Обществознание основные понятия и термины для огэ – Учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему: Термины для подготовки к ОГЭ по обществознанию | скачать бесплатно

Собираюсь сдавать огэ по обществознанию 9 класс. Напишите пожалуйста список важных терминов и их определения Пожалуйста

Абсентеизм — В науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.

Авторитарный — Основанный на личной власти, личной диктатуре

Авторитет — Влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте

Адаптация — приспособление к физической или социальной среде

Анимизм — раннее религиозное верование в существование духов и души

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей в результате кризиса общества, противоречий между провозглашёнными целями и невозможностью их реализовать

Асоциальный — направленный против общества

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом

Атрибут — необходимое существенное свойство

Бедность — экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престиж

Безработица — незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей

Безработный — человек, не имеющий заработка, стоящий на учёте в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице

Белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации. Благо — всё, что способно удовлетворить повседневные потребности людей

Богатство — денежная сумма, выражающая стоимость движимой и недвижимой собственности человека

Брак — добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном порядке с целью создания семьи

Бюджет — финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определённый период времени

Бюрократия — социальный слой профессиональных управленцев, включённых в организационную структуру, характеризующуюся чёткой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе

Владение — фактическое обладание имуществом

Власть — влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания

Генотип — генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса

Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

Государственный бюджет — финансовый документ, расписывающий доходы и расходы государства на определённый период (на год)

Государство — это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене

Гражданское общество — это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели

Девиантное поведение — асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам

Дееспособность — это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности

Деньги — средство обмена, всеобщий эквивалент

Дефицит — недостаточность средств или ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем

Договор — соглашение между людьми, организациями, государствами

Досуг — часть свободного времени, которым человек располагает по собственному усмотрению

Доход — любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров

Закрытое общество — общество, г

otvet.mail.ru

Работа над понятиями и суждениями при подготовке к ОГЭ по обществознанию.

Работа над понятиями и суждениями

при подготовке к ОГЭ по обществознанию.

Войнова Галина Владимировна,

учитель истории, обществознания и права

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Слайд 2.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» в новых ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом.

Слайд 3.

Они подразумевают знание ряда ключевых понятий, определение сущностных характеристик объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объекта, исследование реальных связей и зависимостей между объектами, использование элементов причинно-следственного анализа.

В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций.

Понятие – итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей. Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5-го класса.

Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

Слайд 4.

В 1 части КИМа по ОГЭ задания сформулированы в пять блоков-модулей: «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная сфера», «Право». Проверяются умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий, выявление существенных признаков понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. Умения работать с понятийным аппаратом необходимы и при выполнении части 2.

Работу над понятиями я разбила на несколько этапов.

Слайд 5.

Вводный этап.

При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

1. Обращение к этимологии слова.

2. Выстраивание ассоциаций.

3. Выделение существенного признака понятия.

4. Установление категориальных принадлежностей.

5. Сравнение с другими понятиями.

6. Введение понятия.

7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Слайд 6.

Пример введения понятия «монархия»:

1. В переводе с греческого «mona» –один, «archia» – власть.

2. Ассоциации учащихся: король, наследство, пожизненно, тиран, решает всё сам.

3. Существенный признак: единоличный правитель, передача власти по наследству.

4. Категориальная принадлежность: тип государства по форме правления, виды монархии – абсолютная, парламентская, дуалистическая. Теократическое государство. Самодержавная монархия. Выборная монархия.

5. Сравнение монархии и республики.

6. Монархия – форма правления, при которой верховная власть одного человека передаётся по наследству, не является производной от какой-либо другой власти и не подлежит временному ограничению.

7. Построение предложений, содержащих информацию о монархии (тренировка выполнения задания С5 в ЕГЭ).

Слайд 7.

Этап активизации знаний.

На данном этапе можно выполнять с учащимися ряд заданий.

Слайд 8.

1. Назови определение:

Группа людей, различающихся по правам и обязанностям, передающимся по наследству – …

Аналогичное задание, но с отработкой орфографических навыков:

Деление общества на страты в иерархическом порядке – стр…т…фикация.

Слайд 9.

2. Конструирование понятия.

Из приведённых ниже слов составь обществоведческое определение: уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход (понятие прогресса).

Слайд 10.

3. Составление учащимся «Карты понятия».

Пример: карта понятия «Деятельность»:

1) этимология слова – дело (в пер. со старослав.) – необходимое для общества, activity (в пер. с англ.) – активное взаимодействие;

2) деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира;

3) раскрытие понятия: субъект и объект, структура деятельности, виды деятельности, универсальные виды деятельности, творчество;

4) взаимосвязи: деятельность и общение, деятельность и сознание, деятельность и потребности, деятельность и поведение;

5) реалии: политическая, экономическая, социальная, духовная деятельность;

6) уголок философа: виды деятельности по Веберу, иерархическая теория потребностей Маслоу.

Слайд 11.

4. Соотнесение понятия и его определения.

Понятие

Определение

Девальвация

Одновременный упадок производства и рост цен

Нуллификация

Уменьшение золотого содержания денежной единицы

Деноминация

Объявление старых обесценившихся денежных знаков

недействительными

Стагфляция

Изменение номинальной стоимости денежных знаков с обменом по определённому соотношению на

новую денежную единицу

Слайд 12.

5. Выстраивание логических схем.

Заполни схему (вверху справа), использовав следующие понятия: познание, суждение, чувственное, ощущение, рациональное, представление, понятие, умозаключение, восприятие.




Слайд 13.

6. Обществоведческая дуэль.

Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример:

Преступление – наказание.

Виновность – юридическая ответственность.

Умысел – неосторожность.

Слайд 14.

Этап закрепления работы над понятийным аппаратом.

Слайд 15.

1. Составление кроссворда или синквейна.

Слайд 16.

2. Игра «Бинго».

Учащиеся имеют разный набор понятий по определённой теме. Учитель

даёт определение понятию, учащийся закрывает понятие в таблице. Побеждает тот ученик, кто первым справился с работой.

Пример: понятия по теме «Социальная сфера».

девиантность

маргинал

стратификация

конформизм

статус

страта

социализация

обычай

диаспора

конфликт

люмпен

престиж

мобильность

сословие

класс

старость

гетерогенность

конкуренция

брак

ксенофобия

санкция

нация

неравенство

противоречие

социальный лифт

Слайд 17.

3. Включение предлагаемых понятий в текст.

Во второй половине XIX века____________________ производство вступило в новую фазу. Появились ____________________ крупные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть __________________ и продажи товаров.

Варианты: производство, капиталистическое, монополия.

Слайд 18.

3. Работа над понятиями при составлении индивидуальной образовательной траектории.

1. Составьте однокоренные слова с данным понятием (право – правда, правило, справедливость)

2. Подберите слова – синонимы к данному понятию (конституционная монархия, парламентская монархия, ограниченная монархия)

3. Найдите общее понятие для приведенных слов (живопись, театр, музыка, литература – искусство)

4. Исключите лишнее понятие (конфуцианство, ислам, христианство, буддизм – конфуцианство)

5. Составьте предложение с данным понятием (социализация, глобализация)

6. Обращение к этимологии данного понятия (любомудрие – философия, стоящий на краю – маргинал, власть толпы – охлократия).

7. Подберите слово противоположное к данному понятию (регресс – прогресс).

Слайд 19.

5. Составление обществоведческого словаря. Пример: экономический

словарь по теме «Деньги», 9-й класс.

1. Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной

формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать от должника уплаты обозначенной на векселе суммы.

2. Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (измерителя стоимости всех товаров).

3. Денежная масса – сумма наличных и безналичных денег, выполняющих различные функции.

4. Девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы.

5. Деноминация – изменение номинальной стоимости денежных знаков с

обменом по определённому соотношению на новую денежную единицу.

6. Инфляция – снижение покупательной способности денег ввиду их чрезвычайного переполнения.

