Комбинированное обучение в школе – Комбинированное обучение как фактор инновационного развития современного образования.

Содержание

Смешиваем, но не взбалтываем: гид по внедрению смешанного обучения в школе / Newtonew: новости сетевого образования

Технологии влияют на то, как мы преподаем, и на то, как учимся.

Технологии не заменят учителей. Но учителя, которые используют технологии, возможно, заменят тех, кто не использует.

С этим утверждением Рэя Клиффорда, которое приводит Кристин Мелони в статье «Интернет в классе», можно поспорить, но давайте остановимся и чуть подумаем. Сегодня мы имеем возможность использовать инструменты, способные существенно повлиять на наше представление об обучении вообще, помочь нам в реализации ФГОС: формировании универсальных учебных действий, развитии самостоятельности обучающихся, организации «фгосовского» урока.

Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей — смешанное обучение. Эта технология организации учебного процесса, сочетая в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения, при условии соответствия определенным параметрам, позволяет выстроить индивидуальные траектории освоения учащимися учебного материала, развивать метапредметные и личностные универсальные учебные действия, обеспечивает постоянную активность обучающихся. В основе его лежат признанные в мировом педагогическом сообществе теории конструктивизма, социального конструктивизма и проблемного обучения.

Классно-урочная система в привычном для нас виде существует с XVII века, но и дистанционное обучение не ново. Калеб Филипс ещё в 1728 году, а Айзек Питман в 1840 году обучали желающих стенографии, используя почтовую связь.

В цифровую эпоху, по мнению специалистов, переход к модели, интегрирующей возможности традиционной и электронной форм обучения, кажется логичным: мы живём в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде.

Используется смешанное обучение преимущественно на ступени высшего и среднего профессионального образования, в последнее время активно развивается в школе и детском саду. Много историй успешного внедрения собрано Институтом Клэйтона Кристенсена в США, и база данных «Вселенной смешанного обучения» продолжает пополняться. Россия также наращивает опыт использования данной технологии.

 

Так, вызвал интерес проект некоммерческого партнерства «Телешкола», которое в 2012-2013 учебном году провело эксперимент по внедрению смешанного обучения в нескольких школах Хакасии, Дагестана, Удмуртии и Челябинской области. На сайте «Открытый класс» функционируют сообщества учителей, посвящённые исследованию эффективности разных частных моделей в рамках смешанного обучения.

Смешанное обучение — это не новая упаковка для старой методической системы, это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.

Приступить к созданию курса в контексте смешанного обучения проще, если представлять, как могут выглядеть первые шаги при переходе на такую образовательную модель.

Шаг 1. Определите, для чего вам нужно смешанное обучение

Логика проста: если всё и так отлично, то зачем?

Безусловно, можно дать замечательный современный урок, имея только доску и мел. Но если вы считаете, что слишком много времени вынуждены уделять объяснению нового материала, а ваши ученики слишком пассивны, то наверняка задумывались, как изменить ситуацию.

Что в смешанном обучении и вправду новое?

Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться», каждый будет выслушан.

Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.

Девочки школы Линокольн Бенч готовятся к уроку по чтению, 1939 г.

Источник: pinterest

И самое интересное: благодаря дистанционной части процесса обучения учитель получает возможность эффективнее использовать время урока. Будут ли ребята с преподавателем разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать учителю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.

Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.

Стоит попробовать:

 

  • На FutureLearn можно пройти курс Университета Лидса Blended Learning Essentials: Getting Started (на английском языке). Курс отлично описывает базовые принципы смешанного обучения, рассказывает об успехах данного подхода в сфере профессионального образования, содержит практические рекомендации и знакомит с наиболее яркими бесплатными сайтами и приложениями.
  • Полезно изучить материалы семинаров, вебинаров, лекций, уроков по выбранной теме.

Пожалуй, лучший способ понять, как интеграция традиционных методов и новых технологий помогает сделать обучение продуктивнее, за счёт чего осуществляется индивидуализация, как обучающийся сам осуществляет контроль процесса, — это самим пройти курсы в формате смешанного обучения. Они, кстати, становятся обычной практикой в институтах повышения квалификации учителей.

Шаг 2. Приступая к конструированию программы, отталкивайтесь от планируемых результатов

Планировать результаты, определять универсальные учебные действия, формируемые у учащихся, и способы их оценивания должна группа учителей. Это соответствует посылу ФГОС — сообща проще определить межпредметные связи и запланировать шаги по реализации целей. Поэтому, прежде чем приступать к созданию рабочей программы, постарайтесь собрать группу единомышленников. Можно быть ярым сторонником какой-либо образовательной системы, но жизнь учит быть гибким и не бояться экспериментировать.

Вместе выберите класс/параллель. Начните с одного-двух предметов, с серии уроков.

Стоит приступать к созданию программы, ответив на следующие вопросы:

  • Каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) должны к окончанию курса достичь учащиеся? Что ребенок сможет узнать и сделать на выходе? Специалисты рекомендуют начинать планирование с конца, отталкиваясь от результатов.
  • Какие задачи будет решать дистанционный блок? Углублять знания? Способствовать устранению пробелов? Какой материал может работать эффективнее в цифровом формате? Какие темы вызывают наибольшую трудность при освоении?

Выберите разделы или темы, которые могут, по вашему мнению, успешно изучаются дистанционно. Учебная единица обычно представляет собой информационный блок (лекционный материал в текстовом, аудио- или видеоформате, диалоговую симуляцию, презентацию), за которым следует интерактивное задание.

Важно сделать максимально интересным материал для самостоятельного овладения. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приемы работают и в электронной среде. Принципы геймификации тут тоже будут к месту. Можно, например, разработать систему званий для активно и качественно комментирующих работы одноклассников, награждать виртуальными значками за хорошие вопросы.

  • У всех ли обучающихся есть дома необходимые технические устройства? Сможете ли вы регулярно выходить на связь со своими учениками?

Определив, что будет изучаться в классе, а что в цифровой среде, решите, какая модель смешанного обучения будет наилучшим образом работать в вашем случае.

Выбор конкретной модели определяется соотношением очной и заочной форм в планируемом образовательном процессе, размером группы, целями и имеющимися в распоряжении учащихся и учителя ресурсами.

Источник: historyinphotos.blogspot.ru

Наиболее активно в России используются «Модель смены рабочих зон/ротации станций» (в классе учащиеся попеременно работают с учителем, в малых группах и с электронным материалом), «Перевёрнутый класс» (дома изучают теорию, в классе организуется применение полученных знаний) и «Автономная группа» (одна группа занимается в онлайн-среде, вторая — в традиционном контексте).

  • Как будут оцениваться результаты обучения?

Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь.

Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала.

Сформированность практических навыков может оцениваться как в классе, так и виртуально, благодаря заданиям, максимально приближенным к реальной жизненной ситуации, требующим от ученика применять знание не только в типичных, но и незнакомых ситуациях, решаемых в онлайн-среде. Пример подобного задания: изучите материал игры Ad Decoder и составьте своё рекламное объявление; предложите одноклассникам его раскодировать.

Стоит попробовать:

 

  • Перед выполнением на отметку стоит запустить тренировочный тест. Перед выполнением опыта в условиях класса можно выполнить его в виртуальной лаборатории.
  • Там, где возможно, следует поощрять самооценку и взаимооценку. Комментирование работ одноклассников может стать отдельным заданием.
  • Предусмотрите разные варианты обратной связи. Vocaroo и Audacity подходят для записи аудиокомментария к работам обучающихся.
  • Если все учащиеся имеют дома устройства, позволяющие выйти в интернет, можно попробовать реализовать на практике модель «Перевёрнутый класс». Если в школе есть достаточное количество оборудования, подойдут модели «Смена рабочих зон» или «Автономная группа».
  • В календарно-тематическом планировании стоит учесть время групповой и индивидуальной работы с учащимися.
  • Запланируйте учебный проект, требующий от обучающихся работы, как в классе, так и сотрудничества вне школы.

Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной. Это настоящий вызов учителю: как структурировать материал таким образом, чтобы обучение стало эффективнее?

Шаг 3. Создавайте как можно больше возможностей для общения

Рамочный характер ФГОС и гибкость системы смешанного обучения дают учителю достаточно свободы для экспериментов. т

Почему смешанное обучение заставляет педагогов завороженно следить за своим развитием и отмечать малейшие успехи? Потому что сложно представить, что ещё могло бы позволить столько внимания уделить каждому ребенку.

Сколько времени отводится на общение учителя с учеником в рамках традиционного урока, который длится 40-45 минут? Вычтем объяснение нового материала, выполнение упражнений — сколько останется? Немного, верно?

Как ни парадоксально, но использование технологий может увеличить количество времени на непосредственное взаимодействие участников образовательного процесса.

Общение учителя с учениками и учеников между собой осуществляется, как и общение людей в реальной жизни, двумя путями: личное общение во время аудиторных занятий и общение в интернете. Чаты, форумы, платформы вроде Edmodo, электронная почта — привычная и комфортная среда. Симон Львович Соловейчик в книге «Час ученичества» отмечает, что «человек заражается желанием учиться не прямо от учителя, а через класс», и очень важно, о чём говорят ребята между собой.

Урок на свежем воздухе, учитель в центре, где-то под Онтарио, штат Орегон, 1939 г.

Источник: historyinphotos.blogspot.ru

Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, занимается педагогическим дизайном.

Групповая работа может быть теперь организована и во внеаудиторном пространстве. В курсах на платформе FutureLearn, к примеру, сейчас активно разрабатывают методику организации эффективного взаимодействия в виртуальных группах. Все частные модели смешанного образования предполагают активную работу в группах, причём учитель может делить класс, имея чёткие представления об уровне освоения обучающимися материала.

Стоит попробовать:

 

  • Множество бесплатных инструментов способствуют развитию умений сотрудничать и кооперироваться. Учащиеся могут учиться писать коллективные тексты в Google Docs, создавать совместные проекты в Padlet. Задание к уроку английского, например, может выглядеть так: составьте меню для нового ресторана, используя изученную лексику, и выскажите в комментариях мнения по поводу работы другой группы.
  • Организуйте форумы для обсуждения учебных тем. Поощряйте активность в общении.
  • Многие площадки позволяют проводить опросы и собирать данные для анализа. Можно выяснить интересы учащихся, определить, какие знания по теме ребята уже имеют, получить отзывы по содержанию и организации обучения.

Шаг 4. Решите, какие ресурсы вам подходят

Образовательный контент сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, создаются новые приложения, электронные учебники — готовый материал легко включить в работу. Создавая свой, очевидно, следует обратить внимание на интуитивно понятное программное обеспечение.

Банк ресурсов, создаваемый учителями разных школ, педагогическими ассоциациями, может значительно облегчить работу в будущем. Вступите в сообщество, где есть возможность делиться с заинтересованными учителями опытом проведения исследований в цифровой среде и создания своих образовательных материалов нового формата.

Выбирайте оптимальные ресурсы, работайте с тем, что есть, используйте доступное по максимуму.

Источник: historyinphotos.blogspot.ru

Нет универсального рецепта организации дистанционной части смешанного обучения для всех школ. Стоит выяснить, какие ресурсы имеет школа. Если отсутствует СДО, удобно использовать сайт или бесплатные облачные сервисы.

Стоит попробовать:

 

  • Конечно, принцип избыточности материала позволяет системе подстраиваться под нужды конкретного ребёнка. Но облегчить для ребёнка навигацию по учебному контенту — задача учителя. Добавляйте гиперссылки, скринкасты с краткими инструкциями.
  • Будущее за микроформатами, поэтому лекции не должны быть длинными;
  • Для учащихся может быть очень полезной первая, обзорная лекция по теме, дающая направление учебному поиску и ориентирующая на достижение конкретных результатов;
  • Тест может быть и обучающим. Попрактикуйтесь в создании подобного учебного материала.
  • Очевидным решением для начинающих практиковать смешанное обучение и только еще приступивших к созданию контента будут презентации в PowerPoint, а также программы, которые помогают превратить их в настоящий электронный курс.

Шаг 5. Познакомьте участников образовательного процесса с принципами смешанного обучения

Заручитесь поддержкой администрации. Могут потребоваться некоторые изменения в расписании для доступа в класс, оборудованный компьютерами в достаточном количестве.

Объясните обучающимся, что и как вы будете делать. Создание благоприятных условий для смешанного обучения может оказаться ключевым для его успеха.

Следует дать представление о критериях, по которым будет оцениваться успешность выполнения заданий, указания о том, как действовать в случае пропуска занятий, отставания, ознакомить с расписанием некоторых активностей. Доступ к материалам должен быть простым, а инструкции ясными.

С планом действий необходимо ознакомить не только учащихся, но и родителей. Опасения обычно вызывает возможность формирования зависимости от интернета, ухудшения здоровья.

Чёткий план — залог безболезненного внедрения. Помочь перейти эту дорогу нужно и детям, и родителям.

Источник: historyinphotos.blogspot.r

Время, проведённое в соцсетях, часто воспринимается как потеря времени. Другая точка зрения ещё только начинает формироваться. Между тем Мими Ито, эксперт в области использования молодежью цифровых средств, полагает, что социальные сети даже в том виде, в каком они существуют, могут считаться полезными. Здесь подростки проходят социализацию, учатся информационной безопасности, проходят неформальное обучение.

Задача родителей и педагогов — научить использовать технологии конструктивно, развивать информационную культуру.

Расскажите о плюсах внедряемой образовательной модели. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся, то есть подходит как для одаренных учащихся, так и для испытывающих затруднения в обучении.

Стоит попробовать:

 

  • Нужным, как отмечают практики, может оказаться предварительный курс, обучающий справляться с трудностями технического характера. Возможно, понадобится и методичка с чёткими инструкциями и программой деятельности.
  • Неплохо было бы организовать онлайн встречи с родителями, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов. Выслушайте их: человек по-настоящему слушает других, когда выслушали его.

В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития (Фандей В. А.). Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.

Для учеников смешанное обучение может стать первым шагом к осознанному обучению на протяжении всей жизни. Да ещё и с удовольствием.

Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?

Автор статьи:

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring

 

31 августа 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения

Что такое смешанное обучение?

Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.

Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России цифровые сервисы используют 14% учителей (по данным 2017 года). Применение электронного обучения прописано в законе «Об образовании РФ».

«… в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями» О.Ю. Васильева, министр просвещения.

Плюсы смешанного обучения:

  • Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.

  • Стимулирование формирования активной позиции ученика.

  • Трансформация, актуализация стиля преподавания.

  • Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.

На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:

  • Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету.

  • Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Электронная форма учебника (ЭФУ) Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Окружающий мир 3 класса Виноградова Н. Ф. Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник интегрирует знания о природе, человеке и обществе. В процессе изучения «Окружающего мира» решаются различные образовательные задачи: у младших школьников формируются знания о планете Земля, ее растительном и животном мире; воспитывается культура отношения человека к природе. Система обучающих заданий развивает умственные способности учащихся, их восприятие, мышление, воображение.

Купить

Модели смешанного обучения

«Ротация»

Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.

Перевернутый класс. Знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.

Смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.

«Персонализированность»

Новый профиль. Если нескольким ученикам средней или старшей школы не подходит ни один из предложенных учреждением профилей, может быть выделена группа «Новый профиль» (что соответствует стандарту образования). Профильное обучение ведет педагог школы или приглашенный специалист.

Межшкольная группа. Аналогично «Новому профилю», однако в группу сотрудничества входят ученики из разных учреждений. Модель особенно актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ.

Индивидуальный учебный план. Расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей. Модель целесообразна для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников. ЭФУ это:

  • Содержание печатных учебников, адаптированное для электронных устройств и дополненное мультимедийными компонентами.

  • Эффективное средство контроля и самоконтроля.

  • Использование закладок, заметок, быстрый переход по ним, а также быстрый поиск страниц, соответствующих печатному учебнику.

Смотрите вебинар «Практика внедрения ЭФУ в образовательной организации»

Информатика. 9 класс

Учебник является частью УМК по курсу «Информатика» для 8-9 кл. В учебнике изложены современные представления об основных понятиях предмета, об измерении количества информации и системах счисления, сведения о возможностях и принципах работы компьютера и периферийных устройств, о программном обеспечении. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, и включен в Федеральный перечень учебников в составе завершенной предметной линии. Электронная форма учебника (ЭФУ) Информатика. 9 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Информатика 9 класса Быкадоров Ю. А. Информатика. 9 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Купить

Опыт гимназии «САН»

В 2017-2018 гг. гимназия «САН» (г. Пенза) приняла участие в проекте «Школа, открытая инновациям». В рамках проекта образовательная организация получает бесплатные электронные учебники в соответствии с имеющимися печатными комплектами. Специалисты гимназии поделились этапами реализации программы по внедрению ЭФУ:

  1. Создание условий для эффективного использования ЭФУ (обсуждение проекта на педагогическом совете, заключение договора с издательством, составление дорожной карты, подготовительная работа с родителями, добавление тематической страницы на сайт школы).

  2. Организация диагностических процедур (анкетирование педагогов, учеников, родителей).

  3. Организация работы с учащимися и родителями (практические занятия для учеников, родительские собрания, лекция для родителей на тему ЭФУ, общее и индивидуальное консультирование, проведение круглого стола родителей и педагогов).

  4. Организация методической работы с педагогами (изучение возможностей ЭФУ, проведение семинаров, вебинаров и консультаций, прохождение курсов повышения квалификации на платформе LECTA).

Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них, до начала проекта, только 25% однозначно одобряли новшество. Однако со временем процент, конечно, существенно вырос, поскольку мотивация детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала активнее. Сами же школьники изначально отнеслись положительно к использованию ЭФУ (95%). Проект был реализован так успешно, что сейчас специалисты гимназии планируют передать опыт коллегам в ходе городского научно-методического семинара.

Физика. 7 класс

Настоящее издание вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей входит в учебно-методический комплект по физике для 7 класса общеобразовательных организаций. В учебнике представлен раздел «Механические явления» (кинематика, динамика, статика, гидро- и аэростатика), а также вводная тема курса основной школы «Физические методы изучения природы». Комплект является частью системы «Алгоритм успеха». Электронная форма учебника (ЭФУ) Физика. 7 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Физика 7 класса Хижнякова Л. С. Синявина А. А. Физика. 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Купить


С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

rosuchebnik.ru

6 моделей смешанного обучения | Сергей Афонин

Главная » Blog » Смешанное обучение » 6 моделей смешанного обучения

Как организовать смешанное обучение в школе? в классе? в условиях классно-урочной системы? Расскажу о 6 моделях, которые реально воплотить в жизнь в рамках нашей классно-урочной системы.

Первая статья серии: «Смешанное обучение: Определение и 4 фактора»
Все статьи по теме «Смешанное обучение. Основы»

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Инфографика — 4 модели смешанного обучения

Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию. (Для увеличения кликните по картинке)

Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны (если не так, можете меня поправить 🙂 ), поэтому я их не внес в инфографику.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику.


Оцените статью, пожалуйста: Загрузка…

sergeyafonin.ru

Смешанное обучение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн[1].

Основные идеи и факторы успеха в смешанном обучении[править | править код]

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн обучение, и обучение с участием учителя.

Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроль и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя — важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учеников. Ученикам младших классов необходимо практически постоянное присутствие учителя в классе. Учитель демонстрирует модели поведения и мышления, способы построения взаимоотношений. Подросткам, студентам и взрослым нужен скорее тьютор, советчик, специалист.

Интеграция опыта обучения онлайн и с учителем представляет собой активный формы работы на уроке. Такие активности должны быть ориентированными на практику. Наиболее удобный формат их проведения — в малых группах (работа над проектами, настольные игры и другое). Также возможна коллективная и индивидуальная работа над проектами.

Институт Клейтона Кристенсена выделяет следующие факторы успеха смешанного обучения[1]:

  1. Персонализация
  2. Обучение, основанное на мастерстве
  3. Среда высоких ожиданий
  4. Личная ответственность

Также важными факторами являются: проектная работа, ориентированная на реальную жизнь и использование различных форм группового взаимодействия.

Существует более 40 моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны.

Перевёрн

ru.wikipedia.org

Что такое комбинированное обучение — Центр образования «Медина»

Адаптивные онлайн-программы подбирают для школьников материалы, точно соответствующие их уровню знаний, а   преподавателей снабжают  подробными данными об успеваемости и индивидуальных потребностях каждого ученика.

Всплеск все более доступных образовательных технологий вызвал титаническую волну так называемого «комбинированного обучения». Онлайн- или смешанные варианты предлагают сейчас многие учебные заведения на Западе. Однако эта модная волна зачастую смывает за борт все здравые соображения.

С появлением  онлайн-школ и персональных учебных программ в обычных школах предполагалось, что компьютеры излечат все болезни нынешнего образования. Но вскоре стало понятно – технологии сами по себе исцеления не принесут. И уж конечно никакие компьютеры учителя  не заменят.

Между тем комбинированное обучение стало излюбленным выражением в образовательных кругах.

Действительно, оно было и остается важнейшим элементом образования 21 века, считает Престон Смит, глава американской ассоциации независимых школ Rocketship Education. Но только практически применять этот элемент нужно вдумчиво и осторожно, полагаясь на практический опыт учителей, предупреждает он.

По сути, комбинированное обучение представляет собой пересмотр  учебных программ с учетом потребностей учащихся и преподавателей, и последующую корректировку методик или оказание индивидуальной дополнительной помощи.

Технологии и обучение в режиме онлайн не только включены – они  целенаправленно интегрированы в образовательный процесс, что явно идет на пользу учащимся.

Именно благодаря целенаправленному использованию технологий, вкупе с  эффективным руководством преподавателя и взаимодействием учеников,  обучение становится комбинированным.

Его конечной целью является по-настоящему индивидуальный подход. В идеале это означает, что каждый учащийся получает именно те учебные материалы и задания, которые наиболее соответствуют его уровню и способностям, и приобретает знания наиболее эффективными методами – в группе, самостоятельно, с учителем, с наставником, с помощью обучающих программ и так далее.

Однако суровая  реальность такова, что практически ни одному учебному заведению достичь этой цели не удалось. Во-первых, несмотря на закон Мура, компьютерные технологии пока не позволяют полностью интегрировать программу и процесс обучения  с возможностями  преподавателей и потребностями учащихся.

А во-вторых, необходим более вдумчивый подход в применении даже имеющихся технических средств.

Комбинированное обучение проникло в западные школы семь лет назад; с тех пор образовательные технологии и их применение  в классах претерпели значительные изменения. Но пока не учитываются способности и потребности каждого ученика, об успехе комбинированного обучения говорить рано.

Поделиться:

medina-center.ru

что такое и как внедрить

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:

Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies

Появление и развитие смешанного обучения

Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.

В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:

  • очные консультации: студенты часто приходят с вопросами, которые не пытались решить самостоятельно. Методы отслеживания самостоятельной работы студента в современных системах смешанного обучения позволяют преподавателям принимать вопросы только у тех, кто добросовестно работал самостоятельно;
  • проверка контрольных заданий (в смешанном обучении проверка может быть автоматически выполнена системами тестирования).

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.

Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.

В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.

По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.

Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:

Специализация деятельности в системе BL ITyStudio

Главная задача СДО для смешанного обучения

Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.

Разумеется, по мере накопления знаний о работе мозга число альтернативных теорий будет сокращаться. А пока наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а в том случае, если она отклоняется от “нормы”, учащемуся ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату. Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, у нее появилось много критиков (достаточно вспомнить, сколько копий сломали в дискуссиях о ЕГЭ), которые указывали на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил, сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи.

В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).

Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.

Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.

Как главная задача СДО решается в iSpring

Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.

Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.

23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.

Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:

  • ветвление по вопросу;
  • ветвление по группе вопросов;
  • ветвление по слайдам;
  • ветвление по ответу.

Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.

Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.

Смотрите подборку видео о смешанном обучении.

Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:

Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:

Список источников:

  1. И.Б. Государев К вопросу о терминологии электронного обучения ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015, стр.180-183.
  2. Larry Bielawski David Metcalf Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online Learning, 2003 by HRD Press, Inc.
  3. Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., & Jones, K. (2010, September). Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies.

www.ispring.ru

Путеводитель по смешанному обучению

Смешанное обучение совмещает обучение лицом к лицу с онлайн-технологиями. При этом ученик может самостоятельно принимать решения о пути, времени, месте и темпе обучения. Edutainme выбрали полезные ресурсы, которые пригодятся учителям, завучам и директорам школ.

Книга «Шаг школы в смешанное обучение» стала первым в России сборником научных исследований, теорий, практик и рекомендаций по использованию смешанного обучения в отечественных условиях. Помимо прочего, в книге разбираются десять реальных кейсов. Над проектом работали руководитель центра смешанного обучения МГППУ Наталья Андреева, образовательный технолог Таллинской Центральной русской гимназии Людмила Рождественская и директор ООО «Айтичер» Борис Ярмахов. Издание будет полезно учителям, методистам, директорам школ и поможет им поднять качество образования в своих школах на новый уровень.

Университет центральной Флориды и организация Educause уже несколько раз перезапускали бесплатный онлайн-курс на платформе Canvas для тех, кто хочет заниматься смешанным обучением. За пять недель участники MOOC познакомятся с основами смешанного обучения и лучшими практиками. Также они получат пошаговое руководство по разработке документов, онлайн-уроков и других материалов, необходимых для запуска курса. Каждую неделю в рамках курса проходят вебинары с приглашенными экспертами. Онлайн-курс был запущен при поддержке гранта Next Generation Learning Challenges в 2011 году.

Какими бывают модели смешанного обучения? Как подойти к дизайну пространств? Что нужно знать о разработке онлайн-среды для смешанного обучения? Делимся рабочими листами, разработанными в Институте Клейтона Кристенсена. На сайте института опубликовано десять материалов, разработанных для учителей и директоров школ. В рабочих листах можно найти теоретическую информацию, схемы, советы и таблицы для самостоятельного заполнения.

Сайт Blended Learning Universe был создан несколько лет назад, чтобы собрать в одном месте информацию о смешанном обучении по всему миру. Посетители сайта могут искать учебные заведения по различным параметрам, включая возраст учеников, расположение школы и модель обучения. Также в профиле каждой школы появился таймлайн, где отмечается, как менялся подход к смешанному обучению в течение времени.

В руководстве, разработанном Learning Accelerator, собраны советы для школ, в которых уже практикуют смешанное обучение. Напомним, что при таком подходе классические методы преподавания дополняются технологиями дистанционного обучения. Документ разделен на пять частей, в каждой из которой подробно разбирается один из этапов анализа: как начать исследование, когда, что изучать, кого опрашивать и каким образом. В руководстве формулируются рекомендации по анализу успешности смешанного обучения для директоров школ, завучей, преподавателей и кураторов. Помимо конкретных деталей, в тексте разбираются и общие требования к научному исследованию: например, как проверить надежность и актуальность инструментов анализа.

О смешанном обучении говорят уже не первый год, при этом не всегда понимая, как оно устроено. Наталья Андреева, руководитель Центра смешанного обучения МГППУ, поделилась стратегией выстраивания эффективной образовательной системы по новым правилам.

Организации The Evergreen Education Group и Clayton Christensen Institute опубликовали шесть научных исследований, каждое из которых посвящено отдельному учебному заведению. Из работ можно узнать, как обычные американские школы перешли на смешанное обучение, и что из этого получилось. В рамках исследований были проанализированы стратегии, основные инструменты и результаты — оценки за тесты и экзамены.

Ассоциация школьного онлайн-образования iNACOL опубликовала 20-страничный отчет, который называется «Эволюция онлайн- и очного обучения в 2008-2015 годах». В документе можно найти как статистические данные по американским школам, так и описание лучших практик. Первая часть посвящена определению смешанного обучения и анализу его основных моделей. Вторая часть отчета содержит подробные примеры, иллюстрирующие различные типы смешанного обучения: сотрудники школ рассказывают о трудностях, с которыми они столкнулись, делятся опытом и дают советы. В финале разбираются четыре урока, которые можно извлечь, внедряя в школе смешанное обучение.

www.edutainme.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *