3.3. Психологическая практика и психологическая наука
Как уже отмечалось, человеческая деятельность в содержательном отношении имеет два основных момента: это воздействие на предмет деятельности (ее праксеологический аспект) и его отражение, восприятие (гносеологический аспект деятельности). В реальном процессе деятельности они существуют в единстве как ее необходимые взаимодополняющие стороны. В конкретной деятельности может доминировать один из этих моментов. И тогда речь идет либо о практической деятельности: ведущим выступает аспект воздействия, преобразования предмета, либо о познавательной деятельности: превалирует аспект исследования, познания предмета. В первом случае мы имеем дело со всеми видами человеческой практики, во втором с различными разделами науки.
В применении к психологии это означает, что психология имеет два основных подразделения: 1) научная психология (или психология как наука) и 2) практико-ориентированная психология (или психология как практика) (рис. 2). Обе имеют один и тот же предмет — психологические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психология как практика). Психология как наука при всей познавательной значимости полученных ее результатов обретает свое действительное значение только тогда, когда ее данные начинают широко применяться в общественной практике вообще, в частности — в психологической практике, что конституирует собой практическую психологию как специфическую область человеческой деятельности.
Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии (как, например, и прикладной математики, прикладной финики) подчеркивает, что научная психология прикладывается, применяется в практической деятельности. Понятие практической психологии значительно шире, чем прикладной.
Прикладная психология — это приложение (использование) данных психологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики и используется практическим образом. В общественной практике цель не является психологической, хотя в ней могут существенно использоваться психологические закономерности. Например, в управлении людьми предметом (целью) является управление, психология — только средство. В маркетинге цель — продвижение товара, психологические и социально-психологические закономерности — одно из средств. В педагогической практике — цель образование и воспитание, хотя использование психологических средств многообразно.
Рис. 2. Основное подразделение психологии (по критерию преобладающего момента)
В со6ственно психологической практике — и цель и средство носят психологический характер. Это — например, психологическое тестирование с целью выявления характеристик личности; психологическое консультирование экзистенциональных, внутриличностных или межличностных проблем; психологические тренинги, развивающие те или иные качества личности (тренинги ассертивности, общения, сенситивности, креативности, интеллекта, мотивации и др.) и т.п. Помимо того, что практическая психология имеет свою собственно-имманентную ей вотчину, она, в отличие от прикладной, включает в себя также как научные методы и концепции, так и огромный спектр вненаучных (не значит — неистинных, неработающих) представлений и приемов. Ненаучная (обыденная, житейская, а также вненаучная (например, религиозная), зачастую ошибочная, ложная) психология, конечно, присутствует во всех обществах как часть совокупного человеческого опыта, но если в обычном процессе жизни она составляемую не самую существенную ее часть, то когда на основе ненаучных представлений или приемов строятся психологические практики, то здесь они уже составляют существенные основания этих практик. В силу этого имеет смысл о них говорить как о специфике части практической психологии.
Рис. 3 Подразделение практической психологии по предмету
деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
studfiles.net
Тема 1. Житейская, научная и практическая психология — Мегаобучалка
1. Происхождение и определение понятия «психология».
Психология – наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом,
2. Когда и кем впервые были сделаны попытки теоретически осмыслить феномен психики человека?
Впервые термин «психология» ввел в философский язык в ХУШ веке немецкий философ Христиан Вольф(1679-1754) в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» в 1732-1734гг.
3. Основные этапы становления психологии как науки.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
- I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
- II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
- III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
- IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
4. Что считали предметом изучения психологии на первом этапе её становления?
Первоначально предмет изучения так называемые душевные, или психические явления, т. е. такие, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
5. Благодаря чему предметом изучения психологии стали считать сознание?
В конце 19 в. Р. Декарт выдвинул постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке.
6. Представители какой психологической школы провозгласили поведение предметом изучения психологии?
Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу – прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирован
7. Как понимается предмет психологической науки на современном этапе развития?
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
психология – наука о закономерностях развития психики, т. е. наука,
8. Когда и почему психология получила статус науки?
Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание — как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе — первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) — стала складываться так называемая академическая психология,
то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.
9. Какие области научного знания оказали наибольшие влияние на развитие и становление психологии как науки?
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.
В ряду наук современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. В центре внимания психологии всегда остается человек, изучением которого в других аспектах занимаются все вышеназванные науки.
10. Благодаря наличию каких признаков психологию считают наукой?
Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60—70-х годах). Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности. После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США. Выдающимися учеными, внесшими вклад в формирование психологии как самостоятельной науки были: Фехнер, Эббингауз, Вундт, Титченер, Лазурский, Бехтерев, Брентано, Штумпф, Джемс, Сеченов, Павлов, Фрейд.
11. Каковы специфические особенности психологии как науки.
Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении – “на себе”.
12. Отличие научного познания от других видов познания.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не ее механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер, лишено догматизма (см. уровни научного познания, формы научного познания). Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.
13. Характеристика житейской психологии.
Они обладают следующими основные отличительными характеристиками:
· Конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
· Интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;
· Ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
· Основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
· Недостаточностью материала, т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнивать их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы.
опора на жизненный опыт и здравый смысл
правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях
фрагментарность житейских психологических знании — интуитивный характер
доступность изложения и наглядность
неточность употребляемых понятий
14. Кого немецкий философ Вильгельм Дильтей считал хорошими житейскими психологами?
Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он надеялся на появление психологии, способной уловить в сети своих описаний то, что в большей степени заключалось в произведениях поэтов и писателей, нежели в существовавших в то время учениях о душе.
15. Обыденная психология.
Житейская (или обыденная) психология –это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
16. Характеристика научной психологии.
Научная психология –это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности:
Обобщенность,т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;
Рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами;
Неограниченность, т.е. способность знаний быть использованными множеством людей;
Экспериментальная основа, научные психологические знания исследованы в различных условиях, на основе многочисленные опытов и экспериментов и доказаны;
Достаточность материалов, это означает, что знания о законах и закономерностях функционирования психики, получены на основе исследования огромного количества людей;
Хар-ка Н.П.:
бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты
рациональность и осознанность
эмпирическое и логическое доказательность
обобщенность и выявление общих закономерностей
систематичность в описании фактов психологической жизни
опора на научные понятия
17. Существует ли связь между житейской и научной психологией?
Фундаментальная научная психология достаточно тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка.
18. Можно ли охарактеризовать психологию как сугубо теоретическую или прикладную науку?
19. Характеристика психологии как области научной деятельности (академическая психология).
Научная (академическая) психология– обобщенное, закономерное знание о людях, полученное группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов.
20. Характеристика психологии как области практической деятельности (практическая психология).
Практическая (прикладная) психология– направление научной психологии, предметом которого является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, а целью – оказание психологической помощи конкретному человеку на основе обобщенного научного знания.
Говоря о задачах практической психологии,следует выделять разные их уровни:
1) научно-исследовательские задачисвязаны с решением проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;
2) прикладные задачипрактической психологии диктуются необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений иорганизаций, труда персонала и отдельных индивидуумов, что предполагает составление специальных — обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
3) практические задачиопределяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах — в форме оказания психологической помощи конкретным людям.
21. Какое место среди современных наук занимает парапсихология?
Прикладная наука
megaobuchalka.ru
Психология как наука и практика
Поделись с друзьямиИстория развития психологического знания: психология античности, психология в средние века, умозрительная психология XVI – XVIII веков. Зарождение эмпирической психологии. Принципы психологической науки. Роль психологии в профессиональной деятельности человека.
Психология связана с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на религию и философию. Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины. В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, теологией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются ее связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки. Изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, ее содержание.
Этапы развития психологии. Первый, донаучный период условно заканчивается в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала создания систематизированных учений о душе, описания ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на мифологии и первоначальных прарелигиозных представлениях, связывающих душу человека с живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э. Сложность классификации периодов связана с неопределенностью понимания термина «наука». Современное понятие науки обусловлено применением экспериментального метода, в отличие от умозрительного. Но не все науки используют эксперимент. Психология в этот период развивалась в рамках теологии и философии, а потому он получил условное название философского периода. Также условно устанавливается и его длительность — до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в теологии, философии и естествознании.
Иногда, появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле теологии и философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» — первоосновой мира, основным элементом, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению древнегреческих философов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.
В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего, богословия. В область психологии в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, вызвало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.
Психология в этот период укрепила свою связь с философией. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, — о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения — на первый план выходили именно проблемы познания.
Ограничение предмета психологии сознанием выводило из области психического внешнюю активность, поведение, которое рассматривалось психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и функциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы человека.
Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
Если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Бэкона, то, начиная с Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.
Тот факт, что это время — время расцвета механики, появления физики И. Ньютона, не мог не наложить отпечаток и на психологию. Отличительная черта этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие производства, а, наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствует в психологии.
В исследовании процессов познания психологи, работавшие в Новое время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Эти направления называются соответственно сенсуализм и рационализм.
В Новое время психология, в силу политических, идеологических причин часто противопоставлялась теологии, несмотря на генетически религиозное происхождение понятия души. Укрепился и обрел легитимность новый социальный класс – «научное сообщество», конкурирующий со священничеством. Социальное противостояние выражалось в мировоззренческом: противопоставлении, часто поверхностном и публицистическом, разума и веры. Психология в этой полемике сужала свой предмет до науки о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет.
Таблица 1
students-library.com
Оглавление
20
Введение 3
1. Предмет и задачи психологической науки и практики 4
Сравнение житейской и научной психологии: общая характеристика психологии как науки 5
Практическое значение психологии 11
2. Соотношение психологической науки и практики 17
Заключение 19
Список использованной литературы и источников 20
Введение.
В настоящее время мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Искусство жить в сложном и динамичном мире требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Психология играет важную роль в жизни человека, облегчает его жизнь и делает её более яркой, успешной и счастливой. Как найти подход к человеку? Как стать увереннее в себе, общительнее? Как решить сложные рабочие и бытовые ситуации?
Хотя психология не является панацеей на все случаи жизни, она позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы. Тем не менее, несмотря на возрастающий интерес к психологии как науке и практике люди проявляют к ней различное отношение: от позитивного, нейтрального до негативного.
Психология как наука и практика в России пока довольно молода. Она только выходит на тот уровень, который достигнут на Западе. Однако множество российских ученых занимается исследованием психологической науки и практики на современном этапе их развития.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть психологию с двух сторон: как самостоятельную науку, изучающую закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, и как практическое приложение этой науки.
Основная задача работы – дать характеристику психологии как науки и практики, выявить предметы исследования, показать различия в сфере применения различных отраслей психологии.
Материалом для курсовой работы послужили статьи различных российских авторов, занимающихся исследованием психологии.
1. Предмет и задачи психологической науки и практики.
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов.
Термин «психология», образованный от греческих слов psyche – душа, психика, и logos – знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений1.
Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной картины мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, можно отметить, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.
studfiles.net
Раздел 1. Психология как профессиональная область. Тема 1. Различные значения термина психология. Житейская, научная и практическая психология. Различные значения термина психология.
Термин «психология», образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.
В первом, дословном своем значении психология – это «наука о душе», это знание о психике, наука, изучающая ее, то есть психологию можно определить как науку о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность (психологическую). Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно.
Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.
Житейская, научная и практическая психология.
Исследователи отмечают пять отличий житейских психологических знаний от научных.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Например, подобный способ особенно отчетливо виден у детей, обладающих хорошей психологической интуицией. В ходе ежедневных и даже ежечастных испытаний (которым дети подвергаю взрослых) дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Содержание житейской психологии воплощается и передается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах, в сказках и песнях.
В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории, 1879 Вильгельм Вундт) психология оформилась в самостоятельную науку.
Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Итак, основные характеристики житейской и научной психологии можно отразить в следующей таблице (таблица 1):
Таблица 1 – Характеристики житейской и научной психологии
Житейская психология | Научная психология |
Конкретность и практичность Фрагментарность (не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека) Интуитивный характер Доступность изложения и наглядность Неточность употребляемых понятий Опора на жизненный опыт и здравый смысл | Объективность Обобщенность, направленность на поиск общих закономерностей Систематичность Рациональность и осознанность Употребление абстрактных понятий и общих научных категорий. Терминология Опора на эмпирические научные факты Эмпирическое и логическое доказательство |
studfiles.net
§ 2. Психологическая наука и общественная практика
Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей (а скорее, в большей) степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью особой профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д.
Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
В социалистическом обществе психология, как и все другие науки, полностью поставлена на службу человеку труда. И в этом она видит свою высшую благородную цель.
Задачи, решение которых требует психологической компетенции, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, что определяется возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности, оказывая влияние на эффективность и качество этой деятельности. Речь идет о потребностях и способностях человека, о мотивах его поведения, его интересах и творческих возможностях, трудоспособности и работоспособности, об интеллекте и эмоциях, о воле и характере, сознании и самосознании, о формировании социальных установок и ценностных ориентации и т. д.
Кратко перечислим важнейшие задачи, поставленные перед психологией общественной практикой в условиях развитого социализма6.
Выявление резервов роста производительности труда. Достижения техники и технологии, совершенствование системы экономического планирования и управления производством открывают мощные резервы роста производительности труда и повышения эффективности производства, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развития творческой активности человека. Наряду с резервами, создаваемыми научно-техническим прогрессом и развитием экономики, все большее значение на современном этапе приобретают резервы главной производительной силы социали-тического общества — свободного от эксплуатации человека 7.
° Подробнее см.: [286; 289; 291.
имер Р6ЧЬИДет ° человекекак главной производительной силе общества, то ми кЯ вВИДУ «совокупность физических и духовных способностей, которы-в хол Эе °Рганизм> живая личность человека, и которые пускаются им Г 8 с ?781СИ‘пра3‘ когдаон производит какие-либо потребительные стоимости» • • <oj, Нри этом психологию прежде всего интересуют «индивидуальные
25
Есть основания полагать, что по мере все более полного использования резервов, открываемых техникой и экономикой, роль человеческих (прежде всего психологических) факторов производительности труда будет непрерывно возрастать.
На современном уровне развития производительных сил общества особенности человеческого фактора связаны прежде всего с изменением характера общественного труда. С одной стороны, неуклонно возрастает численность работников, занятых по преимуществу умственным трудом, с другой — в условиях современного производства труд значительной части рабочего класса все более насыщается интеллектуальным содержанием, сближается с трудом умственным.
Изменение характера труда обусловлено также тем, что научно-техническая революция привела к небывалому росту технической оснащенности производства. В этих условиях растут требования к интеллектуальным функциям человека, его волевым и эмоциональным качествам. Значительно возрастает ответственность специалистов, управляющих автоматизированными системами. Их ошибки чреваты катастрофическими последствиями, связанными с нарушением технологических процессов, выходом из строя сложных технических систем, авариями и т. п.
Наконец, роль психологических (особенно социально-психологических) факторов значительно повысилась в связи с быстрым ростом образования и культуры советских людей в сочетании с достигнутым уровнем благосостояния.
Все это привело к тому, что психологические факторы становятся важнейшим резервом роста общественной производительности труда, а их научное исследование— задачей большой государственной важности.
Существенным моментом совершенствования трудовой деятельности человека является ее психологический анализ: в частности, выявление обусловленных этой деятельностью требований к восприятию и вниманию, памяти и мышлению, эмоциям и воле человека и определение наиболее эффективных путей формирования важных для той или иной конкретной деятельности психологических качеств. Сюда же относится изучение строения (структуры) трудовой деятельности, определение ее основных «составляющих», взаимоотношений между ними, динамики деятельности и механизмов ее регуляции.
Эти и ряд других вопросов, а также связанных-с ними практических задач составляют предмет особой научной дисциплины — психологии труда. Отметим, что данная область прикладной психологии, изучающая психологические факторы эффективности и качества труда, начала формироваться одной из первых, ее возникновение связано с исследованиями рабочих движений, проведенными И. М. Сеченовым.
Поскольку деятельность человека является ведущим компонентом производственного процесса, естественно, что при любом его изменении возникает вопрос: как это изменение повлияет на деятельность, а вместе с тем и на психику человека? В одних случаях оно может повести к усложнению человеческой деятельности, а соответственно к увеличению нагрузки на «психическую сферу», в других •— к упрощению, связанному с обеднением содержания деятельности. И тот и другой варианты требуют специального психологического изучения.
рабочие силы», из бесчисленного множества которых,— как отмечал К. Маркс,— состоит вся рабочая сила общества» [Там же, с. 47.
26
Деятельность, психологически сложная по своей структуре (включающая, ц.цфпмер, переработку большого объема информации), требует от человека высоко™ нервно-психического напряжения. При ее выполнении нередко допускаются ошибки (чем сложнее деятельность, тем больше вероятность возникновения ошибок) и развивается преждевременное утомление. Выполнение упрощенной, психологически обедненной деятельности вызывает у многих людей чувство однообразия (монотонности), скуку, потерю интереса и также преждевременное утомле-•пк1. В конечном счете в обоих случаях производительность труда оказывается iu-нысоксш. В этой связи возникает задача определения меры психологической (•ложности той или иной трудовой деятельности в каждом конкретном случае и iivith нейтрализации отрицательного влияния как ее усложнения, так и упрощения (см.: Венда [115).
Важную научную задачу составляет изучение механизма влияния психологических факторов на динамику работоспособности человека — как физической, так и умственной. Эти факторы могут, как известно, либо содействовать сохранению работоспособности на высоком уровне в течение длительного времени н препятствовать развитию утомления, либо действовать противоположным образом. Целостная картина динамики работоспособности и управляющих ею механизмов вряд ли может быть получена без детального изучения ее психологических составляющих.
Серьезная роль принадлежит психологии в решении вопросов обеспечения безопасности труда и предотвращения травматизма, обусловленного психологическими факторами (нарушение внимания, неадекватное восприятие и т. п.). Использование известных в психологии .законов восприятия, внимания и памяти при оформлении наглядных средств по технике безопасности может значительно повысить их эффективность Данные психологии важны также для формирования таких черт поведения человека на производстве, которые бы обеспечивали его безопасность (определенная система привычек и навыков и т. п.).
Психология труда участвует также в решении задачи повышения уровня мотивации трудовой деятельности, от характера которой существенно зависит эффективность морального и материального стимулирования труда. Нужно отметить, что часто понятия «мотив» и «стимул» отождествляют. Между тем это не одно и то же. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, является внутренней силой поведения. Стимул — это внешнее воздействие. Действие стимула опосредовано психикой человека: его чувствами, настроениями, интересами, склонностями, взглядами и т. д. Поэтому стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Важнейшей задачей психологии тРУДа является изучение закономерностей такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него.
В решении задач повышения производительности труда участвуют, конечно, не только психология труда, но и другие психологические дисциплины. Типичным для социалистического общества является коллективный характер труда. Проблема организации и развития трудовых коллективов включает много аспектов: экономи-1ескии, социальный, политический, социально-психологический. МИДа говорят об этом последнем, то имеются в виду такие момен-
27
ты жизни коллектива, как «психологический климат», «настроение коллектива», «межличностные отношения», механизмы подражания, внушения, сопереживания (см.: [80; 321; 322; 360; 403).
Социально-психологические факторы существенно влияют на такие характеристики трудового коллектива, как уровень организованности (сработанности), способы обмена информацией между его членами, уровень коллективной инициативы и «творческого потенциала», а в конечном счете -— на производительность труда.
Игнорирование этих факторов в организации труда обычно приводит к возникновению «психологических барьеров», межличностным конфликтам и т. п. Так, реорганизация коллектива, диктуемая экономическими, технологическими и иными соображениями, может привести к возникновению конфликтов в сфере межличностных отношений. Реализация подобных мероприятий протекает болезненно, если не учитываются социально-психологические особенности сложившегося коллектива и не проводится специальная психологическая подготовка.
«Психологические барьеры» иногда возникают также при внедрении новой техники и новых методов труда. Их причиной является столкновение между новыми требованиями, определяемыми новой техникой (или методами), и сложившимися стереотипами совместной деятельности (привычные подходы к решению задач, привычные способы обмена информацией и т. п.).
В связи с развитием рационализаторства и изобретательства перед психологией ставится задача изучения законов и механизмов творчества в различных видах трудовой деятельности.
Определенное участие в решении задачи повышения производительности труда принимают (могут принять) педагогическая, возрастная, дифференциальная, медицинская и некоторые другие психологические дисциплины.
Исследуемые каждой из них закономерности и разрабатываемые на этой основе практические рекомендации могут дать (и реально дают) существенный технико-экономический эффект, помогают вскрыть неиспользованные резервы роста производительности труда.
Одновременно — и это не менее важно — использование таких научно обоснованных рекомендаций позволит совершенствовать трудовой процесс так, чтобы обеспечить развитие психологических свойств и возможностей каждого человека, чтобы труд действительно стал его жизненной потребностью.
Проектирование, разработка и эксплуатация техники. В условиях комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, использования вычислительной техники и роботов изменяется характер человеческой деятельности: повышается значение действий, связанных с приемом и переработкой информации, принятием решения; снижаются физические нагрузки, но вместе с тем возрастают требования к «интеллектуальной сфере» человека, его волевым и эмоциональным качествам.
В связи с этим возникает задача учета человеческих (в первую
28
цередь психологических) факторов при проектировании, разработ-°е и эксплуатации техники. Чтобы решить эту задачу, необходимо кеть данные о возможностях человека по приему, переработке и хранению информации, о процессе принятия решения, о структуре я механизмах психической регуляции его деятельности, о причинах ошибок, допускаемых при управлении техникой, о факторах, влияющих на психические состояния человека, и т. д. Проектирование технических устройств должно предусматривать также и проектирование деятельности людей, которые будут этими устройствами пользоваться (имеются в виду требования деятельности к психическим свойствам человека, психическим процессам и состояниям).
Можно отметить несколько тенденций, определяющих изменения условий и характера деятельности человека, связанных с научно-техническим прогрессом.
Во-первых, увеличивается количество объектов, процессов (и их параметров), которые человек должен контролировать или которыми он должен управлять, при этом нередко — одновременно. Это значит, что возрастает объем информации, адресуемой человеку.
Во-вторых, расширяется диапазон скоростей процессов, контролируемых человеком. В этой связи ему иногда приходится работать в условиях дефицита времени, что создает высокое эмоциональное напряжение; иногда, напротив,— в условиях очень медленных изменений процесса, что приводит к рассеиванию внимания, повышению порогов чувствительности, снижению готовности к действию, т. е. к психологической демобилизации.
В-третьих, человеку, управляющему современной техникой, приходится работать в весьма разнообразных (часто — необычных и непривычных) условиях: повышенного или пониженного атмосферного давления, низких и высоких температур, шума, вибраций, перегрузок и невесомости, в замкнутом ограниченном пространстве и т. д. Эти условия оказывают определенное влияние на психические процессы и состояния человека.
В-четвертых, человек, работающий с техникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессы непосредственно. Между ним и управляемым объектом как бы вклинивается целая система технических устройств, кодирующих адресуемую ему информацию. Способы ее кодирования весьма разнообразны. Человек воспринимает не самый управляемый процесс (или объект), а его информационную модель. Необходимость принимать решения и выполнять управляющие действия не по непосредственному наблюдению, а на основе информационной модели — это, пожалуй, самая характерная особенность деятельности человека, управляющего техникой. Чтобы понять реальную ситуацию и принять то или иное решение, он должен не просто воспринять сигналы, отображаемые на приборах, но и расшифровать, декодировать их. Иногда декодирование оказывается очень трудной умственной задачей, решение которой требует большого ремени и нервно-психического напряжения. Если информационная модель оздается без учета характеристик и закономерностей восприятия, памяти и шления, то она не только не облегчает работу оператора, но, напротив, за-‘рудняет ее.
о связи с перечисленными тенденциями возникает много вопро-ов, относящихся к психологическим и психофизиологическим характеристикам человека. Например, какое число показаний приборов он может воспринять в единицу времени? Какова скорость пе-Р ключения внимания? Насколько быстро, точно и надежно человек Жет, расшифровать ту или иную приборную информацию? Какой особ передачи информации наиболее психологически удобен для ловека? Как измерить напряженность труда? Как обеспечить даптацию человека к новым условиям? и т. д.
29
Если при создании новой техники психологические характеристики человека не учитываются, то, управляя ею, он будет неизбежно допускать ошибки. Эта проблема вызвала к жизни особую психологическую дисциплину — инженерную психологию [194; 281. В решение этой задачи включаются и некоторые другие дисциплины: дифференциальная, возрастная, медицинская, педагогическая психология. Разрабатываемые ими рекомендации служат делу повышения эффективности и надежности систем «человек—машина». Совершенствование систем управления народным хозяйством. Как и все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике (включая перечисляемые здесь), эта задача также является комплексной. Ее решение требует изучения широкого круга вопросов. Одни из них относятся к разработке электронно-вычислительных машин и их использованию в управлении предприятиями, другие— к применению экономико-математических методов в разных отраслях народного хозяйства, третьи — к организации управленческого труда и т. д. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано с необходимостью изучения и учета человеческих факторов. Поскольку управление включает как важнейший компонент руководство деятельностью людей, его совершенствование предполагает использование знаний о человеке, о закономерностях деятельности и поведения, о возможностях и способностях человека, о психологических различиях между людьми, об их взаимодействии в трудовых коллективах.
Без знания этих закономерностей трудно добиться высокой эффективности управления; они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например, знания в области технологии или экономики.
Недоучет или недостаточное понимание психологических аспек-1 тов управления, как показывает опыт, приводит к возникновению • конфликтов, высокой текучести кадров, нарушениям трудовой дисциплины. Нечеткая организация управления порождает и такой специфический социально-психологический феномен, как «диффузия ответственности».
Все это в конечном счете приводит к снижению производительности труда и оборачивается большими экономическими потерями. Напротив, разумное использование психологических факторов! позволяет подчас относительно «малыми» средствами получать зна- • чительный экономический эффект.
В связи с тем что в процессах управления участвуют большие взаимосвязанные коллективы людей, возникает необходимость разработки и ряда социально-психологических проблем. Для науки управления проблема коллектива выступает в двух аспектах. С одной стороны, трудовой коллектив является объектом управления.: Поэтому закономерности формирования и развития коллектива, его структуру и динамику нужно знать для того, чтобы в каждом конкретном случае находить наиболее эффективные средства воздействия на него. С другой стороны, сама управленческая деятельность в условиях современного производства также является коллектив-
30
гой т. с. коллектив выступает и в роли субъекта управления. По-тому соответствующие знания о коллективе необходимы и для того, чтобы понять, как формируется коллективное решение и управляющее воздействие, от каких условий взаимодействия людей они зависят, а значит, определить и наиболее эффективные формы и способы деятельности управляющих коллективов.
Психологические исследования важны также для оценки эффективности тех или иных управляющих воздействий. Особое значение в этой связи имеет изучение структуры и механизмов поведения как коллективов, так и отдельных людей. Руководство людьми неизбежно включает педагогический момент, поэтому в разработке проблем, которые ставит перед психологией задача совершенствования управления, немаловажное место принадлежит данным педагогической психологии, изучающей психологические аспекты процессов обучения и воспитания8.
Ленин сравнивал руководителя с дирижером, которому должно быть точно известно, кто, где и какую скрипку ведет, где, как и какому инструменту обучался, где, кто и почему фальшивит, кого, как и куда надо поставить для исправления диссонанса, перевести и т. н. Он настаивал на необходимости «внимательно-индивидуализирующего отношения» к каждому человеку. В развитии этого ленинского принципа руководства в решении вопросов подбора, подготовки и расстановки кадров определенное значение имеют исследования индивидуально-психологических различий между людьми.
Таким образом, задача совершенствования систем управления народным хозяйством ставит ряд психологических проблем. Их разработка предполагает инженерно-психологический анализ построения и использования техники в системах управления, социально-психологическое изучение производственных и управленческих коллективов, психолого-педагогическое исследование подготовки руководящих кадров, изучение психологических аспектов управленческого труда.
Эти проблемы требуют и новых форм взаимосвязи между психологией труда, социальной, инженерной, педагогической психологией и некоторыми другими областями психологической науки.
В последние годы на базе психологии и науки управления формируется особая дисциплина — психология управления (или организационная психология) .
Совершенствование сферы обслуживания. Человек включен не только в процессы производства. Он включен также в процессы распределения продуктов труда и их потребления (общественного и индивидуального).
Система процессов распределения и потребления образует осо-ую относительно самостоятельную область общественной жизни — сферу обслуживания.
в виду в первую очередь те разделы педагогической психологии, связаны с обучением и воспитанием взрослых людей.
31
До недавнего времени научное исследование этой сферы orpj ничивалось рассмотрением экономических, организационных, те логических и товароведческих проблем. Между тем сфера обслужв вания — это сфера работы с людьми и потому имеет сильный псц хологический аспект, требующий специального изучения. К С лению, это направление психологии развивается у нас еще очен и очень слабо [250.
Не претендуя на определение этой новой, еще только зарождал щейся области психологических исследований, отметим лишь не* торые проблемы, имеющие большое практическое значение.
К таким проблемам относятся проблема спроса и неразрывь связанная с ней проблема потребностей. Понятно, что их разрабо ка предполагает совместные усилия ряда наук, прежде всего эк< номики, социологии и психологии. Экономика и социология исследл ют развитие человеческих потребностей (и соответственно cnpocajj имея в виду большие группы людей и общество в целом. Они имен дело с макромасштабным рассмотрением потребностей.
Но, как известно, потребности варьируют от одной общност людей к другой, от культуры к культуре, от индивида к индивид) от одного дня к другому у одного и того же индивида. Это создае необходимость дополнить макромасштабный анализ общей карта ны развития потребностей анализом тех микропроцессов, в котор! отражаются исторически обусловленные изменения потребностей из которых эти изменения складываются. Именно эти микропроцес! сы (по отношению к жизни общества в целом) и находятся в центр внимания психологии. Но, исследуя их, психология стремите вскрыть те общие законы, которым подчиняется развитие потребнс стей индивида, и понять их обусловленность законами развития о< щества. Конечно, психология не ограничивается только индивидо Она исследует также законы развития потребностей общносте разного уровня, особенно малых групп и коллективов.
Каким законам подчиняется развитие потребностей индивида группы людей)? Чем определяется их специфически-индивидуа; ное сочетание (например, сочетание материальных и духовных п требностей у разных категорий людей)? Каковы формы проявлен» потребностей в повседневной жизни? Какую роль играют потребив сти в детерминации поведения индивидов и групп людей? Эти и других вопросов и составляют предмет психологического исследи вания.
Большое значение для решения задач, возникающих в сфере о<1 служивания, имеет исследование соотношений между потребности ми, интересами и вкусами людей. Серьезного внимания заслужив* ет и такое социально-психологическое явление, как мода, связаннг с действием механизмов подражания и контрподражания9.
Специального исследования требуют такие явления, как потр бительские отклонения и извращения, неразумные потребности
• явлен
9 Моду невозможно объяснить действием экономических законов. Это • сугубо социально-психологическое.
32
Важным является вопрос о формировании субъективных человека к общественному богатству (в особенности к фонду об щественного потребления). ‘- ;
Массовость сферы обслуживания вовсе не исключает ‘необхед«: мости учета особенностей различных категорий людей. Более того, рациональное соотношение массовости и индивидуализации в работе этой сферы является важным условием ее эффективности.
Учет психологических и социально-психологических факторов в определении спроса и организации сферы обслуживания — это только одна сторона дела. Другая состоит в том, что эта сфера ока зывает существенное влияние на формирование и развитие потреб ностей, интересов и вкусов людей. Как справедливо отмечает Н. В. Кучевская, одной из важнейших функций сферы обслужива ния является воспитательная [250. В этой связи большое значе ние приобретает разработка средств и способов формирования по требностей, интересов и вкусов. ,.
Психологические исследования в сфере обслуживания, которые включают ряд дисциплин, могут оказать существенную помощь в повышении ее общей культуры.
Охрана здоровья людей. Совершенствование системы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских, но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного, требует знания не только егб соматических, физиологических и других особенностей, но и особенностей его психики. В предыдущем параграфе был дан краткий перечень тех проблем, которые в системе медицинских наук относятся к компетенции психологии, прежде всего таких ее дисциплин, как медицинская психология, патопсихология, нейропсихология и психофармакология. Здесь лишь отметим, что в огранизации-медицинского обслуживания возникают также социально-психологические проблемы (например, общение врача и пациента), психолого-педагогические (например, пропаганда медицинских знаний), инженерно-психологические (например, согласование медицинской техники с психологическими свойствами человека) и др.
Задачу охраны здоровья было бы неверно сводить целиком h заботе о здоровье индивида. На самом деле это — более широкая задача. Она относится также и к обществу в целом. При такой постановке естественно обнаруживается целый ряд ее новых граней, разработка которых требует использования знаний, накапливаемых во многих общественных науках, а соответственно и в связанных г ними психологических дисциплинах.
Обучение и воспитание. Социализм впервые в истории челове чества создал реальные возможности для всестороннего развития каждого человека. Соединение этого преимущества с достижениями научно-технической революции требует дальнейшего совершенство вания организации обучения и воспитания, всех его форм, средств и методов. —
В решении этой задачи психологии бесспорно принадлежит ад-но из важнейших мест. В первую очередь это, конечно, относится к
33
Б. Ф. Ломов
педагогической психологии, проблемы которой кратко перечислен! выше (с. 16—17). Здесь лишь отметим, что во всех звеньях систем! народного образования (дошкольное воспитание, средняя общеоб разовательная школа, среднее специальное образование, обучение взрослых, высшая школа) возникают проблемы, адресованные пси* хологии. Исследование фактически всей системы психических явле ний — от элементарных ощущений и до психических свойств ности, от индивидуально-психологических особенностей людей до массовидных социально-психологических явлений,— направленно! на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, име ет первостепенное значение для создания научной базы решения об щественной задачи совершенствования организации обучения воспитания. А это значит, что разработка психологических аспектов данной задачи относится не только к педагогической психологии: нее должны также включиться и многие другие психологические! дисциплины. Конечно, в разных сферах педагогической практики применительно к разным частным педагогическим задачам их ее отношение складывается по-разному, но все они в конце концовЦ смыкаются в области изучения законов психического развития че, ловека, которые охватывают всю его жизнь — от рождения до ста-* рости. Исследование этих законов в конце концов служит решению одной из основных перспективных задач психологической науки созданию целостной системной теории психического развития челе века.
Формирование нового человека. В системе решаемых социали-1 стическим обществом задач важнейшее место принадлежит задаче формирования нового человека. Новый человек — это не только} следствие тех коренных преобразований общества, которые произошли после победы революции в ходе строительства социализма, но! и условие его дальнейшего развития, перерастания социализма в коммунизм.
Ее решение требует развертывания исследований в ряде наук.1 Большая роль среди них отводится психологии, в первую очередь! тем ее отраслям, которые разрабатывают проблему личности.
Неверно было бы представлять себе дело таким образом, что) новые общественные отношения «автоматически производят» нового человека. Его формирование и развитие — это сложный процесс, овладение которым предполагает понимание того, каким образом i общественные отношения детерминируют человеческое поведение, отражаются в психологии человека и в силу действия каких законов на этой основе формируются устойчивые свойства его личности как коллективиста, интернационалиста и патриота; как формируют- ся его социальные установки, ценностные ориентации, мотивацион-; ная сфера и т. д. Именно эти вопросы и должны разрабатываться’ психологической наукой. Научно обоснованные ответы на них без-j условно могут быть полезны для дальнейшего совершенствования j всех сфер работы с людьми.
Весь круг психологических проблем, о которых говорилось выше в связи с задачами повышения производительности труда, разра-!
34
тки техники, психологически удобной для человека, совершенст-вання управления, сферы обслуживания, здравоохранения, обуче-В°я и воспитания, в той или иной мере относится также и к задаче Нормирования нового человека. Это и понятно, поскольку новый че-овек формируется в самой «гуще» общественной жизни. Л Психология совместно с другими науками призвана раскрыть акономерности и механизмы формирования личности в социалистическом обществе, а также разработать такие методы, которые бы обеспечили воспитание (в широком смысле) каждого советского человека как активного участника социалистического и коммунистического строительства.
Идеологическая функция психологии. Проблема человека, и прежде всего сущности его психики и механизмов поведения, является не только фундаментальной проблемой современной науки и представляет не чисто академический интерес. Она является также полем идеологической борьбы. Из того или иного решения этой проблемы (или общего подхода к ее решению) вытекают определенные идеологические и политические выводы. Так, из фрейдистской концепции человека, трактующей все формы его поведения с позиций пансексизма и утверждающей изначальный антагонизм человека и общества, вытекают вполне определенные идеологические выводы. Столь же определенные идеологические выводы вытекают из бихевиористской концепции, смазывающей качественное отличие человека от животного и проповедующей приспособительный характер его поведения.
В условиях идеологической борьбы дальнейшее развитие марксистской психологии и критический анализ тех концепций, которые создаются на Западе, приобретают исключительно важное значение.
Выше говорилось о роли психологии в решении задачи формирования нового человека. При этом акцентировалось внимание на том значении, которое имеет понимание психологических закономерностей развития личности для решения этой задачи. Сейчас хотелось бы подчеркнуть и другое — значение психологической теории (прежде всего того вклада, который она вносит в разработку проблемы человека) для идейного воспитания людей социалистического общества. Речь идет о том, что в формировании мировоззрения существенная роль принадлежит взглядам на природу и сущность человека, в том числе и на его психологию.
Важно отразить и другую сторону: идеология и политика оказывают существенное влияние на проблематику психологической науки, подходы к ее методологическим и теоретическим проблемам, а также на направления исследований.
Разрабатывая широкий круг научно-исследовательских и научно-практических задач, психология вместе с тем выполняет и идеологическую функцию. В тех ее отраслях, которые изучают личность и различные общности и группы людей, а также различные формы общественного сознания (в аспекте, определяемом предметом психологии), идеологическая функция выступает наиболее отчетливо, «это относится прежде всего к тому кругу психологических дисцип-
35 2*
лян.,-; который связан с общественными науками: социальной, педа.-> гогической, этнической, юридической психологии, психологии искусу ства и некоторым другим.
Вопросы о детерминантах общественных настроений, о закопал развития личности, о формировании национальных чувств и харак-S тера, о сближении наций и интернациональном воспитании, о роли! социальных норм в регуляции поведения и ряд других имеют самс прямое отношение к идеологии. Они в такой же мере идеологиче ские, как и психологические.
Важно подчеркнуть, что идеология, как и все формы обществен; ного сознания, играет в психическом развитии индивида и тем более! в развитии общественной психологии формирующую роль. Каюш образом конкретно реализуется эта роль? Как идеологические прин-. ципы.и цели воплощаются в психологии индивида (и общности лю- дей)? Какой механизм здесь действует? Вместе с тем, как происхо дит возвышение индивидуального сознания до уровня обществен-? ного?,3ти вопросы требуют специального, в том числе и психологи ческрго, исследования. Специального исследования требуют и такие, (негативные) социально-психологические явления, как, например массовые психозы, фанатизм. Их научная разработка имеет исклю* чительно большое значение для совершенствования идеологической работы, агитации, пропаганды и контрпропаганды.
Эффективность любых средств и способов идеологического воз- действия на человека существенно зависит от того, насколько в них учитываются закономерности психических процессов и .состояний,, психологические особенности различных групп людей 10.
, ,ЗВыше дана краткая характеристика лишь некоторых научно-‘ практических направлений психологии и сделана попытка обрисо— вать круг возникающих в этой связи теоретических проблем. К ним можно было бы добавить направления, связанные с задачами охра ны правопорядка, обороны страны, развития культуры и многие другие. i
Однако, кажется, и сказанного достаточно, чтобы представить широту «панорамы» сфер практического применения психологии.
Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний при-j бора до изучения массовидных психических явлений. Психологиче- ские аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба.за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и в частных вопросах повседневной жизни людей; (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.)- И ничего неестественного в таком размахе- нет, поскольку эти проблемы так или иначе касаются человека. Когда же речь идет о человеке, то неизбежно и в первую очередь, нас интересует его психика.
Общая картина направлений психологических исследований,’
«•Особо следует отметить значение данных психологии для использования средств- массовой информации — кино, радио и телевидения.
• матично очерченная и этом и предыдущем параграфах, выгля-как многоплановая, но недостаточно хорошо организованная, в общем соответствует действительному положению дел в современной психологии.
Однако все же можно выявить несколько основных проблемных зон, к которым как бы стягиваются все остальные. Эти проб-пемы психического отражения и его механизмов, деятельности (в первую очередь субъекта деятельности), общения, личности, взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии человека.
studfiles.net
Конспект лекций по психологии Тема 1. Психология как наука и практика
План | Предмет и задачи общей психологии Этапы развития психологии Основные направления зарубежной психологии Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки Отрасли психологии |
Предмет и задачи общей психологии
В процессе непрерывного развития науки то одна, то другая отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, биологией, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология.
Психология обладает рядом особенностей по сравнению с другими научными дисциплинами (рис. 1, 2). Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, мышления, речи, воли, интересов, потребностей, эмоций.
Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом
Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение
В дословном значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера
Рис. 1. Значение слова «психология»
Своим названием и первым определением психология обязана гре-ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую мо-лодую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что боги решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бес-смертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал1.
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству
2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью сознания же
3. Практические следствия психологии уникальны: они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные, поскольку познать нечто – это значит овладеть и научиться управлять им, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями – задача самая грандиозная
4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания
5. Единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы
6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой
7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем
Рис. 2. Особенности психологии как науки2
Психология– это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека (рис. 3).
Рис. 3. Предмет и задачи психологии
studfiles.net