7. Конвертируемость – возможность использовать валюту в международных

платежах, свободно поменять её на другую валюту.

8. Нуллификация – объявление старых денежных знаков недействительными.

9. Пластиковая карта – пластина стандартных размеров, изготовленная

из специальной пластмассы, которая обеспечивает идентификацию лица как

субъекта платёжной системы. По виду расчётов карты бывают кредитные и дебетовые.

10. Портативность денег – высокая стоимость денег при небольшом размере и весе.

11. Электронные деньги – денежные обязательства эмитента, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя.

12. Эмитент – организация, выпустившая ценные бумаги для развития и

финансирования своей деятельности.

13. Чек – ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

Слайд 20.

Выводы.

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата дает возможность развивать у школьников способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности, что в конечном итоге формирует общепредметные компетенции.

infourok.ru

Термины и понятия по обществознанию для подготовки к ЕГЭ — Пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию — Методическая копилка МО

Нормативные документы [99]

В данной категории Вы можете найти важнейшие документы, регламентирующие работу нашего методического объединения и учителей истории и обществознания.

Отчетные документы РМО [20]

Отчетные документы (планы, отчеты) работы РМО,

Материалы курсов повышения квалификации [3]

Материалы курсов повышения квалификации

Наши методические разработки [90]

Здесь Вы найдете методические разработки (уроки, внеклассные мероприятия и т.д.) наших педагогов.

Рабочие программы, календарно-тематическое планирование по истории [23]

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по истории

Рабочие программы, календарно-тематическое планирование по обществознанию [8]

В данном разделе наши учителя истории и обществознания обмениваются опытом конструирования рабочих программ и календарно-тематического планирования по обществознанию

Элективные курсы и кружки по истории [2]

Здесь Вы найдете рабочие программы по элективным курсам и кружкам по истории

Учебники и методические пособия для уроков истории и общестовзнания [34]

Здесь Вы можете найти электронные версии учебников по истории России и Всемирной истории издательства «Просвещение» и учебники «Обществознание», автор — Боголюбов Л.Н.

Атласы по Истории России и Всеобщей истории [9]

Атласы по Истории России и Всеобщей истории

Исторические карты [16]

В этом разделе Вы найдете практически все необходимые исторические карты (полноразмерные, интерактивные и др.).

Исторические источники [6]

В данной категории представлены различные исторические источники, работа с которыми позволит разнообразить учебный процесс и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Интерактивные задания по истории [1]

В данной категории Вы найдете различные интерактивные задания по курсам истории. Для работы с ними Вам нужен только мультимедийный проигрыватель

Тесты по истории и обществознанию [118]

Тесты по истории и обществознанию

Книги и хрестоматии по истории [1]

Различные книги и хрестоматии для учителя и любителя истории

Учебное видео для уроков истории [13]

В данном разделе Вы можете найти учебное видео для уроков истории для любого курса мировой и отечественной истории.

Видеоуроки [59]

Готовые видеоуроки по истории, обществознанию и классные часы.

Историческая музыка [1]

В данный раздел включено большое количество песен и мелодий, которые можно использовать на уроках истории в разных классах.

Пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию [32]

В данной категории Вы можете найти самые популярные пособия и типовые экзаменационные задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Полезные материалы по аттестации [7]

Интересные и полезные материалы в помощь аттестующимся учителям.

Разное [11]

Разная полезная информация от участников нашего РМО

К 70-летию Великой Победы [14]

В данной категории представлены методические материалы (конспекты уроков, внеурочных мероприятий, презентации и др.), посвященные тематике Великой Отечественной войны.

Презентации по истории [3]

Презентации по истории наших учителей и презентации с просторов Интернета

Подготовка к Олимпиаде [3]

Различные олимпиады для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию и праву

Подготовка к РПР и ВПР по истории и обществознанию [15]

В данном разделе размещены материалы для подготовки обучающихся к региональным и всероссийским проверочным работам по истории и обществознанию

mo-historymv.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *