Новые синтаксические конструкции – СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ • Большая российская энциклопедия

Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка

Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.,1990


[скачать: djvu 1,6 Мб, 168 с.]


Аннотация издательства

Описываются новые явления в области современного синтаксического строя русского языка на различных его уровнях. Основная тенденция изменения в синтаксисе — нарастание черт аналитизма — рассматривается во взаимодействии с современной пунктуацией.

Оглавление

Предисловие — стр. 3
Введение — стр. 4
Различное понимание новых синтаксических явлений в литературном языке — стр. 4
Синтаксические типы прозы — стр. 7
Использованная литература — стр. 13
Глава 1. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей — стр. 15
Опрощение многочленных словосочетаний Контаминация и распад словосочетаний — стр. 16
Активизация связи слабого управления — стр. 19
Самостоятельное употребление предложно-падежных форм — стр. 26
Функционирование формы именительного падежа в зависимых синтаксических позициях — стр. 31
Использованная литература — стр. 34
Глава 2. Изменения в области предложения — стр. 37
Изменения размера предложения — стр. 37
Изменения в употреблении синтаксически связанных компонентов — стр. 44
Развитие вставных конструкций — стр. 52
Развитие предложений с некоординированными главными членами — стр. 65
Использованная литература — стр. 75
Глава 3. Конструкции экспрессивного синтаксиса — стр. 79
Понятие экспрессии на синтаксическом уровне — стр. 79
Динамика экспрессивных конструкций — стр. 93
Использованная литература — стр. 103
Глава 4. Развитие отдельных сегментированных конструкций — стр. 106
Именительный представления — именительный темы — стр. 106
Сегментированные конструкции со сращением типа вот что — стр. 115
Лексический повтор с синтаксическим распространением — стр. 125
Повтор субстантива, распространяющегося придаточной частью
сложноподчиненного предложения — стр. 133
Активизация местоимения что (вместо который) — стр. 141
Новые синтаксические явления и пунктуация — стр. 146
Использованная литература — стр. 157
Заключение — стр. 160
Резюме — стр. 162
Zusammenfassung — стр. 163
Summary — стр. 164
Resume— стр. 165
Условные сокращения — стр. 166

Предисловие

Синтаксис современного русского языка обычно рассматривается в учебных пособиях и в лекционных курсах преимущественно со статической точки зрения: описываются основные модели различного синтаксического уровня и дается классификация этих моделей. Однако в синтаксической системе русского языка на протяжении его развития происходят изменения, приводящие к структурному и стилистическому перераспределению синтаксических конструкций. Навыки синтаксического анализа текста, приобретенные в средней школе на образцах из русской классической литературы, оказываются недостаточными при обращении к текстам современной художественной прозы, публицистики, не говоря уже о поэтическом тексте. Изучение ведущих тенденций развития синтаксического строя необходимо не только для более полного представления о его современном состоянии, стилистически более разнообразном по сравнению с так называемым классическим синтаксисом, но и для осмысления современной пунктуации, несомненно изменяющейся под влиянием соответствующих сдвигов в синтаксическом строе.

Учет новых явлений в области синтаксиса необходим и в методических целях — для подготовки студентов-филологов к их разнообразной дальнейшей деятельности: для работы в средней и высшей школе, в издательствах, в органах информации и т.п.
В данном пособии описание новых синтаксических явлений охватывает основные синтаксические уровни — словосочетание и предложение. Степень подробности изложения зависит от освещения того или иного вопроса в специальной литературе или от его спорности. Синтаксический облик современых текстов интерпретируется на историческом фоне, ибо новые явления синтаксиса естественно находят первоначальное ‘отражение и в период окончательного становления современных синтаксических норм (карамзинско-пушкинский период), и даже в предшествующую эпоху (литературный язык второй половины XVIII в.).

Автор

ksana-k.narod.ru

СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ — КиберПедия

Лекция №14

СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

План

Типы связи в сложных синтаксических конструкциях

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

Синтаксический разбор

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

 

1.

Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой классификации.

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций.

1. Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения (сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения смешанного состава).

Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать (Каверин). Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее не было видно (Л. Толстой).

Солнце закатилось,иночь последовала за днем без промежутка,какэто обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину (Пауст.).

Рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы: Весь день стояла прекрасная погода,

но,когдамы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

2. Сложные предложения с бессоюзным и союзным соединением частей, включающих сложноподчиненные предложения. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, те мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины (Ч.). Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью (Горький).



Если когда-нибудь твое сердце сжимается от страха за маленьких, откинь все страхи, погаси беспокойство, будь твердо уверен: они со мной и, значит, все в порядке (Павленко).

(если…), [], [], [уверен в чем?]: [] и [].

 

3. В сложных синтаксических конструкциях возможны все виды связи:

В саду было просторноиросли одни только дубы; они стали распускаться только недавно,так чтотеперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

Схема

, и

Лекция №14

СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

План

cyberpedia.su

Сложные синтаксические конструкции — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология

xn--e1aogju.xn--p1ai

Экспрессивные синтаксические конструкции в современном газетном тексте

Курсовая работа

На тему:

Экспрессивные синтаксические конструкции в современном газетном тексте

Студентки второго курса вечернего отделения

Факультета журналистики МГУ

Тимушевой Елены Сергеевны

Москва МГУ 2003

Современное функционирование русского языка свидетельствует о возросшей роли разговорной речи в процессе становления новых тенденций в языке, и активизирует эти процессы СМИ. Большая часть истории синтаксиса газетно-публицистических произведений подробно описывается в книге Виталия Григорьевича Костомарова «Русский язык на газетной полосе». Сначала публицистические тексты были доступны не всем слоям населения. Газеты читали зажиточные сословия и интеллигенция. С отменой крепостного права возникла потребность читать газеты и в массовых сословиях, у которых возникла большая необходимость ориентироваться в различных сферах жизни. Но тогда язык публицистики был все же языком российской интеллигенции. В связи с чем газета перетерпела ряд изменений. Когда к власти пришел Ленин, публицистика снова реформировалась. Считалось необходимым сделать газетный текст ориентированным на «массы». Многие критиковали такую установку, считая, что нужно народ приблизить к культуре, а не культуру к народу. При строительстве коммунизма, был также провозглашено о том, чтобы в газету писали и простые рабочие, в том числе и о своей обыденной жизни. Таким образом, газетный стиль стал постепенно приближаться к стилю языка массовой аудитории. Сейчас мы можем разграничить СМИ на массовые и качественные. Массовые и качественные СМИ отличаются не только содержанием, но и лексикой, стилем, синтаксическими приемами.

Г.О. Винокур писал, что газетный текст в своей основе пишется по стандарту. Костомаров приводит доказательства того, что стандарт в газетно-публицистическом жанре переплетается с антистандартом, то есть экспрессивными конструкциями. Он рассматривал употребление газетных клише и экспрессивных конструкций только в непосредственной связи между собой. Сейчас мы можем сказать, что нередко бывает так, когда в рекламных текстах, рассчитанных на массовую аудиторию, стандарт может и отсутствовать. Так экспрессия часто используется с целью манипулирования.

Е. Курилович высказал мысль о том, что экспрессивность является движущей силой языкового развития (1). Публицистика, как активно развивающийся и меняющийся стиль, наиболее часто экспрессивна, так как имеет установку на преднамеренное воздействие. “Тенденция к экспрессии означает стремление публицистики к яркости формы выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи” (2), что влечет за собой усиление изобразительной силы сказанного и написанного.

Следует разделять экспрессивное и эмоциональное в языке и речи. Такое разграничение дает Е. М. Галкина-Федорук: “… выражение эмоции в языке всегда экспрессивно, но экспрессия в языке не всегда эмоциональна” (3). Отсюда следует, что понятие экспрессивного шире понятия эмоционального. “Эмоциональное значение связывается с нерасчлененной чувственной реакцией, в то время как экспрессивное связывается с вещественным значением; это усилительные оттенки, наслаивающиеся на основные” (4). *

Особенностью экспрессии как средства воздействия является ее заданность, преднамеренность, в то время как эмоция, являясь проявлением чувства, характеризуется непроизвольностью, непреднамеренностью.

Непропорциональное возрастание отдельных микросистем, ломка устойчивых языковых моделей, словообразовательная избыточность, неумеренные лексические перемещения от периферии к центру обнаруживаются именно и прежде всего в языке массовой печати. Костомаров также писал, что удачное нестандартное словосочетание, использованное журналистом, постепенно может превратиться в банальность, чего не происходит с синтаксическими экспрессивными конструкциями. Экспрессивные синтаксические конструкции активно представлены в современном русском языке. Следуя проведенным Н.С. Валгиной исследованиям, их распространение идет по возрастающей части — они становятся органичными в разных сферах общения. И это не случайно. Экспрессивно-синтаксические конструкции усиливают личностное начало речи, повышают ее диалогичность, снимают безликость и безадресность речи. Увеличивают качество спонтанности в речи и т.д.

Если учесть, что язык СМИ совмещает в себе функции сообщения и воздействия, «речевой стандарт и экспрессию», то понятным станет активное разрастание конструкций экспрессивного синтаксиса. В какой-то степени всему этому есть социальные причины -в связи с изменениями в жизни российского общества в 80-90-е годы ХХ века возросло психологическое неприятие официального бюрократического языка прошлого, расширился состав участников массовой коммуникации: новые слои населения приобщаются кроли ораторов, к роли пишущих в газеты и т .д. Меняются ситуации и жанры общения, активно развивается реклама. Все это живые процессы, и они не могли не сказаться на языке, в частности, на повышении роли аффективного в языке. Аффективное обычно трактуется как выражение отношения говорящего, сопровождаемое большим чувством* , поэтому экспрессивные конструкции выразительные, ярко передающие чувство, противополагаются интеллектуальным, логически четко построенным, с эксплицитно представленными синтаксическими связями, с последовательным расположением компонентов. Логическая, интеллектуальная сторона сообщения преобладает в информационных газетных жанрах; аффективная — в жанрах художественно-публицистических.

Одно и то же сообщение, одну и ту же реакцию на явление действительности можно оформить по-разному, с разной долей интеллектуального и аффективного начала.

Ср., например:

Лев Николаевич Михайлов был большой, рыжий и другой… Вот именно — другой. И изменить его никак было невозможно. (Новая газета №22, 2003)

Лев Николаевич Михайлов был большой, рыжий и именно другой, которого никак невозможно было изменить.

В первом случае эмоциональное отношение, во втором — констатация факта.

Экспрессивность на синтаксическом уровне создается специфическими конструкциями, которые по порядку будут рассмотрены в моей работе.

На смену единому развернутому высказыванию с непрерывностью и последовательностью синтаксической связи, с вербально выраженными подчинительными отношениями приходит тип высказывания расчлененный, без ярко (словесно) выраженной синтаксической связи, с нарушением и прерыванием синтагматической цепочки.

Ну вот и прошел наш очередной ежегодный чемпионат по лепке снежных фигур «АиФ. Снеговик-2003». Пятый (юбилейный) оказался экстремальным. Такой мороз!…

(АиФ Москва №3 2003)

Часто расчлененность письменной речи создается именно за счет прерывания синтагматической цепочки путем увеличения длительности пауз между компонентами синтаксического построения, фиксируемых точками (вместо запятых). В результате общий облик современного синтаксического оформления текста резко меняется: фразы высказывания становятся более динамичными, актуализированными.

Суть работы проста. Получаешь задание, в котором четко оговорены: площадь стенда, технические пожелания и бюджет. Это единственное, в чем тебя ограничивают, в остальном – полная свобода.

(АиФ Москва №3 2003)

Такая сегментированность речи носит характер «разговорности». Так, разговорная речь в современном мире может быть и показателем внутреннего порядка (рост аналитических черт), и внешнего (расширение СМИ в сторону демократизации).

Расчлененность синтаксиса хорошо передается с помощью присоединительных и парцеллированных конструкций.

Присоединение обнаруживается в рамках самого предложения, а парцеллированное стоит после точки.

Ср.:

Его нашли – по запаху. (АиФ Москва №3 2003)

Его нашли. В собственном доме.

Отрыв от основного предложения, прерывистый характер связи в парцеллированных конструкциях, функция дополнительного высказывания, дающая возможность уточнить, пояснить, распространить, семантически развить основное сообщение, — вот проявления, усиливающие логические и смысловые акценты, динамизм, стилистическую напряженность. Парцеллированным может быть и подлежащее, и придаточное, и любой оборот (который, в не парцеллированном предложении выделялся бы запятыми). Представляя собой добавочное сообщение, парцеллят расширяет информативную сторону высказывания путем введения новых фактов, сведений, нового сообщения.

Тогда нам прислали ответ: «За семь месяцев отремонтировано 38% котельных, 48% тепловых сетей и заменено лишь 35% ветхих сетей». То есть еще летом б

mirznanii.com

Синтаксис и синтаксические конструкции. Определения, изучение, публикации

Поэтический синтаксис. Фигуры (www.philol.msu.ru)

Не менее значимой, чем поэтический словарь, областью исследования выразительных средств является поэтический синтаксис. Изучение поэтического синтаксиса заключается в анализе функций каждого из художественных приемов отбора и последующей группировки лексических элементов в единые синтаксические конструкции. Если при имманентном исследовании лексики художественного текста в роли анализируемых единиц выступают слова, то при исследовании синтаксиса — предложения и фразы.

Если при исследовании лексики устанавливаются факты отступления от литературной нормы при отборе слов, а также факты переноса значений слов (слово с переносным значением, т. е. троп, проявляет себя только в контексте, только при смысловом взаимодействии с другим словом), то исследование синтаксиса обязывает не только типологическому рассмотрению синтаксических единств и грамматических связей слов в предложении, но и к выявлению фактов корректировки или даже изменения значения целой фразы при семантическом соотношении ее частей (что обычно происходит в результате применения писателем т.н. фигур).

Уделять внимание авторскому отбору типов синтаксических конструкций необходимо потому, что этот отбор может быть продиктован тематикой и общей семантикой произведения.

Г.А. Яковлева. Использование грамматической синонимии при изучении синтаксиса
Учебно-методическое пособие. Псков 2004 (window.edu.ru)

Стилистическая система современного русского языка характеризуется рядом противопоставлений, одним из которых является оппозиция не только словарно-стилистическая (нейтральные члены синонимических рядов противопоставлены книжным и разговорным), но и грамматико-стилистическая.

Как известно, в науке долгое время существовало мнение о том, что
синонимию следует рассматривать только на уровне лексики, однако в начале ХХ в. академик А.М. Пешковский заявил о существовании синонимии в грамматике и отметил, что она
представлена как в морфологии, так и в синтаксисе (например, на уровне словосочетаний: ехать полем – ехать по полю и др.). Ученый высказал мнение о том, что «стилистические возможности
в синтаксисе гораздо многообразнее и значительнее, чем в морфологии».

В.В. ВИНОГРАДОВ. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова и Потебни до Фортунатова). М.: Издательство Московского университета, 1958. 400 с. (только оглавление danefae.org) 

Бевз Е.В., НГПИ — Специфика изучения сопоставительного синтаксиса русского и украинского языков в высшей школе (bibl.kma.mk.ua)

Синтаксис как учение о связной речи непосредственно переплетается со стилистикой, поскольку все основные функционально-стилевые и эмоционально-экспрессивные свойства языковых единиц разных уровней проявляются в условиях определенного синтаксического контекста.

Вместе с тем и сами синтаксические конструкции, рассматриваемые в единстве их
семантических и формально-грамматических признаков, играют важную роль как средство различения функциональных разновидностей языка и речи, достижения соответствующего стилистического и эмоционально-экспрессивного эффекта.

filologia.su

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *