№ абзаца | Микротема |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. | ответ |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | сделать |
5 | длинной |
6 | очень или> сильно |
7 | забор из дерева из дерева забор |
8 | всё было в порядке |
9 | 29 |
10 | 34 или> 43 |
11 | 4 |
12 | 3 |
13 | 16 |
14 | 30 |
doc4web.ru
ОГЭ-2015-русский язык. Вариант 5. Часть 2, часть 3 (С 15.1, С 15.2, С 15.3) + текст для изложения + ответы — VEKOR.RU
ВАРИАНТ 5 ОГЭ-2015
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.
(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.
(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.
(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.
(21)Потом она вышла замуж и уехала.
(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».
(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.
(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.
(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.
(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.
(43)Навсегда.
(По Т. Устиновой*)
* Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) – российская писательница, работающая в детективном жанре.
Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк»?
1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».
2) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.
3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.
4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.
Ответ: ________________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Ответ: ________________________________.
5. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н»
Ответ: ________________________________.
6. Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
7. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
Ответ: __________________________________________.
9. Среди предложений 27 – 34 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда ему было лет девять,1 он часто приходил в зоопарк,2 где знал,3 казалось,4 каждую дырку в деревянном заборе,5 каждый закоулок между клетками.
Ответ: __________________________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Поесть не очень стыдно,1 когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,2 он будет с ней дружить,3 а подачек ему не надо.
Ответ: __________________________________________.
13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
14. Среди предложений 26 – 30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву) 157 слов
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 5 ОГЭ-2015
Проверка задания 1
№ абзаца | Микротема |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. |
Проверка заданий 2 – 14
ответ | |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | сделать |
5 | длинной |
6 | очень или> сильно |
7 | забор из дерева из дерева забор |
8 | всё было в порядке |
9 | 29 |
10 | 34 или> 43 |
11 | 4 |
12 | 3 |
13 | 16 |
14 | 30 |
vekor.ru
ОГЭ по русскому языку Вариант 5 КИМы из открытого банка заданий
ОГЭ по русскому языку Вариант 5 КИМы из открытого банка заданий. Задания из открытого банка заданий. На сайте ФИПИ в открытом банке заданий, как Вы знаете, задания даны вразброс, не вариантами. Предложенный Вашему вниманию материал включает в себя собранные воедино задания, взятые из открытого банка заданий. Более того, как Вы видите, заданий больше, чем в обычных КИМах. В них есть номера 3.1., 3.2., 4.1, 4.2. Дело в том, что в открытом банке заданий предложены и старые лингвистические задачи, проверяющие знания таких тем, как «Лексика», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Безударные гласные, не проверяемые ударением», «Чередующиеся гласные». Поэтому я сочла необходимым внести их в КИМы, чтобы отрабатывать и эти темы тоже. Желаю Вашим ученикам плодотворной подготовки к сдаче ОГЭ.
Автор: Куланхина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Вариант 5
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-14
(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – назвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества. (По Ю. Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Глебов называет этот этап своей жизни, который начался «в классе пятом или шестом», мýкой?»
1) Глебову мучительно трудно было отказывать одноклассникам, когда они просили его провести их на сеанс в кинотеатр бесплатно.
2) Глебову стыдно было вспоминать, что он «горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе».
3) Глебов над своими одноклассниками имел «власть – ну, не власть, а, скажем, авторитет», и это тяготило его.
4) Глебова стала обуревать зависть к иной, неведомой ему жизни, символами которой для него были громадный дом и «герой» Лёвка Шулепа.
3.1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.
3) Серая громада висла над переулочком, по утрам зáстила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
3.2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 19).
1) действительность 2) происшествие 3) наука 4) рассказ
4.1. Из предложений 11–14 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
4.2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) отличала 2) помириться 3) собирались 4) зародилось
- Из предложений 19–22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
- Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «глебовская власть» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую основу предложения 4.
- Среди предложений 20–23 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Серая громада висла над переулочком,(1) по утрам зáстила солнце,(2) а вечерами сверху летели звуки музыки. Там,(3) в поднебесных этажах,(4) шла,(5)казалось,(6) совсем иная жизнь,(7) чем внизу.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
- В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор,(1)окружили,(2) о чём-то заспорили,(3) и вдруг Медведь,(4) главный силач класса,(5) охватил Лёвку за шею,(6) опрокинул его рывком навзничь,(7) остальные с криками «ого-го!» набросились,(8) Лёвка сопротивлялся,(9) бил ногами,(10) но его,(11) конечно,(12) смяли,(13)скрутили,(14) кто-то сел ему на грудь.
- Среди предложений 16–19 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- 14. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
№ зад | №вар. 5 |
2 | 4 |
3.1 | 3 |
3.2. | 2 |
4.1 | разговор |
4.2 | 3 |
5 | посрамлены |
6 | добро/милость/одолжение/услуга/благо/ помощь |
7 | власть Глебова |
8 | шла жизнь |
9 | 22 |
10 | 56 |
11 | 4 |
12 | 3 10 |
13 | 17 |
14 | 18 |
onlyege.ru
4 | |
3. | 3 |
4. | придавало |
5. | завоевать |
6. | зачинщикам |
7. | отдавались усердно |
8. | вы напали |
9. | 58 |
10. | 23 |
11. | 6 |
12. | 36 |
13. | 56 |
14. | 57 |
doc4web.ru
Вариант 5 тестов части 2 задания 2-14 ОГЭ по русскому языку
Тест части 2 ОГЭ по русскому языку. Автор: Парочкина Мария Михайловна
ЧАСТЬ 2
_____________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 2-14
_____________________________________________________________________________________________
(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю. Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.
_____________________________________________________________________________________________
Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
_____________________________________________________________________________________________
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что составляло основу авторитета Глебова в классе?»
1. Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре.
2. И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета.
3. Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.
4. А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет(-ы).
1. Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
2. И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
3. И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
4. Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «история» (предложение 19).
1. действительность
2. происшествие
3. наука
4. рассказ
5. Из предложений 9-14 выпишите наречие(-я), правописание Н-НН в котором(-ых) определяется правилом «В наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано».
6. Замените устаревшее книжное словосочетание «были посрамлены» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «держался надменно» (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Из предложений 6-10 выпишите составное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые).
9. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Так Лёвка из человека,(1) которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. И с этого,(3) наверное,(4) времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… И нет несчастнее людей,(5) поражённых завистью. И не было сокрушительней несчастья,(6) чем то,(7) что случилось с Глебовым в миг его,(8)казалось бы,(9) высшего торжества.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком,(1) в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы,(2) когда мало зрителей,(3) мог даже товарища провести,(4) а то и двух.
13. Среди предложений 9-14 найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным времени. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
Задания | Ответы |
2 | 3 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | надменно, сонно, презрительно <или> любая другая последовательность этих слов |
6 | были опозорены <или> опозорены |
7 | держался с надменностью |
8 | была основой, был заинтересован <или > был заинтересован, была основой |
9 | 4 |
10 | 3,4, 8,9 <или> 8,9, 3,4 |
11 | 4 |
12 | 2,3 <или>3,2 |
13 | 11 |
14 | 18 |
literarus.ru
Вариант №5 ОГЭ по русскому языку для самостоятельного выполнения
ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №5
Начало формы
Часть «2»
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1)Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту.
(2)В то время в Ялте жил Чехов. (3)Старые друзья встретились постаревшими, отчуждёнными. (4) Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о близкой смерти. (5)Он боялся её и не скрывал этого. (6)Сердце болело почти непрерывно.
(7) Чехов тосковал по Москве, по северу. (8)Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. (9) Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни. (10) Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. (11)От этого воздуха часто болела голова. (12) Милым казалось всё: и леса, и речушки — всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещённые мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.
(13)Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нём масляными красками вечернее поле со стогами сена. (14)Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы.
(15)Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. (16)Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы. (17)Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. (18)Над головой висело солнце, здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени. (19)Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса.
(20)Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина.(21)Изредка её нарушал только шорох осыпи. (22)Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву.
(23) Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали: разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.
(По К. Г. Паустовскому)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на Ай-Петри?»
1) До Ай-Петри было очень далеко.
2) Разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.
3) Чехов боялся подниматься в горы, а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана.
4) Поездка в горы не состоялась из-за плохой погоды.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
2) Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
3) Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
4) От этого воздуха часто болела голова.
4Из предложений 10-11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «близость к чему-то».
5Из предложений 13-14 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-, пишется Н.»
6Замените разговорное слово «НИЩИХ» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7Замените словосочетание «вечернее поле» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите первую грамматическую основу сложного предложения 23.
9Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Несмотря на то, (1) что море,(2) по его собственным словам, (3) было «большое», (4) оно суживало мир. Кроме моря и зимней тихой Ялты,(5) казалось, (6) ничего не оставалось в жизни.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым,(1) и ему захотелось в горы. Его преследовало воспоминание об этой поездке, (2) когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. Над головой висело солнце, (3) здесь оно казалось гораздо ближе к земле, (4) и желтоватый его свет бросал точные тени.
13Среди предложений 13-16 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Конец формы
infourok.ru
№ абзаца | Микротема |
1 | Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга. |
2 | Настоящий друг всегда придёт на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться. |
3 | Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет идеальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием. | ответ |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | сбежать |
5 | именно |
6 | хотели или> желали |
7 | негодующе задрожал |
8 | нельзя понять |
9 | 4 |
10 | 5,6 или> 6,5 |
11 | 3 |
12 | 3 |
13 | 1 |
14 | 14 |
doc4web.ru