Особый путь развития древнегреческой цивилизации – В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации. (кратко)

В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации. (кратко)

Расцвет эллинской культуры и формирование античной цивилизации в I тыс. до н. э. были подготовлены предшествующим 2000-летним развитием протогреческих и раннегреческих племен в эпоху бронзы и, возможно, неолита.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит — центр крупного государства, объединявшего острова в южной части Эгейского моря и восточные прибрежные области Балканского полуострова
. Экономической основной этой цивилизации служило земледелие, ориентированное на одновременное выращивание трех сельскохозяйственных культур — злаковых (главным образом, ячменя) , винограда, олив. Увеличение массы избыточного продукта, отделение ремесла от сельскохозяйственного производства создали благоприятные условия для развития торговли и мореплавания — эффективного средства межобщинного и межплеменного обмена.

Цивилизации Древнего Востока возникали и развивались в благоприятных природных условиях — в речных долинах с плодородной почвой. Народам Эгейского бассейна и Балканского полуострова «досталась» каменистая, трудная для обработки и возделывания почва, многочисленные горные хребты, лишь изолированные пригодные для земледелия долины, развитая береговая линия.

Все это обусловило особенности экономического и общественного развития древнегреческой цивилизации. Образу жизни древних греков свойственна ориентированность на море — на получение морских продуктов питания, на морскую торговлю, морские контакты с другими народами, на политику колонизации.

Полностью читать здесь :
Особенности древнегреческой цивилизации / Становление древнегреческой цивилизации
__________________________

Дополнительно.. Жмите на синий текст.

Такое уникальное историческое явление, как Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки.
Появлению столь совершенной социальной организации и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда — цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.

otvet.mail.ru

Древнегреческая цивилизация

МГУИЭ

Реферат на тему:

«Культура эпохи античности (Древняя Греция, Рим)»

ЖУКОВА О.В.

182ГРУППА

руководитель, доцент

Павлов Ю.А.

МОСКВА 2004г

Введение

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)

б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.) и эллинистический (IV – I вв. до н.э.) Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Балканский полуостров в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло)), но только в двух долинах. В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции — на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее, прежде всего на Эвбее. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря нему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.

Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата племен особенно ярко выделялись такие как:

Племена архейцев (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:

1. Архаический (8-6 вв.)

2. Классический (5-4 вв.)

3. Эллинистический (4-1 вв.)

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация сложилась не сразу. Что было как бы две попытки формирования цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой или просто минойская культура. Любая цивилизация не формируется на пустом месте, ей что-то предшествует. В данном случае древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких как:

киклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых островам), которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она получила своё название от имени царя Миноса).

Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя из находок А. Лева, можно представить жизнь населения того времени на острове Крит. Минойская цивилизация во- первых характеризуется рассветом земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался прогресс в ремесленничестве. Это было сильное централизованное государство, которое возглавил царь Минос. Кроме того, надо отметить тот факт, что жители занимались не только сельскохозяйственными работами, но также и активным морским пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу. Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из них на одном из небольших островов, который расположен где-то в 120 км к северу от Крита, произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимся цунами. Существует и другая версия, что цивилизация погибла в результате нашествия агрессивных адериков, которые пришли с материковой части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель минойской культуры не существует.

На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.

Севернее города Афины находится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация.

Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как её еще называют архейская культура от названия племени архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и «Одиссея».

Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толосы. В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности.

С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена. Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации. По доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.

11 — 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века. Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера «Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием земледелия, орудий труда, ремеслом.

Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации, все это предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.

Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации. Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и экономический уровень развития общества в условиях победы железного производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых, формирование развитого типа рабовладения.

Архаическая эпоха.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

studfiles.net

Развитие греческой цивилизации

Содержание

Введение

1.История развития

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100 г.г. до н.э.;

1.2. Гомеровский и архаический периоды. 1100 — 500 г.г. до н.э;

1.3. Классический период. 500-300 г.г. до н.э.;

1.4 Эллинистический период. 300 до н.э. – 30г.г.;

1.5.Римский период. 146-395г.г.;

1.6. Византийский период. 395-1453г.г.;

1.7. Византийский период Османское иго. 1453-1821г.г.;

1.8. Византийский период Османское иго. Революция 1821-1829г.г.;

1.9. Новое время. 1830-1922г.г.;

1.10.Современная Греция. 1922-2010г.г.;

Культура Древней Греции

2. Эпоха микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации

2.1.Культура эллады в X-XII вв.

2.2.Зодчество

2.3. Искусство вазописи

2.4. Литература

2.5. Письменность

2.6. Религия

3. Культура «Темных веков» (XI-IX вв.)

4.Культура архаического периода (VIII-VIвв.)

4.1. Письменность

4.2. Поэзия

4.3. Религия и философия

4.4. Зодчество и скульптура

4.5. Вазовая живопись

5. Греческая культура в V веке

5.1. Религия

5.2. Философия

5.3. Обособление наук

5. 4.Театр древней Греции

5.5. Изобразительное искусство и архитектура

6. Административное устройство

7. Государственное устройство

8. Политическое система

9. Внешняя и внутренняя политика

Введение

Греция (Греческая Республика) — Государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. Территория — 131,99 тыс. км. Население — 9,9 млн , из них св. 95% — греки, остальные-турки, македонцы, албанцы и др. Столица — Афины (Большие Афины, включая порт Пирей, св. 3 млн жит.). Государственный язык греческий. Официальная религия православное христианство.

1.История развития

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячилетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII—VI вв. до н. э., после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая Пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карий в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на мало-ази иском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

Историю Древней Греции можно разделить на большие периоды:

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100 г.г. до н.э.;

1.2. Гомеровский и архаический периоды. 1100 — 500 г.г. до н.э;

1.3. Классический период. 500-300 г.г. до н.э.;

1.4 Эллинистический период. 300 до н.э. – 30г.г.;

1.5.Римский период. 146-395г.г.;

1.6. Византийский период. 395-1453г.г.;

1.7. Византийский период Османское иго. 1453-1821г.г.;

1.8. Византийский период Османское иго. Революция 1821-1829г.г.;

1.9. Новое время. 1830-1922г.г.;

1.10.Современная Греция. 1922-2010г.г.;

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100г.г. до н.э .

Около 1400 г. до н.э. северные ахейские племена пришли на Пелопоннес и ассимилировались с местным микенским населением. Кто были эти белокурые племена доподлинно неизвестно. Возможно, они являлись греческим народом из Северной Греции, а может быть пришли из Центральной Европы. Так или иначе, именно ахейцы привнесли с собой культ Олимпийских Богов и элементы новой культуры. Общественный строй ахейцев был рабовладельческим. Во главе их государства стоял правитель, а на время военных действий они избирали военачальника. Точный круг обязанностей этих вождей нам неизвестен, но они были крупными собственниками земли и рабов. При дворцах трудились ремесленники, причем особенно ценились ювелиры и кузнецы. А тот факт, что поблизости от месторождений меди и залежей глины археологи нашли остатки ремесленных поселений, считается свидетельством начавшегося процесса отделения от земледелия кузнечного и гончарного дела.

В резу

mirznanii.com

Тема 5. Становление древнегреческой цивилизации

Древнейшей достоверно известной цивилизацией на территории Европы являлась минойская, с центром на острове Крит. Создатели его древней культуры, вероятно, являлись выходцами с восточного берега Средиземного моря и принадлежали к афразийской языковой семье. Во всяком случае, ясно, что это был народ негреческий и неиндоевропейский. Критские письмена пока не дешифрованы учёными.

В конце III – начале II тыс. до н.э. на Крите и других островах Эгейского моря, а также в прибрежных областях Греции возникают многочисленные города-государства. Сам Крит постепенно превратился в единую морскую державу, бравшую дань с более слабых владений. Общественно-политическое устройство древнекритской цивилизации напоминала восточные деспотии и «восточный способ производства». Во главе государства стоял царь с титулом «мин» (греки воспринимали его как личное имя «Минос», откуда слово «минойский»). Цари считались потомками, «детьми» богов, и их особам поклонялись. Памятниками могущества царей и их способности мобилизовать своих подданных являются величественные дворцы-храмы в Кноссе (знаменитый Лабиринт), Фесте, на острове Санторин. О наличии чиновничьего аппарата свидетельствуют богатые дворцовые архивы. Критское царство было могущественной морской державой. Оно поддерживало связи с Египтом и Финикией.

Религия критян основывалась на поклонении Богине-Матери («богиня со змеями» в критском искусстве) и богу-покровителю в образе быка. Обоим приносились обильные жертвы, в том числе человеческие. Это тоже отразилось в греческих мифах, согласно которым царь Минос отдавал присылаемых ему в виде дани юношей и девушек жившему в глубине Лабиринта чудовищу Минотавру.

Эллиныгреками» назвали этот народ древние римляне) расселились на Балканах ещё в XX – XIX вв. до н.э. Это был индоевропейский народ, пришедший, скорее всего, из Малой Азии. Как и все переселения того времени, вторжение эллинов сопровождалось разрушением старых поселений, бегством и гибелью многих жителей. Однако не меньшее число туземцев осталось жить с новыми пришельцами бок о бок, признав их верховенство. Потому греческая культура вобрала в себя многое из догреческой. Такие негреческие племена, как пеласги, минии, кранаи ещё долго жили в Элладе и местами даже сохраняли собственных царей.

К середине II тыс. до н.э. эллины заняли в основном весь юг Балкан. Северные области Эллады (центральные современной Греции) занимали дорийцы. На полуострове Аттика, где позже возник город Афины, жили ионийцы. Севернее, между ними и дорийцами, – эолийцы. Наконец, полуостров Пелопонесс заняли ахейцы. Со временем от этих племенных общностей отделялись другие, более мелкие.

Первоначально эллины вынуждены были платить дань, в том числе людьми, критским царям. Эта зависимость, однако, имела и другую сторону. Благодаря ей эллины вступили в контакт с развитой цивилизацией и восприняли многие её достижения. Через посредство Крита устанавливались торговые, культурные и политические связи с Ближним Востоком. Позднее ряду эллинских династий приписывалось финикийское и даже египетское происхождение.

К середине II тысячелетия до н.э. относится кризис древнекритской цивилизации. Он был спровоцирован природным катаклизмом – чудовищное землетрясение уничтожило Санторин и нанесло урон всей Эгеиде. Однако за этим последовали восстания простого люда и покорённых племён. А затем последовало вторжение на Крит эллинов, которые завоевали остров и основали здесь собственное царство. Это новое Критское царство какое-то время сохраняло былое могущество, но затем, уже к XIII в., окончательно уступило место новым греческим городам-государствам, возникшим на материке. Так начался микенский период крито-микенской цивилизации.

Южные эллины Пелопонесса, Аттики и прилегающих областей восприняли от древних критян их политический строй, письменность, многие верования. Наиболее развитыми являлись города-государства Пелопонесса, где возникли такие важнейшие центры новой Эллады, как Микены, Аргос, Лакедемон (Спарта), Пилос. Севернее, однако, тоже существовали города-государства: Афины, Фивы и другие. Все эти города возникли или разрослись в условиях упадка минойского владычества в XV – XIV вв. до н.э.

Государство у эллинов микенской эпохи возглавлял «священный» царь (анакс), считавшийся потомком богов. В качестве прародителей царских династий выступали чаще всего древние индоевропейские боги – небесный Зевс и морской Посейдон. В позднейшей мифологии вера в это отразилась в многочисленных преданиях о полубогах-героях. Большую роль в жизни общества играли жречество и царское чиновничество. Однако велика была и роль военной аристократии (басилеев). Рабство было развито гораздо меньше, чем на Крите, – цари и их приближённые использовали преимущественно труд «свободных» соплеменников.

«Классическим» грекам I тыс. до н.э. история микенской эпохи была знакома только по устным преданиям. Уже тогда выражались сомнения в их достоверности. Тем не менее, археологические раскопки, как уже сказано, показали достоверность многих сообщаемых «мифами» фактов. Что касается описанных в них многочисленных конкретных событий, историчности таких знаменитых персонажей, как Персей, Геракл или Тесей – это ещё вопрос. К сожалению, сохранившиеся до нас хозяйственные документы микенской эпохи не называют личных имён царей. Но зато имена некоторых персонажей греческих «мифов» известны из восточных источников. Так, действительно жил Атрей – согласно греческим преданиям, основатель последней микенской династии.

В XIII в. до н.э. греческие города-государства, объединившись в мощный союз, вступают в борьбу за владычество над Эгеидой, а затем и над всем Восточным Средиземноморьем. Эта борьба, к которой присоединились многочисленные «варварские» племена, вошла в историю Ближнего Востока как нашествие «народов моря». Переселения эгейских народов снесли с политической карты Хеттскую державу, нанесли урон Египту. В исторической же памяти эллинов центральным эпизодом их оказалась Троянская война – сокрушение малоазийского города Троя (Илион).

Троя, основанная северобалканским племенем дарданов на северо-западе Малой Азии и союзная хеттам, являлась основным препятствием для эллинов в их движении на восток. Эллины разоряли Трою как минимум дважды – в середине XIII и в начале XII в. до н.э. Память об обоих походах сохранилась в эллинских мифах. Первый приписан знаменитому герою-полубогу Гераклу. Но «Троянской войной» стал для позднейших эллинов второй, менее значительный. В нём вроде бы участвовали силы всей Эллады, собранные микенским царем Агамемноном, сыном Атрея. Они пришли мстить за обиду его брата Менелая, жену которого Елену увёл спартанский царевич Парис. После десятилетней осады, которую древнегреческие хронисты датировали 1199-1189 гг. до н.э., Троя была взята хитростью (история с «Троянским конём») и окончательно разорена.

Так или иначе, но на рубеже XIII – XII вв. до н.э. натиск с Балкан на Восток становится действительно неудержим. Выходцы из Эллады заселяют остров Кипр, многие области Малой Азии. Чуть позже осевшие на Кипре пеласги перебираются в Ханаан, где становятся филистимлянами и дают стране новое имя Палестина.

Однако мощный переселенческий поток и частые войны в далёких землях истощали саму Элладу, и прежде всего некогда наиболее сильный и развитый Пелопонесс. Города-государства полуострова оказались не в силах противостоять в XI в. до н.э. натиску дорийцев – более отсталых северогреческих племен. Дорийцев, по преданию, вели потомки Геракла, лишённые наследства микенскими сородичами. Вал дорийского нашествия без серьёзных препон прокатился по Элладе и, наконец, накрыл Пелопонесс. В Спарте дорийцы основали собственное царство под совместным управлением двух восходящих к Гераклу родов. Обосновались они и в других разрушенных ахейских городах. Некоторые окраинные города (как Афины) устояли, но тоже пришли в упадок. Многие ахейцы, эолийцы и ионийцы бежали из Эллады, колонизовав западное побережье Малой Азии.

Общественный строй дорийцев, не испытавших критского влияния, был проще и патриархальнее. Эллада возвращается в первобытность. Письменность, городская культура и монументальное строительство полностью исчезают. Период XI – VIII вв. до н. э. включительно обычно именуется «гомеровским», поскольку его культура, религия, общественное устройство отражены в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Хотя описывается в них эпоха Троянской войны, но лишь отдельные реалии соответствуют описываемому времени. В целом прославленный ионийский певец IX-VIII вв. до н.э. рисовал жизнь и быт своей эпохи.

Центрами союзов племён гомеровской эпохи являлись старые города, превратившиеся, однако, в небольшие сельскохозяйственные поселения. Они служили резиденцией правителям. Цари носили титул басилеев и являлись прежде всего военными предводителями. Их власть передавалась по наследству, но находилась под контролем родовой аристократии (греческое слово со значением «власть лучших») и народного собрания. Впрочем, брожение в последнем басилей мог с известным усилием подавить, опираясь на свою дружину. Основную массу населения составляли свободные общинники. В царских хозяйствах трудилось некоторое количество рабов – как потомственных, так и пленников.

Налицо было резкое ослабление царской власти по сравнению с микенским периодом. Однако в процессе восстановления государства и цивилизации в Элладе царская власть не только не восстановилась, но во многих случаях исчезла вовсе. О причинах этого явления исследователи спорят. Можно указать разные причины. Восстановленные в ходе дорийского нашествия племенные институты сопротивлялись возвращению «деспотии» восточного типа. Сохраняющаяся роль морской торговли в её важнейших центрах (таких, как Афины) способствовала обогащению и политическому усилению верхушки городской общины. Она становилась союзницей аристократов в борьбе за ограничение или ликвидацию царской власти.

В итоге во многих греческих городах и областях в процессе воссоздания цивилизации происходит крах царской власти. Раньше всего, если верить преданию, это произошло в Афинах. Здесь ещё после дорийского нашествия в память об отразившем врага ценой собственной жизни царе Кодре будто бы никому не позволили занять его трон. Так возникла первое в Элладе аристократическое правление. В VIII – VII вв. аристократические перевороты с опорой на народное собрание произошли и во многих других эллинских государствах.

Результатом стало появление полисов – особой греческой формы городов-государств, в которой власть находится в руках представительных институтов и регулируется принимаемым ими законодательством. Возникновение полисов завершает гомеровский период истории Эллады и открывает архаический (VIII/VII – V вв. до н.э.).

Первоначально политическое устройство полисов было аристократическим. Крупные землевладельцы из родовой знати контролировали жизнь города и одновременно обеспечивали его безопасность, составляя конную основу войска. Общественный статус определялся происхождением. Помимо аристократической верхушки, всё свободное население городов делилось на граждан и неграждан. Последние являлись выходцами из других городских общин и потому не имели права участвовать в управлении полисом.

Царь считался потомком богов и главой культа, без его поддержки жречество в прежнем виде не смогло существовать. В полисах жрецы превратились в полисных чиновников. Постепенно в большинстве городов жречество утратило формально-сословный характер, хотя осталось в руках старых аристократических родов. Впрочем, сохранялись оракулы – святилища богов, где совершались предсказания, и сами жрецы-предсказатели. Оракулы давали ответы в заведомо туманной, допускающей различные, в том числе прямо противоположные толкования форме. Это не мешало им контролировать не только духовную, но временами и политическую жизнь Эллады. Наиболее известным являлось святилище бога Аполлона в городе Дельфы.

Наиболее известное, типовое аристократическое устройство утвердилось в Спарте. Здесь аристократическую реформу государственного строя провёл в IX – VIII вв. царский родич Ликург, фактически правивший городом. Он сохранил наследственную царскую власть двух совместно правящих династий. Но ограничил её аристократическими органами – выборным советом старейшин (герусией) и созывающей его коллегией из пяти эфоров. Эфоры выбирались на год, геронты – пожизненно. В делах власти имели право участвовать только полноправные потомки дорийских завоевателей – спартиаты. Все потомки «пришельцев» становились негражданами – периэками. Наконец, основная масса завоёванных племён превращалась в государственных рабов – илотов, прикреплённых к земле и обязанных работать на Спарту. Периодически илоты подвергались акциям устрашения – спартанские юноши тренировали на них свои воинские умения, истребляя всех попавшихся. Восстания илотов подавлялись с ещё большей жестокостью. Для того, чтобы сделать из спартиатов идеальных воинов, Ликург разработал целую систему жестокого общественного воспитания и сурового бытового поведения. Она встретила сперва упорное сопротивление, но затем вызывала лишь восторги у аристократии других полисов и многих писателей.

Политическое устройство Спарты имело параллели с другими полисами. Но общественное, напоминавшее «восточный способ производства», не получило распространения в новой Элладе. Архаический период стал временем складывания античного рабовладельческого строя. В немалой степени этому способствовала роль греческих городов в развивающейся средиземноморской торговле. Купцы и пираты привозили на родину тысячи невольников. Не меньше их давали и частые войны между полисами. Торговля, кроме того, способствовала росту богатств аристократии и купечества, развитию ростовщичества. Уже в VII в. до н.э. бичом всех полисов (кроме Спарты) становится долговое рабство.

В связи с крушением царской власти государственное рабство за пределами Спарты развилось слабо. Характерная черта античного рабовладения – широчайшее распространение частновладельческого рабства. Любой имущий свободный вполне мог оказаться рабовладельцем. Труд рабов использовался в огромных хозяйствах знати, на купеческих кораблях, в ремесленных мастерских и на наделах простых земледельцев. Тем более применялся он в домашнем хозяйстве. Постепенно рабы становятся главными производителями материальных благ. Всё более освобождающееся от внутреннего гнёта гражданское общество полисов превращается одновременно в паразитическое.

Основная масса свободного населения не возражала против распространения частного рабовладения. Однако её возмущало угрожавшее любому малоимущему долговое рабство. Произвол аристократов и ростовщиков, в конечном счёте, поднял на борьбу широкие массы городского населения – демоса. Их требованиями стали сначала отмена долгового рабства, а затем, ввиду сопротивления аристократии – ликвидация аристократических привилегий, учреждение демократии («власти демоса, народа»). С конца VII в. до н.э. происходят «вторые полисные революции», низвергающие господство знати.

Однако не везде они вели к установлению демократии. Кое-где вожди народной массы устанавливали режим личной власти – тиранию, – нацеленный на подавление аристократии. Именно из аристократических кругов происходит нынешнее негативное значение слова «тиран». Впрочем, большинство тиранов действительно его заслужили необузданными репрессивными мерами. Они стремились, кроме того, передавать власть по наследству, по сути воссоздавая монархию, – так что в конечном счёте устранялись либо аристократией, либо собственными недавними единомышленниками.

Ход «второй полисной революции» лучше всего известен на примере Афин. После отмены царской власти городом управляли совет старейшин – ареопаг и коллегия из девяти архонтов. В 621 г. до н.э. под давлением народного движения архонт Драконт впервые свёл воедино в письменном виде право. Судебные функции были переданы ареопагу, отменено право знати на кровную месть, установлены единые меры наказания. Однако Драконт не решил проблему долгового рабства. Напротив – он свирепо защищал право собственности аристократов. Даже за мелкие кражи вводилась смертная казнь. Законы Драконта только спровоцировали новые волнения.

В 594 г. архонт Солон, известный поэт и мудрец, получил чрезвычайные законодательные полномочия. Он смягчил суровые меры Драконта, успокоив тем народное возмущение. Первым важнейшим действием Солона стали отмена долгового рабства и возвращение обедневшим земледельцам заложенной земли. Афинян, проданных в рабство за границу, государство выкупило за свой счёт. Солон провёл ряд мер, направленных на развитие в Афинах ремесла, торговли и культуры. При нём Афины стали превращаться в важнейший экономический и культурный центр Эллады. Солон расширил полномочия народного собрания, доверив ему выбирать из своей среды гелиэю – народный суд. Кроме того, он создал выборный Совет Четырёхсот, передав ему часть властных полномочий ареопага.

Вторым важнейшим мероприятием Солона стала фактическая отмена прежнего кастового деления афинского общества. Привилегии аристократов (евпатридов) в управлении и армии резко сократились. Все граждане были разделены на четыре чисто имущественных разряда. Пентакосиомедимны – наиболее богатые граждане – служили в коннице и имели право занимать высшие должности архонта и хранителя казны. Но они же должны были выплачивать чрезвычайные военные поборы (например, снаряжать за свой счёт флот). Гиппеи (всадники) – также служили в коннице и имели право занимать государственные посты (более низкие), а на войну должны были снаряжать только себя и коня. Зевгиты служили тяжёлыми пехотинцами (гоплитами) и имели право занятия низших государственных должностей. Наконец, бедняки феты служили во флоте и лёгкой пехоте на государственный счёт. Они не имели прав в управлении, кроме участия в народном собрании и суде. Кроме того, имелись метеки – неграждане, выходцы из других полисов. Они платили налоги и не имели гражданских прав, но и служить полису не обязывались.

Большая часть горожан, имевших доход от торговли и ремесла, удовлетворилась в целом реформами Солона. Но они не устроили ни ущемлённую аристократию, ни пригородных крестьян, требовавших передела земли в свою пользу на равных, конфискации владений знати. Это движение сельской бедноты возглавил аристократ, прославленный воин Писистрат. В 561 г. до н.э. он захватил власть, в упорной борьбе удержал её и установил в Афинах тиранию. Он конфисковал многие владения бежавших из Афин евпатридов, раздав их крестьянам. В то же время он продолжал курс Солона на превращение Афин в торговую столицу Эгеиды.

В 527 г. до н.э., по смерти Писистрата, власть перешла к его сыновьям. Но удержать её они не смогли. В 510 г. тирания пала. К власти пришёл глава демократов Клисфен. В 509-507 гг. он провёл серию реформ. Единственной привилегией знати осталось теперь отправление жреческих функций. Гражданские права были предоставлены родившимся в Аттике потомкам метеков. Создавался новый орган – выборная коллегия из 10 стратегов (командующих). Постепенно они сменили архонтов как высшие должностные лица.

Вместо прежних родовых объединений – фил – Клисфен создал административно-территориальные единицы с тем же названием. Высшим органом власти стал избиравшийся от них Совет Пятисот. Народное собрание получило новые полномочия. Ежегодно афинянам предоставлялось право изгонять нежелательных персон из города. Каждый гражданин писал на черепке (остраке) имя того, кого считал опасным для общества. Получивший наибольшее количество голосов изгонялся. Остракизм задумывался как средство против тирании. На практике он стал способом расправы с неугодными вождям демократической партии (демагогам) людьми. Жертвой остракизма мог стать всякий выдающийся из общего ряда человек. Случалось, что талантливых полководцев изгоняли именно за одержанные ими победы. Впрочем, в иные времена он с лёгкостью обращался против самих демагогов.

Демократическое устройство утвердилось и в ряде других эллинских городов – на многих островах Эгеиды, в Коринфе и т.д. С другой стороны, Спарта, Крит, ряд других областей и городов Эллады оставались оплотами аристократии. Борьба аристократических и демократических партий в полисах шла постоянно.

В VI в. до н.э. аристократическая партия нашла и духовного лидера. Им стал известный философ и ученый Пифагор. Он немало странствовал по Востоку, познакомился с учениями египетских жрецов, зороастризмом, возможно, что-то слышал о брахманизме. Греческие мифы он трактовал символически. Исповедуя учение о переселении душ, Пифагор считал себя воплощением Аполлона. Его религиозное учение было тесно связано с философским и направлено на духовное самосовершенствование, сближение с божеством. Тайные общества пифагорейцев ставили перед собой не только духовные, но и вполне мирские цели – свержение демократии и установление аристократических режимов. Крах пифагорейских заговоров привел к упадку и пифагорейского учения. Однако оно оказало большое воздействие на дальнейшее развитие религиозной и философской мысли Эллады.

Весь архаический период не прекращалась борьба полисов между собой. Лидерство Спарты, владевшей почти всем Пелопоннесом, никто не мог оспорить, но её стремление подчинить другие полисы наталкивалось на всё более ожесточённое сопротивление. Наряду со Спартой к концу VI в. до н.э. усиливаются и некоторые другие города, способные уже бросить ей вызов. Это были Афины, Коринф (контролировал перешеек Истм между Пелопоннесом и остальной Грецией), Фивы (в Беотии к северо-западу от Афин).

В то же время имелись и объединяющие Элладу институты. В первую очередь, это было сознание религиозного и культурного единства эллинов в противовес «варварам» (греческое слово). Все эллины исповедовали веру в олимпийских богов, которых помещали горе Олимп в Фессалии (Средняя Греция). Полноправные граждане посвящались и в тайные культы – мистерии – сосуществовавшие с официальной религией. Наиболее известными в Элладе были Элевсинские мистерии (от города Элевсин). Они были посвящены богине плодородия Деметре и ее дочери, потусторонней царице Коре (Персефоне). Не менее популярны были орфические мистерии, будто бы учреждённые древним поэтом Орфеем в честь бога Диониса. Орфики исповедовали сложное религиозно-философское учение, повлиявшее на Пифагора.

Общей и главной святыней всех эллинов считался Дельфийский оракул. Для его защиты был создан всегреческий культовый союз – Амфиктиония. Члены Амфиктионии, независимые друг от друга города и племена, должны были охранять Дельфийский оракул, поддерживать его нейтральный статус даже в войнах между собой. Амфиктиония, не играя роли формального политического единства, вместе с тем была важнейшим инструментом взаимного общения, в том числе дипломатического.

Важными всегреческими ритуалами являлись «священные игры», справлявшиеся через определенные промежутки времени в честь того или иного бога. Самые известные из них – Олимпийские игры, учрежденные в 776 г. до н. э. в Олимпии в честь Зевса Олимпийского и справлявшиеся раз в четыре года. На время игр объявлялось общегреческое перемирие. Игры включали не только спортивные состязания. На них представлялись новые произведения литературы и искусства, объявлялось о важных событиях общественной и международной жизни.

В VII – VI вв. эллинская цивилизация выходит далеко за пределы Эгеиды. Начинается эпоха греческой колонизации. Развитие мореплавания вывело эллинов на просторы Средиземноморья и Причерноморья. Вскоре их поселения возникают не только в Малой Азии и на Кипре, но также на севере Балкан, в Крыму, на Кавказе, в Северной Африке, Италии, на Сицилии. Каждая колония становилась независимым полисом, но поддерживала тесные связи и с метрополией (городом-основателем), и с соседями. Нередко на основе колоний возникали мощные государства – Киренское царство в Северной Африке, Боспорское царство на Тамани. Последнее – древнейшее государство на нынешней территории Российской Федерации. В Италии и Сицилии эллинские колонии объединились в мощный союз – Великую Грецию – под лидерством сицилийского города Сиракузы.

Эллинская колонизация, раздвинув границы греческого мира, в то же время столкнула греков с новыми мощными врагами. На западе это были финикийцы (пуны) из Карфагена. Только в 480 г. до н.э., после двухвековой борьбы, сиракузскому тирану Гелону удалось добиться перелома и преобладания на острове Сицилия. На востоке же эллинам пришлось столкнуться со стремительно выросшей Персидской державой. Персы к концу VI в. до н.э. утвердились в Малой Азии и обложили данью местных греков. Надеясь на помощь Афин, малоазийские ионийцы в 500 г. восстали против царя Дария I. Греко-персидские войны считаются началом «классического» периода истории Древней Греции.

Источники

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 2006.

Геродот. История. М., 2008.

Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001.

Гомер. Илиада. Одиссея. М., 2009.

Гомеровские гимны. М., 1995.

Диодор. Историческая библиотека. М., 2000.

Орфей. Языческие таинства: мистерии восхождения. М., 2001.

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1 – 2. М., 2002.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1 – 2. М., 1994.

Фрагменты ранних греческих философов. Вып. 1. М., 1989.

Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.

Литература

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1 – 2. М., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

Грейвс Р. Белая богиня. М., 2007.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 2000.

История Древней Греции. М., 2009.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1996.

Мифологический словарь. М., 1992.

Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 2000.

Словарь античности. М., 1989.

studfiles.net

Особый путь развития древнегреческой цивилизации — GameCollector

Комментарии пользователей Санчезз Sz 05.08.2018 — 17:14

Всегда смотрю передачи Прокопенко! Много интересного, познавательного. Так держать!

Санчезз Sz 06.08.2018 — 21:41

Прикиньте.к своему 👃 и немного истории по которой нас учили.а теперь проанализируйте вновь предоставленное видео. И если нет мозгов, логики и понимания вообще, то нечего смотреть подобные передачи.

Евгений Азарин 08.08.2018 — 14:01

на фото передачи проходческий комбайн.

Ldf Nhblwfnm 11.08.2018 — 07:47

Всё бы ничего, но льва в созвездие льва совсем не создатели сфинкса углядели.

Ldf Nhblwfnm 13.08.2018 — 17:46

Все следы могли появиться при потопе.

Ldf Nhblwfnm 14.08.2018 — 19:47

Просто все Ваши методы датировки фигня полная.

Маша Лориска 17.08.2018 — 04:27

А на греческом якобы корабле то и устройстве определяющим время планеты итд почему то старославянские руны буквицы британцы такие лгуны. ведь греки все взяли у этрусских славян. британцы и жиды лживые тварюги

Михаил Симонов 19.08.2018 — 21:22

Прикольно.Странно что кто то всерьез воспринимает эти передачи.Там же ясно сказано хотите верьте а хотите нет.Хотя как знать.над Шлиманом тоже когда то смеялись.Так что что мы можем знать о прошлом наверняка?Да ни фига.Мы там не жили.А история наука неточная.

Пони креатор 21.08.2018 — 14:04

Почему нам заново пришлось изабритать колесо?Мой ответ на людей упал метеорит они не успели придумать выход из этой ситуации.И все начилось заново

Пони креатор 24.08.2018 — 01:42

Я верю в снежного человека

Денис Ким 25.08.2018 — 22:36

этих ученых паро пиздеть как боранов разони нечего нипренемают всерьез даиим этоненаруку бобло боятся потерять засвои неверные открытие

Михаил Морозов 28.08.2018 — 09:27

Гору сверлили и просверлили. На картинке проходческий щит из скалы торчит. Ппц сенсация.

Aleksei ivanov 30.08.2018 — 23:05

Цитируете википедию,цитируйте правдиво Например — В реконструкции Райта было убедительно доказано что предположение о наличии дифференциального механизма в устройстве не соответствует действительности Не дочитали болтологи до1997года,или псевдонаучная трактовка фактов ваше кредо?

Влад Ткач 01.09.2018 — 05:46

Растения были невероятно насыщены кислородом, поэтому очень питательны? Ахаха! Имбицилы от науки! Да и центробежная сила при чем? если бы земля вращалась так быстро, то всюду свирепствовали бы ураганы, в том числе из за разницы давлений на экваторе и полюсах.Хосподи.

Максим MaaaX 03.09.2018 — 07:13

Интересно почему люди нашего времени цифровых технологий не способны оставить нашим потомкам какое-нибудь ПОДОБИЕ ПИРАМИДЫ?

Veter Crimean 05.09.2018 — 11:43

Космический десант. строители из соседней галактики взяли шабашку у фараона.

Америка глазами других 08.09.2018 — 03:41

. Классное видео. Подписался, с меня лайк, заходите в гости, если видео понравятся, подписывайтесь.

Владимир Иванов 09.09.2018 — 23:44

На 44:30 дядька утверждает, что вспененный метал невозможно сделать в земных условиях, только в космосе, в невесомости. Так вот это ложь! Первый раз, я увидел вспененный металл еще в середине 70х. Произошел банальный случай — сгорел киоск. Киоск был обшит каким-то алюминиевым сплавом и, Сибирь не сахара, изнутри утеплен толстым слоем пенопласта. Горело хорошо — сплав расплавился, капая красивыми, крупными каплями. Когда пацаны растащили эти капли, то внутри оказалась пена! Пена из алюминиевого сплава. Сейчас, производство вспененных металлов поставлено на поток. В этом каждый может убедиться, набрав в гугле: вспененный металл! Вспененный металл, при определенных условиях, может быть получен не только как технология, но и совершенно случайно, при банальном пожаре! Другой вопрос — откуда миллионы лет назад мог взяться металлический алюминий? Да из того же космоса! Al, в таблице Менделеева имеет №13, что вдвое меньше, чем Fe — у железа №26. Стало быть, Al может синтезироваться в обычных звездах, типа солнца. Элементы тяжелее железа могут возникать только при взрывах новых и сверх-новых звезд, но есть же на земле уран. Почему бы не прилететь метеориту из алюминия и не сгореть в атмосфере?

pavel selimov 11.09.2018 — 05:32

ето только забавная наука,каторая нет ничего общего с так назьйваемою незабавною или крутою правду

Adam Hard 14.09.2018 — 02:58

сам через месяц нашол нло у себя в видосе

asc-lada.ru

Древнегреческая цивилизация

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИ1»

«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

выполнила студентка

экономического факультета

заочного отделения

Голубкова А.Д.

Проверил преподаватель

Чурилова Г.А.

МОСКВА 2007

Содержание

Введение

Глава 1. Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации

1.1 Социальная структура

1.2 Экономическое развитие древнегреческой цивилизации

1.3 Особенности возникновения и развития государства

Глава 2. Цивилизация как культурно-историческая общность людей

2.1 Письменность и письменные источники

2.2 Образование и просвещение

2.3 Наука и техника

2.4 Религия

2.5 Культура искусства

2.6 Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История открытия цивилизация европейцами

Такое уникальное историческое явление, как Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки. Появлению столь совершенной социальной организации и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда — цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.

В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье Малой Азии у входа в Геллеспонт возник значительный центр протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет троянской культуры ознаменовался постройкой цитаделей с домом правителя (мегароном). Троянское искусство достигло высокого художественного уровня. Среди изделий троянских мастеров есть настоящие шедевры боевые топоры из нефрита и лазурита, ритуальные сосуды из золота, диадемы, ожерелья и другие украшения из драгоценных металлов. Однако за свою более чем полутора тысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей письменности и в конечном итоге не смогла превратиться в настоящую цивилизацию. Троянская культура погибла либо от землетрясения, либо от набегов ахейских пиратов.

В III тыс. до н.э. на островах Кикладского архипелага возникла удивительная и своеобразная культура, получившая название кикладская . Несмотря на исключительное богатство островов естественными залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении и мореплавании, а средства к существованию добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Бронзовые кинжалы, наконечники копий, различные инструменты не уступают лучшим восточным образцам. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Из зеленоватого и черного стеатита, голубоватого мрамора изготовлялись лопатки, ступки и пестики для растирания красок, коробочки для косметики, кубки на высоких ножках, вазы. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих скульпторов, предвосхитивших гармоническую ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.

На рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление первой великой европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического критского царя Миноса могущественного владыки Крита. Находящийся на окраине Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и иных контактов с цивилизациями Востока. Минойцев можно считать первыми европейцами, которые прорубили окно в большой мир цивилизации Востока. Они изобрели парусное судно и осуществляли плавания к берегам Кипра, Сирии и Египта. У народов Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые комплексы Передней Азии, совмещали в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.

Дворцовая цивилизация Крита охватывает примерно 600 лет (2000-1500 гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически ничего не известно. Вероятно, к этому времени на Крите уже существовала развитая земледельческая культура, были освоены земли, пригодные для сельскохозяйственных работ. Население острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700 г. до н.э. они были разрушены в результате землетрясения, и для минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500 гг. до н.э.). До наших дней дошли остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.

В начале периода новых дворцов Крит был объединен под властью царей Кносса, представляя собой довольно большое централизованное государство, которое начало широкую территориальную экспансию (период минойской талассократии). Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос начал объединительный процесс, построил флот, уничтожил пиратство и установил свое господство в Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию и называют минойской. Критское общество имело теократическую форму правления, когда в руках правителя объединялись функции царя и верховного жреца. Институт священной царской власти был тесно связан с дворцом-храмом. Минойцы знали письменность, в форме линейного слогового письма А, которое до сих пор не расшифровано.

Цивилизация минойского Крита отличалась чрезвычайным динамизмом и развивалась в необыкновенно быстром темпе. По мироощущению минойцы близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Отсюда обычай человеческих жертвоприношений и ритуального каннибаллизма.

Минойская цивилизация исчезла так же стремительно, как и появилась. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове Фера (совр. Сантино). Воспользовавшись этим, на Крит вторглись греки-ахейцы и остров был отброшен назад. Превратившись в глухую и отсталую провинцию.

На смену минойской культуре приходит ахейская , расцвет которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе (Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, на Киклады, Родос, Крит. Ахейскую культуру открыл на месте древнего города Микены (отсюда ее д

mirznanii.com

В чем состоял особый путь развития древнегреческой цивилизации ответ кратко

Комментарии пользователей Антон Машков 11.06.2018 — 13:26

Раньше нравилось читать Вадика Зеланда, друг рекомендовал почитать Сенсей-3 со словами: Хочешь узнать всю суть Вадика всего на 30 страницах, почитай, не пожалеешь :)))) Огромное спасибо за аудиоверсию!

Анастасия 13.06.2018 — 03:30

Очень ценный материал,Спасибо.

Антон Куд 15.06.2018 — 18:08

Спасибо ребята )

rekmi umi 17.06.2018 — 03:49

Ти здуріла 9год. Знімати

AllatRa Radio 18.06.2018 — 11:43

Дорогие друзья, с радостью сообщаем о выпуске аудиокниги «АллатРа» на нашем канале. В описании всех аудиокниг АллатРа радио вы можете найти активное оглавление, благодаря которому вы можете перейти к интересующему вас отрывку книги. Также по аудиокнигам реализован поиск с помощью функции Ещё->Текст видео -> ctrl+f -> и пишете нужное слово. И с радостью напоминаем о новом знаковом видео на канале АллатРа ТВ: «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЕРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ». Живая беседа с Игорем Михайловичем Даниловым ‒ живая книга. Это следующий шаг после книги «АллатРа».

Антон Жданов 19.06.2018 — 21:56

не озвучивай больше так

goaty r 22.06.2018 — 16:08

незаю скукааааа

Samson Price 24.06.2018 — 15:03

Привет. У тебя классный канал. Приглашаю тебя в партнерку — контракт на один месяц, ставка от 20/80 до 10/90, персональный менеджер каналу, 2 больших музыкальных библиотеки для озвучки роликов, VidIQ PRO для грамотной раскрутки канала и много других полезностей.

Mir Dobro 25.06.2018 — 21:54

познавательная аудиокнига

Елена Шевцова 27.06.2018 — 13:28

Спасибо, очень душевная книга! Читаю или слушаю историю об Агапите и Антонии, и сразу так хорошо на душе, так тепло внутри! Озвучка очень хорошая.

Екатерина Оземко 29.06.2018 — 01:04

Класс! Спасибо, так классно. Теперь можно не только перечитывать любимые книги, но и переслушивать.💖

Хапни Хайпа 01.07.2018 — 15:12

Зачетное видео. Купи просмотры и лайки Почувствуй себя реально Крутым ютюбером как Ивангай hapnihaipabro

Ilya 03.07.2018 — 08:10

Книга заинтересовала меня буквально с первых строчек. Очень понравилась! Информация, которой делится Ариман по построению бизнеса, с одной стороны заинтересовала. Но с другой стороны чувствовал, что что-то не так в его словах и действиях, что он советовал. Отследил в себе ту двойственность о которой поведал Сенсей. Животное начало и Духовное начало. Это меня очень впечатлило. Кроме интересного сюжета я получил массу позитивных эмоций и ответы на некоторые внутренние вопросы

Вячеслав Федоров 05.07.2018 — 08:51

Самая лучшая книга в мире.

Макос Украина 07.07.2018 — 05:24

!1

Яна Раденко 09.07.2018 — 00:23

Здорово.))) аудиокнига с цитатами.)

Александра Высоцкая 11.07.2018 — 15:05

Когда читала эту книгу в первый рас были противоречивые чувства. Наверно первый мой опыт отслеживание в себе двух сторон, двух начал. Благодарю за озвучивание. )

Vasyl Stasiuk 13.07.2018 — 15:14

Замечательная книга по саморазвитию, много инструментов и дельныъ мыслей и советов. Особенность данной книги от всех остальных прочитаных мною по саморазвитию и разбогатению, как стать миллионером и тому подобное что в ней присутствует большая глубина и после прочтения появляетса понимание многих скрытих механизмов. Кроме того становитса ясна черта которую нельзя переходить в использовании некоторых техник. Рекомендую всем, одна из моих настольных книг.

Vladymyr Uzhvenko 15.07.2018 — 00:55

Это интересная книга) После прочтения переосмыслил всю свою жизнь и все свои взгляды) Рекомендую к прослушиванию! И начать прослушивание стоит с первой и второй части)

Lena Ost 17.07.2018 — 10:26

Очень познавательно. Удобно и качественно сделано.Благодарю.

asc-lada.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *