Ответы@Mail.Ru: общество и природа
Общество и природаОбщество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество» , ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно — социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально — экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
otvet.mail.ru
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Количество просмотров публикации ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА — 5712
Природа в философии принято понимать как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество — особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой принято понимать как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она воспринимается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа — это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.
В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.
Понятие ʼʼбиосфераʼʼ для обозначения живой оболочки земли ввел в 1868 ᴦ. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гᴦ. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие ʼʼноосферыʼʼ, сферы разума, преобразующего планету. Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
Общество также имеет свои составные части:
■ Лнтропосфера — сфера жизни людей как биологических организмов.
■ Социосфера — область общественных отношений между людьми.
■ Биотехносфера — область распространения технического влияния человечества.
Взаимоотношение природы и общества — вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты.
С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человека). В 20-м столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу.
Главная проблема антропологического влияния — несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.
Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы — проблема социальной экологии — охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического прогресса.
Особая проблема при взаимодействии человека и природы — проблема народонаселения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект — рост населения — ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности! населения и его потребностями, не хватает материальных! средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.
Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за рамки государственных границ. Οʜᴎ представляет собой общечеловеческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства
Читайте также
Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле &… [читать подробнее].
Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма — механической, диалектической, вероятностной. 2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? 3. Что такое фатализм и волюнтаризм? 4. Почему… [читать подробнее].
В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала… [читать подробнее].
Общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность ecтecтвeнных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,… [читать подробнее].
referatwork.ru
Природа и Общество
Выполнила: И.Е. студент 1-го курса факультет юридический
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Диалектика природы и общества
Взаимодействие общества и природы
Общество как фактор преобразования природы
5. Теория «Географического детерминизма»
6. Заключение
7. Литература
Введение
Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточна сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вся сложная и развивающаяся гамма отношений людей к природе в рамках социальной философии исследуется и раскрывается настолько, насколько это способствует пониманию общества. Вместе с тем понять сущность человеческого отношения к природе по существу невозможно без учета социального аспекта. Однако история философии показывает примеры неоднократных односторонних, упрощенных вариантов в решении проблемы «человек — природа»(как в контексте религиозной и идеалистической философии, так и материалистической).
При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин «природа» двойственнен, диалектичен: в широком смысле слова природа — это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в узком смысле слова природа — это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество — это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу (и в этом причина методологической несостоятельности переноса на общество в полном объеме природных характеристик, отождествления общества с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы).
При изучении взаимосвязи общества и природы не следует их рассматривать как чисто внешне, механически разделенные части мира, причем общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко — в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.
Уяснение сущности общества как природного феномена позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика предстает как исключительно сложный, многоаспектный, противоречивый, непрерывно развивающийся процесс активного взаимодействия общества и природы. Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная (и в первую очередь материально-преобразовательная, т.е. природо-преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества.
Диалектика природы и общества
Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (смотри об этом в учебниках: Крапивенский С.Э. Социальная философия. — С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. — С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова — С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни — здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (смотри об этом в учебнике Барулина В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.
Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.
Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу — как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю — преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.
studfiles.net
Что такое общество. Взаимосвязь общества и природы
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
§ 2. Человек, общество, природа. Обществознание 8 класс Боголюбов
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
resheba.me
10 класс. Обществознание. Общество и природа. — Общество и природа.
Комментарии преподавателя
Тема сегодняшнего урока – «Общество и природа». Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.
Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.
В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу. Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.
Точно так же, как общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.
Рис. 1. Структура биосферы
Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.
В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.
Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».
В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».
Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо
В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская». Но с этим были согласны не все.
В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы.
Рис. 3. Карл Линней
Рис. 4. Бенджамин Франклин
В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.
Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ Пьер Тейяр де Шарден.
Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.
Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.
Рис. 5. Э. Геккель
Как общество влияет на природу? Оно:
— изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;
— влияет на структуру окружающей среды;
— влияет на восстановление природы.
Природа, в свою очередь:
— дает средства к существованию;
— влияет на размещение производительных сил;
— влияет на развитие общества;
— может уничтожать результаты человеческой деятельности.
Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.
Однако следует учитывать, что природа остается важнейшим фактором общественного развития. Об этом и других факторах социального развития мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Премия Дарвина
Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.
Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия.
www.kursoteka.ru
Введение, Что такое общество?, ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Сколько значений имеет слово»общество»? изначае все остальные?
§ 1 Что такое общество?
На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие общество давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы начинаем попытку дать ему вы изначення, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попробуем вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово, например,»дворянское общество»»крестьянское общество»,. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друганого.
Но вот другой ряд связанных понятий:»первобытное общество»,»феодальное общество»,»французское общество»Здесь уже, употребляя понятие»общество», мы имеем в виду определенный этап исторического разви тку человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективно м развития. Это все население. Земли, совокупность всех народов. Иными словами, это часть мира, видособилась от природы, но тесно с ней связана и которая включает в себя способы взаимодействия людей и форм и их объединениямиання.
Последнее определение отражает понятие общества в широком смысле. Попробуем разобраться в этом определении более детально
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Начнем с положения о том, что общество — это обособленная от природы часть мира (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека). В чем же заключается это отдели ремлення? и общества законами. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает преобразователем, творцом культуры. Само слово»культура»в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это создан а человеком»вторая природа», будто надстроена над первичной природе. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к не оформленного более низкого»чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова. Тургеневская героя. Базарова:»Природа — не храм, а мастерская, и человек в ни и работник»Хорошо известно, к чему привела эта установка сегодня. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис создали угрозу самому существованию человечестваю людства.
Сегодня важнее сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности влияют на общественное и развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, в. М. Грушевского читаем о влиянии год на хозяйственную и общественную жизнь славян:»Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали населения за своими разветвлениями. По этим бассейнах рано обозначились различные местные группы населения, пле мена, на которые древний летопись разделяет русское славянство IX-X вв. Но эта центробежная действие речной сети сдерживалась другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины не. Разрешать яла части населения, которое размещалось на них, отделяться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготавливали народное единство и способствовало а государственному объединению страныраїни».
С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее на аслидкы. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг. Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах. Кавказских гор, так же как прекрасные рощи на островах. Тихого океана, — дело рук человека. Вместе с тем, известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодую растительность. О античную. Грецию, например, говорили, что йщо її
Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начали свои рассуждения, уточним: говоря об отделении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но является не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
uchebnikirus.com