Литература 19 века таблица 10 класс – Литература 10 класс. Методические советы. урок 1. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Введение

Литература 10 класс. Методические советы. урок 1. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Введение

УРОК 1. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»1 Введение

      Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем учителю предстоит решить две задачи:

      Для решения первой задачи учитель может провести фронтальную беседу, выявив общий уровень развития класса. Для определения уровня литературного развития каждого школьника можно предложить им письменно дома ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:

      При подготовке к обзорной лекции учителю следует учесть, что для усвоения ее содержания необходимо развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, готовить различные виды сопоставительных таблиц, подбирать цитаты и т. п.

      В ходе лекции учитель останавливается на наиболее существенных признаках каждого этапа развития литературы и может составить с учащимися опорную таблицу.

      1  А. Блок.

Периодизация русской литературы XIX векаОбщая характеристика периодаРазвитие основных литературных жанров
I.
I четверть (1801—1825)
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
II.
Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
III.
Литература 40—50-х годов (1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в ЕвропеОсновные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
IV.
Литература 60-х годов (1855—1868)
Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
V.
Литература 70-х годов (1869—1881)
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. ЛесковаОчерк, рассказ, повесть, роман, сказ
VI.
Литература 80-х годов (1882—1895)
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
VII.
Литература 90-х годов (1895—1904)
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. ЧеховаРассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

www.sinykova.ru

Материал по литературе (10 класс) по теме: таблицы по литературе XIX века

Тест по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?

а) А. Блоку                                                   в) А. Чехову

б) А. Куприну                                               г) И. Бунину

2.Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?

а) М. Горький                                                 а) А. Куприн

б) И. Бунин                                                     в) Л. Андреев

3. Какие из перечисленных произведений принадлежат перу И. Бунина?

а) «Деревня»                                                   г) «Поединок»

б) «Чистый понедельник»                             д) «Сны Чанга»

в) «Молох»                                                      е) «Олеся»

4. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина : «…Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное…:

5. Вкаком городе родился И.Бунин?

а) в Пензе                                             в) в Воронеже

б) в Орле                                               г) в Рязани

6. Узнайте персонажа рассказа А.Куприна по портретному описанию : « …Оригинальную красоту ее лица…нельзя было позабыть… Прелесть его заключалась в этих больших. Блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»

7. Какие даты соответствуют датам рождения и смерти А.Куприна?

а) 1870-1938                                                      в) 1860-1943

б) 1870-1953                                                       г) 1860-1938

8. Произведений какого рода нет в творчестве И.Бунина?

а) эпос                                         в) лирика

б) драма                                       г) проза

9. В каком произведении есть такая художественная деталь как нитка красных бус?


10. Назовите произведение, героями которого являются Женни Рейтер,  Мирза-Булат-Тугановский, Анна Фриессе

11. Назовите произведение, героями которого являются Иван Тимофеевич, Ярмола, Мануйлиха.


12. Творческим идеалом для И.Бунина были произведения:

а) Чехова                                                            в) Достоевского

б) Толстого                                                         г) Тургенева

13 Определите жанр произведения А.Куприна «Олеся»

а) рассказ                                           в) новелла

б) повесть                                           г) поэма

nsportal.ru

10 класс Урок №1 «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!». Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы.

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.

План:

1. Историческая ситуация.

2. Общественные течения, журнальная и

издательская деятельность.

3. Литературно-художественные

направления.

4. Проза.

5. Драматургия.

6. Поэзия.

Солодченкова Ю.К

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок.

М. Горький

1. Историческая ситуация.

19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостной зависимости.

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Солодченкова Ю.К

Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.

2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.

« У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ».

Ф.М. Достоевский, 1876 год

Солодченкова Ю.К

Общественные течения

Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.

Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения.

Нигилизм

Западничество

Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.

Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины.

Славянофильство

Народничество

Солодченкова Ю.К

Журналы

Русскую литературу называют «журнальной».

Солодченкова Ю.К

3. Литературно-художественные направления.

Реализм

  • направление, стремящееся к изображению

действительности.

Натурализм

— точное, беспрестрастное научное

воссоздание действительности.

Импрессионизм

— воссоздает не саму действитель-

ность, а впечатление, которое она

производит на человека.

Символизм

— все видимое и сущее тайными знаками и

шифрами вечных идей, которые человек

может постигать интуитивно с помощью

искусства.

Солодченкова Ю.К

4. Проза.

Ведущий жанр – Р О М А Н .

  • глубокий психологизм,
  • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
  • высокий уровень литературного языка.

Солодченкова Ю.К

5. Драматургия.

А.В.Сухово-

Кобылин

А.Н.Островский

А.К.Толстой

А.П.Чехов

6. Поэзия.

реалистическое

демократическое искусство

«чистое» искусство

Солодченкова Ю.К

Литературная борьба

«Современник»

«Библиотека для чтения»

«Русское слово»

«Русский вестник»

«Отечественные записки»

Солодченкова Ю.К

«Современник»

1836 г.

основан А.С. Пушкиным

1838 г.

переходит в руки П.А. Плетнева.

Солодченкова Ю.К

«Современник»

В 1847 году журнал взяли в аренду

И.И.Панаев

и Н.А Некрасов .

Солодченкова Ю.К

«Современник»

В.Г. Белинский – руководитель критического отдела

А.И. Герцен

Д.В. Григорович

И.С.Тургенев

Н.П. Огарев

1811 — 1848

А.А. Фет

Ф.М. Достоевский

Солодченкова Ю.К

Л.Н. Толстой

«Современник»

Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому.

Н.А.Некрасов

Н.Г. Чернышевский

Н.А. Добролюбов

Солодченкова Ю.К

«Современник»

1860 г. – раскол в редакции «Современник»

1860 г. — статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне»

Группа сотрудников журнала «Современник».

Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,

А.В. Дружинин, А.Н. Островский.

Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.

Фото 1856

«Современник»

15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.

Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки.

Начальник корпуса жандармов Тимашев

Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена.

Анонимный доносчик

В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон»

1836-1861

Солодченкова Ю.К

«Современник»

1863 г. – «Что делать?»

Н.Г. Чернышевского

1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова

М.Е. Салтыков — Щедрин

Солодченкова Ю.К

«Современник»

1866 г. – закрытие «Современника»

Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова ٭ считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя.

Г.З. Елисеев

٭ М.Н. Катков – реакционный журналист.

Солодченкова Ю.К

«Русское слово»

1859 — 1866

Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге.

Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литера-турно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотруд-никами стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева.

По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличе-

ние самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» вы-ступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцо-ва. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвер-гался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен.

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

1818 — 1884

Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов).

1830

1845

А.А. Краевский

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов ,

Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика)

и Г. З. Елисеева (публицистика).

Солодченкова Ю.К

«Отечественные записки»

После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин , соредактором — Н. К. Михайловский . Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

Солодченкова Ю.К

«Русский

вестник»

и

«Библиотека для чтения»

В Москве (1856—1887) и

Санкт-Петербурге (1887—1906).

1834-1865

А.В. Дружинин

М.Н. Катков

Солодченкова Ю.К

Сатирическая журналистика

«Свисток» «Искра»

Не льстивый бард, не громкий лирик,

Не оды сладеньких певцов,

А вдохновенный злой сатирик –

Поток правдивых горьких слов

Нужны России…

Н.А.Добролюбов

В.С.Курочкин

Солодченкова Ю.К

multiurok.ru

Периодизация русской литературы XIX века

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Периодизация русской литературы XIX века.

Слайд 2

Содержание образования курса «Литература» в 10 классе
Пушкин А.С. Лирика. «Медный всадник». Лермонтов М.Ю. Лирика. Гоголь Н.В. «Петербургские повести». Гончаров И.А. «Обломов». Островский А.Н. «Гроза». Тургенев И.С. «Отцы и дети». Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города». Некрасов А.Н. «Кому на Руси жить хорошо». Тютчев Ф.И., Фет А.А. Лирика. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Толстой Л.Н. «Война и мир». Лесков Н.С. «Очарованный странник». Чехов А.П. Рассказы. «Вишневый сад».

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

I четверть (1801—1825)
Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм. Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия

Слайд 8

Литература 30-х годов (1826—1842)
Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров.

Слайд 9

Литература 40—50-х годов (1842—1855)
Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе. Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Слайд 10

Литература 60-х годов (1855—1868)
Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков

Слайд 11

Литература 70-х годов (1869—1881)
Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова. Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ

Слайд 12

Литература 80-х годов (1882—1895)
Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. Рассказ, повесть, роман.

Слайд 13

Литература 90-х годов (1895—1904)
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова. Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

Слайд 14

Домашнее задание
Читать стр. 12-21 (вопросы и задания письменно) Читать стр. 22-33 (вопросы и задания письменно)

lusana.ru

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ СОБЫТИЙ 19 ВЕКА

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА  ЛИТЕРАТУРНЫХ СОБЫТИЙ 19 ВЕКА

 

1843-1846 В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина

1845 -1849 Кружок петрашевцев

1845-1846 В дороге и другие стихотворения Н. А. Некрасова  А. И. Герцен. Кто виноват?  Ф. М. Достоевский. Бедные люди

1847 Письмо В. Г. Белинского к Гоголю

1847-1866 Издание Современника под ред. Н. А. Некрасова и И. И. Панаева

1847-1851 Хорь и Калиныч и другие рассказы из Записок охотника И. С. Тургенева

1848 В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1847 года

1848-1849 Буржуазно-демократические революции в Западной Европе

1848-1855 Годы реакции в России (мрачное семилетие)

1848 Смерть В. Г. Белинского (род. в 1811) М. Е. Салтыков-Щедрин. Запутанное дело. Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку

1849 А. Н. Островский. Свои люди -сочтемся

1849 Арест Ф. М. Достоевского и других петрашевцев

 

1850-1859 Ф. М. Достоевский в Омске и Семипалатинске

1852 Смерть Н. В. Гоголя (род. в 1809) Отдельное издание Записок охотника. Ссылка И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново

1852-1857 Л. Н. Толстой. Детство, Отрочество, Юность

1853-1856 Крымская война 1853 Основание А. И. Герценом в Лондоне Вольной русской типографии

1854 Чернышевский становится сотрудником Современника Издание Современником первых сборников стихов Ф. И. Тютчева

1854-1856 Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы

1855 Смерть Николая I Возвращение из ссылки М. Е. Салтыкова-Щедрина Диссертация Н. Г. Чернышевского Эстетические отношения искусства к действительности

1855-1856 Н, Г. Чернышевский. Очерки гоголевского периода русской литературы 1856 Сборник Стихотворении Н. А. Некрасова

Добролюбов становится сотрудником Современника

Статья Н. Г. Чернышевского о первых произведениях Л. Н. Толстого

1856 И. С. Тургенев. Рудин

1856-1857 М. Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки 1857 А. Н. Островский. Доходное место 1857-1867 Издание А. И. Герценом газеты Колокол 1858

Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда 1859-1861 Революционная ситуация в России

1859 И С. Тургенев. Дворянское гнездо Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург Открытие Толстым школы в Ясной Поляне

Первое двухтомное собрание сочинений А. Н. Островского Н. А. Добролюбов. Темное царство И. А. Гончаров. Обломов Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина? Появление отдела Современника Свисток

1859-1860 А. Н. Островский. Гроза

1859-1862 Ф. М. Достоевский. Записки из Мертвого дома

1859-1873 Издание сатирического журнала Искра

 

1860 Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве 1860-1866 Издание Русского слова под ред. Г. Е. Благосветлова при участии Д. И. Писарева

1860 Родился А. П. Чехов  И. С. Тургенев. Накануне

Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день?

1861 Ф. М. Достоевский. Униженные и оскорбленные Смерть Н. А. Добролюбова (род. в 1836) Крестьянская реформа (отмена крепостного права) Арест сотрудников Современника М. Л. Михайлова и В. А. Обручева

А. Некрасов. Крестьянские дети, Коробейники Н. Г. Чернышевский. Не начало ли перемены? 1862- 1864 Тайное революционное общество Земля и воля Арест Д. И. Писарева

Приостановка издания сСовременника на 8 месяцев

1862 Арест Н. Г. Чернышевского Щедрин вступает в редакцию Современника И. С. Тургенев. Отцы и дети

Статья Антоновича Асмодей нашего времени в Совре- меннике Д. И. Писарев. Базаров Н. А. Некрасов. Рыцарь на час

1863 Н. Г. Чернышевский. Что делать? Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос

1863-1869 Л. Н. Толстой. Война и МИР

1863-1874 М Е- Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши

1863-1877 Н А Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

I864 Н. А. Некрасов. Железная дорога, Памяти Добролюбова

Гражданская казнь Чернышевского и ссылка в Сибирь Д. И. Писарев. Мыслящий пролетариат (анализ романа Что делать?)

Покушение Д. В. Каракозова на Александра II ф. М. Достоевский. Преступление и наказание Закрытие Современника и Русского слова jg6g Смерть Д. И. Писарева (род. в 1840)

1868-1884 Издание Отечественных записок под ред. Некрасова и Салтыкова-Щедрина

1868 Родился А. М. Пешков (М. Горький) 1868-1869 Ф- М. Достоевский. Идиот

1869-1870 М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города

1869 Первые сказки Щедрина

 

1870 Смерть А. И. Герцена (род. в 1812) Родился В. И. Ульянов (Ленин) Образование русской секции I Интернационала

1871 Парижская Коммуна

1871-1872 Н. А. Некрасов. Русские женщины

1872 Выход в свет I тома Капитала К. Маркса на русском  языке

1870-е годы Хождение в народ

1873 Запрещение журнала Искра

1873-1877 Л. Н. Толстой. Анна Каренина

1873 — Смерть Ф. И. Тютчева (род. в 1803)

1874 Н. А. Некрасов. Элегия

1875-1880 М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы

1875 Смерть А. К. Толстого (род. в 1817) Смерть В. С. Курочкина (род. в 1831)

1876-1877 Н. А. Некрасов. Последние песни 1876 Организация народнического общества Земля и воля

1877 Процесс 50-ти. Речь на суде П. Алексеева И. С. Тургенев. Новь

1877-1878 Русско-турецкая война

Процесс 193-х. Речь на суде И. Мышкина 1878-1879 Массовые рабочие стачки в Петербурге

1878-1880 Северный союз русских рабочих в Петербурге

1878 Смерть Н. А. Некрасова (род. в 1821) 1879-1881 Революционная ситуация в России

1879 А. Н. Островский. Бесприданница 1879-1880 ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы

 

1880 Родился А. А. Блок 1881

1881 Смерть Ф. М. Достоевского (род. в 1821)

1881 Убийство Александра II народовольцами Реакционное Положение о мерах по охранению государ- ственного порядка и общественного спокойствия

1882-1886 М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки

1883 Возвращение Н. Г. Чернышевского из Сибири Смерть И. С. Тургенева (род. в 1818)

1884 Запрещение Отечественных записок

Первый сборник рассказов А. П. Чехова -Сказки Мельпомены

Морозовская стачка в Орехово-Зуеве (под Москвой) 188в А. П. Чехов. Пестрые рассказы

Смерть А. Н. Островского (род. в 1823) Покушение на Александра III (А. И. Ульянов, П. Я- Шевырев и др.)

1888 А. П. Чехов. Степь

1888-1889 Кружок П. II. Федосеева в Казани. Участие в нем В. И. Ленина

1889 Смерть М. Е. Салтыкова-Щедрина (род. в 1826) Смерть Н. Г. Чернышевского (род. в 1828) Смерть Д. Д. Минаева (род. в 1835)

1889-1899 Л. II. Толстой. Воскресение

1890 Поездка А. П. Чехова на Сахалин

1891 Смерть И. А. Гончарова (род. в 1812)

1892 А. П. Чехов. Палата № 6 Смерть А. А. Фета (род. в 1820) М. Горький. Макар Чудра Родился В. В. Маяковский

1893-1895 Революционная работа В. И. Ленина в петербургских марксистских кружках

1895 М. Горький. Песня о Соколе

1895-1896 А. П. Чехов. Чайка

1896- 1897 Крупные стачки в Петербурге, Орехово-Зуеве, Екатернаославе и других городах Ссылка В. И. Ленина в Шушенское

1898 Первый съезд РСДРП в Минске А. П. Чехов. Маленькая трилогия, Ионыч Открытие МХАТа под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Постановка Чайки   А. П. Чехов. Дама с собачкой Ленинская газета Искра А. П. Чехов. В овраге  А П. Чехов. Три сестры

 

1901 Первомайские демонстрации в Петербурге, Варшаве, Тифлисе, забастовка на Обуховском заводе в Петербурге

1902 В. И. Ленин. Что делать? М. Горький. Мещане, На дне

1903 II съезд РСДРП в Брюсселе-Лондоне. Принятие программы и устава партии. Всеобщая стачка в Баку

1903-1904 А. П. Чехов. Вишневый сад, Невеста

1904-1905 Всеобщая забастовка на юге России. Подъем крестьянского движения на Кавказе и Украине Русско-японская война В. И. Ленин. Шаг вперед, два шага назад

1904 Издание в Женеве большевистской газеты Вперед под ред. В. И. Ленина Смерть А. П. Чехова 1905-1907 Первая буржуазно-демократическая революция в России

1905 В. И. Ленин. Партийная организация и партийная литература  III съезд РСДРП в Лондоне. Издание в Женеве газеты Пролетарий под ред. В. И. Ленина  В. И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции

1906 IV съезд РСДРП в Стокгольме М. Горький. Мать

1908-1912 Репрессии правительства против освободительного движения. Годы реакции

1908 Л. Н. Толстой. Не могу молчать Статья В. И. Ленина Лев Толстой, как зеркало русской революции

 

1910 Уход Л. Н. Толстого из Ясной Поляны и смерть (род. в 1828)

1910-1911 Статьи В. И. Ленина о Толстом (Л. Н. Толстой, Не начало ли поворота?, Л. Н. Толстой и современное рабочее движение, Толстой и пролетарская борьба, Герои ого-ворочки, Л. Н. Толстой и его эпоха)

Конец хронологической таблицы литературных знаковых событий литературной жизни нашей страны 19 века.


← ВАЖНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Еще по данной теме::


russkay-literatura.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века

Автор: Потапова Г.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ » Новобезгинская СОШ» 
Данный урок будет полезен для обзорного изучения литературного и исторического процесса в начале 19 века. Этот урок может послужить вводной лекцией и займёт 2 часа.

Русская литература и русская история 19 века.

Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Цель: познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской литературы 19 века с точки зрения истории и литературы 
Задачи: показать значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса, продолжить знакомство с творчеством писателей романтического и реалистического периодов русской литературы, повторить изученное в 9 классе; 
выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и чувств человека , раскрытие авторского замысла;
развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, анализа поэтического текста и творческой работы
воспитывать чуткость, умение быть внимательным и способность наблюдать 
Оборудование:
1. Сборники стихотворений «Русская классика»
2. Компьютер, проектор, экран

Ход урока

1. Вступление учителя.

Сегодня наш первый урок литературы. Весь курс русской литературы рассчитан на два года, ему мы посвятим уроки в 1о -11 классах. 
Начинается путешествие по великолепной стране Фантазии с романтических произведений конца 18 – начала 19 века и заканчивается современной русской литературой 20-21 веков. Отправимся поскорее в путь, ведь каждый новый урок приближает нас к финишу!

2. Важнейшие исторические и литературные события 1 периода
(конец 18 – начало 19 века).

А) Правление Александра I, война 1812 года, возникновение тайных вольнолюбивых обществ.
Б) Восстание декабристов 1825 года, начало правления Николая I.
В) Начало развития капитализма и демократизации общества.
Г) Возникновение и развитие ведущих литературных течений: романтизма и реализма. 1810 – е годы происходит становление романтизма, выходит журнал «Вестник Европы» под редакцией В.А.Жуковского. Появление первых реалистических произведений Пушкина. 
Д) Начало литературной деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Несомненно, исторические события имели огромное значение не только для развития страны, они отразились на литературном процессе в России.
Что мы знаем из курса 9 класса о романтизме и реализме? Повторим изученное.
Романтизм – ведущее направление в европейской литературе конца 18 – начала 19 века. Пафос романтизма связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью. Романтический герой – борец, его стихия – страсть. 
Реализм – ( в России и в Европе в конце 18 – первой четверти 19 века) в основе этого художественного метода лежит принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником считают А.С.Пушкина. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Главный жанр реализма – роман.

3. « Психологический» романтизм В.А.Жуковского и «мечтательный» романтизм К.Н.Батюшкова.

Творчество писателей конца 18 – начала 19 века (на примере стихотворений Жуковского и Батюшкова).
Одними из лучших представителей русского романтизма этого периода можно по праву считать Жуковского и Батюшкова. Для того, чтобы получить более полное представление об их произведениях, проделаем следующую работу:
— прочтём отрывки из стихотворений поэтов,
— сравним их, определив фонетические, синтаксические, лексические средства выразительности речи,
— сделаем вывод об особенностях поэтической манеры каждого автора. 


Батюшков в 1816 году.


Портрет В. А. Жуковского. Орест Кипренский, 1816 год.
Рис.2
Батюшков «Мой гений». Жуковский «Желание».
Я помню голос милых слов, О предел очарованья!
Я помню очи голубые, Как прелестна там весна!
Я помню локоны златые Как от юных роз дыханья
Небрежно вьющихся власов. Там душа оживлена!
Моей пастушки несравненной Полечу туда… напрасно!
Я помню весь наряд простой, Нет путей к сим берегам;
И образ милый, незабвенный, Предо мной поток ужасный
Повсюду странствует со мной. Грозно мчится по скалам.
Оба стихотворения написаны в романтическом ключе, но у Батюшкова аллитерация ( мн-л, м-л-л, мн-л…) 
показывает нежность, сладостность гармоничность с любимой. Синтаксический параллелизм (я помню) 
и обратный порядок слов подчёркивают очарованность милой девушкой, и любование ею. Образ любимой создаётся метафорами, эпитетами, олицетворениями («локоны златые», «голос милых слов», «образ милый… повсюду странствует со мной»). Свою прекрасную возлюбленную поэт не забудет никогда. 
У Жуковского аллитерация (рдл-р-рл, стн…) передаёт бодрость, живость картины. Пауза в 5 строке – образ пропасти. Синтаксический параллелизм и обратный порядок слов подчёркивают отсутствие дороги назад, восклицательные предложения создают эмоциональный подъём в речи, антитеза 1 и2 части строфы подчёркивается эпитетами, метафорой, олицетворениями анафорой:«предел очарованья», прелестна-ужасный, «юных роз дыханье»). Любовь у поэта — это воспоминание, оно в прошлом и пути к тем берегам нет. Как нет гармонии между прошлым, настоящим и будущим.

4. Русский реализм 19 века

Продолжим наше путешествие и обратимся к основному течению в литературе – реализму. 
Представителями данного литературного направления первой половины 19 века явились Пушкин, Грибоедов, Крылов, Лермонтов, Гоголь, поэты пушкинской плеяды: Баратынский, Вяземский, Языков, Дельвиг.
Вторая половина 19 века символизирует расцвет русского романа, писатели этого периода: Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский; драматурги: Островский, Сухово-Кобылин, Чехов; поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. 
Творчество названых поэтов и писателей мы будем изучать в этом учебном году.

5. Практическая работа. Сочинение – этюд « Я помню эти строки».

С произведениями многих поэтов и писателей вы уже знакомились в процессе изучения литературы в 5 – 9 классах. Значит, для вас не представит трудности работа над сочинением – этюдом. Тема «Я помню эти строки» предлагает вспомнить одно из изученных произведений и написать небольшое сочинение по плану.
План.
1. Вступление. 
2. Основная часть. ( А) Я не мог… ( не могла) остаться равнодушным, читая строки ( автор, название). Трудно не согласиться с автором в том, что… 
Б) Может ли мне кто-то сказать, что его не задели слова … из ( автор, название). Мне близка мысль писателя о том, что…
В) Проблема, с которой сталкивается общество, отражена в строчках… ( автор, название). Писатель прав, утверждая, что…).
3. Заключение. ( Авторитетный источник: точка зрения писателя, учёного, деятеля культуры, а, возможно и цитата или риторический вопрос).
Примерная работа.
Вот он – крик о свободе и жизни, в том числе и о жизни поэта! Так я думала, прочитав стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»:
Человека человек послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потёк, и к утру возвратился с ядом…
Разве могут кого-то оставить равнодушными слова великого поэта?! Не пошёл, не поплёлся, а «потёк», как речка. Но если река живёт свободно, в гармонии с окружающим миром, то человек-владыка только старается показать собственную власть и могущество, погубив не только своего раба, но и соседей в дальних пределах. А что же раб? Почему же он не протестует?
Трудно не согласиться с автором в том, что свободным человеком быть сложно, проще жить в подчинении, не надо ничего решать, ни о чём думать, за тебя всё сделает он – твой хозяин. Возможно, кто – то скажет, что это было давно, в современной жизни все мы свободны, живём в демократическом государстве, что Пушкин давно умер, а темы его стихотворений устарели. Нет, скажу я им, эти строки не могут устареть, умереть, они нужны, необходимы нам и сегодня. А Пушкин бессмертен, ведь в этих стихах мы слышим его «голос».

6. Итоги урока. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш первый урок. Вспомните, как мы работали, и определите, каким он был для вас ( укажите цифру):
1 сложным, я почти ничего не знаю из пройденного курса;
2 доступным, я многое знаю, помню, но плохо справился с письменной работой;
3 простым и понятным, со всеми заданиями справился легко.

7. Домашние задание.

А) Для всего класса:
— знать определение романтизма и реализма, а также представителей этих направлений,
— повторить биографию Пушкина, основные темы его творчества,
— прочитать и принести поэму « Медный всадник».
Б) Индивидуальное задание по изученным произведениям Пушкина
— 1 группа повторить главы из повести «Капитанская дочка»,
— 2 группа прочесть стихотворение «Стансы»,
— 3 группа повторить отрывок из поэмы «Полтава».

nsportal.ru

Данилина Наталия Васильевна — Уроки литературы 10

Вводные уроки литературы 10 класс «Введение в литературу 19 века» (с презентацией)

1.Введение. Понятие  литературного процесса + презентация
2. Русская литература в контексте отечественной истории. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
3. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.

 

Русский романтизм «Поэты-романтики» 

  1. РОМАНТИЗМ В РОССИИ
  2. ТВОРЧЕСТВО ЖУКОВСКОГО
  3. ТВОРЧЕСТВО БАТЮШКОВА

 

Уроки по творчеству А.Пушкина в 10 кл. (повторение и обобщение) http://danilina.3dn.ru/uroki_po_tvorchestvu_pushkina_v_10_kl..rar

  1. ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА. (2 урока)
  2. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Основные мотивы творчества. 
  3. Основные мотивы поэзии А.С.Пушкина. Продолжение. 
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА (завершение) 
  5. Идея государственности  и судьба отдельного человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». 
  6. ИСТОРИЯ И НАРОД В ДРАМЕ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (2 урока)
  7. Проблема народа и власти в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». 
  8. МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА: Анализ произведения. (2 урока)
  9. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ОБРАЗОВ РОМАНА (2 урока) 
  10. СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (продолжение)
  11. Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений 

 

Уроки по творчеству М.Лермонтова в 10 кл. (повторение и обобщение) http://danilina.3dn.ru/lermontov_10.rar

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. (2 урока). Любовная лирика М.Ю.Лермонтова 

Уроки по творчеству Н.Гоголя в 10 классе «Невский проспект» (с ИКТ) http://dfiles.ru/files/tosakcw04

Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя 
Гоголевский Петербург.ppt   Петербург в НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Гоголь Невский проспект. 

Обзорный урок по русской литературе II половины Х1Х века

Уроки по творчеству Гончарова http://dfiles.ru/files/d6lsilmpb

Биография и творчество Гончарова + 2 презентации
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Художественное своеобразие романа «Обломов» 
Обломов и Штольц 
 Характер Обломова 
Сон Обломова 
Добролюбов об Обломове
 

 

Уроки по творчеству А.Островского http://dfiles.ru/files/vzg8h46vu

Биография Островского (Презентация)
Биография и творчество Островского. Введение в ГРОЗУ.doc + презентация «Биография ОСТРОВСКОГО» +ОК. Итоги творчества Островского.doc
Семейный и социальный конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза» 
 Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах.  Столкновение  Катерины с «темным царством». 
Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. 
Обзор критической статьи Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»(
Смысл названия пьесы ГРОЗА+ презентация-схема
«Бесприданница». Психологическое расследование мотива торговли (презентация с диска)
Быт и нравы русской провинции в драме А.Н.Островского «Бесприданница» 

 

Урок по пьесе А. Островского «Гроза» с ИКТ (интерактивная таблица — презентация)  http://dfiles.ru/files/9s19olshj

Уроки по творчеству И.Тургенева. Роман «Отцы и дети»  http://danilina.3dn.ru/turgenev.rar

Жизнь Тургенева (презентация с диска)
Рассказ о Тургеневе (презентация с диска)
Базаров в системе действующих лиц. 
Базаров и нигилисты. 
Базаров через речь. 
Базаров и Одинцова.
Конфликт отцов и детей. 
Образ Базарова. 
Мероприятие с элементами игры по творчеству Тургенева 
Базаров и родители

Викторина по роману «Отцы и дети»

 

 

 

Проектный урок по роману «Преступление и наказание» Ф.Достоевского «Всегда ли 1 меньше 100?» ( с ИКТ)   http://dfiles.ru/files/k7l9gj466

 

danilina.3dn.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *