Природа это определение обществознание – Общество и природа – взаимосвязь, взаимодействие, теория развития (обществознание, 9 класс)

Ответы@Mail.Ru: общество и природа

Общество и природа

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество» , ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно — социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально — экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

otvet.mail.ru

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Количество просмотров публикации ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА — 5712

Природа в философии принято понимать как всœе сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Об­щество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общест­ва с природой принято понимать как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой по­нимается всœе сущее, в узком смысле она воспринимается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возмож­ностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

В философском плане природа, прежде всœего, соотно­сится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человече­ской деятельности.

Понятие ʼʼбиосфераʼʼ для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 ᴦ. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гᴦ. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундамен­тальную концепцию биосферы и ввел понятие ʼʼноосферыʼʼ, сферы разума, преобразующего планету. Составными час­тями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Общество также имеет свои составные части:

Лнтропосфера — сфера жизни людей как биологиче­ских организмов.

Социосфера — область общественных отношений меж­ду людьми.

Биотехносфера — область распространения техниче­ского влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества — вечная и всœе­гда актуальная проблема философии и всœего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появи­лись первые признаки ухудшения качества биосферы вслед­ствие развития техногенной цивилизации. Это стало нача­лом эры покорения природы. Природа стала рассматривать­ся человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В ре­зультате произошедшей в 20 в. научно-технической рево­люции антропогенное влияние приблизилось к катастрофи­ческому порогу.

Главная проблема антропологического влияния — несо­ответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим воз­никает экологическая проблема — проблема охраны окру­жающей среды от разрушительного влияния человека.

Основные проблемы экологии: истощение недр, загряз­нение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы — проблема социальной экологии — охрана чело­века, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического прогресса.

Особая проблема при взаимодействии человека и при­роды — проблема народонаселœения, которая с течением вре­мени приобретает всœе более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект — рост насе­ления — ведет к усилению эксплуатации природы; числен­ность населœения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности! населœения и его потребностями, не хватает материальных! средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населœения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, обще­планетарный характер, выйдя за рамки государственных границ. Οʜᴎ представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного госу­дарства

Читайте также


  • — Общество и природа

      Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле &… [читать подробнее].


  • — Современное общество и природа, характер взаимодействия

    Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику основных трактовок социального де­терминизма — механической, диалектической, вероятностной. 2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? 3. Что такое фатализм и волюнтаризм? 4. Почему… [читать подробнее].


  • — Общество и природа

    В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала… [читать подробнее].


  • — ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

    Народы, населяющие разные континенты, регионы и страны, живущие в разных природно-социальных условиях, с точки зрения экологии могут рассматриваться как географические популяции человека. Изменения численности и структуры популяций человека изучает демография. … [читать подробнее].


  • — ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

    Общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность ecтecтвeнных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Природа и Общество

    Выполнила: И.Е. студент 1-го курса факультет юридический

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение

    2. Диалектика природы и общества

    3. Взаимодействие общества и природы

    4. Общество как фактор преобразования природы

    5. Теория «Географического детерминизма»

    6. Заключение

    7. Литература

    1. Введение

    Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточна сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вся сложная и развивающаяся гамма отношений людей к природе в рамках социальной философии исследуется и раскрывается настолько, насколько это способствует пониманию общества. Вместе с тем понять сущность человеческого отношения к природе по существу невозможно без учета социального аспекта. Однако история философии показывает примеры неоднократных односторонних, упрощенных вариантов в решении проблемы «человек — природа»(как в контексте религиозной и идеалистической философии, так и материалистической).

    При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин «природа» двойственнен, диалектичен: в широком смысле слова природа — это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в узком смысле слова природа — это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество — это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу (и в этом причина методологической несостоятельности переноса на общество в полном объеме природных характеристик, отождествления общества с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы).

    При изучении взаимосвязи общества и природы не следует их рассматривать как чисто внешне, механически разделенные части мира, причем общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко — в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.

    Уяснение сущности общества как природного феномена позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика предстает как исключительно сложный, многоаспектный, противоречивый, непрерывно развивающийся процесс активного взаимодействия общества и природы. Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная (и в первую очередь материально-преобразовательная, т.е. природо-преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества.

    1. Диалектика природы и общества

    Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (смотри об этом в учебниках: Крапивенский С.Э. Социальная философия. — С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. — С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова — С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни — здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (смотри об этом в учебнике Барулина В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).

    Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.

    Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.

    Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу — как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.

    Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю — преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.

    studfiles.net

    Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы

    • ГДЗ
    • 1 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Испанский язык
    • 4 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература

    resheba.me

    § 2. Человек, общество, природа. Обществознание 8 класс Боголюбов

    • ГДЗ
    • 1 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Испанский язык
    • 4 Класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература

    resheba.me

    10 класс. Обществознание. Общество и природа. — Общество и природа.

    Комментарии преподавателя

    Тема се­го­дняш­не­го урока – «Об­ще­ство и при­ро­да». Мы по­го­во­рим с вами о том, как че­ло­век и об­ще­ство вли­я­ют на при­ро­ду, и как она, в свою оче­редь, ока­зы­ва­ет свое вли­я­ние на них.

    Да­вай­те для на­ча­ла опре­де­лим, что мы на­зы­ва­ем при­ро­дой. Так же, как и в слу­чае с об­ще­ством, есть два опре­де­ле­ния при­ро­ды – в ши­ро­ком и в узком по­ни­ма­нии.

    В ши­ро­ком смыс­ле при­ро­да – это Все­лен­ная, весь ма­те­ри­аль­ный мир. В узком при­ро­дой на­зы­ва­ет­ся та часть объ­ек­тив­но­го мира, с ко­то­рой че­ло­век всту­па­ет в непо­сред­ствен­ное вза­и­мо­дей­ствие и ко­то­рая яв­ля­ет­ся есте­ствен­ным усло­ви­ем че­ло­ве­че­ской жизни. В узком смыс­ле слова при­ро­дой на­зы­ва­ют био­сфе­ру. Этот тер­мин в 1875 году ввел ав­стрий­ский гео­лог Эду­ард Зюсс.

    Точно так же, как об­ще­ство, при­ро­да яв­ля­ет­ся са­мо­раз­ви­ва­ю­щей­ся си­сте­мой. Ее ча­стя­ми яв­ля­ют­ся ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра и тро­по­сфе­ра (рис. 1). При­ро­да по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся.

    Рис. 1. Струк­ту­ра био­сфе­ры

    От­но­ше­ние к при­ро­де в ис­то­рии об­ще­ствен­ной мысли неод­но­крат­но ме­ня­лось. Для ан­тич­ной фи­ло­со­фии ха­рак­тер­на идея гар­мо­нии че­ло­ве­ка и при­ро­ды как жи­во­го, оду­шев­лен­но­го и упо­ря­до­чен­но­го Кос­мо­са.

    В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе гос­под­ству­ет кон­цеп­ция ущерб­но­сти при­ро­ды как ре­зуль­та­та гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка. Бог и при­ро­да про­ти­во­по­став­ле­ны. При­ро­да – по­след­нее, низ­шее звено лест­ни­цы.

    Мыс­ли­те­ли эпохи Воз­рож­де­ния вновь отож­деств­ля­ли бога и при­ро­ду. Такая кон­цеп­ция на­зы­ва­ет­ся «пан­те­изм».

    В ран­нее Новое время был вы­дви­нут ло­зунг «Назад к при­ро­де», ко­то­рый был по­пу­ля­рен по по­ли­ти­че­ским и эти­че­ским при­чи­нам. Фран­цуз­ский фи­ло­соф Жан-Жак Руссо (рис. 2) счи­тал, что наи­бо­лее есте­стве­нен при­род­ный че­ло­век. В XX веке эту идею вос­при­ня­ло дви­же­ние «зе­ле­ных».

    Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

    В то же самое время по­яви­лось так на­зы­ва­е­мое пре­об­ра­зо­ва­тель­ное по­ни­ма­ние при­ро­ды, вы­ра­жен­ное во фразе «При­ро­да – не храм, а ма­стер­ская». Но с этим были со­глас­ны не все.

    В XVIII веке швед­ский био­лог Карл Лин­ней (рис. 3) в своем труде «Си­сте­ма при­ро­ды» вво­дит че­ло­ве­ка как осо­бый вид homo sapiens. Аме­ри­кан­ский физик и со­цио­лог Бен­джа­мин Фран­клин (рис. 4) дает опре­де­ле­ние че­ло­ве­ка как «жи­вот­но­го, де­ла­ю­ще­го ору­дия» (toolmaking animal), а Чарлз Дар­вин со­зда­ет тео­рию эво­лю­ции, со­глас­но ко­то­рой че­ло­век яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью при­ро­ды.

    Рис. 3. Карл Лин­ней

     

    Рис. 4. Бен­джа­мин Фран­клин

    В XX веке по­яви­лась кон­цеп­ция «но­осфе­ры» – «цар­ства ра­зу­ма». Тер­мин ввел в 1927 году фран­цуз­ский уче­ный Эжен Леруа, а его по­пу­ля­ри­за­то­ром и самым из­вест­ным сто­рон­ни­ком тео­рии но­осфе­ры стал В. И. Вер­над­ский.

    Кста­ти, неред­ко тео­рию но­осфе­ры под­дер­жи­ва­ли фи­ло­со­фы, взгля­ды ко­то­рых труд­но на­звать ма­те­ри­а­ли­сти­че­ски­ми. В се­ре­дине XX века одним из ак­тив­ных сто­рон­ни­ков этой тео­рии был тео­соф Пьер Тейяр де Шар­ден.

    Как бы мы ни вос­при­ни­ма­ли че­ло­ве­ка – как часть при­ро­ды или как ее ан­ти­те­зу, – все равно мы при­зна­ём, что при­ро­да и об­ще­ство вли­я­ют друг на друга. Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная на­уч­ная дис­ци­пли­на эко­ло­гия. Так на­зы­ва­ют слож­ное объ­еди­не­ние на­уч­ных дис­ци­плин, ис­сле­ду­ю­щих вза­и­мо­дей­ствие живых ор­га­низ­мов, че­ло­ве­ка, че­ло­ве­че­ских со­об­ществ с окру­жа­ю­щей сре­дой.

    Этот тер­мин был вве­ден в 1866 году одним из по­сле­до­ва­те­лей Ч. Дар­ви­на, немец­ким зоо­ло­гом Эрн­стом Гек­ке­лем (рис. 5), ко­то­рый опре­де­лял эко­ло­гию как науку об от­но­ше­ни­ях ор­га­низ­мов к окру­жа­ю­щей среде. Мы с вами, ко­неч­но, го­во­рим в первую оче­редь не про­сто об эко­ло­гии, а о со­ци­аль­ной эко­ло­гия – дис­ци­плине, ле­жа­щей на стыке есте­ствен­ных, тех­ни­че­ских, гу­ма­ни­тар­ных и об­ще­ствен­ных наук.

    Рис. 5. Э. Гек­кель

    Как об­ще­ство вли­я­ет на при­ро­ду? Оно:

    — изу­ча­ет и ис­поль­зу­ет при­ро­ду, по­сто­ян­но рас­ши­ряя объем и пре­де­лы ее ис­поль­зо­ва­ния;

    — вли­я­ет на струк­ту­ру окру­жа­ю­щей среды;

    — вли­я­ет на вос­ста­нов­ле­ние при­ро­ды.

    При­ро­да, в свою оче­редь:

    — дает сред­ства к су­ще­ство­ва­нию;

    — вли­я­ет на раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил;

    — вли­я­ет на раз­ви­тие об­ще­ства;

    — может уни­что­жать ре­зуль­та­ты че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти.

    Ко­неч­но, сте­пень за­ви­си­мо­сти об­ще­ства от при­ро­ды в про­цес­се раз­ви­тия со­кра­ща­ет­ся. Пер­вые по­пыт­ки пре­об­ра­зо­ва­ния при­ро­ды в виде стро­и­тель­ства ка­на­лов древ­ние егип­тяне и жи­те­ли Ме­со­по­та­мии пред­при­ни­ма­ли еще в IV ты­ся­че­ле­тии до нашей эры.

    Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать, что при­ро­да оста­ет­ся важ­ней­шим фак­то­ром об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия. Об этом и дру­гих фак­то­рах со­ци­аль­но­го раз­ви­тия мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щий раз. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

    Пре­мия Дар­ви­на

    Как из­вест­но, Чарлз Дар­вин счи­тал, что че­ло­век и обе­зья­на имели общих пред­ков. Неко­то­рые наши со­вре­мен­ни­ки со­вер­ша­ют столь иди­от­ские по­ступ­ки, что ино­гда ка­жет­ся, что жи­вот­ные умнее че­ло­ве­ка.

    Таким людям, ко­то­рые со­вер­ши­ли самые иди­от­ские по­ступ­ки с ле­таль­ным ис­хо­дом для себя, при­суж­да­ет­ся Дар­ви­нов­ская пре­мия.

    www.kursoteka.ru

    Введение, Что такое общество?, ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

    Сколько значений имеет слово»общество»? изначае все остальные?

    § 1 Что такое общество?

    На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие общество давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы начинаем попытку дать ему вы изначення, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попробуем вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово, например,»дворянское общество»»крестьянское общество»,. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друганого.

    Но вот другой ряд связанных понятий:»первобытное общество»,»феодальное общество»,»французское общество»Здесь уже, употребляя понятие»общество», мы имеем в виду определенный этап исторического разви тку человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективно м развития. Это все население. Земли, совокупность всех народов. Иными словами, это часть мира, видособилась от природы, но тесно с ней связана и которая включает в себя способы взаимодействия людей и форм и их объединениямиання.

    Последнее определение отражает понятие общества в широком смысле. Попробуем разобраться в этом определении более детально

    ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

    Начнем с положения о том, что общество — это обособленная от природы часть мира (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека). В чем же заключается это отдели ремлення? и общества законами. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает преобразователем, творцом культуры. Само слово»культура»в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это создан а человеком»вторая природа», будто надстроена над первичной природе. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к не оформленного более низкого»чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова. Тургеневская героя. Базарова:»Природа — не храм, а мастерская, и человек в ни и работник»Хорошо известно, к чему привела эта установка сегодня. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис создали угрозу самому существованию человечестваю людства.

    Сегодня важнее сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности влияют на общественное и развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, в. М. Грушевского читаем о влиянии год на хозяйственную и общественную жизнь славян:»Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали населения за своими разветвлениями. По этим бассейнах рано обозначились различные местные группы населения, пле мена, на которые древний летопись разделяет русское славянство IX-X вв. Но эта центробежная действие речной сети сдерживалась другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины не. Разрешать яла части населения, которое размещалось на них, отделяться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготавливали народное единство и способствовало а государственному объединению страныраїни».

    С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее на аслидкы. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг. Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах. Кавказских гор, так же как прекрасные рощи на островах. Тихого океана, — дело рук человека. Вместе с тем, известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодую растительность. О античную. Грецию, например, говорили, что йщо її

    Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начали свои рассуждения, уточним: говоря об отделении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но является не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

    uchebnikirus.com

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *