Экономика обществознание огэ – ОГЭ по обществознанию — Экономика

ОГЭ по обществознанию - Экономика

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Экономика».

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
Основные понятия: экономика, хозяйство и наука, производство, уровни производства, распределение, принципы распределения, обмен, потребление, основная проблема проблема экономики, роль экономики в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
Основные понятия: товар, услуга, ресурсы, факторы производства, земля, капитал, труд, предпринимательские способности, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность
Основные понятия: три главных вопроса экономики, что производить, как производить, для кого производить, экономическая система, типы экономических систем, традиционная, рыночная, командная, смешанная, собственность, субъекты собственности, объекты собственности, формы собственности, частная, государственная, национализация, приватизация

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация


Основные понятия: производство, производительные силы, производственные отношения, материальное производство, нематериальное производство, экстенсивное производство, интенсивное производство, производительность труда, разделение труда, специализация

3.5 Обмен, торговля
Основные понятия: обмен, разновидности обмена, бартер (натуральный обмен), товарно-денежный обмен

3.6 Рынок и рыночный механизм
Основные понятия: рынок, рыночный механизм, признаки рынка, спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, конкуренция, цена, свободное ценообразование, рыночное равновесие, равновесная цена, закон спроса, закон предложения, классификации рынков, типы конкуренции, совершенная конкуренция, монополия, олигополия, функции рынка, положительные и отрицательные черты рыночной экономики

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
Основные понятия: предпринимательство, черты предпринимательства, организационные формы предпринимательства, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество, кооператив, малое предпринимательство, достоинства и недостатки малого предпринимательства,меры государственной поддержки малого предпринимательства, фермерское хозяйство

3.8 Деньги
Основные понятия: деньги, функции денег, денежная масса, виды денег, инфляция, причины инфляции, последствия инфляции

3.9 Заработная плата и стимулирование труда
Основные понятия: заработная плата, прожиточный минимум, минимальная заработная плата, формы заработной платы, повременная заработная плата, сдельная заработная плата, стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
Основные понятия: доход, причины неравенства доходов, социальная поддержка, меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
Основные понятия: налоги, признаки налогов, виды налогов, прямые налоги, косвенные налоги, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина, государственная пошлина, налогообложение в РФ, налоговая декларация

3.12 Экономические цели и функции государства
Основные понятия: экономические цели государства, экономические функции государства

socialstudies.ru

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ 9 класса по обществознанию на тему Экономическая сфера общества

Инфоурок › Обществознание › Другие методич. материалы › Теоретический материал для подготовки к ОГЭ 9 класса по обществознанию на тему Экономическая сфера общества

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-527447

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тест в форме ОГЭ по разделу: "Экономика"

ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЭКОНОМИКА»

Часть 1

1. Что свойственно командной экономике?

  1. свободное ценообразование

  2. совершенная (чистая) конкуренция

  3. преобладание частной собственности над другими видами

  4. централизованное распределение факторов производства

2. Производители женской одежды в ряде стран Азии ориентируются на предписания буддизма. Поэтому модельный ряд существенно отличается от того, что предлагается в магазинах Европы. Какой фактор, влияющий на предложение, проявился в данной ситуации?

  1. сезонность

  2. стоимость факторов производства

  3. религиозные и культурные традиции

  4. уровень доходов населения

3. К расходной части государственного бюджета относится (-сятся):

  1. выплата заработной платы учителям, врачам

  2. собранные с населения и фирм налоги

  3. кредиты, возвращённые странами-должниками

  4. прибыль государственных предприятий

4. Дефицит государственного бюджета – это:

  1. неспособность выплатить внешний долг государства

  2. превышение государственных расходов над доходами

  3. превышение доходов государства над расходами

  4. сокращение налоговых поступлений

5. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

  1. работникам на предприятиях выплачивается заработная плата

  2. существует разделение труда между отраслями, предприятиями, работниками

  3. цены на товары определяются соотношением спроса и предложения

  4. спрос регулируется карточками, талонами, списками льготников

6. Что характерно для традиционной экономической системы?

  1. натуральное хозяйство

  2. свободная конкуренция

  3. развитые товарно-денежные отношения

  4. дефицит товаров и услуг

7. Государственный бюджет фиксирует:

  1. прибыль и издержки общественного производства

  2. доходы и расходы государства

  3. размер потребления на душу населения

  4. объём денежной массы в обращении

8. Гражданин К. водил машину по доверенности. Он ездил на ней каждый день на работу. Какое отношение к собственности демонстрирует поведение гражданина К.?

1. распоряжение

2. пользование

3. владение

4. принадлежность

9. Конкуренция важна, потому что она:

1. способствует росту цен

2. способствует снижению качества товаров и услуг

3. способствует увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг

4. заставляет производителей повышать затраты на производство товаров и услуг

10. Спрос на услуги специалистов по рекламе формируется на рынке:

  1. информации

  2. товаров и услуг

  3. капитала

  4. труда

11. Блага естественного и искусственного происхождения, используемые для производства (создания) необходимых людям товаров и услуг, называют:

  1. даровыми благами

  2. факторами производства

  3. спросом и предложением

  4. материальными потребностями

12. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

  1. изучение моделей функционирования фондового рынка

  2. оказание населению образовательных услуг

  3. развитие сетей мобильной связи

  4. производство крупной партии грузовых автомобилей

13. Что составляет одну из статей расходов государственного бюджета?

  1. возврат кредитов странами-должниками

  2. финансирование оборонного заказа

  3. прибыль государственных предприятий

  4. акцизные пошлины на табачные изделия

14. После плановой проверки документации коммерческого банка Центральный Банк страны отозвал его лицензию, остановив работу банка. Какая функция Центрального Банка реализована в данном случае?

  1. осуществление антиинфляционной политики

  2. контроль над деятельностью финансовых организаций

  3. эмиссия денежных знаков

  4. контроль над объёмом денежной массы

15. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. В систему косвенных налогов государства включаются акцизы

Б. Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с доходов и имущества граждан и организаций.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

16. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

  1. оказание населению медицинских услуг

  2. анализ факторов формирования денежной массы

  3. выявление закономерностей формирования спроса

  4. исследование принципов сетевого маркетинга

17. Что относится к доходам государственного бюджета?

  1. таможенные пошлины и сборы

  2. содержание вооружённых сил

  3. инвестиции в развитие государственных предприятий

  4. выплаты военным пенсионерам

18. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтёры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

  1. застойная

  2. структурная

  3. фрикционная

  4. сезонная

19. В стране Р. Гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Р.?

  1. Плановому

  2. Командному

  3. Рыночному

  4. Традиционному

20. Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится:

  1. штат мастеров по установке окон

  2. связи с клиентами фирмы

  3. администрация фирмы

  4. оборудование для производства окон

22. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Примеры

Типы экономических систем

А. основа экономики страны Р. – сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

1. командная

Б. в стране Р. Государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

В. в стране Р. Производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

2. традиционная

Г. в стране Р. В условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

3. рыночная

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой. Определите, какие положения текста носят

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявляется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг. (Б) Рост цен в стране Р. в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства специалистов. (В) Инфляция составила 2,1 %. (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

ОТВЕТЫ

1. 4

4. 2

7. 2

10. 4

13. 2

16. 1

19. 3

22. 2133

2. 3

5. 3

8. 2

11. 2

14. 2

17. 1

20. 4

23. 124

3. 1

6. 1

9. 3

12. 1

15. 3

18. 2

21. 1324

24. 23

25. 11122

26.

29.

27.

28.

30.

31.

multiurok.ru

Подготовка к ОГЭ обществознание: Понятие "экономика"

«Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства, в современном языке имеет несколько значений:  

Экономика как хозяйство — система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.  

Экономика как наука — это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.  

Основные вопросы экономики: 

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?  

Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов.

Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.   

Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.  

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.   

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.  

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».  

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.  

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.  

Комплексное изучение экономической деятельности человека порождает целостную систему экономических наук и экономическую теорию как её основную часть, которая на Западе чаще всего именуется «экономикс».  

Экономика — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.  

Структура производства:

 

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия). 

Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей. 

Экономика как система общественного производства:


oge9ob.blogspot.com

Подготовка к ОГЭ. Экономика. Экономика, ее роль в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Экономика. Экономика, ее роль в жизни общества.»

Роль государства в экономике

Параграф 23, 8 класс

Основные функции правительства

  • Обеспечение национальной обороны
  • Отправление правосудие
  • Организация общественных работ
  • Образование юношества
  • Сбор налогов

Зачем экономике государство

  • Государство в XX веке становится регулятором экономической жизни общества
  • Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми
  • Решает проблемы окружающей среды
  • Разрешает противоречия между работниками и работодателями
  • Государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.

Основные экономические задачи

1.Перераспределение доходов граждан и организаций

2. Защита прав собственности .

3.Перераспределение ресурсов в интересах всего общество

4.Забота о трудоустройстве всех граждан

5.Регулирование трудовых отношений.

6.Организация производства общественных благ (оборона, общественный транспорт, мосты, дороги, охрана здоровья, освещение улиц, бесплатное образование…)

Государственный бюджет.

1.Государственный бюджет- это сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытия всех видов государственных расходов.

2.Источники поступления средств – это СТАТЬИ ДОХОДА

3.То, на что средства тра тятся – это СТАТЬИ РАСХОДА

4. Основной источник дохода – это НАЛОГИ

Расход Российского бюджета

  • на национальную оборону
  • различных отраслей экономики
  • поддержание правопорядка и защита
  • содержание органов государственного управления (чиновников)
  • погашение государственного внешнего долга
  • Погашение внутреннего долга

Бюджет используют в качестве инструмента государственного регулирования экономики.

Дефицит бюджета – это когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов.

Как же государство сможет справится с дефицитом своего бюджета?

Решение этой проблемы

  • Рациональное использования бюджетных средств.
  • Сохранение бюджетных расходов.
  • Изыскание источников дополнительных доходов.
  • Одалживание денег у граждан, банков, организаций, других государств.

Обществознание. 8класс: учебник, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М.:Просвещение, 2014 г.

multiurok.ru

ОГЭ по обществознанию - Право

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Право».

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
Основные понятия: право, смысловые значения понятия «право», признаки права, функции права

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
Основные понятия: норма права, состав нормы права, гипотеза, диспозиция, санкция, дозволение, предписание, запрет, отличительные особенности норм права, нормативный правовой акт, основные признаки нормативного правового акта, закон, подзаконный акт

6.3 Понятие правоотношений
Основные понятия: правоотношение, признаки правоотношений, структура правоотношения, содержание правоотношения, виды правоотношений, субъекты правоотношений, физические лица, юридические лица, правоспособность, дееспособность

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
Основные понятия: правонарушение, признаки правонарушения, виды правонарушений, преступления, проступки, юридическая ответственность, виды юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Основные понятия: Конституция РФ, основные признаки конституции, структура Конституции РФ, основы конституционного строя РФ, основные принципы Конституции РФ

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
Основные понятия: федеративное устройство России, субъект РФ, правовое положение субъектов РФ, принципы федерализма в Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
Основные понятия: орган государственной власти, система органов государственной власти РФ, Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Совет Федерации, особенности формирования и полномочия Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, состав Правительства РФ, особенности формирования Правительства РФ, полномочия Правительства РФ, органы судебной власти в Российской Федерации, правосудие, принципы деятельности органов судебной власти, институт президентства в Российской Федерации, требования к кандидату на должность Президента РФ, основные функции Президента РФ, полномочия Президента РФ

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
Основные понятия: правоохранительные органы, функции правоохранительных органов, состав правоохранительных органов, суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы таможни, органы налоговой полиции, нотариат, адвокатура, судебная система, структура судебной системы в РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, мировые судьи, присяжные заседатели, взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
Основные понятия: права человека, признаки прав человека, свободы человека, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, гарантии прав человека и гражданина, обязанность, основные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Основные понятия: ребенок, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, защита прав и законных интересов ребенка, несовершеннолетний, правовой статус несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Основные понятия: защита прав и свобод человека и гражданина, способы защиты прав и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Основные понятия: жертвы вооруженных конфликтов, международное гуманитарное право, Женевские конвенции, Международный комитет Красного Креста

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
Основные понятия: гражданские правоотношения, особенности гражданских правоотношений, виды гражданских правоотношений, имущественные правоотношения, личные неимущественные правоотношения, субъекты гражданских правоотношений, физические лица, юридические лица, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, уровни дееспособности граждан в РФ, вещи, недвижимые вещи, движимые вещи, собственность, содержание права собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, сделка, основные виды гражданско-правовых сделок, договор, содержание договора, условия договора, виды договоров, потребитель, защита прав потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
Основные понятия: семейные правоотношения, особенности семейных правоотношений, основные принципы правового регулирования семейных правоотношений, условия заключения брака, основания для прекращения брака, личные (неимущественные) и имущественные права и обязанности супругов, права и обязанности родителей, права несовершеннолетних детей, меры ответственности за нарушение родительских прав

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, особенности трудовых правоотношений, работник, работодатель, трудовой договор, виды трудовых договоров, прекращение действия трудового договора, коллективный трудовой договор, дисциплина труда, охрана труда, особенности регулирования труда несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
Основные понятия: административные правоотношения, особенности административных правоотношений, субъекты административной ответственности, административное правонарушение, виды административных правонарушений, административное взыскание, виды административных взысканий

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Основные понятия: преступление, признаки преступления, виды преступлений, уголовная ответственность, уголовное наказание, виды уголовных наказаний, уголовная ответственность несовершеннолетних

socialstudies.ru

Опорный конспект по подготовке к ОГЭ по обществознанию

ПОДГОТОВКА К ОГЭ - ЭКОНОМИКА

Факторы производства-

ресурсы – элементы, необходимые для производства

Название ресурса

Сущность

Земля

вся совокупность природных ресурсов

Труд

совокупность физических и умственных способностей людей

Капитал

произведенные человеком средства производства

(деньги, сырье, оборудование, сооружения, транспорт)

Предпринимательские способности

управленческие, организаторские навыки, способность комбинировать ресурсы, принимать на себя риск и т. д.

РЫНОК связь производства (фирмы) и потребления (домашние хозяйства) через обмен

Доходы = расходы – сбалансированный бюджет

Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета

Доходы < расходов – отрицательное сальдо или дефицит бюджета.

Важные понятия:

Производительность труда - это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени.

Разделение труда - это процесс, при котором различные виды работы отделяются друг от друга, создавая все новые производства и отрасли

Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Фермерское хозяйство - вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с сельским хозяйством. Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *