Задание 7 огэ по русскому языку 2018 – Задание 7. ОГЭ по русскому языку. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации

Русский язык — ОГЭ 2018. Задание №7

Тематический тест формата ОГЭ 2018. Задание № 7

( по материалам открытого банка ФИПИ)

1.Замените словосочетание «в детском лагере» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере.

2. Замените словосочетание «глебовская власть» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(11)Продолжалась глебовская власть — ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.

3. Замените словосочетание «бумажных голубей» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

4. Замените словосочетание «деревянные сиденья» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу.

5. Замените словосочетание «школьный зал» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным.

6. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное

на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

(3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.

7. Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.

8. Замените словосочетание «железный рычаг» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.

9. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

10. Замените словосочетание «кружевной шарф» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

11. Замените словосочетание «гудок парохода» (предложение 41), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

(41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода.

12. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»

13. Замените словосочетание «Лялиной красотой» (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

14. Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

(7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

15. Замените словосочетание «деревянную тумбочку» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам.

infourok.ru

Задание 7 ОГЭ 2018 » Рустьюторс

Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ по русскому языку. 

   
 
 
 
 
 

1) Внимательно ознакомьтесь с заданием. Обычно формулировка выглядит так: 

«Замените словосочетание …, построенное на основе согласования (управления, примыкания), синонимичным словосочетание со связью управление (согласование, примыкание). Напишите получившееся словосочетание.» 

2) Изучите необходимую теорию: 

  • Словосочетание. Синонимичные словосочетания 
  • Типы связей слов в словосочетаниях 

3) Определите тип получившегося словосочетания (Найдите зависимое слово, проверьте, изменяется ли оно. Если изменяется, определите, на какой вопрос отвечает) 

4) Обязательно проверьте получившийся ответ, подставив его в предложение, из которого взято словосочетание. 

Теория, необходимая для выполнения задания 7 ОГЭ по русскому языку. 

Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной синтаксической связи, связанных по смыслу и грамматически. 

Не являются словосочетанием следующие сочетания слов: 

  • подлежащее + сказуемое (это уже предложение), 
  • ряд однородных членов (они объединены сочинительной связью), 
  • составные формы слов (буду читать, более интересный), 
  • фразеологические обороты (водить за нос), 
  • предлог + существительное (в течение недели), 

  

Подчинительная связь подразумевает, что одно из слов в словосочетании будет зависеть от другого. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. 

Деревянный стол — стол (какой?) деревянный 

Стол из дерева — стол (из чего?) из дерева 

Говорить громко — говорить (как?) громко 

Синонимичное словосочетание – это близкое или совпадающее по значению словосочетание. 

 

Типы связей слов в словосочетаниях. 

Тип словосочетания 

Определение, способ выражения зависимого слова 

Примеры 

Согласование 

Тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. При изменении главного будет меняться и зависимое. 

Зависимое слово может быть выражено: 

·      прилагательным 

·      местоимением 

·      причастием 

·      порядковым числительным 

  

Деревянный стол (прил.) 

Твой брат (мест.) 

Сделанная работа (прич.) 

Первый день (числ.) 

  

Управление 

Тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – изменяемая часть речи. От главного к зависимому задаем вопрос падежей. 

Зависимое слово может быть выражено: 

·      существительным 

·      местоимением 

  

Думать о лете (сущ.) 

Помню о тебе (мест.) 

Примыкание 

Тип связи слов в словосочетание, при котором зависимое слово – неизменяемая часть речи. 

Зависимое слово может быть выражено: 

·      наречием 

·      деепричастием 

·      неопределенной формой глагола 

·      сравнительной степенью наречия или прилагательного 

  

Говорить громко (нар.) 

Шел не оглядываясь (дееприч.) 

Помог встать (н.ф. гл.) 

Говорил громче (ср. степень) 

  

   

 

rustutors.ru

Тестовая подборка к заданию 7 ОГЭ по русскому языку «Словосочетание. Виды связи»


Просмотр содержимого документа

«Тестовая подборка к заданию 7 ОГЭ по русскому языку «Словосочетание. Виды связи»»

Самостоятельная работа: 7 задание ОГЭ

1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Е.Носов)

2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (М.Зверев)

3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

На маленькой привокзальной площади — стоянка такси. (Г.Адамов)

4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (М.Зверев)

5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Р.Погодин)

6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Э.Дубровский)

7. Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Е.Носов)

8. Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (К.Паустовский)

9. Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (А.Беляев)

10. Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Ю.Коваль)

multiurok.ru

Тренировочные задания В7 к ОГЭ по русскому языку

Тренировочные задания (В7) по замене способа связи

1. Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание «задрожал от негодования», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание «с горечью думала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание «яростно рубить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание «людские шаги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание «нефтяные разводы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание «временно исчезла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание «тополиная ветка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

11. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание «дворянский род», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание «отцовское наследство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание «пороховой склад», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

16. Замените словосочетание «детский писк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Замените словосочетание «госпитальные палаты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

18. Замените словосочетание «городской рынок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

19. Замените словосочетание «школьный вестибюль», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответы к В7

  1. строчку стихотворения

  2. негодующе задрожал

  3. горько думала

  4. рубить с яростью

  5. забор из дерева <или> из дерева забор

  6. шаги людей <или> людей шаги

  7. разводы нефти <или> нефти разводы

  8. дверь школы <или> школы дверь

  9. исчезла на время

  10. ветка тополя

  11. школьный директор

  12. род дворян

  13. наследство отца

  14. склад пороха

  15. жизненная цель

  16. писк детей

  17. палаты госпиталя

  18. рынок в городе

  19. вестибюль школы

infourok.ru

ОГЭ по русскому языку | Задание 7

Задание 7 из ОГЭ по русскому языку обычно не вызывает затруднений у теоретически подкованных девятиклассников. Тем, кто плохо учил теорию и недостаточно хорошо владеет терминологией, будет сложно найти правильный ответ, получить положенный один балл. Более того, трудности могут возникнуть уже на этапе понимания задания как такового.

Что потребуется?

Знать, что такое словосочетания, какие типы связи в них бывают; уметь различать их.
Задача школьника заключается в замене одного выражения на другое. При этом требуется поменять вид связи. Всего таких видов три – согласование, управление, примыкание.
Определить тип можно, попробовав изменить выражение. Если меняются оба слова, то у вас получилось согласование («зеленый лист»). Когда изменяется только одно из них – это управление («день рождения»). Присутствие неизменяемой части речи или невозможность изменений указывают на примыкание («громко кричать», «плыть быстрее»).
Без теоретических знаний не обойтись. Нужно как следует выучить определения всех видов словосочетаний, понять, в чем разница, потренироваться подбирать синонимы.

Алгоритм выполнения

Если нужно трансформировать согласование в управление, следует преобразовать имя прилагательное в существительное. Например, «обувная тумба» трансформируется в «тумбу для обуви».
В противоположном случае нужно смотреть, какое существительное поменять на прилагательное. Так «прохлада утра» становится «утренней прохладой».
Чтобы сделать управление из примыкания, потребуется какое-то слово (обычно наречие) превратить в имя существительное. Пример: «грустно вздохнул» меняем на «вздохнул с грустью».
И наоборот, в противоположной ситуации выручит замена одного слова на наречие. «Прошептал со злорадством» меняется на «злорадно прошептал».

Проверка

Проконтролируйте, соответствуют ли получившиеся сочетания слов правилам. Обратите внимание на то, какие части речи используются.
Оцените смысл, лексическое значение полученного выражения. В точности ли оно совпадает с первоначальным? Например, распространенная ошибка превращать «книжный шкаф» в «шкаф с книгами», хотя по смыслу подойдут «шкаф для книг», поскольку этот предмет мебели назван в соответствии со своим предназначением, а не наполнением.

examer.ru

Задание 7 ОГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ 7 Словосочетание

Синтаксический анализ словосочетания — это умение определять виды под­чинительной синтаксической связи в словосочетаниях, а также подбирать полно­стью синонимичные словосочетания, построенные на другом виде связи.

Словосочетание — это одна из важнейших единиц синтаксиса, важнейшая единица структуры предложения. Понимание связей в словосочетаниях, умение задать вопрос от одного слова к другому необходимо для точного, адекватного понимания речи, а также для создания грамотного собственного высказывания.

Для того чтобы справиться с этим заданием, нужно прежде всего уметь на­ходить главное и зависимое слово в словосочетании. Стоит также учесть, что при определении видов связи в словосочетании от главного слова к зависимому нужно ставить не смысловой, а грамматический вопрос.

Записывайте найденное синонимичное словосочетание в той же форме, в ко­торой стоит в предложении исходное. Проверяя правильность подбора, подстав­ляйте найденное словосочетание в нужное предложение.

Обратите внимание: задание считается выполненным только при верной ор­фографии ответа.

Ответом к заданию 7 является словосочетание, которое следует запи­сать в поле ответа в тексте работы.

7.1 Замените в данном предложении словосочетание «на берегу Невы», постро­енное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согла­сование. Напишите получившееся словосочетание.

И представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас маленькая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется победе…

Ответ: .

7.2 Замените в приведённом ниже предложении словосочетание «костры рыба­ков»,» построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смо­трят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие красные костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным…

Ответ: .

7.3 Замените словосочетание «глыбы гранита», построенное на основе управле­ния, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полу­чившееся словосочетание.

Это только название — дорога, на самом же деле это просто большие камни, глыбы гранита, наваленные как попало.

Ответ:

7.4 Замените в данном ниже предложении словосочетание «цветочную синь», по­
строенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание.

Пойма была спокойно-светла, копила в своих низинках белый туманец, и он спер­ва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну некошеного луга.

Ответ: .

7.5 Замените словосочетание «вскочил с волнением», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите
получившееся словосочетание.

Он вскочил с волнением. Впереди, там, где были деревни, садилось красное солнце.

Ответ: .

7.6 Замените словосочетание «утренний разговор», построенное на основе согласо­
вания, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Серёжа припоминает утренний разговор.

Ответ: .

7.7 Замените словосочетание «с презрительной улыбкой», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.

Для него здесь только Москва, жалкая провинция, а он, блестящий паж её ве­личества, будет потом с презрительной улыбкой говорить о московских смешных кузинах.

Ответ: .

7.8 Замените словосочетание «шерстяной платок», построенное на основе согласо­
вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Алёнка, стягивая у горла шерстяной платок, идёт рядом.

Ответ: .

7.9 Замените словосочетание «до конской морды», построенное на основе согласо­
вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Панама дотронулся ладонью до меховой конской морды, лошадь насторожила уши, прислушиваясь.

Ответ: .

7.10 Замените словосочетание «снеговые комья», построенное на основе согласо­вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

Но вдруг сплошной завесой валятся снеговые комья, и острая снеговая пыль, занесённая ветром в форточку, обдаёт мне лицо и шею. Сбрасывают снег с дома!

Ответ: .

7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

Замените словосочетание «в прикроватной тумбочке», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Дима остался дома и прочёл несколько детективов, которые нашёл в прикроват­ной тумбочке.

Ответ: .

Замените словосочетание «вдоль кромки леса», построенное на основе управ­ления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полу­чившееся словосочетание.

Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.

Ответ: .

Замените словосочетание «начать ловить», построенное на основе примыка­ния, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

Володя готов был начать ловить, но Яшка шёл всё дальше берегом реки.

Ответ: .

Замените словосочетание «солидно поправил», построенное на основе примы­кания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

Не кататься, а ездить, — солидно поправил Панама.

Ответ: : .

Замените словосочетание «с беспокойством смотрит», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Лёнька изо всех сил старается помочь рабочим.

Ответ: .

Замените словосочетание «ел жадно», построенное на основе примыкания, си­нонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился.

Ответ:

7.17 Замените словосочетание «карта офицера», построенное на основе управле­
ния, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Я тяжело ранен, есть карта офицера с нанесёнными огневыми точками.

Ответ: .

7.18 Замените словосочетание «родниковой водой», построенное на основе согласо­
вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

Ответ: .

7.19 Замените словосочетание «сел за обед», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получивше­
еся словосочетание.

Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, жёлтый, тигровый, роскош­ный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.

Ответ: .

7.20 Замените словосочетание «дворовое пространство», построенное на основе со­
гласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.

Разумеется, и выходя на прогулку, Чел каш первым делом зорко осматривает всё дворовое пространство: не видно ли где дымка?

Ответ: .

7.21 Замените словосочетание «ловко выбралась», построенное на основе примы­
кания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег.

Ответ: .

7.22 Замените словосочетание «говорит радостно», построенное на основе примы­
кания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни…

Ответ: .

7.23 Замените словосочетание «в растерянности соображая», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

«Дулёво, второй сорт, 51-й год…» — мысленно читает он, в растерянности со­ображая, что Горький умер на пятнадцать лет раньше.

Ответ: .

7.24 Замените словосочетание «на математическую олимпиаду», построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. На­
пишите получившееся словосочетание.

Вот он — никому не известный девятиклассник — приходит в университет на математическую олимпиаду.

Ответ: .

7.25 Замените словосочетание «про дореволюционных шпионов», построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. На­
пишите получившееся словосочетание.

А я тут такую книгу достал про дореволюционных шпионов.
Ответ: .

7.26 Замените словосочетание «из картинных выставок», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.

Я был на одной из картинных выставок, сезон которых теперь в полном разгаре, и тратил вторые полчаса на созерцание висевшей передо мной странной картины.

Ответ: .

7.27 Замените словосочетание «»Бурлаками» Репина», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напиши­
те получившееся словосочетание.

Долго стояли перед «Бурлаками» Репина, и Наташа вспомнила, как увлекательно говорила её учительница Вера Петровна о работе художника над этим произведением.

Ответ: .

7.28 Замените словосочетание «лист ватмана», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получивше­
еся словосочетание.

Он дал мне карандаши и большой лист ватмана.

Ответ: .

7.29 Замените словосочетание «в военные годы», построенное на основе согласо­
вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­
чившееся словосочетание.

В те мрачные военные годы комната Евграфа Кузьмича мне казалась настоящим музеем, хранилищем бесценных вещей.

Ответ: .

7.30 Замените словосочетание «луговой клубники», построенное на основе согласо­вания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полу­чившееся словосочетание.

А в том воздухе были запахи смолистой древесины, и высоких спутанных трав, и луговой клубники.

Ответ:

ЗАДАНИЕ 7. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

варианта задания

Правильный ответ

7.1

на невском берегу

7.2

рыбацкие костры

7.3

гранитные глыбы

7.4

синь цветов

7.5

вскочил (,) волнуясь

7.6

разговор утром

7.7

с улыбкой презрения

7.8

платок из шерсти

7.9

до морды коня

7.10

комья снега (но не «комья из снега»!)

7.11

в тумбочке при кровати / в тумбочке рядом с кроватью

/ в тумбочке около кровати / в тумбочке у кровати /

в тумбочке возле кровати

7.12

вдоль лесной кромки

7.13

начать ловлю

7.14

поправил с солидностью

7.15

беспокоясь (,) смотрит / смотрит (,) беспокоясь (но не «беспокойно смотрит»!)

7.16

ел с жадностью

7.17

офицерская карта

7.18

водой из родника (но не «водой родника»!)

7.19

сел обедать

7.20

пространство двора

7.21

с ловкостью выбралась

7.22

говорит с радостью

7.23

растерянно соображая

7.24

на олимпиаду по математике

7.25

про шпионов до революции

7.26

из выставок картин

7.27

репинскими «Бурлаками»

7.28

ватманский лист

7.29

в годы войны

7.30

клубники на лугу (но не «клубники с луга»!)

infourok.ru

ОГЭ по русскому языку. Задание 7

Разбор заданий демоверсии ОГЭ – 2019 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.


– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.


– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.


– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:


– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.


(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:


– (13)Это же всё ненастоящее!


– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –


(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.


(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:


– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.


– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.


– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.


– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.


– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.


– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –


(28)И пожалуйста, верните мне все документы.


(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:


– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.


(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.


– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.


– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.


– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.


(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:


– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.


(43)Делегация молча удалилась.


(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…


(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна


Федотовна вдруг проговорила:


– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.


(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!


– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.


(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


(По Б. Васильеву*)

Задание 7

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Общие рекомендации

Задание касается темы «Типы связи в словосочетании».

Тип связи в словосочетании определяется характером вопроса между главным и зависимым словом:




Падежный вопрос

Смысловой вопрос (как? где? куда? когда? и т.п.)

Данное в задании словосочетание необходимо заменить словосочетанием другого типа связи: поменять согласование на управление или наоборот, заменить управление на примыкание и наоборот.

Самое важное при этом понять, что «заменить» – это не значит переставить слова местами.

Заменить – значит подобрать к зависимому слову в данном словосочетании однокоренное слово другой части речи: к имени прилагательному, деепричастию или наречию – имя существительное; к имени существительному – или имя прилагательное, или деепричастие, или наречие. В этом и заключается смысл замены.

Замена слова иной частью речи приводит к изменению вопроса, который задается от главного слова к зависимому. А именно вопрос определяет тип связи в словосочетании.

Логика рассуждений:

Чтобы изменить тип связи, необходимо изменить вопрос. Это, в свою очередь, требует изменения части речи. Изменить часть речи – значит подобрать однокоренное слово: для управления – имя существительное, для согласования – имя прилагательное, для примыкания – наречие или деепричастие.

Разбор задания

«Деревянная шкатулка» – это словосочетание с типом связи «согласование». Его надо изменить таким образом, чтобы связь стала управление. Необходимо сделать так, чтобы связь между словами в словосочетании была выражена не вопросом «какая?», а падежным. Для этого к прилагательному «деревянная» подбираем однокоренное существительное «дерево».

Соединяем в словосочетание слова «дерево» и «шкатулка» и получаем – шкатулка из дерева.

Контрольная проверка: проверяем, поменялся ли вопрос.

Шкатулка (из чего?) из дерева? Вопрос поменялся на падежный. Это управление.

Ответ: шкатулка из дерева.


ОГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 500 заданий с ответами


Книга содержит задания разных типов и уровней сложности, сгруппированные по темам, знание которых проверяется на ОГЭ, а также подробные комментарии. Кроме того, приводится информация о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену.

Купить

rosuchebnik.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о