Тесты по русскому языку. ОГЭ
Тесты по русскому языку. ОГЭ
ВНИМАНИЕ! Все материалы- авторские. Использование их на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО законом об авторских правах.
ПРИГЛАШАЮ В МОЮ ГРУППУ ВКонтакте.
«Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ с Мельниковой». Вы будете в курсе новых публикаций, а также сможете совместно с группой готовиться к экзаменам, участвовать в опросах по темам. Жду всех к себе группу!
Вера Александровна.
https://vk.com/club131022137
ОГЭ. Устная часть.Материал для собеседования.
ОГЭ. Устная часть. Материал для подготовки к собеседованию.
Варианты тестов ОГЭ.
Варианты по заданиям.
Задание № 1. Изложение.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 2.Понимание смысла текста.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 3.Анализ средств выразительности.
- ТЕОРИЯ.
- Вариант № 1.
Задание № 4. Правописание приставок.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 5.Правописание суффиксов различных частей речи.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 6.Синонимы.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 7.Словосочетение.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 9.Осложнённое простое предложение.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 10.Знаки препинания при вводных словах и обращениях.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 11. Количество грамматических основ в сложном предложении.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 12.Знаки препинания в ССП и СПП.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 13.Типы подчинения придаточных в СПП.
- ТЕОРИЯ.
Задание № 14.Сложное предложение с разными видам связи между частями.
- ТЕОРИЯ.
- ТЕОРИЯ.
Вернутьсяко всем тестам по русскому языку
testy-klass.ru
Тесты ОГЭ -2015 по русскому языку
РУССКИЙ ЯЗЫК
Контрольно-измерительные материалы для ОГЭ. 9 класс. 2015
(по новой демоверсии)
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать – ЛЕСТЬ.
(4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».
(9)«Да? – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу загорающиеся любопытством глаза. – (10)Читай!»
(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга, наконец, замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.
(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.
(18)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:
– (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала её однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!
– (23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.
(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?! (25) «Неужели это правда, неужели Ленка могла так подло со мной поступить?» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27) «Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»
(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».
(34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.
– (37)Лен, а я новый стих написала.
– (38)Да что ты?! (39)Так давай – читай!
(40)Оля ровным, спокойным голосом стала читать:
(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.
(43)Мне пела дифирамбы, как могла.
(44)Потом сама же надо мной смеялась…
(45)Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».
(51)С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспоминал того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55) «Лен, а я новый стих написала».
– (56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!
(58)И Оля читает!
(По Р.Госман)
* Госман Роза – современная писательница.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены?»
1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, доверяла все свои тайны.
2) У Ольги был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть.
3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.
4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.
Ответ: _________________________
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.
3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.
4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.
Ответ: ___________________________
4 Из предложений 28–35 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Ответ: ___________________________
5 Из предложений 12–17 выпишите слово, в котором правописание суффиксов определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ:___________________________
6 Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7 Замените словосочетание «с горечью думала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 35.
Ответ:___________________________
9 Среди предложений 45–53 найдите предложение с обособленным согласованным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________
10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
А Ольга сидела(1), не меняя выражения лица(2), и с горечью думала: «Да(3), значит(4), это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».
Ответ:____________________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ:___________________________
12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Всякий раз(1), когда все последние новости были подругами обсуждены
Ответ:____________________________
13 Среди предложений 28–34 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________
14 Среди предложений 24–30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предло-жений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.В.Артюшкова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45–50) текста: «Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
infourok.ru
Тесты ОГЭ по русскому языку
Тесты для подготовки обучающихся к основному государственному экзамену
по русскому языку
Вариант 1
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
—(1) Понимаешь… — вздохнул мальчик и пошевелил раскисшим ботинком. (2)Понимаешь, — повторил он уже решительнее, — я сделал открытие.
(3)Он хотел сказать «изобретение», но получилось не так. (4) Слово «открытие» само спрыгнуло с языка. (5) И, может быть, мальчик был прав…
(6)Для него это и в самом деле явилось открытием. (7) Оно случилось три дня назад. (8)Тогда еще не было дождя, а было яркое солнце. (9) Мальчик стоял на крыше сарая и держал над собой зонт.
— (10) Прыгай! — кричали внизу мальчишки.
(11) Мальчик не прыгал.
— (12)Забоялся, — сказал самый маленький и толстый из приятелей и презрительно оттопырил нижнюю губу.
(13)Мальчик молчал.
(14)С земли сарай казался очень обыкновенным. (15)До нижней кромки пологой крыши всего три метра. (16)Обыкновенным был и мальчик. (17)Невысокий, тонкорукий, с выгоревшими волосами, по которым уже скучали ножницы. (18)Загорелый, как и все мальчишки в августе. (19)В синей майке, которая выбилась из-под ремня. (20)Конечно, он не очень походил на героя. (21)Но ведь и трусом до сих пор он, кажется, не был.
(22)А сейчас стоит и не прыгает.
— (23)Забраться да как дать ему! — предложила тощая белобрысая девчонка, одна из тех девчонок, которые всегда вместе с мальчишками участвуют во всех опасных делах. — (24)Тебе говорят! (25)Прыгай давай! (26)Или съезжай на брюхе! (27)А других не задерживай.
(28)Мальчик не отвечал.
(29)В небе двигались облака. (30)Большие, круглые, как желтые аэростаты. (31)И сарай, который казался с земли очень обыкновенным, плыл навстречу облакам, будто поднятый в небо корабль.
(32)А двор напоминал поверхность планеты, увиденную с космической высоты. (33)Островки пыльной травы, пересыпанной седыми шариками одуванчиков, были похожи на зеленый архипелаг, а дождевая вода в бочке у сарая, словно круглое озеро в отвесных берегах, светилась глубокой синевой.
(34)Мальчик любил всему на свете давать имена и названия. (35)Они всегда придумывались сразу. (36)Зеркальце воды в бочке он назвал Озером Синего Света, а пятна травы Архипелагом Неизведанных Лесов…
— (37)Да прыгай же! — Это изо всех сил крикнула белобрысая девчонка.
(38)Мальчик наконец, спохватился: да, пора.
(39)И поднял зонт.
(40)Черный зонт был похож на купол цирка, уменьшенный в сотни раз. (41)Только под куполом всегда сверкали лампы, а здесь было темно. (42)Лишь одиноко светилось крошечное отверстие. (43)Как прокол иголки. (44)Микроскопическая капля неба горела в нем, словно синяя звезда на темном небосводе.
— (45)Синий Сириус, — шепотом сказал мальчик, и в нем шевельнулось предчувствие близкой радости.
(46)Он опустил зонт совсем низко, так, что волосы на макушке коснулись шуршащего полотна. (47)Теперь мальчик видел только землю, а вместо неба везде была черная материя, насквозь прогретая солнцем и почему-то пахнущая клеем. (48)Лишь в звездном проколе по-прежнему горела яркая синева. (49)Потом в него попало солнце. (50)Звезда вспыхнула ослепительным огнем и рассыпалась на тонкие лучи и радужные кольца.
— (51)Вспышка сверхновой, — прошептал мальчик.
— (52)Ха, он, кажется, шепчет «господи, спаси»! — громко заявила внизу тощая девчонка и отвернулась в знак негодования.
— (53) Какой толк, что он знает наизусть звездную карту? — пожал плечами самый старший и рассудительный из мальчишек. — (54)Он не может прыгнуть с трех метров. (55)Видали мы таких космонавтов!
— (56)Что? — спросил с высоты мальчик. (57)Он понял наконец: они решили, что он боится!
(58)Мальчик неторопливо закрыл зонт: его нужно было теперь беречь.
— (59)Я и так могу!
(60)Он прыгнул без всякого зонта-парашюта! (61)Перелетел через поленницу и упал руками и коленями на траву — прямо на самый большой остров Архипелага Неизведанных Лесов…
— (62)Подумаешь… — сказала тощая белобрысая девчонка. (63)Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово.
(64)Самый толстый и самый маленький из приятелей втянул и закусил свою большую губу.
— (65)Думаешь, другие не могут? — спросил он. (66)И, пыхтя, стал карабкаться по шаткой поленнице на крышу.
(67)Мальчик не ответил. (68)Раскрыл зонт и снова поймал отверстием солнце.(69)На матерчатом небе заиграла звезда. (70)Мальчик подмигнул ей и тихо засмеялся.
(71)Так родилось открытие.
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (родился в 1938г.) советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. За долгую творческую деятельность было выпущено более 200 изданий книг В.П. Крапивина на разных языках мира. По его повести «Колыбельная для брата» был снят одноименный фильм, удостоенный нескольких премий.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик долго не прыгал с крыши?»
1) Мальчику было очень страшно.
2) Он хотел прыгнуть без зонта.
3) В этот момент он делал свое «открытие».
4) Мальчик искал причину для того, чтобы отказаться от прыжка.
Ответ: ______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) Раскрыл зонт и снова поймал отверстием солнце.
2) Он прыгнул без всякого зонта-парашюта!
3) Самый толстый и самый маленький из приятелей втянул и закусил свою большую губу.
4) Когда нечего сказать, девчонки всегда говорят это слово.
Ответ: ______________________________
Из предложений 51-56 выпишете слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного.
Ответ: ______________________________
Из предложений 47-53 выпишете слово, в котором правописание суффикса зависит от спряжения глагола.
Ответ: ______________________________
Замените разговорное слово «на брюхе» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ: ______________________________
Замените словосочетание «купол цирка», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите это словосочетание.
Ответ: ______________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 66.
Ответ: ______________________________
Среди предложений 32-40 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ______________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Невысокий,(1) тонкорукий,(2) с выгоревшими волосами,(3) по которым уже скучали ножницы. Загорелый,(4) как и все мальчишки в августе. В синей майке,(5) которая выбилась из-под ремня. Конечно,(6) он не очень походил на героя. Но ведь и трусом до сих пор он,(7) кажется,(8) не был.
Ответ: ______________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
До нижней кромки пологой крыши всего три метра. Обыкновенным был и мальчик. Невысокий,(1) тонкорукий,(2) с выгоревшими волосами,(3) по которым уже скучали ножницы. Загорелый,(4) как и все мальчишки в августе. В синей майке,(5) которая выбилась из-под ремня.
Ответ: ______________________________
Среди предложений 30-37 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
Среди предложений 54-60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Николая Григорьевича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами…». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г.Чернышевского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мальчик не ответил. Раскрыл зонт и снова поймал отверстием солнце. На матерчатом небе заиграла звезда. Мальчик подмигнул ей и тихо засмеялся. Так родилось открытие».
Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как вы понимаете значение слова ОТКРЫТИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое открытие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тесты для подготовки обучающихся к основному государственному экзамену
по русскому языку
Вариант 2
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Среди школьников Долины Юга Нааль не выделялся ничем особенным. (2)Как и все, любил летать на высоких качелях в опасной близости от корявых и сучковатых деревьев, гонять пестрый мяч среди стволов в солнечной роще. (3)Не очень любил учить историю открытия больших планет. (4)Мог многих ребят обогнать в беге, но не очень умело плавал. (5)Охотно вступал в любую игру, но не был никогда в ней первым. (6)Лишь один раз он сделал то, что сможет не каждый.
(7)Упругая ветка росшего на берегу куста сорвала с его рубашки значок. (8)Золотой значок с синими звездами полетел в воду. (9)Было видно в прозрачной воде, как он уходит в глубину. (10)И тогда, не думая ни секунды, Нааль прыгнул с шестиметрового обрыва, чудом не задев нагроможденные внизу острые камни.
(11)Скоро он выбрался на берег и, зажав в ладони значок, свободной рукой стал молча выжимать рубашку.
(12)Никто не знал, откуда у него этот значок и почему он так им дорожит. (13)Никто и не расспрашивал. (14)Ведь у каждого может быть своя тайна. (15)После гибели родителей Нааль словно повзрослел и не всегда отвечал на вопросы сверстников.
(16)Внешне ничего почти не изменилось в его жизни, когда он узнал про свое горе. (17)Нааль и раньше большую часть времени жил в школе. (18)Отец и мать были специалистами по изучению больших глубин и часто уходили в экспедиции. (19)Но теперь мальчик знал, что никогда не вернется батискаф «Олень» и в конце аллеи не появится человек, к которому можно помчаться навстречу, позабыв про все на свете.
(20)Проходили месяцы. (21)Может, и забылось бы горе. (22)Но однажды волны вынесли неизвестно откуда на берег у Старой лестницы маленькую голубую коробку. (23)Нет, она не была памятью о погибшем батискафе…
(24)Ночью, видя в окне оранжевые отблески Ратальских маяков, Нааль доставал из коробки смятый журнальный лист. (25)Свет был не нужен, каждую строчку мальчик помнил наизусть. (26)Это был очень старый журнал, изданный лет триста назад. (27)Текст, отпечатанный на листе, рассказывал о старте фотонного фрегата «Магеллан».
(28)В учебнике по истории звездных полетов об этом корабле говорилось коротко и сухо: «Магеллан» ушел к одной из желтых звезд с целью отыскать планету, подобную Земле. (29)Видимо, экипаж пользовался неточными сведениями о планете, полученными от гибнущего фрегата «Глобус». (30)«Магеллан» должен был вернуться через сто двенадцать лет. (31)Известий от него не поступало. (32)Очевидно, молодые астролетчики, увлекшиеся легендой и не имеющие опыта, погибли, не достигнув цели.»
(33)В учебнике не было даже их имен. (34)Нааль узнал их из найденного листка. (35)Капитана звали Александр Снег.
(36)Нааль слышал от отца, что один из его предков был астронавтом. (37)И тогда, на берегу, прочитав имя «Снег», он почувствовал гордость и обиду. (38)Обиду на учебник за скупые и, наверно, неправильные слова о космонавтах. (39)Мало ли почему мог погибнуть фрегат. (40)И был ли виноват экипаж?
— (41)«А если они не нашли ничего у той желтой звезды и полетели дальше? (42)А если они… летят до сих пор?» — подумал Нааль, споря со строчками учебника. (43)Но подумав так, вдруг зажмурился, словно испугался собственной мысли. (44)Он отчетливо увидел длинную и густую аллею школьного парка, а в конце ее — высокого человека в серебристой куртке астронавта, человека, навстречу которому можно побежать, позабыв обо всем на свете.
— (45)А если он вернется? (46)Он мог бы еще вернуться. (47)Ведь никто не знает, до какой плотности сжал свое полетное время «Магеллан». (48)Вдруг вернется фрегат? (49)И тогда Нааль встретил бы не предка, не чужого человека из другого столетия. (50)Он встретил бы брата. (51)Потому что в конце журнального листа мальчик прочитал слова, сказанные кем-то экипажу «Магеллана»:
— (52)«Не забывайте старых имен. (53)Вы вернетесь через много лет. (54)Но внуки ваших друзей встретят вас, как друзья. (55)Внуки ваших братьев станут вашими братьями…»
(56)Нааль понимал, что все это просто фантазия. (57)И все-таки отчетливо представлял, как это может случиться. (58)Будет утро…
(59)Он ясно видел это утро: яркое, уже высоко поднявшееся солнце и такое синее небо, что на белых зданиях, на белых одеждах, на серебристом корпусе фрегата лежит голубой отблеск. (60)Вспомогательные ракеты только что осторожно опустили корабль на поле космопорта, и Нааль видит, как маленькие фигурки астролетчиков медленно спускаются по спиральному трапу. (61)Сейчас космонавты ступят на землю и пойдут навстречу людям. (62)Нааль встретит их первым, встанет впереди других. (63)Он сразу спросит, кто из них Александр Снег. (64)А потом… (65)Нет, он не будет говорить много. (66)Сначала просто назовет свое имя, ведь он тоже Снег…
(67)Нааль не привык скрывать свои радости и печали. (68)Но об этом не сказал никому. (69)Ведь сам не желая того, он начал мечтать о чуде. (70)А кто же станет верить в чудо? (71)Но иногда по ночам, глядя на отблески маяков космодрома, Нааль доставал мятый листок. (72)Ведь каждый имеет право на свою мечту, если даже она несбыточная.
(73)Чудес не бывает. (74)Но в силу странного совпадения в этом же году Пятая лоцманская станция приняла всколыхнувший всю планету позывной: «Земля… Дайте ответный сигнал. (75)Я иду. (76)Я «Магеллан».
(По В.П. Крапивину*)
* Владислав Петрович Крапивин (родился в 1938г.) советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. За долгую творческую деятельность было выпущено более 200 изданий книг В.П. Крапивина на разных языках мира. По его повести «Колыбельная для брата» был снят одноименный фильм, удостоенный нескольких премий.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Нааль никому не сказал о своей находке?»
1) Мальчик всегда скрывал от ребят свои горести и печали.
2) Нааль об этом не сказал никому, потому что сам не желая того, он начал мечтать о чуде. А кто же станет верить в чудо?
3) Он считал, что в голубой коробочке не оказалось ничего интересного.
4) Нааль не верил, что астролетчики когда-нибудь вернутся на Землю.
Ответ: ______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности является олицетворение.
1) Упругая ветка росшего на берегу куста сорвала с его рубашки значок.
2) И тогда Нааль встретил бы не предка, не чужого человека из другого столетия.
3) Ночью, видя в окне оранжевые отблески Ратальских маяков, Нааль доставал из коробки смятый журнальный лист.
4) Сейчас космонавты ступят на землю и пойдут навстречу людям..
Ответ: ______________________________
Из предложений 70-76 выпишете слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости-глухости последующего согласного.
Ответ: ______________________________
Из предложений 44-52 выпишете слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на –Н, пишется НН».
Ответ: ______________________________
Замените разговорное слово «гонять» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ: ______________________________
Замените словосочетание «школьного парка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите это словосочетание.
Ответ: ______________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 33.
Ответ: ______________________________
Среди предложений 27-35 найдите предложение с однородными обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Видимо,(1) экипаж пользовался неточными сведениями о планете,(2) полученными от гибнущего фрегата «Глобус». «Магеллан» должен был вернуться через сто двенадцать лет. Известий от него не поступало. Очевидно,(4) молодые астролетчики,(5) увлекшиеся легендой и не имеющие опыта,(6) погибли,(7) не достигнув цели».
Ответ: ______________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры(у), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ведь никто не знает,(1) до какой плотности сжал свое полетное время «Магеллан». Вдруг вернется фрегат? И тогда Нааль встретил бы не предка,(2) не чужого человека из другого столетия. Он встретил бы брата. Потому что в конце журнального листа мальчик прочитал слова,(3) сказанные кем-то экипажу «Магеллана»:..
Ответ: ______________________________
Среди предложений 11-19 найдите сложное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
Среди предложений 59-65 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ______________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Николая Григорьевича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами…». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г.Чернышевского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Чудес не бывает. Но в силу странного совпадения в этом же году Пятая лоцманская станция приняла всколыхнувший всю планету позывной: «Земля… Дайте ответный сигнал. Я иду. Я «Магеллан».
Приведите два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как вы понимаете значение слова Мечта? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое МЕЧТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
infourok.ru