Правописание суффиксов различных частей речи огэ – Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов — ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ) — ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ 2018 — РУССКИЙ ЯЗЫК — Основной государственный экзамен-2018

Задание 5. ОГЭ по русскому языку. Правописание суффиксов разных частей речи и личных окончаний глаголов — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации

 

Скачать материал

 


Формулировка задания:
Из предложений … выпишите слово, в котором правописание суффикса …
варианты продолжения:

  • определяется правописанием отыменных прилагательных;
  • определяется правилом написания полных/кратких страдательных причастий;
  • является исключением из правила;
  • проверяется формой 1 лица настоящего времени глагола.
  • и другие.

Пример задания:
Из предложений 1 — 4 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание двух Н определяется правилом: «в прилагательных , образованных с помощью суффиксов -Н от существительных с основой на -Н, пишется НН»

1. Тишина кроткого весеннего вечера стояла в поле, на деревьях кричали сонные грачи. 2. Мимо нас проходили многочисленные машины с техникой. 3. Плещет рдяный мак заката на озерное стекло. 4. Я шаг за шагом обследовал песчаную отмель. 

Показать ответ Правильный ответ: весеннего, сонные

Комментарий: в представленных для анализа предложениях из всех прилагательных с двумя Н только эти слова образовано с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н — ВЕСНА и СОН, поэтому в прилагательном пишем НН, прилагательное же МНОГОЧИСЛЕННЫЕ образовано от наречия МНОГО и существительного ЧИСЛО с помощью суффикса ЕНН


 

 

 

Что нужно знать: 

1. В полных прилагательных и причастиях
 

1 шаг. Слово пишется с -Н- или -НН- и отвечает на вопрос КАКОЙ?
2 шаг. Слово образовано от имени существительного или от глагола?
ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
(следовательно, перед нами отыменное прилагательное)
ОТ ГЛАГОЛА
(следовательно, перед нами отглагольное прилагательное или причастие)
НННЕсли НЕТ ни одного из перечисленных ниже признаков пишу
Н (это отглаг. прил.)
Если ЕСТЬ один из перечисленных ниже признаков пишу
НН (это прич.)

При суффиксах 
ИН, АН, ЯН:

гусь + ИН — гусИНый
кожа + АН — кожАНый
серебро + ЯН — серебрЯНый
ИСКЛ.: 
стеклЯННый
оловЯННый
деревЯННый

1.

При суффиксах ОНН, ЕНН:
авиация + ОНН — авиациОННый
качество + ЕНН — качествЕННый
ИСКЛ.:
ветреНый (НО безветрЕННый)

2. При наложении последней Н основы с суффиксом Н:

истиНа + Н — истиННый
стариНа + Н — стариННый
камеНь + Н — камеННый

1. Происхождение от глагола совершенного вида
ИСКЛ.: ранеНый (при отсутствии зависимых слов и приставок: ранеНый солдат, НО ранеННый в руку ИЛИ ИЗранеННый)
2. Наличие приставки, кроме НЕ-
(только приставки, кроме НЕ-, являются показателями совершенного вида)
3. Наличие зависимого слова
4. Наличие суффиксов ОВА, ЁВА
ИСКЛ.: коваНый, жеваНый НО ВЫковаННый, ПЕРЕжеваННый

ЗАПОМНИТЕ!

Слова с Н: синий, зеленый, багряный, румяный, свиной, юный, рдяный, пряный, приданое, смышлёный, названый (брат), посажёный (отец)
Слова с НН: нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечитанный, нечаянный, желанный, медленный, священный


2. В кратких причастиях и прилагательных:

В КРАТКОЙ ФОРМЕ
прилагательныхпричастий
пишу столько Н, сколько пишется в полной формепишу всегда одну Н
цеННая вещь — вещь (какова?) цеННа
румяНая девочка — девочка (какова?) румяНа
организоваННая ученица — ученица (какова?) организоваННа
выкрашеННые полы — полы (каковы? что сделаны?) выкрашеНы
посеяННая пшеница — пшеница (какова? что сделана?) посеяНа


3. В существительных и наречиях

В существительном и наречии пишется столько Н, сколько и в прилагательном, от которого они образованы:
торжествеННый (прил.) — торжествеННость (сущ.), торжествеННо (наречие)
холодНый (прил.) — холодНо (наречие)
гостиНый (прил.) — гостиНица (сущ.)
коННый (прил.) — коННица (сущ.)
Я
(что делаю?
что сделаю?)

Ставим глагол
в форму 1 лица
настоящего
времени


 
командую
танцую

Как мы видим,
суффикс ОВА (ЕВА)
в этой форме пропадает

СЛЕДОВАТЕЛЬНО
после твердых согл. — ОВА,
после мягких согл. и Ц — ЕВА

командовать — командовал
танцевать — танцевал

разыскиваю

обманываю 

Как мы видим,
суффикс ЫВА (ИВА)
в этой форме остается

СЛЕДОВАТЕЛЬНО
после твердых согл. — ЫВА,
после мягких согл.

-ИВА

обманывать — обманывал
разыскивать — разыскивал

I спряжениеII спряжение

Брить, стелить  +  все глаголы на

ать, — оть, -уть и т.д., кроме -ить

«Сигнальные» буквы в личных окончаниях –

Е, У (Ю)

(мы) бреем, стелем
(они) бреют, стелют

Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить + 11 глаголов-исключений.
11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,


И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.

 
«Сигнальные» буквы в личных окончаниях –

И, А (Я)

(мы) зависим, клеим, дышим
(они) зависят, клеят, дышат

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению:

ЛицоМестоим.Глаголы и личные окончания
1яхоч-убег-у
мыхот-имбеж-им
2тыхоч-ешьбеж-ишь
выхот-итебеж-ите
3он, она, онохоч-етбеж-ит
онихот-ятбег-ут

 

 

Также рекомендуем Вам прочитать теоретический материал ЕГЭ по русскому языку «Правописание суффиксов»

 

 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

ОГЭ — 2015. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи

ОГЭ – 2015. Задание 5

I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Пример задания 5. Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».

-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей.

Ответ: затаптывать

II. Правописание -Н- и — НН- в различных частях речи

Пример задания 5. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Ответ: постепенно

III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Пример задания 5. Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

(9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

Ответ: волнующейпроплывающими

Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола.

Запомните: спряжение глагола определяем по неопределённой форме. Для верного определения начальной формы глагола — вид не менять, -СЯ не терять.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме 3 исключений на -ить) плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).

К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться).

Выучите следующую простую табличку:

I спряжение

Она означает, что в случае, если вы задумались о том, какую гласную написать в окончаниях глаголов или в суффиксах причастий настоящего-будущего времени, вы должны вспомнить, что в первом спряжении могут быть лишь буквы Е, У(Ю), а во втором — И, А(Я).

Первый столбик (Е/И) относится к глагольным окончаниям -ЕШЬ/-ИШЬ, -ЕТ/-ИТ, -ЕТЕ/-ИТЕ и суффиксам причастий -ЕМ-/-ИМ- (плещешь — зависишь; плещет — зависит, плещетезависите: независимый — неприемлемый), а второй — к окончаниям -АТ(-ЯТ) или -УТ(-ЮТ) и суффиксам действительных причастий -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ) (плещущий — зависящий, плещут зависят).

Исключение: движИмый (от устаревшего движити).

Е или У(Ю)

II спряжение

И или А (Я)

doc4web.ru

Тренировочные задания ОГЭ. № 5. Правописание суффиксов.

1. Из предложений 6—8 выпишите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

(6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

2. Из предложений 30–33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н».

 (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну.

3. Из предложений 8–11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:

— (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…

(11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса.

4. Из предложений 7–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н».

(7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена. (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой

5. Из предложений 30—32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени пишется Н».

(30)У вокзала квадратный чёрный громкоговоритель простуженно хрипит:

— (31)Граждане, в городе объявлена воздушная тревога…

(32)Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолеты. (33)Их так много, что трудно разобрать, откуда они летят. (34)Всё небо усеяно плевками зениток.

6. Из предложений 7—10 выпишите слово, в котором   правописание  Н   определяется  правилом: «В  суффиксах -АН-(-ЯН-), -ИН- отымённых прилагательных пишется одно Н».

(7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:

— (9)Чем не груша?

(10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

7. Из предложений  6—7 выпишите слово, в котором  правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но… утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

8. Из предложений 31–33 выпишите слова, в которых  правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

(31)Но  время ежеутреннего контакта с  дочерью истекает,  они приехали.

(32)А  Ника, простившись с отцом и выйдя из машины, продолжает свой путь уже безо всякой уверенности.  (33)Твёрдо она  уверена  лишь  в  том, что жизнь к ней немилостива и двойка  по  физике  ей  сегодня  обеспечена.

9. Из предложений 11—12 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

(11)Меня будто мороз по коже продрал — стало холодно и торжественно. (12)Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня.

10. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

1)Однажды папа пригласил меня на праздничный вечер в больницу, то есть к себе на работу… (2)Я согласился: я сразу почувствовал себя как-то уверенней и взрослее.

(3)В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание.

11. Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором  правописание Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида.

(12)В  открытых  окнах  появились испуганные лица взрослых, раздались крики:

— (13)Что?..  (14)Собака?..  (15)Какая   там собака!..  (16) Медведь бешеный…  (17)В  милицию  надо  позвонить… 

12. Из предложений 3—6 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН».

(3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.

13. Из предложений 15 – 17 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

(15)Все тут же подхватили игру, картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.

(16)Потом они просто гуляли, а потом, когда шли назад, Юлька и Роман отстали. (17)Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки…

14. Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

15. Из предложений 11–12 выпишите образованные приставочно-суффиксальным способом наречия, в которых  правописание суффикса зависит от приставки.

(11)Его глаза скользнули по строчкам слева направо и сверху вниз.

– (12)Плохо? – напрямик спросил я.

www.metod-kopilka.ru

Тестовые задания для подготовки к ОГЭ для 9 класса по теме «Правописание суффиксов различных частей речи»

За­да­ние 5. Пра­во­пи­са­ние суффиксов раз­лич­ных частей речи.

1. Из пред­ло­же­ний 20—23 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са не опре­де­ля­ет­ся общим пра­ви­лом (яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем).

(20)Но вдруг в борь­бе кто-то опро­ки­нул де­ре­вян­ный домик. (21)Две ма­лень­кие ис­пу­ган­ные ро­со­маш­ки оста­лись со­всем без при­кры­тия. (22)Жаж­ду­щие до­бы­чи волки уже го­то­вы были схва­тить их, но мать успе­ла за­крыть собой детёнышей. (23)Она всем телом легла на ма­лы­шей и, с какой бы сто­ро­ны ни ста­ра­лись их схва­тить волки, мо­мен­таль­но по­во­ра­чи­ва­лась и встре­ча­ла их оска­лен­ной па­стью.

2. Из пред­ло­же­ний 7—10 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са не опре­де­ля­ет­ся общим пра­ви­лом (яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем).

(7)На Катю был на­кле­ен цен­ник с весь­ма скром­ной сум­мой — под стать её не­ка­зи­сто­му внеш­не­му виду, за Софью и Ле­ноч­ку про­си­ли куда боль­ше.

(8)Так они и стали те­перь жить — по-ко­ро­лев­ски на­ря­жен­ны­ми плен­ни­ца­ми стек­лян­ных вит­рин и ис­кус­но рас­кра­шен­ных цел­лу­ло­ид­ных ко­ро­бок.

(9)И в один пре­крас­ный день их ку­пи­ли в по­да­рок де­воч­ке Маше.

(10)Ночью, когда их новая хо­зяй­ка за­сну­ла, Лена и Софья стали об­суж­дать свою новую жизнь.

3. Из пред­ло­же­ния 7 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

(7)Такое за­яв­ле­ние об оди­на­ко­во­сти не­со­вер­шен­но­го че­ло­ве­че­ства впол­не может быть за­ду­ман­ной про­во­ка­ци­ей: вы­звать его, Сашку, на раз­го­вор, в ко­то­ром он ни бе ни ме, а Роман-то всю про­блем­ку уже об­ду­мал до зёрныш­ка.

4. Из пред­ло­же­ний 14–16 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем из пра­ви­ла.

— (14)Пра­виль­но, это копии, по­то­му что на­сто­я­щи­ми пись­ма­ми я очень до­ро­жу, — по­яс­ни­ла Анна Фе­до­тов­на, хотя ей не очень-то по­нра­вил­ся тон. — (15)От­крой­те верх­ний ящик ко­мо­да. (16)До­стань­те де­ре­вян­ную шка­тул­ку и пе­ре­дай­те её мне.

5. Из пред­ло­же­ний 29—30 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных с по­мо­щью суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на Н, пи­шет­ся НН».

(29)По­жа­луй, боль­ше всего ему по­мо­га­ли леса, про­се­ки, за­рос­ли, за­бро­шен­ные до­ро­ги, этот уди­ви­тель­ный воз­дух и все­гда не­мно­го пе­чаль­ные рус­ские за­ка­ты. (30)Он не про­ме­ня­ет эти ту­ман­ные зори ни на какие ве­ли­ко­леп­ные по­злащённые за­ка­ты Ита­лии.

6. Из пред­ло­же­ний 19—23 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от су­ще­стви­тель­ных с по­мо­щью суф­фик­са -ЯН, пи­шет­ся одна буква Н».

(19)Ре­бя­та ка­та­лись на сан­ках у реки. (20)Сер­ге­е­ва тоже за­хо­те­ла по­ка­тать­ся. (21)Ре­бя­та дали ей санки. (22)Она села и по­еха­ла, сани слу­чай­но вы­еха­ли на лёд, ко­то­рый был тон­ким и хруп­ким, и через ми­ну­ту Сер­ге­е­ва ока­за­лась в ле­дя­ной воде. (23)Ре­бя­та за­кри­ча­ли, а я был не­да­ле­ко и услы­шал.

7. Из пред­ло­же­ний 24—36 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

(24)Баба Дуня за­пну­лась, слов­но оше­ломлённая, и за­кри­ча­ла:

– (25)Люди доб­рые! (26)Не дайте по­ме­реть! (27)Пе­тя­ня! (28)Шура! (29)Та­еч­ка!

(30)Имена детей она слов­но вы­пе­ва­ла, тонко и бо­лез­нен­но, и слёзы, слёзы под­ка­ты­ва­ли.

(31)Гриша глу­бо­ко вздох­нул, чтобы крик­нуть гром­че, при­ка­зать,и ба­буш­ка пе­ре­ста­нет пла­кать, и даже ногу при­под­нял – топ­нуть. (32)Чтобы уж на­вер­ня­ка.

– (33)Хлеб­ные кар­точ­ки, – в тяж­кой муке, со сле­за­ми вы­го­ва­ри­ва­ла баба Дуня.

(34)Серд­це маль­чи­ка об­ли­лось жа­ло­стью и болью. (35)3абыв об­ду­ман­ное, он опу­стил­ся на ко­ле­ни перед кро­ва­тью и стал убеж­дать, мягко, лас­ко­во:

– (36)Вот ваши кар­точ­ки, ба­ба­ня.

8. Из пред­ло­же­ний 27—33 вы­пи­ши­те слово, в суф­фик­се ко­то­ро­го пра­во­пи­са­ние НН не опре­де­ля­ет­ся общим пра­ви­лом (яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем).

— (27)Ку­сач­ка, милая Ку­сач­ка, по­иг­рай! (28)И Ку­сач­ка вер­те­лась, ку­выр­ка­лась и па­да­ла при не­смол­ка­е­мом весёлом хо­хо­те. (29)Её хва­ли­ли и жа­ле­ли толь­ко об одном, что при по­сто­рон­них людях, при­хо­див­ших в гости, она не хочет по­ка­зать своих штук и убе­га­ет в сад или пря­чет­ся под де­ре­вян­ной тер­ра­сой.

(30)Всею своею со­ба­чьей душою рас­цве­ла Ку­са­ка, и это из­ме­ни­ло её до не­узна­ва­е­мо­сти. (31)У неё было имя, на ко­то­рое она стре­мглав не­с­лась из зелёной глу­би­ны сада; она при­над­ле­жа­ла людям и могла им слу­жить. (32)Разве не­до­ста­точ­но этого для сча­стья со­ба­ки? (33)Длин­ная шерсть, пре­жде ви­сев­шая ры­жи­ми, су­хи­ми кос­ма­ми и на брюхе вечно по­кры­тая за­сох­шею гря­зью, очи­сти­лась, по­чер­не­ла и стала лос­нить­ся, как атлас.

9. Из пред­ло­же­ния 13 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В суф­фик­сах пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

(13)В его взгля­де, в вы­ра­же­нии из­му­чен­но­го, с плот­но сжа­ты­ми, по­си­нев­ши­ми гу­ба­ми лица чув­ство­ва­лось какое-то внут­рен­нее на­пря­же­ние и, ка­за­лось, не­до­ве­рие и не­при­язнь.

10. Из пред­ло­же­ний 6—10 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от имён су­ще­стви­тель­ных с по­мо­щью суф­фик­сов -ОНН-, -ЕНН-, пи­шет­ся НН».

(6)Осла­бев­шую Нюру, до войны со­лист­ку зна­ме­ни­то­го ан­сам­бля, ко­то­рым ру­ко­во­дил Исаак Оси­по­вич Ду­на­ев­ский, на сан­ках от­вез­ли в дет­ский дом де­вуш­ки — бойцы от­ря­да про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны. (7)Рая Ива­но­ва по­сту­пи­ла в ре­мес­лен­ное учи­ли­ще. (8)На ис­хо­де пер­вой бло­кад­ной зимы их разыс­ка­ла ру­ко­во­ди­тель сту­дии Р.А. Вар­шав­ская. (9)Как и дру­гие ра­бот­ни­ки Двор­ца пи­о­не­ров, она, толь­ко не­дав­но вы­пи­сан­ная из гос­пи­та­ля, шла по со­хра­нив­шим­ся ад­ре­сам, чтобы найти своих пи­том­цев. (10)До войны Анич­ков дво­рец был ска­зоч­ным дет­ским цар­ством, и вот те­перь он снова го­то­вил­ся встре­чать детей.

Ключи:

Использованные источники:

1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/

2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

infourok.ru

Подготовка к ОГЭ — 2016

ОГЭ – 2015. Задание 5

I. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Пример задания 5. Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».

-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей.

Ответ: затаптывать

II. Правописание -Н- и — НН- в различных частях речи

Пример задания 5. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Ответ: постепенно

III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Пример задания 5. Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

(9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

Ответ: волнующейпроплывающими

Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола.

Запомните: спряжение глагола определяем по неопределённой форме. Для верного определения начальной формы глагола — вид не менять, -СЯ не терять.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме 3 исключений на -ить) плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).

К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться).

Выучите следующую простую табличку:

I спряжение

Е или У(Ю)

II спряжение

И или А (Я)

Она означает, что в случае, если вы задумались о том, какую гласную написать в окончаниях глаголов или в суффиксах причастий настоящего-будущего времени, вы должны вспомнить, что в первом спряжении могут быть лишь буквы Е, У(Ю), а во втором — И, А(Я).

Первый столбик (Е/И) относится к глагольным окончаниям -ЕШЬ/-ИШЬ, -ЕТ/-ИТ, -ЕТЕ/-ИТЕ и суффиксам причастий -ЕМ-/-ИМ- (плещешь — зависишь; плещет — зависит, плещетезависите: независимый — неприемлемый), а второй — к окончаниям -АТ(-ЯТ) или -УТ(-ЮТ) и суффиксам действительных причастий -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ) (плещущий — зависящий, плещут зависят).

Исключение: движИмый (от устаревшего движити).

infourok.ru

Тест по теме «Правописание суффиксов разных частей речи». Подготовка к ОГЭ.

Правописание суффиксов

1. Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько Н, сколько было в слове, от которого это наречие образовано».

(1)Стёпка из бестолкового малыша-хныкалки постепенно превратился во вполне сознательную личность. (2)Он уже бегло читал книжки про Буратино и Волшебника Изумрудного города, высказывал здравые суждения о взрослых и знал немало анекдотов про современную жизнь. (3)К Феде теперь Стёпка стал относиться как полагается — без излишней липучести, со сдержанной преданностью, но порой и с дурашливой резвостью младшего братишки.

(4)В общем, хороший был племянник Стёпка. (5)Но…

2. Из предложений 25—34 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце. 

(33)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.

 

3. Из предложений 6—15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется

правилом: «В полных страдательных причастиях совершенного вида пишется НН».

(6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, посмотрев в окно, — опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение… (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

— (15)Наконец, опишите воробья, — сказал Бунин, — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны до вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.

4. Из предложений 41—46 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

 —   (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

 —   (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас  —   Человек.

5. Из предложений 22—26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

– (22)А что будет с капалухой? (23)Вы поглядите на неё! 

(24)Капалуха металась в стороне. (25)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (26)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняя для них ценное тепло.

6. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

7. Из предложений 14—18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком — кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

8. Из предложений 7—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».

 

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди –– сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

 

9. Из предложений 31–41 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

(31)Федя придумал слону имя — Буби. (32)Иметь Буби у себя казалось ему необыкновенным счастьем. (33)А стоило-то счастье не такие уж великие деньги. (34)Но родители единодушно объявили Федино желание странной блажью.

(35)И однажды Федя не выдержал — безутешно разрыдался при родителях и при Борисе. (36)Ну что же это такое?! (37)Неужели совершенно никто не может понять, как ему нужен этот маленький живой слон! (38)Заберите назад, продайте железную дорогу, подаренную когда-то, возьмите всё, что у него есть, и купите Буби! (39)Ну, не кормите целый месяц, чтобы сэкономить деньги…

(40)Ну, ремнём так ремнём, пожалуйста… (41)А потом купите Буби?

10. Из предложений 32—35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

(32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

– (34)Решено! (35)Договаривайся…

11. Из предложений 12—18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН». 

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым. 

(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.

12. Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес. 

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером. 

Ответы:

1 – постепенно

2 – наряженной

3 – данное

4 – испуганно

5 – ценное

6 – необыкновенно

7 – решено

8 – каменным

9 – подаренную

10 – решено

11 – осеннем

12 – длинными

infourok.ru

Правописание суффиксов разных частей речи.

Правописание суффиксов разных частей речи.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Суффиксы существительных

-ик- (-чик-, -ник-)

При изменении слова гласный сохраняется

ек-

— иц (-ице)

-ец (-ецо)

Ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)

При изменении слова гласный выпадает

В существительных женского рода

-ин-, -изн-. –ин(ств)-

Пишутся с буквой и

  • В существительных мужского рода с беглым гласным: красав ец ( красав ц а )
  • в существительных среднего рода с ударением после суффикса

Метел иц а , красав иц а

-ет-, -есть-, -еств-

Кусочек (кусочка), листочек (листочка)

Пишутся с буквой Е

В существительных среднего рода с ударением до суффикса

письм ец о

Тиш и на, бел и зна, больш и нство

кресл иц е

Нищ е та, свеж е сть, студенч е ство

-чик-

После согласных д, т, з, с. Ж

-щик-

-оньк-

Лётчик, резчик, наладчик, перебежчик

После других согласных

После твёрдых согласных

-еньк-

Каменщик, банщик, фонарщик

Веронька, лисонька, берёзонька

После мягких согласных, шипящих и гласных

Катенька, тученька, Зоенька

Правописание суффиксов прилагательных

— к, — ск

Близкий, немецкий, бедняцкий ( суффикс –к- пишется в прилаг., имеющих краткую форму(близок) и в прилаг., образованных от сущ. с основой на — ц и к- ч

-чив-, -лив-, –ист-

Задумчивый, заботливый, размашистый

— ев, — ив

Игривый, красивый ( под ударением – И)

— еват-, — оват-

— оньк-, -еньк-

Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согл. и шипящих

Строевой, тюлевый (без уд. – Е) иск. Милостивый)

Горьковатый, грязноватый (после твёрдых согласных)

Мягонький, плохонький (после Г,К, Х)

— еск-, -ическ-

Свеженький, чёрненький (в остальных случаях)

Вражеский, биологический

— чат-

Дымчатый, бревенчатый, переливчатый

Правописание суффиксов глаголов

Суффикс

Способ проверки

-ова- (-ева-)

Примеры

Если в 1-м лице ед. ч. глагол оканчивается на

-ыва- (-ива-)

ую, -юю

Советовать – советую

Если в 1-м лице ед. ч. Сохраняется

Ночевать — ночую

ыва- (-ива- )

Испытывать – испытываю

Вздрагивать — вздрагиваю

Правописание суффиксов причастий

Суффиксы –ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся

Суффиксы –ащ_, -ящ-, -им- пишутся

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения

Дремл ющ ий – дремать ( I спр.)

Шепч ущ ий – шептать ( I спр.)

Чита ем ый – читать ( I спр.)

Стро ящ ий – строить (II спр.)

Верт ящ ий – вертеть (II спр.)

Слыш им ый – слышать (II спр.)

Запомните!

  • перед -вш- та же
  • гласная, что и перед
  • -ть в неопределен-
  • ной форме глагола
  • крас и ть – крас и вший
  • перед -ш- та же соглас-
  • ная, что и перед оконч.
  • неопредел. формы гла-
  • гола
  • приве з ти – приве з ший

Гласная перед -нн-

  • перед -нн- та же гласная, что и перед -ть в неопределенной форме глагола
  • Увид е ть – увид е нный
  • Услышать — услышанный
  • -енн-
  • причастие образовано от глагола на -ить, -ть, -чь
  • выстро и ть – выстро е нный

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *