Люди которые внесли вклад в культуру россии – их достижения, вклад в мировую культуру и науку

Содержание

«Великие люди России» Подготовила: ученица 10 класса



«Великие люди России»

  • Подготовила: ученица 10 класса

  • Черкова Татьяна


  Нам больше тысячи лет — это много и не очень. Наша культура является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия в высших его проявлениях. Мы побеждали в самых крупных мировых сражениях на воде и суше, первыми покорили космос. Многие люди внесли огромный вклад в Российскую культуру. О них должны знать и всегда помнить потомки. Наиболее известные полководцы, цари, ученые, художники, писатели, первооткрыватели собраны в этой презентации.

  •   Нам больше тысячи лет — это много и не очень. Наша культура является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия в высших его проявлениях. Мы побеждали в самых крупных мировых сражениях на воде и суше, первыми покорили космос. Многие люди внесли огромный вклад в Российскую культуру. О них должны знать и всегда помнить потомки. Наиболее известные полководцы, цари, ученые, художники, писатели, первооткрыватели собраны в этой презентации.



Александр Сергеевич Пушкин

  • Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Произведения Пушкина переведены почти на все языки мира.



Михаил Васильевич Ломоносов

  • Первый российский ученый —естествоиспытатель мирового значения, поэт, ставший основоположником современного русского языка, художник, историк, поборник развития отечественной науки и культуры



Дмитрий Иванович Менделеев

  • Разносторонний ученый конца XIX — начала XX века. Но миру он известен, прежде всего, как автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии.



Константин Эдуардович Циолковский

  • Его считают основоположником мировой космонавтики. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.



Юрий Алексеевич Гагарин

  • 12 апреля 1961 года началась новая эпоха освоения космического пространства- первый пилотируемый полет в космос.



Эмилий Христианович Ленц

  • Этот ученый внес огромный вклад в развитие науки о Земле. Наряду с американским ученым М.Ф. Мори он стал основоположником учения о взаимодействии океана с атмосферой.



Николай Иванович Лобачевский

  • Открытие этого российского математика, опубликованное в 1826 году, не получило признания современников, но совершило переворот в представлении о природе пространства.



Сергей Петрович Боткин

  • Известнейший русский врач-терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов.



Андрей Дмитриевич Сахаров

  • Это русский физик — создатель водородной бомбы. Как и многие ученые, представляющие себе катастрофические последствия применения их страшных разработок, выступал за запрещение испытаний ядерного оружия.



Пётр I

  • Пётр I Алексеевич, Московский царь из династии Романовых, император России с 1721 года, человек, сформировавший основные направления развития Российского государства в 18 веке. Царь активно внедрял реформы, которые преодолели значительное отставание России от ведущих государств мира.



Александр Невский

  •   Он прославился в первую очередь как полководец, который одержал блестящие и почти бескровные для русских победы. Благодаря своей победе, блестящему уму и преданности своей Родине, Александр Невский сохранил самобытность пути развития Руси.



Князь Владимир

  • В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Первый правитель, Руси принявший христианство и «окрестивший» всю Русь.



Лев Николаевич Толстой

  • Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.



Иосиф Виссарионович Сталин

  • Российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Деятель международного коммунистического и рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма



Владимир Ильич Ленин

  • Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин;) Российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства.



Екатери́на II Великая

  • Екатери́на II Великая императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Во время Екатерининской эпохи Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав.



Андрей Рублев

  • Андре́й Рублёв— наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.



Пётр Ильи́ч Чайко́вский

  • Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его произведения представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.



Валентина Терешкова

  • Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва— советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор, Герой Советского Союза.




rpp.nashaucheba.ru

расскажи о каком-либо человеке нерусской национальности, который внес свой вклад в развитие культуры России.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Карло Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия) .
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси) .

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям» . Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Росси, _Карл_Иванович

otvet.mail.ru

Вклад Русской культуры в мировую культуру. «Золотой» век России. — КиберПедия

Период с середины до 90 годов XIX век называют «Золотым веком» русской культуры.К началу XIX века русская культура, усвоив многообразные направления культуры западноевропейской, и при этом, сохранив самобытность входит в самый яркий свой период.

«Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Очень ярко и образно сказал об этом А.М.Горький: « Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный

Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на, чтобы создать положительный тип русского человека, и наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет.

XIX век – век науки, техники и индустриализации. Европейская культура вступает в пору своей зрелости.

В это время:

• растет крупное машинное производство,

• используются новые виды энергии – пар, электричество, тепловая энергия,

• ощущается нужда в квалифицированных инженерах и рабочих,

• грамотность становится общекультурной нормой,

• созданы телеграф, телефон,

• эра автомобиля,

• железные дороги и сети,

• подорвана основа патриархальной семьи,

• увеличивается население, растет урбанизация,

• расцвет классического естествознания, создание единой системы наук.

Бурно развивается наука. Фундаментом новой научной системы послужили математика и механика.

В биологии возникает клеточная теория. Появляется экспериментальная психология.

Величайшим открытием культуры XIX века стала идея социальной сущности человека. Она же сделала демократическое движение важнейшим актом культурной жизни XIX столетия. Под влиянием этих идей находилась и Россия.

XIX век в истории европейской культуры занимает исключительное положение не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и радикальными переменами в сфере художественной жизни.

В целом художественная культура России XIX в. развивалась под знаком усиления роли субъективного начала личности художника и творчества как процесса.



Стал очевиден интерес не к внешней, общественной деятельности человека, а к внутреннему, духовному, эмоциональному миру личности.

Предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника

В развитии культуры России XIX в. можно выделить несколько основных стилей:

Романтизм. Под термином «романтизм» чаще всего понимается нечто духовно-возвышенное, удивительное, призрачное, порою фантастическое, авантюрное. Романтизм противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Яркими произведениями этого стиля являются картины М. Врубеля «Царевна лебедь», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Символиз - разновидность романтизма. Его стилистика широко использовала метафоры, символы. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняет романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом.

Он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее прежде всего с независимостью творческой индивидуальности и личности, права личности на самоутверждение и самовыражение.

Произведения: Шардена «Игорный дом», «Прачка».

Реализм -выдвинул задачу правдивого,объективного и глубокого отображения действительности.Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов.Отражение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Творческий метод реализма предполагает всесто­ронний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типи­зацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Изображая жизнь в формах самой жизни они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, метафорическим реалиям.



Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Она приобрела статус нравственного эталона, на который равнялось общество. Классическая литература XIX в. была больше чем литературой, она стала универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Произведения Толстого, Куприна, Чехова.

Характерной чертой стали творческие объединения(литературные, театральные, музыкальные и проч.). Создается «Могучая кучка» – «Новая русская музыкальная школа». Ее представители: Балакиреев, Бородин, Мусоргский, Римский- Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получает

выдающийся композитор П. И.Чайковский.

К началу века расцвел талант А.Скрябина. С.Рахманинова.

Создается «Товарищество передвижных художественных выставок(по инициативе Крамского): Мясоедов, Ге, Перов, Куинджи, Серов, Васнецов, Суриков и мн.др.

В архитектуре основной стиль ампир (от франц. эмпир – империя), наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов. В русской архитектуре ампиру присущи регламентированность, симметрия, статичность, сочетающаяся со

смелостью пространственных решений и градостроительным размахом.

Выдающиеся памятники: Адмиралтейство, Казанский собор Воронихина, Исакиевкий собор в Санкт-Петербурге.

Критический реализм(в отличие от реализма просветительского) -особая страница в культуре XIX века.Онсосредоточил свое внимание на неприглядных сторонах и тяготах жизни человека, его пороках и несовершенствах (И. Е. Репин «Бурлаки на Волге», Перов «Тройка», «Чаепитие в Мытищах». Творчество Салтыкова - Щедрина, Достоевского.

 

 

30. Тенденции культуры XX века.

 

В первой половине XX века завершилось становление индустриальной цивилизации.

Для культуры XX века характерно интегрирующее начало, охватившее не только сферу духовного, но и материального производства.

Цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры. Эти процессы породили массу противоречий. Противоречия разломили культуру на две антагонистические формы: традиционную и инновационную. Сноу «между двумя этими культурами растет катастрофический разрыв. Это породило глубокий кризис культуры.

Что же определило культуру и кризис ХХ века?

Социальные изменения и потрясения:

· Первая мировая война.

· Октябрьская революция. Революции в Европе.

· Вторая мировая война.

· Падение колониальной системы.

· Создание лагеря социализма, который расколол мир на два лагеря.

· Колоссальные миграционные процессы.

· Глобализм.

Бурный научно-технический прогресс:

Ø Техника стала важнейшей составляющей культуры XX века.

Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Это связано прежде всего с противоречиями возникшими между человеком и машиной.

Ø Техника принесла унификацию человеческого бытия. Новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности. Формирует безликую псевдокультуру.

Ø Создалась ситуация чрезвычайно высокой перенапряженности техникой. Техномасса стала вытеснять растительный и животный мир.

Ø Под влиянием техники меняется и сам человек, техника внедряется во внутренний мир, оказывает влияние на его психику, мышление.

Ø Незаметно для себя человек потерял веру в свои собственные силы. Постепенно атрофируется то, что дала человеку природа. Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что созданное руками человека восстает против своего творца.

Все это способствовало отчуждению человека от культуры.

Отчуждениепроцесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Человечество в ХХ в. совершило радикальный поворот. Человек потерял волю к жизни, тем самым поставил себя на грань самоуничтожения. «Человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов их инструментами».

Научные открытия:

· Рентген.

· Микроскоп.

· Гены,

· ДНК.

· Атом- исходное начало материи.

· Атомная бомба.

· Новые лекарства: наука позволила регулировать жизнь с самого начала ( противозачаточные таблетки).

· Кино.

· Телевидение. Спутниковое телевидение,

· Мобильная телевизионная связь.

· Компьютер. Интернет.

Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочие – стали ухудшать саму человеческую сущность.

XX век ознаменовал начало глобальных войн. Человек стал жертвой своего изобретения. Стало возможным уничтожить полмира. Распространённым явлением стал терроризм.

В обществе нарастает внутренний дискомфорт, напряженность, агрессия, заметно утрачивается чувствительность к природному миру, способность откликаться на многообразную красоту. Идет процесс разрушения целостного мировосприятия, чувства гармонии. Внутренний мир человека становится беднее и примитивнее.

Начинают формироваться дисгармоничные, односторонне развитые типы людей:

человек – функционербезупречный исполнитель чужой воли,

человек-гедонистстремящийся любой ценой получить яркие, чувственные переживания, наслаждения,

человек прагматик, рационалист, в духовном складе которого доминируют энергия, воля, целеустремленность, опора на разум, трезвый расчет. Но нравственность, отзывчивость для рационалиста не представляют ценности.

Это отразилось и на эстетической, нравственной и духовной природе человека.

· Утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка.

· Отрицание господствующей системы ценностей.

Возникают новые методы и подходы к искусству.

cyberpedia.su

Особенно большой вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства.

После революции за рубежом оказалось несколько сот выдающихся русских художников, скульпторов, архитекторов. В современных художественных музеях и в частных коллекциях за рубежом находятся сейчас сотни тысяч картин, скульптур, рисунков, выполненных русскими художниками за рубежом и представляющих величайшую художественную ценность. Вклад их в мировую культуру оценить просто невозможно из-за его огромности. Достаточно назвать только некоторые имена, чтобы реально себе представить значение их творчества для развития мирового изобразительного искусства. Это в первую очередь, конечно, Николай Константинович Рерих, которому в Нью-Йорке посвящен целый музей. Не только картины, но и его общественная деятельность имеют огромное значение. Именно он явился автором проекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившего имя «Пакт Рериха», благодаря которому англо-американская авиация не тронула в Европе древних соборов во время бомбардировок. Мировую известность получило творчество династии Бенуа. Среди трех братьев Бенуа особенно выделялся Александр Николаевич, полотна которого пользовались огромным вниманием, он же стал и наиболее известным театральным художником. Вообще среди русских художников было очень много талантливых театральных художников, декораторов, например Л.С. Бакст, Б.К. Билинский, К.А. Коровина А.Б. Серебряков и многие другие. Русские художники-абстракционисты оказали значительное влияние на западное искусство, особенно В. Кандинский, А. Ланской, С. Поляков, каждый из которых отличался своим стилем. Не меньшую известность получили и жанрист Филипп Малявин, один из столпов модернизма Марк Шагал, портретист-импрессионист Николай Милиотти и многие другие. Огромный вклад внесли русские художники-иллюстраторы в совершенствование искусства оформления книг, среди них можно назвать такие известные имена, как И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, С.В. Жуковский, Л.В. Зак. Уникальную работу провел за рубежом Н.Н. Лохов, который создал замечательную коллекцию копий шедевров итальянского искусства и фресок итальянских церквей, предназначавшуюся для России. К сожалению, Советская Россия отказалась принять эту коллекцию, и он передал свои полотна в Пенсильванский музей в США.



Чтобы представить себе влияние, каким пользовались русские художники за рубежом, достаточно сказать, что, например, на Международной выставке в Брюсселе в 1928 г. были представлены своим творчеством 38 русских художников, скульпторов и архитекторов, а на выставке в Париже в 1932 г. — 67 человек.

Многие павильоны на международных выставках были спроектированы и построены русскими архитекторами, в том числе и знаменитый Атомиум в Брюсселе.

Не прекращается влияние русских художников зарубежной России на современное искусство и в настоящее время. За рубежом уже в последние десятилетия оказались такие всемирно известные художники, как Михаил Шемякин, Лев Збарский, Эрнст Неизвестный, Виталий Комар, Александр Меламид и др.

Чрезвычайно велика роль русских эмигрантов в мировом "кинематографе, где им приходилось порой работать под псевдонимами. Ю.П. Анненков в своем исследовании64 отмечает, что целый ряд мировых кинематографических шедевров, созданных в 1918—1945 гг., должны бы называться русскими, а не французскими или американскими, ибо русские в их создании играли решающую роль, участвуя там в качестве и сценаристов, и постановщиков, и антрепренеров, и актеров, и операторов, и композиторов, и декораторов, костюмеров, гримировщиков, хореографов и т.д. К сожалению, суровые условия эмиграции и невозможность отстаивать свои творческие права привели к тому, что участие русских в мировой кинематографии принесло славу лишь странам, где снимались кинокартины, но отнюдь не славу русской культуре. Что касается естественных наук, то за рубежом оказались представители практически всех научных направлений.

Авторитет эмигрировавших русских ученых в мировом научном сообществе был столь высок, что многие из них стали возглавлять кафедры в западноевропейских университетах, научные лаборатории и отделы в научных учреждениях, обсерватории, были избраны членами многих академий. Например, византолог А.Н. Грабар был избран членом Австрийской, Болгарской, Великобританской, Датской, Норвежской, Сербской и Американской академий, его брат П.Н. Грабар стал членом Французской медицинской академии, специалист по дальневосточным литературам проф. С. Г. Елисеев был избран членом-корреспондентом Французской академии наук.

Наиболее крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже, уже в основании которого в 1888 г. русские принимали активное участие, в том числе и финансовое. Один из отделов в этом институте с 1922 по 1952 г. возглавлял С. Н. Виноградский, один из создателей новой области в биологии-агробиологии. В Пастеровском же институте работали ученики И.И. Мечникова — А. Безредка, И.И. Манухин, С.И. Метальников и другие русские ученые, всего 18 человек.

Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лекции на различных факультетах и отделениях Парижского университета, а директором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Д. П. Рябушинский. Там же работали и его русские ученики. Дмитрий Павлович Рябушинский организовал в Париже Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам в руки иностранцев.

Во Франции работал также очень значительный отряд русских геологов, которые составили первую в истории геологическую карту Африки, принятую впоследствии в качестве необходимейшего учебного пособия при изучении геологии во многих странах мира.

Велик был вклад русских ученых-эмигрантов в развитие мировой астронавтики и авиации, и не случайно председателем первого Международного конгресса по астронавтике был избран русский ученый Александр Ананов.

За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся русские астрономы и авиаконструкторы. Правнук основателя Пулковской обсерватории Отто Людвигович Струве стал директором Национальной радиоастрономической обсерватории США, он же был избран президентом Международного астрономического союза, членом Лондонского королевского общества. Пятнадцать лет работал директором обсерватории в Огайо Н.Ф. Бобровников, русские астрономы работали в Парижской, Пражской, Алжирской и других обсерваториях мира. Группа выдающихся русских авиаконструкторов, эмигрировавших из России, содействовала бурному развитию авиастроения в США. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, а также Северский, Кудлаенко, Баранов, Грязнов, Бодянский, Джунковский, Захарченко, Корвин-Круковский и другие авиаинженеры. Изобретатель телевидения Зворыкин также оказался в США.

В Америке получили признание и известность не только представители технических и естественных наук, но игуманитарии. Признанным авторитетом в социологии стал Питирим Александрович Сорокин, который в СССР был известен не столько своими трудами, сколько благодаря критическому замечанию в его адрес В. И. Ленина. Но в мировой науке не менее известно имя другого русского социолога — Николая Сергеевича Тимашева, который, к сожалению, тоже не получил признания на своей родине. Он — один из создателей социологии права. В 1936 г. он был приглашен в США, где получил кафедру социологии в Фордхэмском университете в Нью-Йорке и до 1958 г. заведовал отделом социологии. Там же в Америке в Гарвардском университете в 1927 г. возглавил преподавание русской истории М. Карпович, под руководством которого сформировалось несколько поколений американских специалистов по истории России.

Чтобы представить себе всюмощь философской культуры зарубежной России, достаточно только перечислить имена лишь наиболее известных русских мыслителей, которые жили и творили в эмиграции. Это (по алфавиту) Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, С.И. Гессен, Г.Д. Гурвич, Л.А. Зандер, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.Н. Ильин, Л.П. Карсавин, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Д.С. Мережковский, П.И. Новгородцев, П.А. Сорокин, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, Н.С. Трубецкой, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, Д.И. Чижевский, Л.И. Шестов, Б.В. Якубенко. Творения русских мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX столетий и получил название «серебряного века» русской литературы.

Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежом до второй мировой войны, составляла около тысячи человек, а если учитывать и родившихся за рубежом, то более двух тысяч. В библиографии научных трудов, изданных за рубежом русскими учеными, насчитывается более 13 тыс. работ, причем не были учтены те труды, о которых не поступили сведения от их авторов65. О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит хотя бы такой факт, что трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С. С. Кузнец в 1971 г. и В. Леонтьев в 1973 г. по экономике.

Послевоенная эмиграция имела уже и другой состав, и другие места сосредоточения. Если послереволюционная эмиграция состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на Родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык, культуру и не ассимилироваться в странах проживания, то послевоенные эмигранты не питали иллюзий о возможном возвращении на Родину, они знали, что на Родине их ждут только репрессии. Поэтому послевоенные эмигранты стремились скорее раствориться в местном населении, и лишь немногие из них хотели чувствовать себя и оставаться русскими. И если послереволюционная эмиграция старалась быть ближе к Родине и сосредоточилась в Европе, то послевоенные эмигранты устремились главным образом за океан.

Иные настроения царили в последнем потоке русской эмиграции, состоявшем в основном из диссидентов. (В этот «последний» поток не входят те эмигранты, которые устремились за рубеж уже в годы перестройки. Этот действительно последний поток имеет уже совершенно иные мотивы эмиграции, и о нем вести разговор еще рано.) За два последних десятилетия (с конца 60-х до конца 80-х годов) за рубежом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за творческую индивидуальность, за преобразования на Родине. Поэтому как первый массовый исход русской интеллигенции за рубеж после революции, так и последний поток русской интеллектуальной эмиграции очень много сделал для развития русской культуры за рубежом. Вся эта активная деятельность в области русской культуры и позволила именовать русскую эмиграцию последних 70 лет зарубежной Россией, ибо действительно созданное русскими деятелями культуры за рубежом вполне сопоставимо с тем, что создано на родине в условиях жесткого идеологического контроля.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Решение (Обществознание): расскажи о каком либо человеке нерусской национальности,котрый внес свой вклад в развитие культ…

ЕКАТЕРИНА II является одной изнаиболее значимых фигур в истории 
РОССИИ. 
Её царствование-одно из замечательнейших в РУССКОЙ истории. 

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья 
Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного 
НЕМЕЦКОГО княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, 
а брат матери был женихом Елизаветы Петровны,но скончался до бракосочетания. 

28 июня 1762 г.от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий 
о причинах переворота,о возникшей угрозе целостности отечества. 

29 июня Петр III подписал манифест о своем отречении.С момента восшествия 
на престол и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован. 

Она основала так называемый Воспитательный Дом.В этом доме находили приют для детей сирот. 
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. 

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного 
абсолютизма”. 
Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике 
следования идеям Просвещения,выражающейся в проведении реформ, 
уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты. 

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие КУЛЬТУРЫ и 
ИСКУССТВА в России. 

Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории,философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. 

При Екатерине была создана Российская АКАДЕМИЯ,Вольное экономическое общество, основано множествжурналов,создана система народного образования, основание ЭРМИТАЖА,открытие публичных ТЕАТРОВ,появление русской оперы,расцвет ЖИВОПИСИ. 

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное 
значение. 
Основан по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 г. Московский университет сыграл огромную роль в развитии ПРОСВЕЩЕНИЯ, русской национальной науки 
и культуры,выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. 

В 1757г. начала обучение Академия художеств. 

Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню,луга и другие угодья,на которых они до этого отбывали барщину,избавляла их от повседневных наказаний и истязаний,от службы в дворне и насильственных браков. 
Значительно решительнее императрица высказывалась за РЕФОРМУ судопроизводства.Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь. 

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий 
Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий,в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов,который работал 
вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II. 

 

zadachkino.ru

человек нерусской национальности, который внес свой вклад в развитие культуры России. о

ДАЛЬ Владимир Иванович (10.11.1801-22.09.1872), русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 выпущен мичманом. В 1825 Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 состоял студентом медицинского факультета, 29 марта 1829, еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил разлад в речи образованных людей и простолюдинов. Определенная мысль составить словарь явилась у него в 1819, и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чистонародные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская кампания. В 1831 Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. А. Перовским) и сближение со знакомым ему еще по департаменту В. А. Жуковским, а через последнего с А. С. Пушкиным, И. М. Языковым, А. А. Дельвигом, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, В. Ф. Одоевским и др. литераторами. Знакомство это послужило решительным толчком к литературной деятельности, которой он, наконец, посвятил себя исключительно. Происхождения Владимир Даль был нерусского: его отец — выходец из Дании, мать — из обрусевших немцев. Но, побывав в Дании во время учебного плавания на бриге «Феникс» , гардемарин Даль окончательно убедился, что будет почитать своим отечеством только Россию.

сплошь и рядом, Николай Гоголь !!!

Сколько угодно! Фонвизин (фон Визин).

Гоголь, Растрелли, Витте, Екатерина II, Рюрики...

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Карло Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию. В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери. В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия) . Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси) . Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям» . Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода. Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

touch.otvet.mail.ru

Имена России. Энциклопедия. 50 великих людей России

Биографические и подобные исследования

Вернуться

Издательство "Директмедиа" представляет новую программу "Имена России". Энциклопедия посвящена великим людям, которые внесли значительный вклад в развитие российского национального гения, в процветание нашего государства, военную мощь страны, развитие и повсеместное распространение русской культуры. Государственные и политические деятели, выдающиеся ученые, писатели и поэты, музыканты и живописцы предстают перед нами в прекрасно иллюстрированных биографических жизнеописаниях. Объемный дополнительный материал — интересные факты, хронология событий, мемуары, литературные и музыкальные произведения, репродукции картин позволяют глубоко прочувствовать роль каждого из этих великих деятелей в судьбе нашего государства.

Диск рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен всем, кто любит отечественную культуру и хочет узнать ее историю.

Содержание диска:

  • Александр II Освободитель.
  • Александр Невский.
  • Блок Александр Александрович.
  • Булгаков Михаил Афанасьевич.
  • Бунин Иван Алексеевич.
  • Владимир I, великий князь Киевский.
  • Высоцкий Владимир Семенович.
  • Гагарин Юрий Алексеевич.
  • Даль Владимир Иванович.
  • Деникин Антон Павлович.
  • Дмитрий Донской.
  • Достоевский Федор Михайлович.
  • Екатерина II Великая.
  • Жуков Георгий Константинович.
  • Иван IV Грозный.
  • Илья Муромец.
  • Королев Сергей Павлович.
  • Кутузов Михаил Илларионович.
  • Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.
  • Ломоносов Михайло Васильевич.
  • Менделеев Дмитрий Иванович.
  • Минин и Пожарский.
  • Нахимов Павел Степанович.
  • Николай II.
  • Нуреев Рудольф Хаметович.
  • Петр I Великий.
  • Пирогов Николай Иванович.
  • Пушкин Александр Сергеевич.
  • Рахманинов Сергей Васильевич.
  • Репин Илья Ефимович.
  • Ростропович Мстислав Леопольдович.
  • Рублев Андрей.
  • Сахаров Андрей Дмитриевич.
  • Серафим Саровский.
  • Сергий Радонежский.
  • Сикорский Игорь Иванович.
  • Солженицын Александр Исаевич.
  • Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович.
  • Столыпин Петр Аркадьевич.
  • Суворов Александр Васильевич.
  • Толстой Лев Николаевич.
  • Третьяков Павел Михайлович.
  • Ушаков Федор Федорович.
  • Хрущев Никита Сергеевич.
  • Циолковский Константин Эдуардович.
  • Чайковский Петр Ильич.
  • Чехов Антон Павлович.
  • Шаляпин Федор Иванович.
  • Ярослав Мудрый.
  • Яшин Лев Иванович. 

Язык интерфейса: русский.

Системные требования:

  • Windows 95/98/Me/NT/2000/XP;
  • Процессор 486 МГц;
  • 16 Мб оперативной памяти;
  • Видеокарта класса SVGA;
  • Устройство для чтения компакт-дисков;
  • Клавиатура;
  • Мышь.


Назад в раздел
Хотите прокомментировать?

www.encyclopedia.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о