Устная часть огэ 9 класс русский язык – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Для подготовки к устной части ОГЭ в 9 классе | скачать бесплатно

Статья «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе»

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Задание 1

Учитель русского языка и литературы

Михайлова Елена Владимировна,

МАОУ «Посольская средняя

общеобразовательная школа»

Республики Бурятия

Сегодня все сообщество филологов, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять,  информация достаточна скудна, поэтому в данной статье, уважаемые коллеги, я предлагаю попытаться осмыслить и наметить пути подготовки наших учеников к новым испытаниям.

Экзамен в таком формате предстоит сдавать нашим девятиклассникам в следующем учебном году, по аналогии с Декабрьским сочинением в 11 классе, устная часть «Говорение» будет также являться допуском к ОГЭ. По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям — экспертам.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.Демоверсия (название авт) состоит из 3 заданий:

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (общее для всех форматов экзамена). Насколько известно мне, в этом задании будут предложены только прозаические тексты. Оговорено время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание состоит из двух частей: 1) необходимо  описать предложенную фотографию определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план для будущего высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.

Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

3 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие:музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, пока разрабатываются возможные варианты проведения Устной части ОГЭ, отрабатывается система оценки, с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена.

Из всех предложенных заданий большинство учеников не испытывают особой трудности при прочтении художественного текста. Ведь формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отрабатывалось с начальных классов, поэтому стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса),  сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181.

Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: // самовар, / чернильницы, /

татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники,

/ мандолины, / мясорубки //. (К. Федин).

Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем: «Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //), голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».

На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом выполняем необходимые пометы, проставляем ударение в словах, объясняем значение слов. После такой предварительной работы над текстом учащиеся не допускают или сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно расставляют логическое ударение.

В дальнейшей работе по формированию и развитию выразительного чтения тексты можно подбирать как в самих учебниках русского языка, так и в учебниках – хрестоматиях по литературе. Надо только внимательнее присмотреться к упражнениям и соответствующим образом построить работу на уроке.

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Для удобства критерий проверки первого задания я оформила вот в такую таблицу.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи

1

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов

1

Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.

0

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

2

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий.

2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий.

1

Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по формированию выразительного чтения станут полезны учителям, работающими с выпускниками, окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

Успехов на экзамене!

Источники информации:

  1. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., М. : Дрофа, 2012

  2. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html

  3. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html

  4. http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti

  5. http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/06/i.p.-cybulko.pdf

  6. http://www.proshkolu.ru/user/alova57/blog/553050/

infourok.ru

Подготовка к Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.


Подготовка к Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Учитель русского языка и литературы,
Михайлова Елена Владимировна,
МАОУ «Посольская средняя
общеобразовательная школа»
Республики Бурятия.
Задание 2.1
В следующем учебном году ученики девятого класса кроме письменной части ОГЭ по русскому языку будут также сдавать еще и устную часть.
В первом задании выпускникам предложено выразительно прочитать отрывок вслух. Некоторым приемам подготовки к этому заданию была посвящена предыдущая статья, размещенная на сайте СУП.
2 задание представлено в двух вариантах: 1) необходимо  описать фотографию определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план для будущего высказывания. Кроме этого необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме. Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога.
2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предлагается обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.
Время на подготовку – 1,5 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.
3 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.
В данной статье мне было хотелось подробнее рассмотреть способы подготовки к выполнению 2 задания. Так как вторая часть будет предложена учащимся в 2 вариантах, по аналогии с демоверсией ОГЭ по русскому языку в 9 классе, пронумеруем их как 2.1 и 2.2.
Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.
В демоверсии (наз. автора) «Устная часть ОГЭ по русскому языку в 9 классе» задание 2.1 имеет вот такой формат:
Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Задание 2.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
 1.Опишите фотографию
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы (Карточка для учителя)
1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?
При рассмотрении данной фотографии мы понимаем, что на ней запечатлено культурно-образовательное событие, посвященное знакомству с творчеством известного художника. Поэтому, я думаю, участники этого мероприятия слушают своего педагога сидя на полу, а не стоя, как это обычно бывает во время экскурсий. Но все же задание относится к тематическому блоку «Музей». Поэтому ученику и дана небольшая инструкция, направленная на дополнения к составленному монологу по фотографии.
Подготовку к этому заданию я все-таки решила начать с тематических блоков. На уроках развития речи вместе с учащимися определили понятия: «музеи», «театры» и т.д.
В результате получились вот такие карточки.
Толкование понятия Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предм

schoolfiles.net

ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 2.

Тема 1. Праздник

  1. Опишите фотографию.

На фотографии изображён праздник – Новый год. Он отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января и символизирует начало нового года.Люди отмечают это событие радостно,в  кругу родных друзей, наряжая ёлку, готовя подарки, чтобы порадовать близких. В этот  день все загадывают желание, надеясь, что оно обязательно сбудется.

На фотографии мы видим все символы праздника: нарядную ёлку, деда Мороза, который дарит подарок  девочке. Она, видимо , заслужила его, рассказав дедушке своё любимое стихотворение. Дед Мороз , как и положено, с большой бородой, в красивом наряде. Да и девочка в своём голубом платье выглядит замечательно.Настроение у обоих хорошее, праздничное. Оба они улыбаются друг другу.

Я люблю Новый год. Как хорошо,что есть такой замечательный праздник!

 

Тема 2. Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей.

 

Я люблю ходить в музеи, узнавать историю нашей страны. Мне запомнилось, как в начале учебного года мы всем классом ходили в Государственный исторический музей в моём родном городе.

Перед экскурсией наш классный руководитель провёл с нами классный час, на  котором мы узнали, что музей имеет давнюю историю и  ему уже более двух столетий.Нас познакомили с тем, какие экспозиции можно посмотреть  в музее.

Экскурсия  мне запомнилось надолго. Вся история нашей Республики- от самой древности и до 21-го века- словно предстала  перед нашими глазами. Мы увидели, как жили люди, что их радовало, как они отмечали праздники.Но меня впечатлила карета, которая была специально изготовлена для приезда в Казань императрицы Екатерины 2. Вот где красота, роскошь, величие! Огромная, мастерски выполненная, она сегодня напоминает о далёком 18-ом веке.Мы с удовольствием сфотографировались на её фоне

Уверен, что ещё схожу в этот музей и не раз, ведь  в нём  много интересного, что стоит посмотреть!

 

Тема 3. Почему нужно научиться слушать классическую музыку?

 

Классическая музыка. Это словосочетание часто пугает некоторых из моих сверстников. Им кажется, что это что-то древнее, неинтересное. Но они ошибаются.

Классическая музыка — это произведения, созданные гениальными мастерами музыкального искусства. Из уроков литературы я знаю, что слово «классика» образовано от греческого слова «образец». Значит классическая музыка – это вершина музыки, что-то наилучшее, талантливое, являющееся образцом для молодых композиторов. Это музыка к балету, опере, различная оркестровая музыка.

К восприятию такой музыки нужно готовиться: почитать литературу, узнать особенности произведений того или иного автора, чтобы легче воспринимать и понимать их творения. Неподготовленность к восприятию подобных произведений – это одна из причин, почему мои сверстники не все любят слушать классическую музыку.

В России такую музыку создавали  П.И.Чайковский, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Д.Д.Шостакович и многие другие. Мне особенно нравится музыка П.И.Чайковского к балетам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Она очень красивая, нежная, лёгкая, завораживающая.

Классическая музыка — это достояние нашего народа, его культура. Нужно уметь слушать её учиться понимать, чтобы постичь красоту жизни, которая выражена в величайших творениях композиторов.

 

testy-klass.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *