляют основу клеточных мембран

Г.состоят из остатков глицерина и жирных кислот

Д.образуются в результате расщепления крахмала

Е.накапливаются в клетках животных

А

Б

В

Г

Д

Е

60. Установите соответствие

Действие Отдел нервной системы

А.подготавливает к стрессовым ситуациям 1.симпатический

Б.вызывает расширение зрачков 2.парасимпатический

В.вызывает повышение активности кишечника

Г.стимулирует выделение адреналина

Д.замедляет сердечный ритм

А

Б

В

Г

Д

61. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК(с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

62. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с Х-хромосомой

infourok.ru

Олимпиада по биологии "Школьный тур" 10-11 класс

Школьный этап 2016-2017 учебный год

Биология 10-11 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

А – центрифугирования; 

Б – гибридологического;

В – цитогенетического; 

Г – биохимического.

2. Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:

А - единства и общности происхождения органического мира;

Б - многообразия растительного и животного мира;

В -  эволюции органического мира;

Г -  постоянства живой природы.

3. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них

закодирована информация о:

А - первичной структуре молекул белка;   Б - составе молекулы АТФ;

В - строении триплета;    Г - строении аминокислот.

4. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

А - транспорт белка;    

Б - синтез белка;

В - энергетический обмен;    

Г - транскрипция иРНК.

5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:

А - полипептидная нить; 

Б - плазматическая мембрана;

В -  мембрана эндоплазматической сети;   

Г - одна из цепей молекулы ДНК.

6. Какие признаки характерны для телофазы митоза?

А -  спирализация хромосом;

Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;

В -  деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;

Г -  деспирализация хромосом, образование двух ядер.

7. Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро, цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:

А – эукариот; 

Б - содержащих нуклеоид;  

В – автотрофов; 

Г – прокариот.

8. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

А – гаметогенеза; 

Б – филогенеза; 

В – мейоза; 

Г – митоза.

9. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

А -  ААВВ х  ВbВb; 

Б -   АаВb х   ааbb; 

В –   ААВВ х  ААВВ; 

Г –    Вb  х Аа.

10. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает

изменчивость:

А – комбинативная;  

Б – генотипическая;  

В – наследственная; 

Г – модификационная.

11. Чистая линия растений — это потомство:

А - гетерозисных форм;   

Б - одной самоопыляющейся особи;

В -  межсортового гибрида; 

Г - двух гетерозиготных особей.

12. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

А – абиотический;   

Б – ограничивающий;  

В – биотический; 

Г – оптимальный.

13. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

А -   АЦУ;     

Б -   ЦУГ;    

В -   УГА;    

Г –  АГА.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 5 баллов за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Какие органоидов нет в животной клетке:

I. Митохондрии

II. Клеточная целлюлозная стенка
III. Клеточный центр

IV. Пластиды

V. Рибосомы

VI. Вакуоли с клеточным соком

а) II,V, VI

б) II, III,IV, VI

в) II, IV, VI

г)I, IV,VI.

  1. Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I. Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте.

II. Образование глюкозы из воды и углекислого газа.

III. Гидролиз белков.

IV. Синтез жиров.

V. Синтез белков на рибосомах.

VI. Образование глюкозы из гликогена печени.

а) I, II,VI

б) I, III, IV, V

в) II, IV, V

г) IV, V,VI.

  1. Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК:

I. Двухцепочная молекула.

II. Переносит наследственную информацию.

III. Отсутствует у прокариот

IV.Хранит наследственную информацию.

V. Может быть трех видов.

VI. Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а) I, IV,VI

б) I, III, IV, V

в) II, IV, V

г) IV, V,VI.

  1. Какие функции не могут выполнять липиды:
    I. Строительную.

II. Гормональную

III. Транспортную

IV. Энергетическую

V. Ферментативную
а) II; IV

б) II, III

в) I, IV,V

г) III, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

2. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

3. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

4. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

5. В настоящее время образования новых видов не происходит.

6. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

7. Паразитизм как явление известен во всех царствах живой природы.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 5 баллов за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ           

Б) окисление органических соединений для получения энергии         

В) поглощение кислорода       

Г) использование солнечной энергии для        синтеза АТФ 

Д) синтез органических веществ из неорганических 

 1)      клеточное дыхание

2)      фотосинтез

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой. А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

Матрица ответов

Биология 10-11 класс

Часть 1. (max-13, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 2. (max-20, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

Часть 3. (max-7, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 4. (max-10, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

1 задание

2 задание

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Бланк ответов

Биология 10-11 класс

Часть 1. (max-13, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 2. (max-20, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

Часть 3. (max-7, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 4. (max-10, по 5 баллов за каждый правильный ответ)

1 задание

2 задание

infourok.ru

Олимпиадные задания по биологии (11 класс) на тему: Школьный тур олимпиады по биологии 2016-2017 учебного года для учащихся 11 класса (г. Меленки, Владимирская область)

Школьный тур олимпиады по биологии

11 класс

2016-2017 учебный год

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод                     б) слоевище                   в) гаметофит                     г) спорофит.

 Рис.1

2.Наземный образ жизни характерен для:

а) спирогиры;     б) плеврококка;         в) хлореллы;    г) улотрикса

3. На кристах митохондрий происходит:

а) синтез митохондриальной ДНК; б) окисление органических соединений;

в) синтез митохондриальных белков; г)  синтез рибосом.

4. Спирали ДНК удерживаются:

а) водородными связями; б) ковалентными связями; в) ионными связями;

г) пептидными связями

5.Укажите схему строения вещества, которое приносит аминокислоты к рибосоме и и-РНК

а) 1; б) 2; в) 3; г)4.

6.Под какой цифрой на рисунке 2 показаны зрелые шишки сосны?

 

рис.2

а) 1 ;  б) 2;  в) 3;  г)4.

7.Какой признак характерен для организма, которому соответствует строение головного мозга, показанное на рисунке

рис.3

а) теплокровность; б) волосяной покров; в) диафрагма; г)трубчатые легкие.

8. Из перечисленных ферментов, в тонком кишечнике не функционирует:

а) липаза;   б) химотрипсин;   в) амилаза поджелудочной железы;  г) пепсин

9. Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей:

а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон;

б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс;

в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс;

г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона

10. Мальчик имеет группу крови 0, его мать – группу крови А и отец группу крови В. Вероятность того, что у его сестры будет такая же группа крови:

а) 1/16;   б) 1/8; в) 1/4;  г) ½

11.На графике представлен увеличение числа особей популяции за единицу времени.

Проанализировав график, можно сделать вывод:

а) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

б)чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

в) рост числа особей в популяции постоянен;

г) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей — от 400 до 600.

12.Изучите график: Какое из данных утверждений анализа графика  ошибочно характеризует полученные закономерности:

а) температура  влияет на и на процесс фотосинтеза,  и на дыхание;

б) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при  более высокой —  дыхание;

в) при температуре меньше 10∘C интенсивность фотосинтеза и дыхания уменьшается;

г) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

13.Сколько молекул АТФ образуется при неполном окислении 5 молекул глюкозы:

а) 38; б) 190; в) 10; г) 180.

14. К продуцентам  в экосистемах относятся

а) голосеменные; б) сапротрофные бактерии;     в) травоядные животные;        г) грибы.  

15.Клетка печени обезьяны содержит 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в каждой из ее дочерних клеток, образовавшихся в результате митоза?

а)23 хромосомы  б) 48 хромосом; в) 46 хромосом;  г) 24 хромосомы.

II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

1.Какие органы образуются из мезодермы в процессе индивидуального развития:

а)нервная трубка;

б)сердечная мышца;

в)легкие;

г)эмаль зубов;

д)скелет;

е) почки.

2.Признаки, характерные для представителей царства Грибы:

а) клеточная стенка содержит хитин;

б)автотрофы;

в) запасной углевод гликоген;

г) клеточная стенка содержит целлюлозу;

д) гетеротрофы;

е) запасное питательное вещество крахмал.

3.Какие признаки характерны для мейоза?

а)наличие двух следующих друг за другом делений

б)образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией

в)расхождение гомологичных хромосом в разные клетки

г)образование диплоидных дочерних клеток

д)отсутствие интерфазы перед первым делением

е)конъюгация и кроссинговер хромосом.

4.Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?

а) речь;

б) сознание;

в) абстрактное мышление;

г) орудийная деятельность;

д) условный рефлекс;

е) озарение.

5.Укажите признакие, характеризующие движущую форму естественного отбора.

а) обеспечивает появление нового вида;

б) проявляется в меняющихся условиях среды;

в) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде;

г) выбраковываются особи с отклонением от нормы;

д) возрастает численность особей со средним значением признака;

е) сохраняются особи с новыми признаками.

III.Задания на установление соответствия.

1.Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.

Характеристика

Вид обмена

А) протекает с выделением энергии

Б) происходит в цитоплазме клеток и в митохондриях

В) происходит на рибосомах и гладкой  ЭПС

Г) протекает с поглощением энергии

Д) в результате образуются АТФ, вода, углекислый газ и т. д.

Е) в результате образуются белки, жиры и углеводы

1) энергетический

2) пластический

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2.Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и критерием вида.

Признак

Критерий вида

А) голос самки – раскатистая басовая трель

Б) питается мышевидными грызунами

В) гнездится в смешанных лесах

Г) охотится ночью

Д) в кладке 2-6 белых яиц

      Е) птенцы насиживаются самкой 30 суток

1) физиологический

2) экологический

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

IV.Задача по генетике

Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении. 

Ответы школьной олимпиады по биологии

11 класс

(максимальное количество баллов — 42 балла)

I. Задания с выбором одного правильного ответа

(max - 15 баллов, 1 балл за правильный ответ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

б

б

а

г

в

а

г

а

в

г

б

в

а

б

II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

(max – 10 баллов, 2 балла за правильно выполненное задание)

1

2

3

4

5

БДЕ

АВД

АВЕ

АБВ

АБЕ

III.Задания на установление соответствия.

(max – 12 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ)

1.

2.

IV.Задача по генетике

(max – 5 баллов)

1) Доминантная окраска кроликов темная,шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).

2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;

3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.

4) Во втором поколении проявляется закон независимого наследования признаков.

nsportal.ru

Олимпиадные задания по биологии (11 класс)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2016-2017 г.) 11 класс.

Часть 1. Выберите только один верный ответ из четырех возможных.

  1. В результате какого процесса при половом размножении восстанавливается диплоидный набор хромосом в клетках тела потомства

  1. митоза

  2. эмбриогенеза

  3. мейоза

  4. оплодотворения

  1. Почему цветковые относят к высшим растениям?

  1. они обитают в наземно- воздушной среде

  2. их организм состоит из тканей и органов

  3. их организм – скопление клеток - слоевище

  4. в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

  1. Для каких организмов характерно хемотрофное питание

  1. гетеротрофов 2)консументов 3)паразитов 4) автотрофов

  1. Мутационная изменчивость, в отличии от модификационной

  1. Имеет обратимый характер

  2. Передается по наследству

  3. Имеет массовый характер

  4. Не связана с изменением хромосом

  1. К концентрационной функции живого вещества биосферы относят

  1. образование озонового экрана

  2. накопление СО2 в атмосфере

  3. образование кислорода при фотосинтезе

  4. способность хвощей накапливать кремний

  1. Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха будет разрушаться витамин

  1. А 2) В6 3) С 4) Е

  1. Образование хлоропластов растений в процессе эволюции в результате внедрения в первичную эукариотическую клетку цианобактерий рассматривает гипотеза

    1. симбиогенеза

    2. витализма

    3. панспермии

    4. креационизма

  2. Для получения биомассы женьшеня из одной многократно делящейся клетки используют метод

    1. Культивирования клеток и тканей

    2. Гибридизация соматических клеток

    3. Центрифугирования

    4. Экспериментального мутагенеза

  3. Сохранения фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

1) дрейфа генов

2) движущей формы отбора

3) стабилизирующей формы отбора

4) мутационного процесса

10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека

1) слуховой трубой

2) ушной раковиной

3) перепонкой овального уха

4) слуховыми косточками

11. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами

1) гликогена и крахмала

2) ДНК и АТФ

3) белков и липидов

4) клетчатки и глюкозы

12. Количество групп сцепления генов в хромосомах организма зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом

2) аллельных генов

3) доминантных генов

4) молекул ДНК в ядре

13. Почему ель относят к отделу голосеменных

1) отсутствует семенная кожура

2) листья видоизменены в иголки

3) семена лежат открыто на чешуйках

4) семена расположены в сухих плодах

14. Две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК соединяются … связями

1) пептидными

2) водородными

3) ковалентными

4) дисульфидными

15. Йод необходим для выработки гормона:   1) тироксина   2) инсулина   3) адреналина   4) тестостерона 16. К какой группе по образу жизни относят бактерию дизентерийную палочку 1) сапротрофам 2) паразитам 3) симбионтам 4) автотрофам

17. К какому виду мутаций относят изменения структуры молекулы ДНК

1) геномной

2) хромосомной

3) генной

4)комбинативной

18. Какая особенность строения органов кровообращения птиц, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ, появилась в процессе эволюции

1) наличие двух кругов кровообращения

2)полное разделение артериальной и венозной крови

3)ритмичная работа сердца и автоматия

4) наличие клапанов между предсердиями и желудочками

19. Трансляция – это процесс, в ходе которого:

1) синтезируются тРНК;

2) удваивается количество нитей ДНК;

3) белковые молекулы распадаются на аминокислоты;

4) рибосомы синтезируют белковые молекулы на матрице информационной РНК.

20.Определите соотношение генотипов в F1 при скрещивании гомозиготных организмов с альтернативными признаками

  1. 100%

  2. 50% : 50%

  3. 75% : 25%

  4. 25% : 25% : 25% : 25%

21. Чем отличаются половые клетки от остальных клеток организма? 1). подвижностью    2). наличием в цитоплазме повышенного количества лизосом 3). отрицательным хемотаксисом    4)  гаплоидным набором хромосом 22. К автотрофным организмам относят 1). плесневые грибы    2). хемосинтезирующие бактерии 3). болезнетворные бактерии   4). многоклеточных животных 23. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга  кровообращения свидетельствует о родстве 1). хрящевых и костных рыб     2). ланцетника и рыб 3). земноводных и рыб     4). пресмыкающихся и рыб 24.Как называются организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания? 1). аэробными      2). анаэробными    3). гетеротрофными      4). автотрофными 25.В системе органического мира млекопитающие животные – это 1). отряд                   2). тип                    3). класс                 4). подтип 26. ДНК в клетке кроме ядра располагается 1) в лизосомах и рибосомах      2) в митохондриях и пластидах 3) в ЭПС и комплексе Гольджи      4) в цитоплазме 27. Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является:
1) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот;
2) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов;
3) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную последовательность;
4) передача информации от ДНК к иРНК. 28. Генотип тригетерозиготы обозначается так: 1) АаВвСС   2) АаВвСс    3) АаВвсс   4) ааввСс 29. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:

1) печеночной вене,   2) капиллярах малого круга кровообращения, 3) капиллярах

большого круга кровообращения,     4) лимфатических сосудах.

30.Клетки эукариот, в отличие от клеток прокариот, содержат

1)рибосомы

2)митохондрии

3)аденозинтрифосфорную кислоту

4)дезоксирибонуклеиновую кислоту

31. В овогенезе образуются

1)сперматозоиды

2)яйцеклетки

3)соматические клетки

4)вегетативные клетки

32. Русский ученый Н. И. Вавилов разработал

1)гипотезу происхождения жизни

2)хромосомную теорию наследственности

3)гибридологический метод исследования

4)учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений

33. Во время мейоза двухроматидные хромосомы отходят к полюсам клетки в

1)метафазеI

2)метафазеII

3)анафазеI

4)анафазеII 34. Железа, нарушение деятельности которой вызывает отставание ребёнка в росте:  

1) щитовидная железа;   2) гипофиз;        3) надпочечники;       4) эпифиз. 35. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
1) митоза;  2) мейоза;   3) оплодотворения;   4) опыления.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Бактерии являются возбудителями болезней:

I. чума

II. холера

III. амёбная дизентерия

IV. оспа

V. туберкулёз

1) I, II, IV;

2) I, IV, V;

3) I, II, V;

4) II, III, IV, V.

2. Основными законами эмбриологии являются

I. расщепления признаков

II. биогенетический

III. единообразия гибридов

IV. зародышевого сходства

V. независимого наследования

1) II, IV;

2) I, IV, V;

3) I, II, IV;

4) II, III, IV, V.

3. В браке мужчины – дальтоника и женщины – носительницы гена дальтонизма будут

I. 50% дочерей - дальтоников

II. 50% сыновей - дальтоников

III. 100% дочерей здоровы

IV. 100% сыновей здоровы

V. 100% сыновей - дальтоники

1) I, IV;

2) I, V;

3) I, II;

4) III, V.

4. Мочевина в организме человека образуется при распаде

I. жиров

II. белков

III. углеводов

IV. нуклеиновых кислот

V. витаминов

1) I, IV;

2) II,IV;

3) II,III,V;

4) III,IV, V.

5. Макроэргические связи имеются в молекуле

I. РНК

II. ДНК

III. АМФ

IV. АДФ

V. АТФ

1) I, II;

2) I,II, V;

3) III, IV,V;

4) IV, V.

6. Что справедливо и для дрейфа генов, и для естественного отбора?
I. Оба представляют механизмы эволюции.
II. Оба являются совершенно случайными процессами.
III. Оба обычно приводят к адаптациям.
IV. Оба влияют на генетический состав популяции.
1) I и II;
2) I и III;

3) II и III;
4) I и IV.

7. ДНК в клетках эукариот находится в –

1) цитоплазме, 2) ядре, 3) митохондриях, 4) лизосомах, 5) рибосомах:

1) 1, 2, 3, 5;

2) 1, 2, 4;

3) 2, 3;

4) 2, 5.

8. В состав среднего уха входит –

1) молоточек; 2) слуховая (евстахиева) труба; 3) полукружные каналы;

4) наружный слуховой проход; 5) стремя.

1) 1, 2, 3;

2) 1, 3, 4;

3) 1, 2, 5;

4) 1, 3, 5.

9. Плазматическая мембрана участвует –

1) во взаимодействии клеток, 2) в избирательном транспорте веществ,

3) хранении генетической информации, 4) биосинтезе белка, 5) фагоцитозе:

1) только 1, 2;

2) только 1, 3;

3) 2, 4, 5;

4) 1, 2, 5.

10. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов –

1) А-Т; 2) А-Г; 3) А-Ц; 4) А-У; 5) Г-Ц.

1) 1, 2;

2) 2, 3;

3) 1, 5;

4) 2, 4;

Часть3. Установите правильность суждений( 1 балл за каждый правильный ответ).

1. Явление паразитизма известно во всех царствах живой природы.

2. Эволюция покрытосеменных растений тесно связана с эволюцией насекомых – опылителей.

3. Освоение новых сред обитания всегда сопровождается повышением уровня организации.

4. Жировая ткань – один из видов соединительной ткани.

5.Гомологичные хромосомы отличаются по последовательности нуклеотидов.

6. Партеногенез – это вариант полового размножения.

7. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

8.Все хвойные растения вечнозеленые, т. е их листья никогда не опадают.

9. Рибосомы локализованы главным образом в цитоплазме, кроме того, в ядре (особенно в ядрышке), в митохондриях и хлоропластах.

10. Трутовики – это грибы, развивающиеся в лесной подстилке и питающиеся сапрофитно.

11. Пиявки размножаются с метаморфозом.

12. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.

13.В жизненном цикле мхов преобладает спорофит.

14. Родные мать и отец всегда могут быть донорами для своего ребенка.

15. Эритроциты крови человека во взрослом состоянии не имеют ядра. 16. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение. 17. Вода проходит через клеточную мембрану только путем диффузии.

18. Из клетки, имеющей 8 хромосом, в результате митоза образуется две клетки с 8

хромосомами в каждой.

19. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

20. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.

Часть4. Установите соответствие

№1.

№2

№3,

№4.

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2016 -17уч. год. _11_ класс

Часть 1:

Часть 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

3

1

3

2

4

4

3

3

4

3

Часть 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

11-20

-

-

-

-

+

-

-

+

+

-

Часть 4:

За правильно выполненное задание 1 и 3 части ставится по 1 баллу, 2 части – 2 балла; в 4 части ставится 1 балл за каждый правильный элемент ответа. Максимальное количество баллов – 100.

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2016 -17уч. год. _11_ класс

Часть 1:

Часть 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Часть 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 4:

infourok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о