Общество и природа. Общество и культура
На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие природы; понятие материального мира; взаимодействие природы и общества; взаимодействие общества и культуры.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Природа — одна из наиболее общих категорий науки и философии. Обычно под природой понимается естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Если в обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, то в природе действуют слепые, бессознательные силы.
Взаимодействие человеческого общества и природы — человек — существо не только социальное, но и биологическое, следовательно, общество — часть живой природы. Первоначально человек ощущал себя неотъемлемой частью природы, что нашло отражение в ранних религиях — язычестве, когда природные явления одушевлялись. Постепенно люди стали изменять окружающий мир, обособившись от природы, но не потеряв связь с ней. Вместе они составляют материальный, т. е. реальный мир или окружающую среду. Ученые выделяют два вида окружающей среды — естественную (природу) и искусственную — «вторую природу», которую создают люди.
Природа всегда влияла на жизнь общества, замедляя или ускоряя его развитие. Так, первые очаги цивилизации возникли в долинах рек, благоприятных для земледелия. Природный фактор повлиял на занятия и общественный строй, характер и образ жизни людей.
Взаимосвязь природы и общества может быть гармоничной и конфликтной. Так, деградация природной среды (загрязнение атмосферы, водоемов, вырубка лесов и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, исчерпаемости ресурсов.
Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние и в этой взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Общество в широком смысле слова определяют — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Культура — совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности. Деятельность объединяет понятия общество и культура. В отечественной культурологии культуру рассматривают как продукт деятельности общества, а общество — как субъект этой деятельности. Общество и культура не соотносятся как целое и часть, они взаимопроникают, и поэтому общественные отношения являются критерием уровня культуры общества и человека, а содержание культуры определяется развитием общества и человека как субъекта деятельности. Человек не рождается культурным, он им становится в обществе. Но человек выступает и творцом культуры. Следовательно, человек, как существо социальное (общественное), — продукт культуры, с одной стороны, с другой — ее творец.
Общество и природа — ОБЩЕСТВО В МИРЕ
Цель урока: раскрыть основные аспекты взаимодействия человека, природы и общества, способы сохранения природной среды в современном обществе; рассмотреть природные особенности России и их влияние на жизнь общества.
Основные понятия: охрана природы, природа, экология.
План урока:
1. Взаимосвязь природы и общества.
2. Отношение людей к природе.
3. Природа и общество в России.
4. Экологическая безопасность общества.
В качестве эпиграфов к пунктам плана урока можно использовать следующие цитаты:
Пункт 1: «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей» (И. С. Тургенев).
Пункт 2: «Человеку свойственно злоупотреблять всем на свете, в том числе и добрым отношением природы» (М. Монтень).
Пункт 3: «Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с это го начинается человекоубийство» (Пифагор).
Пункт 4: «Первый признак мудрости — неизменно уважительное отношение к природе» (Лао Цзы).
С учетом сравнительной доступности учебного материала рекомендуем урок по данной теме построить в форме семинара с докладами — выступлениями учащихся (дополнительные материалы к выступлениям даны ниже).
В начале урока учитель может напомнить учащимся о таких стихийных бедствиях, как пожары торфяников в Московской области, лесные пожары на Дальнем Востоке, или о других подобных происшествиях в различных регионах России (лучше использовать примеры, которые хорошо знакомы учащимся).
При анализе причин таких событий важно, помимо природных причин (например, засушливое лето), выделить социальные причины (осушение торфяников, прекращение финансирования торфоразработок и охраны лесов, небрежность с огнем и др.), которые на самом деле, как правило, и являются главными.
Это позволяет установить связь познания природы и познания общества; продемонстрировать обусловленность их взаимоотношений, тесно связанную с особенностями социально-политической организации конкретного общества, существующих в нем правовых, экономических и социальных отношений, с состоянием общей культуры и морали людей в этом обществе.
События, подобные подмосковным пожарам 2002 г., наносят обществу огромный вред, который не сразу можно оценить (рост сердечнососудистых и раковых заболеваний из-за отравления дымом, генетических нарушений, снижение производительности труда и т. п.). Теряются огромные ресурсы, производятся колоссальные затраты, наносится огромный ущерб здоровью миллионов людей и эффективности общественного производства. Отсюда можно сделать следующие выводы:
1) вложение необходимых средств для предотвращения такого рода бедствий гораздо экономичнее, чем преодоление затем их последствий;
2) необходимые для этого вложения, затраты могут быть только централизованными, общенациональными, государственными;
3) охрана природы — дело государственной важности, элемент национальной безопасности;
4) экологическая безопасность в современном мире требует не только наличия ответственного и сильного государства, но и развитого гражданского общества с высокой экологической культурой населения, в противном случае страна превращается в «свалку» всякого рода отходов.
Таким образом, успешное решение проблем охраны природы под силу только сильным, экономически развитым государствам с развитым гражданским обществом.
Примеры: охрана природы в странах Западной Европы, с гораздо большей плотностью населения и концентрацией производства, чем во многих областях России, но с более чистыми реками, лесами, воздухом; самоотверженный труд людей при экологических катастрофах, например работа тысяч добровольцев в Испании по ликвидации нефтяных пятен по всему Атлантическому побережью страны вследствие крушения танкера «Престиж». Эти примеры можно сопроводить словами Ф. М. Достоевского: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, — тот плохой гражданин».
Важное значение имеет также международное сотрудничество по предотвращению и преодолению экологических бедствий, помощь стран, народов друг другу в случае различных природных катастроф.
Обсуждение пункта 3 плана урока «Природа и общество в России» можно сопроводить заполнением на доске таблицы «Северные города». Необходимые статистические данные следует подготовить заранее, используя политическую карту мира; можно это поручить сделать и одному из учащихся, хорошо успевающему по географии, в качестве сообщения.
Северные города
Число городов севернее 55° северной широты с населением |
Российская Федерация (145 млн. чел.) |
Западная Европа (500 млн. чел.) |
США и Канада (300 млн. чел.) |
Более 1 млн. жителей |
|||
300 тыс. — 1 млн. |
|||
100 тыс. — 300 тыс. |
|||
30 тыс. — 100 тыс. |
Выступающий учащийся заполняет таблицу на доске и вместе с учителем комментирует содержащиеся в ней данные, делает выводы об особенностях природно-климатических условий развития российской цивилизации, взаимодействия общества и природы в нашей стране. Данная тема важна и в отношении гражданско-патриотического воспитания школьников, она позволяет наглядно показать, какие огромные усилия приложило наше общество в прошлом для освоения российских земель, развития культуры в целом и культуры всех населяющих Россию этносов в частности.
Уникальность природно-климатических условий в нашей стране, наличие огромных пространств обусловливает особое значение государства в обеспечении взаимодействия общества и природы. В частности, высокая стоимость любого — жилого или промышленного — строительства (в районах Севера, Сибири или Дальнего Востока в 2—3 раза выше, чем на юге), необходимость строительства и поддержания огромных транспортных сетей (автомобильных и железных дорог, линий электропередач и др.), высокие расходы энергии на отопление жилья требуют централизованной государственной экономической политики, способной обеспечивать успешное развитие всех территорий страны. Эта проблема стала особенно острой в современных условиях рыночной экономики.
Так, например, в случае введения в стране мировых и вообще свободных рыночных цен на топливо произойдет разрушение жилищно-коммунального хозяйства в городах, могут обезлюдеть огромные территории. Но всего этого может и не случиться, если внутренние цены на топливо будут поддерживаться ниже внешних, что позволит не только получать выгоды от торговли природными ресурсами, но и развивать нашу экономику, улучшать материальное положение людей, укреплять безопасность страны. Российская земля хранит достаточное количество ресурсов, в том числе топлива, способных обеспечить развитие нашего общества в будущем.
Дополнительные материалы к семинару (подготовлены авторами по сообщениям экологических сайтов в Интернете).
1. Сжигание ископаемого топлива и древесины на планете достигает 6 млрд. т в год. Ежедневно от загрязнения окружающей среды в мире погибает около 8 тыс. человек (Всемирная организация здравоохранения). В беднейших регионах мира от заболеваний, связанных с состоянием окружающей среды, ежегодно умирают 11 млн. детей (по данным Института мировых ресурсов). Чернобыльская зона отчуждения, в которой запрещено проживание людей, занимает 2600 кв. км, что равно площади западноевропейского государства Люксембург.
2. Биосфера, по разным оценкам, включает от 3 до 30 млн. видов животных, растений и простейших. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в XX в. исчезли либо близки к исчезновению около 25 000 видов высших растений, более 1000 видов диких животных, сотни пород домашних животных. Каждую секунду исчезает 1,5 гектара девственных лесов, являющихся местом обитания многих видов флоры и фауны. Мы используем 70% мировых запасов рыбы, что превышает возможности их естественного восстановления; за последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на 1/3; еще 1/4 видов флоры и фауны исчезнет в ближайшее время.
3. Новые понятия, отражающие влияние природы на различные стороны жизни человека и общества: «геоэкономика», «геополитика», «геопсихология». Описывает зависимости построения хозяйства, размещения производств от особенностей природной среды. Рассматривает взаимосвязи географического положения разных стран и их культуры, политики, оптимальные пути ведения внутренней и внешней политики государства с точки зрения его географического положения. Осмысливает психологические особенности человека, этносов, народов, обусловленные естественно-природными причинами и условиями их существования.
Отличия общества от природы и наоборот
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
Отличия природы от общества:
способна развиваться независимо от человека
обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Сходство общества и природы – являются динамическими системами.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
1. воздействие (влияние) природы на общество:
способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
2. воздействие общества на природу:
истощение недр
загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
уничтожение растительного и животного мира
вырубка лесов
применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
Рассмотрим примеры.
Взаимодействие общества и природы | Примеры |
Влияние природы на общество | Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий. |
Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек. | |
Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже. | |
Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления. | |
Влияние общества на природу | Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы. Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках. |
В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров. | |
29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера. |
20. Законы общества и законы природы, их сходства и отличия.
Природа – естественная среда обитания общества во
всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не
зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
- творит культуру
- развивается под влиянием деятельности людей
Отличия природы от общества:
- способна развиваться независимо от человека
- обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Сходство общества и природы – являются динамическими системами.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
- охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
- обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
- 1. воздействие (влияние) природы на общество:
- способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
- способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
- способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
- разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
- 2. воздействие общества на природу:
- истощение недр
- загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
- уничтожение растительного и животного мира
- вырубка лесов
- применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
Взаимосвязь природы и общества.
Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон:
- 1) Первая сторона
определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: —
обстоятельства возникновения данной связи; — об основных этапах развития
данной связи; — каковы перспективы развития связи между природой и
обществом.
- 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос
ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На
сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или
основными элементами системы. Эта система определяется как
социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется
и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта
связь и единство все более четко структурируется.
В настоящее время
обозначена более менее четко структура системы природа – общество.
Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой
структуры являются природа общества. Связующими элементами этой
структуры и ее единства выступают следующие элементы.
- 1) Сам человек как
биосоциальное существо;
- 2) Это экологическая природа;
- 3) ноосфера;
- 4)
этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную,
эстетическую и этическую ценность.
Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше.
Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных
этапов эволюции взаимодействия природы и общества.
- 1. Древнейший этап —
характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых
продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование
пещер под жилища).
- 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост
земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу
периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
- 3.
Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В
хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества
минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие
города, средства связи, наука.
- 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Весь мир состоит из вихрей энергий и природные законы описывают то, как
циркулируют эти вихри. Можно сказать, что законы созданы Вечным и Единым
Богом Вселенной. А вот их формулировка словами человеческого языка —
дело сложное и многоуровневое, так как язык очень относителен и истину
всегда передает в искаженном виде. За нарушения природных законов
наказывает Природа и люди болеют или страдают иным образом —
материально, физически, психологически.
Законы общества — это принципы, придуманные разными обществами,
культурами, цивилизациями. В одной стране за кражу сажают в тюрьму на
три года, а в другой, за такую же кражу — на пять лет.
Если в автобусе проехать без билета, то никто не заболеет, но если
встретится контролер, будет взят штраф. За нарушения законов общества
наказывает социум по правилам, принятым в данном обществе в данную
эпоху.
Основные законы природы и общества
Законы общества и природы
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)
УДК 502:574
Махотлова М.Ш.1, Карашаева А.С.2, Темботов З.М.3
1Кандидат биологических наук, 2Кандидат сельскохозяйственных наук, 3Кандидат сельскохозяйственных наук, ФГБОУ ВО «Кабардино — Балкарский государственный аграрный университет» имени В.М.Кокова, (Нальчик)
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье освещаются вопросы, связанные с построением моделей экологических систем: модели охраны природной среды, а также модели соотношения общества и природы. Рассматриваются альтернативные пути сосуществования человека и природы.
Ключевые слова: окружающая среда, человек и природа, общество и природа, охрана природной среды, экологический кризис.
Makhotlova M.SH.1, Karachaevа A.S.2, Tembotov Z. M.3
1Сandidate of biological Sciences, 2Сandidate of agricultural Sciences, 3Сandidate of agricultural Sciences, FGBOU VO «Kabardino–Balkarian state agrarian Universitynamed after V.M. Kokov», (Nalchik)
THE PROBLEM OF RELATIONS BETWEEN SOCIETY AND THE NATURAL ENVIRONMENT
Abstract
The article highlights the issues associated with the construction of models of ecological systems: models for the protection of the natural environment, as well as model of relation of society and nature. Discusses alternative ways of coexistence of man and nature.
Keywords: environment, man and nature, society and nature, protection of the environment, the environmental crisis.
Введение
Природа и ресурсы природы – основа, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Общество не может существовать без природной среды. Человек является частью природы и как живое существо, своей элементарной жизнедеятельностью оказывает важное воздействие на природную среду. Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны между собой. Для человека, как и общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником для существования ресурсов.
Поддержание природы в пригодном для жизни состоянии возможно только при правильно выбранной стратегии социальной и хозяйственной деятельности людей. Экология, чтобы оправдать возлагаемые на нее надежды, не должна ограничиваться рассмотрением проблем «охраны природной среды» или «рационального использования ресурсов». Необходима более широкая теория взаимодействия общества с природой, позволяющая предвидеть долговременные тенденции развития экологической ситуации, предлагать принципиальные, а не сиюминутные меры по ее улучшению. Одни полагают, что общество есть, в сущности, часть природы, только измененное. Другие наоборот, «теряют» природу, сводя ее к обществу. Само слово «природа» подобно почти всем словам естественного языка, неоднозначно. Как минимум, оно употребляется в широком и узком смысле. Под природой понимается все многообразие действительности, это некий аналог объективного мира в его бесконечных проявлениях. Природа выступает как синоним понятия Вселенная, материя, бытие.
Целью исследования является структура экологического знания, которая заключается в развитии современных процессов, связанная с увеличением интенсивности антропогенного воздействия человека на природную среду.
Угроза глобального экологического кризиса вызывает необходимость подчеркивать всеохватывающее влияние природы на жизнь людей и требует считаться с объективными факторами человеческого существования.
Попытаемся построить современную модель взаимодействия общества и природы. По нашему мнению, адекватной моделью для анализа отношения общества и природы является понятие системы как комплекса, т.е. подход, связанный с изучением целостностей разнородных по своему материальному составу, но единых по выполняемым функциям. Как известно, объединяющей основой множества целостностей является однородность и сходство входящих в них компонентов. В совокупности это ограничивает систему от других объектов, выделяя из окружающей среды.
Что дает комплексная модель взаимодействия природы и общества в сравнении с другими представлениями об этом взаимодействии?
Прежде всего она предполагает отказ от истолкования природы как чего—то внешнего обществу, природа входит здесь в систему взаимодействия, что позволяет избежать как консервативного, так и прогрессистского утопизма. Если первый полагает, что природу можно сохранить как таковую, отдельно от человеческого влияния, то второй склоняется к тому, что можно «прожить без природы», в искусственной среде. В рамках системного комплекса спор о том, включает ли в себя общество, природу или природа — общество, уже неправомерен. Они взаимодействуют в точном смысле данного слова, образуя неразрывный континуум. Это не значит, что между ними нет противоречий или противоречия находятся в некоем симметричном равновесии. В силу различных законов развития природы и общества их соотношение практически всегда асимметрично, но оно не является предзаданным, оно изменчиво, диалогично.
Формируя комплекс «природа — общество» как в целом, так и в частных его проявлениях, надо помнить, что это сложная нелинейная система. Каждый из компонентов испытывает воздействие другого, выступает в одно и то же время и причиной и следствием. Причина и следствие меняются местами, из чего вытекает рассмотрение природы не просто как объекта, а как стороны взаимодействия. Сознательный же субъект — общество, человек в более отдаленной перспективе тоже оказывается объектом — испытывает на себе последствия своей собственной преобразующей деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Экологическое сознание «природа-общество»
В процессе исторического развития системы «природа—общество», диалектическое оборачивание зависимости субъекта и объекта осуществляется непрерывно.
Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу природа нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те последствия, на которые мы в основном рассчитываем, но во вторую и третью очередь совершенно другие непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых.
На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы ни в коем случае не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, мы господствуем над ней так, как кто – либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том , что мы, в отличие от всех других существ, способны познавать ее законы и правильно применять их [1].
Реальный процесс взаимодействия общества и природы исключает всякое «абсолютно первичное» и «абсолютно вторичное», он представляет собой двусторонний процесс, который можно правильно понять, исследуя каждую сторону, считаясь с ними как с равноценными категориями. При таком подходе сохранение целостности «природа — общество» предполагает одновременное развитие и природы, и общества. Однако во всяком взаимодействии следует искать его ведущую сторону. Такой стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития, вследствие чего к специфике отношений в системе «природа — общество» надо подходить исторически. Так, в период становления человека и общества определяющими были природные факторы. От их состояния решающим образом зависело быть человеку и обществу или не быть. Влияние природы в качестве фактора развития общества велико и в период присваивающей экономики, аграрного натурального хозяйства. Уровень развития производительных сил еще не давал возможности изменять природу так, чтобы обеспечить развитие общества без непосредственной зависимости от состояния дикой природы. Преобладает потребление естественных продуктов, а не их производство, приспособление к имеющимся условиям существования, а не их изменение.
Все сказанное означает, что теперь решение проблемы оптимизации взаимодействия общества с природой зависит от уровня развития общества, от того, как оно в дальнейшем будет строить свои отношения с природой. Чем дальше зашел процесс развития цивилизации, тем в большей степени состояние природы обусловливается его характером и направленностью. Целесообразное экологическое поведение людей тесно связано с их социальным поведением, с личными ценностями и идеалами, которые они исповедуют (рисунок 1.)
Рисунок 1. Модель взаимодействия общества и природной среды
Для сохранения цивилизации и выживания человечества необходимо, чтобы происходило изменение системы «природа — общество» без нарушения ее динамического равновесия. Возникающее в ней противоречие требует разрешения адекватной и ответственной оценки складывающегося положения дел, большого управленческого искусства (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Степень важности экологических проблем
Моделью взаимодействия общества с природой является:
- признание взаимодействия особой, отдельной и самостоятельной системой, не сводящейся ни к природе, как бы широко ее ни истолковывать, ни к обществу, как бы радикально оно ни влияло на нее;
- рассмотрение этой системы как комплекса с диалогическим характером взаимосвязи отношений между компонентами, создает необходимые мировоззренческие предпосылки для овладения экологической ситуацией, выработки правильной стратегии наших действий.
Обсуждая экологические проблемы, произнося слова «природа», «общество», «окружающая среда» и т.п. далеко не всегда отдают отчет, как сильно изменился смысл этих слов буквально за последние десятилетия. Используют их трафаретно, не учитывая, что мы живем в принципиально другом мире, сравнительно даже с нашими недавними проблемами. Это новое положение не просто вносит в содержание понятий «природа», «общество» какие-то коррективы, а меняет их концептуально. В этом изменении мира надо искать и глубинные причины обострения экологической ситуации, когда люди стали говорить не о процветании и развитии, а о выживании, при непрерывном росте своих технических возможностей и экономической мощи (диаграмма 2)
Диаграмма 2. Интерес к экологическим проблемам современности (в %)
Eсли нe бoяться шиpoкиx oбoбщeний, тo мoжнo утвepждaть, чтo мы сeйчaс вступили в этaп, сpaвнимый пo свoeй знaчимoсти с нeoлитичeскoй peвoлюциeй. Oнa, кaк извeстнo, былa пepexoдoм oт пpисвaивaющeй и пpиспoсoбитeльнoй aктивнoсти чeлoвeкa в пpиpoдe (pыбoлoвствo, сoбиpaтeльствo, oxoтa) к ee нaпpaвлeннoму пpeoбpaзoвaнию и измeнeнию.
Вывeдeниe пopoд живoтныx с зaдaнными свoйствaми и paстeний с жeлaтeльными пpизнaкaми, oбpaбoткa зeмли с пoмoщью мexaничeскиx opудий, выявлeниe пoлeзныx свoйств пpeдмeтoв oзнaчaлo цeлeсooбpaзную пepeдeлку сpeды oбитaния. В этoй дeятeльнoсти люди дoстигли гpoмaдныx успexoв, paспpoстpaнив ee в кoнцe кoнцoв нa всю плaнeту. Нa пoвepxнoсти Зeмнoгo шapa пpaктичeски нe oстaлoсь нe испoльзуeмыx или нeтpoнутыx тeppитopий. Вoдa и вoздуx тaкжe пoдвepгaются oбpaбoткe, стaнoвясь кaк пpeдмeтoм, тaк и сpeдствoм тpудa.
Тeм нe мeнee, дo oпpeдeлeннoгo вpeмeни дeлo oгpaничивaлoсь пpeoбpaзoвaниeм сущeствующиx фopм peaльнoсти, кoгдa ee изучaeмыe измeняeмыe свoйствa вoспpинимaются чeлoвeкoм. Пpeдмeт свoeгo тpудa oн видит, слышит, чувствуeт — oн нeпoсpeдствeннo взaимoдeйствуeт с ним, кaк живoe физичeскoe сущeствo. Oн oстaeтся в paмкax миpa, сooтвeтствующeгo eгo биoфизичeскoй пpиpoдe. Этoт миp нaзывaeтся мaкpoмиpoм. Эпизoдичeскoe пpoникнoвeниe учeныx зa пpeдeлы peaльнoсти, дaнныe чeлoвeку кaк тeлeснoму сущeству и вoспpинимaeмoй opгaнaми чувств нeпoсpeдствeннo, нaчaлoсь с oткpытия paдиaциoннoгo излучeния в кoнцe XIX в. сдeлaв paсщeплeниe aтoмa пpoизвoдствeннoй зaдaчeй, чeлoвeк включил в диaпaзoн пpaктичeскoгo дeйствия тaк нaзывaeмый микpoмиp — peaльнoсть нoвыx мaсштaбoв, нeсoизмepимую ни с eгo физичeскими силaми, ни с eгo чувствeнными opгaнaми (aтoмнaя, субaтoмнaя peaльнoсть, пoля, излучeния, лaзepы), кoтopыe стaнoвятся элeмeнтaми eгo oкpужaющeй сpeды, eгo нoвoй «пpиpoдoй»[3].
