Древние германцы 6 класс: Древние германцы и Римская империя

Содержание

Древние германцы и Римская империя

К началу V века германцы расселились на большей части Западной Римской империи.

Расселение германцев

Тут они несли военную службу, защищали границы страны от других племён. За это они получали землю, леса, рабов. Больше всех получали вожди племён. Постепенно росло их могущество. Теперь они могли не обращать внимания на приказы из Рима, так как власть на местах принадлежала им.

И постепенно из вождей они превратились в независимых правителей – королей. В конце концов власть Рима стала мешать королям германцев.

В 476 году вождь германцев Одоа̀кр сверг последнего римского императора – Ро̀мула Авгу̀стула, тем самым прекратив существование Западной Римской империи.

Ромул Августул и Одоакр

Большую часть населения в новых германских землях составляли жители бывшей Римской империи. Хотя и жили они вместе, но подчинялись каждый своим законам. Налоги королям платили только римляне, в армии же служили только германцы.

Германские короли хотели стереть разницу между римлянами и германцами, поэтому начали принимать общие для всех законы. Отменили запрет на браки, уравняли в правах римлян и германцев.

В итоге германцы и римляне постепенно сливаются и создают новое общество с одним языком, культурой, религией и властью.

Германо-романское обществто

С началом господства германцев на территории бывшей Римской империи начался упадок. Было разрушено множество городов, дворцов, храмов. Разрушались дороги, прекратилась торговля, опустели порты.

Но германцы принесли с собой и много нового.

Они селились преимущественно в долинах рек и у ручьёв. Их посёлки состояли из нескольких дворов или чаще одной большой усадьбы.

В них жило несколько поколений одной семьи. Такая община называлась ро̀довой. Несколько родов составляли племя. Несколько племён – союз племён во главе с вождём.

Германцы разводили скот и птицу, охотились, занимались рыбной ловлей. Но главным было земледелие.

Занятия германцев

Сначала они использовали подсѐчно-огневу̀ю форму обработки земли. Брался участок леса, деревья вырубались, а пни сжигались. После на этой земле сеяли зерно.

Когда земля истощалась, переходили на новый участок. Но такая форма ведения хозяйства была очень трудоёмкой.

Поэтому германцы переняли от римлян двупо̀лье.

Пашню делили на две части, одну засевали, а вторую оставляли под паром, то есть отдыхать. Ежегодно эти поля менялись местами.

В итоге германцы получили большой прирост пищи.

Как уже было сказано, германцы жили большими семьями, или родовыми общинами. Они вместе обрабатывали поля, делили полученный урожай.

Но постепенно община разрасталась, а земли и еды, полученной с неё, оставалось столько же. Также кто-то работал лучше, кто-то хуже.

В итоге отдельные семьи начали переселяться на новые земли, где уже работали сами на себя и ни с кем не делились. Но выгоны для скота, леса и реки оставались общими.

Люди стали жить малыми семьями вместо одной большой.

В итоге родовая община в V–VI веках уступила место сосѐдской, тем самым обозначив закрепление неравенства в обществе германцев.

Знатные германцы, или вожди поступали по-другому. Они раздавали в пользование свои обширные земли бывшим римским рабам или земледельцам, получая за это от них часть урожая. Тем самым ещё больше укрепляя своё богатство и власть.

За период V века германские короли создали на территории бывшей Римской империи свои государства.

Варварские королевства

Наиболее крупными из них были Королевство Ванда̀лов в северной Африке, Королевство Вестго̀тов в Испании, Королевство Фра̀нков в Галлии, Королевство Остго̀тов в Италии. Самым могущественным было Королевство Франков.

Кроме того, ещё сохранилась Восточная Римская империя или Византѝя.

Подведём итоги.

Таким образом, к VVII векам германцы завершили переход к соседской общине.

У них в обществе возникло неравенство.

В это же время германцы создали свои королевства.

Древние германцы и Римская империя | План-конспект урока по истории (6 класс) по теме:

Урок №2. Древние германцы и Римская империя.

Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни древних германцев: образ жизни,, хозяйство, религия.

Ход урока:

1. Организационный момент – сообщение темы урока.

2. Актуализация знаний:

  1. Какое место занимают средние века во всемирной истории: (века нашей эры, между Древним миром и Новым временем.)
  2. Источники знаний об истории средних веков: (природные, вещественные, письменные, художественно-изобразительные).

3. Объяснение нового материала:

  1. Деревни древних германцев.

В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.

Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.

  1. Образ жизни.

С начало главным занятием германцев было разведение скота, они разводили: коров, овец, свиней, кур, гусей. Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.

Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.

Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.

Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.

  1. Семья.

В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили  престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.

Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.

  1. Религия.

Древние германцы верили, что вся природа населена сказочными существами: эльфами, карликами, великанами. Над ними царят главные боги. 

Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.

Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).

Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.

Германцы не имели храмов, а поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари.

  1. Знать древних германцев.

Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.

В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).

Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.

Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.

  1. Великое переселение народов.

Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.

Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.

В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.

Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.

К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:

  1. Вандалы – в Северной Африке;
  2. Вестготы (западные готы) – в Испании;
  3. Остготы (восточные готы) – в Италии;
  4. Франки – в Галлии;
  5. Англы и Саксы – в Британии.

Германцы создали здесь свои государства.

4. Итоги урока:

  1. Какую роль в жизни германце играли семья, род, племя.
  2. Когда и как началось Великое переселение народов.
  3. Где расселились германцы к началу 6 века. (карта).

Урок по теме «Древние германцы и Римская империя» (история, 6 класс)

Конструкт урока по истории Средних веков

Класс:

6

Тема: Древние германцы и Римская империя

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

-воспитывать уважительное отношение к истории других стран и народов.

-формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать и делать вывод, высказывать свою точку зрения и уметь ее отстаивать;

-сформировать знания о древних германцах, их образе жизни и взаимоотношениях с Римской империей.

Планируемый результат:

-личностный: проявление эмоционально-ценностного отношения к истории других стран и народов.

-метапредметный: уметь анализировать с помощью карт, учебника полученную информацию о жизни древних германцев, сравнивать информацию.

-предметный: умение работать с разными источниками информации, выявлять и называть особенности жизни древних германцев, показывать на карте места расселения германцев.

1 этап : организационно-мотивационный

Задача: смотивировать и подготовить учащихся к сознательной и целенаправленной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

-приветствие обучающихся

Учащиеся организуют свое рабочее место

2 этап: этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Задача: обеспечить мотивацию к изучению новой темы, актуализировать раннее полученные знания, необходимые для изучения темы

Визуальный ряд: изображения древних римлян, карта Римской империи.

Задание: определить, что означают эти изображения, рассказать о Древнем Риме.

Готовность к изучению нового материала

Высказывают свое мнение, суждения, делают выводы.

Вспоминают материал курса Древнего мира, особенности развития Римской империи.

3 этап: изучение нового материала

Задача: создать условия для освоения учащимися знаний о древних германцах, образе их жизни, отношениях с Римской империей.

Введение понятия «древние германцы»

Найти по карте: территорию расселения германцев.

в учебнике, отрывках документов: особенности их селений, привести примеры занятий германцев.

Какие социальные категории существовали у древних германцев

Воспитание самостоятельности

Умение использовать разные источники информации, анализировать их, развитие логического мышления

Понятие , работа с картой и историческими документами, находить в учебнике нужную информацию и оформлять ее.

Задание по учебнику и раздаточным материалам, работа с картой

4 этап: обобщение и систематизация знаний

Задача: закрепление знаний, умений обучающихся

Учитель дает задание с целью закрепления полученных знаний(задания разноуровневые, диффиренциация уровня знаний обучающихся)

Воспитание самостоятельности, умение планировать свою деятельность

Умение анализировать, обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения

Правильное решение практических задач

Задание по учебнику и раздаточным материалам

5 этап: рефлексия

Задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и своей деятельности на уроке

Использовать прием рефлексии: «Неоконченное предложение» —

Сегодня на уроке…

Уметь оценить свою деятельность на уроке, определить результат урока для себя

Уметь анализировать свою деятельность, давать ей оценку.

Сегодня на уроке я узнал ……

Сегодня на уроке я научился….

За работу на уроке я ставлю себе……

6 этап: домашнее задание

Задача: мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания

Объясняет требования к выполнению д/з

Осмысление и уточнение д/з

Правильно и полностью записывают д/з. пар. 1, вопрос №5

Тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса

Тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Племена германцев до завоевания Западной Римской империи жили к востоку от реки:

1) Дунай
2) Рейн
3) Волга
4) Эльба

А2. Проживание большими семьями, которые состояли из родственников нескольких поколений, свидетельствует о том, что германцы в древности:

1) умели строить дома
2) занимались земледелием
3) жили общинным строем
4) жили до глубокой старости

А3. В работе народного собрания у германцев в первые века нашей эры имели право участвовать:

1) все жители поселения
2) только представители знати

3) взрослые мужчины и женщины
4) все взрослые свободные мужчины

А4. Набеги на Римскую империю:

1) усилили среди германцев неравенство
2) способствовали развитию коневодства
3) заставили германцев уйти назад на восток
4) способствовали усилению Римской империи

В1. Установите соответствие между датой и названием ис­торического процесса. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

ДатаНазвание исторического процесса
А) IV-VII вв.
Б) V-ХV вв.
В) V-XI вв.
1) период раннего Средневековья
2) Великое переселение народов
3) Средние века
4) период позднего Средневековья

Вариант 2

A1. После падения Западной Римской империи ее терри­тория была заселена племенами:

1) германцев
2) гуннов
3) славян
4) арабов

А2. Существование обычая кровной мести свидетель­ствует о том, что германцы в древности:

1) жили общинным строем
2) были крайне воинственны
3) создали письменное законодательство
4) отказывались общаться с соседними народами

А3. В первые века нашей эры право объявлять войну и за­ключать мир, принимать законы принадлежало у германцев:

1) вождю
2) дружинникам
3) народному собранию
4) старейшему члену племени

А4. Причиной Великоrо переселения народов было стремление германцев:

1) познакомиться с культурой Западной Римской империи
2) захватить плодородные земли и военную добычу
3) помочь Риму в обороне границ от гуннов
4) породниться с римской знатью

В1. Установите соответствие между названием племени и местом его расселения. Одному элементу левого стол­бика соответствует один элемент правого.

Название племениМесто eгo расселения
А) саксы
Б) франки
В) остготы
1) Британия
2) Галлия
3) Италия
4) Северная Африка

Ответы на тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-4
А4-1
В1. А2 Б3 В1
Вариант 2
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
В1. А1 Б2 В3

У р о к 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс

У р о к 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