Наречия в сравнительной степени – Степени сравнения наречий в русском языке – сравнительная и превосходная, таблица с примерами

Сравнительная степень наречий

Качественные наречия в русском языке имеют две формы степени сравнения – сравнительную и превосходную. Сравнительная степень наречий также имеет две формы – простую и составную, а превосходная – только сложную. Посмотрим подробнее примеры их использования в речи.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Простая сравнительная степень наречия образуется при помощи суффиксов – ЕЕ (- ЕЙ), -Е

! Не существует разницы между употреблением суффиксов – ЕЕ или –ЕЙ

Весело – веселее (веселей)

медленно – медленнее (медленней)

смело – смелее (смелей)

Черепаха передвигается медленнее ежа. – [Chiripákha piridvigáitsa médliniye yezhá.] — The turtle moves more slowly than the hedgehog.

! Суффикс –Е используется, если в основе слова встречается чередование согласных букв:

Громко – громче

Долго – дольше

Богато – богаче

Редко — реже

Ты смеёшься громче меня. – [Ty smiyósh′sya grómchi minyá.] – You are laughing louder than me.

! Кроме того, существует ещё и альтернативная сравнительная степень наречия, которая образуется при помощи приставки –ПО.

Дорого – подороже

Тяжело – потяжелей

Эти туфли стоят подороже моего костюма. – [Éti túfli stóyat padarózhi maivó kastyúma.] – These shoes are more expensive than my costume.

! Для обозначения сравнительного качества наречия также можно добавлять союз ЧЕМ. В этом случае тогда нужно обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний.

Им интереснее смотреть фильмы, чем читать книги. – [Im intirésniye smatrét′ fíl′my, chem chitát′ knígi.] — They are more interested in watching movies than reading books.

→ Наречия – исключения, в которых меняется не основа, а всё слово:

Мало – меньше

Много – больше

Хорошо – лучше

Плохо – хуже

В Москве находится больше музеев, чем в Санкт-Петербурге. [V Maskvé nakhóditsa ból′she muzéyef, chem v Sankt-Pitirbúrgi.] – There are more museums in Moscow than in Saint Petersburg.

Составная сравнительная степень наречия образуется при помощи слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

Шумно – более шумно

Грустно – менее грустно

Этот двигатель работает более шумно, чем тот. – [État dvígatil′ rabótait bólii shúmna, chem tot.] — This engine runs noisier than that one.


ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Данная степень образуется при помощи
→ сочетания слов НАИМЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ (иногда МАКСИМАЛЬНО) + наречия
Максимально точно, наименее сложно, наиболее удобно

Очень важно максимально точно понять речь иностранца. – [Óchin′ vázhna maksimál′na tóchna panyát′ rech′.] — It is very important to understand accurately the speech of a foreigner.

→ простой сравнительной степени наречия + слов ВСЕХ, ВСЕГО

Этот повар готовит лучше всех. – [État póvar gatóvit lúchshi vsekh.] – This cook cooks best.

! ВСЕХ мы используем, когда сравниваем похожие предметы (лучше других поваров, как в показанном примере)

Больше всего мне нравится плавать. – [Ból′shi fsivó mne nrávitsa plávat′.] – Most of all I like to swim.

Меньше всего я люблю мороженое. – [Mén′shi fsivó ya lyublyú marózhinaye.] – The last thing I like is ice cream.

! ВСЕГО мы используем, когда нужно сравнить:

действия (больше всего плавать, а не петь)

разные предметы (меньше всего мороженое, а не шоколад)

www.ruspeach.com

Степени сравнения наречий. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

На данном уроке рассматриваются правила образования степеней сравнения наречий; разбираются примеры употребления наречий в формах сравнительной и превосходной степеней; проводится их сопоставление с соответствующими формами прилагательных.

Вступление

Наречия чаще всего обозначают признак действия. С помощью степеней сравнения мы можем охарактеризовать меру проявления признака, выраженного наречием.

Степени сравнения имеют наречия, оканчивающиеся на -о (-е), образованные от качественных имён прилагательных.

Например: идти быстро – идти быстрее – идти быстрее всех. 

Схема 1

Сравнительная степень

Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.

Сравнительная степень имеет две формы – простую и составную.

Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, -око) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же.

Например: тепло – теплее (-ей),

                   громко – громче,

                   рано – раньше,

                   глубоко – глубже.

Наречия хорошо, плохо, мало образуют простую форму сравнительной степени нестандартно: хорошо – лучше,  плохо – хуже, мало – меньше.

В разговорной речи используются наречия, образованные от простой формы сравнительной степени при помощи приставки по-. Такие наречия обозначают небольшую меру проявления признака. Например: дешевле → подешевле

                                   лучше → получше

                                   светлее → посветлее

Отличие простой сравнительной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Простая форма сравнительной степени наречий совпадает с соответствующей формой имени прилагательного. Сравните:

             прилагательное: веселый – веселее;

             наречие: весело – веселее.

Отличить простую сравнительную степень прилагательного от наречия в этой же форме можно по нескольким характерным чертам этих двух частей речи: 





Наречие в форме простой сравнительной степени

Имя прилагательное в форме простой сравнительной степени

1. обозначает признак действия

1. обозначает признак предмета

2. отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. в предложении выступает в роли обстоятельства

3. в предложении выступает в роли сказуемого

                                                        глагол                  наречие

Например: Летние каникулы мы проводим (как?)веселее,чем зимние.

                                       сущ.                                                           прилаг.

                    В детстве мой брат брат был (какой?)веселее, чем сестра.

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме. Например: тепло – более тепло, громко – менее громко.

Составная сравнительная степень наречий часто употребляется в сравнительных оборотах со словом чем и является обстоятельством. Например: Аня выполняет домашние задания более старательно, чем Оля.

Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных, наречия не имеют простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь в устаревших выражениях: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1.      Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.

Например: высоко – наиболее высоко, серьёзно – наименее серьёзно.

2.      Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех. Например: высоко – выше всех; серьёзно – серьёзнее всего.

Отличие составной превосходной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Составная превосходная степень наречий со словами всех/всего совпадает с соответствующей формой прилагательных. Отличить их можно по тем же признакам, по которым разделяются формы простой сравнительной степени (см. таблицу).

Например:                        глагол            наречие

                       Мой друг рисует (как?) красивее всех.

                            сущ.                                                  прилаг.

                       Сестра моего друга была (какая?) красивее всех!

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнения № 212, 214. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Выпишите сначала пословицы и поговорки со сравнительной степенью прилагательных, а затем – со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения.

1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 4. Легче друга потерять, чем найти. 5. Больше слушай, меньше говори. 6. Выше себя не вырастешь. 7. После работы еда вкуснее. 8. Меньше жмурься – больше увидишь. 9. Меньше конь – меньше воз.

Задание № 2. От данных наречий образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.

Задание № 3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

1. Больше за все я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более раньше, чем Московский. 4. Музыка играла громчее. 5. Экскурсовод рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее, чем это написано в книге.

 

interneturok.ru

Степени сравнения наречий

Наречия, которые образованы от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени.
Сравнительная степень обозначает меньшую или большую степень проявления какого-либо признака.
Например:
красиво — красивее, дешевом-дешевле.

Сравнительная степень наречий может быть простой и составной.

Простые образуются с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше.

Например:

глубоко — глубже

далеко — дальше

тихо — тише

Составная сравнительная степень наречий образуется прибавлением слов более или менее.

Например:

тепло — менее тепло

красиво — менее красиво

Превосходная степень указывает наибольшую или наименьшую степень проявления какого-либо признака.

Она образуется двумя способами.

1. С помощью слов наиболее или наименее.

Например, наиболее красиво.

2. С помощью слова ВСЕХ.

Например, выше ВСЕХ, дальше ВСЕХ и т.п.

Упражнение №1.

Определите степень наречий в предложениях.

1. В библиотеке нужно разговаривать тише.

2. Он нырнул глубже всех.

3. На улице менее тепло, чем в доме.

4. На этот раз он крикнул громче.

5. Эта было сделано наиболее красиво.

6. Нужно ехать дальше.

Упражнение №2.

Образуйте из следующих наречий сравнительную и превосходную степень.

1. красиво

2. далеко

3. высоко

4. страшно

5. громко

6. светло

Ответы на упражнение №1

1. сравнительная

2. превосходная

3. сравнительная

4. сравнительная

5. превосходная

6. сравнительная

Ответы на упражнение №2

1. красиво — красивее — наиболее красиво (красивее всех)

2. далеко — дальше — дальше всех

3. высоко — выше — выше всех

4. страшно — страшнее — наименее страшно

5. громко — громче — громче всех

6. светло — светлее — наиболее светло

www.ruspeach.com

Степени сравнения наречий

Наречия, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения. Как и у прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трёх рядов форм — положительной, сравнительной и превосходной степени.

 

Сравнительная степень наречий

Сравнительная степень наречий может быть синтетической и аналитической.

 

Синтетическая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов —ее, (-ей), —е, —ше от положительной степени наречий путём замены суффикса —о (-е).

 

Положительная степень

наречий

 

Простая форма сравнительной

степени (синтетическая)

отвечать уверенноуверенней (-ее)
лететь высоковыше
проснуться ранораньше
находиться близкоближе
работать энергичноэнергичнее

 

Синтетическая сравнительная степень наречия по форме полностью совпадает с синтетической сравнительной степенью прилагательного. От имени прилагательного наречие отличается категориальным значением и синтаксической функцией.

  • Её лицо стало строже. (Строже — прилагательн.)
  • Он посмотрел строже. (Строже — наречие.)

Аналитическая форма сравнительной степени образуется путём прибавления к положительной степени наречий слов более (Ладыженская Т. А., Григорян Л. Т., Баранов М. Т.) и менее (Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д., Шанский Н. М., Тихонов А. Н.).

 

Положительная степень

наречий

 

Составная форма сравнительной

степени (аналитическая)

говорить тихоболее тихо
требовать настойчивоболее настойчиво
писать красивоболее красиво
заплыть глубокоменее глубоко
звучать громкоменее громко

 

Гвоздев А. Н. указывает, что аналитическая сравнительная степень может употребляться с другими видами наречий: более дружески, более по-нашему (используются в разговорной речи).

 

Превосходная степень наречий

Возникает вопрос, можно ли считать наречия на -айше, -ейше синтетическими формами превосходной степени: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше. Виноградов В. В. подчёркивает, что эти формы образуются от соответствующих прилагательных на -айший, -ейший с помощью суффикса —е.

 

Гвоздев А. Н. считает, что синтетическая форма превосходной степени имеет значение усиления, экспрессии, образуется от прилагательных, но не несёт идеи сравнения.

 

По школе, превосходная степень бывает только аналитической и образуется путём сочетания форм простой сравнительной степени (синтетической) и вспомогательных слов всех и всего.

 

Простая сравнительная

степень наречий

 

Превосходная степень

наречий (аналитическая)

нарисовать красивеекрасивее всех
лететь вышевыше всех
выступать удачнееудачнее всех
любить большебольше всего

 

Шанский Н. М., Тихонов А. Н., Лекант П. А. считают, что в качестве вспомогательных слов могут использоваться слова наиболее, наименее. Вспомогательные слова всего и всех различаются отношением категории одушевлённости: при сравнении одушевлённых предметов употребляется слово всех.

  • Он пробежал дистанцию быстрее всех.
  • Смешнее всего был последний анекдот.

Аналитические формы со словом наиболее имеют книжный характер.

 

Как и прилагательные, при помощи суффиксов и приставок наречия могут образовывать формы оценки.

 

Суффиксы и приставкиПримеры

оньк-, —еньк

давно — давненько

рано — раненько

легко — легонько

оват-, —еват

темно — темновато

мало — маловато

сине — синевато

-енечк-, -онечк-

маленечко

легонечко

к-, —ышк-, —ц

шагом — шажком

рысью — рысцой

рядом — рядышком

пре-, сверх

сверхсовременно

премило

 

 

Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Урок «Степени сравнения наречий»

Тема : Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий,  определять синтаксическую роль наречий в сравнительной  степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

  1. Разминка.

— Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

 

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II. Проверка домашнего задания.

   

1.Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

 

— Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

— Назовите  степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

— Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

— Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше).

— Как образуется составная степень сравнения наречия? (наречие + более, менее).

— Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорнейше, нижайше, строжайше).

— Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

— Молодцы.

 

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

.

 

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

 

4. Отрабатываем алгоритм действия

          1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

                         Наречие – от глагола                             Прилагательное – от существительного или

                                                                                                                         местоимения

          2. Поставить вопрос:

                         как?                                                                                     какой? каков?

    3.Определить слово как член предложения:

                           обстоятельство                                                                 сказуемое

     Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

 

     III. Закрепление

     1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия ( 2- 3 обучающихся у доски):

1)      Сегодня ты выглядишь веселее.

2)      Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3)      Ребята нашего класса дружнее.

4)      Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5)Худой мир лучше доброй ссоры.

6)Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1.Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде…т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, — сд…ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг…релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки ( проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла, наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3) «Говорите правильно» (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее»).

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще»).

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает»).

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром»).

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много»).

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем»).

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам»).

– Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

— Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

 1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста. 

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

 в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б ;3.а;4. а; 5. в .

Взаимопроверка теста

IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали…

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

 

infourok.ru

Степени сравнения наречий, их образование.

·                  
Сегодня мы с вами
научимся сравнивать наречия.

·                  
Будем различать
наречия и прилагательные.

·                  
И составим схемы,
которые нам потом не раз пригодятся. 

Вспомним,
что наречие – это самостоятельная часть речи. Наречия не изменяются и обычно обозначают
признак действия.

Наречия
часто образуются от прилагательных при помощи суффиксов о, -е: громкий –
громко, блестящий – блестяще, вызывающий – вызывающе.

Мы знаем, что признаки предметов могут проявляться в большей
или меньшей степени. Например, Ваня – менее высокий, чем Юля. Значит,
Юля выше Вани. А Полина вообще выше всех.

А могут ли проявляться в большей или меньшей степени признаки
действий
? Да, могут. Розовый самолет взлетел высоко. Но красный самолет
взлетел выше. А желтый вообще взлетел выше всех.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных имен
прилагательных, могут иметь степени сравнения.

У наречий две степени сравнениясравнительная
и превосходная. Каждая из них имеет простую форму и составную
форму
.

Сначала рассмотрим простую форму сравнительной степени.

Чтобы образовать простую форму сравнительной степени, от
наречия нужно сначала отбросить конечные -о (-е) или -ко, а потом добавить
суффиксы -ее (-ей), -е, -ше. Например, крикнуть громкогромче,
ударить сильносильнее, прыгнуть высоковыше.
Для наречий хорошо, плохо и мало есть особые формы
сравнительной степени – лучше, хуже, меньше.

Посмотрим на образование составной формы сравнительной
степени
.

Чтобы образовать составную форму, к наречию достаточно
добавить слова более или менее: громко – более громко, сильно
– менее сильно
, высоко – более высоко. От таких наречий, как хорошо,
плохо, мало
составная форма сравнительной степени не образуется.

Обратим внимание на превосходную степень.
Посмотрим, как образуется простая форма.

Дело в том, что эта форма сейчас почти не употребляется, но
зато активно употреблялась раньше. Вам, конечно, знакомы такие слова, как покорнейше,
нижайше, строжайше
. Их часто можно встретить в литературе 19-го века.
Например, в поэме Александра Грибоедова «Горе от ума» читаем такие строки:

Строжайше б запретил я этим лицам

На выстрел подъезжать к столицам.

Так что нам для общего развития нужно запомнить такие слова,
как покорнейше, нижайше, строжайше – простая форма превосходной степени,
к которой почти никто сейчас не обращается.

Гораздо чаще мы встречаемся в наше время с составной
формой
.

Составная форма превосходной степени образуется при помощи
слов наиболее, наименее, которые присоединяются к исходной форме
наречия, и слова всех, которое присоединяется к форме простой
сравнительной степени.

Громко – наиболее громко

Сильно – наименее сильно.

Высоко – выше всех.

Попытаемся определить, в какой степени сравнения и в какой
форме употребляются наречия.

Летом солнце светит ярче. Мы сравниваем – значит, это
сравнительная степень. Форма образована с помощью суффикса – значит, перед нами
простая форма.

Олег решил учиться более усердно. Перед нами
сравнительная степень – мы сравниваем. Мы образовали ее при помощи слова более
– значит, это составная форма.

Маша лепила снеговика усерднее всех. В этом
предложении речь уже о превосходстве над другими, поэтому это превосходная
степень. И, конечно, превосходная составная. Простая форма сейчас почти не
употребляется.

А теперь давайте попытаемся отличить прилагательное от
наречия
. Кажется, это совсем несложно сделать.

Этот ноутбук очень дорогой. Ноутбук какой? – дорогой.
Сразу становится ясно, что перед нами – прилагательное-определение.

Этот ноутбук стоит очень дорого. Стоит как? – дорого.
Нет сомнений, что перед нами наречие-обстоятельство.

Но вот третье предложение. Тот планшет стоит еще дороже.
Какой частью речи является выделенное слово?

Формы простой сравнительной степени у наречий и
прилагательных совпадают
. Простая сравнительная степень от прилагательного дорогой
– слово дороже. И от наречия дорого – тоже слово дороже.
Но не надо отчаиваться, мы действуем точно так же, как и в предыдущих примерах.

Планшет стоит (как?) – дороже. Мы поставили
вопрос, и стало ясно, что слово дороже относится к глаголу, обозначает
признак действия и является обстоятельством. Значит, это наречие.

А если бы предложение звучало так: Тот планшет – еще
дороже
? Планшет какой? – дороже. Слово дороже относится к
существительному и обозначает признак предмета. А значит, перед нами
прилагательное.

Есть небольшая хитрость, которая может нам помочь. Дело в
том, что наречие часто сочетается с глаголом, а вот
прилагательное, как мы знаем, зависит от существительного.
Поэтому если слово в сравнительной степени примыкает к глаголу – скорее
всего, это наречие
. Иными словами, надо посмотреть: нет ли поблизости
глагола?

Посмотрим на два предложения.

В первом предложении глагола нет, слово красивее
относится к существительному Аня, определяет его. Значит, это прилагательное.
А вот во втором предложении есть глагол учится, к которому относится
слово прилежнее: учится как? – прилежнее Ани. Значит, перед нами
наречие.

С составной формой превосходной степени,
которая у наречий и прилагательных также совпадает, наша хитрость тоже
действует. Посмотрим еще на два предложения.

В первом предложении сразу же отыскивается глагол поет,
к которому и относится конструкция превосходной степени громче всех.
Конечно же, это наречие.

А во втором предложении тверже всех явно относится к
существительному алмаз, и никаких глаголов мы не видим. Перед нами
прилагательное.

Что же нам требуется запомнить?

videouroki.net

Степени сравнения наречия в русском языке.

Степени сравнения могут иметь наречия на -o (-e), которые образовались от качественных прилагательных:

Приведем пример:
яркий — ярко, громкий — громко; весёлый — весело; быстрый — быстро.

Сравнительная степень наречия может быть простой и сложной.
Простая степень наречия образуется с помощью суффиксов -ee (-ей), -e, -ше
Приведем пример: громко – громче, весело – веселее, веселей, далеко – дальше.
Сложная степень наречия образуется с помощью частиц более и менее.
Приведем пример: Более шумно, менее шумно.

Превосходная степень наречия обычно бывает сложной и состоит из двух слов – формы сравнительной степени наречия и слова всех.
Приведем пример: Веселее нас, громче нее.

Самое главное всегда помнить, что:
1) Качественные наречия на -o (-e) совпадают по форме с формами среднего рода кратких прилагательных.

Приведем пример:
Озеро спокойно. В данном случае слово спокойно выступает в роли прилагательного.
Он спокойно ушёл. В данном случае слово спокойно выступает в роли наречия.

Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия – обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.

2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.
Приведем пример: Он спокойнее всех. (прилагательное – он более спокойный, чем я; он спокоен) – Говори спокойнее (наречие – говори более спокойно; говори спокойно).

Дата публикации:

Теги:

наречие :: степень сравнения :: правила русского языка


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


nashol.com

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о