Дpугим пoлюсoм этoй нeсoизмepимoсти явился выxoд в кoсмoс, исслeдoвaниe иныx плaнeт, пoдгoтoвкa к ним и т.п. — дeятeльнoсть в мaсштaбax мeгaмиpa. Oнa тoжe внoсит свoю лeпту в paдикaльнoe измeнeниe oкpужaющeй сpeды, пpeдъявляeт чeлoвeку нoвыe, нeпoсpeдствeннo нeсoвмeстимыe с eгo тeлeснoстью тpeбoвaния. Oкoлo 300 чeлoвeк — кoсмoнaвтoв были в «мeгaмиpe», в сoвepшeннo нeпpигoднoй для жизни чeлoвeкa сpeдe [2].
Нa сaмoй зeмлe нaчaлoсь oсвoeниe нeдp и paзpaбoткa минepaльныx peсуpсoв, a в oкeaнe глубин, гдe фaктичeски нeт opгaничeскиx фopм мaтepии, нeт жизни, нaчaлoсь oвлaдeниe скopoстями, с кaкими нe пepeдвигaeтся ни oднo биoлoгичeскoe сущeствo. Испoльзуя искусствeнныe устpoйствa чeлoвeк пoнимaeт, слышит, видит, oбoняeт вo мнoгo paз дaльшe и глубжe, чeм пoзвoляют eгo eстeствeнныe opгaны, чтo вeдeт к вoзpaстaнию ситуaций, в кoтopыx oни кaк тaкoвыe eгo бoльшe нe opиeнтиpуют. Этo, в свoю oчepeдь, вeдeт к вoзpaстaнию poли сoзнaния, мыслитeльнo, oпoсpeдoвaннoй aктивнoсти, к сoздaнию и пpимeнeнию ЭВМ, систeм искусствeннoгo интeллeктa.
Сфepa дeятeльнoсти чeлoвeчeствa, вo втopoй пoлoвинe XX в., пpeвысилa сфepу paспpoстpaнeния биoлoгичeскoй жизни, пpeoдoлeлa ee гpaницы. В paмкax взaимoдeйствия пpиpoды и oбщeствa, paциoнaльнaя дeятeльнoсть чeлoвeкa стaнoвится глaвным oпpeдeляющим фaктopoм paзвития. Чeлoвeчeскaя дeятeльнoсть, в услoвияx нoвoгo (инфopмaциoннoгo) этaпa нaучнo—тexничeскoгo пpoгpeссa, нaчинaeт выxoдить зa пpeдeлы нe тoлькo чувств, нo и eгo вooбpaжeния и мышлeния. Пoявляются нoвыe виды дeятeльнoсти, гдe oбычнoe чeлoвeчeскoe мышлeниe и чувствa нaс ужe бoльшe нe opиeнтиpуют.
Пpoисxoдит фopмиpoвaниe кoмпьютepнoй peaльнoсти, гдe чeлoвeк пoлупpисутствуeт, тoчнee, пpисутствуeт тoлькo свoим сoзнaниeм, пpoигpывaя всe дeйствия пpи минимaльнoм учaстии свoeгo тeлa. Кpитepиeм сущeствoвaния бытия, «eстeствeннoсти» в тaкoм тeлeинфopмaциoннoм миpe являeтся пoпуляpный oпepaтopский пpинцип: чтo вижу, тo и пoлучaю, имeю, тo, чтo вoспpинимaeтся, тo и eсть. Быть — знaчит пpисутствoвaть в вoспpиятии. Пoявилoсь нe мaлo людeй, для кoтopыx инфopмaциoннo-кoмпьютepнaя peaльнoсть знaчимee oбъeктивнoй, ибo бoльшую чaсть вpeмeни oни живут в нeй. В пpиpoдe oни нуждaются лишь пoстoльку, пoскoльку «сaми» пpиpoдныe сущeствa.
Осознание происходящих перемен в рамках научно—технической революции теперь представляется уже недостаточным, узким, даже если говорить о ее социальных последствиях, ибо помимо производства они захватывают все сферы бытия людей — искусство, отдых, любовь, здоровье, хотя, разумеется, ядром их остаются изменения в характере труда, развитие науки и техники. Общество все больше становится обществом проектировщиков, инженеров, программистов. Теория и практика прогнозирования, моделирования, конструирования, а также различные виды организационно-управленческой деятельности является ныне самым массовым типом мышления и деятельности людей. Наука в целом начинает рассматриваться не просто как совокупность знания, а как система деятельности, становится важнейшим социальным институтом.
Выводы:
- Изменение общества изменяет сами понятия «природа», «мир», «реальность». Ведь природу мы знаем через наши средства познания и деятельности. Хотя принципиально она дана человеку во всем богатстве ее бесконечных свойств и пространственных состояний, ее актуальное существование как среды обитания носит исторический характер, зависит от достигнутого уровня производства и культуры.
- Переоценка природы в свете новых возможностей использования является часто причиной международных конфликтов. Мир вообще и мир как человеческая реальность не совпадает не только по своему объему, но и своим свойствам. Деятельность общественного человека формирует искусственную среду обитания. Но где искусственность, там и сложность, ибо все искусственное требует сознательного регулирования и управления.
Заключение
Рост влияния человека в мире ведет к необходимости управления не только искусственно созданными предметами, но и естественно существующими процессами — природой, ибо она уже теряет способность к стихийной утилизации последствий и отходов производства. Всестороннее приспособление природы к нашим потребностям мы должны оплачивать целенаправленными усилиями по поддержанию ее собственного равновесия, вплоть до перехода к ее восстановлению. Хотя в отличие от деятельности по созданию технических систем в отношении к природе человек активен не как творец, а как преобразователь (поскольку он не превращает ее в искусственные предметы), природа все больше и больше втягивается в сферу его активности, что порождает противоречия, решение которых требует учета того, что образуется новая специфическая целостность «природа — общество».
Какие бы, однако, трудности не сулило будущее, люди продолжают жить и у них нет выхода, кроме как быть оптимистами, искать пути решения встающих перед ними проблем. Мы можем надеяться на выживание, если выберем, в той мере, какой от нас зависит, правильную стратегию своей активности, если будут найдены способы противодействия кризисным тенденциям цивилизации.
По мере того, как человек от «открытия мира» как бы переходит к его «изобретению», окружая себя «второй природой», сфера сознательной целенаправленной деятельности из элемента жизни превращается в целостность, элементом которой является жизнь. Сфера деятельности человека становится шире биологической ниши его бытия как телесного существа. «Разум» выходит за границы жизни. В этом коренится и глубинная причина экологических проблем, с которыми столкнулось человечество и которые поставили под вопрос дальнейшие перспективы его развития.
Литература
- Гарковенко Р.С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983.
- Новак В.А. Важнейшая экологическая проблема // информационный бюллетень. — — №5.
- Татевосов Р.В. Экология человека: от прошлого к будущему // научные труды МНЭПУ, серия Экология, доклады Всероссийской конференции М.: МНЭПУ, 2001.
References
- Garkavenko R.S. General theory of the relationship of society with nature and global ecology // Philosophical problems of global ecology. M., 1983.
- Novak V.A. the most Important environmental problem // information Bulletin. — 2004. — N5.
- The tadevosov R.V. human Ecology: from past to future // proceedings of the mnepu, series Ecology, reports of all-Russian conference, Moscow: mnepu, 2001.
каким образом природа влияет на общество и общество влияет на природу примеры
- Каким образом природа влияет на общество(примеры)
Отрицательное влияние природы на общество:
Стихийные явления. Сюда можно отнести:
- Наводнения;
- Землетрясения;
- Ураганы и т.д.
Эти явления не несут в себе положительные последствия для общества. Человек вынужден покидать привычное место жительства , чтобы спастись. Такие катаклизмы наносят вред и архитектурным сооружениям, которые зачастую являются уникальными сооружениями.
