Рабочая программа по литературе (9 класс) на тему: КТП литература 9 класс 2018-2019 год (учебник под редакцией В.Я.Коровиной)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе к учебнику под редакцией В.Я. Коровиной. (68 часов)Новое календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год к урокам литературы в 8 класса к учебнику под редакцией Коровиной В.Я. (68 часов)…
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику под редакцией В. Я. КоровинойРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учре…
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В. Я. КоровинойРабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от …
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по учебнику под редакцией В. Я. КоровинойНастоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»…
Программа по литературе 5 — 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной.Программа по литературе 5 — 9 классы предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной….
Рабочая учебная программа по литературе 5-9 классы (Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л…
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классыАннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература» (предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы…
nsportal.ru
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
Введение – 2 ч | ||||
1 | Стартовая диагностическая работа. | Презентация читательского дневника | ||
2 | Литература как искусство слова. Понятие о литературном процессе. Основные этапы (эпохи) развития мировой литературы. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Выборочное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Стр. 8 вопрос 5 (письменно), 1-4,6 — устно | ||
Античная литература — 2 ч | ||||
3 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Комментированное чтение и обсуждение статей. | Пересказ статей и записей в тетради. Стр. 14 вопрос 3 (письменно). Индивидуальные сообщения о поэтах Античности. | ||
4 | Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. Чтение и анализ лирических произведений. | Выразительное чтение стихотворений. Стр. 30 вопросы 1 (п). Стр. 34 вопрос 2 (п) | ||
Литература Средневековья – 6 ч | ||||
5 | Средневековая литература. Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, житие, слово, поучение). Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Найти в тексте и выписать незнакомые слова и их значение. | ||
6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. Данте и его время. Дантовская модель мироздания. «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Изображение пороков человечества в первой части поэмы.. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Стр. 39 вопрос 4 (письменно) | ||
7 | Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Смысл композиции: трёхчастная композиция поэмы. Смысл названия. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Выразительное чтение по ролям. Стр. 78 «Задания к иллюстрациям». | ||
8 | «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Образ русской земли. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Система образов. Сюжетно – композиционный анализ «Слова». | Составить характеристику героев произведения (русских князей) на выбор. Выразительное чтение понравившихся фрагментов произведения. | ||
9 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в «Слове». Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения произведения. Значение «Слова» для русской культуры. Связь с фольклором. Комментированное чтение эпизодов «Слова». Чтение и анализ содержания. | Стр. 112, вопрос 11 (письменно). Выразительное чтение наизусть отрывка произведения. | ||
10 | Учимся работать с научной и критической литературой. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и художественная культура Киевской Руси» (фрагменты). Обучение конспектированию научной статьи. | Конспект статьи. Стр. 118 вопросы 1-6 (устно) | ||
Западноевропейская литература XIV–XVIII веков – 3 ч | ||||
11 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 121 вопросы 1-3 (письменно на выбор учащегося) | ||
12 | Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. Чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ фрагментов новеллы. Стр. 164 вопрос 12 (письменно) | ||
13 | И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор). Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. Чтение и анализ фрагментов содержания. | Чтение и пересказ фрагментов романа. Стр. 170 вопрос 12 (письменно) | ||
Русская литература XVIII века – 5 ч | ||||
14 | Русская литература XVIII века. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Стр. 174 вопрос 2 (письменно) Индивидуальное сообщение о М.В. Ломоносове | ||
15 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Чтение и пересказ статьи учебника. Стр. 177 вопрос 1 (устно) | ||
16 | Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха (фрагменты). «Памятник». Чтение и анализ фрагментов содержания. | Выразительное чтение наизусть отрывка. Стр. 189 вопрос 1 (письменно) | ||
17 | Г.Р. Державин. Слово о писателе. Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии. Своеобразие жанра оды у Державина. «Фелица». Взгляды Державина на поэта, поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение и анализ стихотворения | Стр. 208 вопрос 2 (устно) Составить синквейн на тему «Ода Державина» | ||
18 | Чтение и анализ стихотворения «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии. Тема поэта и поэзии. Философская проблематика произведений поэта. Поэтический мир стихотворений. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. | Выразительное чтение наизусть стихотворения. | ||
Западноевропейская литература конца XVIII — начала XIX века – 5 ч | ||||
19 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 244 вопросы 1-5 (устно) | ||
20 | И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные образы». История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья. Чтение и анализ фрагментов содержания. Чтение и анализ содержания: Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 245 вопрос 3 (письменно) | ||
21 | Трагедия «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа. Философская проблематика. Роль творчества Гёте в мировой литературе. Чтение и анализ содержания: часть II, действие 5. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 330 вопросы 1-3 (устно) | ||
22 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Драма «Разбойники». Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. | Чтение и пересказ фрагментов драмы. Стр. 334-335 вопросы 1-8 (устно) | ||
23 | Дж. Байрон. Слово о писателе. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Своеобразие жанра и композиции. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Составить кластер на тему «Дж. Байрон» Стр. 341: выбрать тему для самостоятельной исследовательской работы (для желающих) | ||
Русская литература XIX века – 55 ч (9 рр) | ||||
24 | Русская литература XIX века. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Основные темы и образы русской поэзии XIX века (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 8 вопросы 1-4 (устно). | ||
25 | В.А. Жуковский. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Чтение и анализ стихотворения «Вечер». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 21 вопросы 1-9 (устно). Составить синквейн на тему «Жуковский В.А.» | ||
26 | Тема поэтического вдохновения. Философские мотивы. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Романтический образ моря. Отношение романтика к слову. Своеобразие поэтического языка Жукосвского. Чтение и анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | Выразительное чтение наизусть «Море». Стр. 24 вопросы 1-5,7 (устно), 6 (письменно). | ||
27 | А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Тема свободы личности и свободы творчества. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Узник». | Пересказ статьи учебника. Выразительное чтение наизусть «Узник», письменный анализ стих-я по плану. | ||
28 | Поэтическое новаторство, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Чтение и анализ стихотворения «Пророк». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 45, 48. Выразительное чтение понравившегося стихотворения. | ||
29 | Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…») | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
| ||
30 | Образно-стилистическое богатство и философская глубина, религиозно-нравственные мотивы лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. Чтение и анализ стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Образ Пушкина в русской поэзии XIX-XX вв. | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 53, 58. | ||
31 | Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. Черты романтизма в произведении. Своеобразие романтизма Пушкина. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволию. Проблема героя. Образ автора. Смысл финала поэмы. Поэтический мир произведения. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 63 (устно) Выразительное чтение по ролям. Творческое задание: стр. 63 «Речевое задание» (письменно) | ||
32 | Пьеса «Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» как философский цикл, цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и зложейства» Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Чтение и анализ пьесы «Моцарт и Сальери». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 65 (устно), стр. 69 вопрос 3 (письменно) Выразительное чтение по ролям. | ||
33 | Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Чтение и анализ повести. | Чтение статьи учебника стр. 72-75. Чтение и пересказ фрагментов повести. | ||
34 | Образ Германна. Жизненная философия героя. Художественное своеобразие. Особенности пушкинской фантастики. Чтение и анализ повести. | Составить синквейн «Германн» и/или «Повесть «Пиковая дама». | ||
35 | Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиция «свободного романа», «энциклопедичность». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Комментированное чтение статей в учебнике. Сюжетно-композиционный анализ. | Пересказ записей в тетради. Чтение романа «Евгений Онегин». | ||
36 | Р.р. Система образов. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Евгений Онегин как герой времени. Образ Онегина, его развитие. Внутренний конфликт. Чтение и анализ глав романа. | Составить характеристику. Выразительное чтение отрывка | ||
37 | Р.р. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Сравнительная характеристика: анализ глав романа. | Составить сравнительную характеристику по плану, выразительное чтение понравившихся отрывков романа. | ||
38 | Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии. Комментированное чтение глав романа. Татьяна как «милый идеал» автора: анализ глав романа. Идеальный женский образ. Тема любви и долга в романе. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Эпилог. | Стр. 80 вопрос 9,10 (письменно) и /или составить синквейн на тему «Онегин и Татьяна». Выразительное чтение отрывка наизусть | ||
39 | Картины родной природы. Единство эпического и лирического начал. Тематика лирических отступлений. Чтение и анализ глав романа. Онегинская строфа. Особенности языка, органическое сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминание имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Подготовка к сочинению. | Стр. 80 вопрос 2 (письменно). Выразительное чтение отрывка | ||
40 | Р.р. Классное обучающее сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (н-р, «Образ Онегина») | |||
nsportal.ru
Рабочая программа по литературе (9 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39» г. Белгорода
на заседании МО
руководитель МО
______/И. А. Литовченко/
Протокол №
от «___»________2017 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора
_________/ Е. В. Светашова/
«____»_____________2017г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №39
_____________/И.А.Бочарова/
Приказ №____________
от «____»_____________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литература»
для 9 «В» класса
учителя Черкасова Елена Михайловна
на 2016-2017 учебный год
базовый уровень (ФKГOC, 2004г.)
2017г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса составлена на основе рабочей программы по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов МБОУ СОШ №39 и учебника «Беленький Г.И., Э.А. Красновский, Снежневская М.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч./ под ред. Г. И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2012.». При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма Департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году», 2017 г.
Программа реализуется на основе следующего УМК:
Беленький Г.И., Э.А. Красновский, Снежневская М.А. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч./ под ред. Г. И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2012.
Методических советов к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2012.
Цели изучения предмета:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Плановых контрольных работ
5
Домашнее сочинение
1
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа/нед.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Дата
Тема урока
Примечания
План
Факт.
1
1.09
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.
2
5.09
Литература Древней Руси
Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».
3
6.09
Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.
4
8.09
Построение поэмы, ее связь с народной поэзией.
5
12.09
Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
6
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»
7
15.09
Входная контрольная работа
8
19.09
Литература XVIII века
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Ода 1747 года»
9
20.09
М. В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном»
10
22.09
Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль»
11
26.09
Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма
12
27.09
Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии
13
29.09
А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты)
14
3.10
Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий
15
4.10
Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека
16
6.10
Язык повести. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
17
10.10
Литература XIX века
Литература первой половины XIX века
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века
18
11.10
В. А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного. Романтизм поэта. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».
19
13.10
А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.
20
17.10
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.
21
18.10
Общественный и личный конфликт в комедии.
22
20.10
«Век нынешний и век минувший».
23
24.10
Поражение и победа Чацкого.
24
25.10
Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии
25
27.10
Р/р. Подготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
26
8.11
Р/р. Написание сочинения по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
27
10.11
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи)
28
14.11
Свобода, творчество, любовь – три стихии духа в лирике Пушкина («Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «К Чаадаеву»)
29
15.11
Свобода, творчество, любовь – три стихии духа в лирике Пушкина «К…» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»)
30
17.11
Свобода, творчество, любовь – три стихии духа в лирике Пушкина «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»)
31
Биографизм, высокий нравственный смысл лирики А. С. Пушкина («19 октября», «К морю»)
32
22.11
«Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
33
24.11
Роман «Евгений Онегин». История создания.
34
28.11
Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора.
35
29.11
Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора.
36
1.12
Широта охвата действительности.
37
5.12
Главные герои романа, причины их жизненной драмы.
38
6.12
Главные герои романа, причины их жизненной драмы.39
8.12
Главные герои романа, причины их жизненной драмы.
40
12.12
Главные герои романа, причины их жизненной драмы.
41
13.12
Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа».
42
15.12
«Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе.
43
19.12
Оценка романа в русской критике.
44
20.12
Р/р. Подготовка сочинению по творчеству А. С. Пушкина
45
22.12
Р/р. Написание сочинения по творчеству А. С. Пушкина
46
26.12
47
10.01
Роль в повести фантастического элемента
48
12.01
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
49
16.01
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи)
50
17.01
Возвышенное и трагическое в лирике М. Ю. Лермонтова.
51
19.01
Возвышенное и трагическое в лирике М. Ю. Лермонтова.
52
23.01
Интонационное и ритмическое богатство лирики.
53
24.01
Интонационное и ритмическое богатство лирики.
54
26.01
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.
55
30.01
Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.
56
31.01
Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.
57
2.02
Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина
58
6.02
Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина.
59
7.02
Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).
60
9.02
Печорин и Онегин.
61
13.02
Оценка романа в русской критике
62
14.02
Р/р. Подготовка сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова
63
16.02
Р/р. Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова
64
20.02
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи)
65
21.02
«Шинель». Тема «маленького человека».
66
27.02
Роль фантастики в повести.
67
28.02
«Мертвые души». Своеобразие жанра
68
2.03
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная.
69
6.03
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная.
70
7.03
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
71
13.03
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
72
14.03
Идейно-композиционное значение образа Чичикова.
73
16.03
Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.
74
20.03
«Мертвые души» в оценке русской критики
75
21.03
Р/р. Подготовка сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
76
23.03
Р/р. Написание сочинения по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
77
3.04
А. Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди — сочтемся». Тишка – Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура.
78
4.04
Липочка: претензии на образованность и культуру.
79
6.04
Островский – мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»)
80
10.04
Литература второй половины XIX века
Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. «Размышления у парадного подъезда».
81
11.04
Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна
82
13.04
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства)
83
17.04
Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. «Юность» (обзор).
84
18.04
Три эпохи жизни человека в трилогии Л. Н. Толстого. Способность к духовному росту – основной критерий писателя в оценке людей
85
20.04
Ф. М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности.
86
24.04
Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.
87
25.04
Литература XX века
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.
88
27.04
Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры
89
4.05
В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
90
8.05
«Необычайное приключение…» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.
91
11.05
С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний («Низкий дом с голубыми ставнями»)
92
15.05
Нежность «ко всему живому» («Собаке Качалова» )
93
15.05
Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка («Отговорила роща золотая…»)
94
16.05
М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав).
95
18.05
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав).
96
18.05
Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик
97
22.05
М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека.
98
22.05
Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок
99
23.05
А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа.
100
23.05
Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность)
101
25.05
Р/р. Подготовка к сочинению по произведению одного из писателей XX века
102
25.05
Р/р. Написание сочинения по произведению одного из писателей XX века
Итоговый урок. Список для чтения летом
infourok.ru
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
Введение – 2 ч | ||||
1 | Стартовая диагностическая работа. | Презентация читательского дневника | ||
2 | Литература как искусство слова. Понятие о литературном процессе. Основные этапы (эпохи) развития мировой литературы. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Выборочное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Стр. 8 вопрос 5 (письменно), 1-4,6 — устно | ||
Античная литература — 2 ч | ||||
3 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Комментированное чтение и обсуждение статей. | Пересказ статей и записей в тетради. Стр. 14 вопрос 3 (письменно). Индивидуальные сообщения о поэтах Античности. | ||
4 | Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. Чтение и анализ лирических произведений. | Выразительное чтение стихотворений. Стр. 30 вопросы 1 (п). Стр. 34 вопрос 2 (п) | ||
Литература Средневековья – 6 ч | ||||
5 | Средневековая литература. Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, житие, слово, поучение). Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Найти в тексте и выписать незнакомые слова и их значение. | ||
6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. Данте и его время. Дантовская модель мироздания. «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Изображение пороков человечества в первой части поэмы.. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Стр. 39 вопрос 4 (письменно) | ||
7 | Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Смысл композиции: трёхчастная композиция поэмы. Смысл названия. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Выразительное чтение по ролям. Стр. 78 «Задания к иллюстрациям». | ||
8 | «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Образ русской земли. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Система образов. Сюжетно – композиционный анализ «Слова». | Составить характеристику героев произведения (русских князей) на выбор. Выразительное чтение понравившихся фрагментов произведения. | ||
9 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в «Слове». Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения произведения. Значение «Слова» для русской культуры. Связь с фольклором. Комментированное чтение эпизодов «Слова». Чтение и анализ содержания. | Стр. 112, вопрос 11 (письменно). Выразительное чтение наизусть отрывка произведения. | ||
10 | Учимся работать с научной и критической литературой. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и художественная культура Киевской Руси» (фрагменты). Обучение конспектированию научной статьи. | Конспект статьи. Стр. 118 вопросы 1-6 (устно) | ||
Западноевропейская литература XIV–XVIII веков – 3 ч | ||||
11 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 121 вопросы 1-3 (письменно на выбор учащегося) | ||
12 | Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. Чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ фрагментов новеллы. Стр. 164 вопрос 12 (письменно) | ||
13 | И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор). Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. Чтение и анализ фрагментов содержания. | Чтение и пересказ фрагментов романа. Стр. 170 вопрос 12 (письменно) | ||
Русская литература XVIII века – 5 ч | ||||
14 | Русская литература XVIII века. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Стр. 174 вопрос 2 (письменно) Индивидуальное сообщение о М.В. Ломоносове | ||
15 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Чтение и пересказ статьи учебника. Стр. 177 вопрос 1 (устно) | ||
16 | Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха (фрагменты). «Памятник». Чтение и анализ фрагментов содержания. | Выразительное чтение наизусть отрывка. Стр. 189 вопрос 1 (письменно) | ||
17 | Г.Р. Державин. Слово о писателе. Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии. Своеобразие жанра оды у Державина. «Фелица». Взгляды Державина на поэта, поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение и анализ стихотворения | Стр. 208 вопрос 2 (устно) Составить синквейн на тему «Ода Державина» | ||
18 | Чтение и анализ стихотворения «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии. Тема поэта и поэзии. Философская проблематика произведений поэта. Поэтический мир стихотворений. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. | Выразительное чтение наизусть стихотворения. | ||
Западноевропейская литература конца XVIII — начала XIX века – 5 ч | ||||
19 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 244 вопросы 1-5 (устно) | ||
20 | И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные образы». История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья. Чтение и анализ фрагментов содержания. Чтение и анализ содержания: Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 245 вопрос 3 (письменно) | ||
21 | Трагедия «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа. Философская проблематика. Роль творчества Гёте в мировой литературе. Чтение и анализ содержания: часть II, действие 5. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 330 вопросы 1-3 (устно) | ||
22 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Драма «Разбойники». Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. | Чтение и пересказ фрагментов драмы. Стр. 334-335 вопросы 1-8 (устно) | ||
23 | Дж. Байрон. Слово о писателе. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Своеобразие жанра и композиции. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Составить кластер на тему «Дж. Байрон» Стр. 341: выбрать тему для самостоятельной исследовательской работы (для желающих) | ||
Русская литература XIX века – 55 ч (9 рр) | ||||
24 | Русская литература XIX века. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Основные темы и образы русской поэзии XIX века (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 8 вопросы 1-4 (устно). | ||
25 | В.А. Жуковский. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Чтение и анализ стихотворения «Вечер». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 21 вопросы 1-9 (устно). Составить синквейн на тему «Жуковский В.А.» | ||
26 | Тема поэтического вдохновения. Философские мотивы. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Романтический образ моря. Отношение романтика к слову. Своеобразие поэтического языка Жукосвского. Чтение и анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | Выразительное чтение наизусть «Море». Стр. 24 вопросы 1-5,7 (устно), 6 (письменно). | ||
27 | А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Тема свободы личности и свободы творчества. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Узник». | Пересказ статьи учебника. Выразительное чтение наизусть «Узник», письменный анализ стих-я по плану. | ||
28 | Поэтическое новаторство, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Чтение и анализ стихотворения «Пророк». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 45, 48. Выразительное чтение понравившегося стихотворения. | ||
29 | Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…») | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
| ||
30 | Образно-стилистическое богатство и философская глубина, религиозно-нравственные мотивы лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. Чтение и анализ стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Образ Пушкина в русской поэзии XIX-XX вв. | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 53, 58. | ||
31 | Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. Черты романтизма в произведении. Своеобразие романтизма Пушкина. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволию. Проблема героя. Образ автора. Смысл финала поэмы. Поэтический мир произведения. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 63 (устно) Выразительное чтение по ролям. Творческое задание: стр. 63 «Речевое задание» (письменно) | ||
32 | Пьеса «Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» как философский цикл, цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и зложейства» Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Чтение и анализ пьесы «Моцарт и Сальери». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 65 (устно), стр. 69 вопрос 3 (письменно) Выразительное чтение по ролям. | ||
33 | Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Чтение и анализ повести. | Чтение статьи учебника стр. 72-75. Чтение и пересказ фрагментов повести. | ||
34 | Образ Германна. Жизненная философия героя. Художественное своеобразие. Особенности пушкинской фантастики. Чтение и анализ повести. | Составить синквейн «Германн» и/или «Повесть «Пиковая дама». | ||
35 | Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиция «свободного романа», «энциклопедичность». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Комментированное чтение статей в учебнике. Сюжетно-композиционный анализ. | Пересказ записей в тетради. Чтение романа «Евгений Онегин». | ||
36 | Р.р. Система образов. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Евгений Онегин как герой времени. Образ Онегина, его развитие. Внутренний конфликт. Чтение и анализ глав романа. | Составить характеристику. Выразительное чтение отрывка | ||
37 | Р.р. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Сравнительная характеристика: анализ глав романа. | Составить сравнительную характеристику по плану, выразительное чтение понравившихся отрывков романа. | ||
38 | Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии. Комментированное чтение глав романа. Татьяна как «милый идеал» автора: анализ глав романа. Идеальный женский образ. Тема любви и долга в романе. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Эпилог. | Стр. 80 вопрос 9,10 (письменно) и /или составить синквейн на тему «Онегин и Татьяна». Выразительное чтение отрывка наизусть | ||
39 | Картины родной природы. Единство эпического и лирического начал. Тематика лирических отступлений. Чтение и анализ глав романа. Онегинская строфа. Особенности языка, органическое сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминание имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Подготовка к сочинению. | Стр. 80 вопрос 2 (письменно). Выразительное чтение отрывка | ||
40 | Р.р. Классное обучающее сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (н-р, «Образ Онегина») | |||
41 | Р.р. Анализ сочинений по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Реализм пушкинского романа в стихах, «Евгений Онегин» в русской критике. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты стат |
nsportal.ru
Литература 9 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
Содержание
- Задание 1. [30 баллов] «ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»
- Задание 2. [40 баллов] «ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Задание 1. [30 баллов] «ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА»
Содержание ↑
Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое пространство. Представьте себе человека (людей), живущего (живущих) в этой комнате. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте.Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов.Подражать стилю автора не обязательно.
Комната <…> с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стоялобюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивыеширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были тамшёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множествокрасивых мелочей.
<…> Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одногодивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. <…>
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитаннаяпылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скореескрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкоеутро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой ис обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
(И.А. Гончаров. «Обломов»)
От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.
Критерии оценивания | Баллы |
Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, характер героев не противоречат описанию места | 0–12 баллов |
Описание внешности и характера героев следует из подмеченных в художественном тексте деталей | 0–8 баллов |
Логичность и связность; единство стиля | 0–5 баллов |
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по русскому языку материала) | 0–5 баллов |
Задание 2. [40 баллов] «ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Содержание ↑
Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 300–400 слов.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
БЕДНЫЕ ЛЮДИ
В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался ещё. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа всё нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток всё нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава Богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» – говорит она и крестится.
Спать ещё рано. Жанна встаёт, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвёт с неё платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она ещё с вечера хотела зайти проведать больную соседку. «Некому и приглядеть за ней», – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась… Никто не отвечает.
«Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а всё одной обдумать надо. А тут ещё болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю».
Жанна постучала ещё и ещё. Никто не отвечал.
– Эй, соседка! – крикнула Жанна. «Уж не случилось ли что», – подумала она и толкнула дверь.
В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мёртвые. Жанна поднесла фонарь ещё ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мёртвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мёртвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощёких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, ещё успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.
Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несёт домой. Сердце её сильно бьётся; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
Дома она кладёт непроснувшихся детей на кровать со своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит её совесть. «Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало ещё ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет ещё!.. И зачем было брать!.. Прибьёт он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!»
Дверь скрипнула, будто кто вошёл.
Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
«Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати. Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревёт по-прежнему. Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
– Вот и я, Жанна!
– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.
– Ну, уж ночка! Страх!
– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался… Ну, а ты что тут без меня делала?
Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– Ну?
– И не знаю когда; верно, ещё вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки… Один ещё не говорит, а другой чуть начинает ползать…
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьёзно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почёсывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придётся взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьёмся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдёрнула полог.
(1908)
Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943)
В. В.
Друг заветный! Нас не разлучили
Ни года, идущие на ощупь,
И ни расстояния-пучины
Рощ и рек, в которых снятся рощи.
Помнишь доску нашей чёрной парты –
Вся в рубцах, и надписях, и знаках,
Помнишь, как всегда мы ждали марта,
Как на перемене жадный запах
Мы в окно вдыхали. Крыши грелись,
Снег дымил, с землёй смешавшись тёплой,
Помнишь – наши мысли запотели
Пальцами чернильными на стёклах.
Помнишь столб железный в шуме улиц,
Вечер… огоньки автомобилей…
Мы мечтали, как нам улыбнулись,
Только никогда мы не любили…
Мы – мечтали. Про глаза-озёра.
Неповторные мальчишеские бредни.
Мы последние с тобою фантазёры
До тоски, до берега, до смерти.
Помнишь – парк. Деревья лили тени.
Разговоры за кремнями грецких.
Помнишь – картами спокойными. И деньги
Как смычок играли скрипкой сердца.
Мы студенты. Вот семь лет знакомы
Мы с тобою. Изменилось? Каплю.
Всё равно сидим опять мы дома,
Город за окном огнится рябью.
Мы сидим. Для нас хладеет камень.
Вот оно, суровое наследство.
И тогда, почти что стариками,
Вспомним мы опять про наше детство.
(1939)
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.
Содержание ↑
olimpiadnye-zadanija.ru