Первые земледельцы и скотоводы
Земледелие
Еще в эпоху мезолита у некоторых групп людей появляются новые занятия: земледелие и скотоводство. Земледелие возникло из собирательства. Особенно важным оказался сбор злаков, изобиловавших в послеледниковый период в некоторых районах Азии и Африки. Сначала их просто обрывали, причём еще зелёными, потому что зрелые зерна диких злаков осыпаются даже от легкого прикосновения. Зерна хорошо хранились и надолго давали чувство сытости. Чтобы облегчить и увеличить сбор урожая, стали использовать специальные орудия труда – кремневые серпы с вкладными лезвиями из микролитов. С таким серпом один взрослый человек мог всего за две недели работы обеспечить себя и ещё четверых человек едой на целый год.
Жатва серпом со вставными кремневыми пластинами. Роспись в гробнице Сеннеджена. Древний Египет
Почему при таком изобилии пищи и свободного времени, обеспечиваемого собирательством, люди перешли к земледелию, до сих пор не совсем понятно. Прежде всего, люди смогли установить взаимосвязь между зерном, упавшим осенью в землю, и колосом, проросшим и зреющим на этом месте следующей весной. Возможно, в этом помогли жертвоприношения зерном духам плодородия. Люди заметили, что вокруг жертвенников злаки колосятся особенно пышно.
Климат послеледниковой эпохи был неустойчив, после урожайных лет наступали засухи и холода, когда люди страдали от голода. Очевидно, именно стремление обеспечить надежный источник пищи превратило собирателей в земледельцев. Люди стали расчищать и рыхлить землю, для посева отбирали самые крупные зерна. Так появились земледельческие орудия труда, приёмы обработки земли и культурные растения. Выведенные человеком растения давали крупные колосья с большим, чем у диких, количеством зёрен. Зёрна, прочно крепившиеся к колосу, не осыпались во время сбора урожая. Однако создание таких улучшенных сортов потребовало усилий многих поколений людей.
На Земле было несколько не зависимых друг от друга центров, в которых начало развиваться земледелие. В каждом из них люди использовали те растения своей местности, которые давали наилучшие урожаи. Это были не только злаки, но и бобовые, овощи и фруктовые деревья. Древнейшим центром считается Плодородный полумесяц – обширная территория Ближнего Востока и части Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, уже 13 тысяч лет назад люди (учёные называют их натуфийцами) растили пшеницу, горох, ячмень, чечевицу и инжир. Севернее Плодородного полумесяца, в Закавказье, освоили возделывание винограда. 8500 лет назад в Китае растили рис, просо, сою. Одним из важнейших центров земледелия стала Центральная Америка, где люди начали культивировать кукурузу, картофель, батат, фасоль, перец, томаты и многие другие растения, без которых немыслим стол современного человека. В разных частях света научились возделывать более 400 видов культурных растений. Самой бедной на культурные растения оказалась Европа, растительный мир которой в послеледниковый период не отличался богатством и разнообразием питания.
Труд первых земледельцев был тяжёл, их рацион был беднее, чем у собирателей и охотников, но со временем урожаи культурных растений выросли и позволили обеспечивать жизнь растущих коллективов людей.
Скотоводство
Переход к земледелию заставил людей вести осёдлый образ жизни. Охотники, роль которых в добыче пищи была ещё очень велика, не могли в поисках добычи удаляться на большие расстояния от поселений. Вероятно, люди пытались удержать добычу на одном месте и начали огораживать участки земли. Первые загоны появились в разных районах Земли еще 15 тыс. лет назад. Однако это ещё не было скотоводством, ведь дикие животные не размножались в неволе, были строптивы и агрессивны. Так же, как земледельцы, отбирая лучшие семена для посева, создали культурные растения, охотники создавали первые породы домашнего скота, отбирая самых спокойных, послушных животных. Из-за того, что животные размножаются медленно, создание первых пород потребовало несколько тысяч лет наблюдений и труда.
Шелковая ткань из гробницы в Китае. 2 век до н.э.
Первые скотоводы жили на Ближнем Востоке, оттуда в Европу попали домашние козы, овцы и коровы. Жители степей Евразии одомашнили лошадей, на территории Индии – курицу, в Африке – цесарок, а в Северной Америке не менее 3 тыс. лет назад – индеек. Большую часть животных одомашнили ради мяса, лишь со временем люди выяснили, что лошадь может быть верховым животным, быки могут тянуть за собой повозки и плуги, козы, овцы и коровы – обеспечивать людей молоком, а овцы, козы и ламы – шерстью. За свою историю человечество одомашнило более 400 видов животных, самое маленькое из которых – тутовый шелкопряд.
Поделиться ссылкой
Первые земледельцы. Ближний Восток [История десяти тысячелетий]
Первые земледельцы
Приблизительно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с большими переменами.
В течение многих тысяч лет люди добывали пищу там, где могли ее найти. Они охотились на диких животных, собирали плоды и ягоды, искали съедобные корешки и орехи. Если им везло, то удавалось выжить. Зимы всегда были голодным временем.
Постоянный участок земли не мог прокормить много семей, люди были рассеяны по планете. За 8 тыс. лет до н. э. на всей планете проживало, вероятно, не более 8 млн. человек — примерно столько же, сколько в современном большом городе.
Затем постепенно люди научились сохранять пищу впрок. Вместо того чтобы охотиться на животных и убивать их на месте, человек научился беречь их и заботиться о них. В специальном загоне животные плодились и размножались. Человек убивал их время от времени для пропитания. Так он получал не только мясо, но и молоко, шерсть, яйца. Он даже заставил некоторых животных работать на себя.
Таким же образом, вместо того чтобы собирать растительную пищу, человек научился сажать растения и ухаживать за ними, получив уверенность, что плоды растений окажутся под рукой, когда они ему понадобятся. Более того, он мог высаживать полезные растения с гораздо большей плотностью, чем встречал их в диком состоянии.
Из охотников и собирателей получились скотоводы и земледельцы. Те, кто занимался скотоводством, должны были все время находиться в движении. Животных нужно пасти, а это означало, что время от времени необходимо было искать свежие зеленые пастбища. Поэтому скотоводы становились кочевниками, или номадами (от греческого слова, означающего «пастбище»).
Земледелие оказалось более сложным делом. Посев должен был проводиться в нужное время года и нужным образом. За растениями приходилось ухаживать, сорняки — выпалывать, животных, травивших посевы, — отгонять. Это была нудная и тяжелая работа, которой недоставало беззаботной легкости и меняющихся ландшафтов кочевой жизни. Люди, работавшие сообща весь сезон, должны были оставаться на одном месте, ибо они не могли оставить без присмотра посевы.
Земледельцы жили группами и строили близ своих полей жилища, которые жались друг к другу, для того чтобы защищаться от диких животных и набегов кочевников. Так стали возникать маленькие городки.
Культивация растений, или сельское хозяйство, позволяла прокормить на данном участке земли гораздо больше людей, чем было возможно при собирательстве, охоте и даже скотоводстве. Объем продовольствия не только кормил земледельцев после сбора урожая, но и позволял запастись едой на зиму. Стало возможным производить так много пищи, что ее хватало земледельцам, их семьям и другим людям, которые не работали на земле, но снабжали земледельцев вещами, в которых те нуждались.
Некоторые люди могли посвятить себя изготовлению глиняной посуды, инструментов, созданию украшений из камня или металла, другие становились жрецами, третьи — солдатами, и всех их приходилось кормить земледельцу. Деревушки росли, превращались в большие города, и общество в таких городах становилось достаточно сложным, чтобы позволить нам говорить о «цивилизации» (самый этот термин происходит от латинского слова, означающего «большой город»).
По мере того как система обработки земли распространялась, а человек учился сельскому хозяйству, население начало расти и растет до сих пор. В 1800 г . людей на земле насчитывалось в сто раз больше, чем перед изобретением сельского хозяйства [1].
Теперь трудно сказать точно, когда сельское хозяйство получило свое начало или как именно его открыли. Археологи, однако, совершенно уверены, что общая область этого эпохального открытия находилась там, где лежит регион, который мы теперь называем Средним Востоком, — весьма вероятно, где-то вокруг современной границы между Ираном и Ираком.
В этом районе произрастали в диком состоянии пшеница и ячмень, и именно эти растения идеально поддавались культивации. Их легко обрабатывать и можно заставить густо расти. Зерно размалывалось в муку, которую хранили месяцами без порчи и выпекали из нее вкусный и питательный хлеб.
В северном Ираке, например, есть место под названием Ярмо. Это невысокий холм, на котором с 1948 г . американский археолог Роберт Дж. Брейдвуд проводил тщательные раскопки. Он обнаружил остатки очень древнего селения, причем фундаменты домов были с тонкими стена-ми из утрамбованной глины, а дом разделялся на маленькие комнаты. В эти дома, видимо, вмещалось от ста до трехсот человек.
Были открыты очень древние следы наличия сельского хозяйства. В самых нижних, древнейших слоях, возникших за 8 тыс. лет до н. э., нашли также каменные инструменты для жатвы ячменя и пшеницы, а также каменные сосуды для воды. Посуду из обожженной глины раскопали только в более высоких слоях. (Керамика являлась значительным шагом вперед, ибо во многих районах глина встречается гораздо чаще камня и с ней несравненно легче работать.) Найдены также и останки одомашненных животных. Ранние земледельцы Ярмо имели коз, а может быть, и собак.
Ярмо расположено на подножии горной цепи, где воздух, поднимаясь, охлаждается, содержащийся в нем пар конденсируется, и идет дождь. Это позволяло древним земледельцам получать богатые урожаи, необходимые для прокорма увеличивающегося населения.
Поделитесь на страничкеculture.wikireading.ru
Ручные земледельцы и скотоводы
Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта — излишка, который накапливается. В результате возможно возникновение классовых обществ, отделение ремесла от сельского хозяйства.
Ручные земледельцы жаркого пояса — данный вид был распространен у части индейцев р. Амазонки, банту и других народов тропической Африки, меланезийцы Океании и др. Система земледелия — подсечно-огневая, также использовались и постоянные поля. У некоторых народов использовался при сельскохозяйственных работах женский труд (например, о. Алор).
Ручных земледельцев жаркого пояса можно разделить на две группы: 1) Океаническая. Использование основным орудием труда палки-копалки. Развито мореходство. Основные с/х культуры – таро, хлебное дерево, суходольный рис. 2) Предгорная. Некоторые народы Филиппин, гаошань Тайваня, кхмероязычные кава в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.
Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны характеризуется выращиванием более холодоустойчивых культур (ячмень, ямс, гречиха) Наличие лесов даёт строить жилища из дерева и камня. Важное значение имеет выращивание домашнего скота. Народы Дагестана, Тибета, таджики, пиренейские баски.
Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий — один из самых распространенных типов (до начала колонизации). Был распространен у ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, большая часть Азии.
Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса — большинство современных народов Европы, раньше принадлежали к этой подгруппе. Также часть народов Северной Америки — ирокезы, атапаски и др. Важную роль продолжает играть животновотство и собирательство, но как подсобное хозяйство.
Скотоводы-кочевники степей и полупустынь — невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота — мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства в Евразии — Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др.
Высокогорные скотоводы-кочевники. Ярким представителем являются тибетцы, разводящие яков, сарлыков.
Таежные охотники-оленеводы. Возникает под влиянием оленеводства на древних таежных охотников, именно поэтому значение получило оленеводство, как транспортное средство, что позволяет значительно расширить район кочёвок. Наиболее яркие представители — эвенки, эвены.
Оленеводы тундры – используют богатую пастбищами тундру. Чукчи, коряки, нганасаны и др. народы Севера. В отличие от охотников-оленеводов, употребляют мясо домашнего оленя в пищу.
Пашенное земледелие.
Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки. Пашенное земледелие начало свое распространение на восток от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья и к середине 1 тыс. до н. э. достигло побережья Тихого океана.
Пашенные земледельцы засушливой зоны. Преобладало у народов всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Сложилось несколько типов: 1) Долинно-речной. Главная особенность — развитая ирригационная система. В основном бассейны крупных рек — Нила, Тигра и Евфрата и др. 2) Предгорный и приморско-береговой. Развитие виноделия и садоводства. Италия, Испания и др. страны Средиземноморья. 3) Оазисный. Финиковая пальма. Полупустыни и пустыни северной Африки и Аравии.
Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков. Ареал распространения Южная и Юго-Западная Азия. Главные особенности: интенсивное заливное рисоводство, орошение в условиях избытка воды, в качестве тягловой силы использование буйволов. Свои особенности пахотное земледелие имело в Южном Китае и Японии, где слабое внедрение пахотных орудий компенсируется широким применением удобрений, развитием ирригации и созданием грядковой системы земледелия, при которой сельскохозяйственные культуры выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, разрыхляемой и унавоживаемой.
Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса. До сегодняшнего дня, именно этот тип характерен для европейской части России, Урала, Южной Сибири и Дальнего Востока. Является традиционным для большинства народов Европы, современной Северной Америки. Важным моментом является использование дерева как основного строительного материала, высокое развитие домашнего производства и ремесла.
Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом, хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры.
Только использование всех типологий в совокупности позволяет получить полноценное восприятие сложной этнической картины мира.
studfiles.net
Первобытные скотоводы и земледельцы. Первые земледельцы
ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
С 32
века до нашей эры по 17 век до нашей эры, (то есть полторы тысячи лет)
между реками Дунай и Днепр жил великий индоевропейский народ. Язык и
название этого народа забыты навсегда, и ученые археологи условились для
удобства называть его “трипольским”. Ведь первый поселок этих людей был раскопан на берегу Днепра у
современного села Триполье .
Карта
расселения «трипольского» народа
«Трипольцы» обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, «трипольцы» переселялись на новое место, а старый посёлок разрушали.
1.
2.
1.Так выглядел по мнению археологов древний поселок у Триполья
2.Так выглядел по мнению археологов трипольский храм Богини-Матери
В некоторых поселках «трипольцы» строили высокие деревянные хижины, возможно даже двухэтажные. Но большинство жилищ было из жердей, оплетенных ветками. Стены промазывали глиной. Сверху хижину закрывала камышовая или соломенная крыша.
Так выглядела по мнению археологов трипольская хижина
Образцы трипольской посуды
Хижины были длинными — до 45 метров — и делились на комнаты. В каждой комнате жила семья. В одном из домов было 11 таких комнат! Пол в комнате обмазывали глиной и содержали в чистоте.
Археологи обнаружили в домах «трипольцев» остатки серпов, зернотерки, наконечники мотыг. «Трипольцы» обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, «трипольцы» переселялись на новое место, а старый поселок разрушали. В хлевах у поселка держали коз, свиней и быков.
Образцы трипольской посуды . Трипольская посуда в лаборатории археологов.
«Трипольские» мастера делали орудия труда и украшения, но меди у них было не очень много, поэтому ножи, топоры, мотыги, молоты делали также из камня и кости. Глиняную посуду гончары украшали красивыми узорами, напоминавшими речные волны, траву, змей. солнце. Археологи не устают поражаться прекрасному качеству «трипольской» посуды.
Образцы трипольских орудий труда Образцы трипольской посуды и узоров на ней
В середине больших поселков обычно находился храм. Часто стены храмов раскрашивали в три любимых цвета “трипольцев” — белый, желтый, красный. Вероятно, родовыми общинами “трипольцев” управлял жрицы. Они решали все важнейшие вопросы и молились главной богине — Матери.
Глиняные фигурки Богини-Матери. Находки археологов
Трипольская мастерица. Рисунок современного художника.
ПРЕДКИ АРИЕВ
Когда индоевропейские народы расселялись с Дуная во все стороны света, племена ариев двинулись
kiddyclub.ru
1.7. Земледельцы и скотоводы на юге России
1.7. Земледельцы и скотоводы на юге России
Как полагают специалисты, трипольская культура на Юге России даже в период своего расцвета не достигала уровня государственности. В IV тысячелетии до н. э. рост численности населения привел к появлению больших поселений с 10–15 тысячами жителей, получило распространение гончарное ремесло, стали использоваться медные орудия. Однако насельники трипольской культуры не знали письменности и бронзы, а вместо колесных повозок использовали примитивные волокуши.[108]
К востоку от Триполья, в степях за Днепром, обитали охотничьи племена, которые, отчасти смешавшись с колонистами, со временем познакомились с основами земледелия и скотоводства – таким образом, в процессе диффузии и социального синтеза сложилась новая культура полуоседлых скотоводов и земледельцев – это были предки современных индоевропейских народов.[109] Следы этой культурной диффузии сохранились в отдельных словах некогда общего индоевропейского языка, которые были заимствованы у пришедших с Ближнего Востока земледельцев и потом были унаследованы русским языком. В их числе можно упомянуть rughio – рожь; lino – лен; kulo – колоть, копье; sel – село; dholo – долина, sur – сыр; klau – ключ; medu – мед; agno – ягненок; sekur – секира; septm – семь и так далее.[110]
Индоевропейские охотники и скотоводы отличались от малорослых и смуглых трипольцев в антропологическом отношении – они были более высокими и имели бледную кожу. Большинство археологов отождествляют индоевропейцев с насельниками среднестоговской культуры Северного Причерноморья. Поселения этой культуры известны тем, что при раскопках здесь были найдены древнейшие псалии – костяные части конской уздечки. Это служит доказательством того, что уже в середине V тысячелетия до н. э. индоевропейцы приручили водившихся в степях диких лошадей, тарпанов и использовали их для езды верхом. Тарпаны были маленькими грацильными лошадками, их рост в холке составлял 120–130 см – в то время как современные лошади имеют рост 150–175 см. Тарпанов разводили так же, как крупный рогатый скот, ради молока и мяса, и они составляли основную часть стада. Но пешие пастухи не могли пасти быстрых лошадей, поэтому им пришлось создать уздечку и освоить искусство наездников. Это было именно искусство, так как простейшая уздечка с мягкими ременными удилами не обеспечивала строгого управления лошадью, а мартингал, седло и стремя появились лишь тысячи лет спустя. В этих условиях верховая езда была доступна только ловким пастухам – и лишь при условии, что лошадь была смирной и послушной.[111]
Индоевропейцы были знакомы с земледелием, но в степях лишь немногие земли были доступны для обработки мотыгой. Однако изобильные пастбища позволяли содержать большие стада скота – так что в хозяйстве местного населения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной степи можно было прокормить 6–7 коней или быков,[112] а для прокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов крупного скота,[113] следовательно, плотность скотоводческого населения в степи могла достигать 1,3 чел./км2. Эта цифра близка к оценке Ратцеля – 0,7–1,9 чел./км2; расчеты О. Г. Большакова для степей Аравии дают 1,6–1,9 чел./км2[114]. Таким образом, плотность скотоводческого населения превосходит максимальную плотность для охотников и собирателей, но она в 5 – 10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующих ирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка, и перенаселение наступает достаточно быстро; уже в конце V тысячелетия до н. э. в степи начались столкновения между индоевропейскими скотоводами и трипольскими земледельцами. Набеги из-за Днепра заставили трипольцев строить крупные укрепленные поселения, но отдельные дружины всадников все же прорывались далеко на Запад, вплоть до Дуная.[115]
Во второй половине IV тысячелетия бесконечная война скотоводов и земледельцев осложнилась вмешательством нового фактора. Через Кавказ в причерноморские степи распространилась очередная волна культурной диффузии с Ближнего Востока – волна, связанная с появлением колесных повозок и металлургии бронзы. Посредником в передаче этих изобретений индоевропейцам стала майкопская культура Северного Кавказа: здесь, в долине Кубани, в больших курганах вождей были найдены кинжалы и втульчатые боевые топоры из характерной для Ближнего Востока мышьяковистой бронзы.[116] Наиболее древние медные топоры, найденные археологами в Поднепровье, имеют характерные майкопские формы и отлиты по майкопской технологии. Позже, когда форма топоров на Северном Кавказе изменилась вместе с технологией отливки, она была вновь перенята степными кузнецами, научившимися отливать изделия из бронзы, доставляемой с Кавказа. Конечно, бронзовые топоры были дорогими и относительно редкими, это было оружие знати – но на Северном Кавказе с помощью бронзового инструмента изготовляли также и сверленые каменные топоры; именно такие боевые топоры стали в дальнейшем массовым оружием степняков.[117]
Не менее важно то обстоятельство, что майкопская культура стала посредником в диффузионном распространении технологии изготовления повозок. Повозки того времени, модели которых были найдены в майкопских курганах, – это тяжелые двуосные фургоны на сплошных колесах, в которые с помощью дышла запрягали пару волов – тем же способом, что и в плуг. Управление осуществлялось поводьями, крепившимися к металлическому кольцу, продетому сквозь ноздри животного.[118] В III тысячелетии в Двуречье стали запрягать в повозки эквидов, крупных ослов или, может быть, малорослых лошадей-тарпанов. Запряженные эквидами повозки повсеместно использовались в военных целях, на них сражалась местная знать. Изображения на знаменитом «штандарте из Ура» показывают, как боевая повозка таранит строй противника, обращая его в бегство.[119]
Рис. 1.2. Территориальная экспансия индоевропейских племен.[120]
Здесь показана лишь область плотного расселения племен, но не отмечены территории, на которых арии политически господствовали, находясь в меньшинстве.
Таким образом, повозка стала новым оружием индоевропейцев – оружием, которое в сочетании с отрядами всадников дало им решающее преимущество в войне с земледельцами. Трипольские города, долго сдерживавшие напор степняков, погибли в пламени пожаров, и индоевропейцы устремились к Дунаю и к Эльбе. На обширных пространствах Восточной и Центральной Европы археологи фиксируют гибель многочисленных земледельческих поселений, на месте которых появились курганы победителей – гробницы с моделями повозок, бронзовыми кинжалами, боевыми топорами, останками принесенных в жертву лошадей и людей. Бронза была редкостью, но каменный боевой топор был непременной деталью даже бедных захоронений, топоры клали и в могилы детей – поэтому культуры, созданные завоевателями, археологи часто называют «культурами боевых топоров».[121]
Завоевание Европы означало распад древнего индоевропейского единства; разошедшиеся в разных направлениях племена завоевателей дали начало новым народам – германцам, грекам, италикам. Отдельные племена индоевропейцев проникли в леса, простиравшиеся от границы степей на север до Балтийского моря – это были предки славян и балтов, тогда составлявшие еще единый этнос создателей среднеднепровской, фатьяновской и нескольких более мелких культур. Характерно, что славяне унаследовали от индоевропейской общности тот словарный запас, который описывает оружие победителей: названия четырехколесной повозки, колеса, ярма, дышла, лошади, глагол «запрягать» и т. д..[122] Для балто-славян так же, как для других индоевропейцев, поначалу были характерны воинственные обычаи, но позже в условиях земельного изобилия и отсутствия врагов эти племена перешли к мирной жизни. Обычай класть в могилы боевые топоры постепенно вышел из употребления.[123]
Между тем, часть индоевропейских племен осталась в степях Причерноморья и Прикаспия; это были индоиранцы, насельники «ямной» культуры. Индоиранцы продолжали освоение новых возможностей, даваемых соединением повозки и конской запряжки – и в конце концов достигли впечатляющего результата: вследствие облегчения повозки была создана легкая одноосная колесница с колесами на спицах. «Учитывая сложность конструкции первых повозок с лошадиной запряжкой… можно видеть в конной колеснице одно из первых изобретений, – отмечает П. М. Кожин, – то есть рассматривать ее как итог целенаправленной технической работы, задачей которой было создание мощного наступательного средства».[124] Г. Чайльд отмечал, что удивительное сходство боевых колесниц, фиксируемое на пространстве от Западной Европы до Китая, служит несомненным доказательством общности и однократности происхождения этого изобретения.[125] Однако фундаментальное открытие древних индоиранцев не сводилось к боевой колеснице: чтобы использовать лошадь в колеснице, пришлось преодолеть немало затруднений: коня было не просто научить ходить в упряжке, и потребовалось создание системы тренинга. Более того, большинство степных лошадей были малорослыми, и нужно было провести селекцию, чтобы вывести породу выносливых и сильных коней, способных стремительно мчаться в колеснице.[126]
Кроме того, необходимо было научиться воевать на колеснице. Боевой опыт вскоре показал, что главным оружием колесничного воина должен быть лук – причем он должен быть небольшим, удобным для использования в колеснице. Для этой роли наиболее подходил сложный лук, склеенный из нескольких слоев дерева и обладавший при меньших размерах большей мощностью. Эффективность стрельбы из лука была значительно увеличена бронзовыми втульчатыми наконечниками стрел.[127] Поскольку колесничные лучники не могли пользоваться шитом, то другим необходимым элементом вооружения стал панцирь. Затем была выработана тактика сражений, состоявшая в том, чтобы, используя скорость и маневренность колесницы, создавать численное превосходство в нужном месте, подвергать противника массированному обстрелу из луков и уклоняться от ближнего боя.[128]
Археологические открытия недавнего времени показали, что первые свидетельства появления удил и колесниц локализуются в области, простиравшейся от среднего Дона до юго-восточного Приуралья; в древних поселениях этого района найдены костяные псалии и захоронения с колесницами, датируемыми по радиокарбону XXI–XVIII веками до н. э.[129] В это время в Приуралье существовал ряд крупных укрепленных поселков, где жили ремесленники-металлурги, использовавшие руду богатых медных месторождений. Необходимо отметить, что для постройки колесниц был необходим совершенный бронзовый инструментарий, и бронзовые стамески, вместе со слитками меди и кусками руды, часто находят в захоронениях рядом с колесницами.[130]
В конце III тысячелетия до н. э. причерноморская степь была довольно плотно заселена, и нехватка пастбищ постоянно вызывала войны среди местных племен: об этом свидетельствуют воздвигавшиеся в степи оборонительные сооружения.[131] Создание боевой колесницы сделало индоиранцев непобедимыми, и в условиях высокого демографического давления это вызвало волну завоеваний, охватившую обширные регионы Евразии.[132] Этот процесс археологически фиксируется как беспрецедентно быстрое и масштабное распространение двух близких археологических культур, андроновской и срубной.[133] В ходе этих завоеваний индоиранская общность распалась: большая часть индоариев ушла на юг, в Индию, некоторые племена продвинулись в лесную полосу, покорив часть фатьяновцев и создав абашевскую и поздняковскую культуры.[134] В середине II тысячелетия до н. э. племена срубной культуры достигли Днепра на западе; на территориях Левобережья, занятых завоевателями, археологи отмечают появление укрепленных городищ и наполненных оружием богатых могил знати.[135] За Днепром продолжали существовать мирные земледельческие поселения насельников последовательно сменявших друг друга тшинецкой, белогрудовской и чернолесской культур. Вплоть до киммерийской эпохи здесь не было укреплений, и в погребения не клали оружия; здесь не знали роскоши и богатых украшений.[136]
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Ответ Первобытные земледельцы и скотоводы
13) Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».
а) Закрасьте древнейший район земледелия
б) Напишите названия рек — Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.
-
Ответ:
14) Впишите недостающие слова.
-
Ответ: Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии более 10 тысяч лет назад. Первое домашнее животное — это собака. Потом люди одомашнили и приручили других животных, например : свиней, овец, коз и коров.
15) Впишите недостающие слова.
-
Ответ: Новое ремесло — обработка металлов — появилось в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь. Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.
16) Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.
-
Ответ:
17) Найдите ошибки.
-
Ответ: «Своими грубыми лицами» — люди в то, время внешне изменились. «Черноволосый парень» — старейшина был седым, т.к. он самый пожилой. «Серп железный» — в то, время не было железа. «Не были приручены» — собаки были уже дом. животными. «Стадо мамонтов» — в то время мамонты вымерли.
Проверьте себя.
1) Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.
2) Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?
3) Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?
tetrab.ru
Технологическая карта по теме «Первые земледельцы и скотоводы»
План – конспект урока
по теме: «Первобытные земледельцы и скотоводы».
Малиновская Людмила Степановна
МОУ СОШ №3 г.Красный Кут.
Учитель истории и обществознания
Предмет: история
Класс: 5 класс
Тема 2 «Первые земледельцы и скотоводы» , урок 1.
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Всеобщая история. История Древнего мира. И. «Просвещение» 2012.
8. Цель урока: формирование у учащихся представления о том, что скотоводство и земледелие — величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания.
9. Задачи:
— воспитательная: формировать способность самостоятельно давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, воспитывать интерес к истории как науки.
— развивающая : способствовать развитию умений работать с учебной литературой ( анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
— дидактическая: формировать умение объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя понятия: вождь, совет старейшин, племя, род, родовая община.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, карта, рабочие тетради с печатной основой, учебник, презнтация.
Структура и ход урока:
Обязательный минимум содержания урока: земледелие и скотоводство, родовая община, племя, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, старейшины, топор, серп, мотыга, зернотерка
План урока:
Учебная проблема: А почему возникли земледелие и скотоводство?
Мотыжное земледелие.
Приручение животных.
Глиняная посуда и одежда из ткани.
Родовые общины и племя.
Духи ,идолы и жертвы.
Технологическая карта урока.
1.Этап мотивации к учебной деятельностиСегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью первобытных людей.
На экране слайд.
О каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?
– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.
– О скотоводстве и земледелии.
Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.
Самостоятельно применяют имеющиеся знания на практике
П- Способность извлекать информацию из текста.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
— А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?
Тогда какой вопрос возникает?
– Итак, какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?
Выдвигают версии:
— Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»
— А почему на смену этим занятиям пришли другие?
Учащиеся выдвигают версии и записывают их в тетрадь.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?
Вступать в дискуссию, с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок.
Знать определение понятий по изучаемой теме
Р.Выдвигать версии, формулировать проблему урока
К.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
— Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?
Выдвигают версии:
— Легко – они быстро всему учились
— Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда
Версии ученики записывают в тетрадь.
Р. Выдвигать версии, прогнозировать результат.
К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Создание плана проекта:
1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?
2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?
3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20
– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.
– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.
– Давайте проверим, что у нас получилось.
– Слушаем мальчиков.
Фиксирует на доске:
От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.
— Облегчился процесс добывания пищи.
— Использовать орудия труда.
3–4 минуты читают текст,
выполняют задание индивидуально, самостоятельно.
Причина.
– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.
Последствие.
– Так зародилось скотоводство.
Проводить поиск необходимой информации в источниках.
Знать определения понятий по изучаемой теме.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи.
Р. Работать по плану.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи.
Находить достоверную информацию из текста.
– Теперь послушаем девочек.
Фиксирует на доске:
От собирательства – к земледелию.
Причина.
– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом.
Последствие.
– Научились обрабатывать землю.
Так зародилось земледелие.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи.
Находить достоверную информацию из текста.
5.Этап реализации построенного проекта
– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.
Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.
Фиксирует на доске:
Переход к оседлому образу жизни
– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно- следственные связи.
П. Умение делать вывод.
– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.
Фиксирует на доске:
Родовые общины племя
– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.
– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.
Проводить поиск необходимой информации.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи. Находить достоверную информацию.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Рассмотрите схему на слайде, объясните, кто стоял во главе племени?
– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?
Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.
– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?
Работают над заданиями схемы.
— Вождь.
Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.
– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.
– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.
Благодаря земледелию и скотоводству люди стали жить лучше и дольше, потому что эти занятия ,обеспечивали людям запас продуктов питания.
Раскрыть смысл, значение исторических понятий, работа со схемой.
Объяснять смысл и значение терминов.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно-следственные связи. Находить достоверную информацию из текста
П_уметь делать вывод.
Р-определять степень успешности выполненной работы.
7.Этап самостоятельной работы с
взаимопроверкой по эталону
По карте на стр. 7 определите, где зародилось земледелие.
Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13
выполняют задания, применяя знания в новой ситуации .
Ученики заполняют контурную карту в рабочей тетради.
Раскрыть смысл, значение исторических понятий
Способность применить знания, работая с контурной картой.
К-Общение и взаимодействие с партнером по совместной деятельности и информации
8.Этап включения в систему знаний
и повторения
Применяем новые знания: показ слайда
— Сравните управление в родовой общине и племени.
– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?
Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.
Высказывают своё мнение с точки
зрения нравственных ценностей.
Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.
Способность определять и отстаивать собственное мнение.
П. Выделять главное. Устанавливать причинно – следственные связи. П-Находить достоверную
информацию.
Уметь делать вывод.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Домашнее задание разноуровневое.
— Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН (алгоритм выполнения на экране)
Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
Что вы узнали нового? Что осталось непонятным?
— запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы»,
Составить синквейн по этому вопросу,
составить меню древнего земледельца.
— выполняют задания в тетради
По желанию учащиеся зачитывают ответы
Отвечают на вопросы.
(домашнее задание с элементами творческой деятельности)
Умение высказывать собственное мнение и оценивать самостоятельно свою работу на уроке.
Р. Оценивать способ достижение цели.
infourok.ru