Положительное влияние природы на общество: Растительная среда
- Растения очищают воздух, которым дышит человек;
- Некоторые виды растений носят съедобные плоды, которыми может питаться человек. При этом за такими растениями не нужен уход;
- Природные ресурсы, которыми богата природа. Они помогают человеку значительно облегчить свою жизнь. и т.д.
2. Каким образом общество влияет на природу(примеры)
Отрицательное явление общества на природу
Сюда можно отнести:
- Вырубка лесов;
- Загрязнение атмосферы;
- Загрязнение почвы;
- Уничтожение растений и животного мира и т.д.
Положительное влияние общества на природу
Сюда можно отнести:
- Строительство заповедников;
- Обогащать леса путем выращивания новых деревьев;
- Строительство парков;
- Запрет на охоту ( в определённый период времени или на определённые виды животных) и т.д.
Человек и природа тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Некоторые полагают, что только природа может оказывать влияние на человека, но это не так. Сам человек может значительно изменить окружающую среду, как в положительную так и в отрицательную сторону.
Урок 1. общество и науки, изучающие общество — Обществознание — 10 класс
Обществознание, 10 класс
Урок 1. Общество и науки, изучающие общество.
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
- Общество в узком и широком смысле слова.
- Взаимодействие общества и природы.
- Общее и различное в поведении животных и деятельности человека.
- Культура в многообразии ее проявлений.
- Взаимовлияние культуры и общества.
- Культура и цивилизация.
- Науки, изучающие общество.
Глоссарий по теме:
История – наука о прошлом и настоящем человечества.
Философия – это наука о самых общих принципах развития бытия, общества и человека.
Социология — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях
Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства.
Политология — изучает политическую жизнь общества.
Правоведение — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний.
Психология – наука о внутреннем мире человека;
Религиоведение – наука о религиях;
Культурология изучает культуру как целостное явление достижений человечества.
Ключевые слова
Общество в узком смысле слова; общество в широком смысле слова; взаимовлияние культуры и общества; деятельность человека; деятельность животного.
Основная и дополнительная литература:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Дополнительная литература.
Обществознание. Тетрадь-тренажёр. О.А.Котова, Т.Е. Лискова 10 класс, М., Просвещение, 2013 г. С. 7-17.
Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание». Ч.1,10 класс. С. 5-13.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово «общество» всем известно из обихода нашей жизни. Оно привычно для нас и мы не задумываясь произносим его. При этом, это многогранное понятие и у него может быть множество определений: общество книголюбов, дворянское общество. В данном случае слово «общество» обозначает определенную группу людей, объединившихся для общения или совместной деятельности. Возможны другие понятия: первобытное общество, феодальное общество, английское общество. Здесь мы имеем в виду определенный этап исторического развития или отдельную страну. Обществом может быть человечество в целом. В широком смысле, наука определяет общество так: это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Животные приспосабливаются к окружающей среде, а деятельность человека носит практически –преобразовательный характер, хотя приспособление занимает большое место в его жизни. Человек преобразует окружающую среду, используя орудия труда. Действия животных и человека сообразуются с целью, то есть целесообразны. Целесообразность в данном случае — приспособленность организмов к условиям существования и согласованность работы различных органов в целостном организме. Но только человеку присуще целеполагание — это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Только человек способен выходить за рамки программы, заложенной природой. Ни одно животное, даже высокоорганизованное, не обладает такой способностью. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
В науке существуют разные взгляды по поводу влияния природной среды на развитие общества, но все ученые согласны в том, что она оказывает воздействие на общественный прогресс, от нее зависит темп развития народов. Так, в общественном прогрессе большую роль играет наличие на территории проживания народов полезных ископаемых, выхода к морям, обилие рек, плодородной почвы. Также некоторые ученые считают, что климатические условия определяют и характер людей. Например, Шарль Монтескье говорил: «Подобно тому, как различаются климаты по градусам широты, их можно было бы различать по степени чувствительности людей. Одну и ту же оперу в Англии слушают холодно, а в Италии – с восторгом». В свою очередь, и общество влияет на природу. Взаимодействие человека с природой не может быть только отрицательным или только положительным. Мы знаем много примеров как положительного, так и отрицательного влияния общества на окружающую среду.
Например, издаются законы по охране природы, создаются заповедники, строятся очистительные сооружения. Но одновременно человек нерационально использует ресурсы земли, бездумно загрязняется окружающая среда, многие животные занесены в «Красную книгу», многие безвозвратно исчезли.
Над природой естественной надстроена «вторая природа», сотворенная человеком – это культура. Слово культура происходит от латинского kultura- возделывание, воспитание, образование. В широком смысле слова культура означает всю преобразовательную деятельность всех поколений человечества и ее результаты. Мир культуры условно подразделяют на материальную и духовную составляющую деятельности человека. Народы отличаются друг от друга своей самобытной культурой. Своеобразие проявляется в традициях, обрядах, семейном укладе, религиозных взглядах и языковыми различиями. В то же время всем культурам присущи общие черты и формы. Их называют культурными универсалиями. Ими являются типовые аспекты жизни, которые присутствуют во всех известных обществах. Это общие черты и явления присущие культурам разных народов на всех этапах развития. Культура, в отличие от цивилизации, созданная человеком «вторая природа», мир, созданный человеком.
Цивилизация же включает в себя всю созданную человеком культуру, самого человека, является социокультурным образованием, это способ существования людей в среде своего обитания.
Жизнь общества сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных. Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1.Вставьте пропущенное слово:
«_______ _ _______ ______ -это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения».
Варианты ответов:
1) Общество в широком смысле;
2) Общество в узком смысле;
3) Природа и общество.
Правильный вариант/варианты: 1) Общество в широком смысле.
2.Выберите правильные суждения об обществе.
- Общество – это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимосвязь.
- В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития.
- Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
- В широком смысле под обществом понимают группу людей, объединившихся для совместной деятельности.
Правильный вариант/варианты: 1,2
Springtime Calls for a Nature Table
Spring Nature Table от naturalbeachliving.com.
Недавнее заигрывание матушки-природы с весенними температурами на Хэмптон-Роудс заставило большинство людей с нетерпением ждать более теплой погоды и всего, что с ней связано. Яркие солнечные дни, время, проведенное на природе, цветы, зеленая трава и, конечно же, весенний природный стол для детей.
Стол с природой может быть любым, от простого до сложного, и предоставляет детям специальное внутреннее пространство для исследования и открытия природных объектов, обеспечивая при этом связь с миром природы.Кроме того, существует множество преимуществ для развития и психического здоровья, которые дает детям воздействие на природные столы. Философия Монтессори считает, что связь с природой является неотъемлемой частью процесса развития и обучения ребенка, и подчеркивает, что погружение в природу напрямую связано с правильным физическим и психологическим развитием.
Игра в естественной среде также способствует языковому и когнитивному развитию, навыкам сотрудничества, а также творчеству и социально-эмоциональной компетентности.Кроме того, исследования показали, что ранний опыт общения с миром природы положительно связан с развитием воображения и чувства удивления у детей, что способствует обучению на протяжении всей жизни. (Рут Уилсон, «Чудеса природы: уважение к детским способам познания»).
Мария Монтессори, основательница философии Монтессори, считала, что открытая среда должна быть продолжением классной комнаты и, в свою очередь, природа должна присутствовать в классной комнате.«Должна быть обеспечена возможность контакта ребенка с природой; чтобы понять и оценить порядок, гармонию и красоту природы », — сказал Монтессори. «Также для его физического развития необходимо, чтобы душа ребенка соприкасалась с творением, чтобы он мог собирать себе сокровища из непосредственно воспитывающих сил живой природы».
В связи с возросшим темпом жизни в современном обществе потребность детей в времени выше, чем когда-либо. Из-за академической нагрузки в школе, разнообразия внеклассных занятий, растущего присутствия технологий в классе и для развлечений, а также общего беспокойства по поводу того, что дети играют одни на улице, дети проводят меньше времени на открытом воздухе, чем когда-либо прежде.В результате очень важно найти способ включить природу в интерьер помещения.
Исследования также показали, что пребывание на природе может принести прямую пользу детям с синдромом дефицита внимания. Исследование, проведенное исследователями из Университета Иллинойса Андреа Фабер Тейлор, Фрэнсис Куо и Уильям Салливан, обнаружило, что некоторые симптомы у детей с СДВ уменьшаются после воздействия природы. Исследование показало, что чем экологичнее окружение, с которым взаимодействовал ребенок, тем больше облегчение, а также было показано, что дети лучше справляются с школьными заданиями после воздействия природных элементов.Для сравнения, когда одни и те же дети подвергались активным занятиям в помещении, например, смотрели телевизор или проводили время на открытом воздухе в не зеленых или мощеных местах, у детей наблюдались обострение симптомов СДВ. («Как справиться с ADD: удивительная связь с настройками Green Play».)
Выгоды от знакомства детей с природой безграничны, равно как и возможности создания собственного стола с природой (в помещении или на улице!). Вы можете создать стол, соответствующий текущему времени года, или выбрать тему, например как цвета, текстуры (мягкие предметы, гладкие предметы, колючие находки, сглаживающие сокровища), запахи или формы.Вы можете посвятить целую таблицу природы разнообразным листьям, коллекциям камней, множеству разноцветных цветов, образцам коры или даже группе палочек. Изменяйте содержимое таблицы природы так часто, как вам нравится, и так часто, как необходимо, чтобы сохранить интерес вашего ребенка.
Сезонный стол — Зеленый родитель
STEINER EDUCATION Таблица природы или сезона используется в образовании Steiner, чтобы побудить учеников и учителей ценить смену времен года.Он используется в качестве координационного центра для фестивалей, праздников и повествования.
Во многих детских садах и школах Steiner сезонный стол принимает особую форму: для заднего плана используется длинная струящаяся ткань, а для переднего плана — цветной шелк. Камни, кристаллы и интересные кусочки дерева расставлены группами, чтобы получился декорации.
НЕОБХОДИМОСТЬ В РИТМЕ Для многих детей в современном обществе существует опасность утраты их связи с природой и сменой времен года.Педагог Кэрол Петраш считает, что поддержание этого чувства ритма имеет первостепенное значение: «Маленькие дети преуспевают в ритме — не в жестком удерживании расписания, а в ритмическом перетекании одного элемента в другой. Это дает им чувство безопасности и благополучия, зная, что, как было, так будет снова ». Сезонный стол дает возможность подчеркнуть эту связь и отметить ее.
СДЕЛАЙТЕ СОБСТВЕННЫМ Все, что вам нужно, это небольшое пространство для демонстрации сезонных предметов, которые вы собираете.Это может быть низкая столешница или подоконник. Если у вас мало места, можно использовать полку на книжном шкафу или сделать подставку в центре семейного обеденного стола. Вы можете разместить это в особом месте дома и поощрять другой уровень уважения к сезонному столу, чтобы с мелкими предметами обращались осторожно и заменяли после использования. Это придает столу особое значение и отделяет его от игровой площадки. При этом важно, чтобы дети чувствовали себя способными прикасаться к предметам и перемещать их; что это не слишком дорого для младших членов семьи.
ВАЖНОСТЬ ЦВЕТА В течение года можно использовать разные оттенки и цвета для создания определенного настроения. В качестве ориентира можно использовать темно-синий, белый и серебристый цвета для обозначения зимы, бледно-желтый и зеленый — для весны, ярко-желтый, зеленый и розовый — для летних месяцев, а осенью — цвета меняющихся листьев и богатство земли. можно использовать оранжевый, красный и коричневый. Вы можете вручную покрасить кусок марли в четыре цвета при подготовке к каждому сезону, используя набор натуральных красителей.В качестве альтернативы вы можете найти подходящее старое белье, простыни или салфетки в благотворительном магазине.
ЗИМНИЙ СТОЛ Если вы создаете сцену на столе, прикрепите кусок ткани (1м x 1м) примерно на полметра к стене и позвольте ему драпироваться на поверхности стола. Приколите все свободные края. Если вы используете книжный шкаф, то на полку можно положить небольшой кусок ткани. Теперь начинается самое интересное, и вы можете начать собирать кусочки, чтобы создать сцену. Отправьтесь на семейную прогулку в лес или в сад и поищите небольшие кусочки веток или коры, необычные камни, листья и опавшие веточки.Цветы и растения можно использовать с большим эффектом, чтобы продемонстрировать смену времен года, и в это время года мы могли бы использовать голые ветви и вечнозеленые растения, а не цветы, возможно, с несколькими ветвями с ягодами для цвета. Поместите веточки и ветки в вазу с водой в задней части дисплея и расставьте вокруг нее другие предметы.
БОЛЬШЕ ИДЕЙ Вы можете разместить на своем сезонном столе венок, сплетенный из куска ивы. Возьмите кусок ивы или лианы и сплетите из него круг.При необходимости закрепите веревкой или лентой, которыми также можно повесить венок над столом. Украшаем кольцо зеленью и ягодами. Небольшое блюдо или блюдце можно превратить в замшелый сад для гномов и сказочного народа. Соберите немного мха в месте, где он много растет (и не удаляйте слишком много), и поместите в блюдо. Регулярно опрыскивайте водой, чтобы сохранить свежесть.
МЕСТО ДЛЯ ВЕРЫ В декабре вы можете отпраздновать свою веру с помощью таблицы времен года.Христиане могут решить устроить полный вертеп с Марией и Иосифом, приближающимися к конюшне, готовясь к Рождеству. Запоминающийся способ отметить это путешествие — использовать звездную дорожку, вырезанную из золотой карты — по одной, чтобы отмечать каждый день Адвента. Для земных религий и тех, кто празднует зимнее солнцестояние, вы можете выбрать отображение зелени, украшенной крошечными золотыми звездами, и, возможно, группу лесных существ и волшебных людей, собравшихся вокруг маленькой свечи. Гномы и белые и синие кристаллы также являются популярным выбором в это время.Это самое темное время года с самыми короткими днями, когда кажется, что Земля спит, и ярко освещенные свечи и золотые звезды на черном или темно-синем фоне празднуют возвращение света. Те, кто празднует Хануку, могут поставить на стол среди зелени небольшую менору со свечами.
УХОД ЗА ПРОСТРАНСТВОМ Вы можете превратить уход за сезонным столом в еженедельное занятие, выходить на прогулку, собирать новые предметы, а затем добавлять их в свой еженедельный ритм.По мере добавления новых элементов вы можете поговорить о том, откуда они появились и что они значат для человека, который их нашел. Поливайте растения и заменяйте воду в вазе, чтобы поддерживать здоровье и жизнеспособность растений. Держите это место в чистоте и красивом, и эта забота повлияет на отношение ваших детей к окружающей среде и миру вокруг них.
ОСОБЫЕ ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ СОБРАНИЯ ЗИМОЙ Белая свеча Золотые звезды Белые и золотые кристаллы, такие как кристаллы кварца и цитрина, такие как лазурит, вечнозеленые растения, такие как плющ, падуб и лавр.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ Круглый год (Боярышник) Создание детей цветов (Флорис) Уголок природы М. Леувен и Дж. Моэскопс (Флорис)
ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ более великолепными изображениями в Love in the Suburbs
Получайте еженедельное письмо с вдохновениемСодержание: Nature
Номер тома 402 6761supp
pp C7-C88В этом выпуске (2 декабря 1999 г.)
Начало страницы
предисловие
Рассказы об ожидаемом
p C7Прогнозирование будущего в науке — это весело, но часто безнадежно вводит в заблуждение.Эта публикация, созданная по заказу всех журналов Nature, посвящена будущему. разработки, в которых мы можем быть достаточно уверены и которые будут влияние на жизнь всех нас.
Филип Кэмпбелл
Полный текст | PDF (191K)
Начало страницы
ударов
Насколько распространены обитаемые планеты?
p C11Земля изобилует жизнью, которая занимает множество разнообразных среды; другие тела в нашей Солнечной системе предлагают меньше ниш, если таковые имеются. которые являются обитаемыми для жизни, какой мы ее знаем.Тем не менее астрономические исследования предполагают, что в нашей Галактике может присутствовать множество пригодных для жизни планет.
Джек Дж. Лиссауэр
Полный текст | PDF (544K)
Начало страницы
воздействует
Анализ «земной системы» и вторая коперниканская революция
p C19Инструменты оптического увеличения, когда-то появившиеся у Коперника революция, которая поместила Землю в правильный астрофизический контекст. Сложный методы сжатия информации, включая имитационное моделирование, теперь открывая вторую «коперниканскую» революцию.Последний стремится понять «Земную систему» в целом и развиваться на это когнитивная основа, концепции глобального управления окружающей средой.
H. J. Schellnhuber
Полный текст | PDF (339K)
Генетика и общие когнитивные способности
p C25Общие когнитивные способности ( г ), часто называемые «общие» интеллекта », прогнозирует социальные результаты, такие как образование и профессиональная уровни намного лучше, чем любая другая поведенческая черта. г — один из наиболее наследуемые поведенческие черты и гены, которые способствуют наследуемости г обязательно будут идентифицированы. Какие научные и социальные последствия обнаружения генов, связанных с г ?
Роберт Пломин
Полный текст | PDF (104K)
Начало страницы
воздействий
Нейробиология познания
p C35Возможно, самые глубокие загадки, с которыми сталкивается естествознание высшие функции центральной нервной системы.Понимание того, как мозг порождает умственные переживания, которые становятся одной из центральных проблем для науки в новом тысячелетии.
М. Джеймс Николс и Уильям Т. Ньюсом
Полный текст | PDF (303K)
Будущее эволюционной биологии развития
стр. C41Объединение таких разных областей, как сравнительная эмбриология, палеонтология, молекулярная филогенетика и анализ генома, новая дисциплина эволюционного биология развития направлена на объяснение того, как процессы и механизмы развития изменяются в процессе эволюции, и как эти модификации производят изменения в морфологии и строении тела животных.В следующем столетии это должно дать нам гораздо больше механистического понимания того, как эволюция произвела огромное разнообразие живых организмов в прошлом и настоящем.
Питер У. Х. Холланд
Полный текст | PDF (153K)
От молекулярной к модульной клеточной биологии
p C47Осуществляются клеточные функции, такие как передача сигналов «модулями», состоящими из многих видов взаимодействующих молекул. Понимание того, как работают модули, зависело от объединения феноменологических анализ с молекулярными исследованиями.Общие принципы, регулирующие структуру и поведение модулей может быть обнаружено с помощью синтетических наук таких как инженерия и информатика, из-за более тесного взаимодействия между эксперимент и теория в клеточной биологии, а также понимание эволюционного ограничения.
Лиланд Х. Хартвелл, Джон Дж. Хопфилд, Станислас Лейблер и Эндрю В. Мюррей
Полный текст | PDF (294K)
Накормить мир в двадцать первом веке
p C55Прирост производства продуктов питания, обеспеченный Зеленой революцией, достигли своего потолка, в то время как население мира продолжает расти.Для обеспечения что беднейшие люди мира не голодают в двадцать первом века, достижения в биотехнологии растений должны быть использованы на их благо благодаря активным усилиям в области сельскохозяйственных исследований в государственном секторе.
Гордон Конвей и Гэри Тоенниссен
Полный текст | PDF (223K)
Начало страницы
воздействия
Будущее общественного здравоохранения
p C63Общественное здравоохранение занимается здоровьем и благополучием населения в целом и его достижения за последнее столетие, особенно в более богатых страны, были поистине впечатляющими.В каком направлении следует общественное здравоохранение взять в будущее?
Барри Р. Блум
Полный текст | PDF (148K)
Вычислительная техника 2010: от черных дыр к биологии
стр. C67К 2010 году щелчка по ПК на рабочем столе будет достаточно, чтобы позвонить мгновенно получить всю необходимую вычислительную мощность из того, что к тому времени станет самый большой суперкомпьютер в мире, сам Интернет. Суперкомпьютеры для массы вызовут революцию в сложности решаемых проблем, целые дисциплины перейдут в цифровой формат, и вместо того, чтобы тратить время на сбор свои собственные данные, ученые будут организовывать вокруг общих наборов данных.
Деклан Батлер
Полный текст | PDF (303K)
Переходы, которые еще предстоит сделать
p C73Набор из множества частиц, все взаимодействующих в соответствии с простыми местные правила могут показывать поведение, которое не является простым или предсказуемым. Однако такие системы составляют большую часть материальной Вселенной, и теории которые их описывают, по-прежнему представляют собой один из самых полезных вкладов физики.
Филип Болл
Полный текст | PDF (242K)
Начало страницы
воздействий
Новый социальный договор науки с обществом
p C81В соответствии с преобладающим договором между наукой и обществом, наука ожидалось, что он даст «надежные» знания, при условии, что что он сообщает свои открытия обществу.Новый контракт теперь должен гарантировать что научное знание «социально устойчиво», и что его производство воспринимается обществом как прозрачное и основанное на широком участии.
Майкл Гиббонс
Полный текст | PDF (296K)
Plus çá change
p C86За последние пару столетий склонность к предсказаниям были распространены на поворотах веков. Сколько стоят оценки научного открытия и прогнозы на будущее изменились, так как научные комментаторы в конце прошлого века?
Дж.Л. Хейльброн и W. F. Bynum
Полный текст | PDF (321K)
Природный стол — принесите волшебную историю в свой детский сад
Как мне помочь своим детским детям стать спокойнее. Что я могу сделать, чтобы помочь им сосредоточиться на задаче? Они так легко расстраиваются и часто кажутся «не в духе», как я могу научить их настойчивости?
Многие из нас проводят значительную часть дня, работая с быстро меняющимися технологиями. «Время» мира ускорилось, и мы живем в стремительном обществе.Наши дети попали в быстро меняющийся мир взрослых и часто страдают из-за этого. Естественный внутренний ритм детей значительно медленнее, чем средний темп взрослого мира. Неудивительно, что взрослые и дети часто разочаровываются друг в друге.
Следует ли нам ускорять детей до нашего темпа? Должны ли мы сбавить темп? Ни темп, ни хороший, ни плохой, они оба служат своей цели. Если мы примем естественный темп ребенка для текущего этапа, на котором он находится, тогда мы сможем вместе работать над достижением гармонии, не чувствуя потребности изменить или исправить ребенка.
Мне посчастливилось работать в детском саду в Вальдорфе и испытать влияние натурального стола на жизнь детей. Влияние стола с природой было настолько сильным, что я включила его в свой распорядок дня, когда открыла свой детский сад на дому.
Стол с природой — это небольшая область на столе или полке, на которой хранятся сезонные предметы природы и сделанные вручную гномы, феи или животные. Созданные вручную создания на столе природы сделаны из натуральных материалов, таких как дерево или шерсть.Таблица природы отражает происходящее на улице в зависимости от времени года и погоды. Часто на нем есть предметы, которые представляют четыре элемента: воду, землю, воздух и огонь.
Стол для природы устроен таким образом, что кусок ткани задрапирован позади области, а другой кусок ткани — под предметами. Шелковые ткани хорошо смотрятся, потому что они красиво драпируются и создают ощущение движения и мягкости. Окрашенный шелк также используется для создания пейзажных сцен рек или холмов.
Когда у детей есть небольшой кусок пространства, посвященный почитанию и прославлению матери-природы, они смотрят на природные объекты с благоговением и радостью.Дети живут очень близко к волшебному миру фей и гномов из-за своего воображения. Маленькие дети могут легко получить доступ к своему воображению и шагнуть в совершенно другой мир, богатый деталями.
«Стол природы» отдает дань уважения и внимания этим мифическим элементальным существам. Истории, которые рассказывают о животных и лесных людях на столе природы, содержат моральные и универсальные истины. У них такая же структура рассказа, как и у басни. Детям нравится узнавать об элементальных существах, и они будут проводить время, обдумывая истории, которые они слышат о них.
Я приглашаю вас посетить вашу местную вальдорфскую школу и посмотреть таблицу природы в младших классах. Вы сможете почувствовать магию, которой обладает природный стол. Это небольшой кусочек чуда и трепета, который трудно описать. Каждая таблица природы индивидуальна и отражает личность учителя, который ее поддерживает.
Наслаждайтесь созданием собственного стола природы в своем домашнем детском саду. Какой замечательный способ привнести немного волшебства в ваш напряженный день!
Посмотрите мой видеоролик «Валяние, философия Вальдорфа и одна милая мышка» для осеннего стола с природой.
Общество и Природа | Издательство Темплского университета
Благодарности
Введение
1. Наука, социальные науки, политика и окружающая среда: некоторые бесполезные дихотомии
Биологическая теория и окружающая среда • Социальная теория и окружающая среда • Заключение: к эклектичному, но единому подходу • Банкноты
2. Люди, природа и социальная теория
Люди и природа в ранней социологической теории: эволюционизм как ложное мнение • Тоннис: от земли и общества к обществу • Современность, сообщество и природа человека: Чикагская школа социологии • От биологизма к функционализму • Люди и окружающая среда: аргументы позднего марксизма • Заключение: общество, природа и социальная теория • Банкноты
3.«Природа как неорганическое тело человека»: концептуальные основы Маркса
Природа, отчуждение и люди: ранняя марксистская перспектива • Марксизм и окружающая среда: продолжающиеся события и дебаты • Маркс и Энгельс о людях и природе: оценка и сравнение с существующим экологическим анализом • Развитие подхода Маркса • Банкноты
4. Аргументы в биологии: от неодарвинизма до изучения организмов и их среды обитания.
Методологический вопрос • Неодарвиновская революция • Социоэкология: организмы в экологическом контексте • Организм и окружающая среда: зарождающаяся «новая биология» • Банкноты
5.«Природа как живая»: социальные отношения и глубокие ментальные структуры
Эволюция разума • Биология и проблемное понятие «культура» • Разум: стирание различия между культурой и природой • Понимание биологически развитого разума • Социальные отношения и природа как «живая» • Отчуждение и фетишизация: возвращаясь к тематическому исследованию яномами • «Женщины как природа»: сознание, естественные различия и защита окружающей среды • Банкноты
6. Распространение «неорганического тела человека»: некоторые последствия
Пространство, время и современность: аспекты счета Гидденса • Общество и природа: разработка и использование анализа Гидденса • Природа и пространственно-временное разделение социальной жизни • Пространственно-временное дистанцирование в сочетании с отчуждением: пример еды и здоровья • Пространственно-временное разделение, потребление и овеществление «природы» • Банкноты
7.Reified Nature: современный пример
Банкноты
8. Общество и природа: от теории к практике.
Реализм: некоторые области дискуссий • От теории к практике • Банкноты
Эпилог
Индекс
Honeycomb Nature Society — Ежемесячная подписка — Honeycomb Cabin
Подписка Honeycomb Nature Society — Ежемесячная подписка — Honeycomb Cabin$ 9.00 / в месяц
Всего за 9 долларов в месяц на ваш почтовый ящик автоматически будет доставлен комплект образовательных электронных почтовых ящиков. Наши популярные наборы «Природа» пользуются успехом у занятых преподавателей, которые не хотят тратить драгоценное время на поиск ресурсов.
Эти красивые и увлекательные ресурсы будут приходить на ваш почтовый ящик в начале каждого месяца! Каждый месяц они будут включать в себя новые материалы по различным сезонным темам, связанным с природой.
Как подписчик вы получите..
- Автоматическая скидка 25% на обычную цену пакета (обычно 12 долларов США)
- Увлекательный тематический набор с мини-плакатами (8,5 ″ 11), карточками с фактами, согласованными карточками из трех частей в стиле Монтессори, оценочными листами для ваших учеников, легким для понимания заданием, тематическим декором для вашего стола с природой и многим другим!
- Код скидки 15% на другие цифровые товары из Honeycomb Cabin
Эти наборы по природе можно использовать отдельно или в качестве дополнения к другим учебным программам по природе.Они адаптируемы и легко переходят от дошкольного к среднему классу. Эти ресурсы были созданы, чтобы красиво и увлекательно пробудить любопытство и удивить людей всех возрастов!
Посмотреть пакеты за предыдущие месяцы
Описание
Ежемесячная образовательная подписка на природную тематику — В августовском пакете мы узнаем о чае. В этом месяце мы рассмотрим жизненный цикл и анатомию чайного растения, различные виды чая, время чаепития и некоторые дополнения.
В августовском наборе вы найдете:
- Мини-плакат о жизненном цикле чайного растения (8,5 x 11 дюймов)
- Информационный мини-плакат «Чаепитие»
- Деятельность по определению последовательности жизненного цикла чайного растения
- Анатомия чайного растения (со студенческим бланком)
- Информационный лист чайного растения
- Поэма о чаепитии
- Рецепт фруктового чая
- Виды чая
- Овсянка для чая
* Вы будете получать копию ежемесячного пакета в своем почтовом ящике в начале каждого месяца со ссылкой, срок действия которой не истекает и которую можно загрузить в любое время (убедитесь, что вы нажали подписаться на список рассылки, чтобы я мог отправить письма к вам).Вы также получите копию ежемесячного пакета в квитанции об оплате, эта загрузка изменяется в начале каждого месяца. Вы можете получить доступ к файлам текущего месяца, также войдя в свою учетную запись.
Сопутствующие товары
Ознакомьтесь с нашей ежемесячной подпиской на пакет Nature Society! Отклонить
Прочитать отчет — Британское экологическое общество
Загрузите отчет Британского экологического общества о решениях, связанных с природой в Великобритании.
Motion AptitudeПриродные решения по изменению климата в Великобритании: отчет Британского экологического общества
Под редакцией Рика Стаффорда, Бетани Чемберлен, Лоры Клэйви, Филиппы Гиллингем, Сары Маккейн, Майка Моркрофта, Камиллы Моррисон-Белл и Олли Уоттс
Скачать pdf (5 МБ)
Содержание
- Предисловие
- Краткое содержание
- Введение
Раздел 1: Решения на основе природы для конкретных мест обитания: обзор имеющихся данных
- Глава 1: Лесные массивы
- Глава 2: Пустоши
- Глава 3: Торфяники
- Глава 4: Луга
- Глава 5: Пахотные системы
- Глава 6: Пресноводные системы
- Глава 7. Прибрежные и морские системы
- Глава 8: Искусственная среда
Раздел 2: Эффективное внедрение и предоставление природных решений
- Глава 9. Внедрение природоохранных решений в стратегическое пространственное планирование
- Глава 10. Предоставление природных решений
- Глава 11: Экономическая оценка и варианты инвестиций для внедрения природных решений
Приложения
- 1.Таблица с резюме глав и рекомендаций
- 2. Пробелы в исследованиях, выявленные в отчете
- Благодарности
Авторские права © Британское экологическое общество и авторы, 2021 г.
Эта работа находится под международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0, за исключением случаев, отмеченных на определенных изображениях.
Цитируйте этот отчет:
Стаффорд, Р., Чемберлен, Б., Клэйви, Л., Гиллингем, П.К., Маккейн, С., Моркрофт, доктор медицины, Моррисон-Белл, К.и Уоттс, О.