Ислам время и место зарождения – Ислам — Википедия

Содержание

Электронная книга: Александр Ханников. Энциклопедия ислама

Энциклопедия мистических терминовНастоящая энциклопедия опирается на обширный мистический лексикон, составляющий понятийную основу любого… — Локид, Миф, (формат: 84×104/32, 576 стр.) Ad Marginem Подробнее…1998
830бумажная книга
Энциклопедия мистических терминовНастоящая энциклопедия опирается на обширный мистический лексикон, составляющий понятийную основу любого… — Локид, Миф, (формат: 70×100/16, 576 стр.) Ad Marginem Подробнее…2000
660бумажная книга
Религия. ЭнциклопедияОт издателя:Энциклопедия «Религия» предлагает читателю комплексное аналитическое рассмотрение духовной… — (формат: 84×108/16 (205х290 мм), 960стр. стр.) Подробнее…2007
423бумажная книга
Под редакцией Алексея Малашенко и Сергея ФилатоваДвадцать лет религиозной свободы в РоссииСборник статей посвящен различным вопросам существования религий в России за последнее двадцатилетие. На… — Московский Центр Карнеги, Российская политическая энциклопедия, (формат: 60×90/16, 400 стр.) Религия в Евразии Подробнее…2009
586бумажная книга
Под редакцией Алексея Малашенко и Сергея ФилатоваРелигия и конфликтСборник посвящен роли религиозного фактора в конфликтных ситуациях, возникающих в транзитный период… — Российская политическая энциклопедия, (формат: 60×90/16, 288 стр.) Религия в Евразии Подробнее…2007
410бумажная книга
и.’.МухаммадКнига о религиях и сектахСочинение мусульманского теолога XII в. аш-Шахрастани — краткая энциклопедия религий и… — ЁЁ Медиа, (формат: 70×100/16, 576 стр.) — Подробнее…1984
1691бумажная книга
Великие сокровища мировых религийЭта энциклопедия — уникальное собрание самых древних самых редких уникальных и выдающихся святынь… — Эксмо, (формат: 84×108/16, 512 стр.) Религии мира Подробнее…2011
800бумажная книга
Кевин О’ДоннелРелигии мираЭто великолепно иллюстрированная энциклопедия позволит вам совершить увлекательное путешествие по разным… — Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, (формат: 70×100/16, 192 стр.) Подробнее…2014
419бумажная книга
Сатановский Е.Я.Котёл с неприятностями. Ближний Восток для «чайников»Что представляет собой Ближний и Средний Восток? Кто управляет регионом: династии и диктаторы? Почему на… — Эксмо, (формат: 84×108/32, 576 стр.) Актуальная тема Подробнее…2016
304бумажная книга
Евгений СатановскийКотёл с неприятностями. Ближний Восток для «чайников»Что представляет собой Ближний и Средний Восток? Кто управляет регионом: династии и диктаторы? Почему на… — Эксмо, (формат: 84×108/32, 576 стр.) электронная книга Подробнее…2018
199электронная книга

dic.academic.ru

В каком веке появился ислам: история возникновения веры

На вопрос, в каком веке появился ислам, многие отвечают, что это одна из самых молодых религий, зародившаяся в шестом веке нашей эры.

В мире существуют три религии с общими корнями. Речь идет об иудаизме, христианстве и мусульманстве — именно в такой последовательности они и явились миру.

Иудаизм зародился в Палестине среди евреев еще до эры рождения Христа, самое начало его было положено в 3-м тысячелетии. Ислам как религия появился намного позже, спустя несколько веков, сформировавшись на западе аравийского полуострова. Учение же Христа возникло между ними как своеобразное ответвление иудаизма, в рамках которого для общения с Богом не нужны были храмы, священники и иконы. Каждый мог напрямую обращаться к Господу с просьбой, что фактически означало равенство людей перед Всевышним, вне зависимости от их национальности, рода занятий или классовой принадлежности. Это было удобно для многих пленных евреев и невольников и, как лучик надежды, освещало их сердца, измученные рабством.

Как появился ислам: краткое содержание истории возникновения религии

Слово «ислам» в переводе с арабского означает покорность и подчинение законам Аллаха. Слово «мусульмане», которым называют приверженцев этой религии, в переводе с арабского означает «последователи ислама». Город Мекка — центр паломничества всех мусульман мира.

В каком году появилась религия ислам? Когда к пророку Мухаммеду, жившему в Мекке с 571 по 632 год, явился ангел Джабраил, посланный Богом в 610 году, тогда и было положено начало возникновения этой религии, которая невероятно сильно повлияла на всю мировую историю человечества. Пророку — мужчине сорокалетнего возраста — была ниспослана важнейшая миссия на земле самим Аллахом — распространение ислама, были продиктованы первые постулаты Священного Писания — Корана.

Мухаммед тайно начал распространять среди людей высшую истину, поведанную Господом. В 613 году он в первый раз публично выступил перед жителями Мекки. Все, что новое, вызывает порицание, многие не просто невзлюбили Мухаммеда, а запланировали его убийство.

Обратимся к историческим событиям, которые описывают, где и как появился ислам. Краткий рассказ следует начать с описания арабов, населявших эти земли, а также об истории их происхождения.

Арабы — кто они

В древности Аравийский полуостров был населен разными племенами. Согласно легенде, своим происхождением они обязаны Измаилу – сыну Агари, наложницы Авраама. В XVIII веке до н. э. Авраам, послушав свою жену Сарру, которая плела интриги против девушки, выгнал несчастную Агарь вместе с сыном прямо в пустыню. Измаил нашел воду, мать с сыном остались в живых, и именно Авраам явился родоначальником всех арабов.

Арабы, помня о кознях Сарры и о том, что ее дети воспользовались богатым наследством Авраама, долгое время тихо ненавидели иудеев, не забывая и о том, что Агарь и Измаил оказались брошенными в пустыне на верную погибель. Но при этом, желая отомстить, жили спокойно даже там, где появился ислам, никому не досаждая, и так продолжалось до седьмого века нашей эры.

География

Аравию по географическому признаку можно поделить на три части.

Первая — это береговая линия вдоль Красного моря — каменистая местность с огромным количеством подземных источников, возле каждого из которых разбит оазис и, соответственно, созданы предпосылки для возникновения города. Здесь были финиковые пальмы и трава, которой можно было кормить скот, жили люди довольно бедно, но придумали способы, как подработать. Пути караванов из Византии в Индию всегда лежали через каменистую Аравию, и местные нанимались караванщиками, а также создавали караван-сараи, где продавали финики и свежую воду по высоким ценам. Купцам некуда было деваться, и они приобретали товары.

Вторая, самая большая часть Аравии — это пустыня с растущими кустарниками, отделенными друг от друга сухой землей. По сути, эта земля — степь, окруженная с трех сторон морями. Здесь идут дожди, а воздух влажный.

Третья, южная часть полуострова, в древности называлась Счастливой Аравией. Сегодня это территория Йемена, богатая тропической растительностью. Местное население когда-то выращивало здесь мокко — кофе, считавшимся лучшим в мире, затем его завезли в Бразилию. Там он, к сожалению, стал хуже по качеству. Люди, населявшие эту территорию, были счастливы, но всю картину портили соседи — абиссинцы-эфиопы и персы. Они постоянно воевали между собой, тогда как арабы старались сохранять нейтралитет и жить мирно, наблюдая, как те уничтожают друг друга.

Среди христиан, населявших Аравию, были православные и несториане, яковиты и монофизиты, а также савеллиане. При этом все жили мирно, никаких разногласий на почве религии не было. Люди жили и зарабатывали себе на пропитание, им некогда было отвлекаться на что-то еще.

Происхождение и жизнь Мухаммеда (Магомета)

Пророк Мухаммед был рожден в 571 году в Мекке, родом он был из могущественного мекканского племени Курайш, внук Абу ал-Мутталиба, главы рода Хашим, сын Абдуллаха.

В возрасте шести лет Мухаммед, к сожалению, лишился матери. Дядя Абу-Талиб был назначен опекуном того, кто стал основателем ислама. Когда появился его — Мухаммеда — настоящий «опекун» — сам Всевышний, Магомету было уже за сорок.

По многочисленным данным, Мухаммед был болен эпилепсией, не был образован, не умел читать и писать. Но пытливый ум и незаурядные способности молодого человека выгодно отличали его от других. Мухаммед гонял караван, а в возрасте 25 лет его полюбила богатая 40-летняя вдова по имени Хадидже. Он женился в 595 году.

Проповедник

Пророком Мухаммед стал пятнадцать лет спустя. Провозгласил он об этом в Мекке, заявил, что призвание его состоит в том, чтобы исправить все пороки и грехи этого мира. При этом он напоминал людям, что до него миру являлись и другие пророки, начиная с Адама и Ноя, Соломона и Давида и заканчивая Иисусом Христом. По словам Мухаммеда, люди забыли все правильные слова, произнесенными ими. Единственный Бог — Аллах — послал людям его, Мухаммеда, чтобы вразумить всех людей мира, сбившихся с пути истинного.

Новую религию, проповедуемую мужчиной, приняли сначала только шестеро. Прочие жители Мекки отмахивались от новоиспеченного учителя. Благодаря своему дару убеждения и способностям Мухаммед постепенно сплотил вокруг себя десятки единомышленников разных сословий и материального достатка с большой силой воли и отважными характерами. Среди них были храбрый Али, добродушный Усман и справедливый Умар, а также непреклонный и даже жестокий Абу Бакр.

Искренне уверовав в новое учение, они поддерживали своего пророка, который без устали проповедовал. Это вызвало огромное недовольство у населения Мекки, и его попросту решили уничтожить. Мухаммед бежал в город Медину. Здесь все жили по национальному признаку в сформировавшихся общинах: в абиссинской и еврейской, в негритянской и персидской. Мухаммед со своими учениками образовал новую общину — мусульманскую, которая начала проповедовать ислам.

Надо сказать, что община стала весьма популярной в городе, так как, по заверениям ее участников, мусульманин, вступивший в ее ряды, переставал быть рабом и не мог им быть вообще. Любой произносящий «Ля иляха иляЛЛах, Мухаммадун расуляЛЛах» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его») сразу становился свободным. Это был мудрый ход.

В общину потянулись бедуины и негры — те, кто раньше были угнетенными. Они поверили в истинность ислама, стали агитировать других на вступление в общину и принятие новой веры. Их, вновь примкнувших, называли ансарами.

Спустя какое-то время община Мухаммеда приобрела статус самой сильной и многочисленной, стала наводить порядок, расправившись с язычниками, убивая их. Христиане не остались в стороне, их также либо убивали, или обращали в ислам насильственным способом. Уничтожали иудеев. Кто мог — бежал в Сирию.

Воодушевленное войско мусульман отправилось в Мекку, но было разбито. Последователи ислама силой заставили бедуинов принять их веру, силы сторонников Аллаха увеличились, армия захватила аравийский район Гадрамаут — благодатные земли южного побережья, — установив там ислам. Затем снова двинулись к Мекке.

Жители Мекки предложили главнокомандующему не конфликтовать, а решить все мирным путем, признав наряду с Аллахом богов Зухру и Лату, и заключить мир. Но предложение не было принято, так как Аллах един, иных богов нет. Горожане согласились с этой сурой (пророчеством).

Арабы были согласны

Когда появился ислам в мире, его проповедники не пытались извлечь из этого никакой корысти или личной выгоды. Они несли в массы принципы, выдуманные ими самими. С точки зрения богословия религия не содержала в себе ничего такого, что бы отличалось от других религиозных течений Ближнего Востока.

Арабы были правы, агрессивно настроенные мусульмане не стоили того, чтобы с ними спорить. Арабы отказались от привычных культов, произнесли формулу ислама и… зажили, как привыкли, по-прежнему.

Но пророк скорректировал поведение новообращенных в ислам, например, тем, что мусульманину грешно иметь более четырех жен, арабы не стали спорить с этим, хотя ранее 4 жены — это был минимум. Они молча содержали наложниц, которых могло быть сколько угодно.

Когда появился ислам как религия, пророк Мухаммед, страдающий эпилепсией, запретил вино, заявив, что первая капля этого напитка губит человека. Хитрые арабы, любившие выпить, садились в тихом закрытом дворике, ставили перед собой чан с вином. Каждый опускал палец, стряхивал на землю первую каплю. Раз уж она губит человека, то ее и не употребляли, про остальное пророк ничего не наказывал, поэтому они спокойно пили все, что не было первой каплей.

История черного камня

В Каабе — мечети города Мекки — расположен таинственный черный камень, говорят когда-то «упавший» с неба, не уточняется, в каком веке. Появился ислам, новая община думала, как с ним поступить, и вот почему. Камень считался божественным, ниспосланный Аллахом, а вера не предусматривает извлечения какой-то материальной выгоды из того, что даровано Всевышним. Камень приносил городу прибыль: сотни паломников посещали его, держа путь через базар, где покупали товары у жителей города: Божий дар обогащал жителей. Пророк Мухаммед согласился не убирать этот священный камень во благо города, несмотря на то, что тонкий вопрос об извлечении выгоды из веры вставал довольно явно.

Учение

После смерти пророк Мухаммед оставил людям слово Божье — учение, изложенное в Коране. Образцом того, как надо себя вести и кому подражать, являлся он сам, его поступки и поведение, за которыми наблюдали и которые хорошо запомнили его сподвижники, были эталоном жизни настоящего мусульманина. «Предания о словах и действиях» (так называемые хадисы) формируют Сунну — своего рода сборник, на которой, равно как и на Коране основан закон ислама — шариат. Религия ислама очень проста, здесь нет таинств, не предусмотрено монашество. Следуя догматам, мусульманин понимает, во что ему надо верить, а шариат определяет нормы поведения: что можно, что нельзя.

Конец жизни Мухаммеда

В последние годы жизни пророка ислам приняли все западные и юго-западные районы Аравийского полуострова, а также государство Оман в восточной части. Незадолго до своей смерти Мухаммед продиктовал письма византийскому императору и персидскому шаху с требованиями признать и принять ислам. Первый оставил письмо без ответа, второй отказал.

Пророк решил вести священную войну, но умер, а затем большая часть Аравии отказалась от ислама и перестала подчиняться наместнику — халифу Абу Бекру. Два года велась кровопролитная война на всей аравийской территории. Те, кому удалось выжить, окончательно признали ислам. На этих землях образовался Арабский халифат. Халифы начали реализовывать то, что не успел пророк — насаждать религию по всем миру, в том числе путем войн.

Пять столпов веры

Когда в мире появился ислам, у каждого мусульманина возникло пять основных обязанностей, так называемый «аркан». Первый столп (символ веры) – «шахада». Второй – «салят» – поклонение, которое надлежит делать пять раз в день. Третья обязанность связана со священным месяцем рамадан — тот период, когда верующий от восхода до заката неукоснительно соблюдает пост и воздержание (не ест, не пьет, не позволяет себе никаких развлечений). Четвертый «столп» – выплата налога («закят»), которым богатые обязаны помогать беднякам. Пятый – обязательный хадж, паломничество в Мекку, которое каждый добропорядочный мусульманин обязан выполнить хотя бы раз в жизни.

Догматы

С того момента, когда появилась вера ислам, возникли и правила, в рамках которых должен держать себя каждый мусульманин. Они легки к выполнению и совсем немногочисленны. Основной – вера в то, что Бог един, и имя ему Аллах («таухид» – догмат о единобожии). Следующий – вера в ангелов, в частности в Джабраила (в христианстве архангел Гавриил), вестника Бога и его повелений, а также в ангелов Михаила и Исрафила. Каждый человек имеет двух ангелов-хранителей. Мусульманин обязан верить в страшный суд, по результатам которого богобоязненные и благочестивые мусульмане попадут в Рай, а неверующие и грешники – в Ад.

Что касается социальных отношений, в первую очередь мусульманин должен исполнить свой главный долг – жениться, создать семью.

В тех землях, откуда появился ислам, мужчина может иметь до четырех жен, но при условии материального достатка и справедливом отношении ко всем жёнам (т. е. если сможет обеспечить всем необходимым и содержать на должном уровне). В противном случае жениться более, чем на одной женщине, крайне нежелательно.

Воры наказываются очень жестко. Согласно Корану, стяжателю надлежит отсечь кисть руки. Тем не менее это наказание применяется очень редко. Добропорядочный мусульманин не имеет права есть свинину и пить вино, при этом последний догмат также соблюдался не всегда.

Шариат — одинаковы ли законы?

Когда появился ислам как религия, каждый уверовавший мусульманин должен был согласиться на образ жизни, продиктованный законами шариата. Слово «шариат» произошло от арабского «шариа», что в переводе означало «верный путь» и представлял собой перечень правил поведения, определенных авторитетами мусульманства. Письменная форма шариата — книги, как и устная форма в виде проповедей, обязательны к выполнению. Эти законы касаются всех жизненных аспектов — юридических, бытовых и моральных.

Ислам появился в веке, когда людям было необходима свобода и четкое понимание, кто есть Бог. Поскольку эта религия провозглашала каждого своего последователя-мусульманина свободным человеком и реализовывала принцип единобожия, в ее ряды вступили очень многие. Разные народы, разные языки, разный менталитет… Коран и Сунна, на которых зиждется ислам, должны были быть истолкованными, и эти толкования рознились. Мусульмане во все времена, имея один Коран и одну Сунну, могли следовать множеству шариатов, в которых имелось и что-то общее, но были и различия. Таким образом, когда появился ислам, в разных странах шариаты провозглашали не одинаковые правила поведения. К тому же в разное время в одной и той же стране через шариат могли быть провозглашены различные нормы. Все верно — время разное, и законы жизни с течением времени могут меняться.

В качестве примера можно привести Афганистан. При шариате 80-х годов 20 века женщинам можно было не закрывать лица чадрой, а для мужчин не было необходимостью отращивать бороды. Спустя десять лет в 90-х годах шариатом этой же страны женщинам категорически стало воспрещено появляться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам стало предписываться в обязательном порядке носить бороду. Наличие разных требований в шариатах различных стран приводит к спорам, и людям уже не столь важно, как и откуда появился ислам, здесь уже остро встает вопрос, кто исповедует истинную религию. Отсюда и войны.

Еда

В рамках шариата подразумеваются определенные запреты, касающиеся пищи. В этом вопросе не было компромиссов. Неважно, в каком веке появилась религия ислам, вопрос, касающийся принятия еды и напитков, был определен сразу и ничего не менялось. Ни в одной мусульманской стране жителям нельзя употреблять свинину, мясо акул, раков и крабов, а также хищных животных. Недопустимо распитие спиртных напитков. Конечно, современность вносит определенные поправки в жизнь, и многие мусульмане сегодня не соблюдают эти предписания.

Наказания

Выяснив, когда появился ислам как религия и где он был принят, интересно узнать, как наказывали тех, кто решался ослушаться законов, предписанных Аллахом? В качестве кары за нарушения законов шариата в ряде стран присутствовали как публичная порка, так и тюремное заключение, а также отсечение руки (ворам), и даже смертная казнь. Какие-то страны более лояльны и не казнят ослушавшихся, а где-то это присутствует — там и порядка больше.

Молитвы

Мусульмане всего мира произносят молитвы трех видов. Шахада — это ежедневное свидетельство о вере, намаз — ежедневная пятикратная обязательная молитва. Есть также и дополнительная молитва, произносимая последователем ислама. Молитвы произносятся после омовения.

Джихад

Настоящий мусульманин имеет еще одно важное обязательство — борьба за веру — «джихад» (в переводе — «усилие», «старание»). Различают четыре его разновидности.

  1. В шестом веке появился ислам. И проповедники религии всегда пропагандировали джихад меча. Иными словами — вооруженную борьбу с неверными. Это такой процесс, когда страна, в которой проживают мусульмане, участвует в каких-либо военных действиях против неверных, объявляя им джихад. Например, с 1980 года Иран и Ирак находились в состоянии войны. Обе мусульманские страны с преобладанием шиитов (в Иране их было больше) считали что мусульмане соседней страны — «неверные», взаимный джихад привел к восьмилетней войне.
  2. Джихад руки. Это дисциплинарные меры относительно преступников и нарушителей нравственных норм. В семье он тоже действует: старшие ее члены могут наказывать младших.
  3. Джихад языка. Верующий обязан высказывать поощрение окружающим, когда они совершают угодные Аллаху поступки, и наоборот, порицать за нарушение догм шариата.
  4. Джихад сердца — это борьба каждого с собственными пороками.

Сегодня

Все больше людей в мире становятся приверженцами этой религии, люди учат арабский язык, изучают Коран, читают молитвы — мода появилась на ислам! В каком веке мы бы ни жили, необходимо знать особенности людей, живущих рядом. Мусульманство распространено в 120 странах мира, около полутора миллиардов человек являются мусульманами, и это число растет. А вместе с ним растет и количество желающих узнать, в каком веке появился ислам. Самая молодая религия стала одной из самых популярных в мире.

fb.ru

Ислам — суть религии кратко

“Ислам” переводится как “покорность Аллаху”. Приверженцы религии ислама называют себя “муслим”, что на арабском по сути означает “преданный Аллаху”. На русском это слово преобразовалось в слово “мусульманин”. Приведем краткие принципы и отличия ислама.

Возникновение ислама

Время возникновения ислама относят к первой половине VII века, место возникновения — запад Аравийского полуострова. В те времена главными городами региона были Мекка и Ясриб. Позже Ясриб был переименован в Медину. Сегодня эти города находятся на территории Саудовской Аравии. Основателем ислама является Великий Пророк Мухаммед, или, если ближе к арабскому произношению, Мухаммад (не путать с Магометом!).

Мухаммад родился в Мекке в 570 году, а умер в Медине в 632-м. Он был пастухом, но после брака с богатой вдовой стал купцом. В 610 году ему явились “видения” — он обрел способность видеть то, чего не могли увидеть другие люди и “речения” — он слышал голоса ангелов и даже самого Аллаха. Эти голоса диктовали ему содержание Корана — священной книги, и велели ему проповедовать веру в Аллаха, искореняя многобожие. По этой причине Мухаммад и начал свою деятельность проповедника. К концу VII века ислам разделился на шиизм (от “шиа” -“группировка” или “партия”) и суннизм (от “сунна” — “пример”, “образец”, “путь”). В VIII веке от шиитов отделилась еще одна ветвь ислама, её сторонники назвали себя исмаилитами (в честь Исмаила — исламского духовного лидера VIII века). Таким образом, тремя основными конфессиями ислама являются суннизм, шиизм и исмаилизм, хотя на самом деле их гораздо больше. Однако наиболее распространённой остается суннизм, который исповедуют 80% мусульман всего мира.

Территории Ислама

Ислам исповедует около 1,5 миллиарда жителей Земли, что составляет более 22% населения всего мира. Исламские уммы (общины) есть в 120 странах мира, в основном это Азия и Африка. В 35 из них ислам проповедует большая часть населения, а в 28 странах ислам признан официальной религией. В большинстве исламских стран большая часть верующих — сунниты и лишь в 4-х шииты (Ирак, Иран, Бахрейн и Азербайджан).

В России ислам является второй по распространённости религией после православия. В трех регионах России преобладают мусульмане — это Северный Кавказ, Татарстан и Башкортостан.

Тексты Ислама

Священные книги ислама делятся на две категории. В первую категорию входит лишь одна книга – это, собственно, сам Коран. «Коран» в переводе с арабского означает «чтение вслух». Во вторую категорию входит собрание священных книг, под общим названием «Сунна» («образец»). Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия). Небесный Коран вечен, он был и будет всегда. Он хранится у Аллаха. Земной Коран существует во множестве экземпляров. Однако точной копией Корана может быть только земной Коран , изложенный именно на арабском. Аллах диктовал Коран ангелу Джабраилу, а тот — пророку Мухаммеду, затем уже Мухаммад в форме проповедей передал Коран ученикам. Коран состоит из 114 сур (глав). Суры, в свою очередь, делятся на аяты (знамения).

Сунна — это собрание изречений Мухаммеда, а так же изложение его жизненного пути. Таким образом Сунна является собранием хадисов (рассказов) Долгое время они передавались изустно, и лишь позднее, в IX-X веках, были записаны богословами Бухари, Маджа, Нисаи, Сиджистани, Нишапури и Тирмизи. Они признаются авторами и составителями сборников хадисов о жизни Мухаммада.

Джинны и ангелы в исламе

Ислам принимает существование сверхъестественных существ, которые делятся на шесть групп: Аллах (т.е. Бог), ангелы, добрые джинны, злые джинны, гурии, а так же Бурак. Слово «Аллах» воспринимается верующими как имя собственное. По мусульманскому вероучению Он существует в единственном лице, троицу ислам не признает. Аллах создал землю, всех живых существ, семь небес (на седьмом небе находится рай), а ниже первого неба — ад. Над седьмым небом помещается трон, на котором восседает Аллах, который управляет Вселенной.

Джинны — это духи, особого типа живые существа, которых Аллах создал из огня, они бывают добрыми и злыми. Изначально они все были злые, но после проповеди Мухаммада, в которой он обратился к джиннам, некоторые из них волшебным образом перевоспитались и стали содействовать Мухаммеду, а позже его последователям, в распространении ислама. Среди злых джиннов выделяются особо опасные, их ещё называют «шайтанами». Джинны в обычном виде уродливы, на ногах у них копта, но они могут менять внешность и принимать человеческий облик.
Ещё одно интересное существо в мифологии ислама – это Бурак ( в переводе с арабского «Молниеносный») . Это крылатая лошадь с человеческой головой, которая мгновенно достигает объекта, находящегося в ее поле зрения. В Коране она не упоминается, но в сказаниях ислама есть упоминание о том, что однажды ночью к Мухаммеду явился ангел Джабраил вместе с Бураком. В мгновение ока Бурак переместил пророка из Мекки в Иерусалим для того, чтобы по лестнице, спустившейся с неба, Мухаммед мог подняться вверх для беседы с Богом.

Посланники и пророки в исламе

Пророки или «наби» — это люди, которым Бог дал задание вещать истину. Согласно вероучению, их было 124 тысячи человек. Среди них 313 считаются «расулами» или посланниками. Это пророки, получившие от Аллаха письменные откровения.
Среди расулов особо почитаются девять, их еще называют «стойкими пророками». Восемь из них совпадают с христианскими: Ной (Нух), Иаков (Якуб), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иосиф (Юсуф), Давид (Дауд), Иов (Айюб) и Иисус Христос (Иса). По мнению мусульман, Иса — великий пророк, но не Бог, как считают христиане. Из всех стойких пророков наибольшим почтением пользуется девятый – Мухаммед, он считается последним пророком и самым великим из них. Ведь именно ему Аллах передал самое полное письменное откровение, т.е. Коран.

Два крупных мусульманских праздника посвящены жизни Мухаммеда: мавлюд — День рождения посланника Мухаммеда и мирадж — день его вознесения для беседы со Всевышним.

Душа в исламе

Мусульманское учение о душе во многом совпадает с тем учением о душе античных христиан. Таким образом, мусульмане считают, что душа, в отличие от тела, — это невидимая сверхъестественная сущность человека. Она независима от тела, то есть может существовать и без него. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог, и сотворил их бессмертными.

Жизнь после смерти в исламе

Загробный мир в исламе делится на джанну (рай) и джаханнам (ад). В рай после смерти отправляются праведники, а в ад, соответственно, — грешники. Праведники – это те люди, в жизни которых преобладают добрые дела, тогда как у грешников — плохие. Если у христиан пребывание и в аду или раю считается вечным, то мусульмане считают, что обитатели ада делятся на постоянных и временных. Последними являются мусульмане: какие бы страшные грехи они ни совершали, рано или поздно их переведут в рай.

Пребывание в загробном мире у мусульман делится на два этапа — до Судного дня (души пребывают там без тел) и после Судного дня (души вновь обретут свои тела). В Судный день, как только протрубит ангела Исрафиль, все живые сначала умрут, а затем все когда-либо умершие разом воскреснут. После чего все люди, один за другим, пойдут по мосту Сират, который протянут через пропасть над адом в рай. Он тонок, как волос, и остёр, как лезвие меча, и только праведник может пройти по нему, не свалившись в ад.

Правильный ислам, законы шариата

Каждый мусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат (в переводе с арабского «правильный путь»). Шариат — это свод правил, одобренных исламскими авторитетами, т.е. это правила взаимодействия между людьми как юридические, так и нравственные. Шариат состоит из указаний что нужно обязательно делать, что можно не делать, и чего ни в коем случае делать нельзя. Шариат опирается на тексты Корана и Сунны. Однако толкования этих писаний могут быть разные. В одно и то же время шариаты разных стран принимали различные правила поведения. Более того, эти нормы могут меняться. К примеру, в Афганистане шариат 80-х годов позволял женщинам не скрывать лица чадрой, и даже мужчинам было позволено не отращивать бороды. В 90-х годах шариат Афганистана запретил женщинам находиться в общественных местах с открытыми лицами, а мужчинам брить бороды. Из-за этих различий зачастую происходят споры между мусульманами, и даже целыми исламскими государствами.

Шариат подразумевает также и пищевые запреты. Мусульманам запрещено есть свинину и употреблять алкоголь. Под запретом так же мясо крабов, раков, акул и хищных животных. В ряде стран шариат содержит так же и меры наказания за нарушения предписаний. Это может быть публичная порка, тюрьма, отсечение руки и даже смертная казнь.

Как принять ислам и как молиться

Молитвы в исламе бывают трёх видов: шахада (свидетельство о вере), намаз (ежедневная 5-кратная молитва) и дополнительная молитва.
Шахада — это краткая фраза на арабском: «Ля ильляха ильляляху ва Мухамадун расуль льляхи», что в переводе означает «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его». Шахаду можно произносить лишь по-арабски, она повторяется несколько раз на дню, а так же обязательно включается остальные виды молитв.
Если немусульманин выразил желание принять ислам, после чего произнес шахаду в присутствии двух мусульман мужского пола, он становится мусульманином.
Намаз — ежедневный молитвенный цикл, совершаемый пять раз в сутки. Намаз включает в себя словесные формулы на арабском языке, определённые позы и определённые движения. Эти слова, позы и движения вместе называются «ракат». Первый намаз происходит на рассвете (2 раката), второй – в полдень (4 раката), третий — между полуднем и закатом (4 раката), четвертый — после заката (3 раката), и пятый — перед сном (4 раката). Перед намазом мусульманин обязан совершить омовение. Женщины молятся отдельно. Намаз может совершаться как в мечети, так и вне её.

Дополнительные молитвы – это те, которые не являются ни шахадой, ни намазом, они нужны для того, чтоб выразить свои просьбы Аллаху. Текст таких молитв верующий составляет сам. Эти молитвы совершаются как правило на родном языке и могут быть произнесены в любое время дня или ночи.
Все молитвы мусульмане совершают обращаясь в сторону Мекки.

Кааба в Мекке. Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу

Что такое джихад в исламе

Каждый мусульманин обязан принимать участие в борьбе за веру или в «джихаде» (в переводе означает «усилие» или «старание»). Различают четыре вида джихада.
1. Джихад меча. Это вооружённое участие в борьбе с неверными. Например, в 80-х годах воевали между собой Иран и Ирак, поскольку духовное руководство этих стран назвали соседей «неверными».

2. Джихад руки. Чаще всего джихад руки применяется старшими членами семьи по отношению к младшим. Т.е. это мера воспитания.
3. Джихад языка. Это обязанность верующих одобрять или осуждать окружающих за их благочестивые или неприемлемые поступки.
4. Джихад сердца. Это борьба мусульманина с собственными несовершенствами.

Паломничество в Мекку

Паломничество в Мекку обозначается словом “хадж”. Обязательной целью для паломников является только Мекка, однако большая часть паломников посещают еще и Медину (город в 450 км от Мекки, где умер Мухаммед).
Если мусульманин имеет физическую и материальную возможность совершить хадж, он обязан хотя бы один раз в жизни это сделать сам или послать своего заместителя (это допущение появилось в позднем исламе). Мусульманин обязан обеспечить заместителя всем необходимым для паломничества, а тот, в свою очередь, обязан привезти свидетельство о совершённом хадже. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц лунного года (зу-ль-хиджжа). ХХадж делится на обязательную часть (дни календаря, когда паломники должны быть в Мекке) и дополнительную часть (в это время паломники посещают Медину и другие святые места). Паломники прибывают в Мекку к 7-му числу месяца зу-ль-хиджжа и обязаны быть в Мекке или её окрестностях 7 дней, совершая предписанные для каждого из 7 дней обряды. Вот эти обряды:
обход Каабы (священное здание во дворе главной мечети в Мекке),
испитие воды из святого источника,
7-кратная пробежка между двумя холмами (расстояние между ними около 300 метров),
7-часовое молитвенное стояние у горы Арафат в долине, находящейся в 18 км от Мекки,
собирание семи камней в другой долине,
забрасывание этими камнями столба, символизирующего Шайтана, в третьей долине,
приношение скота в жертву.
Мусульмане используют лунный календарь, поэтому время паломничества может оказаться в любом григорианском месяце. Ежегодно хадж совершают более 2 миллионов мусульман. В обязательные семь дней хаджа мусульмане одеваются в ихрам. Это два отреза белой ткани без швов, в них нужно искусно завернуться и ежедневно повторять шахаду не менее 100 раз.

Пост в исламе

В девятый месяц лунного календаря (рамадан или рамазан) мусульмане, согласно шариату, соблюдают пост или «саум». Во это время следует полностью воздерживаться от пищи, питья, курения и развлечений в светлое время суток. От этого поста освобождаются те, кто по объективным причинам не может его соблюсти, а именно: участники военных действий, пленники, путники, больные. Освобождение от поста в месяце рамадан таким лицам дается с условием соблюдения этого поста в другое время. Без всяких условий от поста освобождают детей, стариков, беременных и кормящих женщин.

Видео по теме:

www.orientalica.com

Происхождение ислама

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Происхождение ислама 3

2. Коран 6

3. Мусульманское вероучение. Культ. Обряды 9

4. Различные течения в исламе 12

5. Завоевание мира 14

Вывод 16

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения ислама неоднократно подвергалась самому тщательному изучению, научное исследование этого вопроса в Европе восходит еще к середине XIX в. Данная проблема изучалась прежде всего на базе источников о жизни и деятельности основателя ислама, Мухаммеда. Большое значение в данной связи имел достигнутый в это время значительный прогресс в научном исследовании текста Корана, прежде всего в разработке методик текстологической датировки различных его частей.

Новый этап в изучении рассматриваемой проблемы начинается в конце XIX в. и связан во многом с выходом в свет монографии Г. Гримме [Grimme, 1892–1895]. В это же время появляется и первое отечественное исследование вопроса происхождения ислама, правда, скорее популярного характера [Соловьев, 1896].

Таким образом, исследования исламоведов XIX в. заложили прочный фундамент, позволивший в следующем веке реконструировать достаточно полную фактологическую картину возникновения ислама.

Основным предметом данного исследования служат причины появления и развития новой религии, процесс возникновения ислама, каким образом данный процесс протекал, а также распространение ислама.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСЛАМА

Ислам — одна из великих религий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистической религии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.

Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.

Ко времени возникновения ислама первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологические представления уже утратили власть над сознание аравитян; этому способствовали широкие связи аравитян с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан.

Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.

Происхождение исламской религии яснее, чем происхождение христианства и буддизма, так как ее рождение почти с самого начала освещается письменными источниками [1,152].

Издавна Аравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть их жила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходили через Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся на пересечении торговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обитало племя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя.

В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта халифов, чтивших единого бога.

Возникновение и распространение новой религии в Аравии происходило синхронно. В обстановке кризиса родоплеменной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессы племенной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы, в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.

Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда[1,152].

В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле.

Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, что жил он приблизительно в 570—632 гг. н. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям.

Биография Мухаммеда, в отличие от евангельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных» деяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались по его указанию.

Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно, прежде всего, предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где ему удалось собрать много приверженцев [1,154].

В земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены были принять новую религию. Но по мере того как к новому учению примыкали все новые и новые племена, Мекка приобретала всe больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии.

В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами.

КОРАН

Возникновение ислама сопровождалось появлением священной книги — Корана, который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраиля в форме откровений пророку Мухаммеду, передавшему эти божественные откровения в проповедях, обращенных к соплеменникам.

Коран (по-арабски «аль-Куръан» — «читать») — священная книга мусульман. Это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объем его перевода на восточные и на западные языки. Коран — книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его «слово». Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах — сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий — Свитки, Книга. Коран — «Мать книги» — Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает, и утверждает»[3,178].

Существует предположение, что Мухаммед не записывал свои «откровения», некоторые из его поучений якобы за ним записывали его ученики. Разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разнос время, были собраны воедино без всякой систематизации и переписаны в одну книгу, причем не одобренные калифом записи вошли в Коран и были сожжены. Так, при третьем приемнике Мухаммеда, халифе Османе, в 644—656 г.г., был составлен и утвержден Коран. Книга эта была объявлена священной.

Коран — собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т. д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смерти Мухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностей и не затронули основного их содержания.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Каждая сура имеет своей целью передать целое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские (ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельные предложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Одно и то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизни всем грешникам. В отличие от христианского Евангелия в Коране отсутствует редакционно-литературная обработка — это совершенно необработанные тексты[3,178].

Пафос Корана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогущества и справедливости.

Коран не только оказал влияние на арабскую культуру и литературу, но и лег в основу того сложного комплекса, который получил несколько условное название «мусульманской культуры» и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманские народы Востока. Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой и т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов (рисала) — деловые, научные и личные — и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.

mirznanii.com

Время и место рождения Пророка — Ислам


Имам Аль-Байhакый передал от Ибн ‘Аббаса, толкователя Курана, что Пророк Мухаммад, мир Ему, родился в Год слона. Название года связано со следующей историей. В тот год, когда было предопределено родиться последнему Пророку, мир Ему, правитель Йемена Абраhа решил разрушить древний храм в Мекке — Священную Ка‘бу, — впервые возведенный еще на заре человечества — во времена первого человека и Пророка Адама, мир Ему. Для того чтобы отвратить людей от древней святыни, Абраhа построил в Йемене церковь, которую назвал «Кульяйс». Но, несмотря на это, сердца арабов остались привязанными к Ка‘бе, и поэтому Абраhа отправил свою армию в военный поход с целью разрушить Ка‘бу. Впереди войска шел слон. Оказавшись в окрестностях Мекки, Абраhа приказывает своим воинам захватить скот некоторыx мекканцев, в том числе верблюдов ‘Абдуль-Мутталиба, деда Пророка Мухаммада мир Ему. После этого Абраhа направляет своего представителя в Мекку для встречи с ‘Абдуль-Мутталибом. Представитель Абраhи сообщил, что его господин пришел на землю Мекки не для того, чтобы убивать, а лишь с тем, чтобы разрушить Ка‘бу. ‘Абдуль-Мутталиб ответил ему, что воевать он не будет. Посланник Абраhи возвратился к своему господину вместе с ‘Абдуль-Мутталибом. Абраhа принял их с почестями. ‘Абдуль-Мутталиб попросил через переводчика вернуть принадлежавших ему двести верблюдов. Абраhа сказал, что прежде имел хорошее мнение об ‘Абдуль-Мутталибе, но теперь оно изменилось, потому что Абраhа пришел разрушить Священный Дом (Ка‘бу), который почитают мекканцы1, а ‘Абдуль-Мутталиб просит вернуть каких-то верблюдов! На это ‘Абдуль-Мутталиб ответил: «Я — хозяин своих верблюдов, а у этого Дома естъ Бог, Который защитит его». Абраhа приказалвернуть ему верблюдов. ‘Абдуль-Мутталиб рассказал об этой встрече курайшитам и приказал им уходить из города и отправляться в горы. Когда Абраhа собрался войти в Мекку, случилось нечто необычное. Слон, двигавшийся до этого без сопротивления, не захотел идти дальше в направлении Ка‘бы. Когда пытались заставить его идти, толкая и избивая его, он также отказывался двигаться вперед. Но если его направляли в другую сторону — в сторону Йемена, Сирии или Востока, он начинал быстро бежать, однако, когда слона поворачивали в сторону Ка‘бы, он снова не двигался. Тем временем по Воле Аллаhа со стороны моря на армию Абраhи налетели стаи птиц. Каждая из птиц несла по три камешка: два камешка в когтях и один в клюве. Каждый камешек был меньше горошины. На каждом из них было написано имя одного из воинов армии Абраhи, и камешек падал на голову того воина, имя которого значилось на нем. Эти камешки пробивали головы воинов армии Абраhи насквозь. Сам Абраhа после того события тяжело заболел. Его тело начало распадаться по частям, и он умер лишь после того, как у него отторглась грудь.

Часть ученых-теологов говорила, что Пророк, мир Ему, родился через месяц после описанного события. Другие же относят Его рождение к более позднему времени. Сообщается, что Пророк родился 12 числа месяца Раби‘уль-Аууаль. Этот день был понедельником. Как передал Имам Муслим от Абу Катады Аль-Ансарий, который рассказал о том, что когда Пророка Мухаммада, мир Ему, спрашивали о соблюдении желательного Поста в понедельник, Он отвечал, что в этот день Он родился и в этот день получил Откровение. Пророк родился в Священном городе Мекка в квартале «Сук аль-ляйль». Позднее на этом месте матерью hаруна Ар-Рашида была построена мечеть.

islam.net.ua

Возникновение ислама — причины и исторические предпосылки

Сегодня ислам является второй по популярности религией на земле, которую исповедуют каждый пятый житель. Зарожденная в глубинах Аравийского полуострова, эта религия за много веков своего существования приобрела горячих сторонников на всех континентах.

Ислам является наднациональной религией – принять ее может любой человек без каких-либо ограничений по полу, национальному признаку или происхождению. Тем не менее, при всей своей открытости это очень жесткая и консервативная религия, не терпящая открытого пренебрежения обычаями и установленными правилами поведения.

Каковы же были причины возникновения ислама и его все возрастающей популярности?

Возникновение ислама- исторические предпосылки

Время возникновения ислама — это VII век н.э. Произошло это на территории современной Саудовской Аравии. Эти места населяли кочевники-арабы, занимавшиеся скотоводством либо земледелием в оазисах. До тех пор, пока эти не слишком плодородные и удобные для жизни места не были достаточно обжиты, местное население довольствовалось скромными плодами своего труда. Среди них не было особого разделения по имущественным признакам, все вместе они поклонялись языческим богам и вели достаточно умеренный образ жизни.

С течением времени по территории, обжитой арабами, стали проходить удобные караванные пути и начали образовываться густонаселенные поселки и города. Среди людей стали выделяться военные предводители и богатые представители племен. Это привело к появлению нового типа отношений внутри племен, вожаки которых были заинтересованы в сохранении своей власти. Именно здесь, в Западной Аравии и появился пророк Мухаммед со своим учением, которое пришлось как нельзя кстати. Именно со времени его появления принято отсчитывать возникновение ислама. Личность пророка Мухаммеда достаточно противоречива, его жизнь овеяна легендами. Неоспоримо только одно – именно этот человек стал основателем новой религии, кардинально повлиявшей на ход мировой истории.

Возникновение ислама и причины ее популярности

Чем же его религия так привлекла арабов? Во-первых, в своих проповедях Мухаммед проповедовал веру в единого Бога – Аллаха, истинного непогрешимого владыку Вселенной. Слово Аллаха, переданное через его посредника-пророка, священно и неоспоримо и записано в главной мусульманской книге – Коране. Коран и другие священные книги ислама содержат в себе все необходимые мысли и правила, которыми должен руководствоваться в своей жизни мусульманин. За строгое соблюдение всех этих предписаний ему гарантировано после смерти место в мусульманском раю (который представляет собой изобильный райский сад, где верующие пребывают в бесконечной неге и удовольствиях), а за ослушание и неверие – смерть и вечные адские муки. Надо сказать, что описанию рая и ада в Коране уделено достаточное место – это настоящие фантастические зарисовки, тонко воздействующие на основные человеческие потребности, призванные привлечь на свою сторону как можно большее количество сторонников. Коран требует от верующих мусульман соблюдения единобожия, он строго регламентирует имущественные, семейные и социальные отношения, правила отправления культа. Мухаммед учел опыт предыдущих пророков и уже устоявшихся единобожных религий (иудаизма и христианства), он взял оттуда все нужное и убрал постороннее. Популярности ислама немало способствовало то, что эта религия не требовала от рядового верующего глубокой работы над собой, хитроумных обрядов, а представляла собой простой и ясный для понимания свод законов, соблюдение которых гарантировало награду в этой и будущей жизни. Учение новой религии также проповедовало избранность верующих по отношению к другим и положительно относилось к завоевательским войнам, призванным распространить влияние ислама на как можно большую территорию.

Первое время сторонники новой религии вынуждены были бороться с более сильными и организованными противниками, получавшими немалые выгоды от устоявшегося языческого образа жизни и порядков. Однако уже через 8 лет после возникновения ислама и основания первой мусульманской общины в городе Медина мусульмане смогли полностью объединить местные арабские племена и с триумфом вошли в Мекку — крупнейший город Аравии того времени. Под знаменем ислама завершилось окончательное объединение всех племен и появилось новое сильное арабское государство. Преемники Мухаммеда, получившие титул халифов, во главе полчищ новообращенных мусульман начали вторжения на соседние территории, подчиняя местное население и заставляя его принять ислам. Ими был завоеван Ближний и Дальний восток, Северная Африка и даже часть европейской территории. Арабский халифат стал сильным игроком на международной арене, с которым отныне считались другие государства. Во многом сходный с христианством, обладающий ясным и простым учением, ислам первые годы не встречал особого сопротивления среди новообращенных, что позволило ему естественным образом распространиться даже за рамки завоеваний халифата.

Со временем Арабский халифат распался на большое количество мелких государств, однако ислам не просто не был изжит, но и перешел по наследству к будущим правителям этих земель, что позволило им сохранить свою власть. Возникновение ислама открыло новую эру в истории многих азиатских народов и существенно повияло на их жизнь и культуру.

Количество современных верующих со времен возникновения ислама постоянно растет. Это связано и с традиционным мусульманским культом многодетности, обеспечивающим быстрое воспроизводство, и с ростом популярности это религии на территории стран третьего мира. На сегодняшний день исламские страны находятся в тесном взаимодействии с передовыми государствами мира, они активно заимствуют у них новые технологии, а также используют собственные финансы для того, чтобы оказывать большее влияние на общемировую политику.

fb.ru

Ислам о происхождении мира

Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т. е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные к IX в. в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.

Вначале авторитет устных преданий был не слишком весом. Распространители хадисов передавали свои воспоминания из уст в уста, что со временем все более сказывалось на характере и достоверности их сообщений. Перед составителями сборников хадисов, жившими полтора-два века спустя после пророка, встала нелегкая задача: отобрать из многих тысяч подобного рода преданий, зачастую явно фантастических и неправдоподобных, те, которые в наибольшей степени заслуживали доверия. Современные исследователи полагают, что подавляющее большинство хадисов доверия не заслуживают, ибо многие предания были сочинены или изменены позднее и имели целью задним числом оправдать или объяснить те нововведения или явления, о которых сам Мухаммед не мог знать. Как бы то ни было, однако, хадисы Сунны оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помогавшим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права, шариата. В ортодоксальном (суннитском) исламе признается вся Сунна в целом. Шииты относятся к ней сдержаннее, используют хадисы Сунны выборочно, придавая наибольшее значение тем из них, в которых идет речь о семье пророка, о беседах его с Али и т. п.

Итак, канонический текст Корана и многочисленные хадисы Сунны, с течением времени также канонизированные, – вот та документально-догматическая база, на которой покоится вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье (воскресения Христа мусульмане не признают, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек – из глины, из праха (или из воды и сгустков крови – в разных местах Корана есть различные версии). Отражены в Коране и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями.

Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников Аллаха, ставшего затем дьяволом (Иблисом). Когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданным им чуть ранее ангелам поклониться ему, что все и сделали, за исключением одного. Этот один, Иблис, возгордился и не захотел склониться перед «сотворенным из праха». За такую непокорность Аллах проклял его и пообещал, что на Страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Пока же, до Страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудеохристианские архангелы Гавриил-Джебраил, Миха-иЯ-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру

демонов и джиннов во главе с Иблисом. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов, как и среди демонов, существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого, причем они несут как бы круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланцы Аллаха и даже ангелы-администраторы, возглавляющие рай и ад (у этих ангелов есть собственные имена – Рид-ван и Малик).

Как и Библия, Коран учит, что золотой век на земле ушел в прошлое с грехопадением изгнанных из рая Адама и Евы. Правда, самой идее греха, страдания и искупления ислам не уделяет столь много внимания, как христианство, для которого эта идея стала центральной. Однако и в исламе существует (опять-таки заимствованная в основном из Библии) хорошо разработанная концепция рая и ада, т. е. концепция воздаяния человеку в загробном мире за его дела. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство – это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад – пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии. В аду грешник осужден на вечные пытки и страдания (стоит заметить в связи с этим, что у исмаилитов, живущих в горных районах с суровым климатом, ад – это еще и страшный холод, различные змеи и прочие гады).

Эсхатология ислама

Большое место уделено в исламе эсхатологическим пророчествам о конце света и Страшном суде. Правда, рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны

идвусмысленны. Однако в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство антихриста (даджжапя), которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет сплошная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т. п. Затем протрубит в свою трубу архангел Исрафил и наступит час Страшного суда. Сам Аллах лично

ис пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой с записью их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его геенной огненной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост толщиной с волос и остротой лезвия меча – тот самый мост, который под именем Чинват был известен еще древнеиранским зороастрийцам (у мусульман мост стал именоваться Сират). Сам человек пройти через этот мост не в состоянии – его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву Аллаху.

Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но существенны и добавления. Так, правоверные уверены в том, что в момент Страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.

Социальная этика ислама

Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам, но и господа должны мягко и по-отечески относиться к своим рабам.

Частная собственность священна – на этот счет указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата, как известно, строго карают преступников (вору отрубают кисть правой руки). Хотя перед Аллахом все равны, все его рабы, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны строго соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует, – в частности, не глядеть завистливыми глазами на те блага, которыми Аллах наделил некоторых избранных (сура 20, аят 131).

Как и Библия, Коран призывает человека трудиться – этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь – это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (сура 57, аяты 19 и 20). Отсюда и вывод: не следует стремиться к счастью в земной жизни, правильней уповать на жизнь небесную. Другими словами, ислам, как и любая другая религия, призван был гасить социальную активность масс, направляя ее в мир иллюзорного, концентрируя ее в русле чисто религиозной деятельности. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, руководящей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.

Символ веры ислама

Коран и Сунна были доступны далеко не каждому – их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания — центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва — обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, – неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого – сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого – в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п.), на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.

Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать в исламе вообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия

невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже – других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.

Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три-четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные – за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.

Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители-муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише-михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.

За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади (исламский судья). А так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление (отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым – по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 622 г.), пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами. Но закон неумолим: правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания. От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время.

Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время —по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься (вне рамазана) в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться (особенно больным и старым) пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 20 ракатами, чаще всего под руководством имама.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т. п.). Кроме обязательной милостыни-закята, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня (садака – добровольное даяние), выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды – строительство мечетей, школ, больниц (иногда в форме дарения недвижимости – вакуфа).

Хадж — пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *