Эссе про свободу по обществознанию – Эссе по обществознанию свобода и ответственность

Эссе по обществознанию свобода и ответственность

Некоторые темы, вынесенные в кодификатор ЕГЭ по обществознанию, кажутся Вам расплывчатыми и философскими, лишенными конкретики? Напишите эссе на эту тему, и Вы лучше сформируете свое представление о ней.

Свобода — это осознанная необходимость

В моем курсе подготовки к написанию эссе более 50 разобранных экспертом ЕГЭ тренировочных эссе абитуриентов 2013-2016 гг.

Сложных философских тем кодификатора ЕГЭ по обществознанию немного, но они есть. И Вам необходимо сформировать свое видение данной проблемы. Например,

2.13. Налоги

Да, определение, виды и функции налогов знать нужно. А если посмотреть на проблему уплаты налогов в общем? Они вообще нужны? Я работаю сам, и почему-то должен отдать часть государству? Почему?

4.5. Демократия, ее основные ценности и признаки

Признаки мы назовем, а вот дальше? Ценности — это то необходимое, что несет людям явление. Но, в некоторых странах демократия не приемлема из-за особенностей исторического развития, религиозных установок. Мы знаем про «навязывание» демократии в современном мире. В общем, согласитесь, проблемы спорные.

«Свободные» «воины добра»

Неуплата налогов — свобода от государства? Высшей ценностью демократии считается свобода. Еще один очень расплывчатый термин. А, между прочим, в кодификатор вынесено целых две темы с данным словом.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

3.10. Свобода и ответственность

Таким образом, и в части 1 Вас могут спросить о свободе, и в части 2, проверить Ваше понимание проблемы свободы, ее взаимосвязи с необходимостью и ответственностью, в мини-сочинении, к примеру. Будем у этому готовы.

Мы предлагаем разобрать эту тему в виде эссе по обществознанию свобода, задание 29. Таким образом мы не только разберем философскую проблему, вынесенную в кодификатор, но потренируем сложное и дающее много баллов ЕГЭ задание.

Коротко изложим тем принципы, которые необходимо понимать при разборе этой темы.

1. Свобода — не вседозволенность!

2. Свободным от общества человек быть не может, иначе нет социализации, нет культуры, есть животное состояние, возврат в природу.

3. Человека в обществе ограничивают рамки норм — законов, обычаев, морали и этикета.

Принципы деятельности человека мы уже характеризовали в лекции БЕСПЛАТНОГО  мини-курса ЕГЭ по обществознанию «Природное и общественное в человеке»


Для примера эссе на эту тему свободы в деятельности человека возьмем классическую цитату, приписываемую целому ряду великих философов — Спинозе, Марксу, Гегелю. В тестах ЕГЭ по обществознанию нам она встречалась за авторством Георга Вильгельма Фридриха

Гегеля, творца немецкой классической философии XIX века.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель немецкой классической философии XIX века.

Начнем:

29.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Сразу вспоминаем критерии проверки эссе. Выполняем Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Заодно, сразу формулируем собственное, теоретически достоверное, понятие свободы.

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что  человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.

Как смогли, своими словами, не написав слово свобода (мы же пытаемся объяснить его), мы раскрыли смысл высказывания. Помним, что без этого элемента за эссе получим 0.

Идем далее, Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Мы показываем знание теории.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость).

Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).

В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.

Что мы сделали? Раскрыли термины, показали знание теории философии. А, так как проблема спорна, расплывчата, мы сразу аргументировали наши мысли (раб, воздух, конституционные права и обязанности гражданина РФ, образование как право и обязанность). Не забываем, структура максимально емкая, идеи конкретизировать не надо, каждая мысль — новая строка!

Поехали дальше, как Вы поняли, мы уже начали раскрывать Критерий 4 (К4) – Качество аргументации своей точки зрения.

Мы ищем подтверждения своей точке зрения в фактах истории, литературных примерах, общественных событиях и в собственном жизненном опыте.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других. 

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.

Показали свою интеллектуальность (общественный договор, Бакунин, Кропоткин), подняли важные политические проблемы. Привели аргумент из истории.

Свою мысль пока не выразили. Теперь смотрим на иной аспект проблемы, переворачиваем цитату наоборот, показываем собственное видение проблемы, аргументируем на примерах!

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.

Мы продемонстрировали знакомство с социальной информацией (Украина), привели литературный пример. Выразили свое мнение, подтвержденное теоретическими положениями (человек не свободен!).

«Свободные» «воины добра»

Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах — это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:

29.1 Философия.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что  человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может. Основной идеей высказывания является зависимость деятельности человека от устоев общества.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Эту философскую категорию можно понимать по разному. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость). 

Это и наши обязанности, то, без чего нет свободы. Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей. Это и естественные права — на жизнь, свободу, собственность, и политические (избирать и быть избранным, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие), и социально-экономические (на труд, образование, медицинское обслуживание).

В тоже время, получение основного общего образования для каждого гражданина РФ является конституционной обязанностью. И простой необходимостью обладать знаниями, нужными для жизни в современном обществе.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви. В 1874 году революционеры-народники организовали «хождение в народ» образованной молодежи, студенчества. Они пытались объяснить крестьянам, что государство кабальными условиями крестьянской реформы лишило их свободы. Агитировали крестьян бунтовать, не платить подати и выкупные платежи. Но, не встретили сочувствия, движение провалилось. Но стало одной из форм борьбы за «свободу» в понимании интеллигенции XIX века.

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет! Ему все равно пришлось в итоге подчиниться требованиям социума, раскаяться и смириться.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола, безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

Заметим, что с помощью эссе Вы можете прорабатывать не только философские проблемные темы кодификатора. Но и любую тему. Понимание проблемы, выраженное в сочинении на тему — показатель высокого уровня освоения материала. Осталось только грамотно подобрать цитату для тренировки, в чем мы готовы помочь Вам в комментариях, а также в нашей группе

egewin.ru

Эссе по обществознанию «Свобода и необходимость»

Диана Никандрова, 10 класс

«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко» Н.Бердяев.

Рассмотрим высказывание известного русского философа Н. Бердяева в разных аспектах. Проблема свободы и независимости всегда актуальна в обществе, но существует ли она вообще? На мой взгляд, свобода существует и она необходима для человека, однако вопрос заключается в том, нужна ли она людям? Рассуждая на эту вечную тему, мы неизбежно впадаем в состояние антиномии, выделяя как положительные, так и отрицательные стороны свободы. «Антиномия чистого разума» — термин философии немецкого философа Иммануила Канта, который в своём знаменитом труде «Критика чистого разума» выделяет четыре антиномии. Тезис одной из них звучит так: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность», а антитезис ему: «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы». Данную тему также анализируют многие известные писатели и мыслители. Лев Николаевич Толстой, автор романа-эпопеи «Война и мир», в своем произведении выражает свою позицию касательно фатализма, то есть веры в неотвратимую судьбу. » … как только нет свободы, нет и человека». Писатель также обращается понятие детерминизма, учения о взаимосвязи всех явлений, повествуя в 3 томе романа о том, что война 1812 года имела определенные причинно-следственные связи. Рассуждая над мотивами Наполеона, Л.Н. Толстой обращается к волюнтаризму, стремлению реализовывать желаемые цели без учета объективных обстоятельств, что подтверждает цитата «Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение». Так нужна ли современному человеку и обществу свобода?

С одной стороны, свобода – это благо, при котором человек сам является причиной своих действий, то есть он не ограничен различными факторами. Свобода – это не список привилегий, а огромнейший список обязанностей, то есть это состояние, при котором человек имеет возможность поступать по своему усмотрению и обязан нести ответственность за каждый совершенный поступок. Что же так привлекает людей в свободе? На этот вечный вопрос никогда никто не даст ответа.

Во все времена люди готовы были умереть за свободу. Сколько было революций, обусловленных борьбой за свободу? Не счесть! Вспомним знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», посвященную июльской революции 1830 года во Франции. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу и самоотверженность, а фигуры вокруг – олицетворения французского народа. К теме свободы обратился также французский поэт Поль Элюар в своем знаменитом политическом стихотворении «Свобода», написанном во время оккупации Франции нацистами, и вдохновлявшим жителей Франции в тяжелое военное время на борьбу за свободу и независимость.

И силой единого слова

Я вновь возвращаюсь к жизни

Я рожден для того, чтобы знать тебя

Чтоб тебя называть

Свобода.

Обращаясь к политике, нужно отметить, что свобода является источником демократии, режима коллективного принятия решений. Вспомним демократию в Афинском полисе, длившуюся с 500 по 321 г. до н.э. Ее называли первой в мире демократической системой. В то время любой гражданин был обязан участвовать в работе Народного собрания, которое являлось высшим органом власти для решения важных проблем. Свободу выбора также имела жители Новгородской республики, в которой было Новгородское вече, форма государственного управления в виде народных собраний, существовавшее до 1478 года.

Борцы за свободу существовали, существуют и будут существовать. Вспомним систему Монтессори итальянского педагога Марии Монтессори, основными приципами которой являются самостоятельность и независимость, а также естественное психологическое, социальное и физическое развитие детей в детских садах. Данной системой Мария Монтессори доказывает, что свобода – биологический принцип человеческой жизни, который развивается в нас с ранних лет.

Таким образом, мы понимаем, что свобода – цель индивидуального развития и необходимо для всего человечества в целом.

Но не меньше аргументов можно привести в пользу противоположной точки зрения относительно свободы. Докажем антитезис, что свобода – бремя, тяжёлое и ненужное человеку. Несмотря на то, что сейчас демократия, поддерживающая свободу, считается идеальным политическим режимом, некоторые мыслители выступали её противниками.

Например, древнегреческий философ и учитель Аристотеля Платон. В своем диалоге «Государство» он выступил противником данного режима, аргументируя это тем, что люди при демократии становятся эгоистами и потребителями, а их крайняя свобода оборачивается рабством, следствием чего является переход от справедливой демократии к тирании, то есть несовершенной и несправедливой власти одного человека. «Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают».

Позицию Платона поддерживает известный русский писатель и драматург А.И. Солженицын в своем публицистическом эссе «Как нам обустроить Россию», в котором он размышляет о путях возрождения страны и основах жизни народа и государства после коммунизма. В эссе автор указывает, что демократия — это не единственное средство достижения свободы личности. «Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями».

Демократия – не есть путь к свободе. Обратимся в периоду германской истории 1919-1933 годах – Веймарской республике с демократической конституцией. Демократия не принесла жителям Германии свободы и спокойствия после Первой мировой войны, однако она стала причиной инфляции и восстаний, а также безработицы.

Еще одним аргументом, подтверждающим антитезис «Свобода не есть благо», является логический эксперимент «Буриданов осел», в котором животному был предложен выбор из двух одинаковых угощений, однако осел не смог сделать выбор и умер от голода из-за отсутствия способности рационально принимать решения в подобных ситуациях. Следовательно, мы понимаем, что свобода выбора в некоторых случаях просто губительна.

Проблема свободы и принуждения раскрывается в притче «Великий Инквизитор» знаменитого русского философа и писателя Ф.М. Достоевского. Притча представляет собой рассказ Ивана Карамазова из романа «Братья Карамазовы» Алеше Карамазову о христианской свободе воли и свободы совести в виде разговора Великого Инквизитора с Христом, которого он заключил в тюрьму. Инквизитор считает свободу проклятием из-за бунтовщиков. «Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее этот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается», «Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание добра и зла». Таким образом, Ф.М. Достоевский в своей притче раскрывает проблему выбора — отказаться от свободы ради собственного счастья и спокойствия или страдать во имя свободы.

Проблему отсутствия физической и духовной свободы раскрывает немецкий социолог и философ Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», написанной во время Второй Мировой войны. Автор выделил три способа бегства от свободы в современном обществе:

1. Авторитаризм. При авторитаризме личность добровольно отказывается от независимости.

2. Деструктивность. Целью деструктивности является уничтожение объекта, его свободы и прав.

3. Конформизм. При автоматизирующем конформизме, то есть приспособленчестве, человек теряет индивидуальность и бездумно принимает господствующий порядок.

По мнению Эриха Фромма множество людей на словах признают свободу, но на деле воспринимают ее как тяжкое бремя. Он приравнивает её к одиночеству, в котором человек ставится неуверенным и нерешительным.

В заключение хочется сказать, что к свободе нужно быть готовым и уметь ею распоряжаться в зависимости от ситуации, в который ты находишься. Многие люди к сожалению к ней не готовы, что подтверждают революция 1917 года и распад СССР в 1991 году, приведшие к беззаконию и анархии.

Март 2018, Приозерский район, п. Сосново

infourok.ru

Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится её (Б. Шоу)


Основная идея данного высказывания заключается в том, что большинство людей боится свободы и боится ответственности. Но так ли это? Разберём, что же такое свобода.

На этот вопрос каждый человек ответит по — своему. Для меня же свобода — это самостоятельность личности, которая проявляется в собственном выборе действий. Однако жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Потому что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Человеческая свобода ограничена законами, моральным долгом, традициями, уровнем развития общества, совестью, чувством справедливости. Это ограничители человеческой свободы, их нарушение влечёт к ответственности. Что же такое ответственность? Это необходимость отвечать за свои поступки.
Как я уже говорила свобода невозможна без выбора. И каждый человек сталкивается с необходимостью выбрать тот или иной путь. Принимая решения, человек затрачивает собственные силы и эмоции, потому как без самоотдачи невозможно добиться намеченных целей. А сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Только осознав это можно стать по – настоящему свободным человеком. Но боятся ли люди свободы?

С одной стороны, нет. Если бы люди боялись свободы и ответственности, то в истории не свершались бы революции. Великая французская революция XVIII века произошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Революции, произошедшие в нашей стране в начале XX века, также имели целью получение свободы.  

Но с другой стороны, да. Свою решительность или нерешительность, ответственность или безответственность человек проявляет в обычных бытовых ситуациях, когда перед ним стоит выбор. Очень часто человек колеблется и не может принять конкретное решение, боится ошибиться и перекладывает это на других. Даже наблюдая за тем, как мои одноклассники делают выбор своей будущей профессии, можно сделать вывод об их отношении к свободе и ответственности. Большинство из них ищут менее ответственную, но хорошо оплачиваемую работу или же поступают туда, куда им указали родители, друзья, знакомые, не задумываясь о своём призвании. Я же остановила свой выбор на профессии юриста, потому что от его деятельности зависит справедливость, правопорядок и законность в обществе. Таким образом, получается, что, если большинство людей не делают самостоятельного и сознательного выбора, они боятся свободы, следовательно, боятся и ответственности. Лозунгом действий таких людей можно назвать: «Нет свободы – нет ответственности!». Быть свободным и брать на себя ответственность не легко, для большинства людей гораздо проще подчиняться.  


👉 Правила написания мини — сочинения (эссе) по обществознанию
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

cknow.ru

ЕГЭ 2018. Пример эссе по обществознанию: свобода и ответственность.

Результаты проверки эссе по обществознанию (ЕГЭ-2017/2018)

Сейчас на сайте загружено готовых эссе: 47

  • Выберите проверенное эссе (мини-сочинение)
  • 47.«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Ананьев)
  • 46.«Закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает закон». (Н. Шамфор)
  • 45.«Бизнес — это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам)
  • 44.«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек». (А. Гельб)
  • 43.«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин)
  • 42.«Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения» ». (М.И. Туган-Барановский)
  • 41.«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» ». (П.Т. Хейне)
  • 40.«Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния». (А.Блок)
  • 39.«Вершина нас самих, венец нашей оригинальности — не наша индивидуальность, а наша личность». (П.Тейяр де Шарден)
  • 38.«Всякое познание берет начало от разума и исходит из чувств». (Франческо Патрици)
  • 37.«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)
  • 36.«Истинный показатель цивилизации-не уровень богатства и образования,не величина городов не обилие урожаев,а моральный облик человека,воспитываемого страной». (Р.Эмерсон)
  • 35.«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
  • 34.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». (И. Кон)
  • 33.«Если бедность — мать преступления,то недостаток ума — их отец». (Жан де Лабрюйер)
  • 32.«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В. Сухомлинский)
  • 31.«Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б. Чичерин)
  • 30.«Государство приобретается либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью». (Н. Макиавелли)
  • 29.«В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы». (Б. Чичерин)
  • 28.«Процесс развития есть процесс становления личности». (А. Маслоу)
  • 27.«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». (К.Маркс)
  • 26.«Прогресс- это движение по кругу, но все более быстрое». (Л. Левинсон) — эссе №2
  • 25.«Прогресс- это движение по кругу, но все более быстрое». (Л. Левинсон)
  • 24.«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
  • 23.«Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок». (Г. Александров)
  • 22.«Не идти вперёд, значит идти назад». (Латинское изречение)
  • 21.«Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам». (Ж.П. Сартр)
  • 20.«Человек немыслим вне общества». (Л.Н. Толстой)
  • 19.«Характер человека – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм)
  • 18.«Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями — самое страшное рабство». (Л.Н.Толстой)
  • 17.«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)
  • 16.«Есть только одна подлинная ценность — связь человека с человеком». (А. Сент-Экзюпери)
  • 15.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». (И. Кон)
  • 14.«Есть только одна подлинная ценность — связь человека с человеком». (А. Сент-Экзюпери)
  • 13.«Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». (Н.М. Карамзин)
  • 12.«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».(Н.А. Бердяев)
  • 11. «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом».(Юстиниан)
  • 10. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».(М. Бакунин)
  • 9. «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)
  • 8. «Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
  • 7. «Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании, и предприниматели в рыночной конкуренции должны меняться тоже». (Э. Вэнг)
  • 6. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)
  • 5. «Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство». (Л.Н. Толстой)
  • 4. «Каждый живёт продавая что-то». (Р.Л. Стивенсон)
  • 3. «Богатство-это сбережения многих в руках одного». (Ю. Тувин)
  • 2. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание». (В. Сухомлинский)
  • 1. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». (Сенека)


Эссе 43/ Пользователь: анонимный автор / г.Курск/ дата загрузки 03.03.2018

Тема:

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»
(М.Бакунин)

В своем высказывании философ Бакунин поднимает проблему ограниченности свободы. Людям свойственно стремление к свободе, однако она всегда сопряжена с ответственностью и ограничениями, будь то закон, правовые и моральные или социальные нормы, пренебрежение которыми чревато нарушением прав других людей и, как следствие, санкциями.

Наибольшей свободой человек располагает в правовом государстве, обеспечивающем ему активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод. Однако при таком широком спектре прав и свобод деятельность человека должна регулироваться не только властными силами извне, но и другим немаловажными «внутренними» регуляторами — ответственностью — пониманием последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека — и самоконтролем. По словам русского философа Бердяева, «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы». Этим он утверждает взаимосвязь свобод и вызванных ими обязанностей.

В широко известном произведении Михаила Федоровича Достоевского нарушителем права выступает Родион Раскольников, который, ослепленный теорией «право имеющего» человека, идет на преступление — убийство женщины, нарушающее основное право человека, закрепленное конституцией — право на жизнь. Преступив закон, Родион раскаивается, совесть понуждает его к признанию. Обратившись к мировой истории, мы отчетливо можем видеть, что неограниченность свободы и использования властных ресурсов может вызвать негативные последствия не только для отдельной личности, социальной или этнической группы, но и для целых государств. Так, экспансионистские политики Германии в ходе Второй Мировой войны и США — на Дальнем Востоке во время империалистических войн нанесли огромный ущерб населению и экономике суверенных государств.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают точку зрения автора и помогают нам увидеть как ценность свободы, так и необходимость ее регуляции.

Имя: автор пожелал остаться неизвестным

Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018
Критерий Балл Комментарий
К 1. 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделены несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса.
К 2. 2 В контексте выделенных идей приведены связанные между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, вывод.
К 3. 1 Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
К 4. 2 Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров ,явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

Общий балл: 6

Положительные стороны работы:

  1. Автор раскрывает понятие «свобода» в связи с такими важными обществоведческими феноменами, как ответственность, социальные нормы и санкции, правовое государство, демократия. Рассматриваются два аспекта ограничения свободы — внешний и внутренний.
  2. Приведены два примера из различных источников — литературы и истории. Данные примеры развернуто иллюстрируют обосновываемую точку зрения.

Рекомендации:

  1. Возможно усиление теоретической части через явное перечисление аспектов раскрываемой темы.
  2. Вывод должен быть более содержательным, нести в себе резюме нового знания, полученного в ходе обсуждения заданной проблематики.
Читать другие эссе…

ehsse-obshchestvoru.g-k2.ru

Эссе «Свобода в моем понимании»

«Свобода в моем понимании»

Человек во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное. 

Для кого-то свобода – это отсутствие ограничений, стеснений в чем либо, для других свобода – возможность действовать по – своему.

По моему мнению свобода – это прежде всего ответственность за свои поступки, свой выбор.

Если мы считаем себя свободными людьми, способными делать все, что хотим, не стесняясь, не ограничивая себя, беспрепятственно получаем желаемое, то и ответственность должна быть на должном уровне. Я думаю, что каждому человеку не нравится когда его ограничивают, запрещают. Но в обществе есть принятые всеми нормы и правила, которые человек должен соблюдать.

Сегодня у меня есть право выбора, я могу выбирать место учебы, работу по душе, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. У каждого человека есть свое мнение, кто – то мой выбор не одобрит и осудит, для другого я могу стать примером. Каждый человек стремится утвердиться как личность. У каждого своя правда и каждый верит в свою свободу.

Но если посмотреть с другой стороны, то не настолько мы и свободны. Окончив школу передо мной встал вопрос о поступлении. Выбор университетов, техникумов был большой и не ограничивался только городом Междуреченском. Увы, мечты не совпадали с возможностями! На тот момент, аттестат с пятерками, завышенная самооценка, уверенность в себе, в своих силах и способностях сыграли злую шутку. Приехав в Кемерово поступать в Университет Культуры и Искусств моя жизнь кардинально изменилась. Я увидела, что выпускники, поступающие в этот ВУЗ талантливые, интересные, креативные личности, на их фоне я просто потерялась. Глядя на то, как ребята занимались, готовились, какие ставили постановки, я поняла, что такой уровень на экзамене мне не показать. В тот момент я реально стала смотреть на вещи. Была свобода выбора: остаться в городе Кемерово или вернуться в Междуреченск, я вернулась, и это был мой выбор, но на душе остался осадок. Родители предоставили свободу выбора, будучи уверенной в своих силах я ей воспользовалась, но не прислушалась к советам взрослых, которые, по – моему мнению, пытались меня отговорить, реально оценивая мои шансы, после чего я поняла, что такое свобода. Не всегда наше мнение, особенно в подростковом возрасте, считается самым правильным. Запрещение чего-либо я уже не воспринимала как ограничение свободы. Тогда я стала прислушиваться к мнению окружающих, поняла, что несу ответственность за свои поступки.

Да, о свободе мечтает каждый подросток, желающий поскорее выбраться из-под родительского контроля. Все думают, что взрослая жизнь наполнена развлечениями и интересными событиями. Но, покинув родительский дом, молодые люди понимают, что свобода действий всегда граничит с ответственностью за них. Человек должен понимать, что находится на распутье дорог и может проехать и не заметить. Он должен знать, куда ведет каждая из дорог. Для правильного выбора необходима цель, необходимо отдавать себе отчет, куда в конечном итоге мы хотим попасть.

Набравшись сил после своего падения я поступила в педагогический колледж, после чего закончила КемГУКИ заочно, далее был филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, курсы, переквалификация. Это мой выбор, мое желание и стремление добиться успеха в жизни, чтобы быть чуточку свободнее, достигнуть своей цели.

Сегодня я – педагог, заместитель директора по воспитательной работе. Каждый день наполнен общением с учениками, такими не похожими друг на друга, со своими особенностями, характером, интересами. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, ведь каждый уникальный, но в любом случае нуждается в помощи в процессе адаптации и социализации как личности.

Моя задача воспитывать чувства своих учеников, ведь эмоциональная жизнь ребенка протекает под влиянием таких факторов как телевидение, интернет. Общение с родителями, сверстниками переходит на второй план. Авторитет старших ослабевает, хотя родители в первую очередь оказывают влияние на своих детей, дети подражают им. Роль семьи в воспитательном процессе заметно снижается. Из-за занятости родителей дети испытывают одиночество, предоставлены сами себе. Ребенок чувствует себя свободным в сети Интернет, а общаться с одноклассниками в реальном мире, найти общий язык, становится сложнее, да и потребность в таком общении снижается до минимума.

Общаясь с ребятами я поняла, что это одиночество и является для них свободой. Я не ущемляю свободу детей, ведь воспитывать нужно своим примером, мы сотрудничаем со своими учениками, не навязывая свое мнение, в процессе совместной работы приходим к общим выводам, принимаем совместные решения, находим компромиссы. Пытаюсь создать такие условия, где каждый становится более успешным, значимым в коллективе, способным высказать свое мнение. Поэтому педагог должен стремиться стать для детей самым близким другом, передать все свои знания и умения, показать, как прекрасен окружающий мир, несмотря на то, что возникают на пути трудности, вместе мы справимся, вместе — мы команда, сила. Необходимо увидеть проблему глазами ученика, и вместе с ним двигаться к вершине знаний, указывая верное направление, чтобы тот не сбился с пути. Педагог — это не только носитель информации по своему предмету, а создатель условий самореализации ребят, свободы творчества. Ученика надо не просто слушать, а слышать, когда он чувствует поддержку педагога появляется уверенность в своих силах и, несмотря на свободу, которую мы предоставляем детям, вырабатывается ответственность за свои поступки. Ребенок свободен в своем выборе, если готов за него отвечать. Я стараюсь подсказывать, но не мешать. Возможно, именно это и учит ребят делать выбор ответственно, а потом нести эту ответственность. Не смотря ни на что, ученики прекрасно знают требования, которые следует выполнять. Ошибается каждый, признают свои ошибки не все, поэтому наши школьники стараются дружить со своими учителями, которые, в свою очередь, всегда рядом с ними, поддержат и помогут в любой ситуации, бывают очень строгими, но доверие детей из-за этого не уменьшается.

Школа готовит детей к жизни в современном обществе, помогает им стать независимыми личностями. Школьная жизнь – это не только уроки, это разнообразная внеурочная деятельность, экскурсии, мероприятия, походы, праздники. Планирование мероприятий происходит совместно с детьми, экскурсии и походы так же согласуются с детьми, стараемся организовать досуг вместе, не навязывая свое мнение, но периодически убеждая, что выбор старшего наставника в данном случае будет лучше. Внеурочные занятия ребята так же выбирают по своим интересам, которые периодически меняются. Всегда есть свобода выбора, но педагог должен контролировать границы этой свободы, главное, чтобы ребенок осознавал где эта грань, лишь тогда возможен плодотворный союз педагога и ученика. Я считаю, что такая грань называется совестью. Совесть — это внутреннее чувство, правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Человек свободный — это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества, но внутренне он независим. Главное быть честным перед собой.

Я считаю, что процесс воспитания заключается в развитии той внутренней свободы, которая уже заложена в ребенке, в ее поддержке и охране. Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — просто любит его, верит в его силы и способности, эта вера помогает ему быть терпеливым. Если не верить в ребенка, то это может способствовать угнетению его духа, заглушить его совесть. Главное это не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. 

Каждый день перед человеком стоит выбор, но всегда есть рамки, за которые он не может выйти. Люди заложники своих желаний, потребностей, страхов, чувств и ощущений. Мы живем в обществе — мы ограничены мнением о том, что правильно, а что нет, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. В целом, мы себя ограничиваем постоянно. Мы привязаны к материальным благам — мы не можем от них отказаться, а значит мы зависим от доходов, нам нужна работа, приносящая прибыль, соответственно, мы не всегда выбираем род деятельности, который нам по душе, что в свою очередь нас ограничивает.
Мы привязываемся в людям – это тоже наше ограничение, привязанность к человеку — не дает свободно покинуть его, привязанность к месту — ограничивает наше передвижение, а, следовательно, и свободу.
Мы зависим от социальных сетей, своих привычек, мнения окружающих. Постоянно общаемся с другими людьми, что ведет, в свою очередь, к необходимости ограничения произвола собственных желаний.

Человек постоянно контролирует себя и сам определяет границы своей свободы, каждый сам определяет запреты, принципы, которых он придерживается. Все зависит от воспитания, внутреннего мира каждого человека. У каждого свои рамки и своя свобода. Для меня главное — жить в гармонии с самим собой, прислушиваться к своему внутреннему голосу, ощущать свой внутренний мир. Мы все люди разные и нужно воспринимать других такими какие они есть. Свобода наших действий не должна ограничивать свободу другого человека, необходимо уважать свободы окружающих людей.

Каждое поколение формирует новый взгляд на то, что такое свобода. И нельзя сказать, что кто-то из них неправ. Ведь каждый человек свободен дать свой собственный ответ на этот вопрос и придать этому слову близкое ему значение. В любом случае, свобода играет важную роль для каждого отдельного человека и общества в целом.

infourok.ru

Эссе «Свобода и ответственность». — Мы Живём пока любим

В «Декларации прав человека и гражданина» свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Однако, от изобилия терминов и ограниченной лексики здесь будет трудно что-либо понять в том смысле, в котором следовало бы. Поэтому скажу по-своему и от себя: свобода – это возможность беспрепятственного достижения результатов, возможность беспрепятственно действовать.

«Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». Почему-то о свободе было сказано больше, а вот «ответственность» была разъяснена всего парочкой слов, причем весьма понятных. И здесь без лишнего я согласна со всем.

Углубляясь в два понятия сразу можно сказать, что «свободу» большинство из людей будет разъяснять по-своему, ведь это зависит сугубо от ценностей человека. К примеру, поэты видели свободу всегда по-своему, главы государств имели свою точку зрения. И даже с разными «мудрецами» мы можем согласиться или не согласиться. «Свобода человека состоит в свободном пользовании своими способностями (К. Гельвецкий), «Свобода есть право делать все, что дозволено законом (Ш. Монтескье)». Ответственность же у большинства звучит так, как мы и процитировали выше. Но большинство людей окрыленных свободой забывают об ответственностях или же просто, не хотят их иметь, ограничивают себя, изолируют от общества. Но вряд ли это хорошо, ибо человек существо биосоциальное, а общение – это простая человеческая потребность. «Каждый… обязан носить общественные повинности – повиноваться Законам и властям Отечества – быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда этого потребует Закон» (Н. Муравьев).

Я считаю, что мечтая о свободе, конечно же, не нужно забывать об ответственности, ведь мы все люди разумные (homo sapiens) и давно уже живем в цивилизованном обществе. Пусть даже многие говорят нам о негуманности, пусть даже мы ее наблюдаем, и нас многое вообще не устраивает в обществе в котором мы живем. Но, если мир так плох и не справедлив, то не нужно ли начать с себя? Не нужно бояться ответственности, ибо в ней кроется решимость, мужество, честь и гордость – она придает силы. Человек должен быть стойким, чтобы суметь нести на себе бремя наложенное обществом, и улыбаться, чтобы показать всем, что, неся это бремя, он свободен, потому что у каждого есть право выбора, а так же счастлив от всего этого. К тому же я считаю, что мы – новое поколение – отвечаем за будущее общества, будущее нашего государства. И, слыша о том, какое оно «не хорошее», то почему бы не сделать его «по-своему» и «намного лучше»?

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В. И. Ленин.

msalisa.ru

Эссе по обществознанию 11 класс «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев).

Просмотр содержимого документа
«Эссе по обществознанию 11 класс «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев).»

 «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев).

В данном высказывании известный русский философ ставит проблему понимания одной из высших ценностей человеческого общества — свободы. Смысл данного высказывания заключается в том, что если у человека есть свобода, у него есть больше прав, больше возможностей действовать не зависомо от какой –то силы, по своему усмотрению – это приведет к неравенству.

Я согласна с мнением автора, потому что если у человека есть свобода, он может многое добиться. Хотя, стремление может быть у всех равное, результат же может различаться. Это и есть неравенство.
Для подтверждения своей мысли обращусь к теории из курса обществознания. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; наличие возможности выбора варианта исхода событий.

 Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. Свобода является основой современной демократии.
Свобода связана с возможностью улучшать свою жизнь. Равенство направлено против всякого права на возвышение. 
В качестве аргумента приведу пример из истории нашего государства. В 30-е годы, в период тоталитарного сталинского режима у людей не было свободы. Люди не могли свободно говорить то что думали, не могли самостоятельно делать выбор, в основном на них огромную власть оказывало государство, т.е не было свободы. Но при этом, главным принципом государства было равенство.

Второй аргумент я приведу из Конституции РФ. В современной конституции принятой в 1993 году закреплены разные права и свободы гражданина РФ. Благодаря которым у человека больше прав, больше возможностей, больше выбора поступать так или иначе, выбирать для себя свой путь, свободно стремиться к своей цели. Это ведет к неравенству.

Третий аргумент я приведу из собственной жизни. Я свободный человек. Я свободно могу вырожать свои мысли, у меня есть право выбора той профессии, которая мне нравится, также как и у моих одноклассников. Все мы хотим хорошо сдать экзамены, все стремимся. Но результаты наших усилий будут разными.

Таким образом свобода, о которой говорил Н. Бердяев приведет к неравенству, ведь у нас у всех свои возможности, мы все по разному мыслим, по разному трудимся. И поэтому по разному живем.

Имея эту свободу выбора, нам нужно выбрать такой жизненный путь, который приведет к счастливой жизни.

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *