Биология 10-11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
Содержание
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Ответы
- Система оценивания
Часть 1
Содержание ↑
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный ответ и внести его в матрицу.
- Корневой волосок является:
- а) клеткой эпидермы;
- б) выростом клетки эпидермы;
- в) многоклеточным образованием эпидермы;
- г) выростом клетки перицикла.
- Стержневая корневая система характерна для:
- а) подсолнечника
- б) лука
- в) пшеницы
- г) подорожника
- а) подсолнечника;
- б) лука;
- в) пшеницы;
- г) подорожника.
- Какой набор хромосом находится в клетках первичного эндосперма в семени сосны?
- а) гаплоидный;
- б) диплоидный;
- в) триплоидный;
- г) полиплоидный.
- Формула цветка Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1 характерна для:
- а) гороха и рапса;
- б) люцерны и чины;
- в) яблони и томата;
- г) картофеля и белены.
- Семенная кожура у цветковых растений образуется из:
- а) зиготы;
- б) центральной клетки;
- в) стенок завязи;
- г) покровов семязачатка.
- Конидиальное спороношение характерно для:
- а) сморчков;
- б) аспергилла;
- в) сфагнума;
- г) орляка.
- Бактерии являются возбудителями:
- а) клещевого энцефалита;
- б) чумы;
- в) коревой краснухи;
- г) гепатита А.
- Из перечисленных водорослей на наибольшей глубине могут обитать:
- а) харовые;
- б) золотистые;
- в) бурые;
- г) красные.
- Плодовые тела грибов образованы:
- а) мицелием;
- б) микоризой;
- в) ризоидами;
- г) конидиями.
- У животного, изображённого на рисунке, отсутствуе(ю)т:
- а) сократительные клетки;
- б) эктодерма;
- в) мезодерма;
- г) энтодерма.
- Полость тела у кольчатых червей:
- а) первичная;
- б) вторичная;
- в) смешанная;
- г) отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхиматозными клетками.
- Выделительная система плоских червей представлена:
- а) фагоцитарными клетками;
- б) коксальными железами;
- в) метанефридиями;
- г) протонефридиями.
- Наличие двух пар усиков характерно для:
- а) насекомых;
- б) многоножек;
- в) ракообразных;
- г) паукообразных.
- Мухи и комары относятся к:
- а) разным семействам одного отряда;
- б) разным отрядам одного класса;
- в) разным классам одного типа;
- г) разным родам одного семейства.
- У человека кости крыши черепа относятся к костям:
- а) воздухоносным;
- б) губчатым;
- в) плоским;
- г) трубчатым.
- В отличие от взрослого человека у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
- а) резцы;
- б) клыки;
- в) малые коренные зубы;
- г) большие коренные зубы.
- У человека центры слюноотделения находятся в отделе мозга, обозначенном на рисунке цифрой:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
- Клетки слизистой оболочки тонкого кишечника секретируют:
- а) трипсин;
- б) пептидазы;
- в) соляную кислоту;
- г) пепсин.
- Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
- а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
- б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
- в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
- г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
- а) эндоплазматическая сеть;
- б) митохондрии;
- в) лизосомы;
- г) рибосомы.
- Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
- а) щелочная;
- б) нейтральная;
- в) кислая;
- г) любая.
- Лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в:
- а) артерии большого круга кровообращения;
- б) вены большого круга кровообращения;
- в) артерии малого круга кровообращения;
- г) вены малого круга кровообращения.
- Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормон:
- а) соматотропин;
- б) тироксин;
- в) кортизон;
- г) адреналин.
- Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:
- а) ядрышки;
- б) пластиды;
- в) митохондрии;
- г) рибосомы.
- В природных сообществах роль консументов второго порядка, как правило, могут играть:
- а) карась, пеночка, жужелица;
- б) прыткая ящерица, морская звезда, заяц;
- в) бабочка-крапивница, паук, скворец;
- г) хомяк, лягушка, канюк.
- Контуры тела летяги и шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
- а) случайного совпадения;
- б) дивергенции;
- в) параллелизма;
- г) конвергенции.
- Женская гетерогаметность характерна для:
- а) мух;
- б) птиц;
- в) млекопитающих;
- г) все ответы верны.
- У человека отсутствие потовых желёз зависит от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Вероятность появления данной аномалии у дочерей в этой семье составляет:
- а) 0 %;
- б) 25 %;
- в) 50 %;
- г) 100 %.
- Основными компонентами хроматина ядра эукариот являются:
- а) ДНК и РНК;
- б) РНК и белки;
- в) ДНК и белки;
- г) ДНК и липиды.
- Окисление органических соединений до СО2 в митохондриях происходит:
- а) в матриксе;
- б) в межмембранном пространстве;
- в) на наружной мембране;
- г) на внутренней мембране.
- В тРНК в состав антикодона входит:
- а) один нуклеотид;
- б) два нуклеотида;
- в) три нуклеотида;
- г) четыре нуклеотида.
- Ионы магния входят в состав:
- а) гемоглобина;
- б) инсулина;
- в) хлорофилла;
- г) тироксина.
- В процессе фотосинтеза источником кислорода – побочного продукта – является:
- а) рибулозо-бисфосфат;
- б) глюкоза;
- в) вода;
- г) углекислый газ.
- Какой из следующих факторов представляется наиболее важным фактором, контролирующим первичную продукцию в открытом океане?
- а) солнечная радиация;
- б) температура;
- в) растворённый кислород;
- г) питательные вещества.
- Какой из процессов не может происходить в клетках животных в анаэробных условиях?
- а) синтез ДНК;
- б) синтез АТФ;
- в) синтез гликогена;
- г) окисление жиров.
Часть 2
Содержание ↑
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа
- Плазматическая мембрана участвует в:
- а) взаимодействии клеток;
- б) избирательном транспорте веществ;
- в) хранении генетической информации;
- г) биосинтезе белка;
- д) фагоцитозе.
- Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
- а) профазы митоза;
- б) метафазы митоза;
- в) профазы второго деления мейоза;
- г) анафазы первого деления мейоза;
- д) метафазе второго деления мейоза.
- Ядра симпатической нервной системы лежат в:
- а) среднем мозге;
- б) поясничных сегментах спинного мозга;
- в) продолговатом мозге;
- г) грудных сегментах спинного мозга;
- д) крестцовых сегментах спинного мозга.
- Масло получают из семян или плодов:
- а) пшеницы;
- б) подсолнечника;
- в) розы;
- г) сои;
- д) кукурузы.
- Цветок с верхней завязью имеется у:
- а) кабачка;
- б) лилии саранки;
- в) гороха;
- г) груши;
- д) сои.
- Один круг кровообращения имеется у:
- а) удава;
- б) ланцетника;
- в) сельдевой акулы;
- г) тритона;
- д) утконоса.
- У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
- а) дафния большая;
- б) тритон гребенчатый;
- в) черепаха трионикс;
- г) угорь;
- д) паук-крестовик.
- Сера не входит в состав:
- а) аминокислот;
- б) полисахаридов;
- г) ДНК;
- д) триглицеридов.
- Подвижно соединены между собой:
- а) ключица и грудина;
- б) скуловая кость и верхняя челюсть;
- в) плечевая кость и лопатка;
- г) кости таза;
- д) рёбра и позвонки.
- Соцветие сложный зонтик имеется у:
- а) укропа;
- б) примулы;
- в) моркови;
- г) ромашки;
- д) ириса.
Часть 3
Содержание ↑
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.
- На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
- В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и папоротникообразных.
- Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
- Функции газообмена осуществляются у листьв растений благодаря устьицам.
- Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
- Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
- Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
- В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
- Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время систолы желудочков.
- Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая – расширяет.
- Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
- Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
- Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
- Самые длинные клеточные РНК – информационные.
- У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
- Все РНК в клетке синтезируются на матрице ДНК.
- Все клетки организма человека содержат ДНК.
- Все триплеты нуклеотидов кодируют аминокислоты.
- Все растения содержат хлоропласты.
- Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.
Часть 4
Содержание ↑
- Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Структура растения: | Функция: |
1) ситовидные трубки; 2) пробка; 3) устьице; 4) сердцевина стебля; 5) сосуды стебля; 6) перисперм. | А) защитная; Б) транспортная; В) запасающая; Г) газообменная.
|
- Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок, свойственных представителям этих таксонов (1–5).
Типы личинок:
Таксоны:
А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.
- Перед Вами схема вегетативной нервной системы человека. Соотнесите нервы, обозначенные на рисунке цифрами, с их функциями из приведённого ниже списка (А–Е):
- А) расширение зрачка;
- Б) сужение зрачка;
- В) замедление работы сердца;
- Г) замедление дыхательных движений;
- Д) расслабление мочевого пузыря;
- Е) усиление работы желудка.
- Сопоставьте названные биохимические процессы и структуры, в которых эти процессы протекают.
Биохимический процесс | Клеточная структура |
1) фотосинтез 2) гидролиз белков 3) гликолиз 4) репликация ДНК 5) биосинтез белка | А) цитоплазма Б) ядро В) хлоропласты Г) шероховатая эндоплазматическая сеть Д) лизосома |
- К веществам, приведённым в левом столбце, подберите соответствующий им заряд (в условиях живой клетки) из правого столбца. Результат внесите в таблицу ответов.
Вещества | Заряд |
1) АТФ 2) триглицерид 3) ДНК 4) гистон 5) гемоглобин 6) холестерин | А) отрицательно заряженные Б) положительно заряженные В) незаряженные |
Ответы
Часть 1
Содержание ↑
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | а | а | б | г | б | б | г | а | в |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
б | г | в | а | в | в | в | б | б | г |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
в | б | г | б | а | г | б | в | в | а |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
в | в | в | г | г |
Часть 2
Содержание ↑
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
Да/нет | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н |
а | Х | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
б | Х | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
в | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
г | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
д | Х | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Часть 3
Содержание ↑
Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16.
Неправильные суждения: 5, 6, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20.
Часть 4
Содержание ↑
Задание 1
Структура растения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Функция | Б | А | Г | В | Б | В |
Задание 2
Тип личинки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таксон | В | Г | А | Д | Б |
Задание 3
Нерв | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Функция | Б | В | Г | Е | А | Д |
Задание 4
Процесс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Структура | В | Д | А | Б | Г |
Задание 5
Вещество | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Заряд | А | В | А | Б | В | В |
Система оценивания
Содержание ↑
За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 35 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 – 0,4 балла, за каждое задание – максимум 2 балла, всего за часть 2 – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части 3 –1 балл, всего за часть 3 – 20 баллов.
За каждый правильный ответ части 4 – 1 балл, всего за часть 4 – 28 баллов.
Максимальная оценка – 103 балла.
olimpiadnye-zadanija.ru
Олимпиадные задания по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Олимпиада по биологии (школьный этап) 5-11 классы
Требования
к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии
2017-2018 учебный год
- В школьном этапе принимают участие обучающиеся 5-11 классов.
Материально-техническое обеспечение проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Для проведения олимпиады на школьном этапе, необходимы аудитории (школьные классы), в которых можно было бы разместить ожидаемое количество участников.
- Проведению теоретического этапа Олимпиады предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в Олимпиаде.
- Длительность школьного этапа Олимпиады по биологии составляет: 5-8 классы 1 академический час (45 минут), 9-11 классы 2 академических часа (90 минут).
- Участник может взять в аудиторию только ручку (синего или черного цвета). В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
- Каждый участник получает комплект заданий и лист (матрицу) ответов. После завершения работы лист ответа должен быть подписан и сдан для проверки.
- Для нормальной работы участников в помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишину, чистоту, свежий воздух, достаточную освещенность рабочих мест.
- Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в таблице.
- Выполнение заданий оценивается жюри в соответствии с критериями и методикой оценки.
Количество заданий школьного этапа.
Комплект | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 |
5 класс | 10 | 5 | 1 | 1 |
6 класс | 10 | 5 | 1 | 1 |
7 класс | 20 | 5 | 2 | 1 |
8 класс | 20 | 5 | 2 | 1 |
9 класс | 25 | 7 | 3 | 1 |
10 класс | 15 | 2 | 4 | 2 |
11 класс | 15 | 2 | 4 | 2 |
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Участникам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Количество баллов при оценивании
отдельных заданий и работы в целом.
Классы | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Итого |
5 класс | 10 | 5 | 6 | 3 | 24 |
6 класс | 10 | 5 | 6 | 3 | 24 |
7 класс | 20 | 5 | 12 | 3 | 40 |
8 класс | 20 | 5 | 12 | 3 | 40 |
9 класс | 25 | 7 | 16 | 2 | 50 |
10 класс | 15 | 6 | 24 | 5 | 50 |
11 класс | 15 | 6 | 24 | 5 | 50 |
- Подведение итогов школьного этапа олимпиады по биологии.
По результатам конкурсных работ выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются победители и призеры.
Порядок подведения итогов олимпиады
Победители и призеры школьного этапа Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий.
Победитель – участник, набравший максимальный балл среди призеров.
Призер – участник, набравший больше половины максимального балла.
Окончательные результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров.
Документом, фиксирующим итоговые результаты соответствующего этапа Олимпиады, является протокол жюри, подписанный его председателем, а также всеми членами жюри.
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
по биологии.
2017/18 учебный год
5 класс
Часть 1. (10 баллов)
Часть 2. (5 баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«да» | |||||
«нет» |
Часть 3. (6 баллов)
Орган | А | Б | В | Г | Д | Е |
Система органов |
Часть 4. (3 балла)
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
по биологии.
2017/18 учебный год
6 класс
Часть 1. (10 баллов)
Часть 2. (5 баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«да» | |||||
«нет» |
Часть 3. (5 баллов)
Характеристика | А | Б | В | Г | Д | Е |
Царство организмов |
Часть 4. (3 балла)
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
по биологии.
2017/18 учебный год
7 класс
Часть 1. (20 баллов)
Часть 2. (5 баллов)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«да» | |||||
«нет» |
Часть 3. (12 баллов)
3.1. (6 баллов)
Пример | А | Б | В | Г | Д | Е |
Группа веществ |
3.2. (6 баллов)
Признак | А | Б | В | Г | Д | Е |
Тип половой клетки |
Часть 4. (3 балла)
Матрица ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
по биологии.
2017/18 учебный год
8 класс
Часть 1. (20 баллов)
nsportal.ru
Школьный тур олимпиады по биологии 11 класс 2017-2018 гг.
Школьный тур олимпиады по биологии
11 класс
2017-2018 учебный год
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
1. На рисунке изображен цикл развития папоротников. Под какой буквой в этом цикле находится спорофит?
а) А б) В в) Г г) Д.
Рис.1
2.В основе размножения бактериальной клетки лежит способ деления…
а) митоз; б) мейоз; в) амитоз; г) конъюгация
3. Основное назначение мезосом:
а) синтез рибосом; б) клеточное дыхание;
в) деление клетки; г) регенерация клетки.
4. Спирали ДНК удерживаются:
а) водородными связями; б) ковалентными связями; в) ионными связями;
г) пептидными связями
5.Укажите главный объект транскрипции…(рис.2)
а) 1; б) 2; в) 3; г)4.
6.К какой группе доказательств эволюции можно отнести перо птицы и чешую ящерицы?
а)палеонтологические б)биогеографические в)сравнительно-анатомические г)эмбриологические.
7.Какой признак характерен для организма, изображенного на рисунке
рис.3
а) теплокровность; б) замкнутая кровеносная система; в) окологлоточное нервное кольцо и спинная нервная цепочка; г)слепо замкнутая пищеварительная система.
8. Избыточная выработка гормонов щитовидной железы может привести к…
а) микседеме; б) базедовой болезни; в) акромегалии; г) несахарному диабету.
9. На рис.4 показана схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса. Под какой цифрой находится двигателльный нейрон?
Рис.4
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4.
10. При скрещивании между собой земляники с розовыми плодами в потомстве оказалось 25% особей, дающих белые плоды, и 25% растений с красными плодами. Остальные растения имели розовые плоды. Объясните полученные результаты. Каков генотип рассмотренных особей?
а) Аа и АА; б) Аа и аа; в) аа и Аа; г) Аа и Аа
11.Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.
По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у — их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.
Животное Z относят к
а) всеядным животным б) консументам II порядка в) производителям органических веществ г) обитателям тундры.
12.Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?
а) Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.
б) Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.
в) Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.
г) Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.
13.Сколько молекул АТФ образуется при неполном окислении 2 молекул глюкозы:
а) 36; б) 72; в) 2; г) 4.
14.К консументам II порядка в экосистемах относятся…
а) голосеменные; б) сова; в) травоядные животные; г) лось.
15.Клетка желудка тараканов содержит 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в яйцеклетке таракана до оплодотворения?
а)48 хромосом б) 24 хромосомы; в) 16 хромосом; г) 47 хромосом.
II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
1.Какие органы образуются из энтодермы в процессе индивидуального развития:
а)нервная трубка;
б)поджелудочная железа;
в)печень;
г)эмаль зубов;
д)скелет;
е) эпителий органов пищеварения.
2.Какие объекты не имеют клеточного строения?
а) дизентерийная амёба
б) возбудитель СПИДа
в) вирус табачной мозаики
г) кишечная палочка
д) вибрион холеры
е) бактериофаг
3.Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит
а) в хлоропластах
б) на рибосомах
в) с использованием энергии солнечного света
г) в реакциях матричного типа
д) в лизосомах
е) с участием рибонуклеиновых кислот
4.Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?
а) речь;
б) сознание;
в) абстрактное мышление;
г) орудийная деятельность;
д) условный рефлекс;
е) озарение.
5.Укажите признакие, характеризующие стабилизирующую форму естественного отбора.
а) обеспечивает появление нового вида;
б) проявляется в меняющихся условиях среды;
в) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде;
г) выбраковываются особи с отклонением от нормы;
д) возрастает численность особей со средним значением признака;
е) проявляется в постоянных условиях окружающей среды.
III.Задания на установление соответствия.
1.Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.
А) происходит выделение кислородаБ) протекает в строме хлоропластов
В) происходит фиксация углекислого газа
Г) происходит в гранах хлоропластов
Д) источником энергии является свет
Е) в результате образуются углеводы
1) темновая
2) световая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и критерием вида. А) голос самки – раскатистая басовая трельБ) питается мышевидными грызунами
В) гнездится в смешанных лесах
Г) охотится ночью
Д) в кладке 2-6 белых яиц
Е) птенцы насиживаются самкой 30 суток
1) физиологический
2) экологический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
IV.Задача по генетике
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак, гипертрихоз (волосатые уши) сцеплен с Y-хромосомой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков, родившихся от брака, в котором один из супругов (гомозиготен) не имеет малых коренных зубов и с волосатыми ушами, а другой не страдает гипертрихозом и имеет малые коренные зубы. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения здорового по двум признакам мальчика?
Ответы школьной олимпиады по биологии
11 класс
(максимальное количество баллов — 42 балла)
I. Задания с выбором одного правильного ответа
(max — 15 баллов, 1 балл за правильный ответ)
II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
(max – 10 баллов, 2 балла за правильно выполненное задание)
III.Задания на установление соответствия.
(max – 12 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ)
1.
2.
IV.Задача по генетике
(max – 5 баллов)
1) Отсутствие малых коренных зубов — А.
Наличие малых коренных зубов — а.
Гипертрихоз — Y ͩ
2) Генотипы родителей: ааХХ, ААХYͩ ;
3) генотипы и фенотипы детей:
АаХХ (девочка без малых коренных зубов, не страдающая гипертрихозом)
АаXYͩ (мальчик без малых коренных зубов, страдающий гипертрихозом)
4)Вероятность рождения здорового мальчика по двум признакам — 0 %.
infourok.ru
Биология 10-11 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
Содержание
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Ответы
- Критерии оценивания
Часть 1
Содержание ↑
На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.
- Плод киви – это:
- а) ягода;
- б) тыквина;
- в) многокостянка;
- г) многосемянная коробочка.
- Спорофит (бесполое поколение) плауна булавовидного развивается из:
- а) яйцеклетки;
- б) сперматозоида;
- в) зиготы;
- г) споры.
- Стебель участвует в формировании колючек у:
- а) дикой сливы;
- б) осота;
- в) белой акации;
- г) опунции.
- Имеют корневища:
- а) одуванчик;
- б) купена;
- в) берёза;
- г) георгин.
- Формула цветка *О3+3Т3+3 П1 характерна для:
- а) паслена чёрного и томата;
- б) пырея ползучего и мятлика;
- в) ландыша майского и купены лекарственной;
- г) тюльпана и лилии регале
- Крахмал у покрытосеменных образуется в:
- а) митохондриях;
- б) вакуолях;
- в) пластидах;
- г) цитоплазме.
- Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:
- а) зачаточный бутон;
- б) основание побега;
- в) зачаточный лист;
- г) конус нарастания.
- Корнеплод редиса – это видоизменеие:
- а) главного корня;
- б) придаточного корня;
- в) стебля и главного корня;
- г) стебля.
- У эпифитных орхидных корни:
- а) превращаются в присоски в тканях растения-хозяина;
- б) могут фотосинтезировать;
- в) образуют микоризу;
- г) не развиты.
- В состав клеточной стенки высших растений входит:
- а) только целлюлоза;
- б) только целлюлоза и пектины;
- в) целлюлоза и хитин;
- г) целлюлоза, гемицеллюлозы, пектины, белки.
- Этиопласты – это:
- а) пластиды, развивающиеся из пропластид в темноте;
- б) пластиды, накапливающие крахмал;
- в) пластиды, имеющие оранжевую или красную окраску;
- г) пластиды, развивающиеся при обработке этиленом.
- Устьица закрываются:
- а) при недостатке углекислого газа;
- б) при недостатке кислорода;
- в) при недостатке воды;
- г) при недостатке минеральных веществ
- Однополые цветки характерны для:
- а) картофеля;
- б) огурца;
- в) гороха;
- г) яблони.
- Среди беспозвоночных животных ко вторичноротым относятся:
- а) бодяга;
- б) морские звёзды;
- в) морской гребешок;
- г) молочная планария.
- Одомашненные человеком насекомые относятся к отрядам
- а) равнокрылые и чешуекрылые;
- б) прямокрылые и полужесткокрылые;
- в) перепончатокрылые и двукрылые;
- г) перепончатокрылые и чешуекрылые
- Какое из перечисленных животных не относится к брюхоногим моллюскам?
- а) морской ангел;
- б) морской чертик;
- в) морское блюдечко;
- г) морской гребешок.
- У какого из перечисленных моллюсков наиболее крупные и сложные органы равновесия?
- а) морской гребешок;
- б) морское блюдечко;
- в) кальмар;
- г) устрица.
- У кого из этих насекомых развитие проходит с полным превращением
- а) мексиканский таракан;
- б) китайская дубовая павлиноглазка;
- в) палочник австралийский;
- г) малайский листовидный кузнечик.
- Ракообразных из какого отряда нельзя найти в пресном озере?
- а) веслоногие;
- б) ветвистоусые;
- в) десятиногие;
- г) усоногие.
- Какое из перечисленных животных является гермафродитом?
- а) дафнии;
- б) паук-крестовик;
- в) перловица;
- г) виноградная улитка.
- Какие органы выделения у рыб?
- а) почки;
- б) метанефридии;
- в) мальпигиевы сосуды;
- г) клоака.
- Два круга кровообращения имеется у:
- а) ехидны;
- б) ската-хвостокола;
- в) налима;
- г) нереиды.
- Где расположены рецепторы вкуса у рыб?
- а) во рту и на теле;
- б) только во рту;
- в) только на усиках;
- г) вкус рыбы не различают.
- Какая система органов планарии схематически изображена на рисунке?
- а) выделительная;
- б) половая;
- в) нервная;
- г) пищеварительная.
- К каким животным относится кобылка?
- а) грызунам;
- б) копытным;
- в) сумчатым;
- г) прямокрылым.
- Какой отдел головного мозга у рыб развит лучше, чем у земноводных?
- а) передний мозг;
- б) промежуточный мозг;
- в) мозжечок;
- г) средний.
- Гормоном и медиатором является:
- а) ацетилхолин;
- б) адреналин;
- в) тироксин;
- г) тестостерон.
- Сила сокращения мышцы зависит от:
- а) длины мышцы;
- б) произведения длины на толщину мышцы;
- в) толщины мышцы;
- г) количества нервных волокон, иннервирующих мышцу.
- Для мышечного сокращения наиболее важным является ион:
- а) H+;
- б) Mg2+;
- в) Ca2+;
- г) Fe2+.
- При увеличении артериального давления частота сердечных сокращений рефлекторно:
- а) увеличивается;
- б) уменьшается;
- в) не изменяется;
- г) увеличивается, а затем уменьшается.
- Самые длинные отростки нервных клеток могут достигать:
- а) 1 мм;
- б) 10 мм;
- в) 100 мм;
- г) 1000 мм.
- Общее количество гемоглобина в крови взрослого человека составляет:
- а) сотни грамм;
- б) десятки грамм;
- в) несколько грамм;
- г) десятки или сотни миллиграмм.
- Дыхательный центр расположен в:
- а) спинном мозге;
- б) гипоталамусе;
- в) продолговатом мозге;
- г) мозжечке.
- В гуморальном иммунитете участвуют:
- а) макрофаги;
- б) В-лимфоциты;
- в) эритроциты;
- г) тромбоциты.
- В некоторых кровеносных сосудах есть клапаны. Они расположены в:
- а) артериях;
- б) артериолах;
- в) венах;
- г) венулах.
- Самая толстая стенка сердца в:
- а) левом предсердии;
- б) левом желудочке;
- в) правом предсердии;
- г) правом желудочке.
- В некоторых кровеносных сосудах есть клапаны. Они расположены в:
- а) артериях;
- б) артериолах;
- в) венах;
- г) венулах.
- Жесткую клеточную стенку имеют клетки:
- а) малярийного плазмодия;
- б) хрящевой ткани курицы;
- в) мицелия подберёзовика;
- г) костной ткани окуня.
- Из перечисленных элементов в цитоплазме живых клеток в наибольшем количестве присутствует:
- а) кальций;
- б) железо;
- в) фосфор;
- г) натрий.
- Гомополимером является:
- а) хитин;
- б) гемоглобин;
- в) холестерин;
- г) пепсин.
- Главная роль фотолиза воды – это:
- а) восполнение недостающего электрона в пигменте реакционного центра;
- б) выделение кислорода растениями в атмосферу Земли;
- в) образование метаболической воды при фотосинтезе;
- г) образование как можно большего количества протонов внутри тилакоидов.
- В активных центрах ферментов не встречаются ионы:
- а) молибдена;
- б) цинка;
- в) меди;
- г) лития.
- На рисунке показана зависимость % выживших особей соснового коконопряда от относительной влажности и температуры воздуха. При каких погодных условиях возможна вспышка численности этого вредителя?
- а) t = 17° и W = 40 %;
- б) t = 25° и W = 40 %;
- в) t = 20° и W = 80 %;
- г) t = 15° и W = 10 %.
- Лизосомы служат для:
- а) гидролиза полимеров до мономеров;
- б) синтеза полисахаридов;
- в) синтеза АТФ;
- г) секреции белков.
- Примерами гомологичных органов являются:
- а) крылья воробья и летучей мыши;
- б) прыгательные ноги кенгуру и саранчи;
- в) усы налима и китовый ус;
- г) щупальца каракатицы и медузы.
- Хромосомы расходятся к полюсам в процессе митоза в:
- а) анафазе;
- б) метафазе;
- в) профазе;
- г) телофазе.
- Элементарной единицей эволюции является:
- а) клетка;
- б) организм;
- в) вид;
- г) популяция.
- В состав нуклеиновых кислот не входят:
- а) моносахариды;
- б) урацил;
- в) остатки органических кислот;
- г) тимин.
- Клетки животных, в отличие от клеток растений, не содержат:
- а) аппарат Гольджи;
- б) пластид;
- в) лизосом;
- г) центриолей.
- Обмен участками гомологичных хромосом происходит в мейозе в:
- а) профазе I;
- б) метафазе II;
- в) анафазе I;
- г) анафазе II.
Часть 2
Содержание ↑
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».
- Пучковый камбий образует:
- а) протофлоэму;
- б) протоксилему;
- в) пробку;
- г) метаксилему;
- д) эпидерму.
- Конечным продуктом бактериального брожения может быть кислота:
- а) молочная;
- б) ортофосфорная;
- в) масляная;
- г) серная;
- д) муравьиная.
- В бактериальной клетке не встречаются компоненты:
- а) пили;
- б) центриоли;
- в) лизосома;
- г) мезосомы;
- д) рибосомы.
- Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют «птичьими базарами». Их возникновение связано с тем, что:
- а) не хватает удобных мест для устройства гнезд;
- б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
- в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
- г) продукты жизнедеятельности колонии птиц попадают в море, вследствие этого биомасса планктона увеличивается, что привлекает рыб, служащих птицам кормом;
- д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.
- К функциям внеклеточных полисахаридов у бактерий относятся:
- а) прикрепление клетки к частицам субстрата;
- б) образование биопленки;
- в) антигенные свойства;
- г) защита от высыхания;
- д) защита от выедания животными.
- Промежуточным хозяином широкого лентеца может быть:
- а) рыба;
- б) корова;
- в) прудовик;
- г) веслоногие раки;
- д) свинья.
- Из перечисленных групп беспозвоночных вредителями сельскохозяйственных растений могут быть представители:
- а) паукообразных;
- б) круглых червей;
- в) брюхоногих моллюсков;
- г) ракообразных;
- д) кольчатые черви.
- Гипофиз:
- а) расположен на дорсальной поверхности мозга;
- б) содержит нервную и секреторную ткани;
- в) входит в состав среднего мозга;
- г) состоит из нескольких долей;
- д) связан с гипоталамусом.
- Для сердечной мышцы характерны следующие признаки:
- а) состоит из поперечнополосатых волокон;
- б) состоит из гладкомышечных клеток;
- в) сокращается непроизвольно;
- г) иннервируется соматической нервной системой;
- д) иннервируется вегетативной нервной системой.
- Инстинктивное поведение:
- а) генетически детерминировано;
- б) генетически не детерминировано;
- в) является результатом обучения;
- г) не является результатом обучения;
- д) не нуждается во внешнем пусковом стимуле.
- Какие из перечисленных гормонов непосредственно участвуют в регуляции репродуктивной функции?
- а) тироксин;
- б) тестостерон;
- в) прогестерон;
- г) эстрадиол;
- д) адреналин.
- Ферменты, расщепляющие белки при пищеварении, секретируются:
- а) в ротовой полости;
- б) в желудке;
- в) печенью;
- г) поджелудочной железой;
- д) селезенкой.
- К гетерополимерам относятся:
- а) гиалуроновая кислота;
- б) крахмал;
- в) гемоглобин;
- г) хитин;
- д) гликоген.
- При скрещивании двух сортов гороха, различающихся по трем признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Это можно объяснить тем, что:
- а) признаки определяются 3-мя разными генами, наследуемыми независимо;
- б) два признака определяются одним геном;
- в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;
- г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,
- д) признаки определяются 3-мя генами, два из которых наследуются сцепленно.
- Аналогичными являются пары органов:
- а) жабры окуня и жабры речного рака;
- б) крылья махаона и крылья синицы;
- в) усики гороха и усики винограда;
- г) рука человека и крыло птицы;
- д) колючки кактуса и колючки боярышника.
Часть 3
Содержание ↑
Задание на определение правильности суждений. Номера правильных и неправильных суждений укажите в матрице знаком «Х».
- У папоротников гаметы образуются в результате мейоза.
- Опёнок осенний может паразитировать на деревьях.
- Эндосперм голосеменных растений является видоизменённым женскимгаметофитом.
- Металлически-синяя окраска крыльев бабочек, как правило, обусловлена неналичием синего пигмента, а их физическим строением.
- У плоских червей полость тела заполнена паренхимой.
- Отделом желудка жвачных, соответствующим однокамерному желудкумлекопитающих, является книжка.
- Рептилии получают кислород через лёгкие и кожу.
- Голосеменные растения достигли наибольшего разнообразия в мезозойскую эру.
- У ламинарии хлоропласты окружены 2 мембранами.
- В состоянии покоя нейроны мозга запасают глюкозу, превращая еёв гликоген.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- По передним корешкам спинномозговых нервов сигналы передаются отдвигательных нейронов к мышцам.
- Упрощение строения может быть одним из способов достижениябиологического прогресса.
- Все белки являются ферментами.
- Наличие пигментов у бактерий указывает на их способность к фотосинтезу.
- Гены, находящиеся в митохондриальной ДНК, у человека наследуются поженской линии.
- Выход цитохрома С из митохондрий в цитоплазму может вызвать апоптозклетки.
- Вхождение чужеродной ДНК в клетку не всегда для нее летально,особенно для эукариотической.
- Трансляция всех генов одного оперона начинается в одном и том же кодоне инициации.
- Все клетки эукариотических организмов имеют ядро.
Часть 4
Задание 1
Содержание ↑
Установите соответствие между перечисленными растениями и типами образуемых ими плодов:
Растения: | Плоды: |
А) фундук; Б) паслён; В) ежевика; Г) одуванчик; Д) овёс. | 1) семянка; 2) зерновка; 3) орех; 4) многокостянка; 5) ягода. |
Задание 2
Содержание ↑
Перечисленных ниже виды животных распределите по частям света, в которых они обитают.
Животные: | Континенты: |
А) трубкозуб; Б) барибал; В) огненная саламандра; Г) тигр; Д) коала. | 1) Европа; 2) Азия; 3) Африка; 4) Северная Америка; 5) Австралия. |
Задание 3
Содержание ↑
Найдите соответствие между отделами головного мозга и находящимися в них функциональными центрами:
Отделы головного мозга | Функциональные центры |
1 гипоталамус 2 продолговатый мозг 3 чёрная субстанция среднего мозга 4 мозжечок 5 зона Брока 6 миндалина (амигдала) | А дыхательный, сосудодвигательный Б реализации двигательных навыков письма В голода и жажды Г речи Д страха и агрессии Е поддержания тонуса мышц, синтеза дофамина |
Задание 4
Содержание ↑
Установите соответствие между генотипами организмов, которые скрещиваются, и расщеплением по фенотипу у потомства при полном доминировании и отсутствии сцепления по обеим парам генов.
Генотипы: | Расщепление по фенотипу: |
1) AaBВ × Aabb; 2) AaВb × aaBb; 3) AaBb × AaBb; 4) Aabb × aabb. | А) 3 : 1; Б) 9 : 3 : 3 : 1; В) 3 : 3 : 1 : 1; Г) 1 : 1. |
Задание 5
Содержание ↑
Соотнесите каждый из белков с типом нуклеотидов, которые являются одним из субстратов или продуктами осуществляемой этим белком реакции.
Белки | Нуклеотиды |
1) тубулин | А) адениловые |
2) крахмалсинтаза | Б) гуаниловые |
3) целлюлозосинтетаза | В) уридиловые |
4) факторы элонгации трансляции | Г) цитидиловые |
5) кинезин |
Ответы
Часть 1
Содержание ↑
№ | а | б | в | г |
1 | X | |||
2 | X | |||
3 | X | |||
4 | X | |||
5 | X | |||
6 | X | |||
7 | X | |||
8 | X | |||
9 | X | X | ||
10 | X | |||
11 | X | |||
12 | X | |||
13 | X | |||
14 | X | |||
15 | X | |||
16 | X | |||
17 | X | |||
18 | X | |||
19 | X | |||
20 | X | |||
21 | X | |||
22 | X | |||
23 | X | |||
24 | X | |||
25 | X | |||
26 | X | |||
27 | X | |||
28 | X | |||
29 | X | |||
30 | X | |||
31 | X | |||
32 | X | |||
33 | X | |||
34 | X | |||
35 | X | |||
36 | Х | |||
37 | Х | |||
38 | Х | |||
39 | Х | |||
40 | Х | |||
41 | Х | |||
42 | Х | |||
43 | Х | |||
44 | Х | |||
45 | Х | |||
46 | Х | |||
47 | Х | |||
48 | Х | |||
49 | Х | |||
50 | Х |
Часть 2
Содержание ↑
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
да/нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
а | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||
б | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||
в | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||
г | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||
д | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
№ | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
да/нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
а | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
б | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
в | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
г | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
д | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Часть 3
Содержание ↑
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Да | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||||||
нет | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Часть 4
Содержание ↑
1 | А | Б | В | Г | Д |
1 | х | ||||
2 | х | ||||
3 | х | ||||
4 | х | ||||
5 | х |
2 | А | Б | В | Г | Д |
1 | Х | ||||
2 | Х | ||||
3 | Х | ||||
4 | Х | ||||
5 | Х |
3 | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | Х | |||||
2 | Х | |||||
3 | Х | |||||
4 | Х | |||||
5 | Х | |||||
6 | Х |
4 | А | Б | В | Г |
1 | Х | |||
2 | Х | |||
3 | Х | |||
4 | Х |
5 | А | Б | В | Г |
1 | х | |||
2 | х | |||
3 | х | |||
4 | х | |||
5 | х |
Критерии оценивания
Содержание ↑
За каждый правильный ответ части 1 выставляется 1 балл, всего 50 баллов.
Если участник указал в матрице ответов 2 и более ответа на задание, он получает 0 баллов за это задание.
Внимание! В задании 9 возможно два верных ответа. 1 балл ставится за любой из этих ответов; если указаны оба ответа, всё равно ставится 1 балл.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 выставляется 0,4 балла, закаждое задание максимум 2 балла, всего за часть 2 – 30 баллов. Если участникуказал в матрице ответов одновременно и «да», и «нет», он получает 0 балловза эту часть задания.
За каждый правильный ответ (да/нет) части 3 выставляется 1 балл, всего20 баллов. Если участник указал в матрице ответов одновременно и «да», и«нет», он получает 0 баллов за это задание.
За каждый правильный ответ части 4 выставляется 1 балл, за каждое иззаданий 1, 2 и 5 – 5 баллов, за задание 3 – 6 баллов и за задание 4 – 4 балла,всего 25 баллов. В случае если участник указал в какой-либо строке матрицыбольшее количество ответов, чем необходимо, каждый лишний ответ снижаетоценку за это задание на 1 балл, но не ниже 0 за задание.
Максимальная оценка – 125 баллов.
Содержание ↑
olimpiadnye-zadanija.ru
Ответы на задания школьного этапа Президентской олимпиады 2018 Биология 11 класс
Answers to the tasks of the school stage of the Presidential Olympics 2018.
Biology.
Ответы на задания школьного этапа Президентской олимпиады 2018
Биология
11 класс
Экскреты:
А. Аммиак
Б. Мочевая кислота
В. Мочевина
Г. Триметиламинооксид
Задача №1. Соотнесите организмы с их экскретируемыми продуктами (3 балла).
Организмы | Экскреты |
Простейшие(водные) | А |
Наземные насекомые | Б |
Пресноводные костистые рыбы | А |
Морские костистые рыбы | В, Г |
Птицы(наземные) | Б |
Млекопитающие(наземные) | В |
Задача №2. Определите анатомические и физиологические признаки нижеприведенных растений (7 баллов).
Анатомические и физиологические признаки | Фикус | Кукуруза | Пшеница |
1. Водоносная ткань, состоящая из клеток с большими вакуолями и хлоропластами | + | ||
2. Хлоропласты клеток обкладки сосудистого пучка с редуцированными гранами | + | ||
3. С3- растение | + | ||
4. С4- растение | + | ||
5. САМ – растение | + | ||
6. Субэпидермальная склеренхима в листьях | + | ||
7. Устьица открываются главным образом ночью | + |
Задача №3.(4 балла). В процессе диссимиляции произошло расщепление 17 моль глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглись 3 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты при этом образовано ____28
б) сколько молей углекислого газа при этом образовано _____18
в) сколько молекул АТФ при этом синтезировано _____10+76=86
г) сколько молей кислорода израсходовано _____ 30
Задача №4. (4 баллов). На основе закона Авогадро и знаний о молярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется в организме человека для полного расщепления 250 грамм глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится.
О2 __около_2________ литров
СО2. _ около _2________ литров
Задача №5. – 3 балла.
Вес плодов растений тыквы варьирует между 2 и 4 кг. Плоды весом в 4 кг являются продуктом равного воздействия двух пар кумулятивных полимерных генов. В какой строке таблицы дано распределение по весовым классам образующегося потомства в F2 после опыления тыквы весом в 2 кг, пыльцой тыквой весом в 4 кг, а также генотипы родительских растений (тыквы 2 кг и тыквы 4 кг)?
4 кг | 3,5 кг | 3 кг | 2,5 кг | 2 кг | 2 кг родители | 4 кг родители | |
____А) | 1 | 2 | 6 | 2 | 1 | Ааbb | AABB |
____Б) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АаBb | aaBB |
____В) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АAbb | aaBB |
____Г) | 1 | 6 | 2 | 6 | 1 | АABb | AABB |
__+_Д) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | aabb | AABB |
Задача №6. В таблице представлены данные нуклеотидного состава ДНК и мРНК бактерий В. subtilius и E. coli (4 балла).
Нуклеотидный состав ДНК и мРНК исследуемых бактерий.
Бактерии | ДНК (А+Т)/(Г+Ц) | мРНК(А+У)/(Г+Ц) | МРНК(А+Г)/(У+Ц) |
B.subtilis | 1,36 | 1,30 | 1,02 |
E.coli. | 1,00 | 0,98 | 0,80 |
А. Определите, одна или две нити молекулы ДНК используется для синтеза мРНК у этих двух организмов.
B.subtilis: Одна цепь ___________ Две цепи ____+_______
E.coli. Одна цепь ______+_____ Две цепи ___________
Б. Однонитчатой или двух нитчатой является мРНК?
B.subtilis: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная ___+________
E.coli: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная _______+____
Answers to the tasks of the school stage of the Presidential Olympics 2018.
Biology.
Ответы на задания школьного этапа Президентской олимпиады 2018
Биология
11 класс
Экскреты:
А. Аммиак
Б. Мочевая кислота
В. Мочевина
Г. Триметиламинооксид
Задача №1. Соотнесите организмы с их экскретируемыми продуктами (3 балла).
Организмы | Экскреты |
Простейшие(водные) | А |
Наземные насекомые | Б |
Пресноводные костистые рыбы | А |
Морские костистые рыбы | В, Г |
Птицы(наземные) | Б |
Млекопитающие(наземные) | В |
Задача №2. Определите анатомические и физиологические признаки нижеприведенных растений (7 баллов).
Анатомические и физиологические признаки | Фикус | Кукуруза | Пшеница |
1. Водоносная ткань, состоящая из клеток с большими вакуолями и хлоропластами | + | ||
2. Хлоропласты клеток обкладки сосудистого пучка с редуцированными гранами | + | ||
3. С3- растение | + | ||
4. С4- растение | + | ||
5. САМ – растение | + | ||
6. Субэпидермальная склеренхима в листьях | + | ||
7. Устьица открываются главным образом ночью | + |
Задача №3.(4 балла). В процессе диссимиляции произошло расщепление 17 моль глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглись 3 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты при этом образовано ____28
б) сколько молей углекислого газа при этом образовано _____18
в) сколько молекул АТФ при этом синтезировано _____10+76=86
г) сколько молей кислорода израсходовано _____ 30
Задача №4. (4 баллов). На основе закона Авогадро и знаний о молярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется в организме человека для полного расщепления 250 грамм глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится.
О2 __около_2________ литров
СО2. _ около _2________ литров
Задача №5. – 3 балла.
Вес плодов растений тыквы варьирует между 2 и 4 кг. Плоды весом в 4 кг являются продуктом равного воздействия двух пар кумулятивных полимерных генов. В какой строке таблицы дано распределение по весовым классам образующегося потомства в F2 после опыления тыквы весом в 2 кг, пыльцой тыквой весом в 4 кг, а также генотипы родительских растений (тыквы 2 кг и тыквы 4 кг)?
4 кг | 3,5 кг | 3 кг | 2,5 кг | 2 кг | 2 кг родители | 4 кг родители | |
____А) | 1 | 2 | 6 | 2 | 1 | Ааbb | AABB |
____Б) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АаBb | aaBB |
____В) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АAbb | aaBB |
____Г) | 1 | 6 | 2 | 6 | 1 | АABb | AABB |
__+_Д) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | aabb | AABB |
Задача №6. В таблице представлены данные нуклеотидного состава ДНК и мРНК бактерий В. subtilius и E. coli (4 балла).
Нуклеотидный состав ДНК и мРНК исследуемых бактерий.
Бактерии | ДНК (А+Т)/(Г+Ц) | мРНК(А+У)/(Г+Ц) | МРНК(А+Г)/(У+Ц) |
B.subtilis | 1,36 | 1,30 | 1,02 |
E.coli. | 1,00 | 0,98 | 0,80 |
А. Определите, одна или две нити молекулы ДНК используется для синтеза мРНК у этих двух организмов.
B.subtilis: Одна цепь ___________ Две цепи ____+_______
E.coli. Одна цепь ______+_____ Две цепи ___________
Б. Однонитчатой или двух нитчатой является мРНК?
B.subtilis: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная ___+________
E.coli: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная _______+____
Answers to the tasks of the school stage of the Presidential Olympics 2018.
Biology.
Ответы на задания школьного этапа Президентской олимпиады 2018
Биология
11 класс
Экскреты:
А. Аммиак
Б. Мочевая кислота
В. Мочевина
Г. Триметиламинооксид
Задача №1. Соотнесите организмы с их экскретируемыми продуктами (3 балла).
Организмы | Экскреты |
Простейшие(водные) | А |
Наземные насекомые | Б |
Пресноводные костистые рыбы | А |
Морские костистые рыбы | В, Г |
Птицы(наземные) | Б |
Млекопитающие(наземные) | В |
Анатомические и физиологические признаки | Фикус | Кукуруза | Пшеница |
1. Водоносная ткань, состоящая из клеток с большими вакуолями и хлоропластами | + | ||
2. Хлоропласты клеток обкладки сосудистого пучка с редуцированными гранами | + | ||
3. С3- растение | + | ||
4. С4- растение | + | ||
5. САМ – растение | + | ||
6. Субэпидермальная склеренхима в листьях | + | ||
7 . Устьица открываются главным образом ночью | + |
Задача №3.(4 балла). В процессе диссимиляции произошло расщепление 17 моль глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглись 3 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты при этом образовано ____28
б) сколько молей углекислого газа при этом образовано _____18
в) сколько молекул АТФ при этом синтезировано _____10+76=86
г) сколько молей кислорода израсходовано _____ 30
Задача №4. (4 баллов). На основе закона Авогадро и знаний о молярном объеме газов определите, сколько литров кислорода (при нормальных условиях) потребуется в организме человека для полного расщепления 250 грамм глюкозы и сколько литров углекислого газа при этом выделится.
О2 __около_2________ литров
СО2. _ около _2________ литров
Задача №5. – 3 балла.
Вес плодов растений тыквы варьирует между 2 и 4 кг. Плоды весом в 4 кг являются продуктом равного воздействия двух пар кумулятивных полимерных генов. В какой строке таблицы дано распределение по весовым классам образующегося потомства в F2 после опыления тыквы весом в 2 кг, пыльцой тыквой весом в 4 кг, а также генотипы родительских растений (тыквы 2 кг и тыквы 4 кг)?
4 кг | 3,5 кг | 3 кг | 2,5 кг | 2 кг | 2 кг родители | 4 кг родители | |
____А) | 1 | 2 | 6 | 2 | 1 | Ааbb | AABB |
____Б) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АаBb | aaBB |
____В) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | АAbb | aaBB |
____Г) | 1 | 6 | 2 | 6 | 1 | АABb | AABB |
__+_Д) | 1 | 4 | 6 | 4 | 1 | aabb | AABB |
Задача №6. В таблице представлены данные нуклеотидного состава ДНК и мРНК бактерий В. subtilius и E. coli (4 балла).
Нуклеотидный состав ДНК и мРНК исследуемых бактерий.
Бактерии | ДНК (А+Т)/(Г+Ц) | мРНК(А+У)/(Г+Ц) | МРНК(А+Г)/(У+Ц) |
B.subtilis | 1,36 | 1,30 | 1,02 |
E.coli. | 1,00 | 0,98 | 0,80 |
А. Определите, одна или две нити молекулы ДНК используется для синтеза мРНК у этих двух организмов.
B.subtilis: Одна цепь ___________ Две цепи ____+_______
E.coli. Одна цепь ______+_____ Две цепи ___________
Б. Однонитчатой или двух нитчатой является мРНК?
B.subtilis: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная ___+________
E.coli: Одноцепочечная ___________ Двухцепочечная _______+____
videouroki.net
Школьный тур олимпиады по биологии 11 класс 2016-2017 гг.
Школьный тур олимпиады по биологии
11 класс
2016-2017 учебный год
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
1. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой
а) плод б) слоевище в) гаметофит г) спорофит.
Рис.1
2.Наземный образ жизни характерен для:
а) спирогиры; б) плеврококка; в) хлореллы; г) улотрикса
3. На кристах митохондрий происходит:
а) синтез митохондриальной ДНК; б) окисление органических соединений;
в) синтез митохондриальных белков; г) синтез рибосом.
4. Спирали ДНК удерживаются:
а) водородными связями; б) ковалентными связями; в) ионными связями;
г) пептидными связями
5.Укажите схему строения вещества, которое приносит аминокислоты к рибосоме и и-РНК
а) 1; б) 2; в) 3; г)4.
6.Под какой цифрой на рисунке 2 показаны зрелые шишки сосны?
рис.2
а) 1 ; б) 2; в) 3; г)4.
7.Какой признак характерен для организма, которому соответствует строение головного мозга, показанное на рисунке
рис.3
а) теплокровность; б) волосяной покров; в) диафрагма; г)трубчатые легкие.
8. Из перечисленных ферментов, в тонком кишечнике не функционирует:
а) липаза; б) химотрипсин; в) амилаза поджелудочной железы; г) пепсин
9. Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей:
а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон;
б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс;
в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс;
г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона
10. Мальчик имеет группу крови 0, его мать – группу крови А и отец группу крови В. Вероятность того, что у его сестры будет такая же группа крови:
а) 1/16; б) 1/8; в) 1/4; г) ½
11.На графике представлен увеличение числа особей популяции за единицу времени.
Проанализировав график, можно сделать вывод:
а) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;
б)чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;
в) рост числа особей в популяции постоянен;
г) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей — от 400 до 600.
12.Изучите график: Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:
а) температура влияет на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;
б) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой — дыхание;
в) при температуре меньше 10∘C интенсивность фотосинтеза и дыхания уменьшается;
г) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
13.Сколько молекул АТФ образуется при неполном окислении 5 молекул глюкозы:
а) 38; б) 190; в) 10; г) 180.
14. К продуцентам в экосистемах относятся
а) голосеменные; б) сапротрофные бактерии; в) травоядные животные; г) грибы.
15.Клетка печени обезьяны содержит 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в каждой из ее дочерних клеток, образовавшихся в результате митоза?
а)23 хромосомы б) 48 хромосом; в) 46 хромосом; г) 24 хромосомы.
II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
1.Какие органы образуются из мезодермы в процессе индивидуального развития:
а)нервная трубка;
б)сердечная мышца;
в)легкие;
г)эмаль зубов;
д)скелет;
е) почки.
2.Признаки, характерные для представителей царства Грибы:
а) клеточная стенка содержит хитин;
б)автотрофы;
в) запасной углевод гликоген;
г) клеточная стенка содержит целлюлозу;
д) гетеротрофы;
е) запасное питательное вещество крахмал.
3.Какие признаки характерны для мейоза?
а)наличие двух следующих друг за другом делений
б)образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
в)расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
г)образование диплоидных дочерних клеток
д)отсутствие интерфазы перед первым делением
е)конъюгация и кроссинговер хромосом.
4.Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?
а) речь;
б) сознание;
в) абстрактное мышление;
г) орудийная деятельность;
д) условный рефлекс;
е) озарение.
5.Укажите признакие, характеризующие движущую форму естественного отбора.
а) обеспечивает появление нового вида;
б) проявляется в меняющихся условиях среды;
в) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде;
г) выбраковываются особи с отклонением от нормы;
д) возрастает численность особей со средним значением признака;
е) сохраняются особи с новыми признаками.
III.Задания на установление соответствия.
1.Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.
А) протекает с выделением энергииБ) происходит в цитоплазме клеток и в митохондриях
В) происходит на рибосомах и гладкой ЭПС
Г) протекает с поглощением энергии
Д) в результате образуются АТФ, вода, углекислый газ и т. д.
Е) в результате образуются белки, жиры и углеводы
1) энергетический
2) пластический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
2.Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и критерием вида. А) голос самки – раскатистая басовая трельБ) питается мышевидными грызунами
В) гнездится в смешанных лесах
Г) охотится ночью
Д) в кладке 2-6 белых яиц
Е) птенцы насиживаются самкой 30 суток
1) физиологический
2) экологический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
IV.Задача по генетике
Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
Ответы школьной олимпиады по биологии
11 класс
(максимальное количество баллов — 42 балла)
I. Задания с выбором одного правильного ответа
(max — 15 баллов, 1 балл за правильный ответ)
II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
(max – 10 баллов, 2 балла за правильно выполненное задание)
III.Задания на установление соответствия.
(max – 12 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ)
1.
2.
IV.Задача по генетике
(max – 5 баллов)
1) Доминантная окраска кроликов темная,шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).
2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;
3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.
4) Во втором поколении проявляется закон независимого наследования признаков.
infourok.ru
ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии уч.год. 11 класс Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ. Цитология
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Цитология Выберите один ответ из предложенных четырёх. А1. Функцией митохондрий является: 1) внутриклеточное пищеварение 2) синтез энергии 3) формирование цитоскелета 4) участие
ПодробнееБЛОК 2 Клетка как биологическая система.
1. К макроэлементам относятся: БЛОК 2 Клетка как биологическая система. 1) кислород, углерод, водород, азот 2) кислород, железо, золото 3) углерод, водород, бор 4) селен, азот, кислород 1) 2. Органоид,
ПодробнееЗАДАНИЯ. Дорогие ребята!
ЗАДАНИЯ Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны
Подробнее10класс Биология погружение 3
10класс Биология погружение 3 Тема: Энергетический обмен. 1. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении молекул 1) белков 2) жиров 3) углеводов 4) нуклеиновых кислот 2. В бескислородной
ПодробнееТест 1. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ
Тест 1. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ 1.Какое вещество относится к моносахаридам: А) сахароза Б) глюкоза В) крахмал Г) мальтоза 2.Основная функция углеводов: А) строительная Б) энергетическая В) регуляторная
ПодробнееКонтрольная работа за 1 семестр
Контрольная работа за 1 семестр 1. К неорганическим веществам клетки относятся 1) жиры 2) белки 3) нуклеиновые кислоты 4) вода 2. Глюкоза является мономером: 1) гемоглобина 2)глицерина 3) гликогена 4)
ПодробнееЗадания B6 по биологии
Задания B6 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА А) неполярны, нерастворимы
Подробнее1. Паспорт фонда оценочных средств
Содержание 1.Паспорт фонда оценочных средств 2.Входной контроль 3.Текущий контроль 3.1.Тестовые задания 4.Рубежный контроль 5. Промежуточная аттестация 1. Паспорт фонда оценочных средств В результате изучения
ПодробнееЗадания B4 по биологии
Задания B4 по биологии 1. Установите соответствие между признаками организма, принадлежащего к определённому царству, и царству, представители который обладают данным признаком. А) размножаются спорами
ПодробнееТЕМА «Половое размножение организмов»
1. При партеногенезе организм развивается из 1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) неоплодотворённой яйцеклетки ТЕМА «Половое размножение организмов» 2. Пол организма зависит от хромосомного
ПодробнееТема: Учение о клетке
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кущевский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края Задания в тестовой форме по
ПодробнееБиология 9 класс. Тест 1
Биология 9 класс. Тест 1 Выберите один правильный ответ. 1. Эндоплазматическая сеть обеспечивает: 1) транспортировку веществ внутри клетки 2) перенос генетической информации в клетке 3) протекание реакции
ПодробнееОтложенные задания (30)
Отложенные задания (30) Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность
Подробнееdocplayer.ru