Как начать готовиться к огэ по географии – Статья на тему: Как подготовиться к ОГЭ по географии | скачать бесплатно

Методика подготовки к ОГЭ по географии

Часто бывает так, что учащиеся и студенты плохо сдают экзамен не потому, что действительно плохо готовились, а потому, что они неэффективно использовали время для подготовки. Как правило, в последние дни, перед экзаменом идет самый активный процесс заучивания материала, хотя «заучиванием» это назвать сложно, скорее просто «зубрежка» информации.

Есть и те, кто надеется «на авось» и в последнюю ночь пишет шпаргалки. Продуктивность подобных действий не высока. Есть одна схема эффективного повторения учебного материала, обратите внимания, не запоминания, а именно повторения. Первый раз, повторить информацию следует сразу после прочтения. Второй раз, через 20 минут, после окончания первого повторения. Третий, чрез 8 часов. И самый последний, четвертый раз, через сутки, лучше перед сном.

При использовании данного режима следует помнить два условия:

  1. повторяемый материал должен быть выучен ранее. Почему? Дело в том, что принципиально новая информация должна уложиться в вашем сознании и мышлении, и только потом можно применять приведенный выше режим запоминания;
  2. процесс повторения нужно производить исключительно в соответствии с этими правилами.

Итак, как следует готовиться к экзаменам? Учтите, что при подготовке быстро читать можно лишь дополнительную литературу и учебные пособия. Учебники нужно изучать не поверхностно, а досконально. Разделите его на несколько частей, в зависимости от того, сколько дней вам дано на подготовку к экзамену. Например, если вам дано на подготовку 3 дня, делим учебник на 2 части, если 4 дня, делим на 3 части. Давайте рассмотрим вариант, когда до экзамена есть 4 дня.

1-й день

  1. Утром читаем 1-ю часть.
  2. Повторяем 1-ю часть, сразу после прочтения.
  3. Повторяем 1-ю часть, через 20 минут, после первого повторения.
  4. Повторяем третий раз, перед сном, примерно через 8 часов, после предыдущего повторения.

2-й день

  1. Утром читаем 2-ю часть.
  2. Повторяем 2-ю часть, сразу после прочтения.
  3. Повторяем 2-ю часть, через 20 минут, после первого повторения.
  4. Четвертый раз повторяем 1-ю часть, перед сном.
  5. Повторяем третий раз 2-ю часть, перед сном, примерно через 8 часов, после предыдущего повторения.

3-й день

  1. Утром читаем 3-ю часть,
  2. Повторяем 3-ю часть, сразу после прочтения.
  3. Повторяем 3-ю часть, через 20 минут, после первого повторения.
  4. Четвертый раз повторяем 2-ю часть, перед сном.
  5. Повторяем третий раз 3-ю часть, перед сном, примерно через 8 часов, после предыдущего повторения.

4-й день

  1. Быстро читаем дополнительную литературу, заостряя внимания на важных моментах.
  2. Четвертый раз повторяем 3-ю часть, перед сном.

Вот и все. Забудьте о волнении, о том, что завтра – экзамен, расслабьтесь и отдохните. Поверьте, если вы четко следовали данному режиму, то запомнили информацию четко и полно. Вы знаете, основные моменты каждой части учебника и можете изложить их суть максимально близко к тексту.

Как запомнить большое количество материала

  • Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов.
  • Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках.
  • В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление

  • Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  • Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
  • Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  • Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  • Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
  • Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
  • Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

  • Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  • Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  • Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  • Чередовать умственный и физический труд.
  • В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  • Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  • Минимум телевизионных передач!

Упражнение «Эксперимент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Время: 10 минут

Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Анализ:

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

Как развить самообладание?

rosuchebnik.ru

Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии.Обобщение опыта учителя географии.

Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Обобщение опыта учителя географии.

Иорданской Оксаны Владимировны

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Диагностика

Важное значение имеет диагностика . Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Я провожу диагностику и затем выстраиваю график, который наглядно показывает какое количество баллов было набрано учеником за 1, 2 и последующие работы.

Составление графика

Данный график даёт возможность увидеть не только сколько баллов заработал ученик той или иной работой но и какие задания у него не получаются. Что даёт возможность ещё раз проработать проблемные вопросы. С помощью графика мы показываем учащимся и их родителям объективную картину подготовки к ОГЭ. Что даёт дополнительный стимул к дальнейшей работе по предмету.

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

лодного фронта.

Прохождение тёплого и холодного фронта.

Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

Топографическая карта

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

 

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Результаты

В 2013 году, в 2014 году учащиеся которые выбрали ОГЭ по географии все сдали на «5».

ЖЕЛАЮ

УДАЧИ!

kopilkaurokov.ru

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Сообщение из опыта

работы подготовила

учитель географии

МБОУ «СОШ №10»

Латина О.П.

для обсуждения на

районном семинаре МО

учителей географии

29.03.2016

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. ( Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

Задача

Карты

Алгоритм действий

9

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

7

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику

которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

8

Вычисление показателей населения

(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

  1. Найти в таблице нужные данные

  2. Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

16

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

Тема «Население России»

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

10

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

11

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

27

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

15

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит — тектоническую структуру – их внешнее проявление)

16

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

17

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

«План местности»

Задача

Алгоритм действий

18

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

19

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч — направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

20

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

21

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

«Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

17

Определение по географическим координатам

объекта

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.

«Факторы размещения промышленного производства»

 

Задания 23 и 22 

АО «Тульский комбайновый завод» — одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции

моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

 

Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

2) Урала

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

 

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий,

рекомендуемая учащимся при выполнении задания типа 23

 

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.)  Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

 

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

 

1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?

АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)

 

2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно

много металла, следовательно, это производство материалоемкое

3 3)    Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

4)     Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.

 

5)     Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе указанном в задании.

В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника.

Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу:

 

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

 

Отрасли

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

 

 

 

 

 

 

Передельная

металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

 

 

 

В качестве сырья использует металлолом.

 

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

 

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

 

 

 

 

 

 

Металлургия тяжелых металлов

 

Металлургия легких металлов

 

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

 

Низкое содержание металла в руде

 

 

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

 

 

 

 

Сырьевой

 

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Тяжелое машиностроение

 — производит оборудование для других отраслей, например:

— энергетическое

— металлургическое

— химическое

— пр-во горно-шахтного оборудования

— пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной

техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

 

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

 

 

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой — тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 

тепловая

 

 

 

 

 

гидроэнергетика

 

 

атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

— использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный — тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 

ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

    21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

    21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга .

multiurok.ru

Как подготовиться к ОГЭ по географии

Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.

Китайская пословица

Как подготовиться к ОГЭ

по географии?

Для школьников, преподавателей и родителей

Билеты по географии охватывают курс географии за 5-9 классы

В билетах часто встречаются задания, в которых нужно будет проанализировать карты, диаграммы или статистическую информацию .

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

прежде всего, стоит ориентироваться на школьную программу и иметь под руками комплект учебников, изданных с грифом Минобразования и науки РФ ;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

не забывайте регулярно работать с контурными картами и атласами. Непосредственно атласы на экзамене использовать нельзя, поэтому стоит хорошенько заучить базовую географическую номенклатуру, чтобы суметь определить местоположение географических объектов на простой контурной карте ;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

используя атласы, смотрите, насколько «свежим» является издание – обращать внимание нужно даже не на год выпуска пособия, а на данные, которые в нем содержатся. Некоторые авторы и составители грешат тем, что просто переиздают старые варианты атласов, а КИМы всегда содержат самые новые данные и цифры ;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

обязательно проработайте демонстрационные билеты 2018 года . Это позволит понять, какие темы вы недопоняли или усвоили недостаточно хорошо. Кроме того, процесс заполнения бланков нужно довести до автоматизма, чтобы на экзамене не терять время на изучение их структуры;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

начинайте учить географию заранее – массив информации в данном ОГЭ значительно больше, чем в других дисциплинах, так что полученным знаниям нужно будет «отстояться»;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

смотрите видеоуроки и фильмы , повествующие о великих географических открытиях. Интересная подача материала поможет вам лучше запомнить фамилии и важные детали;

При подготовке к ОГЭ по географии воспользуйтесь следующими советами и рекомендациями:

регулярно проходите тестирование в интернете – ограниченное время, выделенное на каждый тест или задачу, поможет вам собраться и активизировать умственный процесс.

Максимум баллов, которые можно набрать при решении КИМа, равен 32 .

При этом за задания простого уровня можно будет получить до 17 баллов.

Удачи!

multiurok.ru

Приемы и методы работы с учащимися при подготовке к ОГЭ по географии

ГБОУ ООШ с. Байдеряково

«Приемы и методы работы с учащимися при подготовке к ОГЕ

по географии»

Учитель географии

ГБОУ ООШ с. Байдеряково

Потапова В.В.

2018 г

Работа по подготовке учащихся к сдаче экзамена по географии в форме ОГЭ осуществляется мной третий год.

Для сдачи экзамена формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому от учителя требуется умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.

В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

  • планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;

  • диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;

  • повтор и структурирование школьных знаний по предмету;

  • более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ

  • обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно. Системный подход к повторению изученного материала — вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно — измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ», «Решу ОГЭ»).

Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Первая работа дается в виде демо-версии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

Подготовка в не рамок урока осуществляется по специально составленной программе, в рамках еженедельных консультаций. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы. После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты.

На ОГЭ по географии при выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. Требую умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения».

При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.

Задание

Алгоритм действий

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние.

Найдите величину масштаба: в 1 см 100 м величина масштаба

Умножьте полученное расстояние на величину масштаба.

Запишите полученный результат.

Если использовать алгоритмы в системе по всем темам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.

 Данная система мероприятий будет способствовать повышению качества подготовки и приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ОГЭ.

Вот результаты!

Результаты сдачи ОГЭ по географии в 2016 и 2017 гг. 

infourok.ru

Подготовка к ОГЭ по географии

Система подготовки к ОГЭ по географии.

Итоговая аттестация – проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя, и насколько грамотно он будет построен, зависит конечный результат.

Главная задача учителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник.

Подготовка к ОГЭ — процесс трудоёмкий. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Сегодня, в связи с тем, что учащимся 9 класса помимо двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике, необходимо успешно сдать еще 2 экзамена по выбору. Наиболее мотивированные учащиеся выбирают те предметы, которые в дальнейшем позволят им поступить в учебное заведение и получить желаемую специальность. Географию же, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей, они считают свой выбор шансом успешно закончить девять классов. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников, и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.

Итоговая аттестация — результат совместной работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

С каждым годом количество учащихся нашей школы, выбирающих географию для прохождения итоговой аттестации, увеличивается. В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

  • планирование работы по подготовке к ОГЭ на консультациях, на уроках;

  • диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;

  • повторение и структурирование школьных знаний по предмету;

  • более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ

  • обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала — вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно — измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

Работу по подготовке к ОГЭ логично начать со знакомства учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Продолжительность работы – 120 минут. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также – способность применить знания и умения в различных ситуациях. Содержание экзаменационных работ определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами.

Следующий шаг- выполнение входной работы (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Первая работа дается в виде демоверсии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая демоверсию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Результаты вносятся в маршрутный лист ученика. По данному листу четко можно определить, с какими заданиями ученик справляется, к каким не приступает вообще, где допускает ошибки — определить динамику. Выявив затруднения ученика учитель строит ему индивидуальный маршрут подготовки к экзамену.

Маршрутный лист учащегося 9 класса ФИ____________________________

п/п

задания/ тема/вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Задания 1.Географические особенности природы и народов Земли

Задания 2. Географическое положение России

Задания 3.Особенности природы России

Задания 4.Геоэкологические проблемы

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности размещение

Задания 6.Природные ресурсы, их использование и охрана

Задания 7.Особенности населения России

Задания 8.Территориальная обеспеченность ресурсами

Задания 9. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами

Задания 10. Географические явления и процессы в геосферах

Задания 11. Разные территории Земли: анализ карты

Задания 12. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

Задания 13. Существенные признаки географических объектов и явлений

Задания 14. Географические координаты

Задания 15. Географические явления и процессы в геосферах (C1)

Задания 16. Географические объекты и явления

Задания 17. Разные территории Земли: анализ карт

Задания 18. Расстояние на карт

Задания 19. Направление на карте

Задания 20. Чтение карт различного содержания (C2)

Задания 21. Чтение и анализ карт

Задания 22. Географические объекты и явления

Задания 23. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами (C3)

Задания 24. Определение поясного времени

Задания 25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России

Задания 26. Географические явления и процессы в геосферах

Задания 27. Анализ информации о разных территориях Земли

Задания 28. Выявление эмпирических зависмостей

Задания 29. Географические следствия движений Земли

Задания 30. Выявление существенных признаков географических объектов и явлений

Для успешного решения поставленных целей рекомендуется использовать различные средства обучения и образовательные технологии. Составляя план подготовки учащихся к экзаменам по географии, мы задумываемся о том, какие материалы и задания лучше всего использовать.. На каждом уроке следует находить время на решение и разбор задании не только из учебника, но и соответствующих теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов, обращение к интернет ресурсам. Удачными являются сайты «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ». Преимущества данных сайтов в том, что они не требуют регистрации и бесплатны для пользования. Весь материал, представленный на данных сайтах можно распечатать для работы на уроке и подготовительных занятиях. Тесты постоянно обновляются и что особенно важно, для учащихся имеется возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям и узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов. Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)

Подготовка вне рамок урока осуществляется по специально составленной программе, в рамках еженедельных консультаций. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ. Для успешного решения заданий ОГЭ необходима постоянная тренировка. Л.Н. Толстой как-то сказал: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – одно из главных требовании к учащимся. 
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель.  Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю каждому ребенку инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам, например:

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 — х% 20

27. Работа с климатограммой.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий бал

0 — 11

12 — 19

20 — 26

27 — 32

infourok.ru

Материал для подготовки к ОГЭ по географии

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше — чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная

с.ш.

з.д. в.д.

ю.ш

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 — х% 20

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

С

З В

Ю

20. Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

— фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. — В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *