Русский язык задание 3 огэ 2018 – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Задание №3 ОГЭ по русскому языку | скачать бесплатно

Задание 3 ОГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ 3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Все лингвистические средства выразительности в тексте не столько служат эстетическим целям (приданию речи гармоничности, яркости, красоты), сколько решают смысловые задачи, подчёркивая логически важные слова, словосочета­ния, образы, мотивы, элементы сюжета. Тем самым речевые средства помогают писателю выразить идейно-тематический замысел (тему, проблему, идею текста), а читателю — понять его. Другими словами, для читателя средства речевой вы­разительности — это своеобразные смысловые маркёры, узнавание и понимание которых помогает адекватному восприятию текста. Именно это обусловливает важность данного задания.

Ответом к заданию 3 является число, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Представляет он всё это так, как все, кто когда-то видел это в кино.

  2. Будто сошлись вместе прошлое и будущее, и только необычайный голос зве­нит, и вьётся, и туманит голову.

  3. И при первых же звуках его голоса мгновенно смолкают разговоры: непонятно, с испугом все смотрят на него!

  4. И все возбуждённо, блестя глазами, предлагают ему помощь, все хотят на­писать куда-то: на радио, в газету, позвонить кому-то...

Ответ: .

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Разморённый жарким днём, наевшись недожаренной, недосоленной рыбы, ба­кенщик Егор спит у себя в сторожке.

  2. Притворяться ему в такие минуты не перед кем, и лицо его становится груст­ным, задумчивым.

  3. На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает густой, бархатистый, трёхтоновый гудок.

  4. На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным...

Ответ: .

Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи являются однокоренные слова (корневой повтор).

  1. Изменился наш остров, изменился и город.

  2. Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат.

  1. Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ва­тагой моих подчинённых бежал я, прыгая с камня на камень, в яхт-клуб.

  2. Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.

Ответ: .

3.4 Выпишите номер предложения, в котором одним из средств выразительности
речи является сравнение, выраженное творительным падежом существительного
с зависимым словом.

  1. На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...

  2. Стоит только повернуть голову, и я увижу башни старой крепости, окружённой зелёным древним парком.

  3. Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ва­тагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб, прыгал с камня на камень.

  4. Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.

Ответ: .

3.5 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является метонимия.

  1. И тишина ещё больше оттеняла главную мелодию нашего состояния.

  2. И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями.

  3. Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований.

  4. Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.

Ответ: .

3.6 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи
является сравнение.

  1. Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким дальним, почти нереальным.

  2. Он думал о том, как задами выйдет к баням, потом травяным огородом — к дому, как переоденется в спортивный костюм и затопит баню...

  1. Золотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виделось тени.

  2. Кипрей был так высок, что старые фамильные кросна, стоявшие рядом, на земле, почти скрывались в его розовых соцветиях.

Ответ: .

3.7 Выпишите номер предложения, в котором средством выразительности речи

является эпитет.

  1. Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.

  2. Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.

  3. Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

4) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.

Ответ: .

3.8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.

  1. С какой небрежностью он наклонился, как снисходительно, нехотя, обнял её грациозную тонкую талию.

  2. Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.

  3. Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо.

4) — Как вам не стыдно? — сказала она, и эти простые, ничего не значащие
слова вдруг тёплым бархатом задрожали в груди Александрова.

Ответ: .

3.9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.

  1. Вспоминает, как горел по ночам маяк, как ослепительно и дымно мерцал его свет, скользя лучами по мёртвому лесу.

  2. Она знает, что Егор выйдет сначала на обрыв, посмотрит вверх и вниз по ре­ке, немного подумает, будто не зная, где приладиться, и пойдёт потом к любимому своему месту — к перевёрнутой дырявой плоскодонке у самой воды.

  3. Алёнка, стягивая у горла шерстяной платок, идёт рядом.

  4. Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке.

Ответ: .

3.10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.

  1. Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают.

  2. И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в го­сти, каждому личный подарок привезли.

  3. На улицах шрапнельные снаряды поют, а уж она о Берлине думает.

  4. И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком.

Ответ: .

3.11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются
антонимы.

  1. Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко это весеннее, обещающее «кап-кап»...

  2. Это не скучный дождь, что зарядит, бывало, на неделю, — это весёлая мар­товская капель.

  3. Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском.

  4. Это мои шары вьются за форточкой, второй уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше.

Ответ:

3.12

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Об этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов.

  2. А мы были уверены, что ты уехал: от тебя ни слуху ни духу.

  3. Он любил умиротворённо идти по лесу, бережно делая каждый шаг, и вдруг среди травы, листиков и кружевных теней обнаруживать гриб.

  4. Вот ещё миг назад гриб сливался со всем тем, что шелестело и потрескивало под ногами, а вдруг — хоп!.. — есть гриб.

Ответ: .

3.13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия.

  1. Валька Мухин поднялся с мягкой земли, отряхнулся и подобрал злополучный зонтик.

  2. Из-за мелких ёлочек показался Борька с огромным, как арбуз, яблоком.

  3. Добравшись до площадки, он увидел, что река внизу превратилась в ленточку, а за полями вдоль кромки леса медленно ползёт электричка.

  4. Мухин, — сказала конопатая голова, — а о родителях ты подумал?

Ответ: . .

3.14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

1) Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя, но зацепил удилищем за ветлу.

  1. Но напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок.

  2. И, несмотря на то что верхушки их уже порозовели от солнца, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.

  3. Он хотел чем-нибудь уколоть Володю, но вдруг поплавок чуть шевельнулся.

Ответ: .

3.15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Его прямо душило возмущение.

  2. Панама только обалдело смотрит на неё.

  3. Вот девчонки, начитаются всякой дряни, телевизора насмотрятся и выдумы­вают!

  4. Ты ведь знаешь, и так за тебя волнуюсь, на этот твой манеж провожаю тебя, как на фронт.

Ответ: .

3.16

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

сравнение.

1) — На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, де­
нежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.

2) Борода как у павлина хвост... — с ненавистью говорит один грузчик, указывая
товарищам на палубу.

  1. Задёрганный с утра грубыми окриками, потный, взъерошенный, Лёнька кажет­ся таким маленьким и жалким рядом с мощной фигурой Гордея Лукича, что среди грузчиков раздаётся смех.

  2. Динка с беспокойством смотрит, как, вытянувшись в струнку и упираясь руками в бочку, Лёнька изо всех сил старается помочь рабочим.

Ответ: .

3.17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.

  1. Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.

  2. По сходням, тяжело ступая, спускается Гордей Лукич, у которого и впрямь густая чёрная борода закрывает половину лица.

  1. — Живей, черти! — срываясь с места, кричит хозяин.

  2. — Я вам покажу, как лясы точить! — свирепеет хозяин.

Ответ: .

3.18 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
экспрессивно-оценочная лексика.

  1. Мы с Гулькой узнали, что прозвище девчонки — Вихрашка и что сейчас она лежит в лазарете.

  2. Оглянулись: стоит на берегу, совсем близко от нас, девчонка на лыжах и на нас смотрит.

  3. И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.

  4. А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.

Ответ: .

3.19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
слово разговорного стиля.

1) — Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт.

  1. Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает сло­вами из песни...

  2. Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку.

  3. А мне вовсе не нравится, что дома мною восхищаются.

Ответ: .

3.20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.

  1. Для хозяев он — дядя Серёжа или просто Серёжа, а для гостей — Сергей Васильевич, и все уже знают, что он писатель, человек известный и уважаемый.

  2. Когда начинают танцевать, будущий филолог после некоторых колебаний, по­правив короткий пиджачок, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.

  3. Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горь­ким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе...

  4. Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.

Ответ:

3.21 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является срав­нение.

  1. Но чаще всего, когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начи­нают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

  2. Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.

  3. Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.

. 4) А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пой­дёшь или прямо пойдёшь?

Ответ: .

3.22

3.23

3.24

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фра­зеологизм.

  1. Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина.

  2. А потом по телевизору показывали: танцует так легко, вроде это одно удо­вольствие.

  3. Взрослая женщина — нюни распустила...

  4. Вызовут к доске, она — раз! — и вся красная делается.

Ответ: .

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является стол­кновение книжной и разговорно-сниженной лексики.

  1. Первое предположение, которое мелькнуло во мне при взгляде на эту карти­ну, — это то, что предо мной морской вид.

  2. Мой собеседник, удручённый, стоял, опустив голову, и отколупывал от статуи кусочки гипса.

  3. Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала ещё непонятнее...

  4. Это продукт моего личного переживания!

Ответ: .

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является фра­зеологизм.

  1. Ровно через десять минут Наташа и Люся одновременно открывали дверь на лестницу.

  2. Наташа рванулась обратно, но Люся уже захлопнула дверь.

  3. Перед этой картиной притихла даже Люся, почти не слушавшая рассказов Ле­онтия Фёдоровича и всё время убегавшая вперёд.

4) — Девочки! — захлебываясь от радости, заговорила Наташа. — Мы с папой
сейчас в Русский музей идём.

Ответ:

3.25

Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является мето­нимия.

  1. Между тем вязаная кофта уже взял обратно со столика свой невзрачный чай­ник, налил воду, поставил на плитку и стал резать хлеб для бутерброда.

  2. Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский.

  1. Я послушно дождался того момента, когда ученики начали сдавать свои на­рисованные с натуры чайники.

  2. Видимо, задумчивый в вязаной кофте просто забыл сказать, что именно я-то должен делать.

Ответ: .

3.26 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Это восприятие, словно пожар, охватывало меня со всё нарастающей силой.

  2. Самое горькое разочарование — разочарование в себе, когда душа в смятении и не знаешь, как быть.

  3. Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши.

  4. Твоего бы рыбачка на отдельную картину, это совершенно самостоятельный сюжет.

Ответ: .

3.27 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является срав­нительный оборот.

  1. Художник, как никто другой, имеет право на воображение.

  2. На следующий день я решил нарисовать наш дом — таким, каким хотел бы его видеть.

  3. Лучше всего получился дым, валивший из трубы.

  4. В детстве мы все способные: каждый день открываем окружающий нас мир, не перестаём ему удивляться и всё хотим узнать, как же он устроен.

Ответ: .

3.28 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

  2. Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком.

  3. Звуки голоса хозяина были тогда протяжными и короткими, и каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.

  4. Когда же хозяин начинал его щекотать, гладить и смеяться, что это было за наслаждение!

Ответ:

3.29 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи являются не­полные предложения.

  1. Новому «жильцу» отгородили место в углу. Там всегда было чисто и сухо.

  2. Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осто­рожно.

  3. Решение было неожиданным. Очень хотелось выручить раненого.

  4. Возле моста остановилась. Медленно стала ложиться.

Ответ:

3.30 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  1. Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, по­махивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул.

  2. Для людей — дома отдыха, а для него — что?..

  3. Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

  4. В озере отражались белые, как первый снег, цветы, под ними медленно про­плывали маленькие рыбки.

Ответ: .

ЗАДАНИЕ 3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности

варианта задания

Правильный ответ

3.1

2

3.2

3

3.3

3

3.4

4

3.5

2

3.6

3

3.7

4

3.8

4

3.9

1

3.10

3

3.11

2

3.12

2

3.13

4

3.14

3

3.15

1

3.16

2

3.17

4

3.18

4

3.19

1

3.20

3

3.21

4

3.22

3

3.23

2

3.24

4

3.25

1

3.26

2

3.27

1

3.28

3

3.29

4

3.30

4

infourok.ru

Тесты ОГЭ: задание 3

16 Июл

2012

 

Теоретический минимум по теме 

«Средства речевой выразительности» 

Представьте себе, что вы рассказываете о погоде: «За окном буря. Сильно идёт снег. Слышно, как дует сильный ветер«. Поверьте, здесь нет средств выразительности речи. Скажите сами, почему? Здесь чистая информация.

А теперь у А.Пушкина: «Буря мглою небо кроет, / вихри снежные крутя; / то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя«.

Поэт сказал то же самое, но использовал сравнения и олицетворения. Теперь текст стал выразительным и цель его немного изменилась. Не только информация, но и воздействие. Мы не услышали, мы увидели эту картину.

Перейдём к делу: для задания 3 вам понадобится знание минимума средств. Разберём самые часто встречающиеся в вопросах ОГЭ.

Эпитет

Яркая, образная характеристика, чаще всего в переносном значении.  «Вихри снежные» у А.Пушкина не эпитет, ведь они так и так из снега. Но «золотые» по отношению к тому, что из золота не сделано (например, лучи солнца, рассвет, рожь) — это эпитеты. Они не из золота, но очень похожи на него.

Метафора

Тоже слово в переносном значении, только метафора обычно не характеристика предмета, а действие, образ или образ действия. К примеру, у того же А.Пушкина: «В крови горит огонь желанья». Здесь действие в переносном значении: как что-то может гореть в крови? 🙂 Тут и вторая метафора — «огонь желанья«.

Олицетворение

Вид метафоры, как дуб — вид дерева, а стриж — вид птицы. Олицетворение переносит только значения с живых на неживые предметы. Вспомните бурю из «Зимнего вечера»: она и небо кроет, и вихри крутит, и воет, и плачет.

Сравнение

В первых трёх тропах (читайте: средства выразительности) авторы переносили свойства, не заботясь о первоисточнике. 🙂 А такой троп как сравнение такого допустить не может. Иными словами, сравнение — это и эпитет, и метафора, и олицетворение, только в нём присутствует то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Переделаем наши примеры в сравнения: лучи солнца по цвету как золото; желание пылает, будто горит огонь; желание так сильно, как будто находится в крови. А вот примеры из Пушкина уже готовые сравнения: «то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя«.

Фразеологизм

И снова это всё вместе взятое, но с одним условием: выражение должно быть устойчивым, то есть официально закреплённым в народной речи. «Золотые лучи» — не закреплено, я могу сказать и «золотистые», а вот «золотые руки», «золотой голос»? Они и есть фразеологизмы, устойчивые фразы, под которыми подразумевается что-то одно.

Например, «просто так» — «бесцельно», «тянул кота за хвост» — «медлил», «собаку съел» — «знаток», «камня на камне не оставил» — «разрушил». Их множество, все не перечислить. В случае затруднения обращайтесь к словарю фразеологизмов.

Если что осталось неясным или кому-то предпочтительнее не читать, а смотреть, то для вас есть специальный видеоурок на тему «Тропы». Он подойдёт и для подготовки к ОГЭ, и к ЕГЭ. Приятного просмотра.

Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.

ОГЭ: Задание 3 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, глава 1 "Долгожданное угощение", пер. Муравьев, Кистяковский

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком "Ошибка". Выводы

Количество оставшихся вопросов: 10.

 

ОГЭ: Задание 3 - Вариант 2

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа Д.Толкиена "Братство кольца", глава 2 "Тень прошлого", пер. Муравьев, Кистяковский

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком "Ошибка". Выводы

Количество оставшихся вопросов: 10.

Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 3

 

alfring.ru

Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.

Русский язык ОГЭ Задание №3.ЕГЭ Задание № 24.

Практикум (Источник: Ряш 2014 № 2)

Порядок работы

Занятие можно проводить так: рассказать про наиболее часто встречающиеся средства выразительности – это по 20–25 минут работы на двух следующих друг за другом занятиях. На заучивании определений настаивать не стоит, а вот разобрать примеры, запомнить по одному на каждое средство выразительности и научиться хорошо ориентироваться в своих записях ученикам стоит. Затем вместе (фронтально, группами, индивидуально) поразбирать фрагменты из текстов, посмотреть, что вносят в них использованные средства выразительности.

Предлагаемый тест необходим для того, чтобы научить ребят видеть и узнавать средства выразительности. Он включает пять вариантов, что позволяет сделать работу индивидуальной. Каждому ученику дается список из 25 наиболее часто встречающихся средств выразительности и 10 примеров из художественной литературы, нужно назвать выделенное средство выразительности, использованное во фрагменте.

Ученикам предлагается следующий порядок работы: прочитать задание, определить, какой троп или стилистическая фигура использованы автором (разрешается пользоваться собственными записями), и только затем из представленного списка выбрать соответствующую цифру и записать ее в таблицу (иная последовательность действий часто приводит к ошибкам).

Цель занятия – научить детей ориентироваться в довольно объемном материале и не бояться экзаменационного задания ОГЭ №4; и ЕГЭ № 24.

Вариант 1

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

(М.А. Волошин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим.

(С.Н. Сергеев-Ценский)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7. Назовите стилистический прием, использованный автором.

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь? (И.С. Тургенев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Вариант 2

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Соловьем залетным

Юность пролетела,

Волной в непогоду

Радость отшумела.

(А.В. Кольцов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Унылая пора! очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

(А.С. Пушкин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди или Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...

(В.П. Астафьев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.

(Саша Чёрный)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.

Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. (Л.Озеров)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8. Назовите использованное автором средство выразительности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов)

Номер термина: ___________________________________________

Вариант 3

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Как хищный зверь, в смиренную обитель

Врывается штыками победитель...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А.П. Платонов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

В красном закате плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю.К. Олеша)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7. Назовите выделенное средство выразительности.

Таит молодое чело

По воле – и радость и горе,

В глазах как на небе светло,

В душе ее темно, как в море.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Есть тоска веселая в алостях зари. (С.А. Есенин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.Рождественский)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело. (В.М. Шукшин)

Номер термина: ________________

Вариант 4

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

С вечера все спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

(А.А. Фет)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М. Шукшин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Больше б мог, да было к спеху,

Тем, однако, дорожи,

Что, случалось, врал для смеху,

Никогда не лгал для лжи.

(А.Т. Твардовский)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И.С. Шмелев)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

Увы! пред властию чужой

Склонилась гордая страна.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской...

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

(А.С. Пушкин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9. Назовите выделенное средство выразительности.

Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе... (Н.В. Гоголь)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? ...А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. (М.М. Пришвин)

Номер термина: _______________

Вариант 5

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1. Назовите выделенное средство выразительности.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н.К. Рерих)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

Свернув душистые листы,

Вкушают сон без сновидений

Полузавядшие цветы.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И.А. Бунин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

Кому сказать, с кем поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

(С.А. Есенин)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

(М.Ю. Лермонтов)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

«Молоды вы еще, очень молоды!» – вздохнул Иван Игнатьевич. (В.Ф. Тендряков)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7. Назовите выделенное синтаксическое средство выразительности.

Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз.

(Н.К. Рерих)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8. Назовите выделенное средство выразительности.

С горы на гору добрый конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает,

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря кругом обскакивал.

(Былина «Три поездки Ильи Муромца»)

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9. Назовите использованное автором синтаксическое средство выразительности.

Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Море шумело глухо, сердито. (М.Горький)

Номер термина: ___________________________________________

Список терминов:

1) эпитет;

2) метафора;

3) метонимия;

4) оксюморон;

5) синекдоха;

6) сравнение;

7) олицетворение;

8) гипербола;

9) литота;

10) ирония;

11) антитеза;

12) контекстуальные антонимы;

13) экспрессивный лексический повтор;

14) фразеологизм;

15) риторическое восклицание;

16) риторический вопрос;

17) риторическое обращение;

18) вопросно-ответная форма;

19) градация;

20) ряды однородных членов;

21) умолчание;

22) парцелляция;

23) синтаксический параллелизм;

24) инверсия;

25) вводная конструкция.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1

6

1

6

6

2

2

9

6

7

7

7

3

4

4

1

2

12

4

1

8

8

12

4

5

7

2

2

4

11

6

2

5

3

15

13

7

21

19

11

23

22

8

19

11

4

5

8

9

11

16

22

19

16

10

17

7

19

18

1

multiurok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о