Кратко византия при юстиниане – Правление Юстиниана в Византийской империи – роль императора в истории кратко

Урок 6: Византия при Юстиниане

План урока:

Особенности формирования и развития империи

Императорская власть

Реформаторская деятельность Юстиниана

Захватнические войны и угрозы внешних врагов

 

Особенности формирования и развития империи

Если отправиться в дальний путьпо исторической карте из Западной Европы на Восток, то можно добраться до Византийской империи.

Возникновение Византии


Источник

Ее название происходит от старинного города Византий, основанного еще в VII веке до н.э. в проливе Босфор.Благодаря особенностям развития, Византия смогла удержать свою целостность свыше тысячи лет.

По географическому положению Византия- евразийское государство, включающее в себя европейские и азиатские земли. Такое расположение отразилось на населении страны. Здесь жили представители разных народов, говорящие на разных языках, исповедовавшие свои религии, почитающие свои обычаи. Однако большая часть византийцев - это греки, и иностранцы часто так называли всех жителей империи. Государственным был и греческий язык.

Основные занятия византийцев

  1. Земледелие Византии.

В равнинных районах, вдоль рек и на морском побережье выращивали виноградники иоливки, сеяли разнообразные злаковые культуры.

  1. Разведение скота.

В горах и на плоскогорьях успешно развивалось скотоводство.

  1. Добыча полезных ископаемых.

Жители империиосвоили добычу золота, серебра, олова, меди, железа.

  1. Торговля Византии.

Благодаря удачному географическому положению, через территорию государства пролегали первостепенные торговые пути того времени:

  • из североафриканских и аравийских земель на территорию Европы;
  • путь, соединяющий Черное и Средиземное моря;
  • Великий шелковый путь.
  1. Византийское ремесло.

Работы византийских ремесленников славились по всему миру, а разнообразие их деятельности было удивительно. Наиболее известны:

  • оружейники;
  • обработчики золота и серебра;
  • портные;
  • резчики изделий из кости;
  • сапожники;
  • ткачитканей из шелка.

Резьба по кости


Источник

Образец византийской шелковой ткани


Источник

Со временем представители одной ремесленной направленности стали объединяться.Так появились объединения ремесленников.

Освоение торгового мастерства и процветание ремесел благоприятствовало росту количества городских жителей. Империю стали называть «страной городов». Самые известные и крупнейшие города Византии той эпохи:

  • Константинополь;
  • Александрия;
  • Антиохия;
  • Эфес;
  • Никея.

Столица Византии - Константинополь


Источник

ВЫВОД:удачное географическоерасположение столицы, евразийская направленность империи, ценные ремесла и многочисленные города, процветание занятий скотоводством и земледелием, пересечение главных торговых дорогпозволили Византии не только обезопасить свои земли от варваров, но и расширить границы и укрепить свое влияние.

 

Императорская власть

Византийская империя - единое государство, в котором сложилась сложная, структурированная система государственного управления. Во главе государства находился император – василевс.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Василевс – греческое название императора в Византии.

Безграничность – основная особенность власти императора в Византии. Все подданные и даже жители других государств считали василевса наместником Бога на земле. В руках императора Византии была сосредоточена государственная и церковная власть.

Система императорской власти в Византии


Источник

Единоличная власть византийского императора позволяла ему:

  • являться высшим судьей;
  • создавать законы;
  • командовать армией;
  • строить отношения с другими государствами;
  • принимать решение о начале войны иперемирии;
  • решать судьбу должности патриарха;
  • выбирать и освобождать от должности чиновников любого ранга;
  • вмешиваться в дела церкви;
  • распоряжаться казной.

Императорская канцелярия являлась правой рукой императора и ведала всеми делами в управлении государства. Под ее чутким контролем находилась жизнедеятельность каждого жителя от взимаемых налогов до повседневных забот.

Для удобства управления территорию империи поделили на отдельные области (префектуры) и округа (фемы). Их управлением занимались наместники, которых назначал император. Создавались специальные ведомства с исполнительными функциями: сбор налогов, доставка почты, обеспечение дорог, решение военных вопросов и другие. Чиновники ведомств назначались василевсом и получали жалованье.

Безоговорочная власть василевса подчеркивалась особой пышностью, торжественностью и величием:

  1. Одеяния пурпурного цвета, расшитые золотом и драгоценными камнями.
  2. Диадема – украшение на голове, символ власти императора.
  3. Земные поклоны, обращенные к нему в качестве приветствия.
  4. Портреты императора на общественных зданиях.
  5. Сопровождение многочисленной свиты и охраны.

Василевс


Источник

Единственное, что могло поставить под угрозу императорскую корону – титул византийского василевса не передавался по наследству. Теоретически любой политик мог взять власть императора в свои руки. Этот минус стимулировал развитие искусства управления. Императору приходилось постоянно быть на чеку и совершенствовать в себе навыки, ценные для того времени – мастерски убеждать, подкупать, льстить, сеять раздор среди врагов, предчувствовать опасность и предупреждать ее.

ВЫВОД: безграничная государственная и церковная власть в византийском государстве принадлежала правителям – василевсам.

 

Реформаторская деятельность Юстиниана

Юстиниан – так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.

Юстиниан


Источник

Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоилмастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.

Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.

Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.

Феодора


Источник

Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило - единое государство,закон и религия. На основе этих утвержденийстроилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.

Главные реформы Юстиниана

  1. Правовая реформа.

Составлен «Свод гражданского права», в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана. В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право – наиболее развитая система правосудия в Древнем мире. В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены конкретные определения правовых норм и понятий, которые применяются и в настоящее время, спустя полтора тысячелетия со дня его создания.

  1. Развитие дипломатии.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Дипломатия – искусство построения взаимоотношений с иностранными государствами.

Главный принцип дипломатии Юстиниана - «разделяй и властвуй».Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников. Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.

  1. Стремление к единству вероисповедания.

Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном - древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.

Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.

Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.

  1. Масштабное строительство.

Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира – храм Святой Софии.

Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства. Жители были возмущены высокими налогами, преследованиями за язычество, высокими ценами, притеснением властей. В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!» Из-за восстания в городе начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей и пострадали памятники архитектуры. Юстиниан, испугавшись восстания, хотел броситься в бегство, но мудрая Феодора его остановила. Помог подавить восстание Велисарий – византийский полководец.

ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.

 

Захватнические войны и вторжения внешних врагов

Для достижения своей цели по восстановлению единой Римской империи, Юстиниан вел многочисленные войны во многих направлениях.

  1. Завоевание африканского королевства вандалов и захват Карфагена.

Несмотря на быструю победу, полностью подчинить эти территории удалось лишь спустя 15 лет из-за постоянных восстаний местного населения.

  1. Победа над королевством остготов в Италии.

Первой была завоевана Сицилия, затем южные территории и позднее - завоеван Рим. Но полного подчинения удалось добиться только через два десятилетия.

  1. Захват Испании.

Были занятыюго-западные территории этого государства.

  1. Многочисленные войны с Ираном у восточных границ.

В результате Византия уступила часть земель и вынуждена была выплачивать дань.

Завоевания Юстиниана


Источник

Богатства Византии привлекали другие народы и государства. После кончины Юстиниана империя постепенно начинает терять свои территории.

Нападения славян и арабов


Источник

Еще на заре VI столетияначались походы славян на Византию. Постепенно они начали расселяться на византийских землях – заняли северные районы Балканского полуострова, македонские и греческие земли.

В VIIвеке у южных границ начинаются войны арабов с Византией. Этим народам покорились ближневосточные и африканские районы империи.

ВЫВОД: после правления Юстиниана Византийская империя уменьшила свои границы почти на треть, сохранив лишь южную часть Балканского полуострова, часть территории в Италии и Малую Азию.

 

100urokov.ru

Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: "Византия при Юстиниане"(конспект урока,презентация,тест)

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами.»

                                                             

Цели: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

        - выявить особенности феодализма в Византии;

          - развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

        - продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

         - воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

                1) устный ответ

                2) задания на листочках.

А) Представления средневекового человека о мире.

Б) « Семь свободных наук».

В) Как изготавливалась средневековая книга.

Г) Средневековая литература.

3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)

  1. Особенности развития Византии.
  2. Власть императора.
  3. Юстиниан и его реформы.
  4. Войны Юстиниана.
  5. Вторжение славян и арабов.
  6. Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

                                1) рассказ учителя:

                          Особенности развития Византии. 

В  395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

- По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

( сл. 4)

-Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

( сл. 5)  Особенности развития Византии:

- В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было  развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

-  Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя  устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. ( сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

( сл. 7) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора.

(выписать полномочия императора)

- о главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть  была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

( сл. 8)  Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

- В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

( сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

2) Работа с источником

                       с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

                                3) рассказ учителя:

( сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя —восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

( сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

- Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

( сл. 12 – 13)

  1. « Единое государство, единый закон, единая религия».
  2. Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.
  3. Строил храмы и монастыри.
  4. Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.
  5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.
  6. Создал « Свод гражданского права»

- Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов  с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами.  Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

      7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой  благотворительностью.

      8. Снизил налоги.

     9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

     10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

     11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

        А) становился солдатом

        Б) уходил в монастырь

        В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

     12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

    13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые  люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

( сл. 14)  По словам историка Прокопия « Юстиниан мог   « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы ( 541 – 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.

( сл. 15) Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы —бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 % [1]

Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

- Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

( сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана:

        1) Проводил реформы  в духе евангельских заповедей ( восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

        2) пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить с злоупотреблениями чиновников.

        3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

                        4) работа по учебнику

Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»

Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

                                Борьба с внешними врагами:

- Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию, Южной Италии, Неаполя, Рима. Юстиниан посылал ему помощь дважды — первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части. Постепенно исчезали легионы и алы, которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды-нумерии  численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв. В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов. Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте. Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично — как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи имародерства. Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,— в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

- В 8 веке произошёл перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и отвоевали у них часть Малой Азии, области Сирии и Закавказье, острова Крит и Кипр.

- Постепенно они начали строить там свои владения, создавали отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы на стр. 60

6. Домашнее задание:

Параграф 6,рабочая тетрадь,  вопросы к нему.

nsportal.ru

Глава II Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518—610)

I

НАЧАЛО ДИНАСТИИ ЮСТИНИАНА

В 518 г ., после смерти Анастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поисках счастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Уроженец Македонии подобно Юстину — романтическая традиция, делающая из него славянина, возникла в значительно более позднее время и не имеет никакой исторической ценности, — Юстиниан по приглашению своего дяди еще юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером — всем необходимым, чтобы стать помощником нового владыки. Действительно, с 518 по 527 г . он фактически правил от имени Юстина в ожидании самостоятельного правления, которое длилось с 527 по 565 г .

Таким образом, Юстиниан в течение почти полувека управлял судьбами Восточной Римской империи; он оставил глубокий след в эпохе, над, которой господствует его величественный облик, ибо одной его воли было достаточно, чтобы пресечь естественную эволюцию, увлекавшую империю к Востоку.

Под его влиянием с самого начала правления Юстина определилась новая политическая ориентация. Первой заботой константинопольского правительства стало примириться с Римом и положить конец расколу; чтобы скрепить союз и дать папе залог своего усердия в правоверии, Юстиниан в течение трех лет (518—521) яростно преследовал монофизитов на всем Востоке. Это сближение с Римом укрепило новую династию. Помимо того, Юстиниан весьма дальновидно сумел принять необходимые меры для обеспечения прочности режима. Он освободился от Виталиана, своего наиболее страшного противника; особенную же популярность он приобрел благодаря своей щедрости и любви к роскоши. Отныне Юстиниан начал мечтать о большем: он прекрасно понимал то значение, которое для его будущих честолюбивых планов мог иметь союз с папством; именно поэтому, когда в 525 г . явился в Константинополь папа Иоанн — первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим, — ему был устроен торжественный прием в столице; Юстиниан чувствовал, как нравится на Западе подобное поведение, как неизбежно оно приводит к сравнению благочестивых императоров, правивших в Константинополе, с арианскими варварскими королями, господствовавшими в Африке и в Италии. Так Юстиниан лелеял великие замыслы, когда после смерти Юстина, последовавшей в 527 г ., он стал единственным правителем Византии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;
  • развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Объявление темы урока и критерии оценок, которые ребята могут получить во время работы на уроке. За правильные ответы на уроке раздаются бумажные фишки, суммируя, которые учащиеся получают оценку за урок: 2-3 фишки - 3, 4-5 фишек -4, 6-7 фишек - 5.

3. Проверка домашнего задания.

У учащихся на парте разноуровневые карточки для проверки домашнего задания по теме: Империя Карла Великого. (Приложение 1)

Ученик сам выбирает на каком уровне сложности он будет работать. После выполнения задания осуществляется самопроверка по образцу и выставляется оценка.

4. Изучение новой темы.

Запись темы в тетрадь (Презентация) слайд с видео о Византии и выяснение целей урока (целепологание самими детьми).

План изучения новой темы:

1. Особенности развития Византии.

2. Власть императора.

3. Век Юстиниана.

4. В кольце врагов.

Особенности развития Византии. Когда в 395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной

Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

Когда Западная Римская империя погибла, Восточная осталась единственной. Гораздо позже, когда империя уже перестала существовать, ее стали называть Византией (по названию древнегреческого города Византия). Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами.

В отличие от Западной Римской империи, Византии в эпоху Великого переселения народов удалось неплохо защитить свои границы. Она устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь (показываю на карте).

(Слайд про Константинополь).

Вопросы по видео (2 мин)

Чем славился город?

Как и почему называли Константинополь?

Власть императора.

Из рассказа учителя выписать полномочия императора

Во главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Власть василевса была не только светской, он считался и покровителем церкви.Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

Работа с источником с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

Читаем отвечаем на вопрос:

Какие выводы на основе документа можно сделать?

  • император сильно себя возвеличил
  • высокое мастерство ремесленников.

Век Юстиниана.

Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.

Доклад о Юстиниане (Приложение 2).

Вопросы:

1. Как Юстиниан стал императором?

2. Какими чертами характера обладал этот человек?

Работа с таблицей "Византия при Юстиниане"

Религиозность. Законотворчество. Расширение границ.
Ревностный христианин.

Желал заручиться поддержкой церкви, дарил ей земли и подарки, строил много храмов и монастырей.

Гонения на язычников, иудеев и отступников от учения церкви.

Кодификация законов Римской империи, создание "Свода гражданского права" Захват Италии, Южной Испании, Северной Африки, фактически удвоение территории

Работа по рядам по пунктам в учебнике.

Какое из трех направлений деятельности Юстиниана, на ваш взгляд, было самым успешным, и почему?

В кольце врагов.

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Видео фрагмент (3 мин) Слайд с видео.

Вопросы к нему:

С какими врагами столкнулась Византия в 7 веке?

Чем это столкновение обернулось для Византии?

Почему из империи городов Византия превратилась в империю крепостей?

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Временами Византии удавалось укрепить свое положение. Честолюбивые василевсы Македонской династии (конец IX - начало XI в.в.) пытались даже вернуть империи былое могущество. Самым могущественным из них был Василий II (976 - 1025 г.г.). Еще одно усиление Византии пришлось на конец XI - XII века. Позже императоры уже и не мечтали восстановить былую мощь, пытаясь сохранить хотя бы остатки прежнего влияния. И все же империя оставалась империей: блеск и богатство, развитая экономика и государственность, немалое влияние на соседей - все это было присуще Византии вплоть до ее падения.

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

В чем было важное отличие Византии от других стран Европы?

Какие полномочия имел император?

Какие нравы царили при дворе императора?

В какой области, по вашему мнению, Юстиниану удалось добиться больших успехов?

Какое из достижений эпохи правления Юстиниана вы считаете главным?

Почему император поддерживал христианскую церковь?

С какой опасностью пришлось встретиться империи в VII веке? К чему это привело?

6. Постановка домашнего задания:

1. Параграф 6, вопросы к нему.

2.Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века", маршрут путешествия изобразить на карте.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок. Каждый ученик получает карточку, считает количество фишек, заработанных за урок и сам выставляет себе оценку. (Приложение 3)

17.12.2010

urok.1sept.ru

Презентация и конспект урока на тему Византия при Юстиниане

6

ТЕМА: Усиление Восточной Римской империи

Цели: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

- выявить особенности феодализма в Византии;

- развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

- продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

- воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Организационное начало урока.РЕЛАКСАЦИЯ

2. Проверка домашнего задания.

1) устный ответ

2) задания на листочках.

А) Представления средневекового человека о мире.

Б) « Семь свободных наук».

В) Как изготавливалась средневековая книга.

Г) Средневековая литература.

3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)

  1. Особенности развития Византии.

  2. Власть императора.

  3. Юстиниан и его реформы.

  4. Войны Юстиниана.

  5. Вторжение славян и арабов.

  6. Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

1) рассказ учителя:

Особенности развития Византии. 

395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

- По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

( сл. 4)

-Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

( сл. 5) Особенности развития Византии:

- В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

- Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. ( сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

( сл. 7) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора.

(выписать полномочия императора)

- о главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

( сл. 8) Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

- В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

( сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

.

3) рассказ учителя:

( сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя —восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

( сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

- Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

( сл. 12 – 13)

  1. « Единое государство, единый закон, единая религия».

  2. Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.

  3. Строил храмы и монастыри.

  4. Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.

  5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

  6. Создал « Свод гражданского права»

- Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами. Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благотворительностью.

8. Снизил налоги.

9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

А) становился солдатом

Б) уходил в монастырь

В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

( сл. 14) По словам историка Прокопия « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы ( 541 – 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.

( сл. 15) Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы —бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 % [1]

Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

ФИЗМИНУТКА

- Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

( сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана:

1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей ( восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

2) пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить с злоупотреблениями чиновников.

3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

4) работа по учебнику

Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»

Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

- Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию, Южной Италии, Неаполя, Рима. Юстиниан посылал ему помощь дважды — первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части. Постепенно исчезали легионы и алы, которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды-нумерии  численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв. В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов. Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте. Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично — как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи имародерства. Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,— в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

.

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы

РЕФЛЕКСИЯ

6. Домашнее задание:

1. Параграф 8 ,рабочая тетрадь, вопросы к нему.

2( по желанию для сильных учеников) Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века"

infourok.ru

История Византийской империи

История Византийской империи
  • Эпоха Палеологов и падение Византийской империи - Период с 1261 по 1453 гг. принято считать закатом Византийской империи, характеризующимся ослаблением экономики, «вторым возрождением» культуры и военной опасностью со стороны Турции. Итогом этого периода стал захват Константинополя турками.
  • Византия и крестоносцы. Комнины и Ангелы. Латинские государства и греческая Никейская империя - При династии Комнинов Византия начала терять первенство в экономике и религии среди стран Запада. В 1203 г. в результате вторжения крестоносцев Константинополь перешел под власть латинского императора. Освободил его в 1261 Михаил Палеолог.
  • Династия Ираклия и конец Римской империи (610-717) - Из-за внешнеполитических процессов, связанных с арабскими набегами, образованием Болгарии и расселением славян, и внутренних противоречий в VII в. Римская империя перестает существовать. На ее месте возникает новое византийское государство.
  • Внутренняя политика Юстиниана - Император Юстиниан, основатель собственно византийской цивилизации, проводил административные и законодательные реформы. Особое значение признается за его правовой деятельностью. Стремясь возродить римскую империю, он сближался с папством.
  • Внешняя политика Юстиниана - Главная цель внешней политики Юстиниана состояла в восстановлении Римской империи. Стремясь вернуть Риму прежние границы, он воюет с племенами Африки, Италии и Испании. Угрозу со стороны Востока императору удается сдержать дипломатическим путем.
  • Правление Юстиниана (518-610) - Эпоха правления Юстиниана рассматривается историками как эпоха окончательного разлада между Западом и Востоком империи. Причина этому в желании императора возродить отмерший Запад. В вопросах религии он отстаивал суверенитет Византии.
  • Монархия Константина и Византийская империя IV века - При императоре Константине Византийская империя получает новый механизм управления, монархия абсолютизируется, монарх обожествляется. Экономический кризис VI столетия вызывает социальные изменения, появляются новые общественные классы.
  • Основание Константинополя - Константинополь был выбран в качестве новой столицы Византии по ряду стратегических, экономических и политических причин. Город стал очагом формирования новой эллинистической культуры, подвергнувшейся влиянию Востока и христианской религии.
  • Император Константин и христианство - Император Константин впервые признал христианство наряду с язычеством и не препятствовал распространению новой религии в Римской империи. При нем активно развивается строительство церквей. Сам Константин принимает крещение на смертном одре.
  • От падение Византии и величие Турок - Крушение Византии имело ряд внутренних и внешних причин, главными среди которых были разорительные религиозные войны с Востоком. Распространение христианской культуры, сменившей язычество, стало исторической миссией Византийской цивилизации.
  • Македонская династия и расцвет империи (867-1081) - Представители Македонской династии в Византии успешно боролись с внешними врагами и были искусными дипломатами в политике. Внутри страны происходила социальная борьба, развивались законодательство и культура. В XI в. Византия порвала с папством.
  • Исаврийская и Аморийская династии. Иконоборчество (717-867) - В течение полутора веков в Византии правили азиатские династии: Исаврийская и Аморийская. Они продолжали отбиваться от внешних врагов, ввели ряд изменений в сфере администрации и законодательства. При них возникло иконоборческое движение.
  • От Константина до Юстиниана. Борьба с еретиками и варварами (337-518) - Византийская история, от правления Константина, основавшего христианскую и восточную империю, до Юстиниана, при котором произошел окончательный раздел на Запад и Восток, характеризуется утверждением христианства и варварскими набегами на Восток.
  • Константин. Христианская и восточная монархия - Системный кризис III в. в Византии приводит к перерождению Великой Римской империи в Византийскую, унаследовавшую культуру Рима и Греции. Император Константин переносит столицу империи из Рима в Константинополь и вводит преемственность власти.

Копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на сайт histerl.ru

histerl.ru

Византия при Юстиниане. 6 класс.ФГОС

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс:______ Дата проведения______

Раздел 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VII ВВ.

Тема урока. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Цели

познакомить с преимуществами географического положения Константинополя, сущностью власти императора и его способами укрепления страны.

Планируемые результаты

предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Ромеи, империя, иконоборчество

Ресурсы

карта «Византийская империя в VI—XI вв.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания.

Ход урока

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Мотивация УД

«В Константинополе к императорскому дворцу примыкает зала изумительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата... Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и наконец висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, и виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали масть, двигали языком и издавали громкий рев... При моем появлении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ми страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некоторыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли...» (Из записок Лиутпранда, посла итальянского короля Беренгара, о приеме во дворце императора в середине Хв.).

Попробуем перенестись в Византию и поближе познакомиться с историей этой удивительной страны.

Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г. По древнему названию столицы это государство назвали Византийской империей, но сами византийцы называли себя ромеями. Они не только устояли в борьбе с варварами, но и создали сильное государство, просуществовавшее до 1453 г.

  • Кто и когда перенес столицу Римской империи в Константинополь?

  • Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?

  • Покажите на карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю.

(Ученики отвечают на вопросы и выполняют задание.).

3.Постановка целей и задач урока

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

План урока

  1. Особенности развития Византии.

  2. Власть императора.

  3. Юстиниан и его реформы.

  4. Внешняя политика Юстиниана

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)

Оформляют записи в тетради.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? Удалась ли попытка Юстиниана восстановить империю?

4.Изучение нового материала

1. Особенности развития Византии

Вы верно предположили, что история Византии будет отличаться от истории Западной Римской империи.

2. Власть императора

Задание: опираясь на историческую карту и изученный материал, используя прием мозгового штурма, предположите, почему Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

-Предположите, какой была власть императора в Византии. (Ответы учеников.)

Задание: проверим наши предположения, поработав с п. 2 § 6. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)

5.Физминутка

Организация физминутки

Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

  • присесть

  • встать

  • встать на пальчики, опуститься

  • наклониться влево

  • наклониться вправо

  • прогнуться назад

  • постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

  • постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

  • открыть глаза и тихо сесть.

Проводят групповую физкультминутку

Продолжение изучения нового материала

3. Юстиниан и его реформы

Власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически на престоле мог оказаться любой человек. Наиболее прославленные византийские императоры не могли похвастаться высоким происхождением.

Слайд 1. В 527 г. императором стал Юстиниан — бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы церкви.

Слайд 2. Юстиниан умело подбирал помощников. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей».

Слайд 3. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь и потому легко верил доносам и был скор на расправу.

Слайд 4. Богатство и пышность императорского двора «золотого века» вошли в легенды. Придворный церемониал был не только сложным, но и строго определенным, так как «ритуал помогает повысить значимость монарха». «Магистральная липни» церемоний закладывалась при Юстиниане, когда были выработаны основные принципы, которые надлежало соблюдать и ходе коронаций, рождения императорских отпрысков, венчаний и погребений, отъезда монарха из столицы и его возвращения, но время его пребывания на мероприятиях, например на бегах па ипподроме, во время приема послов, религиозных и государственных праздников. Но досконально все церемонии были описаны только в X в. Тогда даже изобретения в области механики использовались, чтобы подчеркнуть сверхчеловеческую природу монарха. Самым занимательным в этом ряду был механический фон. Однако и менее технически оснащенные троны выглядели впечатляюще, поскольку были изготовлены из дорогих материалов, отделаны драгоценными камнями, увенчаны балдахинами, вбиты редкими и дорогими тканями и стояли на возвышении. К ним прилагалась изысканно украшенная скамеечка для ног.

Завидев императора, все должны были пасть на колени. колени, а величие этого зрелища производило достаточное впечатление на всех, кому выпало такое счастье, посла подводили к трону. По пути он должен был трижды остановиться и преклонить колено перед василевсом. Дойдя до трона, он протягивал верительные грамоты распорядителю церемоний и приветствовал императора от имени своего монарха. Император отвечал, осведомившись о здоровье последнего.

Как единоличный источник закона и порядка, император был довольно занятым человеком, его день был долгим и насыщенным. Императора будили ежедневно в шесть утра тремя ударами в дверь. Он вставал и одевался без посторонней помощи, обходясь без каких-либо церемоний, подобных той, которую позднее ввел Людовик XIV, король Франции. Из своей спальни император шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся в специальной нише. После чего садился на трон и завтракал. Поев, он принимал управляющего двором и обсуждал с ним распорядок дня.

Все императоры обладали самобытными характерами и были яркими личностями. У многих был широкий круг интересов, и они проводили часы досуга, занимаясь личными делами. Некоторые отличались общительностью и часто приглашали гостей, чтобы те разделили трапезу с императорским семейством, а часто сами с радостью принимали приглашения отобедать в домах своих подданных. Все они вели полноценную семейную жизнь, не выставляя ее на обозрение.

Слайд 5. При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Император укрепил законность и правопорядок в стране. Во время его правления Константинополь стал художественным центром средневекового мира, палладиумом наук и искусств, за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника,

также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней, — собор Святой Софии и церковь Сан-Витале в Равенне.

(Проверка выполнения задания.)

Примерный план учащихся:

  1. «Единое государство, единый закон, единая религия».

  2. Желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки.

  3. Строил храмы и монастыри.

  4. Подвергал гонениям язычников и иудеев, отступников от христианского вероучения.

  5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

  6. Создал «Свод гражданского права».

  1. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благо- творительностью.

  2. Снизил налоги.

  3. Помогал пострадавшим от землетрясения городам.

  1. Создал систему имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом.

  2. По законам Юстиниана раб считался человеком. Рабство не- отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

а) становился солдатом;

б) уходил в монастырь;

в) становился епископом;

г) его нельзя было убивать.

  1. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещен развод.

  2. Смертная казнь отменена не была.

Но оставались еще пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распять на кресте, избить розгами до смерти и т. д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и караюсь смертью оскорбление императора

Задание: изучая информацию презентации, выделите сильные ( троны личности императора Юстиниана и те черты, которые нам не нравятся. Свое мнение аргументируйте.

После просмотра слайдов.

О человеке нужно судить по его делам, поэтому мы должны проанализировать деятельность Юстиниана, т. е. те реформы, которые он провел при жизни.

Задание: работая с п. 3 § 6 учебника, составьте план текста «Реформы и деятельность Юстиниана».

(Проверка выполнения задания.)

.

Задание: дайте оценку реформ и деятельности Юстиниана. (Проверка выполнения задания.)

4. Внешняя политика Юстиниана

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю и прежних границах.

Направление

Средство

Итог

Северное Причерноморье

Война

Возвращение южного берега Крыма

Борьба с персами на Востоке

Война, подкуп

Персы отброшены, заключен мирный договор

Борьба с набегами славян

Стравливание племен между собой, подкуп

Набеги отражены, но угроза остается

Борьба с вестготами

война

Отвоевание Юж. Испании

Борьба с вандалами

Война

Отвоевание Сев. Африки

Борьба с остготами

война

Возвращение Италии

После смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество, и блеск Юстиниановской эпохи.

С начала VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их набеги, а ослабление Византии открыло путь для заселения этой территории славянами. В VI в. с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.

Задание: работая с исторической картой и текстом п. 4, 5 § 6, исполните задание и ответьте на вопрос.

  • Заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана».

  • Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в прежних границах? Почему?

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

6.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся.

Выслушиваются мнения учеников

7.Рефлексия.

Подведения итогов. Оценивание.

— В чем сходство и различие задач, которые решали императоры Византии и короли в Европе в то время?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

Проверяю выполнение заданий, провожу оценивание учащихся

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие умения и навыки отрабатывали?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

  • Какие выводы сделали?

ИЛИ ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

8. Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Для сильных учеников - § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?».

  2. Для средних учеников — § 6, ответить на вопрос: почему замысел Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах был обречен на неудачу?

  3. Для слабых учеников — § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *