Задание 3 ОГЭ по русскому языку
ЗАДАНИЕ 3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Все лингвистические средства выразительности в тексте не столько служат эстетическим целям (приданию речи гармоничности, яркости, красоты), сколько решают смысловые задачи, подчёркивая логически важные слова, словосочетания, образы, мотивы, элементы сюжета. Тем самым речевые средства помогают писателю выразить идейно-тематический замысел (тему, проблему, идею текста), а читателю — понять его. Другими словами, для читателя средства речевой выразительности — это своеобразные смысловые маркёры, узнавание и понимание которых помогает адекватному восприятию текста. Именно это обусловливает важность данного задания.
Ответом к заданию 3 является число, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
Представляет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино.
Будто сошлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос звенит, и вьётся, и туманит голову.
И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разговоры: непонятно, с испугом все смотрят на него!
И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят написать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-то…
Ответ: .
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Разморённый жарким днём, наевшись недожаренной, недосоленной рыбы, бакенщик Егор спит у себя в сторожке.
Притворяться ему в такие минуты не перед кем, и лицо его становится грустным, задумчивым.
На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает густой, бархатистый, трёхтоновый гудок.
На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным…
Ответ: .
Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи являются однокоренные слова (корневой повтор).
Изменился наш остров, изменился и город.
Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат.
Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я, прыгая с камня на камень, в яхт-клуб.
Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
Ответ: .
3.4 Выпишите номер предложения, в котором одним из средств выразительности
речи является сравнение, выраженное творительным падежом существительного
с зависимым словом.
На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем…
Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком.
Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень.
Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.
Ответ: .
3.5 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является метонимия.
И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния.
И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями.
Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.
Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.
Ответ: .
3.6 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является сравнение.
Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким дальним, почти нереальным.
Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню…
Золотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виделось тени.
Кипрей был так высок, что старые фамильные кросна, стоявшие рядом, на земле, почти скрывались в его розовых соцветиях.
Ответ: .
3.7 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является эпитет.
Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.
Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.
Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
4) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.
Ответ: .
3.8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
С какой небрежностью он наклонился, как снисходительно, нехотя, обнял её грациозную тонкую талию.
Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.
Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо.
4) — Как вам не стыдно? — сказала она, и эти простые, ничего не значащие
слова вдруг тёплым бархатом задрожали в груди Александрова.
Ответ: .
3.9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.
Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу.
Она знает, что Егор выйдет сначала на обрыв, посмотрит вверх и вниз по реке, немного подумает, будто не зная, где приладиться, и пойдёт потом к любимому своему месту — к перевёрнутой дырявой плоскодонке у самой воды.
Алёнка, стягивая у горла шерстяной платок, идёт рядом.
Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке.
Ответ: .
3.10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.
И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли.
На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает.
И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком.
Ответ: .
3.11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются
антонимы.
Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко это весеннее, обещающее «кап-кап»…
Это не скучный дождь, что зарядит, бывало, на неделю, — это весёлая мартовская капель.
Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском.
Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.
Ответ:
3.12
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Об этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов.
А мы были уверены, что ты уехал: от тебя ни слуху ни духу.
Он любил умиротворённо идти по лесу, бережно делая каждый шаг, и вдруг среди травы, листиков и кружевных теней обнаруживать гриб.
Вот ещё миг назад гриб сливался со всем тем, что шелестело и потрескивало
Ответ: .
3.13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.
Валька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик.
Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.
Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.
Мухин, — сказала конопатая голова, — а о родителях ты подумал?
Ответ: . .
3.14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1) Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил удилищем за ветлу.
Но напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок.
И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
Он хотел чем-нибудь уколоть Володю, но вдруг поплавок чуть шевельнулся.
Ответ: .
3.15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Его прямо душило возмущение.
Панама только обалдело смотрит на неё.
Вот девчонки, начитаются всякой дряни, телевизора насмотрятся и выдумывают!
Ты ведь знаешь, и так за тебя волнуюсь, на этот твой манеж провожаю тебя, как на фронт.
Ответ: .
3.16
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) — На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, де
нежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.
2) Борода как у павлина хвост… — с ненавистью говорит один грузчик, указывая
товарищам на палубу.
Задёрганный с утра грубыми окриками, потный, взъерошенный, Лёнька кажется таким маленьким и жалким рядом с мощной фигурой Гордея Лукича, что среди грузчиков раздаётся смех.
Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Лёнька изо всех сил старается помочь рабочим.
Ответ: .
3.17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.
По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину лица.
— Живей, черти! — срываясь с места, кричит хозяин.
— Я вам покажу, как лясы точить! — свирепеет хозяин.
Ответ: .
3.18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
экспрессивно-оценочная лексика.
Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете.
Оглянулись: стоит на берегу, совсем близко от нас, девчонка на лыжах и на нас смотрит.
И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.
А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.
Ответ: .
3.19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
слово разговорного стиля.
1) — Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт.
Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни…
Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.
А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются.
Ответ: .
3.20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый.
Когда начинают танцевать, будущий филолог после некоторых колебаний, поправив короткий пиджачок, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.
Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горьким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе…
Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.
Ответ:
3.21 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Но чаще всего, когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.
. 4) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?
Ответ: .
3.22
3.23
3.24
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина.
А потом по телевизору показывали: танцует так легко, вроде это одно удовольствие.
Взрослая женщина — нюни распустила…
Вызовут к доске, она — раз! — и вся красная делается.
Ответ: .
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является столкновение книжной и разговорно-сниженной лексики.
Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту картину, — это то, что предо мной морской вид.
Мой собеседник, удручённый, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.
Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала ещё непонятнее…
Это продукт моего личного переживания!
Ответ: .
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Ровно через десять минут Наташа и Люся одновременно открывали дверь на лестницу.
Наташа рванулась обратно, но Люся уже захлопнула дверь.
Перед этой картиной притихла даже Люся, почти не слушавшая рассказов Леонтия Фёдоровича и всё время убегавшая вперёд.
4) — Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — Мы с папой
сейчас в Русский музей идём.
Ответ:
3.25
Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метонимия.
Между тем вязаная кофта уже взял обратно со столика свой невзрачный чайник, налил воду, поставил на плитку и стал резать хлеб для бутерброда.
Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский.
Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои нарисованные с натуры чайники.
Видимо, задумчивый в вязаной кофте просто забыл сказать, что именно я-то должен делать.
Ответ: .
3.26 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Это восприятие, словно пожар, охватывало меня со всё нарастающей силой.
Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть.
Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши.
Твоего бы рыбачка на отдельную картину, это совершенно самостоятельный сюжет.
Ответ: .
3.27 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
Художник, как никто другой, имеет право на воображение.
На следующий день я решил нарисовать наш дом — таким, каким хотел бы его видеть.
Лучше всего получился дым, валивший из трубы.
В детстве мы все способные: каждый день открываем окружающий нас мир, не перестаём ему удивляться и всё хотим узнать, как же он устроен.
Ответ: .
3.28 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.
Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком.
Звуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.
Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение!
Ответ:
3.29 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи являются неполные предложения.
Новому «жильцу» отгородили место в углу. Там всегда было чисто и сухо.
Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осторожно.
Решение было неожиданным. Очень хотелось выручить раненого.
Возле моста остановилась. Медленно стала ложиться.
Ответ:
3.30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул.
Для людей — дома отдыха, а для него — что?..
Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно проплывали маленькие рыбки.
Ответ: .
ЗАДАНИЕ 3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности
варианта заданияПравильный ответ
3.1
2
3.2
3
3.3
3
3.4
4
3.5
2
3.6
3
3.7
4
3.8
4
3.9
1
3.10
3
3.11
2
3.12
2
3.13
4
3.14
3
3.15
1
3.16
2
3.17
4
3.18
4
3.19
1
3.20
3
3.21
4
3.22
3
3.23
2
3.24
4
3.25
1
3.26
2
3.27
1
3.28
3
3.29
4
3.30
4
infourok.ru
Тесты ОГЭ: задание 3
16 Июл
2012
Теоретический минимум по теме
«Средства речевой выразительности»
Представьте себе, что вы рассказываете о погоде: «За окном буря. Сильно идёт снег. Слышно, как дует сильный ветер«. Поверьте, здесь нет средств выразительности речи. Скажите сами, почему? Здесь чистая информация.
А теперь у А.Пушкина: «Буря мглою небо кроет, / вихри снежные крутя; / то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя«.
Поэт сказал то же самое, но использовал сравнения и олицетворения. Теперь текст стал выразительным и цель его немного изменилась. Не только информация, но и воздействие. Мы не услышали, мы увидели эту картину.
Перейдём к делу: для задания 3 вам понадобится знание минимума средств. Разберём самые часто встречающиеся в вопросах ОГЭ.
Эпитет
Яркая, образная характеристика, чаще всего в переносном значении. «Вихри снежные» у А.Пушкина не эпитет, ведь они так и так из снега. Но «золотые» по отношению к тому, что из золота не сделано (например, лучи солнца, рассвет, рожь) — это эпитеты. Они не из золота, но очень похожи на него.
Метафора
Тоже слово в переносном значении, только метафора обычно не характеристика предмета, а действие, образ или образ действия. К примеру, у того же А.Пушкина: «В крови горит огонь желанья». Здесь действие в переносном значении: как что-то может гореть в крови? 🙂 Тут и вторая метафора — «огонь желанья«.
Олицетворение
Вид метафоры, как дуб — вид дерева, а стриж — вид птицы. Олицетворение переносит только значения с живых на неживые предметы. Вспомните бурю из «Зимнего вечера»: она и небо кроет, и вихри крутит, и воет, и плачет.
Сравнение
В первых трёх тропах (читайте: средства выразительности) авторы переносили свойства, не заботясь о первоисточнике. 🙂 А такой троп как сравнение такого допустить не может. Иными словами, сравнение — это и эпитет, и метафора, и олицетворение, только в нём присутствует то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Переделаем наши примеры в сравнения: лучи солнца по цвету как золото; желание пылает, будто горит огонь; желание так сильно, как будто находится в крови. А вот примеры из Пушкина уже готовые сравнения: «то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя«.
Фразеологизм
И снова это всё вместе взятое, но с одним условием: выражение должно быть устойчивым, то есть официально закреплённым в народной речи. «Золотые лучи» — не закреплено, я могу сказать и «золотистые», а вот «золотые руки», «золотой голос»? Они и есть фразеологизмы, устойчивые фразы, под которыми подразумевается что-то одно.
Например, «просто так» — «бесцельно», «тянул кота за хвост» — «медлил», «собаку съел» — «знаток», «камня на камне не оставил» — «разрушил». Их множество, все не перечислить. В случае затруднения обращайтесь к словарю фразеологизмов.
Если что осталось неясным или кому-то предпочтительнее не читать, а смотреть, то для вас есть специальный видеоурок на тему «Тропы». Он подойдёт и для подготовки к ОГЭ, и к ЕГЭ. Приятного просмотра.
Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.
ОГЭ: Задание 3 — Вариант 1
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 1 «Долгожданное угощение», пер. Муравьев, Кистяковский
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком «Ошибка». Выводы
Количество оставшихся вопросов: 10.
ОГЭ: Задание 3 — Вариант 2
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.
If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа Д.Толкиена «Братство кольца», глава 2 «Тень прошлого», пер. Муравьев, Кистяковский
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.
Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком «Ошибка». Выводы
Количество оставшихся вопросов: 10.
Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 3
alfring.ru
Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.
Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.
Практикум (Источник: Ряш 2014 № 2)
Порядок работы
Занятие можно проводить так: рассказать про наиболее часто встречающиеся средства выразительности – это по 20–25 минут работы на двух следующих друг за другом занятиях. На заучивании определений настаивать не стоит, а вот разобрать примеры, запомнить по одному на каждое средство выразительности и научиться хорошо ориентироваться в своих записях ученикам стоит. Затем вместе (фронтально, группами, индивидуально) поразбирать фрагменты из текстов, посмотреть, что вносят в них использованные средства выразительности.
Предлагаемый тест необходим для того, чтобы научить ребят видеть и узнавать средства выразительности. Он включает пять вариантов, что позволяет сделать работу индивидуальной. Каждому ученику дается список из 25 наиболее часто встречающихся средств выразительности и 10 примеров из художественной литературы, нужно назвать выделенное средство выразительности, использованное во фрагменте.
Ученикам предлагается следующий порядок работы: прочитать задание, определить, какой троп или стилистическая фигура использованы автором (разрешается пользоваться собственными записями), и только затем из представленного списка выбрать соответствующую цифру и записать ее в таблицу (иная последовательность действий часто приводит к ошибкам).
Цель занятия – научить детей ориентироваться в довольно объемном материале и не бояться экзаменационного задания ОГЭ №4; и ЕГЭ № 24.
Вариант 1
В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.
Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
(М.А. Волошин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим.
(С.Н. Сергеев-Ценский)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 7. Назовите стилистический прием, использованный автором.
Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам… скользят мне на губы… Что это? Слезы… или кровь? (И.С. Тургенев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.
Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.
В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись – и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
Доколе, счастье, ты венцами
Злодеев будешь украшать?
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Вариант 2
В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.
Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.
Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела.
(А.В. Кольцов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
Унылая пора! очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
…Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди или Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда…
(В.П. Астафьев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща.
(Саша Чёрный)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
(А.А. Фет)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.
Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 8. Назовите использованное автором средство выразительности.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов)
Номер термина: ___________________________________________
Вариант 3
В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.
Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель…
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А.П. Платонов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
(А.А. Фет)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю.К. Олеша)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе,
В глазах – как на небе светло,
В душе ее темно, как в море.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.
Есть тоска веселая в алостях зари. (С.А. Есенин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.Рождественский)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело. (В.М. Шукшин)
Номер термина: ________________
Вариант 4
В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.
Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.
Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
(А.А. Фет)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи.
(А.Т. Твардовский)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И.С. Шмелев)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 7. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
(А.С. Пушкин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе… (Н.В. Гоголь)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? …А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. (М.М. Пришвин)
Номер термина: _______________
Вариант 5
В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.
Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.
Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.К. Рерих)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.
Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И.А. Бунин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.
Кому сказать, с кем поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(С.А. Есенин)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
(М.Ю. Лермонтов)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.
«Молоды вы еще, очень молоды!» – вздохнул Иван Игнатьевич. (В.Ф. Тендряков)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 7. Назовите выделенное синтаксическое средство выразительности.
Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз.
(Н.К. Рерих)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.
С горы на гору добрый конь поскакивает,
С холма на холм добрый конь попрыгивает,
Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,
Он синие моря кругом обскакивал.
(Былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Номер термина: ___________________________________________
Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.
Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?
Номер термина: ___________________________________________
Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.
Море шумело глухо, сердито. (М.Горький)
Номер термина: ___________________________________________
Список терминов:
1) эпитет;
2) метафора;
3) метонимия;
4) оксюморон;
5) синекдоха;
6) сравнение;
7) олицетворение;
8) гипербола;
9) литота;
10) ирония;
11) антитеза;
12) контекстуальные антонимы;
13) экспрессивный лексический повтор;
14) фразеологизм;
15) риторическое восклицание;
16) риторический вопрос;
17) риторическое обращение;
18) вопросно-ответная форма;
19) градация;
20) ряды однородных членов;
21) умолчание;
22) парцелляция;
23) синтаксический параллелизм;
24) инверсия;
25) вводная конструкция.
Ответы
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
1 | 6 | 1 | 6 | 6 | 2 |
2 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 |
3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 12 |
4 | 1 | 8 | 8 | 12 | 4 |
5 | 7 | 2 | 2 | 4 | 11 |
6 | 2 | 5 | 3 | 15 | 13 |
7 | 21 | 19 | 11 | 23 | 22 |
8 | 19 | 11 | 4 | 5 | 8 |
9 | 11 | 16 | 22 | 19 | 16 |
10 | 17 | 7 | 19 | 18 | 1 |
multiurok.ru