Теория к заданию 3 ОГЭ.
Эпитет– это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М.Горький)
Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А.Толстой)
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин)
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М.Лермонтов)
Антитеза – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А. Пушкин)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)
Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи.
С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А.Пушкин)
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий двор.
Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Знаете ли вы украинскую ночь?
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Умолчание – оборот речи, когда мысль автора не до конца выражается, читатель может сам догадаться о недосказанном.
Нет. Я хотел… быть может. Вы… я думал, что уже время…
Эллипсис – пропуск подразумеваемого члена предложения
Мы села – в пепел, грады – в пепел, в мечи – серпы и плуги.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений)
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Аллегория – например в басне, когда животные выступают носителями свойств людей.
Литота – непомерное преуменьшение
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы
Утешится безмолвная печаль
Перифраза — замена названия предмета указанием на него
Автор «Героя нашего времени» (вместо Лермонтов)
Метонимия — слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами
Я три тарелки съел
Синекдоха – разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними
Все спит – и человек, и зверь, и птица
multiurok.ru
Задание 2. ОГЭ по русскому языку. Текст как речевое произведение. Анализ текста — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации
Скачать материал
Задание 2 ОГЭ проверяет умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию) и выполняется на основе анализа содержания прочитанного текста.
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр,чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».
(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…
(По А. Лиханову)
*Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
Формулировка задания:
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
1) (1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
2) (3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
3) (8) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
4) (22) Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
Правильный ответ: 3. (Предложения 6-10)
Как решить такое задание?
Шаг 1. Сжать содержание текста в одно-два предложения. Вот что у нас получается: «Рассказчик долго читал взятую в библиотеке книгу, она приносила ему радость, ведь шла война, а книга рассказывала о мирном времени».
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai
Задание 13. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации
Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
Показать ответ Правильный ответ: 5Комментарий:
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 5.
[На уроках, (когда его поднимали), он вставал, растерянный, не знающий], (что сказать), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.
Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
- Однородное подчинение.
- Неоднородное (параллельное) подчинение.
- Последовательное подчинение.
- Комбинированное подчинение.
Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:
- Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
- Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).
[ – = ], (что – = ), (что = – )…
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.
[ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда – = ), [то = ], (который – ).
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = – ], (которые = ), (когда – =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда – = ), = )
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ) и (куда = ).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai
ОГЭ. Русский язык. Теория к заданию №3
ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ №3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).
Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…
7. Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…
8. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.
Пример: Сейте разумное, доброе, вечное…
9. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
10. Инверсия – обратный порядок слов. При этом порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
11. Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .
Пример: На кого не действует новизна?
12. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Пример: О Русь моя! Жена моя!
13. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Пример: ленивый, ленится, лентяй
14. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
15. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Пример: реветь, дочурка, продажный
16. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.
Пример: ночное светило = луна или «Люблю тебя, Петра творенье!»=»Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
17. Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются «корабли»
18. Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
19. Оксюморон — сочетание несочетаемого.
Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма
larionova.nethouse.ru