Где работает культуролог: Профессия культуролог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы, востребованность

Содержание

Профессия культуролог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы, востребованность

Культуролог – это специалист в области истории культуры, закономерностей и теорий ее развития, взаимосвязи культурных процессов и явлений, обнаружении и сохранении культурного наследия. При этом под культурой понимаются все ее проявления: от языка до, например, произведений художественного искусства. Эта профессия относится к категории «человек – художественный образ». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

В отечественных условиях культурология – не слишком широко известная наука, хотя в последние десятилетия она набирает все более высокие темпы развития. Появилась она не так давно – в двадцатом веке – и считается довольно интересной и перспективной во всем мире. Чаще всего профессиональные специалисты в этой области имеют дело с культурным наследием, культурными ценностями (как отечественными, так и мировыми), международными культурными связями. 

Культурологи хорошо разбираются в истории, филологии, этнографии, философии, религиоведении, искусстве, арт-менеджменте, являясь гуманитарными специалистами широкого профиля.

Особенности профессии

Эта специальность хороша тем, что выпускники получают знания, умения и навыки, позволяющие им работать в широком спектре областей. Если кому-то не хочется работать в музее – он может пойти в коммерческую картинную галерею, если кого-то не радует перспектива устроиться в архив – можно податься в СМИ, и так далее. Во время получения образования будущие культурологи изучают следующее:

  • Историю зарождения и развития всех видов искусства (архитектуры, живописи, художественной литературы, прикладного творчества и многих других).
  • Написание статей, библиографий, научных публикаций, проведение исследований и составление презентаций, связанных с историей и развитием культуры.
  • Изучение, критический анализ и систематизацию данных, полученных из различных источников, будь то электронные базы данных или бумажные справочные издания.
  • Разработку творческих и художественных программ, в том числе, проектов для СМИ.
  • Разработку инновационных проектов, предназначенных для сохранения и преумножения культурного наследия (исторического, художественного, природного).
  • Консультацию представителей государственных и частных организаций по истории и современного состояния различных искусств, объектов культурного и исторического наследия.
  • Разработку образовательных программ, преподавание в учебных заведениях.
  • Использование иностранного языка.

Культурологи, как правило, отличаются высоким чувством стиля и вкусом, поскольку это напрямую связано с их профессиональными навыками. Кроме того, для них действительно важны педагогические способности, поскольку работа с клиентами нередко требует умения дать понятные и грамотные разъяснения касательно объектов искусства.

Плюсы и минусы

Плюсы
  1. Новая, перспективная, активно развивающаяся специальность.
  2. Возможность трудоустройства в близкие по профилю области: журналистику, PR, политику, СМИ, ивент- и рекламные агентства, художественные галереи.
  3. Креативный характер профессии, возможность творческой самореализации.
  4. Расширение кругозора (как во время учебы, так и в ходе выполнения рабочих обязанностей).
Минусы
  1. Недостаточная распространенность профессии в нашей стране, из-за которой поиск работы по специальности может быть проблемным.
  2. Необходимость в освоении близких областей деятельности для нахождения работы.
  3. Низкая заработная плата при неудачном трудоустройстве.
  4. Необходимость в наличии базовых способностей к восприятию объектов культуры и искусства, художественного взгляда на вещи.

Важные личные качества

Культуролог – это специалист, который должен сочетать в себе творческую жилку со способностью к рациональному мышлению. Без первого невозможно глубоко погрузиться в историю, закономерности, особенности актуального состояния культуры, а без второго – успешно справляться с трудовыми обязанностями практически на любой должности.

Обучение на культуролога

Чтобы стать профессиональным культурологом, нужно получить высшее образование (после окончания 11 классов школы). Код специальности — 51.03.01. Для поступления понадобится предъявить вступительной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию (этот предмет является профильным), а также по истории либо иностранному языку на усмотрение вуза.

Обучение может проводиться в очной, очно-заочной или заочной форме, некоторые учебные заведения предлагают также дистанционный формат получения занятий. При получении образования в очной форме процесс обучения длится 4 года, во всех остальных – от 4,5 до 5 лет.

Лучшие вузы для культурологов

  1. РГГУ
  2. РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
  3. МГИУ
  4. МГОСГИ
  5. ГАУГН
  6. МГУКИ
  7. УРАО

Место работы

Самые профильные варианты возможного трудоустройства для культурологов – это архивы и библиотеки, музеи и галереи, научно-исследовательские организации гуманитарного профиля, культурные центры и учреждения (от выставочных залов до ЮНЕСКО). Однако в том случае, если трудоустроиться в такие организации у специалиста по культурологии не получится, он вполне может попытать счастья в СМИ, рекламных компаниях, издательствах, заняться организацией мероприятий, PR-менеджментом, и даже политикой.

Заработная плата

Культуролог – это та профессия, где от места трудоустройства зависит вся финансовая сторона вопроса. Очевидно, что успешные коммерческие проекты, в большинстве случаев, платят таким сотрудникам гораздо больше, чем муниципальные учреждения.

Карьерный рост

Если культуролог устраивается на работу, так или иначе связанную с менеджментом, то со временем он может занять руководящую должность в организации. 

В остальных же случаях скачки в карьере, скорее, будут вызваны получением опыта, повышением квалификации, освоением близких по профилю умений и, возможно, сменой места работы.

Профессиональные знания

  1. Организация музейной, экспозиционной, выставочной деятельности.
  2. Менеджмент в сфере искусства, медийной сфере, издательской деятельности.
  3. Работа в культурном сегменте административно-политического аппарата.
  4. Анализ и прогнозирование культурных явлений.
  5. Использование информационных технологий при выполнении культурной и просветительской деятельности.
  6. Разработка плана, организация и проведение культурных мероприятий.
  7. Установление международных культурных связей.
  8. Экспертиза культурных ценностей.

Известные культурологи

  1. Андре Мальро, герой Французского Сопротивления, французский культуролог и писатель, автор трактата по философии искусства «Голоса безмолвия».
  2. П.А. Сорокин, русско-американский культуролог и социолог.

Культуролог — где учиться, описание, работа

Профессия культуролог

Специалист, осуществляющий научно-исследовательскую работу в области культурологии. Он изучает развитие, формирование искусства и культуры. Кроме того, культуролог может заниматься изучением народов и народностей, особенностей их быта, традиций, языка и т.д.  Зачастую культурологи уезжают в командировки, этнографические экспедиции, где пользуются самым широким спектром инструментов: наблюдением, проведением опросов и проч.

Личные качества

Неотъемлемым качеством культуролога является любовь к истории и искусству. Любознательность, хорошо развитая память, умение грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, развитый эстетический и художественный вкус также помогут специалисту в данной области успешно справляться с поставленными задачами. Помимо этого, важными качествами в работе будут являться усидчивость, внимательность к мелочам и хорошо развитое воображение.

Где учиться

Несмотря на то что образование в данной сфере довольно редкое, решить абитуриенту, где учиться на культуролога, довольно несложно. Многие гуманитарные вузы Москвы имеют факультеты культурологии, в некоторых из них имеется возможность дистанционного обучения. Наиболее знаменитыми из них являются:

Дополнительное образование в данной области можно получить на курсах культурологии. В Москве такие курсы проводятся в различных центрах искусств.

Плюсы и минусы профессий

Культурологи занимаются научно-исследовательской работы, пишут заметки, статьи, выпускают книги. Поэтому плюсом данной профессии можно назвать возможность проведения собственных исследований и их публикация. Для людей, питающих особую любовь к искусству и культуре, также, безусловно, будет являться плюсом возможность ежедневно соприкасаться с тем, что их действительно интересует. Однако, работу культуролога найти достаточно непросто. В научных лабораториях и научных группах находят свое призвание лишь единицы, остальные же работают в музеях, галереях, архивах, преподают в университетах. Работа в этих областях не только невысокооплачиваемая, но и найти ее в подобных учреждениях тоже весьма непросто.

Карьера, места трудоустройства

Выстраивать карьеру специалисты в области культурологии могут в государственных и коммерческих учреждениях культуры: министерствах, центрах современного искусства, музеях, выставках, фестивалях и других культурных проектах. Область применения знаний и умений культуролога весьма обширна: такие специалисты работают в PR-агентствах, преподают в вузах, работают в СМИ. Поскольку профессионалы данной области не имеют определенной сферы деятельности, то и вакансии культуролога можно встретить довольно нечасто, поэтому их зарплата может варьироваться в зависимости от места работы и занимаемой должности.

Культуролог и искусствовед близкие по смыслу профессии. Искусствовед занимается изучением художественных культур: литературы, театра, музыки, кино, живописи. Культуролог же изучает культуру как целое, не акцентируя внимание на отдельных ее компонентах. В культурологию входит много предметов, а искусствоведение является ее разделом, ее составной частью. 

Почему я выбрала высшее образование и жизнь в Польше? | Куда Поступать.com

Загрузка…

Культуролог – это специалист, который выполняет научно-исследовательский труд в различных сферах, связанных с культурой. Такой специалист изучает происхождение, формирование искусства и культуры. Также культурологи занимаются исследованием обычаев и традиций, народностей, особенностями их быта, языка, образа жизни и т.д. Такие люди довольно часто путешествуют, отправляются в различные экспедиции, во время которых наблюдают и анализируют, собирают материалы, проводят опрос среди местных жителей.

Обязательными качествами культуролога есть тяга к искусству и истории. У таких людей отлично развита память, умение четко и грамотно выражать свои взгляды и выводы, как в устной, так и в письменной форме, замечательное ощущение эстетической и художественной красоты, заинтересованность во всем, что окружает. Культурологи успешно справляются с выполнением разноплановых заданий. Важными качествами при работе культуролога также является внимание к мелочам, хорошо развитое воображение и целеустремленность.

Описание профессии

Профессия культуролога относится к разряду исключительно умственного направления, то есть требует от специалистов творческой и интеллектуальной работы. Во время деятельности важны: логическое мышление, внимание, память, активная деятельность сенсорных систем.

Культурологи занимаются описанием и анализом культурных процессов в различных сферах общественной жизни как современного общества, так и древних людей. Они рассматривают символизм, гендерные устройства, религиозные обряды, мифологию, искусство, литературу и музыку. Деятельность культурологов направлена  на изучение культурных ценностей, традиций, новейших направлений культурной жизни.

Для культуролога важны такие личностные качества, как целеустремленность, внимательность, хорошая память, широкое воображение. Такие люди должны уметь работать как в команде, так и самостоятельно, то есть важные коммуникативные навыки, а также способность самостоятельно принимать решения. Также важны организаторские навыки, способность вести переговоры, владение иностранными языками, четкое произношение.

Перспективы трудоустройства

Специалисты по культурологии имеют прекрасную возможность устроиться на работу в такие структуры:

  • В государственные учреждения, связанные с культурной сферой;
  • В музейные учреждения, архивы и театры;
  • В ивент-компании, которые занимаются организацией различных мероприятий;
  • В издательства и в средства массовой информации;
  • Преподавателями в вузе;
  • В научно-исследовательские центры;
  • В центры современного искусства, выставочные залы;
  • Организаторами фестивалей и различных культурных и спортивных мероприятий;
  • В PR-агентства и сфера рекламы;
  • В издательства и в качестве редакторов;
  • Проводить социальные исследования и деятельность в сфере связей с общественностью.

Близкой профессией к культурологу считается искусствовед. Такие профессионалы занимаются изучением отдельных образцов художественной культуры, таких как архитектура или живопись, музыка или театр. Культуролог занимается изучением не отдельных частей культурного сегмента жизни, а как целую область.

Обязанности

Профессия культуролога достаточно разноплановая, поэтому перечень обязанностей такого специалиста разнообразен. Поэтому разберем основные направления деятельности и профессиональные обязанности в зависимости от потенциальной работы:

  • Разработка плана и концепции мероприятий, фестивалей, экскурсий, театральных постановок, спортивных мероприятий;
  • Разработка планов и концепций выставок и посещения музеев для школьников, проведение экскурсий, демонстраций
  • Проведение практических работ в школах и садиках;
  • Подготовка и презентация результатов экспедиций и проведения исследований;
  • Вычитка, редактирование, обзоры, кураторские обязанности в издательствах;
  • Подготовка пресс-релизов и проведение пресс-конференций по результатам исследований, связи с общественностью;
  • Анализ и интерпретация, публикация результатов культурных исследований;
  • Преподавание в вузах, подготовка семинаров и лекций, работа со студентами;
  • Проведение самостоятельной научной деятельности (при наличии степени магистра или доктора).

Как стать культурологом

Для получения профессии культуролога нужно обязательно пройти обучение на бакалавра или магистра по направлению «Культурология», «Культурология и философия», «История», «Искусствоведение» и подобные. Культура – это динамический процесс, поэтому изменения, новые направления современной культуры нужно постоянно.

comments powered by HyperComments

Похожие статьи

  • Профессия эколог

    В XXI веке борьба за охрану окружающей среды активно развернута по всему миру. Постоянно проводятся…

  • Профессия строителя

    Есть очень интересная поговорка о том, что профессия строителя — это профессия на все времена.…

  • Профессия астрономом

    Наука астрономия существует уже не только несколько веков, а несколько тысячелетий. Соответственно, не менее известная…

  • Профессия врача

    Врач — это одна из немногих профессий, о которой говорят, как о призвании. Настоящий врач…

  • Профессия — финансист

    Финансист — это специалист, который разбирается в финансовых делах рынков, умеет анализировать и систематизировать информацию,…

Загрузка…

Где искать работу, если твоя специальность культуролог?


моя специальность — культуролог, очень тяжело найти работу.

Комментарии


Только в вузе. Сейчас в учебные планы всех вузов, включая технические, введена культурология.
Но без ученой степени зарплата — слезы. Так что готовьтесь крутиться по нескольким вузам.

в учебные заведения не тянет. больше к исскуству, культуре, психологии.

В музеях есть вакансии. Ищите на сайтах.

Сейчас работу тяжело найти ВСЕМ! А если конкретно культурологом — а Вы когда приняли решение учиться этой профессии — где её искать собирались? -наверное, там и надо искать……

это ж надо так любить профессию, чтобы идти по ней работать за те копейки, что платят в музеях и иже с ними культурологам….

зато безумно интересно изучать культуру, религию и нравы народов. полезно для своего духовного развития.

Ираника


А не пробовали выяснить этот вопрос ДО поступления в ВУЗ????

Ираника


Привет!))
Нереально сложная задача!)

сложная, когда особо знаний нет, а поступать надо…ну вот поступят, хоть куда, а потом думают, что делать дальше

Ираника


Я могу понять, когда ситуация поменялась — профессия стала не нужна… я могу понять, что в процессе учебы человек понимает, что это не его.. но вот чтобы вообще не знать — куда пойти работать….. Это уж перебор, по-моему!!!

а-а, ну это да………тут я с тобой согласна.

сейчас многие работают и не по специальности полученной в учебном заведении. Определите для себя чем на данный момент хотите заниматься и переквалифицируйтесь, например, пройдите курсы по заданной тематике. А для жизни такая специальность лишней не будет, так что не расстраивайтесь, и продолжайте работать над личностным ростом и профессиональным развитием. Удачи вам, от чистого сердца!

Оксана, это от английской аббревиатуры (сокращения) HR, что расшифровывается как Human Resources (дословно — «человеческие ресурсы»): так на Западе обозначают подразделение компании (и, соответственно, специалистов такого подразделения), которое занимается деятельностью, в России именуемой «работой с кадрами».

училась в художественной школе, а теперь собираюсь пройти дополнительные курсы по дизайну.

Культуры в этой стране — давно уже нет… В городе, из которого я скоро уеду, — девочки младшего подросткового возраста, подсасывая из жестяных баночек пиво, ягу и прочую «тормозуху», на всю улицу орут благим матом… именно матом, поскольку нормативной лексики в их быдлосоплевоплях — практически ноль целых и ноль тысячных…
Так зачем тогда — готовят культурологов???

Вот именно для того, чтобы как можно реже на улицах встречались такие «экземпляры»:)

Не стоит видеть в городе только плохое Preposterous!!! Если вам не нравится страна скатертью дорога… а хамской молодёжи и в других странах полно)) Культуролог замечательная профессия моё уважение вам Оксана23. И удачи во всех начинаниях!

Уважаемая Linda (что-то ник у Вас — какой-то не совсем русский… не нравится страна? скатертью дорога! чемодан — вокзал — Израиль!)))),
да кому ж мы там нужны — ТАКИЕ…

Оксана 23, моё вам уважение=)) я училась на культуролога, искренне считаю, что это прекрасная профессия, выбор сделала абсолютно сознательно. Проблема в том, что профессия довольно разноликая, нужно только определиться, где Вы хотите себя найти? Я работаю в сфере журналистики, и могу Вам сказать, что многие культурологи с тем образованием, которое нам даётся намного образованее и успешнее тех журналистов, которые получили непосредственно диплом журналиста. Это же относится и к другим видам работы. Выберите гуманитарное направление и ищите что-то подходящее, поверьте мне, культуролог-это далеко не преподаватель, это широко образованный человек, способный замечать вокруг то, чего не видят узкопрофильные специалисты=))) Удачи Вам от всего сердца)))

Здравствуйте, Оксана! Я тоже культуролог, с точно такой же проблемой как и у Вас! Кем и где уже только не пробовала работать! И пока что нормальной работы и адекватной зарплаты ещё не нашла… Но я не поступала на культуролога изначально, а поступала как раз таки на PR, но прекраснейший вуз в который меня по всей видимости чёрт занёс, за пять лет моего обучения раза три-четыре изменил формулировку того, что будет написано в дипломе, а соответственно и программу…. Отдельное спасибо ему за это и тем людям, кто этим занимался, чтобы им без их ведома так к примеру прописку когда-нибудь сменили, с питерской на магаданскую….
А вообще-то на работу даже неучи на очень даже хорошую умудряются устроиться, так что нам культурологам горевать особо не стоит;)

а я, собираюсь идти учиться на культуролога, думаю, что не пожалею в дальнейшем о своём выборе. а кто нибуть из культурологов работает по специальности?


Выпускники — Образовательная программа «Культурология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

Интервью с выпускниками Екатерина Щербакова

выпускница

 

Екатерина, как давно вы закончили Вышку? Уже успели соскучиться?Формально я закончила Вышку в 2014 году, но т.к. последний курс проходила по программе обмена с Сорбонной, на самом деле мы с ней расстались в 2012.

Пожалуй, успела, но вряд ли хотела бы вернуться в статусе студентки 🙂

Что побудило Вас поступать именно на отделение культурологии? Хорошо ли Вы представляли, что Вас ждет?

Мой выпуск был первым для отделения культурологии. Когда я поступала, программа представлялась как эксперимент, как попытка воплотить направление « свободных искусств и гуманитарных наук » в российской действительности. Это интриговало. Были обещаны курсы арт-менеджмента, истории различных художественных жанров, современных исследований культуры. Факт, что отделение культурологии создано на базе философского факультета, давал надежду научиться думать между изучением истории современного искусства и западно-европейской культуры. К тому же, очевидно, что очень небольшой процент молодых людей точно знают, кем хотят стать в 17 лет, окончив школу. Программа отделения культурологии привлекала своей сложносоставностью : то есть, даже если ты не знаешь, кем хочешь быть, скорее всего поймешь в процессе, выбрав направление по душе.

Если бы Вас попросили описать учебу на отделении культурологии пятью словами, что бы Вы назвали?

Могу короче: эссе, кофе, дедлайн.

Каково Ваше самое яркое воспоминание об учебе в Вышке?

Наверное, одно из самых ярких впечатлений случилось не во время учебы, а в самом начале, когда я приехала (я из Новороссийска) в Москву, чтобы учиться. Родители купили мне огромный чемодан, в котором помимо вещей и книг лежала парочка чугунных сковородок, почти винтаж, уже прослуживших на кухне лет 30, и несколько десятков домашних куриных яиц. С этим багажом, весившим больше меня, я проделала почти трехдневный путь на поезде в плацкартном августовском вагоне, разумеется, на боковой верхней полке у туалета. Подо мной ехала дама с собачкой, доберманом, а напротив — мужчина, который то напивался и падал со своей верхней полки и продолжал спать в проходе, то завешивал свою полку простыней и устраивал « цирк », представление для детей. Как же я удивилась, когда увидела огромную очередь таких же как я иногородних студентов, претендентов на общежитие, прийдя к дверям Вышки на Мясницкой в 6 утра с вокзала со своим саквояжем. После началась более-менее стандартная студенческая жизнь — с незачетами, зачетами, шпаргалками, честно выученными наизусть билетами, книгами, освоенными техникой скорочтения и вдумчиво прочитанными текстами.

 Какие предметы произвели на Вас наибольшее впечатление?

Мне всегда было интересно на лекциях Яна Сергеевича Левченко и Арсения Хитрова. Если бы не курс Левченко по кино, я бы едва ли получила привычку просматривать фильмы классиков один за одним по списку их фильмографии, находить визуальные цитаты и анализировать контекст создания. Арсений Хитров всегда предлагал к чтению недавние, еще непереведенные тексты по исследованиям культуры, и, наверное, ждал от нас, студентов, большего отклика относительно критического осмысления. Тем не менее, сейчас, в процессе подготовки своей докторской диссертации в Университете Париж 8, я нередко обращаюсь к спискам литературы предметов, изученных в Вышке. Также, на меня оказал некоторое влияние по курсу истории современного искусства, его на тот момент вела критик Мария Кравцова. Жаль, что он был таким коротким, всего один модуль.

Расскажите, пожалуйста, о своем карьерном пути. Где Вы работали, каковы были Ваши обязанности?

Моя первая работа «по профессии » случилась на третьем курсе бакалавриата. В течение шести месяцев я была ассистентом в журнале « Арт-менеджер ». В основном, мы с главным редактором брали интервью у профессионалов в области культуры и искусства. А после я эти интервью на протяжении многих недель расшифровывала (те, кто когда-либо это делал, знают, как это долго и муторно). Иногда происходили встречи, оставившие сильное впечатление: например, мы брали интервью у художника Эрика Булатова и его жены Натальи в их мастерской в районе Чистых Прудов — они были в Москве с коротким визитом из Парижа. Это наверное был первый раз, когда я говорила с художником о его работах, да еще и сразу такой величины. Признаюсь, я растерялась и совершенно не знала, о чем говорить и как себя вести.

После я стала работать в нескольких московских галереях современного искусства, сначала менеджером-ассистентом несколько лет, перед отъездом во Францию я сделала кураторский проект, выставку молодых художников в параллельной программе биеннале молодого искусства. Сразу же после этой выставки я уехала в Гренобль, т.к. получила приглашение поучаствовать в годовой программе для молодых кураторов Центра современного искусства Le Magasin. Участники этой программы, 4-5 куратора из разных стран, работают над созданием одного проекта, в нашем случае это была выставка.

Начав работать во Франции, почувствовали ли Вы, что сбылась Ваша мечта?

Я бы не сказала, что почувствовала, что сбылась моя мечта. Скорее, я поняла, как многого я не знаю и как много таких же молодых, прошедших через лучшие учебные заведения и кураторские школы, тонких, мыслящих и очень амбициозных людей. Я почувствовала, что должна читать, смотреть и общаться по меньшей мере в 3 раза больше, чем я могу.

Какие знания и навыки, обретенные Вами во время учебы на отделении культурологии в Вышке, помогают Вам в Вашей текущей работе?

Мне однозначно помогает мультидисциплинарность программы, повторюсь, порой я обращаюсь к текстам, которые были предложены в рамках некоторых курсов. Кажется, что в Вышке у нас было очень-очень много предметов — это правда в сравнении с процессом обучения во французских вузах. Я не ожидала, что в магистратуре Сорбонны или Париж 8 у меня будет 2 двухчасовые лекции в неделю и, что например, на экзамене самый строгий преподаватель не разрешает пользоваться ничем, кроме конспектов.

И, наверное, мне помогают аналитические навыки, которые преподаватели отделения старались в нас развить.

Поддерживаете ли Вы связь с Вашими однокурсниками и преподавателями?

Мы скорее следим за новостями друг друга по Фейсбуку.

Спасибо!

 

 

Мария Рикитянская

выпускница

 

Мария, чем был обусловлен Ваш выбор университета и специальности?С выбором Вышки у меня не было никаких сомнений — прониклась идеями прогрессивного современного вуза, в котором можно быть в курсе последних течений, так сказать на гребне волны, помимо получения фундаментальных знаний. А вот культурологию я выбрала не сразу. Я поступала на философский факультет как на самый гуманитарный, дающий большой кругозор и развивающий сильные аналитические способности. После первого полугодия производилось разделение на студентов-философов и культурологов, это был первый год набора культурологов – 2007-й (ничего себе, уже почти 10 лет прошло!). Поначалу мы учились все вместе, и даже учебные программы были совмещены. Мне посчастливилось учиться онтологии у В.Н. Поруса, философии литературы у В.К. Кантора, древнегреческому языку и латыни у Б.К. Кнорре и многим другим базовым предметам для философов. Однако спустя первые полгода я поняла, что моя тяга к гуманитарным предметам имеет более прикладной аспект. Я хотела разбираться не в устройстве вселенной, а в человеческой культуре.

Как вы оцениваете полученное образование, какие дисциплины показались Вам наиболее ценными?

Ценность курсов невозможно оценить сразу, ведь такие знания всегда пригождаются совершенно не там и не тогда, где ожидаешь. Но пожалуй, есть несколько курсов, которые я часто вспоминаю – это все курсы В.А. Куренного, А.Л. Доброхотова, Г.И. Зверевой и М.А. Маяцкого.  Именно они обучили меня основными понятиям и дали мне тот язык, на котором я разговариваю с моими нынешними европейскими коллегами. Вне зависимости от предмета, эти преподаватели всегда на своих курсах учат студентов анализировать, вникать, думать, а навык мышления ценнее любых дисциплин.

Что Вы можете сказать об атмосфере, которая Вас окружала во время обучения? Правда ли, что коллектив культурологов очень дружен и активен?

Мы учились в очень дружественной и комфортной среде и всегда находили поддержку. Причем не только у преподавателей культурологии, но и у других сотрудников факультета и университета. 

Были ли Вы как-то заняты во внеучебных проектах студентов отделения культурологии? Пожалуйста, расскажите о них.

Я очень горжусь тем, что была не просто задействована во внеучебных проектах, а мы с моими однокурсниками их начинали. Сначала это был Культурологический Клуб «Креативный Класс». Как долго мы шли к этому названию! Были «Арт-дебаты», потом  «Без антракта». В моей старой почте и «В контакте» до сих пор хранятся десятки переписок с Аней Григорьевой, Гаяне Курятовой (Аванян) и Алиной Волынской, где мы обсуждаем все мелкие детали. Это было далеко непросто – выбрать логотип в синем или коричневом цвете, в рамке или без, решить, нужна ли нам какая-то атрибутика, например, фирменная печать с логотипом, чтобы штамповать листы для раздачи посетителям. Потом эту инициативу под руководством О.О. Рогинской подхватил следующий курс —  Аня Карасева, Аня Коломийченко и Саша Талавер. А мы переключились на другие проекты… сколько их было! Но, пожалуй, самым интересным и, к сожалению, самым недооценённым я считаю проект, которым мы занимались на последнем курсе магистратуры – Moscow Culture Guide. Он был призван построить коммуникацию между зарубежными профессорами, приезжающими в Вышку выступать на конференциях и читать лекции, и студентами, жаждущими получить полезные контакты и попрактиковать английский язык. Мы придумали водить экскурсии для иностранцев, поскольку студенты-культурологи и так знают в достаточной степени Москву и обладают необходимыми навыками, чтобы интересно и понятно рассказывать об окружающей среде. На проект был большой спрос: информация быстро распространилась через «сарафанное радио», и я еще долго получала запросы от учебных частей, нельзя ли привлечь студентов для неформального общения с маститым профессором. Жаль только, что наша инициатива развалилась с нашим выпуском, поскольку у младших курсов было много и своих проектов. Но я рада, что мы сумели воплотить это в жизнь, пусть и ненадолго.

Были ли Вы задействованы в каких-то академических проектах? Что Вам дал этот опыт?

 Я включилась в академическую жизнь довольно рано – уже на втором курсе, благодаря приглашению Ю.П. Зарецкого присоединиться к его научно-исследовательской группе. Благодаря этому опыту, я поняла, что хотела бы строить академическую карьеру и заниматься исследованиями. Примерно тогда же я стала работать учебным ассистентом, и до самого последнего года не прекращала эту работу, меняя только курсы. Старалась часто выступать на конференциях и быть вовлеченной в академическую среду – например, через написание книжных рецензий для академических журналов. А самый большой опыт научной деятельности я, пожалуй, получила под руководством М.А. Маяцкого, в его научно-исследовательской группе «Труд, знание, досуг в постиндустриальном обществе». По итогам наших исследований мы организовали конференцию, на которую пригласили несколько зарубежных исследователей. Это был мой первый опыт организации по-настоящему международного мероприятия. Я очень переживала, какое впечатление на них произведет мой доклад, но все прошло хорошо. Тогда я, пожалуй, со всей ясностью увидела, что зарубежное сообщество исследователей – это не страшный и далекий зверь, а доброжелательные, увлекающиеся темой люди. С некоторыми из них мы общаемся до сих пор. 

Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы вне университета. Какие знания и навыки, полученные в Вышке, оказались наиболее полезны на практике?

Три года я работала редактором раздела «Культура» на сайте Мнения.ру – многообещающем независимом СМИ, который, к сожалению, был закрыт в 2013 году. Я очень благодарна нашему главному редактору Кириллу Мартынову, который предоставил мне возможность развиваться в его команде, и И.В. Глущенко, которая дала мне хорошие рекомендации. Я занималась освещением злободневных культурных проблем, брала комментарии у экспертов, и научилась не бояться  звонить неприятным людям, которые могут и матом наорать, пролезать в щели, чтобы взять интервью, и в целом высказывать свое мнение. Конечно, в этой деятельности мне очень помогла Вышка, которая с самого первого курса культивирует в студентах самостоятельность, независимость и активность. Да и какие-то журналистские и аналитические задания я уже выполняла до того, как попала на эту работу –на курсе Р.З. Хестанова и во время ассистирования на курсе А.Г. Ганжи.

Где Вы учитесь в данный момент? Как Вы попали в зарубежную аспирантуру? Почему выбрали именно этот университет?

Сейчас я учусь и работаю в Университете Лугано, в итальянской части Швейцарии. Зарубежная аспирантура, или PhD, предполагает полную занятость и зарплату, поэтому исключительно «учебой» ее назвать нельзя. Тут я развиваюсь в четырех направлениях: работаю в научно-исследовательском проекте, ассистирую на курсах, пишу публикации и диссертацию и прохожу обучение на курсах. Обучение, кстати, было самой маленькой частью из всего сказанного и уже завершилось. Я отправляла много заявок и проходила много собеседований, но Лугано я выбрала исключительно из-за научного руководителя. С моим профессором Габриеле Балби мы удивительно совпали по научным интересам, и даже собеседование мне показалось не испытанием, а приятным разговором двух давно знающих друг друга людей. Теперь я занимаюсь историей медиа, а точнее историей радио в Первую мировую войну. Во время самого первого разговора я поняла, что этой темы я не раз касалась в своих работах, но вскользь – когда писала магистерскую диссертацию про историю спорта в тот же период под руководством В.В. Анашвили, училась исследованиям медиа у А.В. Хитрова и истории советских медиа у И.В. Глущенко, преподавала историю материальной культуры у студентов-первокурсников на факультете дизайна совместно с Таней Бакиной и Сашей Сувалко. Думаю, и сам Габриеле тоже почувствовал эту общность и схожесть бэкграундов, и поэтому предложил мне работу. Габриеле – невероятно активный профессор, который к своим годам уже очень много успел достичь. Он очень много работает и очень вдохновляет, я у него многому учусь.

Имея опыт учебы за границы, можете ли Вы сказать, что вышкинское образование соответствуют международному уровню? 

По уровню знаний, преподавателям, организации обучения – безусловно, вышкинское образование соответствует европейскому уровню и даже в некоторых случаях его превышает. На отделении культурологии я получила те же знания, которыми оперируют мои коллеги, и даже немного больше. Однако есть и большая разница – в способе применения этих знаний. С первых же лет университета студенты европейских вузов пытаются определить свою будущую карьеру. Если эта карьера – академическая, они намеренно обрастают связями в академической среде, публикуют статьи и выступают на конференциях. К моменту попадания на PhD они уже полностью представляют, как функционирует аспирантура и академическая среда, и поэтому более подкованы и могут показать больше достижений. У нас же таких студентов значительно меньше, потому что академическая жизнь по сути только в аспирантуре и начинается. Научно-исследовательские проекты, конечно, дают какие-то навыки, но все же направлены на российскую аудиторию, и редко — на зарубежное сообщество. Поэтому я так выделяю научно-исследовательскую группу М.А. Маяцкого как уникальный опыт – именно он поставил нас наравне с зарубежными исследователями и показал, что сам вопрос о соответствии какому-то международному уровню не имеет смысла.

Каковы Ваши карьерные планы, решили ли Вы, чем займетесь по окончанию аспирантуры?

Моя аспирантура – это и есть мои карьерные планы. Это не просто обучение, не просто ступень перед какими-то новыми горизонтами. Это увлекательная и очень требовательная работа длиной около четырех лет, и поэтому не промежуточный, а вполне полноценный этап жизни. После защиты PhD, я бы хотела продолжить работу в сфере истории медиа и подниматься по академической карьерной лестнице. В этом мне очень помогает знание нескольких языков, и хотя их непросто изучать, это сразу дает много возможностей. Думаю, в этом состоит еще одна большая разница европейских и российских студентов – многие здесь, исключительно из-за удобного географического положения, знают в совершенстве несколько языков. Поэтому если хотите попасть на PhD в Европу – учите языки, и не только английский! И хотя аспирантура официально на английском, для моего исследования я анализирую исторические документы на английском, французском, немецком, итальянском и русском. А еще проводить занятия и консультации со студентами приходится на их языке – в моем случае на итальянском.

Ощущаете ли связь со Школой культурологии, готовы ли участвовать в каких-нибудь мероприятиях, например, поделиться опытом поступления в зарубежный ВУЗ с нынешними студентами-культурологами?

Конечно, сейчас уже и делюсь. Мне всегда приятно поддерживать отношения с моей Alma mater.

 

 

Выпускники программы рассказывают о своей учебе и дальнейшей карьере

Видео смонтировано выпускницей Александрой Талавер. 

Вот некоторые из реплик выпускников о полученном образовании:

Обучение по программе «Культурология» сочетает в себе два важнейших качества. Первое — это получение самых прекрасных, чистых, кажется, нужных «в будущей карьере» не более, чем зонт от солнца в нашем климате, знаний об истории культуры и искусства, философии, критической теории (да, мы можем за обедом  рассказать об Эразме Роттердамском и процессе цивилизации). Второе — ориентация на практику: организация конференций, выставок, дискуссий, лекций, кинопоказов, путешествий, навыки популярного изложения сложных сюжетов (как письменно, так и устно), применение теорий и знаний для интерпретации современной культуры. 
На выходе получается бодрый, бойкий, образованный гуманитарий, который вполне может не ограничивать свою карьеру узкими рамками «специализации», а парить над рынком труда, как того требует время.

 

Учёба на образовательной программе «Культурология» не исчерпывается набором дисциплин, учебными планами, списками рекомендованной литературы и фамилиями преподавателей. Не действует здесь и правило «всё, что произошло на парах, остаётся на парах», ведь дискуссии на семинарах перерастают в полуночные споры, а периоды досуга и каникул неизбежно наполняются увлекательными исследованиями и экспедициями. Учёба становится основным фактором, меняющим повседневность, а всё знакомое и привычное оборачивается интереснейшим объектом для анализа и осмысления. Такая тектоническая смена оптики и практик в результате даёт бесценный опыт, позволяющий как ориентироваться в любой бытовой ситуации, так и успешно справляться с самыми разнообразными по масштабу и тематике профессиональными задачами.

 

Культурологические штудии настраивают оптику, которая позволяет видеть мир во всем его объеме, учитывая мелкие детали. Вы не только получаете мощный аналитический аппарат, фундированный знаниями по философии и социальной теории, истории культуры и литературы, истории искусств и семиотике, но и учитесь его применять — пишете эссе и аналитические работы; проводите исследования как библиотечного характера, так и полевые: это и весенние экспедиции, и летние школы, и путешествия по России и за ее пределы; профессионально организуете и модерируете публичные встречи и обсуждения не только в университетском, но и общегородском пространстве. Период учебы на программе «Культурология» стал для меня самым интересным и захватывающим временем жизни.

 

Сферы деятельности:

Фундаментальная наука

 

СМИ

Арт-менеджмент

Медиа, реклама, PR

Государственная и муниципальная политика в области культуры

Высшее и среднее образование

 

Карьера выпускников школы:

  • НИУ ВШЭ, преподаватель
  • ИГИТИ, исследователь
  • Культурный центр ЗИЛ, координатор
  • Галерея “Гараж”, менеджер
  • Фонд по развитию Саткинского района, директор фонда
  • РАНХиГС, научный сотрудник
  •  СТС-медиа, продюсер
  • École Nationale Supérieure d’Art de Bourges, куратор
  • Журнал “Большой город”, редактор рубрики
  • Менеджер проектов, институте медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”
  • Журнал “Time Out”, ассистент главного редактора

 

Российский государственный гуманитарный университет — Основные сведения

Добро пожаловать на факультет культурологии РГГУ!

Факультет культурологии одновременно молод и имеет глубокие корни, и славную историю: сам факультет образован в 2018 году, но вырос он вокруг кафедры истории и теории культуры — одной из самых первых, созданных в РГГУ в период формирования университета в 1991 году.

Кафедра истории и теории культуры РГГУ — одна из ведущих кафедр университетов России, где многие годы осуществляется подготовка и выпуск студентов, аспирантов и докторантов по специальности и направлению Культурология.

Факультет создан благодаря объединению нескольких научных и образовательных центров университета, на базе отделения социокультурных исследований (2013-2018).

Сегодня в его состав входят следующие структуры:

В 1990-е гг. и начале 2000-х гг. профессора и преподаватели кафедры истории и теории культуры принимали непосредственное участие в разработке государственных образовательных стандартов первого, второго и третьего поколения по специальности и направлению «Культурология». Кафедра истории и теории культуры является инициатором создания Учебно-методического объединения вузов России в области культурологии. Эта организация в течение многих лет работает на базе РГГУ в составе Совете УМО по образованию в области историко-архивоведения и объединяет более 60 высших учебных заведений разных регионов России.

В настоящее время на Факультете культурологии РГГУ реализуются инновационные образовательные программы по культурологии в соответствии с основными принципами модернизации российской высшей школы и направлениями развития гуманитарного образования в современном мире.

Основные образовательные программы, разработанные и реализуемые в РГГУ нашими преподавателями с учетом новых образовательных технологий, предполагают фундаментальную теоретическую подготовку студентов и аспирантов, всестороннее изучение ими новейших подходов и методов изучения культуры, исследование форм и процессов современной, актуальной культуры России, а также других стран и регионов мира.

Отличительной чертой, характеризующей содержание подготовки обучающихся, является связь между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями и навыками экспертно-аналитической, проектной и консультационной работы. Значительное внимание в обучении уделяется конкретной работе с различными видами текстов современной культуры (вещественных, вербальных, визуальных, виртуальных). Основной упор в специализированной образовательной программе сделан на выработке умения научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры, практического освоения процесса производства, передачи и освоения культурных значений в обществе.

Выпускники кафедры истории и теории культуры востребованы в российском обществе. Они умеют эффективно применять свои знания и компетенции, работая в различных государственных, общественных и частных организациях. Культурологи успешно реализуют свой профессиональный потенциал в качестве исследователей, экспертов и аналитиков в области современной культуры, социокультурных проектировщиков, сотрудников художественных галерей и музеев, медиа компаний, вузовских и школьных преподавателей, маркетологов, специалистов по связям с общественностью и рекламе.

Культурологическое образование занимает важное место в системе научного социально-гуманитарного знания и профессионального образования РГГУ. На протяжении последних двадцати лет в университете осуществляется успешная подготовка обучающихся по направлению Культурология на всех уровнях высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура). 

Наши студенты ведут активную учебную и исследовательскую работу на протяжении всех лет обучения. На факультете работает ряд постоянно действующих научно-исследовательских семинаров, проходят научно-практические конференции, публичные лекции, мастер-классы.

Контактная информация